Девиз наставничества в школе

Обновлено: 17.05.2024

Проблема подростковой девиации, подростковой криминализации, к сожалению, актуальна для России. Все государственные, общественные институты заинтересованы в развитии деятельности, способной стабилизировать ситуацию в данном направлении. Дети группы риска – это та категория детей, подростков, которая в силу определенных обстоятельств более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной их дезадаптации. Им необходима действенная эффективная помощь и поддержка в современном мире, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность (неприкаянность), одиночество.

Цели, задачи и принципы работы наставника, шаги сотрудничества

Кто такой наставник?

Наставник - уважаемый и авторитетный человек, способный к осуществлению связи между всеми институтами общества, помощи подростку советом и делом, содействию в решении вопросов его жизнеустройства (бытового, трудового).

«Наставник - это, прежде всего социальный аниматор, который может совершенствовать, строить те социальные отношения, которые своими смыслами и красотой захватят, привлекут к нравственным ценностям и выборам проблемного ребенка».

Наставник - это волонтер из числа опытных педагогов, классных руководителей, социальных педагогов, психологов, представителей общественности, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, готовый добровольно принять обязанности по воспитанию и социализации человека, нуждающегося в помощи и поддержки, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Девиз наставников: «Мы открываем ВМЕСТЕ то, что ЗНАЮ Я».

Принципы работы наставника:

Личностный поход к подростку, реализуемый в формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать.

Системность - необходимость всестороннего анализа проблемы социальной дезадаптации подростка группы риска и применения системы мероприятий, адекватных выявленной проблематике.

Оптимистическая гипотеза - вера в подростка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного подхода «сделай себя личностью сам».

Объективность подхода к подростку – знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной позиции).

Коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению, налаживанию связей и координации со всеми субъектами социально-психолого-педагогического сопровождения (администрацией школы, педагогами, родителями, врачами, социальными педагогами, психологами, юристами, федеральными и местными властями и другими категориями) для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов помощи ребенку.

Неразглашение информации о ребенке и его семье.

Уважение достоинства и культуры всех народов.

Оказание взаимной помощи, безвозмездные услуги лично, либо организованно в духе партнерства и братства.

Превращение наставничества в элемент личного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, выявления способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, давая каждому возможность быть созидателем, а не пользователем.

Стимулирование чувства ответственности.

Цель работы наставника: Оказание социально-психолого-педагогической помощи и поддержки подростку группы риска.

К «группе риска» относят, как правило, несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в психолого-педагогической, социально-правовой и медицинской помощи, требующей непосредственного руководства наставником (по обоюдному согласию).

Задачи наставника:

Установление контакта с подростком и с другими специалистами ОУ

Обучение социальным и практическим навыкам подростка группы риска, необходимым для адаптации в обществе

Забота о быте подростка

Отслеживание социальных контактов

Формирование ближайшего окружения

Помощь в получении образования

Помощь в организации досуга

Контроль за соблюдением принудительных мер воспитательного воздействия (ограничения пребывания на улице, обязанность учиться)

Помощь в гражданском, личностном, профессиональном определении подростка

Помощь в конфликтных ситуациях в школе, на работе

Наставник может научить подростка:

-видеть и понимать проблему

Наставник способный стать значимым «взрослым» для подростка, способный найти подход, раскрыть его возможности и интересы сможет оказать социально-психолого-педагогическую помощь и поддержку. Обязательным условием во взаимоотношении подростка и наставника является - доверие. На основе доверительных отношений возможно «пройти путь вместе» опираясь на шаги сотрудничества.

Шаги сотрудничества

1. Наставник проясняет подростку личное восприятие своей жизненной ситуации: что ему нравится в своей жизни, что не нравится, чтобы он хотел изменить.

2. Наставник интересуется планами подростка на будущее: кем бы хотел стать, какие у него мечты, каким он представляет себя через 5-10 лет.

3. Наставник предлагает свою помощь в достижении желаний подростка. Картина мира у подростка группы риска часто противоречива, необходимо указывать на эти противоречия. Наставник ориентируется на близкие цели подростка.

4. Наставнику иногда приходится самому предлагать различные варианты ближайшего будущего, основываясь на интересах подростка.

5. Наставник сам может устраивать мероприятия: организует походы в кино, в музей, театры, цирк, поход в лес и т.д. Такие мероприятия укрепят взаимоотношения, расширят кругозор подростка.

6. При появлении у подростка готовности пойти в кружок, секцию, клуб, наставник помогает ему в реализации этого желания, общается с руководителем, помогает в адаптации.

7. Наставник может выступать посредником между подростком и обществом.

8. Наставник входит в контакт с семьей только при согласии подростка. Часто подростки могут решить, что контакт наставника с родителями приведет к наказанию, вызовет их гнев.

9. Наставник может привлекать подростка к организации праздников, акций, спортивных мероприятий. Все это расширяет кругозор, повышает самооценку, улучшает отношение к наставнику.

Этические нормы, права и обязанности наставников

Стандарты этического поведения наставников:

Стремитесь понять уникальность каждого подростка и те условия, которые определяют его поведение и характер оказываемой ему помощи.

Не переоценивайте свои личные и профессиональные возможности.

Всемерно используйте знания, умения и методы научного познания в решении постоянно возникающих проблем.

Используйте свой жизненный опыт и профессиональный опыт старших наставников при разработке основных направлений программ психолого-педагогического сопровождения подростка ГР.

Выявляйте социальные нужды, природу и характер личных, групповых и общинных, национальных и международных социальных проблем подростка и объясняйте их.

Ясно и отчетливо, в доходчивой форме разъясняйте все свои установки или действия, как в качестве частного лица, так и в качестве наставника.

Права и обязанности наставников:

Активно поддерживайте свои ассоциации, будьте преданным их целям и осведомленным об их политике и деятельности.

Стремитесь, в меру своих способностей и наличия свободного времени, доводить до успешного завершения, в соответствии со взятой на себя ответственностью, совместно выработанные программы.

Не уклоняйтесь от новых знаний.

Не разглашайте конфиденциальную информацию.

Уважаете Права Человека и основные принципы наставничества.

В функциональные обязанности наставника можно включить:

создание и поддержание связей между подростком группы риска, школой, семьей и местом проживания, подготовка его к интеграции в самостоятельную жизнь и поддержка подростка в его жизнеустройстве после выпуска. Наставник может осуществлять психологическое сопровождение, оказывать помощь в ориентации в хозяйственно-бытовых вопросах, передавать подросткам умение эффективного взаимодействия со всеми службами (социальные службы, школы, специальные учебные заведения и т.п.)

Формы, направления, методы и виды деятельности наставников

Деятельность наставника направлена:

создание и поддержание связей между подростком группы риска, школой, семьей

осуществление психологического сопровождения

оказание личностно-ориентированной педагогической, психологической помощи несовершеннолетним, состоящим на разных видах учета

оказание социальной помощи несовершеннолетним, состоящим на разных видах учета

оказание помощи в ориентации в хозяйственно-бытовых вопросах, передавать подросткам умение эффективного взаимодействия со всеми службами (социальные службы, школы, специальные учебные заведения и т.п.)

организацию просветительской работы с родителями, законными представителями в целях обеспечения безопасности ребенка, профилактики алкоголизма (других зависимостей) родителей и насилия над ребенком, восстановление социальных функций семьи;

Формы работы наставника

Формы индивидуальной работы наставников

Универсальные, которые в зависимости от ситуации, могут выступать как самостоятельные, так и в качестве составляющих компонентов более сложных индивидуальных форм: диагностическая беседа, консультация, совет, рекомендация, психолого-педагогическая поддержка, обсуждение (разбор) проблемы, предложение, поручение, включение в совместную работу, и т.д.

Поддержка становления индивидуальности ребенка: оказание помощи ребенку в понимании своих способностей выборе занятия, предложить позаниматься со специалистами для развития своих способностей или организовать эти занятия, вовлечь в работу (кружка, секции, коллектива по какому-то делу), пригласить на занятия, предложить пройти консультации у специалистов и т.д.

Содействие в проявлении индивидуальности: устроить на родительском собрании выставку лучших поделок, организовать концерт, творческий вечер, провести творческий отчет об участии ребенка в каком-то мероприятии, подготовить ребенка для участия в конкурсе или мероприятии, помочь подготовить выступление на классном часе по теме своего увлечения или о культуре народа, к которому ребенок принадлежит, дать творческое задание по подготовке к общему делу, поручить разработать положение о конкурсе, турнире и т.д., беседа с ребенком о его достижениях в той или иной сфере, помочь ему составить «Лестницу своих достижений» и т.д.;

Психолого-педагогическая коррекция индивидуальных особенностей: посоветовать ребенку участие в тренинге по коррекции его проблемных качеств, помочь научиться правильно и самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, оказать помощь в составлении режима дня, объяснить, как вести «Дневничок настроения» или просто дневник – анализ дня, составить с ребенком программу его саморазвития, проанализировать с ребенком причины появления и проявления в его поведении агрессии, грубости, рекомендовать прочитать книгу, имеющую отношение к проблеме ребенка и содержащую воспитательный потенциал, дать возможность ребенку проявить свои организаторские способности (придумать поручение), провести совместную работу с психологом над самооценкой, с помощью психолога скорректировать отрицательные личностные черты характера, такие как грубость, агрессия, провести беседу с учителем-предметником по возможности коррекции заданий для ребенка по предметам, проблемным для него, провести работу по индивидуальной коррекции поведения ребенка в классе и его отношения к одноклассникам.

Групповые формы работы индивидуально-ориентированного характера с классом предполагает диагностику трудностей, проблем взаимоотношений, разработку разнообразных мероприятий (тренинги, ролевые игры, спортивные игры, экскурсии, походы в кино и т.п.).

Формы работы с классом: социометрия, исследование особенностей межличностных отношений и их состояние, место подшефного подростка в них; выявление трудностей отношений в классе, проблем, их обсуждение (вертушка, мозговой штурм); анализ собранного материала; обсуждение материалов социометрии с классом; поиск общих интересных дел, сбор планирования, набор дел; распределение ответственных, определение поручений и организация участия в них подопечных подростков.

Направления работы наставника:

Профориентационная работа с подростком группы риска

Работа с семьей подростка группы риска

Работа с педагогическим коллективом ОУ

Работа со сверстниками, одноклассниками

Работа со следующими организациями: служба занятости, КДН, спортивные школы, клубы по месту жительства и т.д.

Методы работы наставника:

курирование – способ сохранения и поддерживания контакта наставника и подростка, контроля ситуации со стороны наставника;

интервенция – специфический способ «вхождения» в личностное пространство для минимизации (устранения) негативной адаптации и стимулирования позитивной адаптации личности в изменяющихся ситуациях;

коррекция – процесс исправления тех или иных нарушенных функций;

психолого-педагогическая поддержка – своевременное позитивное воздействие педагога (наставника) и родителей (взрослых) на подростков с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих, эмоциональному шантажу, рэкету и оказание психологической помощи в решении этих проблем;

психологическая помощь – это особая деятельность наставника, осуществляемая в процессе решения жизненно важной задачи, возникающей у подростка группы риска;

реабилитация – это система мероприятий по восстановлению психических функций, организованная определенным образом, оптимизирующая жизнь личности при непосредственном взаимодействии;

социально-психологическая профилактика – это предупреждение возможных негативных последствий поведения, нежелательных для обучения и развития подростков;

социально-психологическое сопровождение – протекающий во времени процесс создания социально-психологических условий изменения;

консультирование – превентивная, упреждающая помощь, предотвращающая развитие нежелательных осложнений.

тренинг – многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

Виды деятельности наставника:

Аналитическая деятельность наставника. Наставники постоянно находятся в процессе аналитической деятельности.

Реабилитационная деятельность направлена на возвращение подростка группы риска к обычной деятельности (учебной, трудовой), к прежним своим обязанностям, на преодоление дезадаптации.

Профилактическая деятельность направлена на профилактику девиантных форм поведения. Первая форма психопрофилактики – организация социальной среды на основе представления о ее детерминирующем влиянии на формирования девиаций. Вторая форма – информирование, включающее попытки воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения способности к принятию конструктивных решений.

Информационная деятельность наставника заключается в расширении кругозора подростка, в развитии его общей осведомленности, а также в получении необходимых знаний.

Социальная деятельность наставника направлена на вовлечение подростка группы риска в различные социальные институты, привлечения подростка к социально одобряемым формам деятельности.

Наставничество: здесь собраны лучшие цитаты, афоризмы и высказывания великих ученых и мыслителей, известных и успешных людей на предмет этой темы.

Каждый мужчина имеет какие-нибудь достоинства, только нужно ему на них указать.

Если твои планы рассчитаны на год — сей просо, если твои планы рассчитаны на десятилетия — сажай деревья, если же твои планы рассчитаны на века — воспитывай людей.

Никогда не забывай этой истины: то, что ты получаешь от жизни, — это то, что ты жизни даешь.

Мудрое слово и музыка — маяк, освещающий путь сердца и души.

Слова, ещё слова, и только слова: это всё, что нам оставили самые знаменитые философы.

Наша сила — в силе мысли, в силе правды, в силе слова.

Великая цель образования — это не знания, а действия.

Каждому нужен тренер. Неважно, кто вы — баскетболист, теннисист, гимнаст или игрок в бридж.

Цель образования — помочь учащимся максимально понять окружающий мир и выявить свои внутренние таланты с тем, чтобы реализовать себя как личности и стать активными и сопереживающими гражданами своей страны.

Красота, ум, доблесть, под воздействием похвал расцветают, совершенствуются и достигают такого блеска, которого никогда не достигли бы, если бы остались незамеченными. Наказание должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива и если нарушитель открыто и сознательно идёт на это нарушение, пренебрегая требованиями коллектива. Иногда наш огонь гаснет, но другой человек снова раздувает его. Каждый из нас в глубочайшем долгу перед теми, кто не дал этому огню погаснуть. Коллектив является воспитателем личности. Без искреннего, открытого, убеждённого, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива. Развивая собственное мировоззрение и личностные качества, человек глубже поймет великолепие и ценность жизни. Это еще больше дает ему мотивацию и силу воли во имя достижения осмысленно поставленных целей. Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Если вы что-то не можете объяснить шестилетнему ребенку, вы сами этого не понимаете. Сильнее всего на мир воздействуют именно эмоции, причем философского масштаба. Революцию совершает философская эмоция несправедливости мироустройства, озлобленности на существующий порядок вещей. Научные открытия совершаются философскими эмоциями удивления перед загадками мироздания. В основе художественных произведений и технических изобретений лежит радостное чувство свободы, позволяющей творчески преображать мир.

Воспитывать человека — это значит организовать вокруг него общество, которое всегда будет направлять его на правильную связь с окружением.

Развитие soft skills, как и развитие в принципе, невозможно без взгляда со стороны. Для этого хороши любые способы. Можно найти психолога или ментора. Обратиться за советом к опытному коллеге, который был в похожей ситуации и как-то ее преодолел. Еще один способ — пойти на тренинговую программу. Ее преимущества в том, что это безопасная среда. В ходе программы моделируются реальные ситуации. Но человек, находя выход из них, ничем не рискует. Даже если он не сможет решить проблему, то не лишится работы или уважения коллег. Каждый человек может не быть учителем. Но не вправе не быть педагогом. Ведь речь идет о значении нравственного воспитания. От Аристотеля до Фомы Аквинского совершенствование означало мудрость, основанную на опыте и отношениях с людьми, через которые на конкретном примере познается добродетельная жизнь. В современном мире совершенствование человека — задача не генной инженерии, а воспитания. Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода, там не может быть никакого воспитательного процесса. Задача учителя — открывать новую перспективу размышлениям ученика. Чтобы сохранить коллектив, сохраняйте его живое ядро, следите, чтобы всегда поколение сменялось при наличии подготовленного поколения, . сберегайте правила, традиции. Учатся у тех, кого любят. Чем больше благодарности вы проявляете, тем большее изобилие притянется в вашу жизнь. Интеллект плюс характер — вот цели настоящего образования. Личный пример — не просто лучший метод убеждения, а единственный. Интеллигентность — способность убрать с чужих глаз долой все плохое и выставить напоказ все хорошее.
Цитата дня

Никто из нас не знает своей судьбы — но мы всегда надеемся на лучшее…

Кинотрилогия "Властелин колец"

Термин дня

Советы от Джека Ма: 1. Конечно, я был напуган и даже сомневался, когда основал компанию Alibaba. Но я верил, что если не мы, то кто-то другой. Нет экспертов завтрашнего дня, только вчерашнего. 2. В бизнесе никогда не беспокойтесь о конкуренции, никогда не беспокойтесь о давлении. Если вы беспокоитесь – не становитесь бизнесменом. Если вы создаете ценность, появляется и возможность. Сегодня весь мир беспокоится. А значит у них есть возможность. 3. Ваша первая работа – самая важная. Не обязательно компания с громким именем, но вы должны найти хорошего начальника, который может научить вас, как быть человеком, как делать вещи правильно. Дайте себе обещание: я пробуду там три года. 4. Как мы можем научить детей быть более творческими и делать то, что не могут сделать машины? У машин есть чипы, но у людей есть сердца. Образование должно двигаться в этом направлении. 5. Что не дает Джеку Ма спать по ночам? «Ничего! Если я не буду хорошо спать, проблема все равно останется. Если я высплюсь, у меня будет больше шансов с ней бороться». 6. Чтобы управлять умными людьми, вы должны использовать культуру и систему ценностей. Они верят в то, что они делают. Правила, законы и документы – вот как вы контролируете глупых людей. 7. Когда я нанимаю людей, я ищу людей, которые умнее меня. Людей, которые через четыре, пять лет могли бы стать моим боссом. Мне нравятся позитивные люди, которые никогда не сдаются.

Особая ответственность лежала на крестных родителях, ведь они должны были стать духовными наставниками ребёнка, поэтому их выбирали с особым вниманием.

Вскоре после того, как мы встретились, он стал наставником людей в нашей команде только по доброте душевной.

Княжич-волк шёл, глубоко задумавшись, а его бывший наставник изредка поглядывал на своего воспитанника и едва заметно улыбался.

Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.

А.С. Пушкин. 19 октября

Образ Наставника в человеческой культуре – такой же мощный архетип, как архетипы Матери и Ребенка. Он присутствует в мифах и легендах, в героических сагах, в книгах и фильмах.

Освоить новые знания и обрести профессиональные навыки без наставников невозможно.

Значение слова наставник - Учитель, руководитель, высококвалифицированный специалист или опытный работник, у которого другие работники могут получить совет или поддержку.

История наставничества уходит далеко в прошлое, термин ментор (наставник) впервые появился в "Одисcее" Гомера, где Ментору поручалось королем Одисcеем присматривать за его сыном Телемакусом и его дворцом, в то время как он отправлялся воевать в Троянской войне.

Этимологически слово «ментор» возникло из греческого: Men-«тот, кто думает», «tor»-суффикс, обозначающий мужской пол, т.е. наставниками изначально были только мужчины.

У слова «наставник» насчитывается 29 синонимов, что говорит о существовании данного термина во всех языках мира и применении во всех сферах деятельности, то есть наставники бывают всех профессиях, но именно в профессии учителя наставничество приобретает особенное значение.

Истории известны имена наставников многих великих людей, сыгравших огромную роль в их судьбе.

Так, наставником Александра Македонского на протяжении 20 лет был мудрый философ Аристотель. Именно он передал мальчику гуманистическую философию и научил ценить человеческие жизни. Благодаря его советам мы помним Александра не как тирана , а как великого полководца, исследователя и просветителя .

Первым наставником царя Петра Первого стал Никита Зотов, бывший подьячий, обучавший царевича Петра чтению, письму и другим наукам, развивавший его ум, любознательность и целеустремлённость.

В жизни великого русского поэта А.С. Пушкина также были наставники.

Василий Андреевич Жуковский - поэт, друг и наставник Пушкина . Он первый обратил внимания на незаурядный талант поэта-лицеиста. "Это надежда нашей словесности, - говорил он о своём ученике и друге. - Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет".

Николай Фёдорович Кошанский был учителем русской словесности Пушкина в Лицее. На уроках Кошанского лицеисты учились "описывать розу стихами", спорить, интересно рассказывать о прочитанных книгах, составлять аннотации, подбирать материалы для журнала. Именно он привил Пушкину любовь к слову, к русской речи.

В моей жизни тоже был наставник, благодаря которому был выбран мой профессиональный путь. Тюрина Антонина Сергеевна была моим учителем русского языка и литературы с 5 по 11 класс, и она же стала моим наставником, когда я вернулась в родную школу молодым специалистом. Её ум, доброта, справедливость, любовь к профессии учителя и огромный багаж знаний стали для меня фундаментом, на котором я начала строить свою учительскую жизнь. Своему учителю и наставнику я обязана преданностью и любовью к профессии, которую не променяю ни на какую другую.

Время летит так быстро, и уже я сама стала наставником для молодых учителей русского языка и литературы, начинающих свою профессиональную деятельность.

Настоящий наставник всегда немного супермен. Чтобы за ним было интересно тянуться, он должен быть особенным, должен впечатлять и восхищать, уметь что-то такое, чего никто больше не умеет.

Для меня таким смелым поступком стало участие в профессиональном конкурсе «Лучший учитель русского языка и литературы-2015», где я стала лауреатом и получила одну из трёх заветных звёздочек.

Цель, которая ставится перед наставником, – сделать, как правило, за один год из выпускника вуза грамотного специалиста.

Но как научить чему-либо взрослого человека, как передать ему свои знания?

«Наставники, которым кажется, что они понимают молодежь, - чистейшие мечтатели. Юность вовсе не хочет быть понятой, она хочет одного: оставаться самой собой»,- это слова немецкого писателя Ремарка, и для меня в них заключён секрет наставничества: помоги, направь, но позволь молодому учителю сохранить свою самобытность, остаться САМИМ СОБОЙ.

Я стала наставником молодого педагога в 2015 году. Это непередаваемое чувство – видеть, как на твоих глазах вчерашний студент шаг за шагом становится настоящим учителем. Мингалёва Дарья Николаевна, моя Даша, поражала меня с самого начала своей отвагой, огромным желанием работать и учиться. Она не боялась спрашивать, не робела, когда я приходила к ней на уроки, она получала удовольствие от учительской работы. С самого начала было понятно, что эта девочка на своём месте. Видя её старательность, любовь к ученикам и к работе, я всё больше уважала свою подопечную. Но моё уважение к ней как к личности выросло во много раз после одного случая.

Во время празднования Дня учителя на сцену поднялся высокий мужчина. Он сказал, что хочет поздравить учителей школы № 55 с профессиональным праздником, потому что это его родная школа, он пришёл в неё в год основания семилетним ребёнком и закончил в ней 11 классов. «В этой школе со дня основания работала моя мама, - продолжал мужчина, - Прасковья Фёдоровна, она вела уроки биологии. А теперь в этой же школе работает моя дочь – Мингалёва Дарья Николаевна».

Все были поражены: многие учителя знали и помнили Мингалёву Прасковью Фёдоровну, кто-то учился у неё, кто-то работал рядом с ней. Но больше всего меня поразил тот факт, что Даша, Дарья Николаевна, никому не рассказала о том, что она внучка Прасковьи Фёдоровны, что пришла работать в школу, которой её бабушка отдала столько лет своей жизни. В этом была скромность Даши и огромное желание, чтобы её оценили как самостоятельную личность, а не как внучку всем известного учителя. В этом вся Дарья Николаевна – скромная, трудолюбивая, ответственная и очень строгая к себе девочка.

Будучи наставником, я определила для себя несколько правил, которые не должен нарушать хороший наставник, если не хочет навредить молодому учителю, отбить ему охоту работать учителем.

1. Не приказывать . Приказ вызывает протест. В процессе общения с молодыми учителями следует отказаться от фраз типа «вы должны», «вам необходимо», «вам нужно» и т. п. Естественной их реакцией на эту фразу могут стать слова: «Ничего я вам не должен. Как хочу, так и работаю!»

2. Не угрожать . Любая угроза – это признак слабости. Угроза со стороны наставника – это еще и признак педагогической несостоятельности, некомпетентности. Угрозы или ультиматум со стороны учителя-наставника провоцируют конфликт. «Если Вы не будете выполнять мои требования, то. » – подобные замечания свидетельствуют о неумении наставника аргументировать свою педагогическую позицию, о непонимании ситуации, об отсутствии дипломатических навыков общения. Этот прием не способствует установлению отношений сотрудничества и взаимопонимания между наставником и подопечным.

3. Не проповедовать . «Ваш профессиональный долг обязывает. », «На Вас лежит ответственность. » – эти воззвания чаще всего являются пустой тратой времени. Они не воспринимаются и не осознаются молодыми специалистами как значимые, вследствие их абстрагированности от реальной педагогической ситуации.

4. Не поучать . Наставник должен помнить о том, что нет ничего хуже, чем навязывать свою собственную точку зрения собеседнику.

5. Не подсказывать решения . Наставник не должен «учить жизни» молодого учителя. «На Вашем месте я бы. » – эта и подобные ей фразы не стимулируют процесс профессиональной поддержки, поскольку произносятся чаще всего с оттенком превосходства и ущемляют, таким образом, самолюбие молодого педагога.

6. Не выносить суждений . Высказывания со стороны наставника типа «Вы должны сменить место работы», «Вы слишком мало внимания уделяете работе» чаще всего наталкиваются на сопротивление и протест молодых учителей, даже в тех случаях, когда они абсолютно справедливы.

7. Не оправдывать и не оправдываться . Наставник потеряет значительную долю своего влияния, если будет строить свое взаимодействие с подопечными на основе этих приемов общения.

8. Не ставить «диагноз ». «Вам нельзя работать в школе, Вы слишком эмоциональны» – такая фраза опытного педагога непременно насторожит молодого учителя и настроит его против наставника.

С учетом профессиональных потребностей молодого учителя можно выделить следующие роли педагогов-наставников.

1. «ПРОВОДНИК». Обеспечит подопечному знакомство с системой данного общеобразовательного учреждения «изнутри». Такой наставник может объяснить принцип деятельности всех структурных подразделений школы.

2. «ЗАЩИТНИК ИНТЕРЕСОВ». Может помочь в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе педагогической деятельности молодого специалиста; организует вокруг профессиональной деятельности молодого учителя атмосферу взаимопомощи и сотрудничества; помогает подопечному осознать значимость и важность его работы; своим авторитетом охраняет учителя от возможных проблем межличностного характера.

3. «КУМИР». Это пример для подражания. Наставник всеми своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения может стимулировать профессиональное самосовершенствование молодого учителя.

4. «КОНСУЛЬТАНТ». Эта роль реализует функцию поддержки. Подопечный получает ровно столько помощи, сколько ему необходимо и когда он об этом просит.

5. «КОНТРОЛЕР». В организованной таким образом наставнической поддержке молодой учитель самостоятельно осуществляет педагогическую деятельность, а наставник контролирует правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций и т. п.

Все эти роли, безусловно, важные и нужные, если гармонично сочетать их друг с другом.

Существуют и различные стили наставничества, которые, несомненно, важны в работе с молодым специалистом.

Инструктаж — это стиль, при котором наставник дает четкие пошаговые указания обучаемому или предлагает ему копировать свои собственные действия. Минусы этого метода налицо: часто слепое следование инструкциям приводит к результату, противоположному желаемому.

Объяснение — стиль, при котором наставник показывает, как правильно выполнить ту или иную работу, и подробно объясняет каждый шаг. Осознанность и обоснованность действий гарантируют наставнику и его подопечному успех.

Развитие — это стиль, при котором наставник просто ставит перед обучаемым вопросы и предлагает ему объяснить, что, как и почему он будет делать.

Значимость последнего стиля по сравнению с первыми двумя очевидна. Нужно позволить молодому специалисту раскрыться как творческому учителю, позволить ему расти и развиваться. Но и первые два стиля порой необходимы и отбрасывать их совсем нельзя.

Наставничество – процесс долгий и трудоемкий. Человек, занимающий должность наставника, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным . Цель, которая ставится перед наставником, – сделать, как правило, за один год из выпускника вуза грамотного специалиста.

Первый год в школе – один из самых важных в жизни молодого учителя. Он должен понять и принять три факта, самых важных и нужных, на мой взгляд учителя, проработавшего в школе более 20 лет. Первый факт: урок – это таинство, и каждый урок оставит след в душах и умах учеников, поэтому нельзя готовиться к нему спустя рукава и проводить его абы как.

Второй факт, который нужно принять и осознать молодому учителю, что вне урока – тоже работа, и порой она выходит за рамки рабочего дня в школе. Приняв этот факт, ты не станешь сетовать на судьбу за то, что стал учителем.

И третий факт, самый важный, приняв который, ты поймёшь, зачем тебе всё это и будешь благодарен судьбе за этот выбор. Работа учителя – это счастье, потому что на твоих глазах рождается и крепнет будущее поколение.

И своим подопечным я даю советы, которые применяю в своей жизни и работе учителем много лет:

Делать то, что должно быть сделано, – СЕГОДНЯ.

Превращать препятствия в историю успеха и за это искренне благодарить Вселенную.

Находить позитивное в самых негативных моментах и обстоятельствах.

Выходить далеко за границы своей зоны комфорта.

Записывать свои мысли и новые идеи, чтобы вернуться к ним позже.

Быть открытым для критики и обратной связи.

Окружить себя менторами, наставниками, единомышленниками.

Отношения с наставником во многом похожи на отношения с родителем – это тоже разновидность привязанности, там тоже подразумеваются защита и забота со стороны старшего и безоглядное следование со стороны младшего. Эти отношения очень эмоционально значимы, наши лучшие учителя навсегда занимают место в нашем сердце, и мы рады их видеть даже будучи взрослыми.

И каждому наставнику нужно помнить слова немецкого педагога Адольфа Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Помогите молодому педагогу найти свою истину и полюбить профессию учителя! В этом и заключается наша роль.

Читайте также: