Девиз кружка очумелые ручки

Обновлено: 14.11.2024

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.

Кружок «Очумелые ручки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях кружка придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.

На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, изонить, мозаика, оригами и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля.
Подведение итогов осуществляется в виде составления книжек – раскладушек с фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность занятий 45 минут, с включением физкультурной паузы (2-3 минуты).

В программу кружка «Очумелые ручки» входит ряд разделов «Работа с бумагой и картоном», «Работа с тканью», «Рукоделие из ниток», «Работа с природным материалом», «Работа с бросовым материалом».

В начале учебного года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

Цель программы:

- формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;

- развитие самостоятельности анализа и мышления;

- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Задачи программы:

- обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;

- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;

- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение,
- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;

- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Педагогические принципы:

- принцип природосообразности, один из самых старых педагогических прин­ципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, на­правлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;

- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогичес­кий процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслу­живает такого же уважения, как и педагог;

- принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

- принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспита­нии тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;

Психологическое обеспечение программы.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- формирование умений учащихся по данному виду обучения;

- применение индивидуальных и групповых форм обучения.

Методические указания:

В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

Разделы программы.

I . «Работа с природным материалом». (4 часа)

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

1. Цветы из листьев (Розы из кленовых листьев).

2. Аппликация из листьев.

3. Поделки из природного материала (шишки, мох, веточки и т.п.)

Темы для бесед: «Флористика».

II . «Работа с бумагой и картоном». (12 часов)

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.

Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

1. Оригами. «Цыпленок».

2. Объемная водяная лилия.

3. Фантазии из «ладошек». Аппликация.

4. Новогодний ангелок.

6. Цветочные фантазии. Изделия в технике «торцевание».

Темы для бесед: «История создания бумаги», «Как появились ножницы».

III . «Работа с тканью». (5 часов)

В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
1. Аппликация из ткани.

2. Мягкая игрушка «Зайка».

Темы для бесед: «Откуда ткани к нам пришли?»

IV . «Рукоделие из ниток». (7 часов)

Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.

Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.

1. Аппликация из нарезанных ниток.

2. Изонить. Открытка «Сердечко».

3. Коллективная работа «Корзина с цветами».

V . «Работа с бросовым материалом». (4 часа)

«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.

Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.

Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

1. Аппликация из фантиков.

2. Панно из карандашных стружек.

3. Моделирование. «Добрая коровушка».

Тема занятия

Кол-во часов

I . «Работа с природным материалом». (4 часа)

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях. Осенние фантазии из природного материала. «Розы из кленовых листьев».

Рабочая программа по внеурочной деятельности для младших школьников разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО (федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) второго поколения на формирующем этапе эксперимента.

Читанова Сабина Сергеевна 12.12.2018

Содержимое разработки

Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников «Очумелые ручки»

Рабочая программа по внеурочной деятельности для младших школьников разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО (федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) второго поколения на формирующем этапе эксперимента.

Пояснительная записка

Общая характеристика курса

Одним из наиболее сложных вопросов решения задачи формирования творческих способностей учащихся являются вопросы практической реализации теоретических результатов, полученных в психологии и педагогике. Процедура глубоких изменений, совершающая в нынешнем в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной - проблему формирования творчества, креативного мышления.

Что же понимается под творческими способностями?

Творческие способности заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество скорее не вид, а стиль деятельности. В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в ходе деятельности над которой самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки.

С философской точки зрения творческие способности содержат в себе умение творчески воображать, наблюдать, нестандартно размышлять.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что имеется, того, чего еще не существовало. Это характерные психологические черты ребят, они выражаются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на находящуюся вокруг реальность. При этом уровень творчества является наиболее значительным, нежели огромной уникальностью характеризуется творческий итог.

Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать собственный досуг в детские годы, всё это зависит в его дальнейшей жизни.

Максимальные возможности для формирования творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Согласно базисному учебному плану во 2-4 классах на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Усовершенствовать ситуацию возможно за счет проведения кружка «Очумелые ручки».

Цель программы:

- формирование эстетически-творческих способностей учащихся путём создания условий для самореализации личности;

- развитие самостоятельности анализа и мышления;

- воспитание любви и уважения к собственному труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внешкольной работы по трудовому обучению считается:

Я слышу – и забываю,

Я вижу - и запоминаю,

Я совершаю – и осознаю.

Задачи программы:

- обучить определенным трудовым способностям;

- обучить детей безопасным приёмам работы с разными приборами;

- познакомить детей с терминологией, техниками работы согласно ручному труду;

-формировать заинтересованность к декоративно-прикладному художеству;

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;

-формировать эстетический, художественный вкус;

- совершенствовать образное понимание, творческие способности; творческую активность, фантазию;

- сохранять проявления воображения и самостоятельности детей при изготовлении поделок;

- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам общенародного творчества;

- воспитывать высоконравственные качества детей;

- развивать эстетический вкус, культуру визуального восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

- способствовать развитию всесторонне сформированной личности.

Основные формы и способы работы

Для достижения установленных целей учитывается подбор ключевых форм и способов работы. Особенную роль в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-наглядный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблематичного изложения (педагог определяет проблему и совместно с ребенком ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.

В проведении уроков применяются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы деятельности.

Методологическая база в достижении целевых ориентиров – осуществление системно-деятельного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической работы каждого ученика с учетом его возрастных черт, личных потребностей и способностей. Деятельность с комплектом учебных пособий представит ученикам обширную картину мира прикладного творчества, поможет усвоить различные технологические процессы в соответствии с личными предпочтениями.

Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного восприятия, но и творческого потенциала ребенка. В силу того, что каждый ребенок считается неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и чувственными предпочтениями, следует обеспечить ему как можно наиболее полный арсенал средств самореализации. Осваивание большого количества технологических приемов при работе с различными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает учащимся познать и развить личные возможности и способности. Это создает условия развития предприимчивости, находчивости, гибкости мышления.

Важное направление в содержании программы «Художественное творчество» уделяется религиозно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

патриотизма: через интенсивное изучение истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

трудолюбия, творческого взаимоотношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления итогов собственного труда и др.);

ценностного взаимоотношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, понимание красоты природы, эстетическая эффективность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

ценностного взаимоотношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с естественным материалом и др.);

ценностного взаимоотношения к здоровью (осваивание приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).

Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа акцентирует и прочие приоритетные направления, среди которых:

- интеграция предметных областей в формировании целой картины общества и развитии универсальных учебных действий;

- развитие информационной грамотности современного школьника;

- развитие коммуникативной компетентности;

- развитие мастерства составлять план, осуществлять контроль и производить оценку учебных действий в соответствии с установленной проблемой и критериями ее осуществления;

-применение знаково-символических средств, понятия информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- освоение логическими действиями сравнения, рассмотрения, синтеза, систематизации, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных взаимосвязей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Место курса в учебном плане

Курс «Очумелые ручки» может быть включен в программу внеурочной деятельности и расширяет неотъемлемую предметную область «Технология», которая признана решать последующие главные задачи:

духовно-нравственное развитие учащихся, осваивание морально-эстетического и общественно-исторического опыта человечества, отражённого в материальной культуре;

формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека; понимание религиозно-психологического нахождения предметного мира и его целостности с миром природы;

стимулирование и развитие любознательности, заинтересованности к технике, миру профессий, потребности узнавать культурные традиции своего региона, России и иных стран;

формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, эстетически-конструкторской деятельности;

формирование начальных научно-технических познаний и умений;

развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

формирование внутреннего плана работы на основе постепенной отработки предметно-преобразовательных действий, содержащих цель, составление плана (умение составлять план действий и использовать его для постановления учебных задач), моделирование (предвидение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

овладение начальными умениями компьютера, поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

В учебном плане на внеурочную деятельность согласно программе курса «Очумелые ручки» отводится 34 часа, может преподаваться, начиная со второго класса.

Личностными результатами изучения технологии считаются воспитание и развитие социально важных личностных качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных направлений, открывающих отношение к труду, концепцию норм и законов межличностного общения, обеспечивающую благополучность коллективной работы.

Предметными результатами изучения технологии считаются доступные согласно возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, познания о разных профессиях и мастерства разбираться в мире специальностей, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Метапредметными результатами исследования технологии считается освоение учащимися универсальных способов деятельности, используемых как в рамках образовательного процесса, так и в настоящих актуальных ситуациях.

Виды учебной деятельности учащихся:

простые исследования и изучения свойств материалов, методов их обрабатывания, систем, их качеств, основ и способов их формирования;

прогнозирование, проектирование из различных материалов (по образцу, модели, условиям применения и области функционирования предмета, решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

- простое проектирование (принятие идеи, отбор и поиск необходимой информации, окончательный образ объекта, установление особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обрабатывания, осуществление плана с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, понимание (защита) процесса и результата работы).

Разделы программы кружка «Очумелые ручки»

I. «Работа с бумагой и картоном». (12 часов)

Бумага находит использование практически во всех сферах человеческой деятельности. Трудно найти наиболее подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага - один из самых доступных материалов, не требует большого набора инструментов при работе с ней. Весьма значимое свойство бумаги - умение удерживать ту форму, которую ей придали, что дает производить из неё разнообразные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем применять в повседневной жизни.

Работа с бумагой весьма интересное и полезное занятие - развивает мелкую моторику, воображение и творческую индивидуальность. Имеется большое число бумажного творчества. Весьма многие известные люди занимались разными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

2. Объемная водяная лилия.

3. Фантазии из «ладошек».

4. Буклет для детей «ПДД».

5. Подделка «Пластилиновый мир ПДД».

6. Цветочные фантазии. Изделия в технике «торцевание».

Темы для бесед: «История создания бумаги», «Как появились ножницы».

II. «Работа с природным материалом». (4 часа)

Работа с природным материалом содержит в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитания бережного, заботливого взаимоотношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

1. Мозаика (с применением семян, камешков, листочков).

2. Аппликация из листьев.

3. Аппликация из кленовых «парашютиков».

Темы для бесед:«Флористика».

III. «Работа с тканью». (5 часов)

В процессе работы с тканью ученики знакомятся с основами дизайна, углубляют познания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, создается представление о декоративно-прикладном искусстве, ребята учатся практично использовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные умения.

1. Аппликация из ткани.

2. Мягкая игрушка «Зайка».

Темы для бесед: «Откуда ткани к нам пришли?»

IV. «Рукоделие из ниток». (7 часов)

Нитки - один из наиболее красочных материалов. С помощью ниток можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.

Нитки считаются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, существует в каждом доме, и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.

1. Аппликация из нарезанных ниток.

2. Изонить. Открытка «Сердечко».

3. Коллективная работа «Корзина с цветами».

V. «Работа с бросовым материалом». (6 часов)

«Бросовый материал - это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии», - писал О. Шлосс.

В настоящее время стало популярным говорить об экологии, о новых способах применения мусора для всеобщего блага. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, различные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новейшее использование, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся освободиться как можно скорее, несут в себе большое количество возможностей для такого творчества.

Работа с подобным материалами содействует развитию конструкторской работы ребенка. С помощью различных инструментов они учатся обработке и объединять элементы из разных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыкам. Деятельность из различного рода материалов расширяет круг знаний учащихся об окружающем мире.

5. Социальный партнер: Нижневерейский дом творчества и досуга

6. Читательское назначение: для младшего и среднего школьного возраста.

7. Время проведения: 1 раз в месяц

8. Руководитель: Сибирова Ирина Сергеевна - библиотекарь

9. Цель:
- организация непринужденного интересного и познавательного досуга детей.
- выработка вкуса к окружающему, при помощи декоративного-прикладного искусства.

10.Задачи:
- развитие у детей дизайнерских навыков;
- приобретение знания о материалах, инструментах, о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- Развивать воображение, учить детей работать с природными материалами;
- Развивать фантазию;
-оформить выставку декоративно-прикладного творчества.

Программа дополнительного образования «Декоративно-прикладное искусство» является программой культурно - нравственной ориентации. Она носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися техники выполнения различных видов декоративно-прикладного искусства.

Программа «Декоративно – прикладное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования при сохранении традиций российской школы, в области изобразительного искусства, трудового обучения.

Цель программы: приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству.

• дать возможность научиться выполнять декоративные предметы, используя разные техники;

• развивать конструктивное мышление;

• тренировать внимание, память, воображение;

• создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;

• прививать настойчивость в достижении цели;

• научить экономному и разумному использованию материалов;

• обогащать и активизировать словарный запас;

• учить самоанализу и умению представлять свой продукт, оценивать чужие успехи;

Актуальность программы в том, что использование проектных и проблемно-поисковых технологий при проведении занятий, способствует успешной социализации обучающихся. Личностно ориентированный подход повышает творческую активность, создаёт условия для самореализации личности.

Сроки реализации программы 3 года. Программа занятий рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю. Структура программы выстроена циклически: ежегодное повторение разделов и тем обусловлено усложнением изучаемого материала.

Занятия проводятся в индивидуально-групповой форме, с использованием проблемно-поискового, наглядно-демонстративного методов, рассказа, беседы, работы с книгой.

В этом возрасте активно развивается логическое и абстрактное мышление, любознательность. Ярко выражено стремление к самореализации, желание быть признанным и оцененным другими.

На занятиях дети получают теоретические знания, учатся анализировать, читать схемы, технологические карты и выполнять практические задания по ним. Полученные знания и умения воплощают в индивидуальной или групповой работе. При презентации изделий, дети учатся высказывать свое мнение, быть объективными, гуманными, доброжелательными, без обид выслушивать критику и быть самокритичными.

Занятия имеют большое воспитательное значение для развития художественного вкуса детей, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации учащихся.

Принципы построения программы:

• сотрудничества и сотворчества педагога и воспитанников

Контроль знаний учащихся осуществляется в несколько этапов: промежуточный и итоговый.

Промежуточный контроль включает в себя:

• выполнение тестовых заданий по прохождению темы курса;

• выполнение терминологического диктанта;

• применение приобретённых знаний на практике;

Итоговый контроль включает в себя:

• выполнение тестовых заданий по темам изученного курса;

• выполнение и презентацию итоговой проектной работы, выполненной с учётом полученных знаний за 3 года обучения;

• участие в выставках-ярмарках и конкурсах различных уровней.

Планируемые результаты

формирования универсальных учебных действий

1.Личностные универсальные учебные действия

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

мотивировать свои действия;

выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;

воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные универсальные учебные действия.

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные универсальные учебные действия

• устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

• выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения;

• высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;

• преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

• воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;

• составлять небольшие устные монологические высказывания;

• оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

• описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка.

Читайте также: