Девиз ко дню защиты прав потребителей

Обновлено: 27.11.2024

По сложившейся традиции ежегодный Девиз определяет Всемирная организация потребителей. В 2020 году Всемирная организация потребителей (Consumers International) призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов.

Немаловажно, что обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства уже является одной из Целей устойчивого развития (ЦУР), принятых государствами - членами Организации Объединенных Наций в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

В связи с этим 15 марта 2020 года Всемирный день прав потребителей пройдет под девизом:

«The Sustainable Consumer» - «Рациональный потребитель».

По подсчетам ООН домохозяйства потребляют 29 процентов мировой энергии и, соответственно, их вклад в общие выбросы CO2 составляет 21 процент. Другие исследования показывают, что около 1 миллиона пластиковых бутылок продается по всему миру ежеминутно, а в 2018 году произведено 24,2 миллиарда пар обуви, при производстве которой используется несколько видов пластика и других материалов, которые практически не перерабатываются. В рамках глобального потребления отмечается, что производство продуктов питания связано с высоким энергопотреблением, вырубкой лесов, увеличением выбросов парниковых газов и чрезмерным использованием воды. 60% пластика, большая часть которого поступает из пищевой промышленности, попадает на свалки или в окружающую среду.

Что такое рациональное потребление?

Устойчивое потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам.

Устойчивое потребление не только поможет нам сохранить планету для будущих поколений, но принесет близкие выгоды в более близкой перспективе. Так, помощь людям в отказе от использования некачественного, небезопасного топлива из биомассы принесет пользу не только окружающей среде, но и здоровью людей.

Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг. Для вовлечения потребителей в мероприятия, направленных на развитие навыков рационального потребления и достижение иных общественно значимых Целей устойчивого развития при поддержке ООН было создано мобильное приложение «ЦУР в Действии».

ПРОБЛЕМА ЧРЕЗМЕРНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ

Если бы все жили так, как живет среднестатистический житель Западной Европы, нам потребовались бы ресурсы трех таких планет, как наша. А для обеспечения каждому уровня жизни американца потребовалось бы уже пять таких планет.

Поскольку располагаемые доходы людей в странах с развивающимися экономиками растут, наблюдается рост спроса на потребительские товары, что требует дополнительных ресурсов планеты. Всемирный день экологического долга, то есть день, в который мы потребляем все ресурсы планеты за год, каждый раз отмечается все раньше и раньше. В 2019 году этот день пришелся уже на 29 июля. Каждый из нас должен не только снизить потребление, но и изменить сам его способ.

ПЕРЕХОД К ЦИРКУЛЯРНОЙ ЭКОНОМИКЕ НИЗКОГО ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ

Решением проблемы чрезмерного потребления является переход к модели циркулярной экономики. Это означает отказ от модели «забрать, изготовить, выбросить» к модели, в которой отходы не выбрасываются из системы, а повторно используются и регенерируются. Это в свою очередь означает более эффективное использование меньшего количества ресурсов, а также разработку и производство изделий, которые можно ремонтировать, использовать повторно или переделывать.

Такая модель поможет затормозить изменение климата и обратить вспять процесс утраты биоразнообразия. Уже сегодня есть несколько положительных примеров компаний, принявших эту модель на вооружение. Так, Timberland выпускает обувь из переработанных шин, DyeCoo разработала не требующий воды и применения какихлибо химических веществ, кроме самих красителей, способ окрашивания тканей.

Для наглядного представления описанной выше концепции см. диаграмму циклической экономики, разработанную Программой действий по отходам и ресурсам (WRAP).

Люди во всем мире начинают понимать всю серьезность экологического кризиса и воспринимают его сегодня как одну из основных угроз для своих стран, причем значительно возросшую с 2013 года.

Потребители являются важным компонентом любой системы производства и потребления и имеют решающее значение для успеха любых изменений.

Выбор, который мы делаем как потребители, дает нам возможность влиять на мир вокруг нас и способствовать изменениям. К основным способам, посредством которых потребители могут влиять на окружающий мир, относятся, в частности: выбор используемых ими продуктов и услуг; то, как именно потребители распоряжаются продуктами по окончании их жизненного цикла; то, как потребители добиваются изменения системы, например, цепочек поставок или регулирования.

Тем не менее, даже будучи очень мощной экономической группой в рамках действующей модели, потребители не всегда в состоянии повлиять на систему в необходимых масштабах. Понимание и раскрытие потенциала потребителей повлиять на систему в большей степени поможет в более быстром осуществлении значительных изменений.

Призыв к переменам

73% потребителей заявляют о своей твердой готовности изменить свои привычки потребления для снижения воздействия на окружающую среду. Однако на этом пути существует ряд барьеров – цены, доступ, информационная перегрузка. Потребители могут призывать к ликвидации этих барьеров, требовать большей прозрачности цепочек поставок, лоббировать принятие государствами соответствующих законов или стимулов для внедрения наилучших практик. Потребители уже проявляют высокую активность в вопросах защиты окружающей среды – это климатические забастовки и бойкотирование не придерживающихся принципов устойчивого потребления брендов. У всего этого есть огромный потенциал дальнейшего развития.

Что нужно потребителям, чтобы иметь возможность осуществить собственный экологический выбор, который всем нам нужно сделать, потребителям необходимы доступ и информация. Должна присутствовать соответствующая инфраструктура, отвечающая обязательствам, которые принимают на себя потребители. Устойчивое потребление должно стать простым и легким выбором.

Нам всем необходимо работать над тем, чтобы избежать путаницы в отношении того, как совершать покупки устойчивых товаров. Для этого необходимо, чтобы производители, розничные продавцы и политики предпринимали все возможные меры для того, чтобы сделать товары безопасными, долговечными и ресурсоэффективными, до того как они предоставят потребителям ясную и надежную информацию, определяющую их выбор.

Во время декады, посвященной ко дню защиты прав потребителей проводятся «горячие линии» тел. №43-0-25, E - mail : nams @14. rospotrebnadzor . ru , консультации, классные часы, беседы, подготовка памяток на разные темы и другие мероприятия. Координаторами мероприятий являются ТО Управления Роспотребнадзора по РС(Я) в Намском районе – Ильина Лена Ильинична тел №43-0-25, Центр правовой информации улусной библиотеки им. Н.М. Рыкунова – Семенова Сардана Николаевна тел №41-7-59, Общественная организация Намского района РС(Я) «Общество защиты прав потребителей «Потребительский контроль – Абрамов Ф.Ф. тел. №89841052650.

«Потребитель прав всегда!» —
Мудрость так гласит народа.
Что ж, пожалуй, господа,
В праздник сей весенний года
Отмечаем важный день
И права мы защищаем,
Нам поздравить вас не лень,
Слушайте! Мы возвещаем:
Потребитель должен знать,
Если вдруг он брак купил,
Нужно деньги возвращать,
Ведь закон нас защитил!
И сегодня, и всегда
Всем вам качества желаю,
А в товарах, господа,
Брак пускай не попадает!

Все мы с вами граждане, зовемся — потребители,
Качества товарного и свежести любители,
С днем защиты наших прав, я вас поздравляю,
Лишь отличных вам товаров, от души желаю!

Международная организация потребителей (CI) объявила, что девизом Всемирного дня прав потребителей, отмечаемого ежегодно 15 марта, в 2021 году является «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами» («Tackling Plastic Pollution»).

Борьба с загрязнением пластиком - это глобальная проблема, требующая скоординированных международных решений.

В развитие темы прошлого года - «Рациональный потребитель» («The Sustainable Consumer»), являющейся одной из Целей устойчивого развития (ЦУР), принятых государствами - членами Организации Объединенных Наций в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, тема этого года будет способствовать повышению осведомленности и привлечению потребителей во всем мире к принятию и продвижению более экологичных решений при покупке товаров.

Предполагается, что кампания также сыграет важную роль, когда потребители, правительства и предприятия – изготовители пластиковых изделий могут объединиться в преодолении глобального кризиса загрязнения пластиком.

Согласно отчета отчета Pew Charitable Trusts & SYSTEMIQ «Преодолевая пластиковую волну», выпущенного в августе 2020 года, к 2040 году в мировом океане окажется в три раза больше пластика, если не принять сегодня кардинальных мер в политике стран, инновациях и изменениях в поведении потребителей. По неутешительным прогнозам, к 2050 году в мировом океане будет больше пластика, чем рыбы. По данным названного отчета 100 000 морских млекопитающих и черепах и 1 миллион морских птиц погибают каждый год от загрязнения морской среды пластиком, которого ежегодно в воды мирового океана попадает около 8 миллионов тонн. При этом пластмасса одноразового использования составляет 50 процентов всего пластика, производимого ежегодно, причем половина всех когда-либо производимых пластиковых изделий была выпущена за последние 15 лет, 40 процентов произведенного пластика упаковывается и выбрасывается после одного использования.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» напоминает, что требования статьи 7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» закрепляют право потребителя на то, чтобы товар (работа, услуга) при его использовании, хранении, транспортировки и утилизации был безопасен не только для жизни и здоровья потребителей, но и окружающей среды.

В рамках проведения Всемирного дня потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области» организует работу телефонной «горячей линии».

Консультацию специалистов можно будет получить по будням в период с 9 по 20 марта 2021 г. с 10:00 до 16:00 (перерыв с 12:00 до 13:00) по телефонам:

В 2020 году Всемирная организация потребителей (Consumers International) призывает обратить внимание на проблемы чрезмерного производства и нерационального потребления, что влечет за собой глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, приводит к утрате уникальных природных объектов.

Немаловажно, что обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства уже является одной из Целей устойчивого развития (ЦУР), принятых государствами - членами Организации Объединенных Наций в 2015 году в рамках Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. В связи с этим 15 марта 2020 года Всемирный день прав потребителей пройдет под девизом «Рациональный потребитель» («The Sustainable Consumer»). По подсчетам ООН домохозяйства потребляют 29 процентов мировой энергии и, соответственно, их вклад в общие выбросы CO2 составляет 21 процент. Другие исследования показывают, что около 1 миллиона пластиковых бутылок продается по всему миру ежеминутно, а в 2018 году произведено 24,2 миллиарда пар обуви, при производстве которой используется несколько видов пластика и других материалов, которые практически не перерабатываются. В рамках глобального потребления отмечается, что производство продуктов питания связано с высоким энергопотреблением, вырубкой лесов, увеличением выбросов парниковых газов и чрезмерным использованием воды. 60% пластика, большая часть которого поступает из пищевой промышленности, попадает на свалки или в окружающую среду.

Рациональное потребление направлено на повышение эффективности использования ресурсов и развитие справедливой торговли при одновременном снижении уровня бедности и предоставлении каждому возможности иметь хорошее качество жизни, доступ к еде, воде, энергии, медицине и многим другим благам.

Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг. Для вовлечения потребителей в мероприятия, направленных на развитие навыков рационального потребления и достижение иных общественно значимых Целей устойчивого развития при поддержке ООН было создано мобильное приложение «ЦУР в Действии».

Напомним, что на 16-ом заседании Консультативного совета по защите прав потребителей государств – участников СНГ 26 сентября 2019 года Роспотребнадзором впервые было обращено повышенное внимание на проблематику обеспечения защиты прав потребителей в контексте достижения Целей устойчивого развития. В этой связи на данном заседании был подробно освещен вклад Федеральной службы в достижение таких национальных целей как повышение качества питьевой воды, повышение качества пищевой продукции и продвижение идей рационального потребления пищевой продукции, как важнейшей составляющей укрепления здоровья. Все материалы заседания опубликованы на сайте Роспотребнадзора.

Заинтересованные лица также могут ознакомиться со справочной брошюрой Всемирной организации потребителей (Consumers International) по проблемам рационального потребления, перевод на русский язык которой произведен Международной конфедерацией обществ потребителей (КонфОП).

Всемирный день прав потребителей проводится ежегодно 15 марта. Впервые отмечался в 1983 году, когда Генеральной Ассамблеей ООН был принят документ — «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций по защите прав потребителей». Данный день прав потребителей был приурочен к дате выступления Джона Кеннеди в конгрессе США в 1962 году, когда было дано понятие потребитель и выделены основные принципы прав потребителей:

  • Право на информацию
  • Право на безопасность
  • Право на выбор
  • Право быть услышанным
  • Право на возмещение ущерба,
  • Право на потребительское образование,
  • Право на удовлетворение базовых потребностей;
  • Право на здоровую окружающую среду.

15 марта 2021 года Всемирный день прав потребителей пройдет под девизом «Tackling Plastic Pollution» — «Борьба с загрязнением пластиковыми материалами», об этом объявила Международная организация потребителей (Consumers International).

Борьба с загрязнением пластиком — это международная глобальная проблема, требующая скоординированных решений всего мирового сообщества. Загрязняющий окружающую среду пластик является одной из самых крупных экологических проблем. Загрязнение планеты пластиковыми отходами приобретает катастрофические масштабы.

Ежегодно в мире производится 350 миллионов тонн пластмасс, время полного распада которых составляет минимум 450 лет.

Около 79% оказываются на мусорных свалках или в окружающей среде. Сорок процентов производимых пластмасс выбрасывается после одного использования. По данным ООН, в мировой океан ежегодно выбрасывается до 8 млн тонн пластика.

Всё больше стран в мире вводит запрет на использование, производство, хранение и ввоз пластиковых изделий на свою территорию, заботясь об окружающей среде.

Мероприятия, проводимые в рамках Всемирного дня прав потребителей 2021 года, будут сосредоточены на принципах 7 R (семь ключевых понятий):

  • Rethink — переосмысление модели поведения,
  • Refuse — отказ от ненужной упаковки,
  • Reduce — сокращение потребления, в т.ч. пластика,
  • Reuse — повторное использование упаковки,
  • Recycle — переработка,
  • Repair — ремонт товаров,
  • Replace — замена пластика на другие материалы.

Чем больше людей узнают, как их выбор влияет на окружающую среду, тем весомее будет вклад потребителей в решение проблемы пластикового загрязнения.

В Иркутской области специалисты консультационного центра и консультационных пунктов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» к Всемирному дню защиты прав потребителей ежегодно проводят различные просветительские мероприятия, такие как:

  • консультирование по вопросам защиты прав потребителей при приобретении товаров, оказании услуг в постоянном режиме и в рамках проведения «Горячих линий»;
  • беседы, лекции, семинары, уроки-практикумы, по общим вопросам в сфере защиты прав потребителей, а так же по вопросам темы Всемирного дня прав потребителей в школах, средних и высших учебных заведениях, библиотеках, торговых предприятиях, а также для граждан социально-ориентированных организаций — советов ветеранов, «женсоветов» и иных организаций;
  • публикации информационных материалов по вопросам защиты прав потребителей на официальных сайтах Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, МФЦ Иркутской области, МО городов, районов Иркутской области и иных СМИ;
  • оформление тематических стендов, а также распространения среди населения памяток и брошюр.

Внимание! Если Вы желаете повысить уровень потребительской грамотности в области защиты прав потребителей мы рады сотрудничать с Вами.

Все мероприятия проводятся на безвозмездной основе, по предварительной записи.

Читайте также: