Девиз китайской народной республики

Обновлено: 05.05.2024

Си Цзиньпин - председатель Китайской Народной Республики, руководитель самого большого по численности населения государства и одновременно глава самой многочисленной в мире партии - Коммунистической Партии Китая (КПК). Это знают все. По крайней мере должны знать. Потому что Китай - это наш сосед, возможно союзник, но абсолютно точно страна, от которой очень много зависит в мире и будет ещё зависеть в будущем.

Но кто выбирал Си Цзиньпина на его должность? Как устроена структура власти и система управления в этой стране? И как называется должность главы Китая? Об этом ниже.

Коммунистическая Партия Китая - основное звено системы управления государства.

Китай страна с руководящей ролью Коммунистической Партии. Официально в Китае существует ещё 8 партий, но им отводится лишь роль “партий-саттелитов”. Фактически они не имеют никакого значения, власть в стране всецело принадлежит Коммунистической Партии Китая, которая через довольно сложную систему управления контролирует государство.

Си Цзиньпин - Генеральный Секретарь Центрального Комитета Коммунисткой Партии Китая (Генсек КПК). Это не единственная, но важнейшая должность главы Китая. Вся его власть и остальные должностные регалии происходят из этой должности.

Как выбирают Генсека КПК?

Каждые пять лет в Пекине проходит съезд КПК, который выбирает Центральный Комитет КП Китая. На прошлый 19-й съезд КПК, по официальным данным, приехало 2287 человек. Это делегаты от партийных организаций со всей страны. Имена партийных делегатов определяются заранее внутри самой же партии, поэтому решения, принятые на съезде, так же заранее определены. Тем не менее, делегаты съезда выбирают Центральный Комитет КПК, который состоит из примерно 300 человек.

ЦК КПК собирается раз в год, и, как указывает устав КПК, в свободной от заседаний время "проводит в жизнь решения всекитайского съезда". Однако во время съезда партии важнейшей задачей ЦК КПК является избрания из числа членов своих рядов Политбюро ЦК КПК и Постоянный Комитет Политбюро ЦК КПК . А это уже реальная власть.

Политбюро ЦК КПК состоит из 25 человек, которые заняты в разных органах управления страны, - члены правительства, военные, глава государственной пропаганды, губернаторы важнейших провинций. То есть Политбюро собирает в своих рядах важнейших руководителей всей страны самых разных направлений. По уставу решения принимают единогласно, но всегда ли это так доподлинно неизвестно, поскольку такая информация нигде не публикуется. Политбюро собирается раз в месяц.

Из членов Политбюро выбирают Постоянный комитет Политбюро, который собирается 1 раз в неделю. Члены постоянного комитета политбюро являются высшими чиновниками Китайского Государства. Из их рядов Центральный Комитет КПК выбирает Генерального Секретаря Коммунистической Партии Китая.

Решения в КПК принимают коллегиально, власть не сосредоточена в руках одного Генсека, а равномерно рассредоточена среди 7 членов Постоянного Комитета и почти 2 десятка остальных членов политбюро. Таким образом Си Цзиньпин, как и любой Генсек КПК, первый среди равных , а решения должны приниматься, учитывая интересы различных фракций и объединений внутри партии. Такая система должна уберечь страну от концентрации власти в руках одного человека. Это есть суть китайская модель коллегиальной системы управления страны .

Председатель Китайской Народной Республики.

Второй по значимости должностью Си является должность Председателя Китайской Народной Республики или President of PRC, как принято называть его на Западе. Си Цзиньпин стал Председателем КНР только в марте 13 года в ходе выборов Всекитайского Собрания Народных Представителей (ВСНП), парламента Китая. По конституции КНР, право выбора Председателя КНР принадлежит ВСНП, однако, поскольку большая часть делегатов ВСНП является членами КПК, то ВСНП отведена роль утверждения уже принятых на съезде КПК решений.

Реальную власть в стране Си получил в ноябре 12 года, когда был избран генеральным секретарём КПК, а стал официальным главой Китая только в марте 13 года.

Глава Центрального Военного Совета КНР.

Третья должность, которую получает избранный генсек это должность главы Центрального Военного Совета (ЦВС) . Согласно конституции КНР, армия подчиняется ЦВС КНР, а глава ЦВС КНР является верховным главнокомандующим. Соответсвенно тот, кто контролирует ЦВС, тот контролирует армию КНР. Однако в отличие от России, например, глава государства (председатель КНР) автоматически не становится главнокомандующим, а отдельно избирается парламентом (ВСНП) на должность главнокомандующего, главы ЦВС. Предшественник Си, Ху Цзиньтао был избран председателем ЦВС только через 2 года после того, как стал председателем КНР, то есть политическим главой страны и через 3 года, после назначение генсеком КПК . Контроль над армией долгое время оставался в руках его предшественника Цзянь Цземиня. Это один из механизмов контроля предшествующего поколения руководителей за новым генсеком, посредствам плавной передачи власти и сохранения значимых рычагов влияния на ситуацию в течение длительного времени после ухода старого Генсека.

В случае с Си, должность главы ЦВС перешла генсеку в ходе того же 12 созыва парламента в 2013 году, в ходе которого был назначено новый Председатель КНР. Такая поспешность обратила на себя внимание, многие аналитики заговорили о концентрации власти в руках Си.

Триединство китайской власти.

Процесс перехода власти от старого четвертого к новому пятому поколению китайских руководителей во главе с Си занял около полугода. Вначале, в ноябре 2012 года съезд партии избрал новый состав политбюро и генерального секретаря. Главенство в партии является основой для руководителя современного Катая. Отсюда исходят все нити, окутывающие сложный клубок властных отношений внутри Китая. Получение партийной власти является первым и самым главным шагом на пути к политическому контролю всего Китая.

Далее в марте 2013 года парламент Китая ВСНП избрал Си Председателем Китайской Народной Республики, тем самым возложил на Си властные политические полномочия. Отныне в Китае сменился и официальный глава государства.

Третьим и заключительным шагом стало получение контроля над Армией Китая. Как уже писалось ранее, согласно конституции Китая, председатель КНР не получает автоматически должность Главнокомандующего, а становится им только после избрания главой Центрального Военного Совета Китая, которому подчиняется Армия. В марте того же года парламент Китая избрал Си Цзиньпина председателем ЦВС Китая, тем самым завершил процесс перехода власти к новому поколению руководителей.

Примечательным в этом являются сроки передачи власти Си Цзиньпину. Ху Цзиньтао, предшественник Си, получил контроль над армией только через 2 года после того как стал главой государства. Долгое время армию продолжал контролировать Цзян Цзэминь, оставаясь фактически у власти. В отличие от должности председателя КНР, Закон никак не ограничивает количество избраний на должность главы ЦВС один лицом. Поэтому прежний руководитель может сохранять за собой контроль за государством. Именно так было в случае с Цзян Цземинем.

Си Цзиньпин получил должность главнокомандующего почти в один день с должностью председателя КНР. С одной стороны это может сигнализировать о попытках концентрации в руках одной группировки всей политической власти, другой стороны это так же может быть свидетельством завершения формирования современной политической системы Китая. В любом случае политическая карта КНР претерпела некоторые изменения в сравнении с тем, что было раньше. Началась эпоха Си Цзиньпина.

Наши там. Китай: «Главный девиз китайцев: зачем что-то делать, если можно не делать»

В серии материалов «Наши там» уже была история о Китае, которую рассказала нам девушка-филолог из Пермского края. На этот раз нам был интересен мужской взгляд на Азию и его обитателей. Пермяк Даниил Троховцев живет недалеко от Гонконга и Южно-Китайского моря сравнительно недавно, но образ китайца у него сформировался достаточно интересный.

— Когда ты переехал в Китай?

— Я переехал в сентябре 2016 года. Живу в курортной деревне в часе езды от города Шеньчжень, который граничит с Гонконгом.

— Снимаешь жилье?

— Да, тут квартиры большие и недорогие. В самом городе квартиры крохотные и очень дорогие. Вообще, Шеньчжень один из самых дорогих городов в Китае. Мы снимаем квартиру за 3 тыс. юаней (25,8 тыс. рублей по курсу ЦБ РФ), тут больше 100 кв. м, две спальни, два туалета, один из которых с душем, а другой — с ванной, большая гостиная и большой балкон с видом на море. Подобная квартира в Шеньчжене стоит где-то 8 тыс. юаней (68,8 тыс. рублей), обычная студия в городе будет стоить как наша трешка, но она будет очень маленькой, с китайским туалетом. Китайский туалет — это комната метр на метр с дыркой в полу и душем над ней.

— Как ты принял решение о переезде? Как выбрал страну?

— Поводом стал кризис. Своё дело не давало желаемого результата, а работать по специальности — я учитель истории — как-то не очень для мужчины. Случайно через знакомых узнал, что европейцы в Китае преподают английский китайцам и получают минимум 1,5–2 тыс. долларов в месяц. Плюс, хочется как-то развиваться, купить жильё «без мам, пап и кредитов». Да и путешествовать, пока есть возможность. Выбрал город поюжнее, поближе к морю — и вперёд. В Новый год у нас было +20 градусов. Необычно, но приятно.

— Что тебя удивило и что разочаровало в Китае?

— Удивляет многое до сих пор. Например, я почему-то думал, что на вывесках будет перевод на английском. Оказалось, что в Китае всё на китайском.

— Опиши китайцев, какие они?

— Китайцы, на мой взгляд, глупые и ленивые. Чтобы с ними о чем-то договориться, нужно повторять миллион раз. Даже если ты знаешь китайский. Их главный девиз: зачем что-то делать, если можно не делать.

Конечно, не все китайцы такие, есть добрые и отзывчивые, но помощи от них не жди. Они эгоисты. Если у китайца будет выбор спасти себя или 50 человек, он спасёт себя. Но, конечно, это всё мои наблюдения в определённой местности. Китай большой, может быть в других местах по-другому.

— Чем ты сейчас занимаешься в Китае? Какие твои обязанности? На каком языке ты общаешься с окружающими тебя людьми?

— Я работаю учителем в тренинг-центре. В Перми такие учреждения называются центрами дополнительного образования. Я учу детей английскому языку, общаюсь с ними на английском. Менеджеры в центре знают английский, но слушать их очень сложно, так как произношение плохое.

— Расскажи о системе образования.


— Расскажи про уровень жизни. Дорого ли покупать продукты, например?

— В нашем районе цены такие же, как в Перми. Продукты примерно так же стоят, а овощи и фрукты намного дешевле. Недавно познакомились с ребятами, которые переехали из города к нам в деревушку. Они сказали, что в городе всё в 1,5–2 раза дороже. Молочные продукты здесь дорогие, потому что либо импортные, либо химические. Натурального молока нет.

— Как в Китае относятся к русским?

— Китайцы не отличают русских от европейцев, для них это одни и те же люди с другой планеты. Они считают, что все европейцы богатые, поэтому на рынках для нас цена завышена. Ещё постоянно смотрят, и начинаешь понимать, как чувствовали себя афроамериканцы в 90-х в России. Русских тут много. Русских, украинцев, белорусов.

— Как относятся китайцы к окружающей среде? Правда ли, что они очень любят панд?

— К окружающей среде относятся плохо. Мусор бросают на землю, на асфальт, на пол. Курят в помещениях, торговых центрах: везде, где хотят. Они, конечно, покупают себе электромобили, электромопеды, выносят заводы за город, но заводы так же коптят, топливных средств передвижения меньше не стало. В Китае грязно, китайцы не особо следят за гигиеной. Не пользуются дезодорантами, зубы чистят только на первое свидание. Девушки не бреют ноги и подмышки. Дома ходят в обуви. А вот панд они очень любят, берегут.

— С начала декабря в 24 городах Китая фиксируется наивысший уровень загрязнения воздуха. Из-за смога отменяют занятия в школах, рекомендуется не покидать дома. В вашем районе есть какая-то подобная проблема?

— В нашем районе такой проблемы нет, мы даже не в курсе были. В Шеньчжене любят ходить в масках, но единицы. Это больше тренд, такой же, как ходить по улице в пижамах. У них даже специальные зимние пижамы продаются.

— Следят ли китайцы за политикой? Светской жизнью?

— Как развивается автопром в Китае? Какие машины предпочитают китайцы?

— Шеньчжень считается городом богатых, поэтому автомобили тут разные. Очень много Tesla, Maserati, Ferrari, «заряженных» BMW, Audi, Mercedes. Полно всего. Китайские автомобили тоже шагнули вперёд: есть вполне сносные варианты, есть полностью электрические автомобили, о которых мы почему-то ранее не слышали. Их, кстати, очень много. Также много китайских копий на Range Rover, Mini Cooper, BMW и так далее.

— Чем занимаются в свободное время?

— Если у китайцев есть свободное время, то они едят, причём не отлипая от своих телефонов.

— Какие в Китае семьи? Правда ли, что регистрировать брак они не торопятся, а детей стараются не заводить?

— В основном семьи небольшие. Рожают одного ребёнка и воспитывают как маленького императора, поэтому дети у них избалованные. В каком возрасте они заводят детей — непонятно, так как их возраст невозможно определить на глаз. Вот они молодые, потом они очень долго выглядят лет на 20–30, а потом сразу дедушки и бабушки.

— С какими местными обычаями ты уже познакомился?

— Ещё не познакомился ни с какими традициями. Знаю, что на Новый год они раздают красные конверты с деньгами. Вот, жду теперь Китайский Новый год, чтобы проверить.

— Какую роль играет религия в жизни китайцев?

— Религии у них нет. Они делают вид, что тут коммунизм, хотя на самом деле всем правят деньги.

— Какую роль играет астрология, китайский гороскоп и т.п.?

— Про это не знаю, но все очень ждут наступления года красного петуха.

— Как китайцы готовятся к Новому году?

— Китайский Новый год отличается от нашего не только датой. В этом году он будет 28 января. Китайцы всё украшают красным цветом. В магазинах столько красных украшений, что в глазах рябит, на улице на каждом столбе висят красные китайские фонарики, в городе видел даже большую статую золотого петуха. Фейерверки взрываются с начала января, работы становится меньше, потому что все готовятся или разъезжаются. В двадцатых числах января вся работа встанет на 10 дней. Обычный Новый год китайцы не отмечают, у них просто три дополнительных выходных 31 декабря, 1 и 2 января.

— Есть стереотип, что китайская одежда — барахло. Как тебе вещи из категории «made in China»?

— Одежда как одежда. Можно очень дёшево купить качественную вещь, а можно в тридорого купить что-нибудь, что развалится тут же. Всё как в России. На самом деле, все делается в Китае. И качественное, и не совсем качественное, и полное барахло, поэтому тут можно найти все три варианта.

— Как тебе местная кухня?

— Своеобразная, их главный деликатес — это куриные лапки, они их едят и сырыми, и вареными, и пареными, и с перцем. Очень много острого, есть специфические специи, которые больше похожи на кошачью ссаку. А есть очень вкусные блюда. Так как живём рядом с морем, то покупаем очень вкусные и недорогие морепродукты.

— Как в Китае с безопасностью? Безработица есть? Проявления терроризма?

— Есть бомжи, но это их работа. Так что, наверное, все трудоустроены. За кражу тут отрубают руку. Но воруют так, что заметишь только через неделю, и то редкость. И почему-то все китайцы свои мопеды пристегивают на замок.

— Что для китайца, на твой взгляд, самое главное в жизни?

— Чего тебе не хватает в Китае?

— Что тебе нравится в Китае?

— Во-первых зарплаты, из-за чего мы и переехали. Мне нравится как китайцы строят. Когда мы приехали, недалёко от нас была гора, а сегодня там уже трехэтажные торговые центры, которые скоро начнут работать, три здания по 18 этажей, и это ещё не конец. Разобрать гору и построить небоскрёбы для китайцев не проблема.

— Чем планируешь дальше заниматься в Китае, думаешь ли там остаться жить на постоянной основе?

— Планирую заниматься экспортом из Китая. Тут есть всё: одежда, аксессуары для мобильных телефонов, мебель, электроника. Оставаться на постоянной основе тут не вариант, по крайней мере мне. Мне ближе Европа, а тут с ума сойду. Постараюсь за пару лет бизнес наладить, а потом поеду дальше мир исследовать.

Макарова Юлия Олеговна — аспирант Забайкальского государственного университета.

Обоснована востребованность лозунгов, которые широко используются в Китае уже не одно столетие и несут в себе мобилизующую пропагандистскую функцию. Спецификой статьи является использование лингвистических приёмов для обоснования инструментария политической пропаганды. Отмечено, что современное китайское государство активно привлекает инструментарий лозунгов для купирования существующих социальных и экономических проблем. Политические лозунги имеют явные преимущества перед экономическими и силовыми способами господства над политической волей масс, поскольку они реализуются постепенно и незаметно для управляемых, их реализация не приводит к прямым жертвам и насилию.

С точки зрения автора, наибольший интерес для исследования представляет современная политическая агитация Китая как субъекта наиболее частого применения лозунгов.

Отмечено, что ни одна страна в мире, кроме Китая, не смогла сформировать настолько гибкий и эффективный инструментарий манипулирования политическим сознанием при помощи достаточно простых лингвистических инструментов, таких как лозунги. По ним можно воссоздать картину давно минувших лет и проследить, против чего боролись и к чему стремились несколько поколений Поднебесной. В настоящее время лозунги и агитационные плакаты не утратили своей актуальности

Политическая пропаганда включает феномен лозунга, т. е. призыва или обращения в лаконичной форме, выражающего руководящую идею или требование и используемого в таких областях, как политика, религия, экономика [9]. Силу их воздействия трудно переоценить: они не только символизируют сопричастность общества к какому-нибудь общему делу, как, к примеру, знамёна и другие геральдические признаки, но и передают буквально семантическую квинтэссенцию этой причастности [1]. Цель статьи — обосновать востребованность лозунгов, которые широко используются не одно столетие и несут в себе мобилизующую пропагандистскую функцию. Спецификой статьи является использование лингвистических приёмов для обоснования инструментария политической пропаганды.

В современном китайском государстве инструментарий лозунгов всё чаще используется для разрешения существующих социальных проблем. Помимо решения экономических задач лозунги активно применяются в целях построения гармоничного социума, пропаганде здорового образа жизни, поддержке незащищённых слоёв населения, популяризации многочисленных общественных организаций и фондов, борьбе с бедностью, преступностью, загрязнением окружающей среды, а также многих других не менее серьёзных целей.

Политические лозунги имеют явные преимущества перед экономическими и силовыми способами господства над политической волей масс, поскольку они:

  1. реализуются незаметно и постепенно для управляемых;
  2. их внедрение не приводит к прямым жертвам и крови;
  3. не требуют больших материальных расходов, которые были бы неизбежны в случае подкупа или успокоения некоторых политических оппонентов [5, 7, 8].

Таким образом, большинство людей в массе своей склонны повторять и следовать тем политически ориентированным суждениям, которые они где-то слышали, им преподавали или о которых они узнали из прочих внешних источников [2, 12].

В современном мире Китай является едва ли не единственной страной, где лозунги играют настолько важную роль в жизни населения. Основываясь на этом, наибольший интерес для исследования представляет современная политическая агитация Китая как субъекта наиболее частого применения лозунгов.

Все без исключения правители Поднебесной — от первого императора Цин Шихуана до Сун Ятсена и Мао Цзэдуна — использовали лозунги. В современном Китае они встречаются повсеместно — в больших мегаполисах и маленьких глухих деревнях. Являясь преемниками Советского Союза в области лозунгов, китайцы расширили как идею, так и область употребления лозунгов. Они характеризуются широким распространением, большим количеством, ёмким содержанием, разнообразными формами и глубокой интеграцией в общественную жизнь.

Лозунги как особый поэтический жанр стали чрезвычайно распространённым явлением в Китае. Группы поэтов придумали ряд поэтических лозунгов, которые и сегодня призывают бороться с прогулами, поднимают дисциплину на фабриках и заводах, убеждают выполнять и перевыполнять план, агитируют за высокие достижения и ударные темпы работы [10].

В отличие от европейских государств, Китай использует все возможные способы агитации, в которой лозунгам отведена главенствующая роль «цемента общества». В китайском языке применяется следующий термин для обозначения понятия «лозунг»: 标语口号 (бяоюйкоухао), что, согласно авторитетному толковому словарю китайского языка «Цы Хай» , имеет следующее значение: « 口号 » (коухао) — это краткое и чёткое побуждающее к действию высказывание, выдвинутое для достижения определённых целей и выполнения определённых задач» [15; 1649 с.]. В сфере применения агитации Китай является уникальным государством. Угодные властям слоганы и лозунги вывешиваются на растяжках, на улицах и заводах, призывают к трудовым подвигам и прочим действиям, ими полны плакаты, радио и телевидение, а также речи звёзд кино и политиков.

Говоря о Китае, необходимо учитывать ряд особенностей, присущих формированию политической пропаганды в этой стране.

К ним относятся:

  • геополитические факторы, такие как географическое положение, население;
  • структура органов власти, авторитарность управления;
  • жёсткая цензура;
  • степень влияния религиозного фактора на сознание китайцев;
  • специфика религиозных концепций, распространённых в Китае;
  • социальные проблемы (отношения между родителями и детьми, возможность получить высшее образование и т. д.), тенденция к смене социальных ролей между мужчиной и женщиной [6].

Важными факторами также являются отношение современных китайцев к окружающей их действительности, их самоидентификация, которая непосредственным образом влияет на внутреннее состояние индивидов и уровень социальной активности.

На современный Китай, безусловно, оказывают большое влияние западное мировоззрение и технологии. Однако, благодаря специфике китайского менталитета, западное мировоззрение и технологии не вытесняют традиционные китайские, а образуют в массовом сознании симбиотический конгломерат. При этом классическое и типичное для жителей Китая мировоззрение сохраняется. Они словно пропускают через себя западные принципы и воззрения, тщательно их фильтруют и выбирают из них только то, что конгруэнтно духу и восприятию китайцев. Всё это свойственно менталитету и психологии обычного жителя Поднебесной, мировоззренческий стержень которого создаётся и существует через структуру языка, систему ценностей, иносказательные выражения, пословицы и поговорки [13].

Далёкий родственник европейских лозунгов — девизы правления древнего Китая. Начиная приблизительно с 180 г. до н. э. императоры Поднебесной, приходя к власти, выбирали девизы своего правления, например, «Счастье и процветание». Вплоть до падения империи в 1911 г. её жители отсчитывали «годы счастья и процветания». Китайцы пытались повлиять на ход истории, меняя девизы правления и объясняя неудачи неправильным выбором девиза [3].

Но лозунг, коммерческий и политический, в его прямом значении — это по большей части феномен ⅩⅩ в. Огромное китайское государство вошло в него с многочисленными политическими и социальными болезнями, поэтому среди народных масс того времени преобладали такие лозунги, как « 星星之火,可以燎原 » («Из искры может разгореться пожар»), « 中国人民 站起来! » («Китайский народ, восстань!»), « 自力更生 » («Нужно опираться на свои силы!»), « 为人民服务 » (Служить народу!) и др. В результате Синьхайской революции (1911—1913) была свергнута династия Цин и создана Китайская Республика. В 1913 г. произошла «Вторая революция» под предводительством Сунь Ятсена. Генерал Юань Шикай в центральных и южных провинциях подавил разрозненные и несогласованные выступления. Таким образом, в Китае установилась военная диктатура во главе с Юань Шикаем, который был родоначальником группировки северных (бэйянских) милитаристов. Сунь Ятсен вынужденно эмигрировал за рубеж. Юань Шикаю не без труда удалось подавить мятеж и он принялся формировать Китайскую империю, которая, на его взгляд, обеспечила бы единство, независимость, стабильность и процветание многострадальному Китаю. Однако нескончаемые репрессии, неумение своевременно разрешать насущные проблемы страны и появившаяся мания преследования обратили против самопровозглашённого императора все партии. Таким образом, чаяниям Юань Шикая не суждено было сбыться, и он вынужден был отказаться от титула [11].

В начале Первой мировой войны правительство Китая объявило о своём нейтралитете и попросило державы, участвующие в войне, не осуществлять военные действия на китайской территории, подразумевая, в том числе, китайские земли, «арендованные» иностранными державами. В 1915 г. китайские принцы проголосовали за установление монархии в Китае с Юанем Шикаем во главе, что вызвало ряд восстаний в провинциях Поднебесной, которые проходили под лозунгом « 下定决心,不怕牺牲, 排除万难,去争取胜利 » («Будьте решительны, не бойтесь жертв, преодолевайте все трудности, и тогда мы победим!»). Свою независимость от Пекина объявили провинции Гуйчжоу, Юньнань и Гуанси. Потом решили отделиться и Чжэцзян, Хунань, Сычуань и Гуандун. 22 марта 1916 г. была восстановлена республика, и Юань Шикай лишился своего титула.

В провинции Гуанчжоу в 1912 г. под руководством Чан Кайши создана партия Гоминьдан. Чан Кайши в качестве советников пригласил к себе офицеров из Германии. Гоминьдановцы усердно заимствовали опыт и навыки немцев по наведению и установлению порядка в стране. В данный период времени в Китае бытовал такой лозунг — « 一切工作归国民党! » (Всё для партии Гоминьдана!).

К 1927 г. после нескольких военных операций под контролем войск Гоминьдана находилась большая часть территории Китая. Приблизительно в это же время, в 1921 г., основана и Коммунистическая партия Китая. В тот период она была малочисленной и не пользовалась особой популярностью.

Однако осенью 1931 г. Япония напала на Китай и уже в марте 1932 г. на территории Поднебесной появилось марионеточное прояпонское государство Маньчжоу-Го. Перед Чан Кайши в сложившейся ситуации было уже три врага: внешняя японская агрессия, эпизодические бунты некоторых милитаристов на местах и вооружённые отряды Коммунистической Партии Китая, которые стали набирать силу и претендовать на захват власти в стране, поэтому китайский народ на каждом шагу видел лозунги, подобные « 御敌于国门之! » («Дадим отпор врагам извне!»). В результате подписано соглашение о создании единого фронта между Гоминьданом и КПК.

7 июля 1937 г. началась война между Японией и Китаем. Повсеместно распространялись лозунги « 实现抗战! » («За войну против японских агрессоров!»), « 坚持抗 战,反对投降! » («Упорно сопротивляться и не сдаваться!»). В августе-сентябре 1945 г. милитаристская Япония была разгромлена. Вторая мировая война завершилась, страны Азиатско-Тихоокеанского региона были освобождены от японских войск.

В Китае полным ходом ожесточённо шла гражданская война, в результате чего была создана коммунистическая армия, обладавшая выучкой и дисциплиной, лозунг которой — следующий призыв « 坚持团结, 反对分裂 » («Отстаивать единство и противостоять сепаратистам!»), « 战略上藐视敌 人,战术上重视敌人 » («Игнорировать врага стратегически, тактически считаться со врагом»). 1 октября 1949 г. Пекин провозгласил создание Китайской Народной Республики, и произошло её сближение с Советским Союзом, в результате — Китай подвергся экономической изоляции со стороны США и других стран НАТО [3, 11, 14].

Именно начиная с 50‑х гг., лозунги становятся центральным орудием для формирования политического сознания китайского народа. В этот период времени появляется множество плакатов и транспарантов, которые вывешивались повсеместно, дабы каждый житель Китайской Народной Республики был информирован о политике партии и следовал намеченному курсу. Возьмём для примеров следующие лозунги: « 中国共产党万岁! » («Да здравствует Коммунистическая партия Китая!»), « 没 有共产党,就没有中国! » («Без Коммунистической партии нет Китая!), « 和平、共 产主义、团结! » («Мир, Коммунизм, Солидарность!»), « 中国人民大团结万岁! » («Да здравствует великое единение китайского народа!»), « 鼓足干劲,力争上游,多快好 省地建设社会主义 » («Изо всех сил стремиться к лучшему, лучше и быстрее построить социализм»), « 伟大的导师,伟大的 领袖,伟大的统帅,伟大的舵手毛主席万 岁! » («Великий учитель, великий вождь, великий полководец и великий кормчий. Да здравствует председатель Мао!»).

Воодушевлённый успехами первой пятилетки, Мао Цзэдун решился на демократизацию и предпринял попытку использовать городскую интеллигенцию для социалистического строительства. Под лозунгом « 百花齐放, 百家争鸣 » («Пусть расцветают сто цветов, пусть соревнуются сто школ») в 1957 г. проведена масштабная кампания по усилению гласности и критики. Названием движения явилась цитата из классического стихотворения. Лозунг « 百花齐放, 百家争鸣 » был выдвинут в своё время императором Цинь Шихуаном, который объединил Китай примерно в 221 г. до н. э. Мао Цзэдун всегда сравнивал себя с Цинь Шихуаном, лелея мечту о едином и сильном Китае. Когда страной завладела предложенная им идея Большого скачка, подменившая собой второй пятилетний план 1958—1962 гг., разработанный Чжоу Эньлаем, в стране появился лозунг « 大跃进 万岁 » («Да здравствует Большой скачок»).

В 1966 г. председателем Мао начата массовая кампания по поддерживанию революционного духа и настроя в массах, фактическая задача которой заключалась в том, чтобы утвердить маоизм как единственную государственную идеологию и уничтожить политическую оппозицию. Рабочие, студенты и школьники, фанатично преданные «образу Председателя», были заняты поиском и разоблачением «классовых врагов» и атакой на более умеренных лидеров партии. Критически настроенная молодёжь со всей своей необузданной энергией обрушилась на культурные памятники Китая, религиозные институты, интеллектуалов и других простых граждан, являвшихся носителями старых культурных ценностей. Вследствие этих действий общество оказалось идеологически дезориентировано.

Маоизм сохранил своё влияние лишь в качестве идеологического фасада, за которым развернулась борьба за наследование подлинной политической власти. Лозунги и агитплакаты оказались очень кстати, они позволяли руководящей партии просвещать, мобилизовать и агитировать народные массы. Различные призывы можно было увидеть и услышать абсолютно в любом районе страны.

Приведём следующие примеры: « 知 识青年到农村去! » («За образованную молодёжь в сельских районах!»), « 认真看书 学习,弄通马克思主义 » («Добросовестно учиться, чтобы хорошо понимать марксизм!»), « 尊重知识、尊重人才 » («Уважать знания, уважать талант!»), « 科学技术是第 一生产力 » («Наука и техника являются основой производительных сил»), « 知识分子 必须与工农群众相结合! » («За объединение интеллигентного и рабочего классов!), « 毫 不利己,专门利人! » («Польза не для себя, а для окружающих!»), « 有理想、有道德、 有文化、有纪律! » («Да здравствуют идеалы, нравственность, культура и дисциплина!») [3].

В 1978 г. Коммунистическую партию Китая (КПК) возглавлял Дэн Сяопин. В стране начались реформы, которые продолжаются по сей день. Главная цель реформаторов — создание прибавочной стоимости, которой было бы достаточно для финансирования модернизации экономики Китая, которая после неудачной политики «Большого скачка» и командных методов Мао Цзэдуна находилась на грани катастрофы. Изначально основная задача реформ заключалась в решении проблемы с мотивацией рабочих и крестьян и ликвидацией экономических диспропорций, которые характерны для плановых экономик. Эти реформы, в основном, не представляли собой часть какого-либо чётко сформулированного стратегического плана, но являлись незамедлительным ответом на насущные проблемы (« Переходя реку, ощупываем камни » — Дэн Сяопин).

Экономические реформы в Китае восприняли на Западе как разворот к капиталистическому строю, и, во избежание вопросов и потенциальных идеологических противоречий о собственной легитимности, правительство Китая, не отрицая, что активно реализует различные экономические меры, характерные для капиталистических стран, продолжает отстаивать утверждение, что это всего лишь форма социализма.

Дэн Сяопин это противоречие объяснял своим знаменитым выражением: « Неважно, какого цвета кошка — главное, чтобы она ловила мышей », а также цитатой из Маркса о том, что практика — главный критерий истины. « 面向现代化,面向世 界,面向未来! » («Вперёд, к модернизации, миру и светлому будущему!») [11].

Исходя из сказанного, можно утверждать, что ни одна страна в мире, кроме Китая, не обладает такой гибкостью в манипулировании политическим сознанием при помощи достаточно простых лингвистических инструментов, таких как лозунги, являющиеся неотъемлемой частью её пропаганды. Это явление настолько неоднозначное, что многие исследователи признают — китайцы довели технологию влияния на умы людей с помощью лозунга до совершенства. По ним можно воссоздать картину давно минувших лет и проследить, против чего боролись и к чему стремились несколько поколений Поднебесной. Однако и в настоящее время лозунги и агитационные плакаты не утратили своей актуальности. Благодаря краткости, броскости, общепонятности, они легко усваиваются китайским населением, что способствует формированию их политического сознания и выполнению ими политических установок. Именно благодаря сочетанию старых и новых лозунгов, неизменно обладающих невероятной красочностью и лаконичностью изложения вкупе с точностью формулировки, китайцы совершили и совершают незаметные для себя, но гигантские в масштабах страны изменения.

В результате таких изменений Китай превратился в подлинного лидера ⅩⅩ в., совершившего переход из коммунистического прошлого в капиталистический социализм. Данный политический строй не смог бы утвердиться ни в одном другом государстве мира, кроме Китая. Лозунги в Китае являлись и являются неотъемлемым элементом политической пропаганды и агитации.

Китайская Народная Республика – социалистическая парламентская республика.

Площадь: 9 560 980 кв. км.

Государственный язык: китайский.

Высший орган законодательной власти – Всекитайское собрание народных представителей; высший орган исполнительной власти – председатель КНР (глава государства) и Госсовет КНР (Центральное народное правительство).

В составе КНР 22 провинции, провинция Тайвань (не принадлежит КНР), два специальных административных района (Сянган и Аомэнь), пять автономных районов (Внутренняя Монголия, Синцзян-Уйгурский, Нинся-Хуэйский, Тибетский, Гуанси-Чжуанский) и четыре города центрального подчинения (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин).

Известно, что китайцы изобрели бумагу, порох, книгопечатание, компас и прочие полезные вещи. Очевидно, что они первыми начали использовать и флаги, ведь первое упоминание о китайском флаге современной конструкции относится к 100 г. до н.э.

Китайцы делали свои флаги из шелка, ткани тогда не известной в Европе, поэтому они выгодно отличались от вексиллюмов Римской империи, изготавливаемых из тяжелой ткани.

Однако, единого национального флага в Китае не существовало до конца XVIII в., хотя в европейских флажных таблицах того времени в качестве флага Китая фигурировало белое полотнище с изображением различных фигур: змея, птица, красно-синяя спираль, голова китайского мандарина. В частности, в «Книге о флагах» Карла Алярда приводится рисунок и описание флага Китая: «флаг белый, в центре спираль из четырех витков, от древка половина спирали золотая, другая – красная. По краям флага – восемь фигур. Все поле усеяно черными пятнами».

Там же приводится и другой китайский флаг – флаг Нанкина: «четырехполосный горизонтально: серо-сине-красно-белый».

Но, скорее всего, все эти флаги – плод фантазии европейских флаговедов, ведь тогда Китай для европейцев был полуфантастической страной, о которой почти ничего не было известно, а немногочисленные факты тесно перемежались с вымыслами и легендами.

В 1863 г., когда создавался китайский флот, для его кораблей был учрежден гюйс – желтое полотнище с голубым драконом и красным солнцем, как символ императорской власти.

Очевидно, что такой выбор был не случайным, ведь традиционными символами китайского императора были желтый цвет и дракон. Желтый цвет – цвет солнца, а дракон – воплощение добра, символ величия и силы. Его молят о дожде, наводнения считаются кознями дракона. Даже один из знаков Восточного календаря – Дракон. Иероглиф «Рю» – имя дракона, и поныне обозначает в письме мощь, силу и величие. Обычно дракон в Китае изображался с головой льва, телом змеи, лапами орла, чешуей рыбы. Именно таким он был и на китайском гюйсе.

В 1872 г. этот гюйс был учрежден в качестве государственного флага.

В 1890 г. флаг по настоянию европейцев флаг стал прямоугольным.

Европейцам флаг стал известен после публикации его рисунка в британской газете.

Также эти флаги были изображены и в «Альбоме штандартов, флагов и вымпелов Российской империи и иностранных государств», изданном в Санкт-Петербурге в 1890 г.

В результате китайской революции 1911 г. император был свергнут, после чего его сторонниками повсюду были вывешены белые флаги, что в китайской символике означает скорбь. Вскоре на белом полотнище флага (и на красном флаге вооруженных сил) стала изображаться большая девятилучевая черная звезда, в середине которой располагались девять желтых шаров, символизировавших девять внутренних провинций, на лучах звезды также располагалось по желтому шару, которые символизировали девять внешних провинций.

Кроме этого флага в тот период использовались и другие. Так, войска Южного Китая использовали флаг с 18 золотыми звездами (по числу административных единиц); шанхайская армия использовала флаг из пяти горизонтальных полос: красной, желтой, синей, белой и черной; в армиях провинций Квантун, Юньнань и некоторых других использовался синий флаг с белым солнцем.

Флагом Китайской Республики, провозглашенной 1 января 1912 г., стало полотнище, состоящее из пяти горизонтальных полос равной ширины: красной, желтой, синей, белой и черной. Эти пять цветов символизировали пять народов страны: красный – китайцев, желтый – манчжуров, синий – монголов, белый – мусульман, черный – тибетцев.

Этот флаг просуществовал до 1928 г. (на севере Китая – до 1943 г.) и только 100 дней на рубеже 1915-1916 гг. Китай жил под другим флагом.

22 декабря 1915 г. генерал армии Гоминьдана Юань Шикай объявил себя императором Китая и учредил флаг своей империи. Полотнище этого флага было рассечено красным андреевским крестом на четыре треугольника: у древка – черный, верхний – белый, в вольной части – синий, внизу – желтый.

22 марта 1916 г. император был свергнут и флагом Китая вновь стал республиканский.

Имело свой флаг и созданное японцами государство Маньчжоу-Го. Он представлял собой желтое полотнище (символ Китая) в первой четверти которого были четыре горизонтальные полосы: красная, синяя, белая и черная. Эти цвета символизировали маньчжуров, так как вождь союза маньчжурских племен, начавший в 1628 г. завоевание империи Мин, Нурхаци разделил своих воинов-маньчжур на четыре части, дав каждой по знамени: красное, синее, белое и черное. После завоевания Китая предводители, воевавшие под этими знаменами, стали родоначальниками четырех привилегированных родов.

После военного переворота генерала Чан Кайши государственным флагом Китая 8 октября 1928 г. стал флаг партии Гоминьдан: красное полотнище в синей первой четверти которого изображение белого солнца с двенадцатью треугольными лучами.

Однако некоторые источники датируют учреждение этого флага в качестве государственного Китайской Республики 5 мая 1921 г., когда Сун Ятсен стал в Кантоне президентом Южного Китая. Другие – указывают дату 30 июня 1924 г., когда было принято решение Гоминьдана об использовании красного флага с белым солнцем на синем фоне в качестве государственного и военного.

Считается, что помещенный в первой четверти синий флаг с белым солнцем в середине создал китайский демократ Лу Хао-Тунг (1867-1895) и его использовали как народный символ во время антиманчжурского восстания под руководством Сун Ятсена. После поражения китайцев в войне с французами синий флаг с солнцем стал символом всех антифранцузских сил, также он использовался и в период «боксерского восстания».

Примерно в 1906 г., когда Сун Ятсен создал партию Тунмэнхуэй, предшественницу Гоминьдана, на флаг было предложено добавить красный цвет – символ пролитой крови борцов за свободу и революцию. В итоге флаг стал красным, а синий прямоугольник с белым солнцем переместился в первую четверть. В настоящее время этот флаг является государственным флагом Тайваня.

Во время II мировой войны на территории Китая Японией было создано несколько марионеточных государств, которые имели собственные флаги. Так, флагом Менг-хианг было синее полотнище с вертикальными красно-желто-белой полосами в первой четверти, а флаг Монгольской Федерации состоял из горизонтальных желтой, синей, белой, красной, белой, синей и желтой полос (пропорции 3: 2: 1: 3: 1: 2: 3).

После освобождения НОАК территории страны от гоминьдановских войск, 27 сентября 1949 г., по предложению всех депутатов, I сессия Народного политического консультативного совета Китая учредила государственный флаг КНР. Впервые он был поднят 1 октября 1949 г., когда Мао-Цзедун в Пекине на площади Тяньанмэнь провозгласил образование КНР.

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище красного цвета (пропорции сторон 2: 3; наиболее часто используются флаги размером 288х192 см, 240х160 см, 192х128 см, 144х96 см, 96х64 см). В левом верхнем углу полотнища изображена большая золотистая пятилучевая звезда, справа от нее дугообразно еще четыре такие же звезды, но в три раза меньше, обращенные одним лучом к центру большой.

Описание флага утверждено статьей 104 Конституции КНР, принятой в 1954 г.

Красный цвет флага символизирует революцию, желтый цвет звезд – свет; большая звезда – Коммунистическую партию Китая (КПК), четыре малых – китайский народ: рабочих, крестьян, мелкую буржуазию и патриотических капиталистов. Все вместе они символизируют руководящую роль КПК, единую цель всех четырех классов китайского общества и сплоченность китайского народа под руководством КПК.

По неофициальной версии пять звезд символизируют Китай, Манчжурию, Внутреннюю Монголию, Тибет и Синьцзян.

Так как красный цвет символизирует социализм и революцию, то красной должна была быть и большая коммунистическая звезда, но так как полотнище флага красное, то звезда изображена желтым цветом.

Проект флага разработал в 1949 г. шанхайский государственный служащий Цуэн Ляньсун.

Герб императора династии Цинь, созданный в XIX в. по образцу европейских гербов, представлял собой щит с голубой волнистой каймой в золотом поле которого вздыбленный и повернутый черный огнедышащий дракон с голубым хвостом и лапами, с красными рогами и гребнем (в некоторых источниках герб изображается в круглом щите).

Читайте также: