Девиз казаков войска донского

Обновлено: 03.05.2024

Казаки не говорили, как сейчас, просто "здравствуйте". Приветствие звучало в нескольких вариантах. После обеда, ближе к вечеру казаки говорили "Здорово дневали!", утром, до обеда - "Здорово ночевали!", а "Здорово живете!" - в любое время.

При этом и обращения друг к другу, и окружающим людям у казаков всегда были и сейчас остаются особенными. Казак к незнакомой женщине-казачке (старшей по возрасту) обращается "мамаша", к равной - "сестра", а к младшей - "дочка" или "внучка". К жене (если оба супруга пожилые) казак обращается "мать" или называет её по имени-отчеству. Приветствуя друг друга, казаки слегка приподнимают головной убор и после рукопожатия справляются о состоянии здоровья семьи, о положении дел.


У казаков жена всегда обращалась к мужу только по имени и отчеству. Этим отдавалась дань уважения его родителям. Муж обращался к своей супруге таким же образом. Свекор и свекровь, тёща и тесть являлись для супругов богоданными родителями.

Казачка, обращаясь к незнакомому казаку, называла его «мужчина». «Мужик», считалось оскорбительным словом.


На приветствие мужчины казачки отвечали легким поклоном. Между собой у казачек принято было обниматься, с поцелуем и беседовать.

При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимаются и прикладываются щеками. Целованием приветствовали друг друга на Пасху, причем целовались между собой или только мужчины или только женщины.

При подходе к группе стоящих и сидящих, казак снимал шапку, кланялся и справлялся о здоровье — «Здорово, казаки!», «Здорово бывали, казаки!» или «Здоровенько булы казаки!». Казаки отвечали — «Слава Богу». В строю, на смотрах, парадах полковых и сотенных построениях на приветствия казаки отвечали согласно воинского устава: «Здравия желаю, господин…!».


При исполнении Гимна Войска Донского или России казаки были обязаны снимать головные уборы, что требовалось уставом.

Среди казачат, да и среди взрослых, было принято здороваться, приветствовать даже незнакомого человека, появившегося в хуторе или станице. Дети и младшие по возрасту казаки как к родным, знакомым и незнакомым обращались, называя "дядя", "тетя", "тетка", "дядька". К пожилому казаку или казачке обращались "батя", "батько", "диду", "баба", "бабуня", "бабушка".

При входе в хату (курень) крестились на образа, мужчины предварительно снимали шапку, тоже делали и при выходе.

Извинения за допущенную оплошность произносили со словами: "Прости ради Бога", "Прости Христа ради". Благодарили, тоже поминая господа: "Храни тебя Господь", "Спаси Христос". На благодарение отвечали: «На здоровье», «Не за что», «Пожалуйста».


Вопрос принадлежности Казачьего Союза «Область Войска Донского» часто возникал, особенно, в первые месяцы народно-освободительной борьбы Новороссии. И по сей день не перестают путать Казачий Союз «Область Войска Донского», например, с также активно действующей Казачьей национальной гвардией Всевеликого Войска Донского Атамана Н.И. Козицына. Посему и возникла задумка этой статьи, которая призвана внести ясность в то, какие организации представляют в нынешнее время Донское казачество.

Область Войска Донского

Донское — самое многочисленное казачество, чьё название связано с могучей рекой Дон, впадающей в Азовское море. Донское казачество размещается на территории, носящей название «Область Войска Донского», которая занимает часть современных ДНР и ЛНР, Ростовской и Волгоградской областей, а также республики Калмыкия Российской Федерации.

Донское казачество имеет продолжительную, полную подвигов и славных побед историю. Помнит оно и трагичные периоды: Гражданскую войну, в которой не на жизнь, а на смерть стояли друг против друга казаки «белые» и казаки «красные», последовавшее за ней расказачивание. Помнит и восстановление справедливости законом РСФСР от 26.04.1991 №1107-1 «О реабилитации репрессированных народов».

М.М. Шолохов

Возрождение Донского казачества, начавшееся в конце ХХ века, — сложный и ухабистый процесс.

Первым Атаманом на Большом Круге Союза казаков Область Войска Донского (СК ОВД) в 1990 году был избран Михаил Михайлович Шолохов, сын автора «Тихого Дона», знаменитого писателя М.А. Шолохова. В 1991 году ему на смену пришёл Сергей Алексеевич Мещеряков, а в 1992 году — Василий Иванович Каледин (однофамилец известного полководца генерала А.М. Каледина).

Н.И. Козицин

>В 1993 году Походный Атаман СК ОВД Николай Иванович Козицин становится четвёртым Донским Атаманом.

1994 год характерен обострением противоречий внутри движения казачьего возрождения. Не находят общего языка казаки, руководимые А.В. Мартыновым (Союз казаков России) и В.Н. Ратиевым (Союз Казачьих Войск России и Зарубежья). Постепенно осложняется обстановка непосредственно внутри Донского казачества.

Масла в огонь подлил одобренный В.Н. Ратиевым и подписанный Н.И. Козициным с президентом Ичкерии Джохаром Дудаевым «Договор о дружбе и сотрудничестве».

По этой причине в ноябре 1994 года в Новочеркасске прошёл Большой Круг с участием представителей казачьих станиц, которые не поддержали решения Н.И. Козицина. На Круге было провозглашено создание новой казачьей организации — Войскового Казачьего Общества «Всевеликое Войско Донское» (ВКО ВВД). Его Атаманом был избран Павел Алексеевич Барышников.

В октябре 1996 года произошёл внутренний раскол между Н.И. Козициным и В.Н. Ратиевым.

В.Ф. Хижняков

19 октября 1996 года в Новочеркасске проводит Большой Круг Атаман Н.И. Козицин. Через неделю, 27 октября, собирается другой Большой Круг в попытке объединить основные ветви возрождающегося Донского казачества. И вновь неудача. На этот Круг не прибыл ни Атаман Н.И. Козицин, ни его представители. Однако был рассмотрен вопрос об отношении к реестровому казачеству и принято решение о переходе на государственную службу. Круг избрал своего Атамана, которым стал Вячеслав Фадеевич Хижняков.

Особая позиция Атамана Н.И. Козицина проявилась и в том, что он принял активное участие в организации и проведении в феврале 1999 года встреч для казаков и жителей Дона с коммунистами. Здесь обозначилась позиция Н.И. Козицина как «красного» Атамана, принимающего со своими казаками активное участие в оппозиции действующей власти. В то же время реестровое казачество во главе с В.Ф. Хижняковым, естественно, поддерживало государство, правительство, Президента. Противоречия внутри Донского казачества в связи с этим только нарастали.

В мае 1999 года Президент назначил В.Ф. Хижнякова своим полномочным представителем в Совете Федерации. В связи с этим Совет Атаманов ВКО ВВД временно возложил обязанности Войскового Атамана на Геннадия Петровича Недвигина, однако уже через несколько дней Г.П. Недвигин был застрелен во дворе собственного дома.

В.П. Водолацкий

Совету Атаманов ВКО ВВД вновь пришлось решать вопрос о руководстве, результатом чего стало назначение Атаманом Виктора Петровича Водолацкого. За 14 лет на своём посту В.П. Водолацкий многое сделал для возрождения Донского казачества, однако вынужден был оставить его в связи с депутатской деятельностью в Государственной Думе.

Таким образом, в 2013 году на этой высокой должности его сменил Виктор Георгиевич Гончаров.

Реальность, к сожалению, такова, что на Дону продолжают сосуществовать два больших казачьих войска Атаманов В.Г. Гончарова и Н.И. Козицина. Помимо этого имеется ещё несколько менее многочисленных казачьих организаций, отношения между которыми характеризуются взаимным неприятием и даже противостоянием.

Склоки, разлагающие моральный дух, непрерывные междоусобицы, утрата исконного казачьего стержня обусловили идею создания на территории Донбасса независимой местной организации Донского казачества. Несмотря на заманчивые предложения со стороны уже существовавших казачьих организаций, оставаясь верными идее ответственного и сознательного подхода к возрождению казачества, был выбран самостоятельный путь.

Чтобы обозначить эту свою принципиальную позицию, во избежание отождествления со Всевеликим Войском Донским или одним из его подразделений, для новой организации было выбрано исторически более раннее название — Область Войска Донского.

Государственный переворот, произошедший в феврале 2014 года, не мог оставить Казачий Союз «Область Войска Донского» безучастным. Обеспечение правопорядка и поиски компромиссных путей выхода из конфликта обозначили этот период.

Переломным моментом для Казачьего Союза «Область Войска Донского» стали трагические события 2 мая в Одессе, которые показали не только отсутствие возможности установить диалог со сторонниками киевской хунты, но и опасную тенденцию физического уничтожения ими всех несогласных при попустительстве и прямой поддержке государственного аппарата.

Казачий Союз «Область Войска Донского» встал на защиту родного края и его жителей от фашистских карателей. Успешные действия казачества проявились не только в ратном деле, но и в вопросах гуманитарной поддержки населения.

Это и не удивительно, ведь основной состав Казачьего Союза «Область Войска Донского» комплектуется из числа местных жителей — казаков и тех, кто относит себя к казакам. Однако казачество доступно для всех, кому близки по духу его идеи, в том числе для бывших сограждан, которые не согласны мириться с произволом и террором, развязанным «свидомитами». В рядах Казачьего Союза «Область Войска Донского» есть также добровольцы из России, Белоруссии и даже из США.

>Несмотря на открытость, оставаясь верным своим базовым принципам, Казачий Союз «Область Войска Донского» ведёт строгий кадровый отбор. И в первую очередь, здесь играет роль не происхождение, а казачье сердце — особый склад морально-деловых и духовно-нравственных качеств, которые призваны прославить, а не посрамить гордое имя казака.

Слишком широкий спектр отрицательных примеров заставляет Казачий Союз «Область Войска Донского» ещё более ответственно относиться к взятой на себя миссии возрождения исконного Казачьего Духа. Поэтому особенно обидно становится нашим казакам, когда их огульно гребут под одну гребёнку с «ряжеными», озабоченными лишь внешней атрибутикой, или с теми, кто недостойным поведением дискредитирует не только себя, но и казачество в целом.

В настоящее время Казачий Союз «Область Войска Донского» — это активный участник народно-освободительной борьбы Новороссии, продуктивно нацеленный на восстановление справедливости и законности, на борьбу с шовинизмом, объявшим Украину.

Мы хотим, чтобы не увенчанное лаврами казачье прошлое славило Казачий Союз «Область Войска Донского», но поступки наши в настоящем прославляли казачество!

Чужой компьютер

Казаки. Российское Казачество

Казаки. Российское Казачество

вернуться к странице

Казаки. Российское Казачество

Казаки. Российское Казачество запись закреплена

YouTube 53:38

«Российское казачество» документальный фильм 2013г.

343 просмотра

Нравится Показать список оценивших

Сначала старые

Максим Супрунов

любо. Но а почему донцы?только они у нас в россии охарактеризовывают казачество? а где терцы ? кубанцы?

В «Русской Истории» за 1837—1841 г.г. Николая Герасимовича Устрялова есть место, где сказано, что донцы составляют чудную смесь разноплеменных народов, что язык их состоит из разных элементов, что в чертах их лиц есть нечто азиатское и что казаки гордятся своим происхождением от черкесов и даже сами называют себя черкесами (?!).


У Николай Михайловича Карамзина («История государства Российского», т. VIII. 1816 года ) о казаках читаем, что происхождение их не весьма благородно: они считались российскими беглецами, искали дикой вольности и добычи в опустелых улусах орды Батыя, в местах не населенных, но плодородных, где Волга сближается с Доном и где издавна был торговый путь из Азии в северную Европу; что казаки, утвердившись в нынешней своей области, взяли город Ахаз (древне — хазарский, просуществовавший до XVI в.), назвали его Черкасским (?) или казачьим (что одно и то же), что жён они доставали, как вероятно, из земли черкесской и могли сими браками сообщить своим детям нечто азиатское в наружности и прочее.

Андрей Григорьевич Филонов в «Очерках Дона» (1850 г.) в пятидесятых годах прошлого столетия и В. Ф. Соловьёв в своей брошюре «Особенности говора Донских казаков» в 1900 году писали, что казаки, не смотря на то, что стоят за Русь, что полки их оберегают её окраины и что все имеют рвение постоять за честь Царя, сами себя не считают русскими; что если любому казаку предложить вопрос: «Разве ты не русский?», он всегда с гордостью ответит: «Нет, я казак!».

Казак называет русским только великоросса, малоросса же величает просто хохлом. «Стояли в России, ходили в хохлатчину, вернулись на Дон», говорят казаки. Да, и сами великороссы и малороссы (Слободской Украины) на вопрос: «Откуда вы?» — всегда отвечают: «Мы из России, а пришли к вам на Дон».

В своей книге «Кто был Ермак и его сподвижники», изданной мною в 1904 г., я, на основании исторических исследований, сделал выводы:

- что донские казаки исконные обитатели восточных берегов Азовского и Чёрного морей и нижнего Дона, известны у историков и географов разных стран под различными названиями;

- что расселение части казачества началось довольно рано, с IV и V веков по Р. X., на Днепр и далее на север, берега Балтийского моря и другие места, где они впоследствии стали известны под именем варягов, новгородских ушкуйников и других;

- что в XIV и XV в. в., после распада Золотой Орды, казачество вновь стало «слетаться» в древнюю свою родину, страну предков, берега Тихого Дона и Азовского моря, под четырьмя главными названиями (по московским и турецким летописцам):

а) азовских казаков , или сары — аз — ман — «царственных азовских людей». Сайи — ЦАРИ — Σαιοι – это самоназвание царских скифов. В ведическом санскрите слова — Сару, сарратья — sarru, sarи, sirratu, sarathya — рать, ратный, соратник, (sа – совместно, ratha- колесница, воитель, герой. От слова ведического санскрита «сарру» - sarru- происходит слово – «царь» в славянских языках, а в германских — кезарь и кайзер. В Риг-веде: саратхи — Sarathi — возница колесницы – «саратник». Первоначальное значение слова царь — «саратник», воин.

б) черкасов (днепровских);

в) новгородских повольников (с Волги), и

г) казаков рязанских , населявших своими городками все пространство к югу от Оки до степей воронежских.


Курганы Царских скифов в области Геррос

Рязанские казаки в первой половине ХVІ ст. заняли земли по рекам Хопру, Бузулуку и Медведице. Около того же времени с Волги перешли волоками на реки Иловлю и Тишанку новгородцы и расселились по среднему и нижнему течению Дона, вплоть до его устьев.

Азовские казаки, вытесненные турками и татарами из Азова и с берегов Азовского моря в Северскую область, около 30-х и 40-х годов ХVІ ст., перешли вместе с небольшой частью северских казаков (севрюков) и белогородских на Донец, и далее на Дон, и заняли вновь свои исконные земли, пройдя вверх по Дону до «переволоки».


Днепровские черкасы, или, как их в то время стали называть — запорожцы, перешли на Донец, а потом и на Дон в 1549 г, под предводительством своего князя Дмитрия Вишневецкого. Черкасские юрты располагались от местности, где был г. Черкасск, на запад по правому берегу рек Аксая, Дона и Мертваго Донца до Миуса. Самые горы, идущие от нынешнего г. Новочеркасска на запад, в то время назывались Черкасскими (в «Книге Большого чертежа»). Часть запорожцев в 1590 — 1593 гг. возвратилась обратно на Днепр, а потом они в числе10 тысяч человек пристали к самозванцу.

Кроме того, на Дон переселилось в 1640 г. около 5 тысяч запорожцев, принявших вместе с донскими казаками участие в защите Азова от турок («Азовские известия». Тауберт).

Таким образом, к половине ХVІ ст. на Дон «слетались» все отрасли одного древнего казачества, прошедшие в течение нескольких веков каждая свою историческую судьбу. История нам не говорит, даже не делает никакого намёка на то, чтобы между азовцами, новгородцами, черкасами и рязанскими казаками на Дону возникали какие — либо недоразумения, схватки или междоусобицы, а «все», как говорит поэт, «с словом братского единства сражались с дикою ордой, оставив славу для потомства, тебе свободу, Дон родной».

Из первых атаманов казачьих общин известны: Агустий Черкас, Ляпун, Павлов, Андрей Шадра (рябой — по-татарски), Ермак, Лос, Каблан, Болдырь, Михаил Черкашенин, Корелла, Татара, Каторжный, Смирной, Федоров, Смага Чершенский и другие.

При Михаиле Черкашенине казаки проникли по Каспийскому морю к устью Яика (Урала) и разгромили в 1570 г. столицу ногайского ханства Сарайшык. За этот подвиг царь Иоанн Васильевич Грозный в том же году прислал на Дон жалованную грамоту, первую из сохранившихся.

Итак, на основании вышеприведенных исследований, мы видим, что населения Дона в половине XVI столетия относится к четырём главным элементам древнего казачества, народа, резко отличающегося своим антропологическим типом, как от великороссов, так и от коренных малороссов.

То есть казаки обладали такими физическими особенностями устройства туловища, ног, в особенности голеней, головы и лица, которые заставляют всякого, хорошо изучившего во всех отношениях казачество, выделять природного казака из массы других народностей, даже если бы его поставить в разноплеменную толпу и одеть в несвойственную ему одежду.

Тип великоросса всем известен. Поэтому мы об этом и не будем говорить.


Тип малоросса распадается на две отрасли:

а) природных малороссов (древних Полян), то есть жителей северных малороссийских губерний Волыни и Подляшья (сходных во многом с польским крестьянством) — светло-русые волосы, голубые выпуклые, вернее — на выкате глаза, длинный стан, короткие голени, как и у великоросса (признак природного пахаря), прямой тонкий нос, удлиненная голова (долихоцефалы), узкий, относительно покатый лоб, часто веснушчатое лицо;

б) малороссов только по языку , остатков прежних днепровских черкасов, в южных частях губерний Черниговской, Курской, Воронежской, Екатеринославской, в Новороссии и в Черноморье и Азове: короткий, но плотный стан, высокие голени, круглая голова, широкий, прямой, нередко нависший лоб, короткий нос, часто с горбиной, хрящеватый, иногда и толстый нос, чёрные глаза, смуглое лицо и тёмные жёсткие волосы, с красниной на усах и бороде.

Этот последний тип очень часто встречается и у нас на Дону, как остаток древних переселившихся сюда черкас, в особенности по Донцу, в Гундоровской и Луганской станицах, в Раздорской и даже от устьев Дона до станицы Пятиизбянской. Рядом с ним встречается, чаще всего в низовьях Дона, в особенности в станицах Старочеркасской и Раздорской и выше по Дону до ст. Пятиизбянской, преимущественно в за донских хуторах и по реке Салу, как, например, в хуторах станиц: Баклановской, Нижне и Верхне — Курмоярских, Нагавской, Потёмкинской, и Атаманской.

Тип казаков азовских: легкие и подвижные, среднего роста, с длинными ногами при коротком туловище, с небольшой головой, при немного выпуклом (тюркском) лбе и выдающемся затылке, с орлиным носом, иногда тонким и прямом, подобранном маленьком подбородке.

Все казаки азовского типа, большею частью брюнеты, с чёрными или карими глазами, с весёлым, жгучим взором, одним словом, с азиатским оттенком в лицах, до крайности разнообразном. Есть между ними, в особенности, среди женщин, прекрасные, чисто древнегреческие профили, с правильным овалом лица, но есть и безобразные армянские или турецкие лица, при небольшой голове с большим «коромыслом» носом.

Мне, как хорошо знакомому с народами Кавказа, нередко приходилось встречать на Дону лица с профилями и овалами, схожими поразительно с осетинскими, лезгинскими (из Самурскаго округа), а в особенности с черкесскими, некоторых поколений, более сохранивших свою народность от метизации соседних племен в горах и ущельях Кавказа. Например, жителей черкесского аула Карм, расположенного близ Эльбруса, положительно можно смешать с нашими терскими казаками, но иллюзия тотчас пропадает, когда заговоришь с ними по-русски: они ни слова не понимают.


Некоторые, в том числе известный филолог, профессор МГУ Богомолов Николай Алексеевич, находят сходство донских казаков с куртинцами, но мне кажется, насколько я знаю этот народ, сходство здесь кажущееся, поверхностное, вызванное своеобразной, иррегулярной службой их в Турции и Персии, как и казаков в России, вследствие чего у этих народов выработались в течение веков сходственные военные приёмы, удаль и прочее. Впрочем, заключение это требует тщательной проверки, как со стороны антропологической, так и лингвистической, так как в языке куртинцев есть много слов, употребляемых у нас на Дону, хотя слова эти имеют турецко-татарские корни, как — то: казан, таган, чекмень и другие, коренной же язык куртинцев близко подходит к новоперсидскому.

Казаки новгородцы от устьев рек Иловли и Тишанки расселились вверх по Дону до ст. Казанской, а вниз — до Азовского моря. Это самый предприимчивый, стойкий в своих убеждениях, даже до упрямства, храбрый и домовитый народ. Казаки этого типа высоки на ногах, рослые, с широкой могучей грудью, белым лицом, большим, прямым хрящеватым носом, с круглым и малым подбородком, высоким лбом и круглой головой; волосы на голове от тёмно-русых до чёрных, на усах и бороде светлее, волнистые. Казаки эти идут в гвардию и артиллерию.

Казаки верховых станиц , известные на Дону под общим названием «верховцев», как долго сталкивавшиеся с великороссами, представляют в антропологическом отношении, в массе своей, переходную степень от чисто древнеказацкого типа к великороссам, хотя среди них нередко можно встретить лица с чисто южным профилем.


Верховые казаки — степенный, выносливый и трудолюбивый земледельческий народ; они считаются самыми исправными и надёжными казаками, способными переносить все лишения, сопряжённые с трудной казачьей службой. По мнению генерал — лейтенанта И. И. Краснова, высказанному им в своих записках:

«Верховцы при поступлении на службу кажутся сперва несколько вялыми, но, прослужив немного, с удивительною скоростью преобразуются в превосходных во всех отношениях воинов; ловкие и проворные низовцы, поступая в полки, выходят часто плохими казаками и это оттого, что не в состоянии перенести всех трудностей, свойственных казачьей службе».

Верховцы — люди умеренные, скромные, немного суровые, богобоязненные, почтительные к старшим, почти вовсе незнакомые с общественными удовольствиями, одним словом, более других сохранившие свой древний общинный патриархальный образ жизни. Этими же чертами характера и образом жизни отличаются и казаки некоторых станиц, расположенных по среднему течению Дона.

Между тем, как казаки низовых станиц Дона, собственно простой класс народа, большею частью, склонны к торговле, промыслам, рыболовству, судоходству и другим. Характера они весёлого, лёгкого, даже немного ветреного.

Непочтение к старшим, сына — отцу и матери, внука — деду, несогласия супругов, ссоры и даже драки в семье — обычные явления у низовых казаков. Родительская власть в последние годы потеряла всякую силу и авторитет. Это явление стало теперь довольно резко выделяться и в станицах 1-го Донского округа.

Только в семьях старообрядцев, ещё довольно прочно, держится тот высоконравственный древний обычай казачества, в силу которого совершеннолетний сын часто не смеет при гостях сесть в присутствии отца. А почтенные отцы семейств выслушивают и исполняют с покорностью всё, даже прихотливые, желания своих престарелых родителей, и часто предсмертные слова их имеют для них силу духовного завещания и исполняются всеми членами семьи беспрекословно. Благословение отцов, даже заочное, «на веки нерушимое», принимается сыновьями с благоговением.

Из второстепенных типов , встречающихся среди донских казаков, можно указать на следующие:

а) татарский , то есть тюркско-монгольский, с некрасивыми, смуглыми, широкими лицами, выдающимися скулами, выпуклым лбом и маленькими кривыми ногами. Характер вспыльчив. Казаки этого типа встречаются в задонских хуторах среднего и нижнего течения Дона, они произошли от татарских выкрестов, принятых в казаки, не говоря уже о том, что в древнем Черкасске была целая татарская станица, остатки которой представляют теперь жители — магометане хутора Татарского, Новочеркасской станицы. Фамилии казаков 1 и 2 Донских округов: Татариновы и Татаркины, Чувильдеевы, Чувилины, Шевердяевы, Батеенковы (от Батыя, по — казацки — Батея) ясно свидетельствуют об их происхождении;

б) калмыцкий , не считая природных калмыков — ламаитов, живущих станицами в Засальских степях и причисленных в казаки. Тип этот произошёл от смешения калмыцкой крови с казацкой и даёт симпатичные и красивые, хотя немного и широкие, лица, в особенности у женщин. Фамилия Калмыковых часто встречается в южной части области, где Сальския степи прилегают к Донским;

в) еврейский тип. Этого типа казаки поразительно сходны с горскими евреями Дагестана, которые считаются остатками древних израильтян, пленённых ассирийским царем Салтанассаром и потом совсем исчезнувших с политическаго горизонта, т. е. рассеявшихся по обширному древнему Персидскому царству, Кавказу, Крыму, Китаю, Индии и другим землям Азиатскаго материка.

Казаки еврейского типа распадаются на две категории.

Первой категории еврейского типа: долговязые, с небольшой головой, покатым лбом, выдающимся затылком, с чисто семитским носом, с рыжими волосами на бороде и усах и тёмными волосами на голове, веснушчаты, по-казацки – «луданые», по-малороссийски – «рудые». По характеру заносчивы, кичливы, мелочны, пронырливы, сладки на язык с высшими чинами, но жестоки и беспощадны с низшими, и, до крайности, трусливы.

Второй категории еврейского типа: в антропологическом отношении сходны с первой, но только телосложением более мелки, черномазы, юрки, склонны к торгашеству, спекуляции и обдуванию. Военная служба им не по нутру, а потому они всячески стараются избежать её. Этого типа казаки часто встречаются в низовьях Дона, в Старочеркасской и Аксайской станицах и городе Новочеркасске. Желающий убедиться в этом может обойти торговые ряды, Азовский и Сенной базары, в особенности старые лавки г. Новочеркасска, где ещё остались некоторые, доживающие свой век торговцы — казаки этой категории.

Евграф Савельев "Типы Донских казаков и особенности их говора." (1908 год)

Читайте также: