Девиз камикадзе на японском

Обновлено: 16.05.2024

Адмирал Императорского Военно-морского флота Японии Такидзиро Ониси (Takijiro Onishi, 大西 瀧治郎) является отцом камикадзэ и национальным героем Японии. Он был родом из семьи самурая, окончил Военно-морское училище в Этадзиме, а затем начал службу в морской авиации. Такидзиро Ониси был блестящим летчиком, участвовал в боях во время Первой мировой войны, а в 1928—1929 годах стал командующим авиацией на авианосце "Хосо". Такидзиро Ониси принимал активное участие в создании мощной авиации ВМФ и пользовался огромной популярностью в Императорском флоте. Он, будучи начальником штаба 11-го воздушного флота, был в числе главных разработчиков плана нападения на Пёрл-Харбор и лично возглавил операцию по уничтожению главных сил американской авиации.

Адмирал Такидзиро Ониси

Адмирал Ониси Такидзиро был участником многих боевых операций Императорского Военно-морского флота. Во всех тех сражениях он отличался личным мужеством, непреклонной решительностью и великолепным знанием своего дела. Такидзиро Ониси обладал независимым характером, мог в глаза высказать начальству свое нелицеприятное мнение, невзирая на ранги и прошлые заслуги. За что пользовался уважением со стороны матросов и офицеров, и вызывал постоянное раздражение со стороны штабных адмиралов и высоких чинов Военно-морского министерства.

"Путь самурая - смерть… Созерцать неизбежность смерти следует ежедневно. Каждый день, когда тело и ум пребывают в покое, нужно представлять себе, как тебя пронзают стрелами, убивают выстрелом из ружья, протыкают копьем или разрубают мечом. …Каждый день без исключения нужно считать себя уже мертвым." © Хакагурэ

Адмирал Такидзиро Ониси категорически отвергал идею возможной капитуляции. Он был главным инициатором создания отрядов камикадзе — летчиков-смертников. С 1944 на филиппинском острове Лусон адмирал активно формировал подразделения камикадзэ, и 20 октября в небо поднялись первые ударные звенья корпуса смертников. В это же время он получил свое историческое прозвище − "Отец камикадзе", которое останется с ним навеки. К молодым пилотам Такидзиро Ониси относился по-отечески, сохранились письма смертников, написанных перед последним вылетом, в которых сами пилоты весьма уважительно отзываются о своем начальнике.
У японских самураев есть традиция сэппуку, это ритуальное самоубийство посредством вспарывания живота. На картине 1890 года художника Ёситоси Тсукиока изображен генерал Акаси Гидаю, проигравший битву в 1582 году и пишущий свое предсмертное стихотворение перед тем, как совершить сеппуку.
Ритуальное самоубийство совершил и адмирал Такидзиро Ониси. Вот как об этом рассказывают Иногути Рикихей и Накадзима Тадас в книге "Божественный ветер" (Камикадзэ): О решении Японии безоговорочно капитулировать было официально объявлено 15 августа. Этим вечером адмирал Ониси пригласил нескольких офицеров штаба в свою резиденцию. Они проговорили до полуночи, а потом гости разошлись. Незадолго до завтрака адъютант адмирала обнаружил, что Ониси совершил харакири. Прибыв в резиденцию адмирала, адъютант нашел адмирала Ониси на втором этаже здания, где он вспорол себе живот японским мечом. Этот разрез был сделан, как положено, но последующая попытка перерезать себе горло не удалась. Когда адъютант увидел адмирала, тот был еще в сознании и предупредил: «Не пытайтесь помочь мне». Таким образом, адмирал отказался и от медицинской помощи, и от милосердного рокового удара. Агония затянулась до 6 часов вечера. Желание адмирала продлить свои мучения может показаться актом искупления. Уже после ухода штабных офицеров адмирал Ониси написал прощальное письмо: «Я желаю выразить свою глубочайшую признательность душам смелых воинов, совершивших специальные атаки. Они отважно сражались и умирали с верой в нашу конечную погоду. Смертью я желаю загладить свою долю вины за то, что мы не сумели добиться победы. Я извиняюсь перед душами погибших летчиков и их осиротевшими семьями. Я желаю, чтобы моя смерть стала уроком для молодого поколения японцев. Безрассудство только помогает врагу. Вы должны повиноваться духу приказов императора с предельным упорством. Не забывайте о своей законной гордости тем, что вы Японцы. Вы являетесь сокровищем нации. Со всем пылом духа камикадзэ боритесь за процветание Японии и за мир во всем мире».

Нам бы только упасть,
Подобно лепесткам вишни весной, —
Столь же чистыми и сияющими!

Хайку пилота-камикадзе из подразделения «Семь Жизней», погибшего в феврале 1945 года в возрасте 22 лет.

Камикадзе - герои или безумцы?

Национальный японский способ истребления танков - поднести вручную артиллерийский снаряд и ударить им по броне. «Отсутствие оружия не является оправданием поражения», - сказал генерал-лейтенант Мутагучи.

На Сайпане японцы шли в последний бой, поддерживая под руки калек, которых подняли для почетной смерти в бою. 300 лежачих закололи заранее.

25-летний Хаджиме Фуджи одним из первых прибежал записываться в камикадзе, но неожиданно получил штамп «Отказано» в связи с наличием семьи. Вернувшись домой, он поведал о своем горе жене. Благоверная восприняла это как руководство к действию и той же ночью заколола себя и своих годовалых детей, прошептав напоследок: «Иди. Я больше для тебя не помеха». История умалчивает, что потом случилось с Хаджиме Фуджи, но японское командование засекретило тот случай, во избежание многочисленных рецидивов.

Сбитые и оказавшиеся в воде японские пилоты бросали гранаты в шлюпки американских спасателей, известен случай, когда очнувшийся после операции японский солдат первым делом убил склонившегося над ним врача.

Документальное видео - американцы пытаются подобрать японского летчика. Внезапно тот выхватывает гранату, но не успевает ее бросить - зная японские фокусы, янки держали его на прицеле. И изрешетили, как только почувствовали неладное.

С момента поражения монголов в XIII веке на священную землю Японии ни разу не ступала нога захватчиков. И если в этот раз поражение неизбежно – японская нация умрет вместе со своей страной, превратившись в миф о гордом народе, который погиб непобежденным.

Улицы японских городов наполнились ликованием – повсюду раскачивались на ветру лозунги «Итиоку гёкусай» (100 миллионов погибают вместе славной смертью) и «Итиоку итиган» (100 миллионов, как одна пуля). К октябрю 1944 года правительство Японии подготовило детально оформленный план самоубийства всей нации, под названием «Сё-Го». Если быть до конца честными и справедливыми, то этот бредовый документ за подписью Императора должен демонстрироваться рядом с мемориалом жертв атомной бомбардировки в Хиросиме.


«Раз в стране не хватает продовольствия, и ее территория превращается в поле сражения, необходимо уничтожить всех стариков, детей, больных и слабых. Они не годны для смерти вместе с Японией», – предложил командующий военным округом Тюбу.

«Пожертвовав жизнями 20 миллионов японцев в специальных атаках, мы, безусловно, достигнем победы», – оптимистично заявил зам. начальника главного морского штаба адмирал Ониси.

Ветер отчаяния

С военной точки зрения, исход войны на Тихом океане был предрешен уже в июне 1942 года, когда на подступах к атоллу Мидуэй погибла японская эскадра из 4 авианосцев. Ощутившие пьянящий вкус победы, американцы стали с утроенной силой ломать японский оборонительный периметр на островах Тихого океана – война, к ужасу японского руководства, превращалась в затяжной конфликт с предсказуемым концом. Япония, ввиду недостатка ресурсов, была обречена на поражение.

С точки зрения здравого смысла, настало время закончить бессмысленную бойню. Но остановить запущенный механизм войны было невозможно – 1943-1944 год - американцы методично «перемалывали» японские подразделения. С теми, кто пытался оказать сопротивление, не церемонились – подгоняли к берегу дюжину линкоров и авианосцев, и обрушивали на головы несчастных самураев многодневный непрекращающийся свинцовый дождь.

Ворвавшиеся на атолл Кваджалейн бравые американские морпехи не обнаружили на острове ни одного целого дерева, а из дымящихся воронок на них печально смотрели случайно выжившие японские солдаты – оглохшие и потерявшие рассудок от двухнедельной артподготовки. Находившийся на борту линкора «Норт Кэролайн» во время бомбардировки Кваджалейна британский эксперт коммодор Хопкинс отмечал удивительные стандарты обитания и питания американских моряков – под грохот орудий, свободные от вахты матросы с аппетитом поглощали фрукты, соки, газировку и даже мороженое.

Ситуация, когда ты истекаешь последними каплями крови, а твой противник спокойно потягивает лимонад, обычно случается, когда младшеклассник подрался с чемпионом школы по боксу. Воевать в таких условиях обычными методами становится бессмысленно.

Полет в один конец

К осени 1944 года Императорские армия и флот утратили всякую возможность оказывать сопротивление: легли на дно почти все авианосцы и линкоры, погибли лучшие моряки и летчики, враг захватил все важные сырьевые базы, нарушил японские коммуникации. Возникла угроза захвата Филиппин, потеря которых обернулась катастрофой – Япония осталась без месторождений нефти!
В ходе безнадежной попытки удержать Филиппины адмирал Ониси решил использовать свое последнее оружие – фанатизм подчиненных и их готовность пожертвовать жизнью ради своей страны.

В итоге японцы первыми в мире создали управляемую противокорабельную ракету большой дальности. Разнообразные алгоритмы полета, атака на предельно малой высоте или отвесное пикирование на цель, противозенитные маневры, взаимодействие в групповом полете, точная селекция целей…самая лучшая система управления – живой человек. Настоящие «узкоглазые бомбы»!

21 октября 1944 года первый самолет камикадзе врезался в надстройку крейсера «Австралия». Атака оказалась не совсем удачной – бомба не взорвалась, тем не менее, погибло 30 человек команды, включая командира. Через 4 дня австралийский крейсер снова таранил самоубийца, после чего корабль покинул зону боевых действий. Вернувшись после ремонта, он снова попал под удары камикадзе - всего до конца войны флагман австралийского флота получил шесть «узкоглазых бомб», однако так и не был потоплен.


Камикадзе подкрался на бреющем полете


Самоубийственный таран в безвыходных ситуациях практиковали летчики всех без исключения воюющих сторон. По неполным данным, советские пилоты в годы Великой Отечественной войны совершили около 500 воздушных таранов, все помнят подвиг капитана Гастелло. Согласно утверждениям многочисленных очевидцев, гауптман Штеен пытался протаранить на своем горящем «Юнкерсе» крейсер «Киров» во время налета на Кронштадт 23 сентября 1941 г. Существуют кадры документальной кинохроники, на которых поврежденный бомбардировщик «Аичи D3A» врезается в надстройку авианосца «Хорнет» (битва у о. Санта-Крус, 1942 год).

Но только в Японии под конец войны этот процесс был организован в промышленных масштабах. Самоубийственные атаки превратились из спонтанных решений гибнущих героев во всенародное развлечение. Психология «камикадзе» изначально представляла собой культ смерти, чем радикально отличалась от психологии советских летчиков, которые, расстреляв весь боезапас и обрубив «Юнкерсу» хвост винтом своего «ястребка», все-таки надеялись остаться в живых. Живой пример - случай из боевой карьеры известного советского аса Амет-Хана Султана, который резким креном проломил борт «Юнкерсу», но застрял крылом в горящем немецком самолете. Тем не менее, герой сумел благополучно спастись.


Вроде нормальные люди?


В Японии недостатка в смертниках не было – желающих оказалось в разы больше, чем самолетов. Как вербовали отморозков? Обычные впечатлительные студенты, начитавшиеся героических книг о самурайском кодексе чести «бусидо». Кем-то двигало чувство превосходство перед своими сверстниками, желание отличиться и «стать героем». Нужно признать, что короткий век «камикадзе» был наполнен вполне земными радостями – будущие самоубийцы пользовались в обществе несказанным уважением и почитались, как живые божества. Их бесплатно кормили в травернах и бесплатно возили на своем горбу рикши.

С вилами на танки

По данным японского исследователя Наито Хатсаро, в результате «специальных атак» погибло 3913 летчиков-камикадзе, которыми было потоплено в общей сложности 34 корабля, еще 288 кораблей было повреждено. Среди потопленных кораблей нет ни одного линкора, крейсера или тяжелого авианосца.

Эффективность «корпуса специальных атак», с военной точки зрения, находилась на уровне чуть ниже плинтуса. Японцы бездарно забрасывали врага трупами своих парней, при этом, по статистике, две трети из них были уничтожены истребительными заслонами и огнем корабельных зенитных средств еще на подлете к цели. Некоторые сбились с курса и сгинули без вести на просторах великого океана. Что касается человеко-торпед «кайтэн» и нагруженных взрывчаткой катеров, то их эффективность оказалась еще ниже, чем у самолетов.


Самый отважный герой был слаб как червь перед мощью современной техники. Камикадзе оказались не в силах предотвратить надвигающейся разгром Японии, бессмысленно погибая под огнем сотен зениток с радарным наведением. С учетом количества американских, британских, австралийских и новозелендских кораблей, действовавших на просторах Тихого океана, следует признать, что ущерб от камикадзе был сопоставим с булавочным уколом. Например, 25 октября 1944 г. «узкоглазая бомба» взорвала американский эскортный авианосец «Сент-Ло» - один из 130 эскортников, построенных в Америке в годы Второй мировой. ВМС США понесли прямо-таки невосполнимые потери.


11 мая 1945 года. Советские солдаты уже празнуют в Берлине Победу, а в Тихом океане американские моряки мечутся по горящей палубе авианосца "Банкер Хилл"

Как и предполагал адмирал Ониси, атаки камикадзе действительно оказали большое психологическое влияние на противника. Американцы отучились беззаботно пить апельсиновый сок во время боевых действий, в отдельных случаях у экипажей случались приступы малодушия – уцелевшие моряки из экипажа эсминца «Буш», дважды атакованного камикадзе, бросались за борт и в ужасе плыли подальше от корабля, лишь бы не попасть под очередной удар безумных смертников. У людей не выдержали нервы.

Хотя иногда психологический эффект от японских самоубийственных атак получался обратным. Во время сражения у о. Окинава камикадзе прорвался к линкору «Миссури» и разбился о его бронепояс, залив горящим топливом зенитную установку №3. На следующий день на корабле состоялась церемония захоронения останков пилота с воинскими почестями – командир линкора Уильям Каллаган посчитал, что это будет для его команды превосходным уроком мужества и патриотизма.


Сквозь черную мглу разрывов зенитных снарядов виден линкор "Миссури", атакованный камикадзе

Последние атаки камикадзе состоялись 18 августа 1945 года – в 14 часов дня на подходе к Владивостоку был атакован одиночным самолетом танкер «Таганрог», но зенитчики лихо расправились с воздушной целью. Примерно в то же время, в районе острова Шумшу (Курильская гряда) японский камикадзе таранил тральщик КТ-152 (бывший сейнер «Нептун» водоизмещением 62 тонны), тральщик погиб вместе с экипажем из 17 человек.

Но даже в страшной истории камикадзе нашлась пара оптимистичных моментов. Первый имел место 7 декабря 1944 года – в тот день в маленький эсминец «Мэхон» за несколько минут врезались 5 камикадзе подряд. Корабль, конечно, разрушился на куски и тут же затонул. Но вот что удивительно - после 5 мощных взрывов из 209 человек команды в живых осталось 200!


Вторая история связана с «невезучим» камикадзе – унтер-офицером Ямамурой. Три раза он пытался «стать героем», но трижды «облажался», и, в результате, благополучно дожил до конца войны. Первый раз его самолет сбили сразу после взлета, Ямамура приземлился на воду и был подобран рыбаками. Второй раз он банально не нашел цель и вернулся с грустным видом на базу. На третий раз все шло как по маслу…вплоть до самого последнего момента, когда заклинило сцепной механизм и его реактивный самолет-снаряд «Ока» не смог отделиться от носителя.

Как стало ясно позднее, в руководстве Японии сидели вполне адекватные и расчетливые люди, которые отнюдь не горели желанием делать всем подряд харакири. Говоря о «почетной смерти 100 миллионов японцев», они лишь использовали ресурс фанатичной живой силы до тех пор, пока это было возможно. В итоге, в боях на Тихом океане Япония потеряла 1,9 миллиона своих преданных сынов. Благодаря скотскому отношению к человеческой жизни безвозвратные потери японских военнослужащих оказались в 9 раз выше американских.
Уже с 16 августа 1945 года воинственный напор самураев стал спадать, все как-то постепенно забыли про планировавшееся «массовое самоубийство» и, в результате, мы можем видеть удивительную страну Японию, которая уже сейчас живет в XXI веке.

Японцы, стоит отдать им должное, очень дисциплинированный, талантливый и честный народ. Если в Китае расстреливают опасных преступников, то в Японии провинившиеся сами бросаются на рельсы в метро – настолько нестерпима для японца мысль о его оплошности. Очень жаль, что такие способные и преданные люди оказались в руках мерзавцев, которые, руководствуясь своими личными расчетами, отправили их на верную смерть.

Известное видео с документальными кадрами и нарезкой из фильма "За тех, кого мы любим" (Япония, 2007 г.)


«Сегодня судьба нашей страны в моих руках. Мы — защитники нашей страны. Вы можете забыть меня, когда меня не будет, но, пожалуйста, живите лучше, чем вы жили раньше. Не беспокойтесь и не унывайте».
— Из прощального письма мл. лейтенанта Шунсуке Томиясу.

Камикадзе, безусловно, герои. Самопожертвование ценилось во все времена у любых народов мира. Но в чем особенность феномена «божественного ветра»? Почему не стихают насмешки над японскими «зомби», которые в бессильной ярости бились головою о броню? Чем отличались камикадзе от русских, европейских и американских летчиков, совершивших самоубийственный таран?

Капитан Гастелло, что направил подбитую машину на механизированную колонну врага, или капитан Флемминг, таранивший на горящем бомбардировщике японский крейсер «Микума» — эти герои до последних минут надеялись остаться в живых. Самоубийственный таран был их последним, спонтанным решением в безвыходной ситуации.

В отличие от Гастелло, японские пилоты заранее приговорили себя к смерти и жили с этим ощущением в течение долгих месяцев. Повторить нечто подобное, имея русское воспитание, представляется совершенно невозможным. Все знают, что на войне случаются ситуации, когда приходится рисковать и даже жертвовать своей жизнью — но заранее приговорить себя к участи «живой бомбы» и «ходячего трупа»… Кодекс бусидо гласит: самурай должен ежедневно готовиться к смерти. Спору нет, мы все когда-нибудь умрем. Но зачем же каждую минуту думать об этом?

У камикадзе последний вылет превращался в изысканный ритуал смерти с поклонами, белыми повязками «хатимаки» и ритуальной чашкой сакэ. За императора и священную землю Ямато!

Отдельный вопрос к японскому руководству: в отличие от фанатичных молодых пилотов, эти мудрые Лао-Цзы прекрасно знали обстановку на фронте. Даже самые большие оптимисты не могли не знать, что к 1944 году война была вдребезги проиграна. Так для чего было гробить «цвет нации» в бесполезных самоубийственных атаках?! Для того, чтобы оттянуть час расплаты и спасти свою шкуру, бросая в топку молодое поколение свой страны?

Невзирая на расхождения в оценках моральной составляющей поступков «камикадзе» и некоторые шокирующие подробности подготовки летчиков-самоубийц, не стоит забывать о главном — это было ОРУЖИЕ. Мощная крылатая ракета — прообраз современных «Гарпунов» и «Гранитов», оснащенная самой надежной и совершенной системой наведения — живым человеком.

Наибольший интерес представляет результативность «Корпуса специальных атак». Сколько кораблей было потоплено? Какой ущерб смогли нанести врагу летчики-камикадзе?

Американцы предпочитают не акцентировать внимание на данной проблеме, рассказывая противоречивые истории, выдернутые из общего контекста событий. На вопрос об общей статистике обычно приводится список из 47…57 потопленных кораблей. Расхождения вызваны тремя основными причинами:

1. Самоубийственные атаки практиковались не только пилотами «Корпуса специальных атак»: отличить «настоящего» камикадзе от бомбардировщика ВВС, чей экипаж принял решение повторить подвиг Гастелло, было делом непростым, а подчас невозможным.

Примером может служить гибель эсминца «Твиггс». 16 июня 1945 года корабль был атакован одиночным торпедоносцем. Самолет сбросил торпеду, попавшую в левый борт, а затем описал круг и врезался в обреченный эсминец. Было ли это дело рук камикадзе или летчиков из строевых частей? Вопрос остался без ответа. Эсминец «Твиггс» затонул.


Поврежденный эсминец

2. Атакованные корабли не всегда тонули сразу. Зачастую им требовалась «помощь» в виде торпеды и десятка выстрелов из пятидюймовок по ватерлинии. Смертельно раненный корабль добивали находившиеся поблизости эсминцы ВМС США — а значит, это повод исключить потерю из списка жертв камикадзе.

Пример — эсминец «Колхаун». 6 апреля 1945 г. он был протаранен японским самолетом, и впоследствии добит огнем эсминца «Кэссин Янг».

3. Атакованные корабли не всегда тонули на том же месте. Пользуясь своим численным превосходством и слабостью противника, янки буксировали обгоревшие руины в Перл-Харбор или к ближайшему берегу, а затем использовали то, что осталось от кораблей в интересах народного хозяйства. Разумеется, такие «подранки» не вносились в официальный список потерь.

Примеры:
Эсминец «Моррис» — поврежден камикадзе у о. Окинава, отбуксирован в США. Ввиду нецелесообразности ремонта был исключен из списков ВМС и разделан на металл.

Охотник за субмаринами PC-1603 — протаранен камикадзе, отбуксирован к берегу. Впоследствии, его корпус был использован для сооружения волнореза на японском острове Керама.

Эскортный миноносец «Оберрендер» — протаранен камикадзе, отбуксирован в США. Не восстанавливался. Потоплен в качестве мишени в ноябре 1945 года.

Всего среди крупных потерь от действий японских летчиков-самоубийц значатся 4 эскортных авианосца и 24 эсминца. Малыши-эсминцы чаще других попадали под удар — во-первых, их было много. Во-вторых, они обеспечивали радиолокационный дозор на самых опасных направлениях.

Остальной список потерь звучит, как насмешка над камикадзе: эскортный миноносец, шесть быстроходных транспортов ВМС (переделанные из устаревших эсминцев), два десятка десантных средств, госпитальное судно, плавучий док, танкер и несколько мелких катеров и охотников…

Ни одного тяжелого авианосца, крейсера или линкора!

На первый взгляд, может показаться, что 3913 пилотов-камикадзе погибло зря — громкая мировая слава при столь никчемных результатах. Отчаянное мужество японских парней оказалось бессильно против боевых воздушных патрулей и зенитных пушек с автоматизированным радарным наведением.
Но, слепая вера официальным американским источникам — дело неблагодарное. Реальное положение дел оказалось гораздо серьезнее.

Крупные корабли, как известно, обладают большим запасом плавучести и мало восприимчивы к повреждениям выше ватерлинии. Попадания бомб, ракет или самоубийственные тараны «Зеро» не способны причинить им критических повреждений.

Но это ничуть не мешало американским кораблям выгорать дотла и терять по нескольку сотен человек из своего экипажа. В таких условиях наиболее справедливым критерием успешности атаки становится причиненный ущерб.
Увы, официальная историография обходит данный вопрос стороной.

Полет в один конец. Разрушительная мощь камикадзе

Удар камикадзе в линкор "Мэрилэнд". В тот раз, 25 ноября 1944 г. повреждения оказались значительными — повреждена башня ГК, погиб 31 моряк

Действительно, чей случай оказался тяжелее: потопление эсминца «Абнер Рид» (1 ноября 1944 г., в результате инцидента погибло 22 моряка) или второе по счету повреждение авианосца «Интрепид» (25 ноября 1944 г., корабль потерял 65 членов экипажа и полностью утратил боеспособность). Сказать сложно.

Больше половины боевых кораблей ВМС США на Тихоокеанском ТВД имели «шрамы» и «отметины» после встреч с камикадзе. Зачастую — неоднократные. Только в ходе битвы за Окинаву камикадзе потопили 26 кораблей противника и повредили 225, в т.ч. 27 авианосцев!

Результаты атак впечатляют.

Весна 45-го года

Их ярость не знала границ. С бешеным упорством японцы отправлялись в последний полет, чтобы рухнуть метеоритом в море или на палубу вражеского корабля — кому как повезет. Порывы «божественного ветра» то стихали, то усиливались вновь, наполняя воздух сюрреалистическим ужасом и смрадом могильного тлена. Кипела вода, раскалялись стволы зениток, а камикадзе все шли и шли, чтоб отдать свою жизнь за великий Ниппон.

Наибольшая интенсивность самоубийственных атак была отмечена в ходе высадки на Окинаву. В тот раз японцам предстояло оборонять уже собственную территорию — в атаку было брошено все, что могло летать: новые и потрепанные «Зеро», реактивные ракетопланы «Ока», одно- и двухмоторные бомбардировщики, гидросамолеты, учебная авиатехника…

Только за одни сутки, 6 апреля 1945 г., американский флот лишился от ударов камикадзе шести эскадренных миноносцев! 7 апреля были повреждены линкор «Мэрилэнд» и тяжелый авианосец «Хэнкок». Линкор, потеряв убитыми 10 зенитчиков на верхней палубе, еще смог неделю продержаться на позиции, обстреливая берег и отбивая бесчисленные атаки самоубийц. Авианосцу с искореженной палубой пришлось немедленно отправляться на ремонт в США (вспыхнувший пожар удалось погасить ценой гибели 62 моряков, еще 72 оказались ранены и обожжены).

16 апреля 1945 оказался поврежден (уже в четвертый раз!) авианосец «Интрепид» — по счастливой случайности ущерб оказался невелик, экипаж сумел восстановить боеспособность корабля всего через три часа. Тем не менее, уже на следующий день «Интрепид» был вынужден уйти на ремонт в Сан-Франциско.


Взрыв на авианосце "Энтерпрайз"


Горит "Саратога" — три удара камикадзе привели к потере 36 самолетов авиакрыла, была разрушена вся носовая часть, погибло 123 моряка

Нечасто говорят о том, что боевая карьера героя Мидуэйского сражения — прославленного авианосца «Энтерпрайз» — внезапно оборвалась после пары встреч с камикадзе. И если первая атака (11 апреля) прошла для корабля сравнительно легко, то вторая (14 мая) оказалось фатальной — «Зеро», управляемый мл. лейтенантом Шунсуке Томиясу (тем самым, чье письмо цитировалось в начале статьи), прорвал стену зенитного огня и на полной скорости пробил несколько палуб. На корабле произошел оглушительный внутренний взрыв — носовой самолетоподъемник вырвало и подбросило вверх на 200 метров. «Энтерпрайз» простоял в ремонте до конца войны и более никогда не использовался в качестве авианосного корабля.

Страшнее всех пострадал «Банкер Хилл» — 11 мая 1945 года в результате двух атак камикадзе новейший тяжелый авианосец потерял ход, боеспособность, плавучесть и утратил всякую надежду на спасение. В огне сгорело 80 самолетов и около 400 человек экипажа. Командование эскадры рассматривало вопрос о принудительном затоплении корабля. Лишь отсутствие новых атак противника и наличие рядом десятков кораблей ВМС США позволило спасти и отбуксировать обугленную развалину к родным берегам — «Банкер Хилл» был частично отремонтирован после войны, но более никогда не использовался по своему прямому назначению. В 1947 г. был навсегда исключен из действующего состава флота.

Вот такие случаи являют собой истинный смысл легенды о камикадзе — увы, авторитетные эксперты по другую сторону океана предпочитают рассказывать сказку о 47 потопленных транспортах, эсминцах и патрульных лодках. Реальные последствия мощных атак идут как бы вне списка потерь — корабль не затонул? Нет. Значит, всё о'кей.

Немало болезненных рубцов и отметин осталось на палубах крейсеров. Самолетам так и не удалось потопить ни одного бронированного монстра, но всякий раз дело заканчивалось крупными повреждениями, пожарами и искореженными листами бронепалуб.


Последнее пике. Цель — крейсер "Колумбия"


В январе 1945 года был тяжело поврежден крейсер «Колумбия» (новейший, типа «Кливленд») — в результате двух атак камикадзе у него вышла из строя вся кормовая группа артиллерии ГК, погибло 39 человек, свыше 100 оказались в лазарете. Однако благодаря своей стойкости и высокой живучести крейсер продолжил выполнение задач в зоне боевых действий.

Примерно в то же время в заливе Лингаен под двойной таранный удар попал «Луисвилл» — крейсер «вашингтонского периода» с ослабленным бронированием. Крейсеру потребовался заводской ремонт, однако спустя пару месяцев он снова вернулся в строй. Всего в результате той атаки погиб 41 моряк, в т.ч. контр-адмирал Т. Чэндлер — бытует легенда, что сильно обожженный командующий отказался от своих привилегий и занял место в общей очереди в операционную.


Момент взрыва на крейсере "Луисвилл"

Несмотря на трагический подтекст, история камикадзе знает пару удивительных и даже забавных эпизодов — например, невероятный случай, произошедший днем 12 апреля 1945 г. с эсминцем «Стэнли». В ходе несения радиолокационного дозора эсминец был пробит насквозь реактивным самолетом «Ока». По воспоминаниям членов экипажа, «Ока» ударила в корабль на скорости свыше 500 миль в час (900 км/ч). Часть обломков ракетоплана застряла в корпусе, но боевая часть массой 1200 кг вылетела с противоположного борта и упала в воду. Никто, кроме самого японского пилота, не пострадал.

Другая необычная история приключилась с субмариной «Дэвилфиш» — она стала единственной подлодкой, подвергшейся нападению камикадзе. «Дэвилфиш» отделалась разрушенным ограждением рубки и течью в прочном корпусе. Самостоятельно вернулась на базу.

Круг жертв камикадзе не ограничивался ВМС США — под удар попадал любой корабль в зоне боевых действий. Первой жертвой камикадзе считается отнюдь не американский корабль, а флагман австралийских ВМС — крейсер «Австралия» (21 октября 1944 года). Вернувшись после ремонта в строй, «Австралия» вновь попала под удар японского самолета, а всего через сутки, 6 января 1945 года она подверглась третьей по счету атаке! Но это был еще не предел — 8 января австралийцам пришлось вновь отбиваться от камикадзе (одна из бомб, сброшенных со сбитого самолета, срикошетила от воды и проделала пробоину в борту крейсера). На следующий день, 9 января, надстройку «Австралии» протаранил четвертый японский камикадзе. Несмотря на обширные повреждения и гибель полусотни человек экипажа, «Австралия» смогла остаться на плаву и после короткого ремонта ушла своим ходом на модернизацию в Великобританию.

Кстати, о британцах. Флот Её Величества отправил к Окинаве, на помощь янки, целую группировку боевых кораблей, в т.ч. тяжелые авианосцы с бронированной палубой — «Викториэс», «Иластриэс», «Индомитэбл», «Фомидэбл» и «Индифэтигэбл». Нетрудно догадаться, что стало с этими кораблями.


Завалы на палубе HMS Formidable. От мощных сотрясений лопнул паропровод ГЭУ, упала скорость, вышли из строя радары — в самый разгар боя корабль утратил боеспособность

Наличие бронированной полетной позволяло им легче переносить встречи с камикадзе, вмятины быстро заливались цементом — но полностью предотвратить катастрофические последствия оказалось невозможным.
Каждый таран оканчивался грандиозным пожаром на верхней палубе, подчистую уничтожающим припаркованную там авиатехнику, а потоки горящего бензина так или иначе проникали в ангар, где начинался огненный ад. К началу мая на борту порядком обгоревшего «Фомидебла» осталось всего 15 исправных самолетов!

Известно как минимум о двух встречах с камикадзе наших моряков — 18 августа 1945 года на подходе к Владивостоку был атакован танкер «Таганрог» — зенитчикам удалось отразить атаку, обломки самолета упали в море. В тот же день в районе острова Шумшу (Курильская гряда) камикадзе протаранил тральщик КТ-152 (бывш. рыболовный баркас водоизмещением 62 тонны). Советский тральщик с экипажем в 17 человек стал последним в списке жертв Корпуса специальных атак («Токубетсу когекитай»).

Эпилог

Был ли у них шанс спасти Японию от поражения? Смогли бы камикадзе остановить врага, разгромив на его флот? Ответ — нет. Слишком неравными были силы.

Японские летчики нанесли союзникам чудовищный ущерб. Ни один флот в мире не смог бы устоять перед «божественным ветром». Ни один, кроме ВМС США. У берегов Окинавы янки задействовали группировку в составе 1000 боевых кораблей и судов обеспечения, которая постоянно обновлялась на ротационной основе. Японская отвага оказалась бессильна перед такой мощью. Место поврежденных кораблей немедленно занимали новые — подчас еще более мощные и совершенные, чем те, кто уполз на ремонт.

История с камикадзе до сих пор представляет собой немалый интерес. Помимо массового героизма японских пилотов, самоубийственные тараны стали грозным предвестником нового вида оружия — противокорабельных крылатых ракет. Филиппины и Окинава превратились в великолепный полигон, где в реальных боевых условиях демонстрировались возможности подобных «боеприпасов». Накопившийся статистический материал позволят с должной уверенностью судить о разрушительном воздействии «крылатых самолетов-снарядов» и последствиях их попадания в корабль. Это прямой ответ на вопрос о том, какой класс кораблей оказался наиболее стоек и живуч при ударах в надводную часть корпуса, а также о мерах защиты и минимизации боевых повреждений.

Читайте также: