Девиз для родителей первоклассников

Обновлено: 21.12.2024

Задачи: научить знакомиться детей друг с другом и с учителем; выработка школьного правила «Поднятая рука» для поочередного высказывания, учимся слушать друг друга и учителя, правила посадки учеников за партой, как верно держать карандаш и ручку, при работе с ней; учимся монологической речи.

Оборудование: знак «Поднятая рука»; карточки на столы, воздушный шарик.

Дети входят в класс. Выбираем себе шкафчики для вещей. Запоминаем цифру на своём шкафчике. Рассаживаемся за парты.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Как вас мно го и какие вы все красивые! Сегодня вы в первый раз пришли в школу. Похлопайте в ладошки те, у кого сегодня хорошее настроение. Давайте я по­ пробую угадать, почему вы сегодня так радуетесь. Если я угадаю, вы хлопаете в ладошки. Договори­ лись?

-Вы рады, потому что познакомитесь с новыми ребятами?

-Потому что вы сегодня нарядны и красивы?

-Потому что вы сегодня первый раз при­шли в школу?

- Потому что вы сегодня стали школь­ никами?

-Потому что вы встретились сегодня со сво­ ей учительницей? Все это очень хорошо, дети, но, наверное, вам очень хочется познакомиться со мной получше, правда?

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ О СЕБЕ

У. Меня зовут. Если забудете мое имя, подой­ дите ко мне и спросите. Хорошо? Мы с вами будем учиться вместе, и я все­ гда буду рада вам помочь.

Расскажу вам обо всем:

Отчего бывает гром,

И про север, и про юг,

И про все, что есть вокруг,

Про медведя, про лису

И про ягоды в лесу.

Научу вас рисовать,

Строить, шить и вышивать.

А теперь вы можете задать мне любой вопрос.

ВЫРАБОТКА ШКОЛЬНОГО ПРАВИЛА

У Со мной вы познакомились, а как мне с вами познакомиться? Я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко назовете свои имена.

Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла? Давайте еще громче! Раз, два, три!

Ребята, в чем дело, почему я не могу услы­шать ваши имена? Что же делать?

Дети предлагают разные варианты. Надо постараться сначала озвучивать все, кроме поднимания руки. В ходе обсуждения учитель подводит детей к нужному правилу.

- Послушайте дети, что предлагает нам Настя. Молодец! А как ты придумала такой спо­ соб -поднимать руку? Ребята, давайте попробу­ ем знакомиться способом «Поднятая рука», если хочешь
ответить - подними руку. Покажите, как нужно поднимать руку? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку.

Таким образом, мы вместе с детьми уста­новили новое правило и сразу оговорили его вы­полнение.

- Для чего нам нужно это правило?
Дети. Чтобы познакомиться.

У. Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?

Учитель спрашивает трех-четырех детей и вводит знак «Поднятая рука».

Воздушный шарик.

—Понравилось ли вам отвечать по-школь­ному? Что делают школьники, когда хотят от­ветить? А знакомиться можно по-разному. Мож­но знакомиться во время игры. Хотите попро­бовать?

Учитель берет в руки воздушный шарик..

Кому я даю шарик- это человек должен назвать своё имя и передать шарик следующему по цепочке.

Дети, передавая шарик, знакомятся друг с другом. Последней шарик берёт учитель и ещё раз называет своё имя.

Карточки с именами.

-Давайте поиграем. Я буду называть имена с карточек,а те дети, чье имя я на­зову, будут выбегать ко мне и брать свою карточку. Эту карточку нужно поставить перед собой на парту.

Учитель называет имена до тех пор, пока все дети не заберут карточки.

- А теперь на своей карточке вы рядом с именем рисуете, то что животное или предмет, на которое вы похожи.

Рассматриваем карточки, дети комментируют и объясняют, что они нарисовали.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Гласные звуки:а,о,и,ы,э.( работа на листах)

РАБОТА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА».

· Сегодня мы с вами отправимся в одну всем вам известную сказку. А что это за сказка помогут догадаться слова «Тянут, потянут - вытянуть не могут».

· Давайте вспомним эту сказку. Какие там были герои?

На доске вывешиваю героев сказки.

ИГРА НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ.

ДЕД - вы «рубите дрова»,

БАБКА – вы «вяжете»

ЖУЧКА – «машите хвостиком»

ПОСТАНОВКА РУКИ:

Сейчас мы отправимся в гости к бабке и деду, но пройти к ним непросто. Открываем тетрадки со словами:

Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу.

Я от вас, друзья не скрою,

Карандашик так держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я возьмусь.

Для того, чтобы наши пальчики слушались, нужно сделать для них массаж.

· Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.

· Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

· Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

· Этот пальчик безымянный, непоседливый самый.

· А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

ЗНАКОМСТО С ПОНЯТИЯМИ вертикальная линия,горизонтальная линия.

РАБОТА ПО ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗКЕ «РЕПКА». ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТИРОВКА.

- Давайте посчитаем, героев сказки «Репка». Сколько их? (7)

- Кто стоит первым? (дед)

- Кто стоит между бабкой и Жучкой? (внучка)

- Кто стоит перед мышкой? (кошка)

- Кто стоит за внучкой? ( Жучка).

ИГРА «ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Запомните, кто за кем стоит: бабка, Жучка, внучка, дед, мышка, кошка.

Закройте глаза. В это время учитель меняет героев сказки местами. Дети открывают глаза и говорят, что изменилось. Повторяется несколько раз.

РЕШЕНИЕ СТИХОТВОРНЫХ ЗАДАЧ.

У кошки три котёнка,

Они мяучат громко.

В лукошко мы глядим.

Куда пропал один?

Вдруг видим из-за лавки

Его выносит кошка

Он первым встал на ножки

И вылез из лукошка.

- А сколько котят ещё не умеют ходить? (2)

Кот Васька – рыболов,

Притащил большой улов:

Пять огромных окуней,

На 3 меньше карасей.

Какой же у кота улов?

Кто ответить мне готов? (7)

Надоело нашей внучке

По слогам слова читать.

Тогда стала наша внучка

во дворе ворон считать:

Одна на дереве сидит,

Ещё одна в окно глядит,

Три сидят на крыше,

Чтобы всё услышать.

Так скажите, сколько птиц

Насчитала внучка? (5)

Работа на листах. Понятия : столько же, больше, меньше, внутри ,снаружи.

Хорошо мы потрудились,

Рисовали и резвились,

Но прощаться нам пора,

До свиданья, детвора.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Ребенок будет с удовольствием учиться в школе, если…

(4 оценки) Содержание

В первый раз в первый класс — это очень волнительно. Новый коллектив, новое расписание, новые задачи — жизнь ребёнка меняется кардинально! И к этим переменам надо основательно подготовиться. Эксперты компании "ЯКласс" рассказывают о самых важных навыках для успешного начала школьной жизни.

Навыки, как известно, бывают двух типов — hard skills и soft skills. Но если с hard skills всё понятно — это умение прочитать небольшой текст, сосчитать до двадцати и другие умения по образовательному стандарту, то с soft skills все несколько сложнее, а между тем, именно они помогают учиться с удовольствием и достигать успеха в будущем. Какие же из них стоит в первую очередь развивать первокласснику?

Как научить ребенка управлять своими эмоциями?

Во-первых, для успешной адаптации к новому коллективу в школе очень важно уметь управлять своими эмоциями. EQ — эмоциональный интеллект — за последние несколько лет стал не менее важным навыком, чем IQ.

EQ состоит из четырех направлений:

  • умение распознавать свои чувства
  • умение управлять ими
  • умение распознавать чувства окружающих
  • и управлять ими.

Как объяснить это ребенку? Можно нарисовать небольшую табличку, разделенную на четыре части, и на ее основе сделать настоящую "карту эмоций".

Например, американский психолог Донна Хаусман советует: "Чтобы помочь ребенку развить эмоциональный интеллект, родители могут и должны разрешать своим детям испытывать любые эмоции и помогать распознавать их. Для этого, составляя "карту эмоций" вместе с ребенком, можно написать на листочке все знакомые чувства — радость, тревога, страх, предвкушение, обида и т.д. — и повесить его на видное место, чтобы каждый вечер отмечать на карточке те эмоциональные впечатления, которые были у членов семьи в течение дня, и почему".

Зачем первокласснику критическое мышление?

Второй немаловажный навык — критическое мышление. Сто тысяч детских "почему", начиная с раннего возраста — это и есть его первые проявления.

Критическое мышление включает в себя:

  • получение информации
  • ее переработку
  • выводы
  • принятие решения
  • и формирование своего отношения к результату.

Первый класс — это начало серьезной работы с информацией: первые домашние задания, учебные статьи и видеоуроки. Ребенок погружен в цифровую среду и учится в ней ориентироваться. Умение отличать истинную информацию от ложной, проверенную от непроверенной обретает особую ценность. И его важно тренировать с самого начала обучения в школе.

Не менее важно внимательно слушать ребенка — мотивировать его выражать свое мнение, искать ответы на вопросы самостоятельно, отстаивать свою позицию, логически рассуждать и делать выводы из происходящих с ним ситуаций.

Что значит рефлексировать?

Третий из soft skills мы все неосознанно тренировали в детстве. Кто не помнит ежегодный сентябрьский "ритуал" в младшей школе — сочинение "Как я провел лето"! Но не все задумываются о том, что в процессе мы развивали не только литературные способности, но и навыки рефлексии.

Слово рефлексия произошло от латинского "reflexior" — обращение назад, отражение. То есть умение анализировать свои действия и их результаты, извлекать важные уроки и признавать свои ошибки, которые являются неотъемлемой частью процесса обучения.

Как помочь ребенку развить в себе рефлексию?

  • Прежде всего, не ругать за первые ошибки и замечания в дневнике, а обсуждать причины появления ошибок и возможности избежать их в дальнейшем.
  • Анализировать не только ошибочные, но и верные решения, помогая ученику понять, что в его действиях привело к хорошим результатам.
  • Не навязывать свое решение, а выслушать то, что предложит сам ребенок, стимулируя его анализировать свои поступки и последствия.

Как развивать адаптивность у ребенка?

И, наконец, адаптивность — умение, которое позволяет человеку быстро приспособиться к новым обстоятельствам, интегрироваться в новую реальность. Для первоклассника это качество становится особенно важным, ведь ему надо войти в незнакомый коллектив, поменять распорядок дня, привыкнуть к учителю и к правилам школы, чтобы, в итоге, получать удовольствие от школьной жизни, найти новых друзей и интересные занятия после уроков.

Развивать адаптивность можно понемногу каждый день: менять привычные рецепты блюд, ходить в новые места, пробовать разные хобби и мотивировать ребенка знакомиться с другими детьми на площадках или в игровых центрах.

И еще три суперсилы для первоклассников

Помимо перечисленных "гибких навыков", есть еще три современные "суперспособности", которые помогут первокласснику начать школьную жизнь.

Обычно именно в школе ребёнок впервые получает возможность самостоятельно распоряжаться деньгами. А значит, самое время учиться финансовой грамотности! Официальные уроки по этой необычной дисциплине пока введены только в 25% российских школ. Благодаря таким урокам дети узнают, как сохранить и приумножить накопления, как правильно инвестировать в будущем, что такое кэшбек и как на нем заработать.

Но несмотря на то, что с 2022 года уроки финграмотности планируется ввести во всех школах, первоисточником знаний в этом вопросе для ребенка остаются родители: можно привлекать ребёнка к обсуждению каких-то финансовых вопросов, помогать ему копить на желанную покупку, вместе изучать программы, которые предлагают образовательные сервисы.

Другая "суперсила" — тоже грамотность, но цифровая. Все диджитал-навыки можно условно поделить на пять типов:

  • информация
  • коммуникации
  • контент
  • безопасность
  • решение проблем

Именно такую классификацию применяют сейчас в странах Евросоюза. С первого класса дети начинают пользоваться интернет-ресурсами для обучения и подготовки домашних заданий. А также, заведя в школе новых друзей, многие из них регистрируются в соцсетях и участвуют в классных чатах.

Цифровая грамотность необходима, чтобы знать, как определять полезные ресурсы для поиска информации, какие сайты подозрительны или опасны и как установить защиту от них, на каких ресурсах можно найти удобные сервисы для работы с файлами или креативной обработки изображений.

Еще одна необходимая суперспособность — креативность. И это далеко не только творческие занятия, такие, как рисование или лепка. Креативность — это умение нестандартно мыслить и находить новые решения. И пригодится этот навык не только при изучении гуманитарных предметов, но и в математике, ведь даже при одном верном ответе существуют разные способы решения задачи.

Креативно мыслящий ребенок получает больше удовольствия от учебы с самого начала, потому что с первого класса у него появляется возможность выразить себя творчески, принимая участие в школьных событиях и проявляя инициативу.

Пять заповедей для родителей первоклашек

Важно уточнить, что, помимо списка "must do", должен быть и другой список — что не стоит делать родителям. Его можно представить в таком виде:

  1. Не перегружать кружками, секциями и курсами по подготовке к школе.
  2. Не навязывать "синдром отличника".
  3. Не опекать чрезмерно.
  4. Не внушать сомнений и неуверенности в себе.
  5. Не судить строго.

Иными словами, не стараться сделать из ребенка отличника еще до того, как он сел за парту — пусть он сам достигнет своих первых успехов в школе!

Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом.

Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.

План проведения собрания:

Анкетирование родителей по теме собрания .

Самопредставление – визитная карточка семьи.

Необходимые принадлежности к урокам для первоклассников.

Анкетирование родителей по теме собрания .

Ход собрания-встречи

Собрание проводится в том классе, где будут проходить занятия детей.

Мне очень приятно знакомиться с новыми учениками и их родителями, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы, но, честно признаюсь, и я. Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу? Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим маленьким первоклассникам? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.

Теперь у ваших детей все будет по-новому: уроки, учительница, школьные товарищи. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми. Теперь мы с вами – один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться.

Учиться – значит учить самих себя. Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что все четыре года наш коллектив будет дружным и сплоченным. Для того чтобы нам было комфортно вместе, давайте познакомимся.

2. Самопредставление семей.
Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече самопредставление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Желательно записать на магнитофон выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье.
План самопредставления семьи

Фамилия, имя, отчество родителей.

Возраст родителей, день рождения семьи.

Интересы, увлечения семьи.

Традиции и обычаи семьи.

Можно записать девиз семей на листе ватмана, который крепится на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в работе с учащимися.

3. Необходимые принадлежности к урокам для первоклассников:

Тетради , обложки для тетрадей: (в косую линейку). В клетку (3 шт., 12 листов).

Обложки для учебников и закладки .

Все тетради и учебники должны быть в обложках!
В учебниках и рабочих тетрадях должны быть закладки!

Пенал (мягкий, на молнии):
- 4 синие шариковые ручки с резинками;
- 3 простых карандаша (ТМ, М);
- цветные карандаши (6 цветов, обязательно: синий, зеленый, красный);
- ластик;
- линейка (деревянная, 20 см);

- точилка (с емкостью для стружек).

Личный ежедневник первоклассника

ИЗО и технология.
- бумага для рисования (отдельные листы!);
- краски гуашь, акварельные (6-12 цветов);
- кисти 3 шт. (№ 2,5,10);

- клеёнка 60х60 см (на весь класс)
- фломастеры, цветные карандаши;
- цветная бумага (отдельные листы!);

- цветной картон (отдельные листы!);
- ножницы детские;
- клей (карандаш);
- пластилин (12 цветов), стеки (ножи для лепки);

- папка;
- доска для лепки (на весь класс);
- природные материалы (листья, шишки, палочки и т.д.).

4.Советы родителям.
В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям предоставляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.

Памятка для родителей первоклассников

Только вместе со школой можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель - ваш первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе; на собрании. Нельзя этого делать в присутствии детей.

Обязательно посещайте все занятия и собрания для родителей. Если не сможете, сообщите об этом учителю лично или запиской через ребенка.

Ежедневно интересуйтесь учебными успехами ребенка (спрашивайте: «Что ты сегодня узнал нового?», «Как прошел урок, участвовал ли ты в уроке, отвечал ли?»). Радуйтесь успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей вашего ребенка, вникните в его неудачу, посочувствуйте ему.

Регулярно контролируйте выполнение домашних заданий и оказывайте, если сможете, разумную помощь в их выполнении. Помощь и контроль не должны быть муштрой, назойливым морализированием, изматывающим ребенка. Главное - возбуждать интерес к учению.

Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка нэ то, чтобы он умел доказывать правильность выполненного задания, приводить свои примеры. Чаше спрашивайте: «Почему?», «Докажи», «А можно ли по-другому?».

Содействуйте тому, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его мероприятиях, проводимых в классе, в школе.

Старайтесь заинтересовать ребенка художественной литературой, внушая истину «много будешь читать - много будешь знать».

Обязательно оказывайте посильную помощь школе.

5.Анкетирование родителей.
Проводится в конце собрания .

Анкетный опрос родителей на первом родительском собрании

Отвечая на вопросы анкеты, родители имеют право выбрать одно приоритетное качество.

Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

а) хорошей организации быта;

б) радости общения;

в) покоя и защищенности.

2. Что более всего заботит вас в семье?

а) здоровье детей;

б) хорошая учеба;

в) трудовое участие детей в жизни семьи;

г) настроение детей и причины его изменений.

3. Одинок ваш ребенок в семье?

4. Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

а) быть материально обеспеченным человеком;

б) иметь много друзей.

6. Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

7. Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?

8. Что для вашего ребенка вечер дома?

а) радость общения;

б) возможность быть самим собой;

в) мучение и пытка.

6. Фотосессия:
Можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.

Педагоги встречаются с родителями первоклассников перед началом учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познакомиться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную деятельность, снять боязнь семьи перед школой.

Задачи собрания:

1. Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом.

2. Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.

Вопросы для обсуждения*:

1. Где можно получить родителям консультацию по вопросам воспитания ребенка?

2. По каким законам должно идти воспитание в семье?

3. Что интересного есть в отдельно взятой семье: традиции и обычаи (обмен опытом)?

План проведения собрания (примерный)

I. Знакомство с директором школы и школьной администрацией.

II. Представление педагога, который будет работать с классом.

III. Экскурсия по школьному зданию.

IV. Мини-лекция «Законы воспитания в семье. Какими им быть?».

V. Анкетирование родителей по теме собрания.

VI. Самопредставление – визитная карточка семьи.

VII. Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».

Ход собрания-встречи

Собрание проводится в том классе, где будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить на стенде пожелания, творческие работы учащихся, закончивших начальную школу ). На доске фотографии выпускников, которые учились у педагога, набирающего класс.

II. Выступление заместителя директора по начальной школе.
Выступление должно содержать информацию о традициях и обычаях начальной школы, о требованиях к учащимся. Необходимо познакомить родителей с уставом школы, вручить каждой семье визитную карточку школы, указать дни консультаций заместителя директора по начальной школе, представить учителя начальных классов, который будет работать с конкретным классом.

III. Самопредставление учителя.
Учитель проводит самопредставление (вариант):

1. Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.

2. Рассказ о своих учениках-выпускниках, о планах на будущее в работе с новым классом.

IV. Самопредставление семей.
Очень интересно проходит на родительском собрании-встрече самопредставление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Желательно записать на магнитофон выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании. Такая работа позволит сразу определить особенности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализировать мини-рассказы о семье.
План самопредставления семьи

1. Фамилия, имя, отчество родителей.

2. Возраст родителей, день рождения семьи.

3. Интересы, увлечения семьи.

4. Традиции и обычаи семьи.

Можно записать девиз семей на листе ватмана, который крепится на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в работе с учащимися.

V. Экскурсия по школьному зданию.
После самопредставления родителей, педагогов и установления теплой атмосферы проводится экскурсия по школе. Очень важно показать родителям кабинет психологической службы, познакомить с расписанием его работы, предложить записать телефон доверия психологической службы.

VI. Советы родителям.
В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в котором записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям предоставляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.

VII. Анкетирование родителей.
Проводится в конце собрания по обозначенной теме.
Можно сделать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.

Второе собрание
Тема: Проблема адаптации первоклассников в школе
Форма проведения: круглый стол.

Задачи собрания:

1. Познакомить родительский коллектив с возможными проблемами адаптации детей в первый год обучения.

2. Разработать рекомендации для создания системы комфортных взаимоотношений с первоклассником.

Вопросы для обсуждения:

1. Физиологические трудности адаптации первоклассников в школе.

2. Психологические трудности адаптации первоклассников в школе.

3. Система взаимоотношений детей в классе.

Ход собрания

Физиологические условия адаптации ребенка к школе.

Ознакомление педагога и врача с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Необходимость чередования игр с учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время выполнения домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника). Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание в детях самостоятельности и ответственности как главных качеств сохранения собственного здоровья.

Психологические трудности адаптации ребенка к школе.

При обсуждении данной проблемы необходимо обратить внимание на следующие важные у с л о в и я психологической комфортности в жизни первоклассника:
– создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи;
– роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе);
– формирование интереса к школе, прожитому школьному дню;
– обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы;
– недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии третьих лиц (бабушек, дедушек, сверстников);
– исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
– учет темперамента в период адаптации к школьному обучению;
– предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью;
– поощрение ребенка не только за учебные успехи, но и моральное стимулирование его достижений;
– развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Взаимоотношения одноклассников.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал п р а в и л а, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к общению с одноклассниками в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

1. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

2. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.

3. Не дерись без причины.

4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

5. Играй честно, не подводи своих товарищей.

6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

7. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

8. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

9. Старайся быть аккуратным.

10. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

11. П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнить, а какие – нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.

Третье собрание
Тема: Телевизор в жизни семьи и первоклассника

Задачи собрания:

1. Определить вместе с родителями достоинства и недостатки наличия телевизора в жизни ребенка.

2. Определить наименования и количество передач для просмотра детьми.

Вопросы для обсуждения:

1. Роль телевидения в жизни ребенка.

2. Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы ребенка.

Вопросы для дискуссии:

1. Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?

2. Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?

3. как, на ваш взгляд, необходимо организовать просмотр телевизора ребенком? Предположите возможные варианты.

Ход собрания

I. Вступительное слово учителя (вариант).
– Телевизор в жизни ребенка – это хорошо или плохо? Сколько времени, и какие передачи должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы считаем, что передача ребенку будет неинтересна? Эти и другие вопросы сегодня требуют ответа.
Немного статистики:
· Две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно.
· Время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в среднем более двух часов.
· 50 % детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений.
· 25 % детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд.
· 38 % ребят в возрасте от 6 до 12 лет при определении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и общение с семьей.
Но, возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к нашим детям? Напрасно. Вот результаты опроса в классе, проведенного приблизительно по следующим в о п р о с а м:

1. Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?

2. Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?

3. Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то отдельные передачи?

4. Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной?

III. Дискуссия.
Далее возможна дискуссия по в о п р о с а м:

1. Что же делать и нужно ли что-то делать? Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или ограничить ребенка определенными программами?

2. Что дает ребенку телевизор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников, нечто положительное?

Проводится о б с у ж д е н и е проблемы и обмен мнениями.
Мнения учащихся 10-летнего возраста о просмотре телепередач.
Просмотр телевизора дает возможность:
– расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и переживаний;
– находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости;
– понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
– узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;
– развивать воображение, фантазию, эмоциональную сферу.
К о м м е н т а р и й учителя, о б с у ж д е н и е.
К данному родительскому собранию можно подготовить выставку рисунков детей «Я смотрю телевизор».

IV. Рекомендации родителям:
1) Вместе с детьми определять телепередачи для просмотра взрослыми и детьми на последующую неделю.
2) Обсуждать любимые телепередачи взрослых и детей после просмотра.
3) Выслушивать мнения детей по поводу взрослых передач и высказывать свои мнения по поводу детских.
4) Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, тогда это станет положительным примером для ребенка.
5) Необходимо понять, что ребенок, который ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже может испытывать от таких эпизодов удовольствие. Необходимо исключить их из просмотра малышами.

V. Домашнее задание родителям: определите для себя ответы на вопросы:

1. Сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора?

2. Задает ли вопросы после просмотра передач, хочет ли обсудить с вами передачу?

3. Какие передачи предпочитает?

4. В какой передаче хотел бы сам принять участие?

5. Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «опять уроки вечером делаешь?», «Чем ты занимался, опять у телевизора сидел?» и т. д.

Родителям на заметку:
Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на психику детей резко отличается от подобного влияния на взрослых. К примеру, первоклассники, по результатам исследований, не могут четко определить, где правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что происходит на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают осознанно воспринимать то, что предлагает телевидение.

Четвертое собрание
Тема: Эмоции положительные и отрицательные
Форма проведения: семейный совет.

Задачи собрания:

1. Ознакомиться с самооценкой учеников класса.

2. Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.

Ход собрания

II. Родительский тренинг.
В о п р о с ы:

1. Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или наблюдаемые ситуации, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.

2. Можете ли вы сказать, что в ответах ребят на магнитофонной ленте вы услышали отзвуки негативных эмоций? (По мнению психологов, положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, принимают, а отрицательные – при неудовлетворении потребностей.) Как формировать положительные эмоции? С чего начинать?

3. Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения, запрещенные в общении с ребенком в вашей семье, а также выражения рекомендуемые и желательные.

В ы в о д. При общении с детьми не следует употреблять такие, например, выражения:
· Я тысячу раз говорил тебе, что…
· Сколько раз надо повторять…
· О чем ты только думаешь…
· Неужели тебе трудно запомнить, что…
· Ты становишься…
· Ты такой же, как…
· Отстань, некогда мне…
· Почему Лена (Настя, Витя и т. д.) такая, а ты – нет…
При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:
· Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).
· Как хорошо, что у меня есть ты.
· Ты у меня молодец.
· Я тебя очень люблю.
· Как ты хорошо это сделал, научи меня.
· Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
· Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Постарайтесь использовать перечисленные желательные выражения как можно чаще.

III. Рекомендации родителям:
1) Безусловно принимайте своего ребенка.
2) Активно слушайте его переживания, мнения.
3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
4) Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
5) Помогайте, когда просит.
6) Поддерживайте и отмечайте его успехи.
7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
8) Разрешайте конфликты мирно.
9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
10) Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

IV. Домашнее задание родителям: напишите письмо своему ребенку, которое ему следует вскрыть в выпускном классе школы.
А н к е т а д л я р о д и т е л е й
1. Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как это вы делаете?
2. Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?
3. Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведите примеры.
Анкетирование проводится в течение хода собрания, педагог выделяет для этого 10–15 минут. Листки с ответами родители отдают педагогу, который использует их в дальнейшей работе с родителями и учащимися.

Пятое собрание
Тема: Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…»
Форма проведения: устный журнал.

Устный журнал – это листы ватмана, сложенные в виде большой книги, перевитой лентой. Каждый лист – страница жизни класса за год.

На этом собрании хочется остановиться особо. Здесь подводится итог работы родителей, учащихся за год. Встреча должна быть торжественной, интересной, необычной. Собрание проводится совместно с учащимися.

Ход собрания

Читайте также: