Девиз архитектора форма здания должна основываться на том как оно используется

Обновлено: 14.11.2024

Цветовая среда города

На основе чикагской школы с ее ясными и ограниченными устремлениям_и выросла и сложная творческая система Луиса Салливена. Работа над небоскребами стала для него толчком к попытке создать свою «философию архитектуры». Здание интересовало его в связи с человеческой деятельностью, которой оно служило, интересовало как некий организм и как часть более обширного целого — городской среды. Он обращается к первоосновам целостности композиции, живое ощущение которых утрачено буржуазной культурой, и в статье «Высотные административные здания, рассматриваемые с художественной точки зрения», опубликованной в 1893 году, впер- вые формулирует основу своего теоретического кредо — закон, которому он пРидает значение универсальное и абсолютное: «Будь то орел в стремительно^ полете, яблоня в цвету, ломовая лошадь, везущая груз, журчащий ручей, плывущие в небе облака и над всем этим вечное движение солнца — всюду и всегда форма следует за функцией»16. Салливен как будто и неоригинален — более чем за сорок лет до него подобные мысли об архитектуре высказывал риноу, да и сама идея восходит к античной философии. Но у Салливена этот "Закон» стал частью широко разработанной творческой концепции.

«Функция» выступает в этой концепции как синтетическое понятие, охваты- вг»Ющее не только утилитарное назначение, но и то эмоциональное пережива- Ние. которое должно возникать в соприкосновении со зданием. Соотнося «форму» с «функцией», Салливен имел в виду выражение в форме всего разнообразия проявлений жизни. Его подлинная мысль далека от упрощенных толкований, которые давали ей западноевропейские функционалисты 1920-х годов, понимавшие афоризм «форма следует функции» как призыв к чистой утилитарности.

В отличие от своих чикагских коллег Салливен ставил перед архитектурой грандиозную утопическую задачу: дать толчок преобразованию общества и повести его к гуманистическим целям. Теория архитектуры, созданная Салливе- ном, по своей эмоциональности граничит с поэзией. Он ввел в нее моменты социальной утопии — мечту о демократии как социальном порядке, основанном на братстве людей. Эстетическое он связывал с этическим, понятие красоты — с понятием истины, профессиональные задачи — с социальными устремлениями (не вышедшими, впрочем, за пределы идеализированной мечты).

Замедленностью сложных ритмов, бесконечными нагромождениями образов красноречие Салливена напоминает «вдохновенные каталоги» 17, которыми переполнены «Листья

травы» Уолта Уитмена. Сходство не случайное — оба представляют одну тенденцию развития мысли, одну тенденцию в американской культуре. И отношение Салливена к технике ближе к урбанистическому романтизму Уитмена, чем к расчетливому рационализму Дженни или Бернэма.

Обращаясь к конкретной теме, офису-небоскребу, Салливен в поисках формы отталкивается не от пространственной решетки его каркаса, а от того, как здание используется. Он приходит к тройственному членению его массы: первый, общедоступный этаж — база, далее — соты одинаковых ячеек — конторских помещений, — объединенные в «тело» здания, и, наконец, завершение — технический этаж и карниз. Салливен подчеркивает то, что привлекало внимание к таким зданиям, — преобладающее вертикальное измерение. Пунктиры окон между пилонами говорят нам скорее о людях, связанных с отдельными ячейками здания, чем о ярусах каркасной конструкции, объединенных мощным ритмом вертикалей.

Так в соответствии со своей теорией Салливеном создан «Уэнрайт-билдинг» в Сент-Луисе (1890). Кирпичные пилоны скрывают здесь стойки стального скелета. Но такие же пилоны без несущих конструкций за ними делают ритм вертикалей вдвое более частым, влекущим глаз вверх. «Тело» здания воспринимается как целое, а не как наслоение множества одинаковых этажей. Истинный «шаг» конструкции обнаруживается в первых этажах, служащих основанием, —он образует пролеты витрин и входов. Полоса орнамента целиком закрывает аттиковый этаж, завершенный плоской плитой карниза.

Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.

Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.

Эксперты в статье:

Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI

Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects

1. Античный стиль

Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.

Фото: Shutterstock

Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.

Фото: Shutterstock

Основные черты древнегреческой архитектуры:

  • баланс и пропорции;
  • характерный архитектурный ордер — определенная форма, состав и порядок вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов;
  • использование таких материалов, как мрамор, кирпич и бетон;
  • колоннады;
  • стереобаты — нижняя часть храма или колоннады, «цоколь», обычно состоит из 3 ступеней;
  • кариатиды;
  • портик с фронтоном.

Екатерина Сванидзе:

«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».

2. Готика

Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.

Иль-де-Франс (Фото: Shutterstock)

Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.

Фото: Unsplash

Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото: Unsplash

  • остроконечные арки;
  • нервюрные своды (нервюра — выступающее «ребро» свода);
  • витражи;
  • контрфорсы — вертикальная выступающая часть стены или отдельно стоящая опора, соединенная с ней аркбутаном;
  • аркбутаны — каменные полуарки, соединяющ вертикальную опору со стеной;
  • пинакли — остроконечные копьевидные башенки, чаще всего располагаются наверху контрфорсов;
  • вертикализация — все части сооружения стремятся вверх;
  • богатое убранство — украшенные колоннады, скульптурная лепнина, статуи святых и исторических деятелей, башни и шпили, а также горгульи, гротескные фигуры, которые одновременно могут быть фонтанами.

Николай Фанеев:

«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».

3. Барокко

Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.

Фото: Shutterstock

Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.

Фото: Shutterstock

  • многократное повторение в фасаде здания одних и тех же декоративных приемов;
  • обилие деталей;
  • позолоченная скульптура;
  • яркие цвета;
  • фрагментированные или намеренно неполные элементы;
  • использование игры света и тени;
  • ярко расписанные потолки;
  • масштабные фрески;
  • иллюзорные эффекты, такие как Тромплей;
  • купола грушевидной формы (более характерны для барокко Восточной Европы);
  • витые колонны, как бы создающие иллюзию движения вверх.

Екатерина Сванидзе:

«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».

4. Классицизм

Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.

Фото: Shutterstock

Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.

Фото: Unsplash

  • симметрия и пропорции: колонны и окна расположены равномерно;
  • главный вход выполнен в форме портика и увенчан фронтоном;
  • прочные строительные материалы;
  • высокие, от пола окна с мелкой расстекловкой;
  • пилястровый ордер;
  • стены лишены декора.

Николай Фанеев:

«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».

5. Рококо

Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.

Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.

Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.

Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.

Фото: Shutterstock

Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.

  • мотив рокайля — морские ракушки, необычные изогнутые формы, имитирующие природные элементы;
  • отсутствие строгой симметрии;
  • богатая декоративная отделка;
  • пастельные цвета;
  • в интерьере активно используются лепнина, резьба и позолота;
  • относительно небольшой размер построек;
  • использование картушей (лепных украшений в виде щита или развернутого свитка);
  • зеркала — важный элемент интерьера.

6. Ампир

Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.

Фото: Shutterstock

Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.

Фото: Pexels

Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.

  • парадность;
  • монументальность;
  • мотивы Древнего Рима и Египта в орнаментах, декоре;
  • обилие декоративных элементов;
  • облицовка разноцветным камнем;
  • лоджия вместо портика;
  • позолота в деталях.

Николай Фанеев:

«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».

7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль

На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.

  • природный орнамент;
  • плавные, волнистые, изогнутые линии в декоре фасадов и интерьеров;
  • пастельные, приглушенные оттенки;
  • украшение интерьеров мозаикой, витражами, эмалью;
  • оформление здания — дерево, кованые элементы необычной изогнутой формы;
  • прямоугольные двери и окна, достаточно часто — арочные.

8. Модернизм

Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.

Фото: Shutterstock

Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.

Хрустальный дворец (Фото: Public Domain)

Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла

В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.

  • акцент на объем;
  • асимметричность композиции;
  • ленточное остекление;
  • отсутствие декора;
  • основные материалы — железобетон, сталь.

Николай Фанеев:

«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».

Архитектура — это искусство, которое воздействует на человека наиболее медленно, зато наиболее прочно.

Луис Генри Салливан

1024 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Зодчество было главной летописью человечества.

Виктор Гюго

833 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Добрый архитектор должен иметь хорошее понятие о словесных науках и об истории, уметь рисовать и знать математику, камнетесательство и перспективу, но сего еще не довольно, он должен быть честный, разумный и рассудительный человек, должен иметь живость и вкус в соображениях своих, без сих качеств ни совершенным архитектором, ни полезным обществу человеком он быть не может.

Василий Иванович Баженов

804 Ссылка на цитату 7 минут на осмысление

Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектуре является простота. Простота форм обязывает придавать им прекрасные пропорции и соотношения, которые сообщали бы необходимую гармонию.

Алексей Викторович Щусев

787 Ссылка на цитату 7 минут на осмысление

Архитектура – это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка.

Фридрих Шеллинг

640 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Архитектура: искусство делать излишнее необходимым.

Фредерик Кислер

499 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Зодчий, создавая для народа удобные, красивые и благоустроенные города, прежде всего слуга народа, отдающий все свои силы, все свои способности, всю свою жизнь заботе о человеке.

Иван Владиславович Жолтовский

492 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Архитектура — искусство растраты пространства.

Филип Джонсон

481 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Все великие архитекторы прошлого были в свое время архитекторами современными, и постоянное стремление вперед, жажда современности характерны для всех великих мастеров искусства. Великой истиной архитектурной традиции, свидетельствующей одновременно о действительно внимательном отношении к прошлому, является то, что традиция должна вести вперед, а не назад. Если бы это было иначе, человечество продолжало бы в наши дни жить в пещерах доисторической эпохи.

Франсис Журден

474 Ссылка на цитату 7 минут на осмысление

Готическая архитектура позволяет узреть бесконечность.

Сэмюэл Кольридж

469 Ссылка на цитату 7 минут на осмысление

Оптимист — это человек, который думает, что сможет построить дом ценой 12 000 долларов за 12 000 долларов.

Фрэнсис Родман

463 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Наибольшей похвалы заслуживает тот архитектор, который умеет соединить в постройке красоту с удобством для жизни.

Лоренцо Бернини

448 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Врач может похоронить свою ошибку, архитектор – разве что обсадить стены плющом.

Фрэнк Ллойд Райт

436 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Великие здания, как и высокие горы. — создания веков.

Виктор Гюго

420 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Живопись – искусство, на которое можно смотреть, скульптура – искусство, вокруг которого можно обойти, архитектура – искусство, сквозь которое можно пройти.

Дэн Райс

417 Ссылка на цитату 5 минут на осмысление

Убийцы и архитекторы всегда возвращаются на место преступления.

Питер Устинов

402 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Величайшие произведения архитектуры стоят как живые свидетели прошлого в жизни современности.

Ханс Георг Гадамер

399 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Форма всегда определяется функцией.

Луис Генри Салливан

386 Ссылка на цитату 2 минуты на осмысление

Архитектура — это азбука гигантов, величайшая система видимых символов, когда-либо созданная.

Гилберт Честертон

385 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.

Николай Васильевич Гоголь

384 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Если архитектура застывшая музыка, то наши здания — собачий вальс.

Геннадий Малкин

378 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Я верю в то, что архитектура— разумный способ организации пространства.

Луис Кан

374 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Дом – это машина для жилья.

Шарль Ле Корбюзье

354 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Архитектура есть искусство транжирить пространство.

Филип К. Лжонеон

350 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Архитектор строит, считаясь не только с принципами удобства. Сооружение должно быть внушительным в своей красоте и абсолютно гармоничным. Гармония — вот что лежит в основе всех видов искусства на всем протяжении человеческой истории.

Иван Владиславович Жолтовский

348 Ссылка на цитату 7 минут на осмысление

Здания должны быть хорошими соседями для человека.

Пол Тайри

336 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Архитектор-градостроитель призван создавать наилучшие условия для жизни не только современников, но и будущих поколений.

Иван Владиславович Жолтовский

334 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Каждый большой архитектор — обязательно большой поэт. Он должен быть большим, оригинальным интерпретатором своего времени.

Фрэнк Ллойд Райт

325 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Архитектура — выразительница нравов.

Оноре де Бальзак

318 Ссылка на цитату 2 минуты на осмысление

Какой великолепный особняк! Именно в таком жил бы Господь Бог, будь у него деньги.

Александр Уолкотт

316 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Произведения строительного искусства неколебимо стоят на берегу исторического потока жизни, но увлекаемы им.

Ханс Георг Гадамер

312 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Архитектура— тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания.

Николай Васильевич Гоголь

304 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Архитектурный облик здания, который вызывает у нас чувство, соответствующее его назначению, это и есть стиль.

Стендаль

303 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Искусство есть, в сущности говоря, наука, именно это мы должны видеть в архитектуре.

Этьен Луи Буле

294 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Ни один большой дом и ни один большой труд не были готовы к намеченному сроку.

Эдуард Гиббон

288 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Архитектура больших пирамидных храмов есть молчаливая математика.

Освальд Шпенглер

284 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Очарование руин заключается в том, что в них произведение человека воспринимается в конечном счете как продукт природы.

Георг Зиммель

282 Ссылка на цитату 5 минут на осмысление

Свет (старшее детище Господа) есть главное украшение здания.

Томас Фуллер

279 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Архитектура всегда должна быть скульптурной, а скульптура архитектурной.

Эмиль Антуан Бурлель

278 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

ЗАКОН ХЕОПСА: Бесполезное строится навечно.

Аркадий Давидович

273 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Мы никогда не поймем гигантскую архитектуру соборов и пирамид, если не признаем их за жертву, которую юная душа приносит чуждым силам.

Освальд Шпенглер

272 Ссылка на цитату 5 минут на осмысление

Архитектура — это застывшая музыка.

Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг

271 Ссылка на цитату 5 минут на осмысление

Здание может стать и быть прекрасным и без украшений благодаря одним своим пропорциям.

Иоганн Иоахим Винкельман

270 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Затеять строительство — значит выдать себя на разграбление.

Сэмюэл Джонсон

264 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Фараоны рекламировали себя при помощи пирамид.

Рамон Гомес де ла Серна

260 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Город, в котором тебе не везет, всегда кажется неинтересным по архитектуре.

Эмиль Кроткий

249 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Если бы архитекторы ограничивались тем, что укрепляли старинные памятники, а не переделывали бы их, они заслужили бы благодарность всех, кому дорого наше прошлое и наши исторические памятники.

Анатоль Франс

245 Ссылка на цитату 7 минут на осмысление

Если в спешке строишь вселенную или дом, то почти наверняка потом заметишь, что забыл сделать мель или чулан для щеток.

Марк Твен

239 Ссылка на цитату 5 минут на осмысление

Модное здание через десять лет утратит молодость и станет устарелым. Оно сделается менее неприятным на глаз через двести лет, когда мода забудется.

Стендаль

236 Ссылка на цитату 5 минут на осмысление

Мы понимаем развалины не ранее, чем сами становимся развалинами.

Генрих Гейне

232 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Архитектура— онемевшая музыка.

Иоганн Вольфганг Гете

231 Ссылка на цитату 2 минуты на осмысление

Если бы эти старые стены могли говорить, какими бы они были занудами!

Роберт Бенчли

217 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Идеальная музыка— это тишина, идеальная архитектура— это природа.

Александра Серебрякова

205 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Так, у Геродота (V в. до н. э. ) встречается выражение «зодчий моста», у Плутарха (I ― 11 вв. н.э. ) «зодчий дома», у Платона «зодчий рабочих» (ясно, что этот зодчий не создает рабочих, а руководит ими). Прилагательное «архитектонике» (в современном русском произношении архитектоника) прилагалось к тому же имени существительному, что и большой коллектив знакомых читателю терминов, таких, как, например, физика (фюсике), математика (математике), риторика (реторике), то есть ж существительному техне (,слово,), означавшему одновременно знание и умение, науку и искусство. Ввиду частоты употребления терминов существительное «техне» для экономии сил опускалось, и прилагательные превращались в существительные. Латинский язык, заимствовав слово архитектоника, вживил в греческий корень свой суффикс ,слово,, который одновременно обозначает и процесс, и результат процесса. Поэтому термин «архитектура» и обозначает весь процесс строительства от момента зарождения строительной идеи и воплощения ее в проекте до результата этого проекта ― самого здания и вообще всей их совокупности.

Юрий Панасенко

183 Ссылка на цитату 7 минут на осмысление

Живопись и Скульптура— это брошенные дети. У них умерла мать— мать их Архитектура. Пока она жила, она указывала им место, назначение, пределы.

Поль Валери

152 Ссылка на цитату 5 минут на осмысление

ХАЙДЕГГЕР: «Способен ли дух овладеть техникой?» Андрей Вознесенский упоминает, что среди многотысячных аудиторий значительную часть составляют представители молодой технической интеллигенции России… ХАЙДЕГГЕР: «Архи-тектор! Тектоника. По смыслу греческого слова это старший строитель. Архитектура поэзии». Он даже по-петушиному подпрыгнул, выкрикнув это: «архи-тектор!»

Андрей Вознесенский

150 Ссылка на цитату 7 минут на осмысление

Город, в котором тебе не везёт, всегда кажется неинтересным по архитектуре.

Эмиль Кроткий

148 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Живопись— искусство, на которое можно смотреть, скульптура— искусство, вокруг которого можно обойти, архитектура— искусство, сквозь которое можно пройти.

Дэн Райе

143 Ссылка на цитату 5 минут на осмысление

В начале XX века Петербург превратился в одну из блестящих столиц Европы. Великолепные архитектурные ансамбли, прекрасные набережные, многочисленные мосты и обширные парки придавали городу неповторимый облик.

А. П. Павлов

143 Ссылка на цитату 5 минут на осмысление

Собственно единственной такой моделью и является «мифологическая культура». Аналогия между нею и архитектурой уже рассматривалась нами. Стройная система ценностей и смыслов, оппозиций и отождествлений, ясный порядок Космоса ― все это выглядит некой архитектурой мысли, которая, казалось бы, прямо диктует появление архитектуры реальной. Это классически ясная архитектоника, архитектура без архитектуры, и в этом «без» ― суть анализируемого парадокса.

Григорий Ревзин

131 Ссылка на цитату 7 минут на осмысление

Архитектура— выразительница нравов.

Оноре де Бальзак

128 Ссылка на цитату 2 минуты на осмысление

Врач может похоронить свою ошибку, архитектор— разве что обсадить стены плющом.

Фрэнк Ллойд Райт

124 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Архитекторы постоянно забывают, что в доме должна быть лестница.

Гюстав Флобер

120 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Архитектура— это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка.

Фридрих Шеллинг

115 Ссылка на цитату 3 минуты на осмысление

Читайте также: