Деревянная считалка как называется

Обновлено: 14.11.2024

Мы безошибочно распознаём эти короткие звонкие стихи.
Помните: «вышел месяц из тумана», «эники-бэники ели вареники», «аты-баты – шли солдаты»?

Сейчас, как и сто лет назад, они помогают детям решать важные дворовые вопросы. Кто водит? Как поделить горсть конфет? Кто в какой команде?

Считалки быстро подскажут ответ, а главное – позволят избежать ссор и обид.

В наши дни считалки крепко-накрепко связаны с детством. Тем удивительнее, что вначале они служили взрослым. Да не сто-двести лет назад, а в глубокой древности, когда люди поклонялись духам лесов и водоемов.

Охотникам нужно было подсчитать добычу: сколько дичи принесли домой, сколько рыбы наловили. Но они боялись прогневать духов. Вдруг те решат, что дерзкие людишки присвоили себе слишком много? Прямой подсчет был под запретом. Тут на помощь охотникам и приходили считалки, в которых название добычи и сам счет были закодированы. Таким образом считалки играли еще и роль заговора или оберега.

Со временем считалки утратили свое магическое значение и стали важным элементом детских игр. А в 20-м веке считалка стала и самостоятельным литературным жанром.
Появилось множество авторских произведений. Их писали Брюсов, Чуковский, Маршак, Заходер, Берестов и другие выдающиеся поэты.

Марина Берестова, дочь Валентина Берестова, в своей книге рассказывает, как один критик обрушился на молодого поэта, написавшего взрослое стихотворение в форме считалки. Валентину Берестову, напротив, стихотворение понравилось. Он любил приводить фразу Маршака: «Детская считалка совместима с Шекспиром и несовместима с Потапенко. Тот для нее слишком серьезен».

Считалка постоянно меняется, впитывая в себя темы и образы, близкие современным детям. В сборнике стихов-считалок «За волной волна» современного поэта Михаила Лукашевича , который в 2019 вышел в издательстве «Архипелаг» , вы найдете и маяк, и гаджеты, и зубную фею, и даже загадочного Шишела-Мышела. Все эти удивительные персонажи оживают на "ситцевых" иллюстрациях Анастасии Орловой .

А послесловие к книге написал Михаил Давидович Яснов, любимый детский поэт и признанный мастер «считалочного» жанра!

Умение играть является важнейшей составляющей гармоничного развития ребёнка. Особенно замечательны коллективные игры. Часто там требуется выбрать водящего, на роль которого претендуют многие ребята. И тогда на помощь приходит считалка — уникальный фольклорный жанр. Что он из себя представляет? Как много значит для детского развития?

История появления считалки как литературного жанра

Считалка — это жанр детского фольклора, представляющий собой рифмованные строки или белые стихи, которые играют роль прелюдии к игре. Чаще всего это маленький законченный рассказ с шутливым содержанием.

История считалки уходит в далёкое прошлое. И у учёных-литературоведов есть свои версии их появления (в том числе разных видов этого произведения):

  1. В древние времена для выполнения тяжёлой работы не было специальной техники: всё делали вручную, примитивными орудиями труда. Некоторые действия даже представляли опасность для жизни и здоровья, и добровольцев, конечно же, не находилось. Поэтому и придумали считалку — способ распределить функции честно, без обид. В этом плане этот фольклорный жанр можно назвать прикладным, изначально имеющим конкретную цель — распределить работу.
  2. В прочих ситуациях, когда нужно было сделать выбор (сражение, какой-то ритуал, спортивное состязание), люди стремились снять с себя ответственность и переложить её на кого-нибудь ещё (судьбу или божество). Опять-таки здесь могла прийти на помощь считалка (наряду со жребием и гаданием).
  3. Неотъемлемой частью жизни древнего человека была охота. Люди верили, что животные способны понимать их речь. Пытаясь уберечь себя от несчастий и напастей, в считалке появились непонятные, тайные слова. Таким образом, некоторые из них стали похожи на настоящие заклинания.
  4. Считалки впитывали в себя верования стародавних времён. Люди, вообще, раньше были очень суеверными. Например, существовало мнение, что некоторые вещи нельзя считать вслух: например, пересчитывать добычу на охоте или улов рыбы, чтобы не привести в негодование духов леса или водоёма. Так в считалке появились закодированные цифры.

По мнению исследователей, изначально считалки появились как способ распределить трудовые функции

С течением веков законы природы стали для людей понятными, усовершенствовались орудия труда. Чем менее в жизни оставалось места для сверхъестественного, тем быстрее старые формы поведения превращались в забаву. И современные считалки используются главным образом в детских играх и носят весёлый и безобидный характер.

Считалки в их современном виде стали известны относительно недавно — примерно с 19 века. Как и прочие фольклорные жанры, их стали активно собирать и записывать. В каком виде они существовали ранее, можно лишь догадываться, поскольку более ранний фольклор зафиксировать не удалось. Однако же типы считалок, отмеченные ещё в 19 столетии, во многом напоминают те, которые используют современные дети.

Значение считалок для детского развития

Непосредственное назначение современной детской считалки — распределить роли в игре. При этом художественный текст помогает сразу выбрать конкретного водящего или же указать на того ребёнка, который выбывает из круга (повторяется несколько раз, пока не останется один участник — водящий). Этот фольклорный жанр сплачивает детский коллектив, устанавливает в нём дружеские контакты, формирует чувство товарищества, а также такие важные качества, как честность, справедливость, дисциплинированность.

Ребёнок, который произносит считалку, дотрагивается до груди всех участников игры. Это своеобразный ритуал, который завораживает детей и создаёт атмосферу доверия.

Однако на этом развивающие свойства считалок не заканчиваются. Они гораздо шире:

  1. Произнесение считалки обычно сопровождается определёнными движениями, что способствует развитию моторики и координации движений.
  2. Каждый коротенький стишок содержит в себе определённые образы — их представление способствует развитию детской фантазии, креативного мышления. Кроме того, считалки обычно носят шутливый характер, и способствуют формированию у ребёнка чувства юмора.
  3. Происходит тренировка памяти. Малышам всегда нравятся забавные строки, и они стараются их выучить. К тому же ребёнок, который знает много считалок, обычно популярен в детской компании, становится затейником игр.
  4. Развитие речи. При частом проговаривании считалок детская речь становится чище, улучшается артикуляция.
  5. Когда ребёнок забывает какие-то слова, он пытается сам придумать окончание считалки, что развивает литературные способности, в том числе умение подбирать рифму на заданное слово.
  6. Многие считалки содержат в себе счёт, поэтому важны для формирования у малышей математических знаний. Если взрослый часто повторяет ребёнку забавную числовую считалку, то тот без особых усилий запомнит нужную последовательность цифр.
  7. В любой считалке большое значение имеет ритм. Поэтому под неё можно пританцовывать, прыгать, словом, развивать двигательные навыки.

Ребёнок, который знает много считалок, всегда популярен среди сверстников

Русский фольклор заслуженно считается сокровищницей народной мудрости и ярких образцов творчества. Одним из них являются считалки — весёлый и жизнерадостный жанр игровой направленности.

Считалка как жанр игрового детского фольклора

Считалка — разновидность русского игрового фольклора. Первым научным трудом, где было уделено пристальное внимание именно этому жанру, является изданная в 1930 монография «Русский детский фольклор». Автор её доктор филологических наук Г. С. Виноградов. В ней содержится более 500 считалок.

В 1989 году увидел свет сборник фольклориста А. Н. Мартыновой «Потешки, считалки, небылицы», который считается наиболее полным изданием этих жанров. Кроме того, со считалками можно ознакомиться в таких изданиях:

  • «Детские считалки. Набор для мамы». 2010 г.
  • «Плыл по морю чемодан», 2015 г.
  • «Вышел месяц погулять». 2009 г.

Считалочки остаются популярным жанром в детских книгах и сегодня

Отличительными признаками считалок являются:

  • Практическая применимость. Считалки имеют чёткую задачу: с их помощью выбирают водящего в игре, распределяют роли или игроков по командам.
  • Ритмичность. Если в считалке не будет ритма, её будет очень трудно разделить на слова или слоги, и читающий её ребёнок собьётся.
  • Рифмованность. Считалки в стихотворной форме запомнить проще, и это было несомненным плюсом в те времена, когда книги были доступны не всем.
  • Краткость, информационная насыщенность. Именно эти качества делают читалку ценным материалом для расширения кругозора детей, ознакомления с народными традициями, устоями.

С первыми считалками ребёнок знакомится, пересчитывая собственные пальчики

Происхождение считалок

Учёные предполагают, что первоначально считалки использовались взрослыми. С помощью считалки определяли, кому выполнять более трудную часть работы, первому заступать в дозор и т. п. Использовался этот жанр и для гадания. В пользу этой версии говорит и существование считалок с непонятными словами, в которых часто прослеживается сходство с исковерканной латынью, то есть первоначально они могли выступать и в качестве заклинаний.

Считалки с непонятными словами, вероятно, восходят к текстам святочных гаданий и исковерканной семинарской латыни

Народные считалки пользуются большой популярностью у детворы, родителей и педагогов. Они полезны для развития памяти, внимания, речи, прививают детям любовь к культуре и истории Родины, способствую воспитанию честности, товарищества, стимулируют детское творчество.

Традиционное предназначение считалок — выбор водящего в игре «Жмурки»

Применение считалок в играх с детьми

В первую очередь, следите за тем, чтобы дети использовали считалки в дружелюбной обстановке. Не допускайте применения вместо них дразнилок, избегайте текстов с грубыми и неблагозвучными словами.

Предлагая ребёнку считалку в первый раз, поговорите о её содержании, сюжете (если он есть), найдите и поясните незнакомые, старинные, вышедшие из употребления слова.

Сделайте акцент на необходимости честно произносить слова считалку. Иногда дети ускоряют или замедляют темп, «подстраивая» результат под свои желания. Этого нельзя допускать, чтобы не возникло обид и споров. Первые два-три раза новую считалку должен произнести взрослый, показав пример ритмичной разбивки на слова или слоги: «Первенчики/ другенчики/ круги/ други/ вон!»

Примеры русских народных считалок:

    Перводан, другодан,
    На колоде барабан,
    Свиристель, коростель,
    Ёжик!

Свиристель — это певчая птица, родственная воробью

Герои популярной считалочки могут сидеть как на златом крыльце, так и за столом во дворце

Королёк — очень маленькая птичка отряда воробьинообразных

Казань — столица республики Татарстан, которая входит в состав Российской Федерации

Образ лисы с лаптями встречается и в сказке «Лиса и лапти», и в считалке

Драть лыки — это значит снимать кору с дерева

Заяц — частый персонаж считалочек

Утки обычно гнездятся невдалеке от воды в зарослях высокой травы или камыша

Обычно тот, кто выбывает по итогам считалки — становится, как говорили в старину, «вОдой», а если играют в горелки — идёт «гореть», то есть ловить

Считалочку про сарафан можно сопроводить интересным рассказом об этом важнейшем элементе старинном русского костюма

Отражался в считалках и труд взрослых: сенокос, жатва, сбор урожая

Содержание народной считалки перекликается со сказкой А. С. Пушкина

Довольно часто текстом считалки становились полюбившиеся детворе небылицы, хотя поросята и правда бывают полосатыми!

Коза в старину была почти в каждом хозяйстве, поэтому она активный персонаж русского фольклора

Лесные животные (заяц, лиса, волк и другие) являются частыми героями детского фольклора и считалок в частности

Торговцы, носящие свой товар по сёлам и городам, в старину назывались коробейниками

Считалки представлены простейшей стихотворной формой. Но при краткости и нехитром содержании их необходимо разучивать с детьми. Считалки с давних времён помогают гармоничному развитию самых маленьких, обогащают игровой опыт и расширяют кругозор старших ребят.

Старинные считалки — зачем их знать?

Детский фольклор — удивительная и интересная часть устного народного творчества. С незапамятных времён дети сочиняли стишки и песенки для развлечения и игр. Считалка — небольшой рифмованный текст, предназначенный для пересчёта и случайного избрания предмета или участника из нескольких.

Считалки дети обычно используют перед началом игры

До наших дней сохранились считалки разных исторических эпох: царского времени, революционной поры, советского периода. Кроме того, существуют фольклорные сборники народов зарубежных стран. Рекомендуется разучивать старинные английские, французские, немецкие и другие считалки на уроках иностранного языка.

На уроках иностранного языка дети знакомятся с культурой другой страны

Старинные считалки — оригинальные тексты, а также дополненные детской фантазией потешки и пестушки. Некогда крестьянские ребятишки и дети из дворянских семей придумывали стихотворения-считалки, чтобы распределить роли в сюжетной игре или выбрать ведущего. Дети копируют в игровой деятельности мир взрослых. И считалки изначально были текстами сакральными, с помощью которых определяли, кому выполнять важную и опасную работу. В архаичные времена взрослые «считались» перед охотой, строительством крыши, рытьём колодца.

Старинные считалки дети вспоминают на фольклорных праздниках и занятиях

Пришёл XX век, жизнь стремительно менялась — октябрята и пионеры добавили в считалки персонажей и реалии советского времени.

Помню, мама учила меня считалке про «Чайку», «Жигули», «Волгу». Этот стишок мама переняла от сверстников в пионерском лагере в 1960-х гг.

Для современных детей пионерские игры и считалки овеяны налётом старины

Подборка старинных считалок для детей

Использование на занятиях и в играх старинных считалок способствует решению различных задач формирования личности ребёнка. Тематические подборки считалок помогут выбрать фольклорный материал для разучивания дома и в детском саду, знакомства на уроках литературы и иностранного языка.

Наблюдение из жизни. Скажешь детям: «Сейчас мы выучим считалку», просишь повторять, а они быстро теряют интерес. Считалка запоминается легко и с удовольствием, когда она остаётся частью игры. Мотивируйте детей к знакомству со старинными считалками: «Я научу вас игре, в которую играли ваши бабушки и дедушки, а начинается она с выбора ведущего!».

Разучивание старинных считалок на уроке остаётся элементом игры

Народные считалки

Одна из русских народных считалок:

  • Яблочко катилося
    Вкруг огорода,
    Кто его поднял,
    Тот воевода,
    Тот воевод,
    Воеводский сын:
    Шишел, вышел,
    Вон пошёл.

В старинных считалках часто встречаются архаизмы и устаревшие слова (например, «воевода»), их значение необходимо объяснять детям

Подробнее о русских народных считалках можно узнать в статье «Русские народные считалочки».

Другие известные народные считалочки:

    Все говорят — сарафаны делят.
    Кому тоня, кому стан,
    Кому целый сарафан. (Карельская).

Объяснить, что такое тоня, можно при помощи иллюстративного материала

Старинные карельские слова необходимо объяснить ребятам: «тоня» — сеть или подходящее место для рыбной ловли неводом, «стан» — элемент женского национального костюма.

В башкирской считалке следует растолковать незнакомое детям слово «лампасы»

Педагог прогнозирует трудности при восприятии древних считалок. Необходимо предварительно выявить те слова в тексте, значения которых требуют объяснения. Так, в башкирской считалке нужно пояснить ребятам: «салли» — сокращённая и просторечная форма от исламского «Салам» (если нужно, то и значение этого слова раскрывает), «лампасы» — элемент на мужских брюках.

Дочка выучила в средней группе считалку со словами «едут там трубачи и едят калачи» и спросила у меня, какие калачи едят в стишке — из песочницы, что ли? Воспитателю следовало показать детям картинку с калачом и пару слов сказать об этом хлебном изделии.

  • Бер тай, (Один жеребёнок)
    Ике тай, (Два жеребёнка)
    Өч тай, (Три жеребёнка)
    ДҮрт тай, (Четыре жеребёнка)
    Биш тай, (Пять жеребят)
    Алты тай, (Шесть жеребят)
    Ж’иде тай, (Семь жеребят)
    Сигез тай, (Восемь жеребят)
    Тугыз тай, (Девять жеребят)
    Ун тай — чыгып тай! (Десять жеребят — выскочи и убегай!). (Татарская).
  • Бир, (Раз)
    Эки, (Два)
    Уч, (Три)
    Кудай берген куч. (Богом данная сила). (Кыргызская).
  • Бір дегенім Білеу, (Один — это точило)
    Екі дегенім Егеу, (Два — это напильник)
    Үш дегенім Үскі, (Три — это сверло)
    Төрт дегенім Төсек, (Четыре — это постель)
    Бес дегенім Бесік, (Пять — это колыбель)
    Алты дегенім Асық, (Шесть — это мальчик)
    Жеті дегенім Желке, (Семь — это загривок)
    Сегіз дегенім Серке, (Восемь — это козёл)
    Тоғыз дегенім Торқа, (Девять — это воздушный шёлк)
    Он дегенім Оймақ, (Десять — это напёрсток)
    Он бір — Қара жұмбақ. (Одиннадцать — это чёрная тайна). (Казахская).

Во многих странах бывшего СССР (Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Таджикистане и др.) функционируют детские сады и школы, где образовательный процесс частично осуществляется на русском языке. На праздниках толерантности и национальных культур дети показывают знания народного творчества — родного и русского.

В детских учреждениях стран бывшего СССР ребята знакомятся с национальными считалками, потешками, сказками

  • За горами, за лісами (За горами, за лесами)
    Стоїть бочка з пирогами. (Стоит бочка с пирогами)
    Раз, два, три — (Раз, два, три)
    То жмурити будеш ти! (Водить будешь ты). (Украинская).
  • Раз, два, тры, чатыры, пяць, (Раз, два, три, четыре, пять)
    Выйшаў месяц пагуляць, (Вышел месяц погулять)
    А за месяцам луна (А за месяцем луна)
    Аставайся ты адна. (Оставайся ты одна). (Белорусская).

В конце учебного года (24 мая) отмечается День славянской письменности и культуры. В школах и детских садах устраиваются праздники. При подготовке к мероприятию с ребятами разучивают старинные восточнославянские считалки, песни, частушки, играют в народные забавы — русские, украинские, белорусские.

На празднике славянской культуры звучат русские, украинские и белорусские народные произведения

Достойны уважения учителя и воспитатели, маленькие подопечные которых растут открытыми к позитивному восприятию национальных культур. В садике моей дочери воспитатель даёт возможность каждому ребёнку рассказать о традициях в семье. Вместе они слушают и учат прибаутки, песенки, считалки русские народные, украинские, армянские и даже вьетнамские — у нас многонациональная группа!

Дореволюционные считалки

Со времён Российской Империи до наших дней сохранились такие считалки:

  • Покатилось колесо,
    Укатилось далеко,
    И не в рожь,
    И не в пшеницу,
    А до самой
    До столицы.
    Колесо кто найдёт,
    Тот ведёт.
  • У Литейного моста
    Я поймал в Неве кита,
    Спрятал за окошко,
    Съела его кошка.
    Помогали два кота,
    Вот и нет теперь кита!
    Ты не веришь другу?
    Выходи из круга!

Заучивая с детьми считалки, параллельно давайте рассмотреть иллюстрации к ним

Советские считалки

Из советских считалок многие пользуются популярностью и по сей день:

  • Жили-были сто ребят,
    Все ходили в детский сад.
    Все садились за обед.
    Все съедали сто котлет.
    А потом ложились спать.
    Начинай считать опять!
  • В гараже стоят машины —
    Волга, Чайка, Жигули,
    От какой берёшь ключи?
  • Цикал, цикал, мотоцикал.
    Все дороги перецикал.
    Он поехал в Ленинград
    Выбирать себе наряд.
    Красный, жёлтый, голубой —
    Выбирай себе любой!

Дети лучше запомнят считалку «Цикал, цикал…», если дать им задание сделать рисунок мотоцикла и раскрасить его в выбранный цвет (из текста)

Интересный факт. В древности считалки были сродни заклинаниям. Люди использовали слова, которые не смогли бы понять злые силы или животные. Постепенно считалки превратились в детский жанр, а странные слова в них сохраняются: «эники-беники», «клёц», «чирики-мигирики», «шаранды-баранды», «сим-сим-сим» и другие.

Пример пионерского словотворчества — считалка из секретных слов:

  • Эни, бени, рики, таки,
    Турба, урба, синтибряки,
    Эус, бэус, краснобэус, бац!

В считалках часто встречаются странные буквосочетания — отголоски веры людей в сакральные значения слов

Старинные зарубежные считалки

  • Eeny, meeny, miney, moe, (Ини, мини, майни, моу)
    Catch a tiger by his toe, (Кэтч э тайгэ бай хиз тоу)
    If he squeals, let him go, (Иф хи скилс лэт хим гоу)
    Eeny, meeny, miney, moe. (Ини, мини, майни, моу). (Английская).
    Перевод:
    Ини, мини, майни, моу,
    Поймал я тигра за ногу,
    Как зарычит, так отпущу,
    Ини, мини, майни, моу.

Покажите детям для лучшего понимания английской считалки «Eeny, meeny, miney, moe» юмористическую картинку-иллюстрацию

Читайте также: