Да примет аллах намаз
Обновлено: 14.11.2024
Но мало кто знает слова, произносимые в намазе и движения с самого начала. И некоторые откладывают начало выполнение фард (обязательных) намазов, до того, как выучат аяты, зикры и мольбы в намазе. Случается так, что сатана отдаляет человека от этого, и беспечный мусульманин забрасывает молитву на потом.
СодержаниеМожно ли начинающему молиться совершать намаз по книжке или с листком?
Из советов ученых тем, кто не успел выучить нечто из того, что обязательно нужно произносить в намазе:Субхана Ллахи, ва-ль хамду ли Лляхи, ва ля иляха илля Ллаху, ва Аллаху акбар, ва ля хауля ва ля куввата илля-би Ллях
«Безупречен Аллах! И Хвала Аллаху! И нет никакого божества, кроме Аллаха! И Аллах Превелик! И нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха!»**.
Кроме того, вот фетва шейха ибн Бааза, да помилует его Аллах:
Вся хвала принадлежит Аллаху.
Из приведенного видно, что дозволяется читать с листа аяты в тех случаях, когда это не обязательно. Слова же имама ан-Науауи, выделенные жирным, указывают на то, что не знание наизусть столпа намаза, коим является сура аль-Фатиха, обязывает читать с листа. С учётом того, что начинающий совершать намаз читает с листа то, что является обязательным для действительности намаза, то дозволенность этого ещё более явная, чем чтение с листа необязательного.
Поэтому не стоит упускать время молитвы из-за того, что что-то не знаете наизусть. Совершить намаз во время, выполнив его условия, даже если при этом будет необходимость заглядывать в листок или книжку лучше, чем взять на себя грех упустившего намаз. Есть много примеров, как мусульмане обучились намазу, совершая его с листом или брошюрой в руке. АльхамдулиЛлах.
Раб Аллаха должен стремиться скорее обучиться совершению намаза. поэтому, если вы совершаете намаз с листка, то следующие советы будут полезны для вас, ин ша Аллах.
- Готовьтесь к намазу. Учите его слова заранее, а не думайте, что раз можно с листком, то напрягаться не стоит.
- Совершайте дополнительные намазы по 2 ракаата. Это и акт поклонения, и причина быстрого усваивания обязательных действий и слов в намазе.
- Просите Аллаха, чтобы Он вам оказал помощь, ведь Он отвечающий на мольбы!
Листок-подсказка для начинающего совершать намаз
Если узнаю ответы более знающих людей конкретно по этому вопросу, ин ша Аллах, напишу здесь.
Намаз верующего состоит из обязательных и желательных действий. Поминание Аллаха, обращение к Нему и действия намаза без смиренности, искренности и присутствия сердца не достигают нужной цели. Ведь речь человека бессмысленна, если она не выражает то, что у него в душе.
От Нафи‘а, вольноотпущенника ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что ‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) написал своим наместникам:
إِنَّ أَهَمَّ أَمْرِكُمْ عِنْدِي الصَّلَاةُ فَمَنْ حَفِظَهَا وَحَافَظَ عَلَيْهَا حَفِظَ دِينَهُ وَمَنْ ضَيَّعَهَا فَهُوَ لِمَا سِوَاهَا أَضْيَعُ
«Поистине, наиважнейшим делом я считаю намаз. Тот, кто дорожит намазом и совершает его как положено, сохранит свою религию, а кто пренебрегает намазом – с большей лёгкостью нарушит и остальное в Исламе». (Имам Малик)
Хасан Аль-Басри сказал:
كل صلاة لا يحضرها قلبك فهي إلى العقوبة أسرع مِنْها إلى الثواب
«За намаз, который верующий совершает без присутствия сердца (хузура), он, скорее, будет наказан, а не получит награду».
К сожалению, мы часто недостаточно смиренны во время намаза. Можно даже сказать, что это происходит с каждым, кто совершает намаз. Смиренность в намазе имеет очень важное значение.
Ведь намаз без хузура подобен пламени, который не даёт никакого тепла. Следовательно, намаз, совершённый без присутствия сердца, не принесёт верующему ничего, кроме снятия обязательства совершения намаза.
Поэтому мусульмане должны стремиться наполнять намаз смыслом и ни на что не отвлекаться от намаза. Чтобы совершить намаз таким образом, молящийся должен избегать факторов, отвлекающих его во время намаза.
1. Лишние мысли, не связанные с совершением намаза
Шайтан всё время стремится отвлечь верующего от намаза и постоянно заставлять молящегося думать во время совершения намаза, о чём угодно, но только не о самом намазе.
Также причиной возникновения посторонних мыслей во время намаза может быть то, что человек видит или слышит. От подобных причин возможно избавиться, совершая поклонение в уединённом тёмном месте, в котором нет ничего отвлекающего. А тому, кто совершает намаз в мечети, следует опустить взгляд и стараться не обращать внимание на происходящее кругом.
Молящийся также может избавиться от лишних мыслей, принуждая свою душу (нафс) вникнуть в действия намаза и в то, что он читает. Таким образом, он может отвлечь себя от посторонних мыслей и сконцентрироваться при намазе только на поклонении Аллаху.
2. Спешка в намазе
Шайтан также пытается внушить молящемуся мысли о незаконченных делах. Именно во время совершения намаза мы вспоминаем о самых важных своих делах, проблемах и ищем пути их решения. Это заставляет человека поскорее завершить поклонение, что неизбежно отвлекает нас от самого намаза.
Мы должны понять, что это всё уловки шайтана, чтобы отвлечь нас от намаза. Всевышний Аллах непременно приведёт все наши дела в порядок, если наше поклонение будет усердным и искренним.
3. Сомнения о правильности омовения
Чаще всего человека отвлекают от намаза сомнения в правильности омовения, в чистоте места, тела и одежды. У многих во время совершения намаза возникает мысль, что их омовение может быть недействительным.
От ‘Аббада ибн Тамима передаётся, что его дядя ‘Абдуллах бин Зайд аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) однажды спросил у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) о том, что следует делать человеку, которому показалось, что во время молитвы у него испортилось омовение. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) на это ответил:
لاَ يَنْصَرِفْ حَتَّى يَسْمَعَ صَوْتًا أَوْ يَجِدَ رِيحًا
«Пусть не прекращает намаз, пока не услышит звук или не почувствует запах». (Бухари, 137; Муслим, 361; Абу Давуд, 176)
Это означает, что если человек совершил омовение со всеми его обязательными действиями, он не должен прекращать намаз из-за сомнений, наущений и нашёптываний шайтана, если у него нет полной уверенности в том, что омовение нарушилось. А если тело, место для намаза и одежда были чистыми, то они таковыми и останутся, пока не будут однозначно загрязнены.
4. Не поворачиваться по сторонам и не смотреть в небо
От Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
لَا يَزَالُ اللَّهُ عَزَّ وَجَلَّ مُقْبِلًا عَلَى الْعَبْدِ، وَهُوَ فِي صَلَاتِهِ، مَا لَمْ يَلْتَفِتْ، فَإِذَا الْتَفَتَ انْصَرَفَ عَنْهُ
«Всемогущий и Великий Аллах обращён к Своему молящемуся рабу до тех пор, пока тот не посмотрит по сторонам, и тогда Он покидает его». (Абу Давуд, 909)
От ‘Убайдуллаха ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передаётся, что один из сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) рассказал ему, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) говорил:
إِذَا كَانَ أَحَدُكُمْ فِي الصَّلَاةِ فَلَا يَرْفَعْ بَصَرَهُ إِلَى السَّمَاءِ أَنْ يُلْتَمَعَ بَصَرُهُ
«Когда кто-нибудь из вас пребывает в намазе (совершает намаз), пусть ни в коем случае не поднимает взор к небу, чтобы его не лишили зрения». (Имам Ахмад, 22516; Ан-Насаи 1194)
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что однажды она задала Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) вопрос о тех, кто поворачивает голову по сторонам во время намаза, и он ответил на это:
هُوَ اخْتِلاَسٌ يَخْتَلِسُهُ الشَّيْطَانُ مِنْ صَلاَةِ الْعَبْدِ
«Это кража шайтана, тайно похищающего нечто из молитвы раба Аллаха». (Бухари, 751; Абу Дауд, 910; Тирмизи, 590)
5. Отвлекающая обстановка
Немаловажной для полноценного совершения намаза является окружающая обстановка. Молящийся не может сосредоточенно совершать намаз, если что-то его отвлекает. Его может отвлечь даже разноцветная одежда, картинки и надписи на одежде и месте совершения намаза.
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что она слышала, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
لَا صَلَاةَ بِحَضْرَةِ طَعَامٍ، وَلَا هُوَ يُدَافِعُهُ الْأَخْبَثَانِ
«Не будет совершён полноценный намаз человеком, когда еда уже подана на стол или когда его отвлекают от намаза позывы к удовлетворению большой или малой нужды». (Муслим, 560)
Также молящегося отвлекает от намаза сонливость и дремота. В таком состоянии лучше отложить намаз на некоторое время и немного поспать, пока сонливость не пройдёт. Однако, если время намаза не исходе, человек не может его отложить. В таком случае он должен найти другой способ отогнать сонливость и срочно совершить намаз.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
إِذَا نَعَسَ أَحَدُكُمْ فِى الصَّلاَةِ فَلْيَنَمْ حَتَّى يَعْلَمَ مَا يَقْرَأُ
«Если кто-нибудь из вас задремлет во время молитвы, пусть поспит, пока его сонливость не пройдёт, и он будет понимать, что читает». (Бухари, 213)
Стоит отметить, что человека с крепким иманом и искренним сердцем ничто не может отвлечь во время намаза, ведь сахабы (да будет доволен ими Аллаха) обладали способностью совершать намаз даже на поле боя, даже будучи ранеными. Они как никто другой осознавали, что любой намаз может оказаться последним. Нам, конечно, о таких способностях остаётся только мечтать, поэтому очень важно, чтобы ничто не отвлекало нас от намаза.
Намаз – это ключ к счастью и успеху в обоих мирах. Если мы не воспользуемся этим ключом, то врата милости и прощения Аллаха могут не раскрыться перед нами. Неполноценный намаз подобен некачественной работе или инструменту. Такой инструмент будет бесполезным в достижении поставленных целей. Точно так же и неполноценно совершённый намаз не принесёт пользы.
Пусть Всевышний Аллах примет наше поклонение и поможет в достижении всех наших целей!
Мухаммад Султанов
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Каждый мусульманин, независимо от положения или социального статуса, беден он или богат, здоров или болен (для некоторых случаев предусмотрены облегчения) – обязан совершать ежедневный пятикратный намаз.
Доказательствами обязательности пятикратного намаза являются аяты Корана и хадисы Пророка (мир ему и благословение Аллаха).
В Благородном Коране о намазе сказано:
Смысл: «Совершайте намаз и выплачивайте закят» (Сура «аль-Бакара», 2:43).
Смысл: «Совершайте намаз, поистине, намаз является предписанным для мусульман в определённые времена» (Сура «ан-Ниса», 4:103).
Смысл: «И совершайте намаз, и не будьте из числа многобожников» (Сура «ар-Рум», 30:31).
Смысл: «Читай им то, что ниспослано тебе из Писания, и совершай намаз» (Сура «аль-’Анкабут», 29:45).
Совершать намаз обязаны все разумные и совершеннолетние мусульмане (мужчины и женщины). Несовершеннолетним намаз не предписан. Однако подготовить детей к практике намаза необходимо, ибо каждый достигший совершеннолетия, будь то мальчик или девочка, должен правильно совершать намаз.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Смысл: «Велите совершать намаз вашим детям, когда им исполняется семь лет, и накажите их, если они пренебрегают им после десяти, и стелите им отдельно постель».
В Судный день первыми упрекать родителей будут дети, которых они не обучили намазу. Поэтому родители, любящие своих детей, обязаны начинать обучать их правильному совершению намаза с семилетнего возраста, чтобы они привыкли, и им было легко выполнять его при достижении совершеннолетия.
Такие виды поклонений, как закят и жертвоприношение, предписаны людям, имеющим определённый достаток. Для совершения хаджа, кроме достатка, нужно обладать ещё и здоровьем. Пост является целиком духовно-телесным видом поклонения. При временном отсутствии здоровья пост можно отложить и возместить количество пропущенных дней поста после выздоровления. Только для совершения молитвы (намаза) не существует никаких преград, пока человек в сознании.
Поэтому человеку, пока он находится в сознании, не разрешается пропускать намаз. Даже на священной войне, и непосредственно во время битвы, мусульмане обязаны совершать намаз. В таких ситуациях войско делится на два отряда. Первый отряд совершает намаз сокращённо, не расставаясь с оружием. Второй в это время несёт усиленную охрану молящихся. Первый отряд, окончив намаз, сменяет второй отряд в карауле и лишь после этого второй отряд совершает намаз под охраной первого отряда.
Пропускать намаз нельзя и при болезни. Если больной не может стоять, то молитву дозволяется совершать сидя. А если не может сидя, тогда лёжа. Если невозможно её совершение и в таких положениях, то молитва совершается, подавая знаки глазами. Если больной и этого не может, то молитва должна совершаться хотя бы мысленно. Если человек находится в реанимации, то и тогда должен совершать намаз по мере возможности: если сможет, стоя, если нет – сидя, лёжа, движением глаз или мысленно, намаз никак нельзя оставлять.
Когда было совершено покушение на халифа Умара, и наступило время молитвы, он пожелал исполнить её. Находящиеся рядом с удивлением спросили: «Молитва, о, повелитель правоверных!?» «Да, – ответил он, – нет доли в Исламе тому, кто пренебрегает временем молитвы». И он совершил молитву, истекая кровью.
Молитва обязательна всегда, пока человек жив и в своём уме. Только умственное расстройство или смерть освобождают верующего (му’мина) от ежедневной молитвы. Исключение делается только для женщин во время менструации или в период послеродового очищения. В этот период им запрещается совершать намаз. И им не следует возмещать намазы, пропущенные в эти дни.
Если неверующий человек принял Ислам, то ему не обязательно возмещать предыдущие намазы, а вероотступник и мусульманин, пропускавший намазы, должны возмещать все пропущенные намазы.
Как сказано в аятах Благородного Корана, молитва была предписана и всем предыдущим общинам.
Вот слова мудреца Лукмана, обращённые к своему сыну:
Смысл: «О сын мой! Выстаивай молитву, побуждай к благому, удерживай от запретного и терпи то, что тебя постигло, ведь это и есть непоколебимость в деяниях» (сура «Лукман», 31:7).
А в одном из первых своих чудес пророк Иса (мир ему), будучи ещё в колыбели, сказал:
Смысл: «И сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне молитву и закят, пока я живой» (сура «Марйам», 19:32).
На раннем этапе развития Ислама был предписан двукратный ежедневный намаз. Совершение обязательных пяти намазов было предписано мусульманам в Ночь Вознесения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) в небеса (Ми’раджа). В ту ночь Пророку (мир ему и благословение Аллаха) было открыто множество тайн Судного дня, Рая и Ада. Наряду с их раскрытием возложение намаза также имело огромное значение.
Когда Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) возвращался после общения с Всевышним Аллахом, пророк Муса (мир ему) спросил его об обязанности, возложенной на его общину. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ответил, что Всевышний обязал его общину (умму) совершать пятьдесят намазов в сутки. Услышав это, Муса (мир ему) посоветовал Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) попросить облегчения для уммы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вернулся к Господу и попросил облегчить предписанное его умме. По его просьбе Всевышний сократил число намазов до 45. Но на обратном пути Муса (мир ему) снова сказал Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), что люди не смогут выполнить это и посоветовал ещё раз попросить Всевышнего уменьшить число намазов. Так, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) возвращался к Всевышнему несколько раз, пока число обязательных намазов не уменьшилось до пяти, но воздаяние за эти пять намазов – как за выполнение пятидесяти, которые первоначально предписывал Всевышний. И это подарок Аллаха верным Ему рабам.
Следовательно, намаз – это единственный вид поклонения, который получен Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) от Самого Всевышнего Аллаха напрямую, без посредника. Все остальные установления Шариата, как и Коран, были получены Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха ) посредством архангела Джибриля (мир ему), который являлся посредником между Всевышним Аллахом и Его пророками. Так возвеличен намаз Самим Аллахом. Поэтому намаз для верующего – это особо ценное, важное поклонение Своему Создателю и священный долг.
Рассказывают, что после того, как Всевышний Аллах создал семь небес, Он заполнил их ангелами и вменил им в обязанность молитву, которую они не прекращают ни на час. Одни стоят читают молитву, другие находятся в поясном поклоне, третьи – в земном. Некоторые распростёрли крылья из страха перед Всевышним, а обитатели райских садов и те, кто находится у Арша, обходят его, восхваляют своего Господа, благодарят Его и просят прощения за тех, кто на Земле. Аллах объединил все эти виды поклонения в молитве-намазе, чтобы показать, какое высокое положение занимают перед Ним верующие люди, ведь они, совершая намаз, могут получать такое же воздаяние, как и все обитатели небес. Он прибавил к этому аяты Корана, которые верующие произносят в молитве. Таким образом, каждый человек, совершающий намаз, получает вознаграждение, равное поклонению всех этих ангелов.
То состояние, которое испытывал Пророк (мир ему и благословение Аллаха) при встрече с Аллахом в ночь вознесения, имеет возможность испытывать каждый из его общины в намазе при правильном его совершении. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники относились к намазу с большой ответственностью.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть пять намазов, которые Аллах повелел выполнять Своим рабам. Кто выполняет их как следует, должным образом, тому Аллах обещал Рай. А кто не выполнял свои обязанности, тот – в опасности. Если Аллах захочет, то Он по Своему желанию накажет его или дарует ему прощение».
Всевышний определил молитву как один из главных поступков праведных людей, сказав:
Смысл: «Поистине, блаженны верующие, которые смиренны при совершении молитвы, избегают всего отвлекающего от Аллаха, выплачивают закят, не имеют сношений ни с кем, кроме как со своими жёнами или невольницами, за что они не порицаемы. А те, кто возжелает сверх того, преступают дозволенное. Блаженны те, которые соблюдают договоры и берегут врученное им на хранение, исполняют свои обрядовые молитвы, именно они и есть наследники, которые наследуют Рай, в котором они пребудут вечно» (Сура аль-Муъминун, 23:1–11).
Вышесказанное указывает на то, что выполнение намаза приоритетнее, важнее и полезнее, чем любые другие благие деяния. Намаз – это великая милость Аллаха. В намазе заложено очень много полезного как для духовного, так и для физического здоровья человека. Но, конечно, у человека, совершающего намаз, в первую очередь должно быть намерение следовать велению Аллаха и получить Его довольство. В хадисе говорится, что, воистину, все деяния рассматриваются по намерениям, т.е., воздаяние за них зависит от намерения совершающего.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Аллах вменил намаз в обязанность для верующих. Это поклонение является одним из пяти столпов религии. А так же лучшим из благих деяний, помогающих приблизиться к Создателю. В этой статье вы узнаете, как правильно совершать намаз, его условия и последовательность выполнения.
Пять молитв, совершаемых ежедневно имеют огромное значение. После шахады, первое из дел, которые должен начать совершать человек, ставший мусульманином — это чтение пятикратного намаза.
Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отправлял Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) с целью распространения Ислама в Йемен, то напутствовал ему такими словами: «Пусть первое, что ты назовешь им, будет свидетельство того, что никто не имеет права быть почитаемым, кроме Аллаха. Если они примут это от тебя, то возвести, что Аллах обязал их молиться пять раз.» (Аль-Бухари, Муслим).
Кто отказывается от намаза, отрицая свою обязанность, является неверующим. А кто оставляет его, признавая, что он обязателен, совершает большой грех.
Условия намаза
Чтобы понимать, как правильно совершать намаз, следует знать определенные условия, которые являются обязательными и делятся на предварительные и внутренние. Предварительные или внешние — это требования необходимые для начала молитвы:
Внутренние условия – это основы молитвы, без которых она становится недействительной:
Сколько ракаатов читают в намазе
Это обязательство было узаконено для верующих в ночь Миграж (вознесение), что подчеркивает его важность. Сначала Аллах повелел мусульманам молиться в день 50 раз. Но Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) возвратился к Нему и попросил облегчить поклонение для своих последователей. Тогда Аллах сократил количество намазов до 5-ти.
Число ракаатов (частей) в каждой молитве было объяснено посланником так:
- Фаджр – утренний намаз должен состоять из 2-х ракаатов сунны (желательное действие) и 2-х фарда (обязательное).
- Зухр – это намаз, совершаемый в середине дня. Он включает 4 ракаата сунны, 4 – фарда, 2 – сунны.
- Аср – предзакатная молитва. В ней читается 4 обязательных ракаата.
- Магриб – намаз, совершаемый после заката, включает 3 ракаата фарда, 2 – сунны;
- Иша – это ночная молитва. Читается 4 обязательных ракаата, 2 сунны и 3 ваджиб (дополнительная молитва, являющаяся обязательной).
Как правильно совершать намаз
Хадисы о намазе: «Молитесь так же, как видели молящимся меня». (Сахих Бухари: 631)
«Повернитесь к Кибле и скажите такбир. Затем повторите что знаете из Корана. Затем поклонитесь, и оставайтесь в этом состоянии, пока не почувствуете себя спокойно. Потом поднимитесь и стойте выпрямившись». (Сахих Бухари: 6667)
«Кто не прочтет суру Фатиха в своем намазе, его молитва недостаточна». (Сахих Бухари: 756)
Чтение других аятов и сур Корана должно добавляться в первых 2-х ракаатах фарда, а также во всех частях сунны. Но это не обязательное условие. Поэтому тем, кто только начинает читать намаз, первое что необходимо выучить – это Фатиха.
Молящийся человек должен проявлять смирение, внимательность и избегать того, что может отвлечь его.
Обучение намазу
Для каждого обязательного намаза установлено разное количество ракаатов: 2, 3 или 4. Но все они выполняются в одинаковой последовательности. Первый ракаат отличается от последующих вступительной частью, перед Фатихой. Чтобы узнать, как правильно совершать намаз для начинающих, внимательно прочитайте инструкцию и рассмотрите предложенные рисунки
Вступительная часть
Намаз начинают с такбира, поднимая раскрытые ладони к ушам (мужчины) или плечам (женщины) и произнося «Аллаху акбар!».
После этого левая ладонь ложится на живот (у мужчин) или область груди (у женщин) и накрывается правой ладонью.
Читайте также: