Д н мамин сибиряк присказка к аленушкиным сказкам 3 класс презентация школа россии

Обновлено: 27.11.2024

Данная работа предназначена учителям начальной школы для работы на уроке внеклассного чтения, посвященного творчеству Д. Н. Мамина-Сибиряка. Это интерактивная игра по циклу "Аленушкины сказки". При помощи этой игры учитель быстро проверит на уроке прочитанное и активизировать внимание на интересных фактах в книгах.Игра рассчитана на вдумчивого читателя

ВложениеРазмер
igra_alenushkiny_skazki.pptx 724.76 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Знаток "Алёнушекиных сказок" Гулунова Залина Петровна, учитель начальных классов МКОУ СОШ №2 им. А.Н. Кесаева г. Дигоры Дигорского района РСО-Алания

зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Разминка 5 Сколько произведений входит в сборник «Аленушкины сказки»? 10 Сказка про храброго Сказка про Комара Комаровича- длинный нос и про мохнатого мишку- короткий хвост ПРОДОЛЖИТЕ

Воробьевича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу Разминка 5 Сказка про Воробья Сказка про Воронушку - черную головушку и жёлтую канарейку ПРОДОЛЖИТЕ Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке

1 Разминка 5 вспомни название сказки 2 3 5 4 6 7

птицы растения насекомые 10 20 30 40 10 20 30 40 10 20 30 40 10 20 30 40 животные Алёнушка 10 2 0 30 40 Игра

Суперигра 50 «Сказка про Комара Комарского» «Сказка про Комара Комаровича» «Сказка про Лягушонка Воробеича» «Сказка про Воробья Воробеича» «Сказка про храброго волка» «Сказка про храброго зайца»

Как Алёнушка поместилась на божьей коровке в сказке «Пора спать»? Как Алёнушка поместилась на божьей коровке в сказке «Пора спать»? Алёнушка 10

Алёнушка 20 Кем хотела стать Алёнушка в сказке «Пора спать»? Царицей

Алёнушка 30 С героем какой сказки Д. Н. Мамина– Сибиряка встретилась Алёнушка у Деда Мороза в сказке «Пора спать»? С Воробьем Воробьевичем.

Один глазок у Алёнушки спит, другой смотрит. Прием – присказка. Алёнушка 40 Какими словами начинаются «Алёнушкины сказки»? Как называется этот прием. Вспомните его в других сказках?

Животные 10 Кто помог медведю из «Сказки про комара Комаровича» спастись от комаров? Алёнушка

Животные 20 В какой сказке медведь вместе с зайцем в гости ходили, и медведь чуть зайца не съел вместо котлетки? «Ванькины именины». Это игрушки.

Животные 30 Чем колотил медведь комаров? И что у него из этого вышло? Камнем и берёзой. Ничего не вышло, только шуму на весь лес прибавилось, да деревьев меньше стало.

Животные 40 В какой сказке Д. Н. Мамина - Сибиряка заяц остался без вины виноватым? В сказке «Ванькины именины» просидел заяц под диваном и в ссоре не участвовал, а все его обвинили в том, что он все видел.

Птицы 10 Могут ли дружить между собой птицы и рыбы? Если да, то в какой сказке Д. Н. Мамина – Сибиряка? Могут. В сказке «Про Воробья Воробеича и Ерща Ешовича»

Птицы 20 Почему не могли понять друг друга жёлтая канарейка и ворона? Потому что ворона жила на воле, а канарейка в клетке?

Птицы 30 Мне кажется, что ястреб когда-нибудь был щукой, а щука была ястребом. Одним словом, разбойники…» Чьё это рассуждение? Воробья . «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу»

Птицы 40 В какой сказке Д. Мамина – Сибиряка одни птицы чуть не убили другую только за то, что она не такая как все (как говорят в народе «белая ворона»)? Воробьи чуть не заклевали канарейку потому, что она желтая, а не серая, как все.

Растения 10 Где отдыхала Козявочка после того, как наигралась и навеселилась? В осоке.

Растения 20 Какие цветы видела Алёнушка? Назовите 10 (а их 17). Незабудки, одуванчик, василек, гвоздика, роза, колокольчик, ландыши, фиалки, тюльпаны, лилии, нарциссы, левкои, гиацинты, азалии, левкои, камыши, орхидеи, лотос.

Растения 30 Что говорил василек розам и гиацинтам? Я простой цветок, сколько радости я доставляю людям, даже крестьянам?

Растения 40 Что объединяет сказку Д. Н. Мамина – Сибиряка и сказку С. Аксакова? Аленький цветочек

Насекомые 10 Может ли червяк стать поводом для ссоры? Да. Ёрш и воробей, два закадычных друга, поссорились из-за червяка.

Насекомые 20 Почему козявочки не досчитались целого десятка своих сородичей в осоке? Кто ещё враг козявок? Их съел воробей. Врагами ещё были рыбы и лягушки.

Насекомые 30 Не любила папу, потому что он курил трубку. Считала, что люди созданы для того, чтобы доставлять удовольствие мухам. Кого не любила последняя муха? Чему она постоянно удивлялась?

Зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост, так как тоже хвастался Кого по поведению из других сказок Д. Мамина – Сибиряка напоминает Комар Комарович? Насекомые 40

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку внеклассного чтения"Сказки и картинки Сутеева"

Презентация создана к уроку внеклассного чтения и ИЗО "Сказки и картинки Сутеева". .

Презентация. Степан Писахов. Биография и сказки. Викторина.

Сведения о жизни писателя, его картины, сказки и викторина по данному материалу.

Презентация по теме" Русские народные сказки"

на уроке дети знакомятся с удожниками-сказочниками: И.Е. Рачевым, А. Васнецовым , А. Савченко и их иллюстрациями.

Презентация к обобщающему уроку чтения "Сказка за сказкой"

Презентация к обобщающему уроку чтения в коррекционной школе 8 вида.

Презентация детского литературного творчества. Сочиняем сказки сами. Сказки о животных.

Презентация, иллюстрирует итоговый урок по теме "О братьх наших меньших". На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание сказки. В презентации приведены .

Презентация детского литературного творчества. Сочиняем сказки сами. Сказка, раскрывающая смысл поговорки "остаться у разбитого корыта".

Презентация, иллюстрирует урок по теме "Сказка о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина. На данном уроке использован один из приемов активных методов обучения - написание сказки, раскрывающей смысл.

Презентация проекта "В гостях у сказки" (по мотивам сказки С.Я.Маршака "Теремок")

Театрализованное представление отрывка из сказки Самуила Яковлевича Маршака "Теремок".

Презентация к уроку внеклассного чтения в 3 классе, посвящённого творчеству Д.Н.Мамина-Сибиряка.

ВложениеРазмер
alyonushkiny_skazki.pptx 1.71 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Отец Аленушки , Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк , ; — писатель. Он сидит за столом, наклонившись над рукописью своей будущей книги. Вот он встает, подходит поближе к Аленушкиной кровати, садится в мягкое кресло, начинает рассказывать …

… Внимательно слушает девочка про глупого индюка, который вообразил, будто он умнее всех, про то, как игрушки на именины собрались и что из этого вышло. Сказки замечательные, одна интереснее другой. Но один глазок у Аленушки уже спит… Спи, Аленушка , спи, красавица. Аленушка засыпает, положив ладонь под голову. А за окном все идет снег…

Так проводили они вдвоем долгие зимние вечера - отец и дочка. Аленушка росла без матери, ее мать давно умерла. Отец любил девочку всем сердцем и делал все, чтобы ей хорошо жилось. Он смотрел на спящую дочку, и ему вспоминались его собственные детские годы. Они прошли в маленьком заводском поселке на Урале. На заводе работали тогда еще крепостные рабочие. Они трудились с раннего утра до позднего вечера, но прозябали в нищете. Зато их господа и хозяева жили в роскоши. Ранним утром, когда рабочие шли на завод, мимо них пролетали тройки. Это после бала, длившегося всю ночь, разъезжались по домам богачи.

Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Но его родители были добрыми, отзывчивыми, и люди тянулись к ним. Мальчик любил, когда в гости приходили фабричные мастеровые. Они знали столько сказок и увлекательных историй! Особенно запомнилось Мамину-Сибиряку предание об удалом разбойнике Марзаке , который в давние годы скрывался в уральском лесу. Марзак нападал на богатых, отнимал у них имущество и раздавал его беднякам. И никогда царской полиции не удавалось его изловить. Мальчик вслушивался в каждое слово, ему хотелось стать таким же смелым и справедливым, каким был Марзак .

Густой лес, где, по преданию, когда-то скрывался Марзак , начинался в нескольких минутах ходьбы от дома. В ветвях деревьев прыгали белки, на опушке сидел заяц, а в чаще можно было повстречать и самого медведя. Будущий писатель изучил все тропинки. Он бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор, покрытых еловым и березовым лесом. Горам этим не было ни конца ни края, потому и с природой у него навсегда связалось «представление воли, дикого простора». Родители научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. В нем рано зародилась страсть к литературе. В шестнадцать лет он уже вел дневник. Прошли годы. Мамин-Сибиряк стал первым писателем, который нарисовал картины жизни Урала. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ, его борьбу с несправедливостью и гнетом.

У Дмитрия Наркисовича много рассказов и для детей. Ему хотелось научить ребят видеть и понимать красоту природы, богатства земли, любить и уважать трудового человека. «Это счастье писать для детей», — говорил он. Записал Мамин-Сибиряк и те сказки, которые когда-то рассказывал дочке. Он издал их отдельной книгой и назвал ее « Аленушкины сказки».

Рассердился окончательно Миша. Выворотил он вместе с корнем целую берёзу и принялся колотить ею комаров. Так и ломит со всего плеча.

- Никого я не боюсь! – крикнул он на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут!

Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке Наевшись печёнки, Мурка усаживался где-нибудь у печки, где было потеплее, закрывал глаза и сладко дремал.

Сказка про Воробья Воробеича , Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу Рыба должна жить в воде, а птица – в воздухе

Д. Н. Мамин-Сибиряк говорил: «Это моя любимая книжка - ее писала сама любовь, и поэтому она переживёт все остальное»

Презентация подготовлена Петровой Светланой Михайловной, учителем начальных классов МОУ – Грязновская СОШ ГО Богданович Свердловская область 2013 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алёнушкины сказки

Интегрированный урок литературного чтения по сборнику сказок Д. Н. Мамина - Сибиряка "Алёнушкины сказки" (присказка) и музыки по теме "Колыбельные песни" с использованием про.

Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце. ")

Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан.

Сценарий для библиотеки.

Презентация к произведению Д.Н. Мамина-Сибиряка "Алёнушкины сказки"

Презентация к уроку с содержанием краткой биографии автора, понятиями о том, что такое "сказка" и "присказка".

Урок литературного чтения в 3 классе "Д.Н.Мамин-Сибиряк "Алёнушкины сказки"" технология "Продуктивное чтение".

Урок литературного чтения в 3 классе "Д.Н.Мамин-Сибиряк "Алёнушкины сказки"". Урок создан с использованием технологии "Продуктивное чтение". На уроке ребята знакомятся с .

презентация Алёнушкины сказки Д.Н.Мамин-Сибиряк

Полезная информация для урока.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Д.Мамин-Сибиряк.Присказка.

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Д.Мамин-Сибиряк.Присказка".

Урок чтения по программе "Школа России" 3 класс. В архиве конспект и презентация.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения в 3 классе Аленушкины сказки (присказка)»

ДМИТРИЙ НАРКИСОВИЧ МАМИН-СИБИРЯК. «АЛЕНУШКИНЫ СКАЗКИ. ПРИСКАЗКА».

Цели: начать знакомить учащихся с произведениями Д. Н. Мамина-Сибиряка; прививать ученикам интерес к чтению, к литературе; развивать воображение, выразительную речь детей.

Ход урока I. Организационный момент. II. Вводная беседа. - Здравствуйте, ребята. Зовут меня Зинфира Васильевна. Сегодня мы с вами вместе проведем урок литературного чтения. III. Изучение нового материала. 1.Вступительная беседа - Посмотрите внимательно на экран и догадайтесь, о чем будем говорить сегодня на уроке. (просмотр видеоролика) - Можете сказать, о чем будем говорить на уроке? (о сказках)

- Я думаю, что сказки любят все.

Мы знаем сказки назубок, Ведь с детства их читаем. Но что – то новое, дружок, Сейчас о них узнаем - Давайте вспомним все, что вы знаете о сказках. – Молодцы! Все правильно сказали. – На какие две большие группы можем разделить все сказки?

- Что бы ответить на этот вопрос, и освежить свои знания, прочитаем статью в учебнике на странице 180.

- Читать будем по цепочке, каждый ученик будет читать только одно предложение, при чтении обратите внимание на моменты, где говорится об особенностях народных и литературных сказок. (читают по цепочке)

- Итак, на какие две большие группы можно разделить сказки?

– Что вы можете сказать о литературных сказках? (у них есть автор) - Значит, как по- другому можно назвать литературные сказки? (авторские сказки) - Молодцы! Давайте найдем и прочитаем отрывок, где говорится, в чем особенность народных сказок. (2 абзац)

– Правильно. А сейчас прочитайте, что говорится об особенностях литературных или авторских сказок (2 абзац)

- У литературных и народных сказок много общего. Найдите в тексте отрывок, где говорится об общих чертах литературных и народных сказок . (2абзац) - Что вы можете сказать о сказках А.С.Пушкина? (Пушкин писал свои сказки в стихах) - А сейчас проверим, можете ли вы узнать сказку по картинке и определить, народная она или литературная. Рассмотрите иллюстрации на странице 181.

- Первая иллюстрация, к какой сказке? (Сказка о Золотом петушке) - Кто написал эту сказку? ( А.С.Пушкин), значит сказка, какая? (литературная или авторская) - Правильно. Рассмотрите вторую иллюстрацию и т.д.

– Молодцы, вы все правильно определили.

– А сейчас посмотрите на экран. (показать слайды обложки с книгами)

- Какая книга лишняя на этой выставке сказок? (Колобок) - Почему? (народная сказка) она исчезает

- А к какой группе можно отнести оставшиеся книги? - Так будет называется новый раздел, который мы начнем сегодня изучать? - Переверните страничку назад, хором прочитаем (литературные сказки) прочитать ниже, до конца страницы

– Мы сегодня говорим о сказках. Любая сказка имеет свою последовательность.

-Может, кто – то помнит, из каких частей состоит сказка? - Хочу вам напомнить, из каких частей состоит сказка.

- Итак, с чего начинается любая сказка. (слайд) - Говорят: «Это присказка не сказка, сказка будет впереди» - Что такое присказка?

- Для чего она нужна? (она нужна, чтобы заинтересовать читателя, настроить на нужный лад)

-Определите, к какой части сказки относится то, что я вам прочитаю:

1. В некотором царстве, в некотором государстве (присказка)

2. Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец (концовка)

3. Жили – были старик со старухой (присказка)

- А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и разыграть одну присказку. Встали и повторяем за мной движения

ФИЗМИНУТКА Давным-давно жил царь Горох

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил-вертел

И танцевал вприсядку.

Плечами уши доставал

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал,

За солнышко хватался. – Молодцы. Сели.

– Отдохнули. Тогда продолжаем. - Сегодня мы познакомимся с творчеством русского писателя Д. Н. Мамина – Сибиряка.

- Давайте хором прочитаем, как его зовут. - Может, вы уже читали книги этого писателя, слышали о нем? Это наш земляк. (слайд)

- Дмитрий Наркисович написал много книг для взрослых, но среди его книг, есть и книги для детей (слайд)

-А так же он писал сказки. Я хочу рассказать вам историю возникновения одной книги. (слайд)

- Дмитрий Наркисович один растил и воспитывал дочь. Аленушка часто болела. Пока она была маленькой, он часами сидел у ее кроватки и рассказывал ей сказки, сначала те, что знал, потом начал придумывать свои сказки. Аленушка просила рассказать еще и еще. Дмитрий Наркисович записал их в одну книгу, которую назвал… (Аленушкины сказки)

- Его «Аленушкины сказки» ежегодно издаются, переводятся на другие языки. В них рассказываются необычайные истории, которые происходят с животными.

- Сегодня мы с вами познакомимся с присказкой Дмитрия Наркисовича Мамина – Сибиряка.

- Сядьте удобно, посмотрите на экран и послушайте. (слушают)

- Понравилась ли вам присказка? Захотелось ли вам послушать дальше? - В том и состоит цель присказки, чтобы заинтересовать слушателя, чтобы ему захотелось узнать продолжение.

- Присказка задушевная, с колыбельной интонацией. Стиль присказки близок к народному. Раньше считали, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой детям, поэтому у Аленушки появился сибирский кот Васька.

– Ребята, скажите, как надо читать присказку? (Спокойно, не торопясь. Мы ведь Аленушку укладываем спать, значит читать надо негромким голосом)

- Я предлагаю вам прочитать присказку вполголоса и подготовиться к выразительному чтению (читают) - Прочитали.

- Поднимите руку, кому встретились непонятные слова.

- Тогда сейчас я слушаю вас. Представьте, что вы - старший брат или сестра Аленушки, и прочитайте присказку, передав интонацией голоса нежность и любовь к малютке. Читать будем абзацами. (читают) - Молодцы! Скажите, какими словами начинается и заканчивается присказка? Почему? (Чаще всего сказки рассказывают на ночь) - Какие слова подчеркивают любовь, нежное отношение автора к дочери?

- Ребята, обратите еще раз внимание на название книги. ( Аленушкины сказки. Присказка)

- В чем особенность присказки писателя?

(Особенность ее в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам.

- Какие герои сказок в ней собираются? (В ней собираются герои сказок: кот Васька, пес Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пестрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц, волк, медведь Мишка, старый Воробей)

- Правильно, в сказках Мамина – Сибиряка происходят удивительные истории с животными и все они собираются в этой присказке.

ИТОГ Наш урок подходит к концу. Подведем итог. (слайд)

- Ребята, мне очень понравилось с вами работать. А теперь я предлагаю вам оценить нашу с вами работу. Так как это урок литературного чтения, я принесла вам вот такие книги. На ваших столах приклеены закладки.

Читайте также: