Что такое присказка 2 класс литературное чтение журавль и цапля

Обновлено: 07.05.2024

Цели урока: создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизацией вдумчивого чтения, обучением выразительному чтению произведений; способствовать развитию устной речи обучающихся, образного мышления, умений анализировать, обобщать; содействовать воспитанию нравственности через анализ содержания художественного произведения

ВложениеРазмер
Конспект урока по литературному чтению, 2 класс, по теме: Русская народная сказка "Журавль и цапля", УМК Начальная школа 21 век 25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

(УМК «Начальная школа 21 век»)

Тема урока : Русская народная сказка «Журавль и цапля»

Цели урока : создать условия для ознакомления с русской народной сказкой «Журавль и цапля», ее содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизацией вдумчивого чтения, обучением выразительному чтению произведений; способствовать развитию устной речи обучающихся, образного мышления, умений анализировать, обобщать; содействовать воспитанию нравственности через анализ содержания художественного произведения

  • Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей.
  • Предметные результаты – познакомятся с русской народной сказкой «Журавль и цапля», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев произведения.

Метапредметные результаты познавательные: осознанно воспринимают литературные произведения; формулируют ответы на вопросы; строят рассуждения; осуществляют сравнение сказок, выделяют особенности;

регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей;

коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли

  • Оборудование: учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть - 2 класс, иллюстрации к сказке и художественная книга «Журавль и цапля», мультимедийный проектор, карточки со словами-признаками.

заинтересовать учащихся, привлечь внимание к теме урока.

-Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

- Выполним упражнение для дыхания:

Иногда люди придумывают очень полезные упражнения, наблюдая за повадками животных или птиц. А на кого похоже наше упражнение?

-Вы уже догадались, кто герои нашего сегодняшнего произведения?

Длинноногий, длинношеий
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
(Журавль)

Она целый день в работе,
Ловит лягушат в болоте.
На ходулях, клюв, как сабля.
Кто скажите это? .
(Цапля)

- Журавль и цапля – это кто? (Птицы, живущие на болоте).

Что вы о них знаете?

Цапли — живущие на мелководье птицы. Обитают в заболоченных либо медленно текущих водоёмах. Они неподвижно стоят в воде и всматриваются в воду, выискивая добычу. Летают медленно, при этом вытягивают лапы назад, а шею S-образно втягивают в себя.Цапля летает, ходит главным образом по земле, но может влезать и на ветки деревьев. Конечности цапли длинные, на лапах отсутствуют перепонки. Птица тщательно за собой ухаживает. У цапли по всему телу есть маленькие перья – пудретки. Они хрупкие и легко крошатся. Именно этой мелкой крошкой и посыпается, «пудрится» цапля. На лапах цапли есть специальный палец, который цапля использует как гребень.

Журавли — крупные, длинноногие и длинношеие птицы. Журавлиные семейные пары сохраняются в течение всей жизни. Журавли, в отличие от цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Это делает их похожими на аистов, но журавли никогда не садятся, как они, на деревья. Уникальная особенность журавлей — очень длинная, изогнутая петлёй трахея. Благодаря такому устройству горла журавли способны очень громко кричать: их курлыканье, всем хорошо знакомое, можно услышать более чем за километр. Журавли - великолепные "танцоры". Это не только токовый ритуал, но и способ выразить свое настроение, радость. В полете могут выстраиваться клином. Если визуально сравнивать журавлей с цаплями, их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.

Здесь спряталось название произведения. Назовите его.

-Что мы будем делать на уроке?

-На какие вопросы ответим? Прочтите их.

III. Знакомство со сказкой «Журавль и цапля» ( чтение учителем)

первичное целостное восприятие произведения; чтение, слушание текста.

Какие чувства у вас возникли?

- Понравилось ли вам это произведение?

-Какое оно по жанру? (докажите, что это сказка)

-Какая это сказка? Народная или авторская?

-Посмотрите и скажите, какая по виду?

-Назовите героев сказки.

- Выполнили ли мы первую задачу урока?

IV . Выполнение практической работы. Работа в группе.

V . Вторичное восприятие текста,

Объяснение непонятных слов.

Посвататься – попросить выйти замуж

Верста – старинная мера длины, равная чуть больше 1 км

Долговязый – высокий и худой

Несолоно хлебавши – не получить того, на что рассчитывал (фразеологизм)

Чтение по цепочке.

VI. Работа над содержанием сказки.

– Чем необычно начало сказки?

– Что такое присказка?

– Зачем нужна присказка? (Привлекает наше внимание к сказке.)

– Какие слова повторяются?

Ребята «превращаются» в СОВУ из присказки и показывают ее действия в режиме скороговорки. Первый раз медленно, второй и третий раз – с ускорением, по памяти.

Летела сова – весёлая голова.

(Взмахи руками в стороны)

Вот она летела, летела и села, (Приседания)

Да хвостиком повертела,

(Повороты туловища влево-вправо)

Да по сторонам посмотрела

(Круговые вращения головой)

И опять полетела…

(Взмахи руками в стороны)

– Как начинается сказка? Прочитайте.

Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга?

(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль «семь верст болото
месил».)

– Почему журавль решил жениться? Прочитайте.

(Невесело, одиноко стало журавлю: «скучно показалось жить одному».)

– Сколько раз сватался журавль к цапле?

-Почему цапля отправилась свататься к журавлю?

-Почему цапля заплакала после отказа журавля?

(Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она «заплакала со стыда».)

– Исполнилось ли его желание? Почему?

- Смогли ли договориться журавль и цапля в этой сказке?

(Не нашли общего языка, каждым овладела гордыня, оба важничали друг перед другом, нос задрали, не смогли договориться)

-Как закончилась сказка? Прочитайте.

(«Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся».)

- Почему же так произошло? Давайте разберемся. (Работа в группах)

VII. Работа в группах.

Расставьте иллюстрации по-порядку.

-На столах у вас лежит карточка со словами- признаками. Отметьте + те слова, которые по вашему мнению подходят к характеристике героев. Ответ обоснуйте.

-На столах у вас лежит карточка со словами- признаками. Отметьте + те слова, которые по вашему мнению подходят к характеристике героев. Ответ обоснуйте.

-Какие получились все диалоги у журавля и цапли? Приятными для них или нет?

-Что ты чувствовал, когда тебе грубо отказала цапля?

Инсценируйте сказку так, чтобы цапля смогла отказать вежливо.

Какой диалог вам понравился больше, где цапля грубо отказала или где вежливо?

Полноценно воспринимать литературное произведение, глубоко понимать текст и специфику его литературной формы.

Образовательные: Учить детей слушать и слышать художественное слово, анализировать текст русской народной сказки с присказкой. Совершенствовать навык выразительного чтения.

Развивающие: Развивать способности осуществлять продуктивные речевые действия, расширять кругозор учащихся.

Воспитательные: Воспитывать нравственность и культуру общения через анализ содержания художественного произведения, обогащать нравственный опыт учащихся.

Основные понятия

Сказка, виды сказок, присказка, зачин, концовка (развязка), герой произведения, диалог.

Межпредметные связи

Окружающий мир (рассматривание изучаемых предметов и явлений с позиций ученого и художника), ИЗО (иллюстрирование сказки разными художниками), музыка (слушание музыкального сопровождения к народной сказке).

- основные средства обучения

- дидактические пособия

- методические материалы для учителя

- электронные образовательные ресурсы

1.​ Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Ч. 2/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2015; (с. 24-26)

2. Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: Ч. 2/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2015; (с.18)

3.​ Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению: 1-4 класс/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2014; (с. 93)

4. Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2014.

5. Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие/Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2014.

6. Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению. Электронное учебное пособие: 1-4 класс. – М.: Вентана-Граф, 2014.

7. Мультимедийная презентация для учащихся.

8. Интерактивный комплекс.

Формы урока

Фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Технология системно-деятельностного обучения, ИКТ

КОНСПЕКТ УРОКА

Этапы урока

Формируемые УУД

Организационный этап.

Психологический настрой.

Я буду учиться,

Не буду лениться.

Я буду читать,

О многом из книг

Регулятивные УУД : овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Личностные УУД:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося;

- способность к самоорганизованности.

Проверка домашнего задания

Выразительное чтение подготовленных частей сказки К. Ушинского «Плутишкакот». (Взаимопроверка в парах.)

Коммуникативные УУД:

- выразительно читать и пересказывать текст;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Регулятивные УУД:

- умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока

- Назовите тему произведений, над которой мы работаем. (Произведения о животных)

- Каков жанр произведения «Плутишка кот»? (Сказка)

- Какие бывают сказки? Дополните схему (маршрутный лист):

народные __________

__________ , бытовые, __________

Игра «Кто лишний?»

- Ребята, подумайте и скажите, кто же здесь лишний? (Изображения КОТА, ЖУРАВЛЯ, ЦАПЛИ И СОВЫ)

- Почему? ( Лишний – КОТ, это герой сказки К.Д. Ушинского «Плутишка кот», он - зверь, а остальные – птицы, они не являются героями этого произведения.)

- Кто может назвать всех этих птиц? (Сову дети определяют верно, а вот назвать правильно, где ЦАПЛЯ, а где ЖУРАВЛЬ, затрудняются.)

- Как вы думаете, почему так трудно различить этих птиц? (Они похожи внешне: длинные ноги, клювы и шеи, цвет оперения тоже похож.)

- Кто знает что-нибудь о жизни этих птиц? (Дети могут сказать о месте обитания – болоте, и о том, что питаются они лягушками.)

- Этой информации недостаточно, чтобы распознать этих птиц. Где мы еще можем добыть интересующую нас информацию? (Найти в интернете, в энциклопедиях, книгах о птицах, из видеофильмов, можно спросить у взрослых.)

2. Чтение научной статьи о журавле и самопроверка скорости чтения «про себя» (за 1 мин.)

- Прочитайте описание серого журавля из научной статьи. (Приложение 2)

- Читайте молча, только глазами. Нельзя шевелить губами. Если вам трудно это сделать, положите на губы указательный палец левой руки: «Читаю молча». (Учитель наблюдает за чтением детей.)

- По команде «СТОП» поставьте вертикальную черточку возле последнего слова, прочитанного вами.

- Расскажите, что успели узнать о журавле. («Мозговой штурм»)

- Теперь мы можем определить, где журавль, а где цапля? (Да.)

- Как вы думаете, о ком будет произведение, с которым мы сегодня познакомимся?

(О журавле и цапле.)

- Какова цель урока? (Мы учимся разгадывать авторские секреты, понимать, что хотел сказать нам автор через свое произведение и какие литературные приемы он использовал.)

- А теперь закройте глаза и слушайте.

Познавательные УУД:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Регулятивные УУД:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Познавательные УУД:

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Личностные УУД:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Регулятивные УУД:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Первичное восприятие произведения (слушание)

Аудиозапись сказки.

- Какой жанр литературы перед нами? (Русская народная сказка)

- Как называется? («Журавль и цапля»)

- Улыбнитесь, если сказка понравилась. (Слайд 2 )

Коммуникативные УУД:

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

Личностные УУД:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Словарная работа

- Какие непонятные слова, выражения встретились в тексте? Определим их значение.

(Высокомотивированные учащиеся работают со словарями и помогают в случае затруднений остальных детей).

СВАТАТЬСЯ – договариваться о свадьбе

НОГИ ДОЛГИ – длинные ноги

ХУДО ЛЕТАТЬ – плохо летать

ВЕРСТА – старинная русская мера длины (около 1060 м)

РАЗДУМАЛСЯ, РАЗДУМАЛАСЬ – передумал(а)

БОЛОТО МЕСИЛ – тяжело бежал (ноги вязнут)

НЕСОЛОНО ХЛЕБАВШИ – остаться ни с чем

СКУ ЧН О - ску [ШН] о

Журавлю стало скучно жить одному…

Познавательные УУД:

- использование различных способов поиска (в справочных источниках) сбора, обработки, анализа, организации и, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Чтение и анализ русской народной сказки «Журавль и цапля».

Ну вот мы и снова у сказки в гостях,

Никто не услышит о том в новостях.

Да мы и не думаем шум создавать,

А будем тихонько страницы листать.

- Ребята, давайте внимательно прочитаем новое произведение и найдем доказательства, что это народная сказка. (Читают подготовленные учащиеся, остальные следят по тексту.)

- Сколько героев в этой сказке? Назовите. ( Три. Сова, журавль и цапля.)

- Кто является главными героями сказки? (Журавль и цапля.)

- А что же сова? Какой вы представляете ее? (Сова – непоседа. Она наблюдала за всем происходящим со стороны. Живет на дереве и поэтому видит все, что происходит на ближайшем болоте.)

- Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга? (На болоте. Семь верст – это более 7 км, далеко)

- Что построили журавль и цапля? (Они построили себе избушки.)

- В какое время года происходит действие сказки? ( В теплое время года, т.к. журавль «месил болото»)

- А еще почему вы так думаете? (Эти птицы перелетные, улетают на зиму в теплые края).

- Ребята, докажите, что это народная сказка. (Ученики вспоминают особенности русских народных сказок, зачитывают примеры из текста.)

ПРИМЕТЫ НАРОДНОЙ СКАЗКИ

автор - народ

волшебный мир

сказочные герои

устаревшие слова

- Чем необычно начало сказки? (Начинается с присказки)

- Что такое ПРИСКАЗКА? Найдите ответ:

а) в словаре-справочнике «Книгочей»,с. 93 (I вариант);

б) в учебнике, с.18 (II вариант).

Сравните два определения и расскажите своими словами. (Работа в парах.)

Присказка – комическое вступление или концовка сказки; прибаутка.

Присказка – это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы.

- Зачем нужна присказка? (Чтобы заинтересовать читателя, привлекает его внимание.)

- Прочитайте присказку. Помните, присказка читается по-особому – скороговоркой (быстро, четко, правильно).

- Какие слова повторяются? Как вы думаете, зачем? (Повадки совы)

Познавательные УУД:

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации и, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Коммуникативные УУД

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

- формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Личностные УУД:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

Физкультминутка

Ребята «превращаются» в СОВУ из присказки и показывают ее действия в режиме скороговорки. Первый раз медленно, второй и третий раз – с ускорением, по памяти.

Летела сова – весёлая голова.

(Взмахи руками в стороны)

Вот она летела, летела и села, (Приседания)

Да хвостиком повертела,

(Повороты туловища влево-вправо)

Да по сторонам посмотрела

(Круговые вращения головой)

И опять полетела…

(Взмахи руками в стороны)

Анализ сказки. Продолжение

- Как начинается сама сказка? Найдите ЗАЧИН, прочитайте.

«Жили-были на болоте …»

- Почему журавль решил жениться? Выберите верный ответ, докажите словами из сказки (маршрутный лист):

а) он решил завести хозяйство;

б) цапля очень нравилась журавлю;

в) ему стало невесело, одиноко жить одному;

«Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться»;

г) он любил цаплю всю жизнь.

- Почему цапля отправилась свататься к журавлю?

«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля»

- Сколько раз журавль сватался к цапле? А цапля? (2 раза, ПОВТОРЫ)

- Почему цапля заплакала после отказа журавля? (Стало стыдно и обидно)

- Исполнилось ли их желание? Почему? (Не могут договориться, отказывают друг другу )

- Есть РАЗВЯЗКА у сказки? (Нет)

- Как закончилась сказка? Прочитайте.

«Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся».

- Почему же так произошло? Давайте разберемся. (Работа в группах)

описание поведения журавля

описание поведения цапли

Представитель каждой группы рассказывает о выполнении задания. (Зачитывает цитаты из произведения, характеризующие главных героев.)

Вывод. Герои очень похожи друг на друга. Журавль показан долговязым, смешным, обидчивым, упрямым. Он, не подумав, отказывает цапле, а потом жалеет об этом. Цапля – капризная, придирчивая, несговорчивая. Она сама отказалась выйти замуж за журавля, а потом жалеет об этом.

Познавательные УУД:

- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Коммуникативные УУД:

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Личностные УУД:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

Гимнастика для глаз

- Откиньтесь на спинку стула. Сядьте свободно. Представьте, что вы сова, сидите на дереве и пристально наблюдаете за происходящим на болоте.

«Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз, не спеша.

Творческая работа в группах

Упражнение в выразительном чтении по ролям (рассказчик, журавль, цапля ) в группах: тренировочное чтение – тихое чтение и громкое чтение для слушателей.

- Где в сказке мы слышим интонацию сожаления? Обиды? А где – недовольства, грубости?

- Представьте себе образ героя сказки, выбранного вами, и, читая его слова, попробуйте передать его характер, поступки при помощи интонации.

- Прочитаем сказку по ролям. (Дети работают в мобильных группах)

Дифференцированная работа:

Карточка № 1.

- Представьте, что вы работаете над созданием книги «Журавль и цапля». Расположите иллюстрации в порядке следования событий. (Картинный план)

К каждой иллюстрации подберите соответствующее предложение из сказки.

Карточка № 2.

- Подготовьте выразительное чтение отрывка сказки по ролям.

Карточка № 3. (Группа подготовленных детей)

Инсценировка отрывка с диалогами главных героев.

Проверка работ в группах.

Коммуникативные УУД:

- выразительно читать и пересказывать текст;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные УУД:

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

Личностные УУД:

- способность к самоорганизованности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- наличие мотивации к творческому труду.

Включение в систему знаний. Обобщение

- Ребята, с каким произведением мы познакомились на уроке? («Журавль и цапля»)

- Назовите жанр произведения. (Сказка, русская народная.)

- Определите вид сказки.

(Сказка о животных.)

- Теперь у нас достаточно данных, чтобы составить модель обложки для изученного на уроке произведения.

- Покажите это на своих моделях. (Маршрутный лист, цветные карандаши.)

- Сравните свою модель с моделью на доске. (Слайд 8)

- У кого так же? (Модель на доске – с ошибкой, дети не соглашаются с ней.)

- В чем ошибка? (Это сказка о животных, на модели показываем это коричневым цветом. А на этой модели цвет синий. Так мы обозначаем волшебные сказки.)

- Молодцы, ребята, вы очень внимательны! (Слайд 9 )

- Кто выполнил верно? Умницы!

- А какую особенность имеет эта сказка? (Начинается с присказки.)

- Расскажите соседу по парте, что такое присказка и зачем она нужна в тексте сказки.

Познавательные УУД:

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Личностные УУД:

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Коммуникативные УУД:

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

- Могла ли эта история приключиться с людьми? (Да, могла. Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу.)

- Чему учит эта сказка? (Сказка дает возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки.)

«Собери пословицу»:

ЕСТЬ СОГЛАСИЕ – ЕСТЬ И СЧАСТЬЕ.

(Маршрутный лист)

- Подходит ли эта пословица к сказке «Журавль и цапля?» Объясните.

Личностные УУД:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

Коммуникативные УУД:

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Познавательные УУД:

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

- Оцените свою работу и отношение к уроку. Выберите подходящее вашему состоянию утверждение, отметьте его «галочкой»:

Отличное настроение, все получалось, все понравилось, хотелось многое узнать.

Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Журавль и цапля»; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать «вдумчивое» чтение, продолжить обучение выразительному чтению произведений; развивать устную речь учащихся, образное мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать культуру общения через анализ содержания художественного произведения.

Планируемые результаты:

1. Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей.

2. Предметные результаты – познакомятся с русской народной сказкой «Журавль и цапля», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев фольклорного произведения.

3. Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, группах, уметь участвовать в обсуждении, в дискуссии.

Оборудование: учебник литературного чтения Л.А. Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть – 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение №2», иллюстрации к сказке, карточки с заданиями для групповой работы.

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

Ребята, мы начнём наш урок с игры, которая называется «Вспомни и назови» . Сейчас я зачитаю отрывки из произведений, а вы должны их назвать.

1. «Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась». ( Русская народная сказка «У страха глаза велики» .)

2.«Лягу я спать, а утром встану пораньше и сошью сапоги». ( Братья Гримм. «Маленькие человечки». )

3.«Развеселились девушки, развели костер и вздумали через огонь прыгать». ( Русская народная сказка «Снегурочка». )

4. «Котик - коток, серенький лобок! О чём ты плачешь, на трёх ногах скачешь?» ( Ушинский «Плутишка кот»)

- Молодцы, вы правильно назвали все произведения. Что их объединяет? (это сказки)

- А какие бывают сказки? (авторские и народные) (слайд №1)

-А по типу?(волшебные, бытовые, о животных – слайд №2 )

3. Проверка д\з .

Дома вы готовили чтение по ролям 1ч. сказки К. Ушинского «Плутишка кот». Давайте проверим.( одеть атрибуты кота, козла и барана )

/Пупков Д., Погорелов Дима, Пузырева Л./

- Я поняла, что вы любите и знаете сказки.

- Хотите познакомиться ещё с одной?

4. Определение темы урока и целеполагание.

1) Отгадайте загадки. Кто это? (слайд №3)

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязный,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (рисунок с надписью «Журавль» на доску)

Б.На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (рисунок с надписью «Цапля»)

В . Желтогрудые сестрички
Во дворе моем живут.
Стайкой дружною летают -
Крошки хлебные клюют. (рисунок синички)

-Кто лишний? Почему? (убрать синичку)

- Что вы знаете об этих животных? (Это птицы, живут на болоте, питаются лягушками, имеют длинные ноги и клюв, водятся в нашей местности)

2)- Как вы думаете, о ком будет новое произведение? Определите тему урока . (журавль и цапля – слайд №4 )

3)- Какую цель на уроке себе поставите ? Чем будем заниматься?

( познакомиться с новой сказкой, выяснить, чему она учит)

5.Работа над новым материалом.

1) Чтение сказки.

- Приготовьтесь слушать и читать сказку. Возьмите простой карандаш и отметьте те слова или словосочетания, значение которых покажутся вам непонятными.

Чтение сказки учителем и учениками.

- Ребята, улыбнитесь те, кому понравилась сказка.

2) Словарная работа.

- Какие слова и словосочетания из текста вам непонятны? (слайд №5 )

Ноги долги – длинные ноги

Худо летать – плохо летать

Долговязый – длинный

Верста - русская единица измерения расстояния. (ищем по словарю)

Несолоно хлебавши – остаться ни с чем.

- В какой сказке мы уже встречали это выражение? ( «Лиса и журавль» )

3)Беседа (первичное восприятие)

– Как начинается сказка? Прочитайте.

- Чем необычно начало сказки? ( начинается с присказки)

- Что такое присказка ? Найдите ответ на стр. 18 учебника.

- Как вы думаете, зачем нужна присказка? (привлекает внимание)

- Прочитайте присказку. Помните, присказка читается по особенному – быстро, чётко, правильно. /Григоревская Д./

Гимнастика для глаз.

Откиньтесь на спинку стула. Сядьте свободно. Закройте глаза ладошками.

Откройте правый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

Откройте левый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

Откройте правый глаз и посмотрите на журавля. Закройте его.

Откройте левый глаз и посмотрите на цаплю. Закройте его.

Откройте глаза. Посмотрите в даль или поморгайте.

4) Анализ текста. Выборочное чтение.

- Почему журавль решил жениться? Прочитайте.

- Сколько раз сватался журавль к цапле? (2 раза)

-Зачитайте, что ответил журавль цапле, когда она надумала пойти замуж?

- Как они говорят друг о друге? Найдите слова в тексте и прочитайте.

- Исполнилось ли желание журавля? Почему? (Не могут договориться, отказывают друг другу)

- Есть развязка у сказки? (Нет)

- Как закончилась сказка? Прочитайте.

- Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник на стр. 24. (разговор героев сказки).

- А как называется разговор двух героев? (диалог)

- Прочитаем первый диалог журавля и цапли по ролям.

- Каким показан здесь журавль?

- Какими вы представляете себе героев сказки?

6.Фронтальная работа. Подумайте, какими изображены в сказке журавль и цапля, используя слова-признаки. (слайд №6 )

упрямый(ая) умный(ая)

смешной(ая) несговорчивый(ая)

капризный(ая) придирчивый(ая)

нерешительный(ая) хвастливый(ая)

добрый(ая) честный(ая)

- Какой вывод можно сделать? ( Журавль и цапля очень похожи. Оба нерешительны, не могут договориться, глупо и смешно выглядят со стороны)

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

7. Самостоятельная работа учащихся в группах и парах.

- Сейчас вы выполните задания, работая группами и в парах.

Карточка №1. Задание 1-ой группе.

Вспомните, что вы знаете о сказках.

Какие слова потерялись в этом кластере. Напишите их.

народные _____?____

_____?____ бытовые ____?_____

Карточка №2. Задание 2-ой группе.

Составьте синквейн на тему «Журавль».

Журавль.

(какой?) ______________, _______________.

(что делает?) ______________, ______________, _______________.

( предложение по теме) __________ ________ ___________ _____________.

(ассоциация) ____________.

Карточка №3. Задание 3-ей группе.

Составьте синквейн на тему «Цапля».

Цапля.

(какая?) ______________, _______________.

(что делает?) ______________, ______________, _______________.

( предложение по теме) __________ ________ ___________ _____________.

(ассоциация) ____________.

Карточка №4. Задание 4-ой группе.

Составьте синквейн на тему «Сова».

(какая?) ______________, _______________.

(что делает?) ______________, ______________, _______________.

( предложение по теме) __________ ________ ___________ _____________.

(ассоциация) ____________.

Карточка №5. Задание 5-ой группе.

Расставить картинки по порядку следования событий.

Карточка №6 . Выполнение модели обложки.

Выполните модель обложки.

Сделайте выводы:

Задание остальным учащимся.

- Поработайте в парах. Подготовьте чтение по ролям любого диалога журавля и цапли.

Выступление групп. Взаимооценка.

- А вы когда работали группами, у всех ли получилось договориться друг с другом?

- Как вы думаете, зачем нужно это умение?

- Могла ли эта история приключиться с людьми? ( Да, могла. Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу.)

- Чему же учит эта сказка? ( Надо учиться общаться друг с другом, учиться договариваться)

8. Итог урока.

1) Итак, подведём итог нашего урока.

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Достигли ли мы сегодня целей, которые ставили в начале урока? (познакомиться с новой сказкой, выяснить, чему она учит)

- Чему учит эта сказка? (Сказка даёт возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки)

2) Оценки за урок.

3) Д.з.: 1. Попробуйте перед зеркалом представить себя журавлём или цаплей и расскажите эту историю про себя. А на уроке нам расскажите от имени цапли или журавля. 2. Выполнить задания в Р.Т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок литературного чтения: Русская народная сказка "Снегурочка"

Урок литературного чтения по теме «Русская народная сказка «Снегурочка»для учащихся 2 класса Цель: Выделять признаки сказки, сравнивать авторскую и.

Русская народная сказка "Самое дорогое".

Урок литературного чтения. "Русские народные сказки" 1 класс

В процессе урока ребята знакомятся с определением слва "сказка", а также узнают какие сказки относятся к народным, а какие к авторским.

Презентация к уроку литературного чтения "Русская народная сказка "Зимовье зверей".

Дана презентация к уроку литературного чтения (2 класс, "Начальная школа XXI века") по теме "Русская народная сказка "Зимовье зверей".

Урок литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Русская народная сказка "Лиса и журавль".

Конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и журавль"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе (УМК Школа России) на тему "Русская народная сказка "Лиса и журавль".


конспект урока литературного чтения "Русская народная сказка "Лиса и Журавль", Н.Сладков "Лиса и мышь".

овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – выделение существенной информации из тек.

Читайте также: