Без примет ходу нет сценарий

Обновлено: 14.11.2024

Ханты-Мансийский автономный округ занимает центральную часть Западно-Сибирской равнины, одной из крупнейших низменных равнин земного шара. ХМАО – край рек, озер и болот, занимающих более половины его территории. К их числу относится и Нижневартовск, который называют «столицей Самотлора». Нижневартовск - современный город нефтяников, живущей напряженной производственной и культурной жизнью..
Климат города Нижневартовска характеризуется суровой продолжительной зимой (6 месяцев) с длительными морозами и устойчивым снежным покровом, коротким холодным летом, короткими переходными сезонами (особенно весна), поздними весенними и ранними осенними заморозками, коротким безморозным периодом. Климат умеренный, континентальный. Нижневартовск окружён лесами, состоящими преимущественно из вечнозелёных деревьев. В лесу можно найти много ягод и грибов. Так как сам город построен на болоте, вокруг везде топи и озёра, богатые различными видами рыбы.

В моей семье всегда обращали внимание на красоты природы нашей местности. Мои дедушка и бабушка часто совершают пешие прогулки по лесу, вдоль рек и озер в поисках подходящего места для ловли рыбы, сбора ягод и грибов, а также охоты на птиц. И часто они красочно рассказывают об увиденном: и про тетерева на ветке, и лебедей на озерах, и белочек прыгающих с ветки на ветку…

К сожалению, не все так ценят природу, люди всё реже наблюдают за ней. Люди перестали передавать многовековые наблюдения за животными, растениями, природными явлениями, считая, что на них не стоит обращать внимание, так как они уже не соответствуют действительности. Человек только берёт от природы, не давая ей ничего взамен. Всё чаще звучат опасения, что природа гибнет, что её надо спасать. Наша работа необходима, чтобы познакомить детей и взрослых с «языком» природы. Потому что, человек, наблюдающий за природой, научившийся видеть её красоту, её законы никогда не станет её губить, а приложит все усилия на её процветание. Объект моего исследования погода в г. Нижневартовске в зимнее время года; предмет исследования: оправданность народных примет при прогнозе погоды для нашей местности.

Мной проведено анкетирование в МБОУ «СОШ №14» среди учеников 1 В класса (в анкетировании участвовало 13 человек). Результаты анкетирования показывают, что большинство опрошенных одноклассников наблюдают за состоянием погоды и интересуются прогнозом. Однако мало кто знает народные приметы, многие отмечают малую оправданность прогноза по народным приметам. (Приложение I ).

Гипотеза исследования: зимние народные приметы о погоде и сейчас достаточно точны (несмотря на давность их возникновения, и удаленность нашего расположения от Центральной России).

Цель нашей исследовательской работы: выявить особенности зимы в период с 1 декабря 2013 года по 28 февраля 2014 года на территории города Нижневартовск, и определить соответствуют ли они народным зимним приметам о погоде.

Для этого нам необходимо решить следующие задачи :

1. Изучить народные зимние приметы о погоде;

2. Найти научное объяснение и подтверждение приметам;

3.Провести наблюдение за погодой, опираясь на краткосрочные и долгосрочные зимние народные приметы о погоде;

4.Провести анкетирование, определить, насколько школьники знают народные зимние приметы и умеют их использовать.

В работе использовались следующие методы исследования:

изучение литературы по народным приметам.

1. Зимой без примет - ходу нет

1.1 Зима на Руси

Зиму в народе называют: Зима. Зимка, Зимочка, Зимушка, Зимонька, Зимишка (хилая), Зимища (строгая, долгая), Седая Чародейка. Зиме присущ камень алмаз, отражающий прозрачность льда, слепящие искры снежинок.

Зима приходит с северо-востока. По астрономическому календарю она начинается в северном полушарии с декабрьского солнцестояния (22-23 декабря) и длится до мартовского равноденствия (21-22 марта). Зима включает три календарных месяца - декабрь, январь, февраль и составляет 90-91 день (в високосный год).

Декабрь не берет рекордов по холодам. Только изредка он оказывается морознее января (в 1902, 1916 и 1939 годах). И все-таки месяц этот справедливо прозван студеным. Это и следует принимать, если учитывать исчисления декабря по старому стилю, где границы декабря с 14 декабря по 13 января, то это есть самый холодный период. «Декабрь-Студит на всю зиму землю студит». «Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход дает». «Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет». Дни короткие, тусклые, зато ночам будто конца нету. Глухозимье навалилось невылазным снегом: в декабре метель дорогу переймет, перекрыв ее поперек сугробами. О зиме судили с первого декабря, до того был лишь ее разбег.

На смену лютому январю заступит февраль-бокогрей. Поначалу он почти не отличим о своего предшественника: с такой же стужей, с такими ж звездными озорными ночами.

В древней Руси февраль считали последним месяцем года, поэтому и назывался он «сечень», как бы отсекающий год. Называли его еще «межень» - календарная межа зимы и весны, «снежень» и «лютый» - от снегопадов и морозов, приходящихся на эту пору. И все-таки, пожалуй, самое меткое прозвище февраля - «бокогрей», на солнечной стороне пригревать начинает. «Февраль лют, как бог, да и сам не плох: рисует, малюет, красную весну чует», «Январь упустит - февраль подберет», «Февраль зиму выдувает, а март ломает», «Февраль силен метелью, а март капелью».

1.2 Народные приметы

Стремление человечества к предсказанию погоды также старо, как само человечество, и учесть, что научному прогнозу погоды немногим более 100 лет, то нет сомнения, что долгое время народный погодный календарь являлся единственным практическим руководством по прогнозу погоды и проведению сельскохозяйственных работ. Народных примет о погоде много. Наши прадеды с древних времен не только знали и умели применять «язык» природы, но и понимали насколько важно хранить эти знания. Поэтому они передавали их от поколения к поколению в виде устного народного творчества, или так называемых примет. Народные приметы - это многовековые наблюдения человека за животными и растениями, проверенные многократными опытами. Приметы отходили от мест их возникновения, видоизменялись, группировались и, наконец, дошли до нашего времени.

Однако следует помнить, что произвольно выхваченная из ряда других, одна примета мало стоит. Полагаться нужно на собственный опыт. В народе прямо говорилось: «Всяк Еремей про себя разумей: когда сеять, когда жать, когда скирды метать».

В различной литературе мы нашли несколько десятков зимних народных примет о погоде. Некоторые из них представлены в нашей работе ( см. Приложение II ). Но в настоящее время люди знают и используют не больше десятка народных примет. Приметы бывают долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные - показывают, каким будет, например, следующее время года, Например, 19 декабря «иней на Николу – урожай на следующий год». Это подтверждалось тем, что от инея на Николу через 90 дней пойдут хорошие осадки на 19 марта, а это запас влаги. Краткосрочные приметы предсказывают погоду на несколько ближайших дней. «Окна начинают потеть при двойных рамах – к усилению мороза».

1.3 Научное объяснение примет

Многим народным приметам находится научное объяснение. В основном это краткосрочные приметы. Распознать предстоящие изменения погоды растениям помогают многие факторы: температура, влажность и наэлектризованность воздуха, атмосферное давление, геомагнитное поле. Например, цвет вечерней зари, форма и размер солнечного диска зависят от влажности и температуры воздуха, а венцы вокруг Солнца и Луны, по которым предсказывают ненастье, образуются облаками, которые начинают закрывать собой небо. Что касается положения рогов Луны и их «тупости» или «остроты», то связаны они с состоянием атмосферы: при сухой и ясной погоде рога видны хорошо и четко, при туманной или с повышенной влажностью - рога мутнеют. А высокая влажность всегда дает впоследствии дожди. Положение Луны вверх или вниз рогами связано с преломлением света в атмосфере: при положении рогов вниз верхние слои атмосферы получают приток теплого воздуха, что уменьшает влажность и дает устойчивую сухую погоду, при положении рогов вверх - воздух насыщен влагой, погода будет меняться на плохую.

Таким образом, люди во всём мире с незапамятных времён наблюдали за природой, выявляли её закономерности, и бережно передавали свои знания из поколения в поколение.

2. Особенности зимы нашей местности

Наблюдая за зимней погодой, восхищаешься ею и завораживаешься. Настолько она прекрасна. За декабрь, январь зима ни раз одевала в кружева деревья, кусты, провода и всё на своём пути. Нами зафиксировано 5 дней выпадения и сохранности инея (см. Приложение III ). И очень часто предшествовал этому красивейшему зрелищу утренний или вечерний туман, который мы наблюдали 10 раз (см. Приложение III ). Снега выпало с 1 декабря по 31 января очень много, снегоуборочная техника просто не справлялась. Сильных ветров не наблюдалось. Чередовались лёгкий и слабый ветер, бывал и штиль. Преобладал южный ветер, но часто дул юго-западный (см. Приложение III ). Солнечные дни нас радовали чаще, чем нависали пасмурные дни. Первая половина зимы была не суровой, даже тёплой ( см. Приложение III ). Однажды днём температура поднялась до отметки -1С (29 декабря). Но и какая зима без морозов? Особенно мы в этом убедились во второй половине зимы, температура снизилась до -45С (29 января). «Январю большие морозы, февралю — метели». За всю зиму мы наблюдали 3 морозных волны, утренняя температура опускалась до -40 - -43С (например 3 и 29 января). В эти морозы мы любовались искусными узорами на окнах. Это были и снежные цветы, и ажурные ветви, и хрустальные деревь я. ( см. Приложение III ). За зимой хочется не просто наблюдать, а изучать. 3 раза в день ежедневно мы записывали свои наблюдения в таблицы и календарь погоды ( см. Приложение VI ).

Также мной проведено сравнение прогноза погоды с 17.02.2014г. по 28.02.2014г. используя сайт gismeteo . ru и свои наблюдения ( см. Приложение IV ). Из которого можно сделать вывод, что ежедневное наблюдение и изучение погоды и сравнение с сайтом gismeteo . ru имеют большие расхождения как по температуре, так и по осадкам. Из 12 исследуемых дней один день (17 февраля) совпал с моим наблюдением и прогнозом с сайта, средняя температура отличается в -3 градуса.

3. Краткосрочные и долгосрочные зимние приметы о погоде в городе Нижневартовске

Мы изучили народный календарь «Месяцеслов», в котором практически не было дней безымянных, неотмеченных. Каждый день был особый, имел свое предназначение.

“ Месяцеслов” в том виде, в котором мы имеем возможность его видеть сейчас, был составлен в 1862 году В. И. Далем и вошел в сборник “Пословицы русского народа”.

Свои наблюдения по «Месяцеслову» я занес в таблицу ( см.Приложение V )

Как мы видим из таблицы, люди достаточно точно приметили основные изменения в природе зимой. Были отмечены основные дни наступления морозов: 4 декабря (Введенские морозы), начало похолоданий с 7 по 10 декабря, трёхдневное усиление морозов с 17 декабря (дня Варвары) по 19 декабря (Николы дня), 25 декабря (Спиридоньевские морозы), 7 января (Рождественские морозы), 12 января (Анисьины морозы), 19 января (Крещенские морозы). 31 января (Афанасий-ломонос).

Таким образом, из перечисленных морозных дней, понижение температуры наблюдалось только 3 дня: 17 декабря, 19 декабря и 31 января. Но такая погода была ожидаема, так как приметы 4 декабря(было тепло) и 29 декабря (ночью выпал иней) говорят, что рождественские святки будут тёплыми. Морозы мы наблюдали во второй половине января. «Месяц январь — зимы государь».

Мы также провели наблюдение за днями, указывающие на погоду, которая будет через несколько дней: 22 декабря предсказал погоду 31 декабря, а 29 декабря – на период с 7 января по 19 января. Приметы подтвердились, за исключением 12 января , в этот день был мороз. Но и здесь это можно связать с тем, что на Анисью очень часто приходятся морозы.

Возможно, ещё точнее себя покажут краткосрочные зимние приметы, которые не расписаны по конкретным дням .(см. Положение II ) К сожалению, все приметы нам проверить не удалось, но некоторые из них мы проверили.

Наши наблюдения (с 1 декабря по 31 января)

Ни в один из 29 дней не был пасмурным вечер, погода оставалась ясной, устойчивой

Синие вечерние облака – к перемене погоды

Нами было отмечено 6 дней, всегда погода менялась на более тёплую

утренними зорями и вечерними закатами

Желтовато-коричневая заря – морозы продолжатся и , возможно, усилятся

Каждый день , начинающийся с такого заката был морозным, мы отметили 15 дней

Закат пурпурного цвета – быть большому снегу или бурану с морозом

1 раз в этот день шёл утром снег, а на следующий день было пасмурно; после 10 таких закатов был мороз

Ночью выпал иней – днём снегопада не будет

Именно в эти 2 дня не выпадал даже мелкий крупинками снег

Днём был иней – вечером снег не выпадет

Снег не выпал ни в один из этих 3 вечеров

Туман высоко держится над землёй – к хорошей погоде

Из 3 дней - 3 дня, после такого утреннего тумана была хорошая погода

Воробьи дружно расчирикались – к оттепели

Дружное чириканье воробьёв мы наблюдали 14 дней, из них именно эти 10 дней были одними из самых тёплых

За краткосрочными приметами, которые приведены в таблице, наблюдать было не сложно, они очень чёткие, ясные, наблюдение проводилось иногда, не выходя из дома. Да и повторялись эти приметы много раз. Наиболее сложными для нас оказались приметы по солнцу из-за яркого света, за луной и за звёздами часто не приходилось наблюдать из-за позднего времени. А кот Кузя, на которого я возлагал большие надежды, два месяца зимы проспал на кресле возле батареи, может, надо было наблюдать сразу за несколькими котами.

Человеку всегда важно знать, какая будет погода, поскольку она влияет на наше самочувствие и деятельность. Наблюдая природу в ненастье, солнечным днём, в сумерки, ночью, люди отмечали и отмечают характерные признаки, предваряющие те или иные изменения погоды. Так появились многочисленные приметы – свидетели народной наблюдательности, сметливости, мудрости

Изучая данную тему, я открыл для себя много нового. Я научился определять температуру, стороны света по компасу, направление и силу ветра. Я научился видеть красоту зимней природы и предугадывать поведение зимы.

Проведя исследовательскую работу, мы изучили зимние народные приметы о погоде. Часть этих примет подтвердили путём наблюдения за зимой у нас в городе Нижневартовске. В итоге мы подтвердили выставленную нами гипотезу: зимние народные приметы о погоде и сейчас достаточно точны. За время работы над темой исследования я научился ставить гипотезы и делать выводы, убедился, что все в природе взаимосвязано, и необходимо заботиться об окружающей нас природе, создал лэпбук «Зима» ( см. Приложение VII ) , представил его на уроке, провёл анкетирование с одноклассниками, и сумел заинтересовать их исследованиями. Моя исследовательская работа может быть использована на уроках окружающего мира для учеников начальных классов. В будущем я хочу продолжить работать над данной темой и изучить народные приметы лета, попытаться объяснить их с научной точки зрения.

Таким образом, самое главное условие для предсказания погоды – это внимательное наблюдение за текущими изменениями погоды и правильное их толкование. Неправильно предсказывать погоду только по одному какому - то признаку. Только совпадение нескольких признаков даст наиболее правильный прогноз погоды и поможет людям в повседневной жизни.

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

( Вадим Шафран )

Выходит ведущая, одетая в национальную одежду. Начать с эпиграфа.

Ведущая: Велика и хлебосольна наша Русь-матушка. Умеет работать на земле русский человек: трудится он во время страды от рассвета до заката. Но славились русские люди и умением отдыхать. Проводили они праздники, вечеринки, посиделки. Во время праздника тоже без дела не сидели. Люди начинали заниматься делами. Всё делали своими руками, да не кое-как, а так, чтобы душа пела да глаз радовался. Девушки пряли, вышивали, парни плели лапти. А кто и просто сидел, остроумием блистал. Посмотрите на угол русской избы. Здесь много предметов русской старины. Полотенца на образах, рушники, покрывало для люльки, половички – всё это сделано своими руками с большой любовью.
И мы сегодня пригласили вас на этот праздник в нашу светелку. Вас ждут игры, развлечения, загадки и пословицы. Мы проведем необычный праздник: постараемся совместить старинные посиделки и современную командную игру. Усаживайтесь поудобнее, как говорили на Руси: «Красному гостю – красное место».

Итак, мы начинаем.
Сегодня у нас состоится командная игра. Каждый из вас живет среди людей. И должен научиться жить в коллективе, а это порой бывает очень сложно. Давайте же начнем с того, что будем учиться играть в команде. Ведь сегодня для вас это общая командная игра, а завтра будет общее большое дело. И как хорошо, когда люди умеют понимать, слушать, сочувствовать друг другу, а не мешать и завидовать. И сегодня мы постараемся быть добрее и внимательнее друг к другу. Мы уже разделились на две команды.

(Дети разделились по выбору цвета и каждая команда получила название в соответствии с цветом, а капитаном стал ребёнок с буквой «К» на обратной стороне карточки)

Первая команда – «Родничок» , вторая команда – «Журавушка».

Во время наших посиделок будут проводиться различные игры и конкурсы. За каждое правильно выполненное задание я буду приклеивать одну ромашку на наш воображаемый луг, а в конце мы посмотрим, что же у нас получилось.

Ведущая. На Руси всегда жили люди, о которых шла добрая молва по земле русской. Славились они своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством, сражались с врагами за русскую землю. Это были славные князья, воеводы, богатыри. В народе их любили, уважали, шли за ними в бой, слагали песни, сказки, былины, легенды об их жизни. Ребята, пожалуйста, назовите славных русских богатырей!

Конкурс капитанов СЛАЙД №2 + МУЗЫКА


Игра «Бой петухов»

На полу – круг. Капитаны стоят внутри круга на одной ноге. Левой рукой придерживают ногу, правая рука – на поясе. По команде стараются вытолкнуть друг друга из круга.

Ведущая. Молодцы!

Подведение итогов.

Русская народная игра СЛАЙД № 3

Ведущая. Неотъемлемой частью любого русского праздника была игра. В игры играли взрослые и вкладывали в них глубокий смысл. Теперь в игры прабабушек играют дети. Что же такое игра?

Ответы детей.

Ведущая. Игра – это занятие, которое имеет определенные правила и служит для отдыха и удовольствия.

Я игру вам приготовила,
Не игру, а развлеченье,
Да с большим, большим значеньем.
Хоть игра, да в ней намек
Добрым молодцам урок.
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра.

Задание 1. Разминка

Игра «Как у дедушки Егора».

Как у дедушки Егора
Вот такая голова.
(Дети идут по кругу, описывая руками большой круг вокруг головы.)
Как у дедушки Егора
Вот такая борода.
(Действия руками от подбородка до пояса.)
Как у дедушки Егора
Вот такие валенки.
(Показывают поочередно ноги.)
Как у дедушки Егора
Вот такие валенки,
Ну а сам он маленький.
(Идут по кругу гусиным шагом.)

Задание 2. Угадай игру СЛАЙД № 3 + МУЗЫКА

Одной команде предлагается поиграть в игру, соблюдая правила. А другая команда должна отгадать название игры. Играют молча.

Игра 2. «Кошки-Мышки»

Подведение итогов.

Русская национальная одежда

Ведущая: У всех народов национальная одежда делится на повседневную и праздничную. Так, праздничную одежду всегда хранили в сундуках, надевали по большим праздникам. Эта одежда была нарядная, с красочными узорами. Одежда людей, живущих в разных областях России, отличалась друг от друга по форме, цвету, орнаменту. Но основу любого костюма составляла белая длинная рубаха, которую носили и женщины, и мужчины. Зажиточные женщины Рязанской губернии носили комплекты, состоящие из блузки и длинного платья без рукавов.
Скажите, как называется эта одежда.

Дети: Сарафан.

Ведущая: Да, это сарафанный комплект. Посмотрите на меня. Так погода в нашей местности капризная, то поверх одевали душегрею.

СЛАЙД № 4 ЩЕЛЧОК ДВАЖДЫ

А женщины из бедных семей носили кофты и юбки, причём из домотканого материала. Часто сарафаны подвязывали кушаками (поясами) или надевали красивые передники (фартуки).

Передник выполнял разные функции. Защищал одежду от пачканья, в него можно было завернуть младенца.

Показать на манекенах.

Ведущая: К праздничной одежде полагались нарядные головные уборы. По русской традиции девушки и девочки могли ходить с непокрытой головой. Они заплетали красивые косы. На голову повязывали красивую ленту – урус. Носили также венцы (плетёный платок или толстая лента), коруны (похож на кичку, но опускался на уши)

СЛАЙД №5 ЩЕЛЧОК ДВАЖДЫ

СЛАЙД №5 ЩЕЛЧОК ДВАЖДЫ

Ведущая: Женщины должны были тщательно прятать свои волосы. Они носили закрытые, головные уборы: кокошники, кички, повойники (головной убор из не тяжёлой ткани с завязками сзади)

СЛАЙД № 6 ЩЕЛЧОК ДВАЖДЫ

, сороки (плотный головной убор с поднятым верхом)

СЛАЙД № 6 ЩЕЛЧОК ДВАЖДЫ

Демонстрация моделей.

Ведущая: С мужским костюмом все проще. Мужчины носили длинные, свободные рубахи. Как они называются? Почему?

Дети: Косоворотки.

Ведущая: Рубахи подвязывали поясами. На Руси пояс был самой нужной деталью любого костюма. Ребята, как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Ведущая. Также носили черного цвета или в полосочку порты (штаны-брюки).

Задание 1.

Какая команда быстрее оденет девочку в старинную одежду.

Задание 2.

Заплетите косички нашим девочкам. И повязать урус.

Подведение итогов.

«Весёлый хоровод» СЛАЙД № 7 без музыки

Раз, два, три, четыре

Меня грамоте учили

Не читать, не писать

Только по полу скакать.

И вот эдак и вот так – 4 раз

(Скачки на месте)

Раз, два, три, четыре

Меня грамоте учили

Не читать, не писать

Только глазками моргать.

И вот эдак и вот так – 4 раз

(Моргаем глазами)

Раз, два, три, четыре

Меня грамоте учили

Не читать, не писать

Только ножками топтать.

И вот эдак и вот так – 4 раз

(Топаем ногами)

Раз, два, три, четыре

Меня грамоте учили

Не читать, не писать

Только по полу шагать.

И вот эдак и вот так – 4 раз

(Шагаем по кругу)

Раз, два, три, четыре

Меня грамоте учили

Не читать, не писать

Только пальцами щелкать.

И вот эдак и вот так – 4 раз

(Щёлкаем пальцами)

Раз, два, три, четыре

Меня грамоте учили

Не читать, не писать

Только дружно приседать

И вот эдак и вот так – 4 раз

(Приседаем на месте)

Раз, два, три, четыре

Меня грамоте учили

Не читать, не писать

Лишь поклоны отбивать

И вот эдак и вот так – 4 раз

(Кланяемся и садимся на места)

Пословицы и поговорки СЛАЙД № 8 С МУЗЫКОЙ

Ведущая. Полная зависимость от природы заставляла земледельцев быть тонкими наблюдателями, замечать малейшие подробности вокруг себя. Так люди учились сравнивать, примечать. «Без примет – ходу нет». Постепенно приметы приобрели форму пословиц и поговорок. Что такое пословица?

Дети отвечают.

Ведущая. Да, пословица – это краткое мудрое выражение, которое чему-нибудь учит, советует, высмеивает что-то или кого-то. Народом сложено много пословиц о временах года, о месяцах, о птицах и животных, о различных сторонах жизнедеятельности человека.
Давайте вспомним некоторые пословицы.

Задание 1

Каждая команда попробует в рисунке передать содержание пословицы, а другая отгадает название пословицы по рисунку.

Команда «Родничок»

При солнышке тепло,
При матери добро.

Команда «Журавушка»

Человек без друзей,
Что дерево без корней.

Задание 2

Назовите окончания пословиц.

Ведущая: Старый друг.

Дети: Лучше новых двух.

Ведущая: Нет друга – ищи.

Дети: А найдешь – береги.

Ведущая: Не сиди сложа руки.

Дети: Так и не будет скуки.

Ведущая: Откладывай безделие.

Дети: А не откладывай дело.

Ведущая: Где хлебно да тепло.

Дети: Там и жить добро.

Ведущая: Под лежачий камень.

Дети: Вода не течет.

Ведущая: Была бы охота.

Дети: Будет ладиться и работа.

Ведущая: Без дела жить.

Дети: Только небо коптить.

Подведение итогов.

Угадай-ка, угадай-ка,
Интересная игра.
Есть еще у нас загадки,
Их разгадывать пора!
Кто может сказать, что такое загадка?

Ответы детей.

Ведущая: Итак, загадка – это краткое предложение или маленькое стихотворение, в котором указываются некоторые яркие признаки предметов и явлений, по которым надо определить их название. Загадки отражают окружающий мир человека. Мысль в загадках отражается не открыто, прямо, а переносно, и, чтобы догадаться об ответе, надо быть сообразительным и наблюдательным, уметь сравнивать.

Задание 1

СЛАЙД №9 + МУЗЫКА с загадками

Ведущая: Загадки команде 1.

В огороде, у дорожки,
Стоит солнышко на ножке.
Только желтые лучи
У него не горячи.

Не король, а в короне,
Не гусар, а при шпорах.
На часы не заглядывает,
А время знает.

Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.

Поднялись над землей воротá –
Всеми миру красота.

Ведущая: Загадки команде 2.

Стоит Аленка,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан.

Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит.

Стоят в поле сестрички –
Желтый глазок, белые реснички.

Красивое коромысло
Над рекой повисло.

Подведение итогов.

Русские песни СЛАЙД №10

Ребёнок читает четверостишие

Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.

Ведущая: Но не надо забывать, что наши люди славились не только своим трудолюбием, но и умели веселиться сами и веселить своих гостей. Давайте повеселим наших гостей веселой, задорной русской песней.

Послушайте песню «Во саду ли в огороде».

Исполняет ученица 2 класса Алина Потапова, аккомпанируют: треугольник – ученик 2 класса Дима Панин, домра – ученица 11 класса Анастасия Язовская.

Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
Невеличка, круглоличка,
Румяное личико.

За ней ходит, за ней бродит
Удалой молодчик.
Он и звал красну девицу
В сыр бор по груздочки.

- Я пойду, пойду с тобою,
Ножки приустанут.
Заложи, милой, карету,
Я сяду-поеду.

Во саду ли, в огороде
Девица гуляла.
Невеличка, круглоличка,
Румяное личико.

Ведущая: Наши посиделки подходят к концу. Что вы сегодня узнали?

Дети: Как на Руси люди проводили свои праздники, как одевались, какие пели песни, в какие играли игры, какие слагали пословицы, поговорки, загадки.
А теперь посмотрите на наш воображаемый луг. Что же произошло?

Дети: Он расцвёл.

Ведущая: Правильно, расцвёл потому, что вы были сегодня добры, радостны, и дарили друг другу и всем нам много любви. Спасибо всем за интересно проведённое время. Учитесь любить русские народные традиции и обычаи. Любить свою Родину, свою Россию.

Заканчивается праздник презентацией песни на стихи М.Пляцковского "Ромашковая Русь". СЛАЙД № 11

Плывут туманы белые над кружевом дубрав.
И кажется особенным настой медовых трав.
Как сладок воздух Родины: дышу – не надышусь.
А в речке отражается ромашковая Русь.
Синицы рады песнями встречать зари восход,
И снова в роще кружится березок хоровод.
Горит в полнеба радуга, дивлюсь – не надивлюсь,
Аукну и откликнется ромашковая Русь.
Куда ни глянешь – светится хрустальная роса.
В малинниках, в орешниках – всех

сказок чудеса.
На эти дали дальние смотрю – не насмотрюсь.
На все четыре стороны ромашковая Русь.

Цель: содействовать умению сравнивать русские народные песни и заклички, учить народные приметы.

Познавательные: Уметь принимать литературу как средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Регулятивные: Анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной форме по просьбе учителя; осваивать с помощью учителя позитивные установки.

Коммуникативные: Владеть коммуникативными умениями с целью реализации возможности успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах.

Тип урока: Урок изучения новых знаний

Форма проведения: Урок- практикум

Оборудование: тексты произведения

Ход урока (деятельность учителя и учащихся)

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон.

- Прочитайте про себя, медленно, «жужжащим» чтением.

- Прочитаем все вместе плавно и певуче.

- Прочитаем с ускорением.

- Прочитаем с интонацией удивления, смеха, испуга.

Самоопределение к деятельности

- Ребята, как вы думаете, что мы сейчас прочитали?

- Как вы догадались?

- Кто придумал эту скороговорку?

- Подумайте, какой раздел мы начинаем изучать на этом уроке?
На доске записана тема: «Устное народное творчество. Русские народные песни.»

-Какие песни вы подготовили наизусть или выразительно?

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания

ΙΙΙ. Применение нового знания

-Какие произведения относятся к фольклору?

Тема урока: «Русские заклички, народные приметы ».

- Какие цели мы поставим перед собой?

1. Работа над темой

Работа с учителем.

– Как вы понимаете выражение «устное народное творчество»?

А сейчас обратимся к толковому словарю и узнаем значение каждого слова из названия темы нашего урока.

Устное - уста (губы, рот): Сказатель, рассказчик, певец.

Народное (от слова народ): не один человек, а коллектив, потому что автор безымянен.

Творчество (творить, творенье): Создавать, рождать, придумывать, сочинять.

Народное – так как нет одного автора, автор – народ, устное – так как данные произведения не записывались (простой народ не знал грамоты), а рассказывались, то есть передавались из уст в уста. Учитель обращает внимание детей на слово уста – рот, губы.

- С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?

Работа по теме урока.

- Люди пели песни у колыбели, на свадьбах. Во время посева или уборки урожая устраивали веселые гуляния, где звучали веселые заклички, хвалебные песни, частушки.

Следующий вид русских народных песенок – «заклички ». Слово «закличка» произошло от слова «Кликать», т.е. звать. В песенках-закличках кого-то зовут, к кому-то обращаются.

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.

Секи, секи, дождь
Секи, секи, дождь,
На нашу рожь,
На бабину пшеницу,
На просо, чечевицу,
На дедов ячмень —
Поливай целый день!

Солнышко, солнышко
Солнышко, солнышко,
Красное солнышко,
Выйди поскорее,
Будь к нам подобрее!
Твои детки плачут,
По лужочку скачут,
Соломку жгут —
Тебя в гости ждут!

Иди, иди, дождик!
Иди, иди, дождик!
Сварим тебе борщик,
На заедку — кашу,
На запивку — квасу!

Ай, радуга-дуга
Ай, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышко,
Красно ведрышко —
К нам в оконышко!

Дождик, дождик, пуще!
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Хлеба краюшку,
Щей черепушку,
Дам тебе ложку —
Кушай понемножку!

- К кому обращаются в этой песне? Что просят дети ? В какое время года пелась эта песенка?

Наука «метеорология» сравнительно молодая. А потребность предвидеть погоду появилась у человека давно, когда первобытные люди стали пахать землю и разводить скот. Засухи и наводнения, ливни и ураганы, морские штормы и черные бури, запоздалые или ранние заморозки и другие стихийные бедствия часто уничтожали посевы и лишали людей пищи, корма для скота, разрушали жилища. Нужно было научиться вовремя узнавать о ненастье и предвидеть погоду. В результате многолетних наблюдений появились народные приметы погоды.

На какие группы можно разделить эти приметы? (Приметы хорошей погоды, приметы ненастья.)

Н а р о д н ы е п р и м е т ы хорошей погоды:

- если днем приятный теплый ветер дует с водоема на сушу;

- вечерняя заря имеет золотисто-желтую окраску с розовым оттенком;

- после захода солнца в низинах, над водоемами появляется стелющийся туман;

- дым от костра и из труб поднимается прямо вверх.

– Прочитайте приметы ненастья:

- если днем жарко, душно и быстро увеличиваются кучевые облака;

- вечерняя заря приобретает ярко-красную или багровую окраску;

- дым из труб и от костра стелется низко над землей;

- цветки мальвы, ноготков закрываются;

- не стрекочут кузнечики;

- ласточки летают низко над землей;

- бурундуки издают булькающие звуки.

– Докажите свои предположения. (Днем жарко и душно, летают ласточки, цветут ноготки, одуванчики, стрекочут кузнечики.)

Русский народ, вникая в ход развития природы, научился по приметам строить краткосрочные и долгосрочные прогнозы, объясняя это тем, что «не примечать – хлебушка не едать», «без примет ходу нет».

Знания эти передавались из поколения в поколение, и до наших дней дошли лишь наиболее верные, наиболее тонко отражающие закономерности в явлениях природы. Так сложился народный календарь – наследие наших предков, своего рода колыбель научного естествознания.

Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. В приметах заключено много точного знания и поэзии. Есть приметы простые и сложные. Прочитайте приметы, написанные на доске.

Лягушки квакают – к дождю.

Бабье лето ненастно – осень сухая.

Комары в ноябре – быть легкой зиме.

Гуси летят высоко – будет много снега, низко – мало.

Перед ненастьем муравьи уползают в муравейник и закрывают вход.

– Как вы думаете, это простые приметы или сложные?

– Почему вы так думаете? (Эти приметы легко наблюдать, трудно ошибиться.)

– Правильно. Но есть приметы очень сложные.

Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта как будто не больше километра. Это признак будущей ясной погоды.

Иногда в безоблачный день вдруг перестает брать рыба. Реки и озера мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. Это верный признак близкого и длительного ненастья. Через день-два солнце взойдет в багровой зловещей мгле, а к полудню черные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди.

- С какими видами народных песен вы познакомились?

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Домашнее задание

Выучить наиболее понравившуюся ему песню.

- Чем понравился урок?

- Что нового узнали?

- Как оцениваете свою работу?

1) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Читайте также: