Артур шопенгауэр афоризмы и максимы
Обновлено: 14.11.2024
Артур Шопенгауэр «Афоризмы и максимы», Эксмо, М., 2007. Как давно и долго я искал эту книгу. Не потому что ее нет в сети. Просто мне очень нравилось ее оформление в дадаистском стиле. Составители такого мнения: не исключено, что самому Шопенгауэру пришлось бы по душе это художественное направление. Максимальный абсурдо-интуитивизм, скандальность и бессмысленность. Это самое дно модерна. Такой же иррационализм, что и в мире Шопенгауэра с его мировой волей. Первая мировая война с ее жестокостью, по мнению дадаистов, показала бессмысленность существования. И это вполне отвечает всему тому, о чем твердил знаменитый философ, и чем он потом снес крышу, например, Ницше.
Это была какая-то одержимость. Я хотел найти эту книгу и все. Увидел один раз в книжном… но нет, решил купить другое. А потом пожалел. Потом увидел в другом книжном. Решил, что куплю потом. Но потом так и не наступило. Она пропала из всех книжных магазинов России. В прямом смысле. Где-то на Украине вроде видели ее в последний раз. Это было невозможно, Интернет-магазины демонстрировали удивительную солидарность, пока наконец, через какое-то время один отважный поисковик не нашел мне где можно заказать потертый экземплярчик. Необычный заказ сразу удивил девушку в книжном, поэтому она быстро мне отыскала маленькую книжку на 400 стр. Абсурдность притягивает, причем абсолютно бессмысленно.
Мне она просто нравится своим видом, своим хаосом. Шопенгауэр мне конечно всегда нравился, но я захотел приобрести вселенную, а не просто информацию. Несмотря на то, что картинки-то эти все незатейливые и малочисленные.
Дадаизм на его страницах присутствует в следующем виде:
Плюс небольшие хреновины между афоризмами:
Ну, а теперь сами афоризмы и максимы, группированные в книге в соответствие с тематикой. В первой части будут в основном афоризмы про него самого, его время и окружение. Здесь только самое лучшее!
Афоризмы и мысли Шопенгауэра все насквозь обшопенгауэрины; они отталкиваются от личности этого философа. Сейчас бы сказали, что он был антисциентистом. Следовательно, очень творческим человеком. И, как это нередко бывает, честолюбивым:
(Стр 10) Спиноза умер 21 февраля 1677; я родился 22 февраля 1788 г., - следовательно, ровно 111 лет спустя после его смерти, т.е. через 100 лет + 1/10 их + 1/10 этой десятой; или прибавьте единицу к каждой цифре дня его смерти (поскольку это возможно в данном тысячелетии), и вы получите день моего рождения. It's very odd. Пифагор сказал бы по этому поводу.
Да, конечно, он считал себя гением. Даже нет, мессией. Он верил, что его учение – вот истина. И он действительно так считал:
(Стр 23) Моя философия в пределах человеческого познания вообще представляет собою действительное решение мировой загадки. В этом смысле она может назваться откровением. Вдохновлена она духом истины; в четвертой книге есть даже такие параграфы, на которые можно смотреть как на внушенные святым духом.
Честолюбивым он был по причине того, что мало кто ценил его талант:
(Стр 17) Пошлость - это клей, который цементирует людей. У кого его мало, тот отпадает. Когда в молодые годы мне пришлось испытать это впервые на себе, я не знал еще, чего же мне, собственно, недостает.
Вмешиваться в философские споры моего времени мне так же не приходит в голову, как не приходит в голову спуститься на улицу к дерущейся черни и принять участие в общей свалке.
Шопенгауэра не принимали всерьез, потому что мэйнстрим был не тот. Гегель затмевал все восходящие таланты и автоматически банкротил все противоречащие его концепции воззрения. На Шопенгауэре все это сказалось очень болезненно. Став преподавателем, он вздумал тягаться с самим Гегелем, которого не только ругал в каждой лекции, но и так выбирал лекционные часы, чтобы она совпадали с лекциями Гегеля в том же университете. И что в итоге? К бедному Артуру, несмотря на дар слова, ходили считанные единицы. Вся густота студенческой массы в это время одержимо следила за метаморфозами абсолютного духа в аудитории Георга Вильгельма Фридриха. Злость на Гегеля не могла выливаться на страницы интеллектуала в чистом виде, поэтому Шопенгауэр не уставал придумывать философские объяснения своей нелюбви к гегельским идеям. Бесспорно, эти объяснения смотрятся очень наивно, но вызов такой авторитетной фигуре уже заслуживает уважения:
(Стр. 38) В философии Гегеля все неясно, кроме ее цели: добиться милости власть имущих услужливостью и ортодоксией. Ясность цели пикантно контрастирует с неясностью изложения, а в конце огромного тома напыщенной галиматьи и бессмыслицы появляется, как арлекин из яйца, благонравная бабья философия, которую обычно изучают в четвертом классе гимназии: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, истинность евангелического и ложность католического вероисповеданий и т.п.
Кажется, Шопенгауэр не хочет даже прикладывать усилия, чтобы «въехать» в диалектику Гегеля. Он просто смеется:
(Стр. 40) Когда гегельянец в своих утверждениях неожиданно допускает противоречащие им положения, он говорит: "Теперь понятие превратилось в свою противоположность". Вот если бы и на суде дело обстояло так же!
Кстати, несмотря на такой антагонизм, Шопенгауэр с Гегелем были похожи в своей любви к самовосхвалениям. Это вообще атрибутивный признак философа – считать свою концепцию самой истинной. В 1820 году Гегель так начал лекцию по логике: «Я готов повторить вслед за Иисусом Христом: я учу Истине и я есть сама Истина».
Густота враждебной среды не могла подорвать уверенность и решительность философа. Какая разница сколько у тебя противников, если тебе доступна истина?
(Стр 44) Рассудок – не экстенсивная величина, а интенсивная; вот почему в этой области один человек может смело бросить вызов десятку тысяч, а собрание глупцов не даст в сумме одного умного.
Наверное, неправильно было бы завершить пост о Шопенгауэре чем-то оптимистичным и обнадеживающим. Надо чем-то пессимистичным или абсурдным. Пессимистичным или абсурдным? Абсурдным или пессимистичным? Пессимистичным все-таки!
Философ так говаривал про течение нашей жизни:
Сегодня скверно, завтра будет еще скверней, и так пока не придет самое скверное.
В каком-то смысле это призыв к действию. Так что не теряем времени, хватит ждать лучших времен!
Шопенгауэр в книге «Афоризмы и максимы» пишет: «Первоначальная материнская любовь, как у животных, так и у человека есть чисто инстинктивная и прекращается поэтому одновременно с физической беспомощностью детей. С этого момента на ее место должна заступить любовь, основанная на привычке и разуме, чего зачастую и не случается, особенно если мать не любила отца». Однако любовь – это чувство иррациональное, и оно не может быть основано на разуме, рациональной категории. Отношение к ребенку, основанное на разуме, нельзя назвать любовью. Для этого следует выбрать какое-то другое слово.
Иллюстрация: Артур Шопенгауэр.
© Copyright: Семенов Сергей Александрович, 2021Свидетельство о публикации №221020401695 Рецензии
Милосердие - основа христианской любви.
Согласен с Вами!
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+
Перечитал "Афоризмы" Артура, понимаете ли, ммм… нашего Шопенгауэра. Ведь читал я их более 20 лет назад. Ну что сказать? - плохо я его читал. Почему -то изначально встал на позицию, что философская система его, хотя и была оригинальна 200 лет назад, но к настоящему отношения уже не имеет в силу устаревания. Так вот, учитывая прекрасный язык, ясность мысли и хороший юмор, даже ехидство, я просто обязан рекомендовать Афоризмы к прочтению любому мыслящему человеку, который их еще не читал. К слову, я перечитал книгу издательства ЛГУ в переводе Ф.В.Черниговца 1892 года (в издание включены также несколько статей философа), но у меня имеется с тех же времен еще два разных перевода Афоризмов - в чем-то они могут быть лучше, хотя этот мне запомнился более всего.
Читается Шопенгауэр почему-то с усмешкой - т.е. ты его как бы и не воспринимаешь полностью всерьез - сложно без улыбки читать житейские рассуждения 200-летней давности, но постоянно подмечаешь любопытные моменты и остроты - это очень напоминает чтение умницы Монтеня или Ларошфуко. Этим я пытаюсь обосновать следующее - цитаты приведены не как образцы гениальных идей, а скорее как остроумные фразы, которые частично отражают взгляды Шопенгауэра, но это вовсе не означает непременное принятие их мною.
И самое любопытное - почему я и сказал, что 20 лет назад плохо его читал - сегодня я соглашаюсь с Шопенгауэром почти во всем. Ей-богу! Даже самые резкие соображения о природе человека мне не кажутся надуманными. Для массового общества середины XIX века Шопенгауэр должен был быть нарушителем спокойствия. И хотя некоторые рассуждения покоятся на научных представлениях того времени, даже их не так легко опровергнуть - доказательной базой Шопенгауэр распоряжается масштабно. Через какое-то время обязательно перечитаю Афоризмы в другом переводе - они того стоят.
Еще один момент - Шопенгауэр не выглядит демагогом, а читается с увлечением главным образом из-за практического, жизненного характера его философии, что объясняется тем, что ему довелось провести молодость в путешествиях, где он учился самостоятельности в быту и во взглядах.
Пересказывать Шопенгауэра невозможно. Его нужно читать, тем более, что язык у него прекрасный. Ниже - пробежка по Афоризмам и статьям. (Ссылочки на страницы оставлены для моего удобства).
Веселость дает непосредственный выигрыш. "Она одна представляет, так сказать, звонкую монету счастья, тогда как все остальное лишь банковые билеты, ибо она одна осчастливливает непосредственно в настоящем"
"Средством для этого, как известно, служит избежание всяких излишеств и распутства, всяких сильных и неприятных движений души. ; затем ежедневно два часа быстрого движения на открытом воздухе, холодное купанье и подобные диетические меры"
"Красота есть открытое рекомендательное письмо"
"каждый постольку общителен, поскольку он беден духом и вообще пошл"
"Сигара для нас также желанный суррогат мыслей"
"За неимением мыслей они перебрасываются картами и норовят сорвать друг с друга копейку. О, жалкий род!"
О произведениях талантов: "Они для него только жили, к нему собственно обращались, меж тем как остальные лишь кое-что поняли наполовину, как случайные слушатели"
"по возможности умерить эту чрезмерную чувствительность к чужому мнению, как там , где ей льстят, так и там, где ее задевают, ибо и то, и другое висит на одной нити".
"самое существенное для нашего благоденствия есть здоровье, а затем средства для нашего содержания"
"Что бы мы ни предпринимали и от чего бы ни отказывались, почти прежде всего принимается нами в соображение чужое мнение и при точном исследовании окажется, что из заботливости о нем проистекает почти половина всех огорчений и страхов, которые мы когда-либо чувствовали".
"Едва ли что-нибудь так много способствует нашему счастью, как ограничение и ослабление нашей заботы о чужом о нас мнении до разумно оправдываемой меры (что, может быть, составит одну пятидесятую часть теперешней), следовательно, извлечение из нашего тела этой вечно мучительной заразы".
"самый дешевый сорт гордости - это национальная гордость".
"объективно честь есть мнение других о нашем достоинстве, а субъективно - наш страх перед этим мнением".
Подробно рассматривает славу, гражданскую, военную, половую и , особенно, рыцарскую честь, не оставляя от последней камня на камне, называя ее "кулачным правом" - это стоит прочесть.
Приводит изречение Лихтенберга: "Такие творения зеркала: если заглянет в них обезьяна, оттуда не выглянет апостол" (или в другом переводе, цитирую по памяти: "Всякое великое творение суть зеркало - если в него посмотрит обезьяна, то она не увидит там ангельского лика").
И сюда же стихотворение Геллерта, которое я отлично помнил все эти 20 лет:
Да, часто лучшие творенья
Встречают мало поклоненья.
А большинство, наоборот,
Дурное славным признает.
Зло это - общее явленье;
Но как найти спасенья путь?
Я даже чувствую сомненье,
Чтоб удалось когда-нибудь!
Одно есть средство под руками,
Но страшный трудности оно:
Глупцы должны стать мудрецами,-
Но разве это им дано?
Ценя на глаз, они едва ли
С ума берут при этом дань:
Они хорошего не знали
И вечно хвалят только дрянь.
Вторая часть - собственно афоризмы и максимы.
Базовая идея Шопенгауэра: следует избегать страданий, а не гнаться за удовольствиями. Мысль, которую в наше время трудно принять, но аргументация Шопенгауэра такова, что её не стоит недооценивать. Отсюда же максима о сосредоточении на настоящем против прожектёрства в будущее, каковые планы обычно не осуществляются. Удовольствие вообще возможно только в настоящем, но мы его упускаем. Вместо довольствования настоящим днем, мы заполняем его развлечениями, обществом, игрой, пьянством, стремлением к роскоши.
Про общество и одиночество. "Когда приходит хороший тон, уходит здравый смысл".
"ценность, которую придает человек мнению других о нем, совершенно несоразмерна и неразумна".
"вместо того, чтобы исключительно и вечно заниматься планами и заботами о будущем или же предаваться тоске о минувшем, мы должны всегда помнить, что одно настоящее реально и единственно достоверно"
далее про общество и одиночество - обширная для Шопенгауэра тема
"в мире, за редкими исключениями, только и есть выбор между одиночеством и пошлостью".
Подвергнуты рассмотрению: зависть, фантазия, управление мыслями, деятельность, здоровье, осторожность и снисходительность
"Чтобы приучиться переносить людей, следует упражняться на неодушевленных предметах, которые в силу механической или иной какой физической необходимости упорно мешают нам в наших занятиях, случаи к чему представляются ежедневно. Затем выработанное таким образом терпение надо выучиться переносить и на людей, привыкая думать, что и они, являясь где-либо нам помехою, делают это с той же строгою, вытекающею из их природы необходимостью, которая действует в неодушевленных предметах; а потому и ополчаться на них так же нелепо, как и на камень, попавший нам на дороге под ноги".
о бесцельном постукивании пальцем или предметом:
"Они стараются прийти к сознанию своего существования посредством постукивания, если нет в руке сигары, также служащей для этой цели".
. о дружбе и друзьях, подлости, некрасивых женщинах, вежливости
"Вежливость есть открыто признанная фальшивая монета"
о молчании, о привязанности
"Прощать и забывать - значит выбрасывать за окно приобретенный драгоценный опыт"
"забыть когда-нибудь дурную черту человека, все равно, что выбросить с трудом заработанные деньги"
Поистине НЛП-шная мысль:
"Всё, что совершается, от великого до последней мелочи, совершается необходимо".
И о старости, а заодно и о половом чувстве.
Статьи
О физиономике
Красота"представляет идею породы, вида"
"Она есть основная и главная мысль природы, тогда как индивидуум - только побочная, придаточная мысль"
"Попадаются даже такие люди, на лице которых отпечатана такая наивная пошлость и низость образа мыслей и такая животная ограниченность рассудка, что просто удивляешься, как они рискуют выходить с такою физиономиею и не надевают маски. Бывают даже лица, от простого лицезрения которых чувствуешь себя оскверненным".
"Я полагаю, что тупицу, глупца и умного человека можно различить уже с тылу".
". я советовал бы своим остроумным землякам, если им опять придет охота какого-нибудь дюжинного человека в течение 30 лет провозглашать великим гением, не выбирать себе любимца с такою физиономией трактирщика, какую имел Гегель, на лице которого самым разборчивым почерком было написано природою столь знакомое ей название "дюжинная голова".
О женщинах
"Мужчина приобретает зрелость рассудка и духовных сил едва ли раньше двадцати восьми лет; женщина - с восемнадцатым годом. Но зато такой уж и рассудок: вполне скудно отмеренный".
"Если, действительно, греки не пускали женщин на драматические представления, то они были вполне правы; по крайней мере в их театрах можно было что-нибудь слышать".
"Раздвоив человеческий род на две половины, природа провела разделительную черту не по самой середине".
"Женщина Запада, именно "дама", находится в фальшивом положении, ибо женщине, правильно называвшейся у древних sexus sequior, отнюдь не пристало быть предметом почитания и обожания, держать выше голову, чем мужчина, и иметь одинаковые с ним права. Мы видим достаточно последствий этого ложного положения. Поэтому было бы весьма желательно, чтобы и в Европе было опять отведено этому №2 человеческого рода его естественное место и был положен предел дамскому бесчинству, над которым не только смеется вся Азия, но посмеялись бы и Рим, и Греция".
"Европейская дама есть существо, которое не должно собственно существовать; должны быть хозяйки дома и девушки, надеющиеся сделаться таковыми. "
К учению о страданиях мира
Краткое изложение сути учения Шопенгауэра - положительность страданий и отрицательность удовольствия.
Нелюбовь к людям - это мягко сказано про Шопенгауэра.
Если бы желания людей не требовали приложения усилий, то они "частью перемерли бы со скуки или перевешались, частью … резали и душили бы друг друга".
"Животное есть воплощенное настоящее".
Как известно, Шопенгауэр очень любил собак. В этой статье он очень резко высказывается против содержания собак на цепи и птиц в клетках.
"Этот мир, а следовательно, и человек, есть нечто такое, что, собственно, не должно было бы существовать".
В дополнение к этике
Достоинство человека - пустая фраза. Поддерживает точку зрения брахманизма и ведантизма.
Что следует признавать добродетелями, о храбрости и трусости, скупости и расточительстве, о притворстве в обществе, о жестокости (в частности, возмущен положением негров в Америке - интересно, что бы он сказал сегодня. )
"на чем бы пришлось отдохнуть от человеческого притворства, фальшивости и злокозненности, если бы не существовало собак, в честную морду которых можно смотреть без недоверия?"
"Человек есть единственное животное, которое причиняет страдания другим без всякой дальнейшей цели"
О злорадстве и сострадании, зависти, бескорыстности.
О воле и свободе воли.
"каждый в сущности производит только то, что уже неотменимо закреплено в его природе, т.е. в его врожденных задатках"
Сущность человека проявляется в мелочах. Стоит доверять "мелким характеристическим чертам человека" - по ним вполне правомерно делать серьезные выводы. Сенека: "Свидетельства нравов можно получить из малых признаков".
О повторяемости поступков и событий, о фатализме, о чужом примере и о подражании
О критике, суждении, одобрении и славе
Как измерить гения? Почему нельзя сравнивать двух гениев…, о зависти и посредственности, о скромности ("Скромность - добродетель тех, у кого нет других" - Лихтенберг)
"Бывают критики, которые, принимая свой детский гудок за трубу богини славы, полагают, что это от них зависит, чему считаться худым и чему хорошим"
"Несчастие умственных заслуг заключается в том, что им приходится дожидаться, чтобы хорошее похвалили те, которые сами производят только одно дурное, и вообще в том, что им приходится получать свои венки из рук людей, у большинства которых столько же способности к правильному суждению и оценке, сколько у кастрата к оплодотворению".
О том, что для признания гения нужно время, за которое на алтарь превозносят несколько посредственностей. Как известно, это утверждение оказалось верным и по отношению к самому Шопенгауэру.
О непризнании Шекспира, Канта, Коперника, Ньютона, Моцарта.
Например (и опять по Гегелю :) : "Таким образом, величавая философия Канта была вытеснена явным пустозвонством Фихте, эклектизмом Шеллинга и приторно-слащавыми, благочестивыми бреднями Якобы, а напоследок дело дошло до того, что вдоль и поперек жалкий шарлатан Гегель был поставлен наравне с Кантом, и даже выше его".
Об учености и ученых
"Перед внушительною ученостью таких многознаек я думаю иногда: "О, как мало они должны были думать, чтобы иметь возможность так много читать!"
Там же, о Плинии Старшем:
"…во мне шевелится вопрос: неужели этот человек имел такой недостаток собственных мыслей, что ему без перерыва нужно было вливать чужие…?"
О самостоятельном мышлении
"Постоянное чтение отнимает у ума всякую упругость, как постоянно давящий вес отнимает ее у пружина, и самое верное средство не иметь собственных мыслей - это во всякую свободную минуту тотчас хвататься за книгу".
Авария дня. Внедорожник влетел в стоящий «Жигуль»
Минус 900 тысяч: бабушка поверила мошеннику, а не сотруднику полиции
Химия и жизнь: в формулу напитка 7UP изначально входило лекарство от депрессии
Loading.
Почему листья у герани становятся желтыми?
Проворная ящерица не дала лягушке спокойно поесть
Скандалистка попыталась подраться с сотрудниками ресторана
Тест по ботанике
Невнимательность водителя самосвала, при перестроении на МКАДе, привела к ДТП
20 доказательств того, что и унитаз может быть произведением искусства
16 примеров того, как мастера дали старым татуировкам новую жизнь
Сальвадор начал официально майнить биткойны с помощью энергии вулканов
Просветительница-расхитительница Ракова нашлась: не на Кипре, а в СКР
Предполагаемый сын Джона Делориана построил трёхколёсный DMC-12 и попал под суд
Питомцы с самым необычным и красивым окрасом
Вот такие сюрпризы может преподнести самое обычное съёмное жилище!
Эти девчонки рубили металл! Их звали Crucified Barbara
Не принимать подарков и не пить вина: с чем связаны такие 15-октябрьские запреты?
Экстравагантные посмертные пожелания звезд
Трейлер фильма "Приключения на шоколадной фабрике" (2017)
Не пей, пешеходом станешь: в одном российском регионе у пьяных лихачей решили изымать авто
Из чего сделаны рубиновые кремлевские звезды
Звёздные родители и их дети
Как мост, возведенный без единого гвоздя, стоит в Дагестане уже более 200 лет
США округ Колумбия: у Капитолия взлетел на воздух подозрительный автомобиль
Про Инагентия и вызов с головой: сборник каламбуров и лингвошуток
Заболевшему коронавирусом Гаркалину стало хуже, его перевели в реанимацию
10 известных кинофраншиз, которые разочаровали зрителей
Игривый котёнок напугал дремлющего мужчину
Dowsett Comet, построенный в стиле английских спорткаров 60-х, продадут с аукциона в Сильверстоуне
Прирожденный сторож
10 интересных фактов и особенностей из жизни чепрачного тапира
Победители фотоконкурса National Geographic Traveller 2021
20 монстров и кракозябр из страшного сна сантехника, поклоняющегося богу Хаоса
Яндекс зарядил водителя драйвом, а в качестве бонуса - способностью ездить вслепую
В Приморье члены ОПГ перекрывали дорогу и вымогали деньги у дальнобойщиков
Певица Ин-Грид. Забытая звезда корпоративов
6-летний мальчик нашел гигантский зуб мастодонта: находке около 12 000 лет
В Красноярском крае подросток воткнул школьнику в ногу иголку и убежал
В Африке умерла горилла, ставшая знаменитой после селфи с сотрудником парка
Авария дня. Автомобилистка сбила пенсионера с собакой в Красноярском крае
Первый товарный суперкар Sorpasso, дизайн которого разрабатывает сам покупатель
15 беспардонных питомцев, чья наглость балансируют на грани
У воронежских Алёнок есть начало - только нету по России им конца
Покатились по наклонной: Дональд Трамп и Билл Гейтс опустились в рейтинге богатеев Forbes
Читайте также: