Аллах не примет другую религию
Обновлено: 14.11.2024
В данной теме представлены результаты анализа веротерпимости Ислама и отношения его к другим религиям. Эта проблема особенно актуальна для сегодняшней России в плане укрепления ее южных рубежей, сохранения целостности государства и стабильности в обществе.
О веротерпимости Ислама писали многие исследователи. К примеру, швейцарский востоковед Адам Мец (1869-1917г.г.) отмечает, что «наличие огромной массы иноверных составляет основное различие между мусульманской империей и средневековой Европой, полностью находящейся под сенью христианства,…и жизнь покровительствуемых (т.е. христиан и иудеев) была равноценна перед лицом закона с жизнью мусульманина…», «…наиболее доходные места были заняты христианами и иудеями, сидевшими на них плотно и крепко». «Больше всего поражает в мусульманской империи огромное количество чиновников-немусульман». «Покровительствуемые получали медицинскую помощь на равных правах с правоверными мусульманами». Говоря о веротерпимости в арабском Халифате, Адам Мец также отмечает, что она «…некая неизвестная в средневековой Европе».
Действительно, основополагающими источниками Ислама – Священным Кораном и Сунной (действия и высказывания Пророка (мир ему благословение) – декларирована веротерпимость.
В Священном Коране говорится (смысл): «Вы скажите, уверовавшие, что мы уверовали в Аллаха, в Коран, который ниспослан к нам, верим в Ибрахима, Исма‘ила, Исхака, в то, что ниспослано Я‘кубу и его детям, и Тору, ниспосланной Мусе, Евангелие, ниспосланное ‘Исе, и во все книги, ниспосланные другим пророкам от Аллаха Всевышнего, и все аяты. Мы не делаем различия между этими пророками (уверовав в одних, и отвергая других) и повинуемся Аллаху».
Об уважении и почитании предыдущих пророков и их писаний мусульманами красноречиво свидетельствует и другой аят Священного Корана, смысл которого сводится к следующему: «Я дал Мусе Книгу закона и повелел через других посланников ей следовать. Я дал ‘Исе, сыну Марьям, явные знамения (его посланничества) и укрепил Его духом святости».
Известно, что мусульманин перестает быть мусульманином, если у него возникнет малейшее сомнение в истинности даже одного из пророков и посланников и одного из 104 Священных Писаний, ниспосланных Всевышним различным пророкам в разные времена, а также в действительности их от Господа.
Отношение Ислама к другим пророкам и их учениям видно из очень часто повторяемой каждым мусульманином формулы благословения Пророка Мухаммада (мир ему благословение)и других пророков: «О Аллах, благослови нашего Пророка, господина Мухаммада (мир ему благословение), и нашего господина Адама, и нашего господина Нуха (Ноя), и нашего господина Ибрахима (Авраама), и нашего господина Мусу (Моисея), и нашего господина ‘Ису (Иисуса), и тех пророков и посланников, которые были между ними. Благословение и благодать Аллаха на них всех и приветствие».
Для понимания практической реализации этих положений достаточно привести несколько примеров из жизни Пророка Мухаммада (мир ему благословение).
Например, когда Пророк (мир ему благословение)приехал в Медину, он нашел там полнейшую анархию и междоусобицу. Через несколько недель ему удалось призвать к порядку всех жителей региона. В образованном им городе-государстве на основе общественного договора жили мусульмане, иудеи, арабы-язычники и небольшое количество христиан. Примечательно, что в одном из пунктов «конституции» этого первого мусульманского государства говорится: «Мусульманам - их религия, а иудеям - их религия». Или: «Да будет свободна воля и справедливость».
Немусульмане платили небольшой дополнительный налог, от которого освобождались женщины и бедняки, но этот налог не был обременительным и несправедливым. В свою очередь, мусульмане брали их под свое покровительство и должны были защищать их. Этот налог был равен двенадцати дирхамам в год, что составляло расход средней семьи за 10 дней, и его платили только постоянные жители какого-нибудь города. Когда египетский немусульманин предложил правительству проект перестройки старого канала от Каира до Красного моря, чтобы обеспечить морские перевозки продовольствия из Египта, то халиф ‘Умар t в знак благодарности освободил его пожизненно от уплаты этого налога.
Во времена халифа ‘Умара t были случаи, когда мусульмане отбирали земельные участки, принадлежащие евреям, и строили там мечети. Узнав об этом, халиф приказал разрушить мечети и вернуть участки евреям.
Имеется много хадисов и достоверных исторических эпизодов, которые свидетельствуют об отношении мусульман к немусульманам. Так, Абу Зарр передает изречение Пророка Мухаммада (мир ему благословение): «…Вы относитесь к защищенным хорошо, и они должны от вас получать защиту и милосердие»
‘Умар бин аль-Хаттаб говорит в своем завещании: «…я вам завещаю оберегать тех, кого завещал оберегать Аллах и Пророк (мир ему благословение)» .
‘Умар бин Маймун передал, что ‘Умар бин аль-Хаттаб завещал: «К защищенным относитесь хорошо и выполняйте взятое на себя обязательство по договору перед ними, и воюйте с теми, кто притесняет их, и не требуйте от них большего, чего они могут дать» .
По исламскому праву, личность, собственность и честь каждого человека подлежат защите. В известном учебнике права «Шарх-уль-хидайа» говорится: «Оскорбление запрещено как по отношению к мусульманину, так и по отношению к защищенным (немусульманам)» , «Даже могилы умерших защищенных (немусульман) имеют право на уважение наравне с могилами мусульман, недопустимо надругательство над ними, ибо если плохое отношение к защищенным запрещалось при их жизни, то защита их могил от надругательства в равной степени обязательна после их смерти» . Исламские правоведы единодушно утверждают, что в случае, если мусульманин совершает грех по отношению к немусульманину, то он подлежит такому же наказанию, как и за грех, совершенный по отношению к мусульманину. Более того, искупление греха, совершенного по отношению к немусульманину, становится более затруднительным, нежели к мусульманину.
Между тем бытует мнение, что в мусульманских регионах иноверцев принуждают принять эту веру, что полностью противоречит Исламу. По этому поводу известный ученый богослов, исламовед, доктор Мухаммад Са‘ид Рамазан аль-Бути приводит слова Вусака Руми, который говорит: «Я был слугой ‘Умара бин аль-Хаттаба t, и он мне предлагал принять Ислам, с условием, что поручит определенные обязанности. Я отказывался. И ‘Умар приводил аят из Священного Корана: «Нет принуждения в Исламе» .
Поводом ниспослания упомянутого аята (аят 256, сура 2) является то, что у одного из сподвижников Пророка (мир ему благословение)были два сына, и они были христианами. Он спросил у Пророка (мир ему благословение): «Принудить ли мне их принять Ислам?» Тогда Господь и ниспослал вышеуказанный аят.
Более того, из достоверных источников известно, что немусульмане в лице мусульман находили надежных защитников своих интересов. «Ни один христианин не обязан выступать с мусульманским войском ни против врага, ни для охраны границ; военные дела не должны касаться покровительствуемых, а мусульмане должны их защищать и оберегать» , - говорится в договоре, заключенном Пророком (мир ему благословение)с христианами.
Не раз даже язычники искали и находили покровительство и защиту у мусульман. В Священном Коране сказано: «Если кто-то из язычников придет и попросит покровительства, ты будь его покровителем до тех пор, пока он услышит послание Аллаха, а если же не уверует, ты не принуждай его и сопроводи в безопасное для него место».
Обратимся к другому примеру. Во времена Пророка (мир ему благословение)мединские евреи имели свою синагогу. А в упомянутом выше договоре с христианами Наджрана (Йемен) Пророк (мир ему благословение)дал гарантию безопасности личности и имущества жителей и оставил право назначения епископов и священников за самой христианской общиной.
Приведем содержание нескольких писем халифа ‘Умара , касающихся данного вопроса.
«Во имя Милостивого Аллаха! От слуги Аллаха, руководителя правоверных, ‘Умара (ибн ‘Абдиль-‘Азиз) t губернатору ‘Али ибн Артату и верующим мусульманам его общины. Мир Вам! Хвала Аллаху, и нет Бога, кроме Аллаха! Обратите внимание на условия жизни защищенных (немусульман) и обращайтесь с ними ласково. Если кто-то из них достигнет почтенного возраста и останется без средств, вы должны дать ему средства. Если он имеет названных братьев, потребуйте, чтобы они заботились о нем…»
В другом письме этого же халифа говорится: «Очистите списки от обязанностей (т.е. от несправедливо назначенных налогов) и проверьте старые списки. Если была допущена несправедливость по отношению к мусульманину или к немусульманину, верните ему его долг. Если такой человек уже умер, верните его право наследникам…».
Однажды во время путешествия по своим владениям халиф ‘Умар ибн ‘Абдиль-‘Азиз заметил одного старца немусульманина и стал его расспрашивать о прошлом и настоящем. Тот рассказал о своих нуждах и бедности. ‘Умар , обращаясь к старику, сказал: «Было бы нечеловечно получать от тебя подати в твоей молодости и оставить теперь в старости на произвол судьбы» . И назначил ему пенсию.
И в последующем представители различных религиозных конфессий жили на земле Ислама в мире и согласии, правители мусульман предоставляли иноверцам самые благоприятные возможности для сохранения своей религиозной, языковой и этнической самобытности. Пожалуй, самым ярким примером такого мирного сосуществования может служить Османская империя. Семисотлетнее господство империи над большей частью Малой Азии и Ближнего Востока и многими странами Европы было возможным лишь благодаря уважению и терпимости ко всем многонациональным этническим и религиозным группам, входившим в состав империи. Мусульмане несли своим подданным добро и мир, терпимость и уважение.
Миролюбивое, гуманное отношение мусульман к иноверцам и веротерпимость Ислама даже в состоянии войны подтверждают выдающиеся историки и востоковеды современности. Так, за 88 лет правления крестоносцев в городе Иерусалиме были уничтожены все мусульмане. И крестоносцы, оставшиеся в городе после вхождения в него войск Салахутдина аль-Аюби, со страхом ожидали, что их постигнет та же участь. Однако он не причинил вреда ни одному из христиан города. Более того, он приказал покинуть город лишь христианам-католикам, причислявшим себя к войску крестоносцев, тогда как православные христиане остались в городе и продолжали без какого-либо притеснения или ущемления вести привычный образ жизни и исполнять религиозные богослужения.
Английский историк Карен Армстронг так пишет об этом: «2 октября 1187 года Салахутдин и его войско вошли как победители в Иерусалим, и теперь городу предстояло 800 лет быть мусульманским… Салахутдин, как и обещал православным христианам, не стал вершить расправы, казни и убийства, жители города жили в полном мире и согласии. Он установил в городе высокие принципы исламской справедливости. Как и повелевается в Коране, он не стал ни к кому применять насилие, не стал мстить за невинно убиенных единоверцев, истребленных в городе крестоносцами с 1099 года. Ни один христианин не был казнен, ни один из них не был притеснен».
Здесь уместно также привести исторические факты периода Кавказской войны, имевшие место в Имамате Шамиля. Известный историк Р. Магомедов пишет, что ‘Абдурахман, зять Шамиля, оставил сведения о пребывании беглых и пленных солдат в Имамате. «Беглых русских солдат и офицеров, казаков у Шамиля было очень много, и он очень ценил их. Для пленных и перебежчиков вблизи Ведено был построен отдельный поселок с церковью и костелом».
«В столице Имамата жили русские, поляки, грузины и множество другого русскоязычного люду. Жили наравне с горцами и при своей вере», - пишет другой писатель-историк Шапи Казиев.
Описывая жизнь Шамиля в Калуге после его пленения, автор пишет: «Повидать Шамиля приходили и побывавшие у него в плену солдаты. Они кланялись имаму, а когда их спрашивали, отчего они это делают, отвечали: «Так ведь тем пленным и было хорошо, кто у Шамиля жил или где проезжал он. Обижать нас не приказывал, а чуть, бывало, дойдет до него жалоба, сейчас же отнимет пленного и возьмет к себе, да еще, как ни на есть, и накажет обидчика».
Известный еврейский историк Моше Гаммер, профессор Тель-Авивского университета, пишет, что «Шамиль никогда не навязывал обращение в Ислам. Все, кто придерживались своей веры, обитали в «русском поселении» вблизи резиденции имама сначала в Дарго, потом в Новом Дарго. Здесь они имели право жить по своим обычаям и традициям. Была там и православная церковь и священник». Далее М. Гаммер пишет: «…Шамиль, узнав о существовании преследуемых российским правительством групп населения (инородцев, как, например, поляков, или религиозных сектантов, таких как старообрядцы), предоставлял им убежище, где они могли мирно жить и свободно исповедовать свою религию».
Итак, упомянутый выше первый мусульманский Халифат, в последующем Османская империя и другие мусульманские государства на принадлежащих им землях с полиэтническим и поликонфессиональным населением создавали справедливые, веротерпимые и гуманистические общества. Это объяснялось тем, что подобное отношение к людям Всевышний предписал мусульманам в Коране. Именно глубокая богобоязненность и трепетное отношение к повелениям Всемогущего, ниспосланным в Коране, мотивировали поведение халифа ‘Умара , и Салахутдина аль-Аюби , и имама Шамиля , и еще многих мусульманских правителей в проявлении благонамеренности, добронравия, толерантности, милосердия, справедливости и цивилизованного отношения ко всем подданным своего государства. Это модель взаимоотношения власти с полиэтническим населением государства признана примером даже европейскими политиками и историками.
Эти и многие аналогичные факты свидетельствуют, что нигде и никогда Ислам не применял насилие или притеснение над пленными солдатами и офицерами. А то, что происходило с нашими солдатами в Афганистане или в Чечне, лишний раз подтверждает, что те боевики-ваххабиты, экстремисты, которые творили над ними бесчинства, ничего общего с Исламом не имеют.
Отношение Ислама к представителям других религий и конфессий, к другим пророкам наглядно демонстрирует и наречение наших детей именами самых почитаемых, уважаемых и любимых для нас людей. Подтверждением тому является широкое распространение среди мусульман таких имен, как Иса (Иисус), Муса (Моисей), Ибрахим (Авраам), Исма‘ил (Измаил), Сулейман (Соломон), Давуд (Давид), Закарья (Захария), Юнус (Иона), Юсуф (Иосиф) и многих других, мир им всем.
Но в то же время мусульмане обязаны защищать свою веру от насильственного вмешательства и насаждения иных вероубеждений и от агрессии против мусульман. История не раз убеждала в неиссякаемой силе самозащиты Ислама. Именно эту силу, известную, как джихад или газават, враги Ислама и некоторые «религиоведы» ошибочно или сознательно преподносили как агрессивное и нетерпимое отношение к иноверцам.
Из всего изложенного вытекает, что религия может объединить наши народы и послужить гарантом стабильности и согласия.
Образованный мусульманин, воспитанный на моральных ценностях Корана, несет людям только лишь любовь и уважение, он с почтением относится к любой идее, даже отличной от его мировоззрения, умеет ценить искусство и чтит этикет. Он выступает в качестве миротворца в любых конфликтных ситуациях. Мы по сей день убеждаемся в огромной силе примирения (маслиат) в преодолении конфликтных ситуаций между людьми и в целом в обществе. Если каждый верующий будет знать и соблюдать требования истинной религии, то общество, в котором он живет, станет самым высокоразвитым, мирным, процветающим и благополучным во всем мире.
Поэтому нельзя согласиться с тем, что мусульмане ущемляют интересы немусульман, а если это и происходит, то только из-за неосведомленности в основах своей религии. Да и где и как узнать, когда и по сей день в школах и вузах нет религиозного просвещения. В рекомендованном Госкомитетом правительства РФ по образованию учебном курсе по истории религии для 10-11 классов, в объеме 136 часов только 14 часов отводится Исламу, а преподавание ведется по источникам, написанным атеистами. Пропорциональны этим часам познания мусульман о своей религии и, следовательно, любовь к своему Отечеству и отношение к немусульманам. Полагаем, что такая политика должна быть пересмотрена. В местах преимущественного проживания мусульман должно быть увеличено количество часов, отведенных изучению Ислама. Если бы в Дагестане, где проживают 90 % мусульман, начиная с перестроечных времен, в школах и вузах преподавали основы мусульманской религии, ваххабизм не получил бы поддержки, для которого невежество народа в вопросах религии - благодатная почва.
Наши затраты сегодня на нравственное воспитание и религиозное просвещение – это завтра сэкономленные койки в больницах, места в приютах и детских приемниках, домах для престарелых, сокращение количества заключенных и самое главное - противодействие экстремизму и распространению СПИДа. Поэтому главной задачей нашего общества является, прежде всего, духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения и религиозное просвещение граждан, которое закроет дорогу всевозможным псевдорелигиозным и околорелигиозным течениям и сектам, а это – еще один серьезный фактор стабильности и мира в обществе. Именно в этом наше богатство и будущее нашего государства.[1]
Вопросы для самопроверки:
- Что говорится в Коране и хадисах по поводу веротерпимости?
- Как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение)велел относиться к представителям других религий?
Задание:
Усвойте приведенные примеры толерантности из истории Ислама.
Выучите несколько хадисов Пророка (мир ему и благословение)о веротерпимости.
Выучите завещание халифа ‘Умара бин аль-Хаттаба .
[1] Султанмагомедов С.Н. Веротерпимость в Исламе. В кн. Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами».
Это обращение относится ко всем обладателям Писания из числа иудеев и христиан и им подобных. ( قُلْ يأَهْلَ الْكِتَـابِ تَعَالَوْا إِلَى كَلِمَةٍ ) Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к слову…» слово - в арабском также может означать осмысленное предложение, как становится очевидным из этого аята.Здесь Аллах сообщил, о каком слове идёт речь: ( سَوَآءٍ بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ ) к единому слову для нас и для вас – к справедливому договору, в котором мы будем равны. Аллах разъяснил это следующими словами: ( أَلاَّ نَعْبُدَ إِلاَّ اللَّهَ وَلاَ نُشْرِكَ بِهِ شَيْئاً ) О том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, не будем приобщать к Нему никаких сотоварищей – не будем поклоняться ни идолу, ни распятию, ни истукану, ни тагуту, ни огню и ничему другому, а будем поклоняться Единому Аллаху без сотоварищей. Это призыв всех посланников. Аллах сказал об этом: ( وَمَآ أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رَّسُولٍ إِلاَّ نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لا إِلَـهَ إِلاَّ أَنَاْ فَاعْبُدُونِ ) Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (21:25) а также: ( وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولاً أَنِ اعْبُدُواْ اللَّهَ وَاجْتَنِبُوا الْطَّاغُوتَ ) Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!» (16:36) . Затем Аллах сказал: ( وَلاَ يَتَّخِذَ بَعْضُنَا بَعْضًا أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللَّهِ ) И не будем считать друг друга господами наряду с Аллахом. Ибн Джарир сказал: «Т.е. не будем повиноваться друг другу в том, что является ослушанием Аллаха». Икрима сказал: «Т.е. не будем совершать поклоны друг другу».
Слово Аллаха: ( فَإِن تَوَلَّوْا فَقُولُواْ اشْهَدُوا بِأَنَّا مُسْلِمُونَ ) Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы являемся мусульманами» - т.е. если они нарушат свою часть этого призыва, то вы свидетельствуйте, что вы продолжаете следовать Исламу, который узаконил вам Аллах. В толковании Аль-Бухари приводится повествование от ибн Аббаса да будет доволен им Аллах, что Абу Суфйан бин Харб, да будет доволен им Аллах,[[До 630 года Абу Суфйан Сахр бин Харб являлся одним из предводителей врагов пророка,да благословит его Аллах и приветствует , в Мекке, но в конечном счёте принял Ислам. Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, был женат на Рамле, дочери Абу Суфйана, сын которого Му‘авийа Ибн Абу Суфйан, да будет доволен ими Аллах, стал основателем династии Омеййадов и правил Халифатом с 661 по 680 год.]] сообщил ему о том, что Ираклий[[Ираклий или Гераклий I − император Византии, правивший с 610 по 641 год.]] послал за ним, когда он сопровождал караван курайшитов[[Племя курайш, к которому принадлежал и пророк,да благословит его Аллах и приветствует , населяло Мекку и её окрестности.]]. Они занимались торговыми делами в Шаме [[Шам − старое название территорий, на которых ныне расположены такие страны, как Сирия, Ливан, Иордания и Палестина.]], и это было в то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заключил перемирие[[Речь идёт о перемирии сроком на десять лет, заключённом между мусульманами и курайшитами в марте 628 года в Худайбийе, местности на западной границе священной территории /харама/ Мекки. Пребывание Абу Суфйана в Шаме относится к 628 или 629 году.]] с Абу Суфйаном и (другими) неверными курайшитами. (Абу Суфйан вместе со своими товарищами) прибыл к императору в Илийу [[Илийа − старое название Иерусалима (арабское название − Байт аль-Макдис или аль-Кудс) ]], где Ираклий, находившийся в окружении знатных людей Рума [[Рум − арабское название Византии.]], призвал их ко двору. Он спросил: «Не свойственно ли ему вероломство?» Я ответил: «Нет, но у нас с ним сейчас перемирие, и мы не знаем, что он будет делать», и больше ничего не смог добавить к сказанному.[[Абу Суфйан указывает, что больше он ничего не мог сказать против пророка,да благословит его Аллах и приветствует ]] А потом Ираклий потребовал подать себе послание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, с которым Дихйа[[Дихйа бин Халифа аль-Кальби, да будет доволен им Аллах, был одним из сподвижников пророка,да благословит его Аллах и приветствует]] был направлен к наместнику Бусры [[Бусра − город в Южной Сирии на полпути между Мединой и Дамаском]],и тот подал его Ираклию, который прочитал там следующее:«C именем Аллаха Милостивого, Милосердного. От Мухаммада, раба Аллаха и Его посланника, Ираклию, владыке Рума. Мир тому, кто следует правильным путём .А затем, поистине, я призываю тебя к Исламу! Прими Ислам, и ты спасёшься,а Аллах удвоит твою награду; если же ты откажешься, тогда на тебя будет возложено бремя греха (твоих) крестьян [[Пророк, да благословит его Аллах и приветствует , имеет в виду, что крестьяне, иными словами подданные Ираклия, последуют примеру своего правителя, за что ему придётся держать ответ перед Аллахом.]]! И (я скажу тебе то, что сказал Аллах) : ( يأَهْلَ الْكِتَـابِ تَعَالَوْا إِلَى كَلِمَةٍ سَوَآءٍ بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ أَلاَّ نَعْبُدَ إِلاَّ اللَّهَ وَلاَ نُشْرِكَ بِهِ شَيْئاً وَلاَ يَتَّخِذَ بَعْضُنَا بَعْضًا أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللَّهِ فَإِن تَوَلَّوْا فَقُولُواْ اشْهَدُواْ بِأَنَّا مُسْلِمُونَ ) «Скажи: “О обладатели Писания! Давайте признаем слово, одинаковое для нас и для вас, что не должны мы поклоняться никому, кроме Аллаха, и что ничего не должны мы придавать Ему в сотоварищи, и что никто из нас не будет считать другого Господом наряду с Аллахом”. А если они откажутся, то скажите: “Засвидетельствуйте, что мы − предавшиеся” [[Сахих аль-Бухари 7]]».
Мухаммад ибн Исхак и другие знатоки наряду с ним сообщают, что сура «аль- Имран» (Семейство Имрана) до восемьдесят какого-то аята была ниспослана по поводу делегации христиан из Наджрана. Аз-Зухри сообщил: «Они первые, кто стал выплачивать подушную подать [Джизья], хотя аят о джизье был ниспослан после взятия Мекки (9:29) ». Здесь возникает вопрос, как можно сопоставить то, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, написал этот аят (3:64) Ираклию до взятия Мекки и то, что сообщили ибн Исхак и аз-Зухри? Здесь несколько вариантов ответа: Возможно, что этот аят был ниспослан дважды. В первый раз до события в Худайбие и во второй раз – до взятия Мекки. Возможно, что делегация из Наджрана прибыла до перемирия в Худайбии, и то, что они заплатили, было не подушной податью, а компенсацией за проигрыш в дискуссии о взаимном проклятии и платой за примирение и перемирие. Аят о подушной подати (9:29) лишь узаконил их действия так же, как аят о выплате пятой части с трофеев узаконил выплату пятой части с добычи от набега Абдуллы ибн Джахша, который произошёл задолго до этого. Возможно, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повелел написать эти слова Ираклию, они ещё не были ниспосланы в Коране и были ниспосланы позже в подтверждении этих слов. Так же, как были ниспосланы аяты, которые подтвердили мнение Умара ибн аль-Хаттаба о хиджабе, о пленных, а также о недозволенности заупокойной молитвы над лицемерами. Коран также подтвердил мнение Умара словами: ( وَاتَّخِذُواْ مِن مَّقَامِ إِبْرَاهِيمَ مُصَلًّى ) Сделайте же место Ибрахима (Авраама) местом моления… (2:125) а также словами: ( عَسَى رَبُّهُ إِن طَلَّقَكُنَّ أَن يُبْدِلَهُ أَزْوَاجاً خَيْراً مِّنكُنَّ ) Если он разведется с вами, то его Господь может заменить вас женами, которые будут лучше вас… (66:5)
Всевышний Аллах сообщает о том, что Он обладает великой мощью и способен заменить тех, кто отказался от поддержки Его религии и восстановления Его Шариата, на тех, кто лучше для этой религии достойнее для неё. Как сказал Всевышний Аллах: ( وَإِنْ تَتَوَلَّوْا يَسْتَبْدِلْ قَوْمًا غَيْرَكُمْ ثُمَّ لَا يَكُونُوا أَمْثَالَكُمْ ) И если вы отвернетесь, Он заменит вас другими людьми, и они не будут подобны вам. (47:38)
Аллах также сказал: ( إِن يَشَأْ يُذْهِبْكُمْ وَيَأْتِ بِخَلْقٍ جَدِيدٍ - وَمَا ذَلِكَ عَلَى اللَّهِ بِعَزِيزٍ ) Если Он пожелает, то уведет вас и приведет другие творения. Это для Аллаха не составляет труда. (14:19-20) т.е. это не является невозможным или трудным для Аллаха.Аллах сказал: ﴿يأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ مَن يَرْتَدَّ مِنكُمْ عَن دِينِهِ ) О вы, которые уверовали! Если кто из вас отпадет от своей религии – т.е. возвращается от истины ко лжи. Это относится к людям тех времён и вплоть до пришествия судного дня. ( فَسَوْفَ يَأْتِى اللَّهُ بِقَوْمٍ يُحِبُّهُمْ وَيُحِبُّونَهُ ) то. Аллах приведет людей, которых Он любит и которые любят Его. Аль-Хасан сказал: «Клянусь Аллахом это Абу Бакр и его товарищи».
Сообщают со слов ибн Аббаса, что это люди из Йемена из племени Кинда и из Сакуна. ( أَذِلَّةٍ عَلَى الْمُؤْمِنِينَ أَعِزَّةٍ عَلَى الْكَـفِرِينَ ) Смиренных перед верующими, великих над неверными – это качества совершенства верующих, ведь они скромны перед своими братьями и друзьями и превозносятся над своими оппонентами и врагами. Как ещё об этом сказал Всевышний Аллах: ( مُّحَمَّدٌ رَّسُولُ اللَّهِ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّآءُ عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَآءُ بَيْنَهُمْ ) Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. (48:29) пророка ещё называли улыбающимся убийцей, ибо он (да благословит его Аллах и приветствует) был улыбчив для своих друзей и убийцей своих врагов.
Слово Аллаха: ( يُجَاهِدُونَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَلَا يَخَافُونَ لَوْمَةَ لَائِمٍ ) которые борются на пути Аллаха и не боятся порицания порицающих – их ничто не отвратит от повиновения Аллаху, сражения с Его врагами, установления Его наказаний и от запрета порицаемого и приказа к одобряемому. Никто не может отвратить их от этого, и не подействует на них порицания порицающих и критика критикующих.Имам Ахмад сообщает, что Абу Зарр сказал: «Мой друг (да благословит его Аллах и приветствует) приказал мне семь вещей: он повелел мне любить бедняков и быть близким к ним, он повелел мне, смотреть на тех, кто ниже меня (по социальному положению) , а не смотреть на тех, кто выше меня. Он приказал мне, поддерживать родственные связи, даже если родственники отвернутся от меня, он также приказал мне, не просить ничего ни у кого.Он повелел мне, не говорить ничего кроме правды, даже если она горька. Он также повелел мне не бояться ради Аллаха порицания порицающих.. Он повелел мне многократно произносить слова: لا حول ولا قوة إلا بالله , «Ля хауля ва ля куввата илля билЛях» (нет силы и мощи кроме как у Аллаха) ,ведь это сокровище под Троном[Аль-Муснад (5/159) ] ».
Имам Ахмад сообщает со слов Абу Саида аль-Худри, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«Поистине, никого из вас не должна удерживать от слова истины, боязнь людей, если он считает это истиной или он является свидетелем истины. Ведь слово истины или напоминание об Аллахе Великом не приближает смерти и не удаляет удела». (Этот хадис приводится лишь у Ахмада [Аль-Муснад (11494) ].)
В Сахихе приводится хадис, в котором посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: « مَا يَنْبَغِي لِلْمُؤْمِنِ أَنْ يُذِلَّ نَفْسَه » «Не подобает верующему унижать самого себя», у Него спросили: «Как он может унизить самого себя?» Он (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: « يَتَحَمَّلُ مِنَ الْبَلَاءِ مَا لَا يُطِيق » «Брать на себя столько испытаний, сколько он не в силах вынести[Автор упоминает, что этот хадис в сахихе, но его там нет. Его передал имам Ахмад в «аль-муснаде» 5/405, ат-Тирмизи (3/243) , ибн Маджах (4016) . ] ».
Слово Аллаха: ( ذلِكَ فَضْلُ اللَّهِ يُؤْتِيهِ مَن يَشَآءُ ) Это - щедрость Аллаха: дарует Он ее, кому пожелает – обладание такими качествами является милостью Аллаха и успехом от Него. ( وَاللَّهُ وَسِعٌ عَلِيمٌ ) Ведь Аллах - объемлющий, знающий! – Он объемлющ Своей щедростью и Знающ о тех, кто заслуживает её, и о тех, кого следует лишить её.
Слово Аллаха: ( إِنَّ الدِّينَ عِندَ اللَّهِ الإِسْلَامُ ) Воистину, религией у Аллаха является ислам Аллах заявляет, что ни одна религия, кроме ислама не будет принята ни от кого. Эта религия включает в себя следование за пророками в том, с чем посылал их Аллах, пока Он не завершил их пророчества посланием Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Таким образом, все пути к Аллаху закрыты кроме пути Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Тот же, кто встретит Аллаха после послания Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) , практикуя другую религию – его вера не будет принята Аллахом, как об этом сказал Всевышний Аллах: ( وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ الإِسْلَامِ دِينًا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ ) От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято. (3:85) В этом аяте (3:19) Аллах сократил количество приемлемых Им религий до одной: ( إِنَّ الدِّينَ عِندَ اللَّهِ الإِسْلَامُ ) Воистину, религией у Аллаха является ислам.
Затем Аллах сообщает о том, что те, кому было даровано первое писание, впали в разногласие уже после того, как все аргументы, включая послание пророков и писаний, им были уже предъявлены. Аллах сказал: ( وَمَا اخْتَلَفَ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَـابَ إِلاَّ مِن بَعْدِ مَا جَآءَهُمُ الْعِلْمُ بَغْيًا بَيْنَهُمْ ) Те, кому было даровано Писание, впали в разногласия только после того, как к ним явилось знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу – они стали разногласить насчёт истины по причине взаимной ненависти, вражды и зависти. Таким образом, взаимная ненависть подтолкнула их к противоречию и опровержения друг друга во всех словах и делах, даже если одни из них утверждали истину.
Затем Аллах сказал о них: ( وَمَن يَكْفُرْ بِآيَـاتِ اللَّهِ ) Если кто не уверовал в знамения Аллаха – т.е. тот, кто отверг то, что Аллах ниспослал в Своем писании: ( فَإِنَّ اللَّهِ سَرِيعُ الْحِسَابِ ) То ведь Аллах скор на расчет – т.е. Аллах воздаст им, отчитает их и накажет за отвержение истины и за то, что они противоречили Его писанию.
Читайте также: