Алла баловница дуську боится считалка для детей
Обновлено: 21.12.2024
«Песок» - у армян это не просто песок, это – сахарный песок. «Песком» грешат в основном в более-менее бытовых ситуациях. Скажем, в кафе, в гостях или другом подобающем месте принято говорить армянский вариант слова – «шакараваз» (շաքարավազ).
«Плав» – это любой гарнир из крупяных культур, а иногда и макароны. «Мама, мы не хотим плов», - с досадой говорят ребята в ожидании десерта.
«Физиономия» – очень часто физиономию путают с фигурой. «Лицо – так себе, но физиономия интересная», - может удивить вас совершенно неожиданной фразой армянин.
«Фарш» – с мясом имеет не всегда прямое отношение. Это слово в разговорной речи часто используется вместо своего паронима «фальш». «Фарш арах!» - фальшивая водка, которую моментально определяют знатоки винно-водочных изделий.
«Шлагбавой» – логики здесь искать не надо. Наверное, так удобнее произносить неудобное слово «шлагбаум». Может возникнуть вопрос – действительно ли так удобнее? Опять же – логики искать не надо.
«Алабаланица» – услышав во дворе, как армянские дети считаются перед игрой, не проходите мимо. Ведь знаменитая среди дворовых ребят считалка «Алабаланица, дус кабаница. Эй, гедеванчо, рас капитанчо» - своеобразное переложение русской считалочки «Алла-баловница Дуську боится. Эй, где ты Ванька, разбудите Таньку!» Притом в армянском языке она переложена без всякого сохранения смысла – одни звуки.
«Костюм-шалвар» – костюм– это пиджак и брюки в комплекте. Почему-то в разговорной речи принято отдельно уточнять и брюки тоже, ведь «шалвар» - это разговорное название брюк, а под костюмом подразумевается пиджак.
«Верх» – любая верхняя одежда, будь то майка, свитер, рубашка, часто называется одним словом «верх». Скажем, если вы отправляетесь на Севан с ночевкой, вам обязательно посоветуют захватить какой-нибудь теплый верх.
«Элемент» – в обиходе батарейку называют именно элементом. Часто армяне в России пугают продавцов в магазинах, требуя этот мистический «элемент» для плейера или фонарика. На вопрос «какой именно элемент?» армянин может пожать плечами: «Вы что, не знаете, как работает фонарик?»
2.9 МБ 3.9 МБ Нравится Показать список оценивших
Тигран Великий. В 2 томах
Гайк Хачатрян
Исторический роман Г.Хачатряна является художественным отображением именно того периода, когда армянский народ во главе со своим царем Тиграном Великим переживал пору наивысшего подъема своих сил.
Тигран Великий (95-55 до н. э.), царь Великой Армении из династии Арташесидов. Находясь в заложниках у парфянского царя Митридата II (123-87), был вынужден уступить последнему в обмен на свое воцарение некоторые пограничные области. Самостоятельное правление начал с захвата Софены (94), а затем трижды (в 93-91) вторгался в Каппадокию: то пытаясь утвердить в ней своего ставленника, то просто грабя и разоряя страну; в 89 под нажимом Рима отдал приказ об отводе своих войск.
Нравится Показать список оценившихНравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
АРМЕН ПЕТРОСЯН ФИЛОЛОГ И ИСТОРИК
ОТ СПЯЩИХ ГЕРОЕВ ДО ЕРЕВАНСКИХ ДВОРОВ
В Ереване в издательстве "Антарес" вышла в свет книга доктора филологических наук Армена ПЕТРОСЯНА "Арменоведческие исследования". Это сборник двенадцати статей автора, написанных за последние десять лет. Большая часть этих работ уже была опубликована в зарубежных, малодоступных широкому читателю научных журналах и сборниках, другая печатается впервые.
Сборник включает три тематических раздела:
1. Исследование древних индоевропейских и древневосточных мифов.
2. Происхождение, формирование и древнейшая история армянского народа.
3. Исследование армянского эпического фольклора.
В ПЕРВОЙ ЧАСТИ КНИГИ НЕСОМНЕННЫЙ ИНТЕРЕС ЧИТАТЕЛЯ ВЫЗОВЕТ выявление исконных индоевропейских образов в языческой мифологии армян, как, например, реконструкция и исследование образа бога Ангеха, а также сравнительное изучение мифов о библейской горе Арарат. По сведениям, содержащимся в трудах армянских историков V в., и дошедшим до нас древним мифам ученый восстанавливает характеристики некоторых древнейших армянских божеств, находя их аналоги у других индоевропейских народов: греков, индийцев, иранцев.
Большой интерес представляют исследования древневосточных мифов о горе Арарат. В несколько измененном виде аккадский и шумерский миф о связанной со Всемирным потопом горе вошел в древнееврейскую, христианскую, а позже и в исламскую мифологию. В армянской традициии до ХII века Масис-Арарат не считался горой, к которой пристал Ноев ковчег. Эти события связывались с горой, расположенной на крайнем юге Армянского нагорья, в северном междуречье, которая сегодня носит название Джуди.
Если считать не от уровня моря, а по расстоянию от поверхности земли до вершины, то Масис-Арарат – самая большая в мире гора. И естественно, что сильнейшее впечатление, которое она производит, порождало множество разных мифов, в их числе и миф о царе Артавазде, закованном в пещере горы Арарат.
Большая статья, вошедшая во второй раздел сборника, посвящена происхождению и формированию армянского народа. Это единственная работа, где представлены все научные точки зрения на этот вопрос, их сильные и слабые стороны. Существующие научные теории разделяются по вопросу о происхождении армянского самоназвания "хай". Их три: гипотеза Хатти, гипотеза Хайасы и гипотеза Этиуни. Первая теория принадлежит Петеру Йенсену, вторая – Ншану Мартиросяну, третья – самому автору статьи Армену Петросяну.
Согласно первой теории, армянский этноним "хай" происходит от "хатти" - названия хеттов, как предполагалось ранее, предков армян. Однако после расшифровки хеттского языка выяснилось, что, хотя армянский и хеттский являются индоевропейскими языками, различия между ними настолько велики, что армян никак нельзя считать потомками хеттов.
ПРИЕМНИКОМ ТЕОРИИ ЙЕНСЕНА СТАЛ ВЫДАЮЩИЙСЯЯ РУССКИЙ ВОСТОКОВЕД И.М. ДЬЯКОНОВ, считавший, что далекие предки армян пришли с Балкан и в ХII в. до н.э. обосновались на западе Исторической Армении, ближе к Кападокии, а в процессе миграции заимствовали название хеттов. Однако на основании данных современных исследований эта теория представляется необоснованной. Археологические исследования на территории Западной Армении, где, как предполагал Дьяконов, должны были обосноваться переселенцы с Балкан, показали, что в ХII в. до н. э. вся археологическая культура действительно меняется, там обосновались новые люди, но пришедшие не с запада, а с востока или с северо-востока.
Вторая теория связана с государством Хаяса, которое упоминается в хеттских источниках, однако нет точных данных относительно того, это государство изначально населяли армяне или же, переселившись в эту страну, они переняли уже имеющийся этноним. Эта теория имеет несколько вариантов.
Согласно третьей теории, самоназвание армян восходит к названию страны Этиуни. Во времена Урарту эта страна занимала центральную и северную часть Армянского нагорья (примерно территорию провинции Айрарат Великой Армении) и до падения Урарту враждавала
АРМЕН ПЕТРОСЯН ФИЛОЛОГ И ИСТОРИК
ОТ СПЯЩИХ ГЕРОЕВ ДО ЕРЕВАНСКИХ ДВОРОВ
Согласно третьей теории, самоназвание армян восходит к названию страны Этиуни. Во времена Урарту эта страна занимала центральную и северную часть Армянского нагорья (примерно территорию провинции Айрарат Великой Армении) и до падения Урарту враждавала с ней. Урарту было империей, которую населяли десятки этнических групп. Согласно теории Армена Петросяна, именно в Этиуни жили армяне, и это и есть древнейшая Армения.
Следующая статья посвящена сравнительному изучению истории первых столиц Армении и Грузии – Армавира и Армази, а также связанных с этими городами легенд. Автор обращает внимание на схожесть названий этих городов и наличие похожих легенд и триад богов в обоих случаях, что показывает общее происхождение двух названий.
ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ КНИГИ В ОСНОВНОМ ПОСВЯЩЕН АРМЯНСКИМ ЭПОСАМ. По мнению автора, армянский эпический фольклор должен включать не только известные эпические произведения "Випасанк", "Сасунские безумцы" и др., но также рассказы о прародителе армян Гайке и его первых потомках - этнархах, а также региональный фольклорно-эпический памятник "Кероглы". Несмотря на то что "Кероглы" имеет неармянское происхождение, он прочно вошел в армянский быт, был арменизирован, а в некоторых вариантах сам герой, Кероглы, выступал армянином из ванской деревни Анкштан.
Две статьи этого раздела посвящены связям армянских и северокавказских эпосов, которые пока слабо изучены. Сравнительный анализ выявляет множество совпадений, часть которых обусловлена армянским культурным влиянием на Кавказе. Еще две статьи посвящены изучению образа Мгера-младшего в "Сасунских безумцах". Герой уходит в скалу, в горную пещеру, и выйдет оттуда, когда мир станет лучше. "Дверь Мгера", через которую он входит в скалу, представляет собой огромную урартскую надпись, которая называлась "дверью бога Халди". По мнению И.М. Дьяконова, это показывает, что прообразом Мгера-младшего был урартский бог Халди. Сходный с Мгером-младшим образ существует в фольклоре южных славян - сербов, болгар, македонцев. В эпосе о Марко-королевиче этот герой в конце жизни уходит в пещеру и там спит.
На основании сравнительного анализа А. Петросян выделил не менее 10 совпадающих характеристик армянского и южнославянского героев, что трудно назвать случайностью. Образы уходящих в горные пещеры и до времени спящих героев встречаются и в немецких, французских, британских легендах и мифах – таковыми являются, например, легенды о Фридрихе Барбароса, Карле Великом, короле Артуре и др. Уже в V в. н.э. на Балканах, во Фракии, то есть на территории современной Болгарии, проживало много армян, которые мигрировали туда или были переселены византийцами. Возможно, они и принесли на Балканы миф о живущем в горной пещере герое.
ОДНАКО НЕ ВСЕ МАТЕРИАЛЫ СБОРНИКА СВЯЗАНЫ С ДРЕВНОСТЬЮ. Последняя статья посвящена самой распространенной в Армении детской считалке - "Ала бала ница".
- К сожалению, живой современный армянский фольклор мало изучен, хотя, несомненно, представляет интерес для исследователя, - говорит Армен Петросян. - Например, есть прекрасные современные армянские анекдоты, которые остаются вне внимания наших фольклористов. А об "Ала бала нице" скажу, что считалка, используемая армянскими детьми уже порядка 90 лет, имеет болгарское происхождение. Поскольку "ница" указывает на славянское происхождение, существовала версия, что прототипом армянской считалки был русский текст "Алла-баловница Дуськи боится". Я решил исследовать эту версию и обратился к лучшим российским специалистам по фольклору. Оказалось, что в России такого текста – ни фольклорного, ни авторского - не существует. Дальнейшие исследования выявили, что это самая популярная в Болгарии считалка, которая попала в Армении в 20-х годах прошлого столетия. Оставалось выяснить, как это произошло. Тут пока возможны только предположения. Причем "Ала бала ница" не известна не только в России, но и
АРМЕН ПЕТРОСЯН ФИЛОЛОГ И ИСТОРИК
ОТ СПЯЩИХ ГЕРОЕВ ДО ЕРЕВАНСКИХ ДВОРОВ
В Ереване в издательстве "Антарес" вышла в свет книга доктора филологических наук Армена ПЕТРОСЯНА "Арменоведческие исследования". Это сборник двенадцати статей автора, написанных за последние десять лет. Большая часть этих работ уже была опубликована в зарубежных, малодоступных широкому читателю научных журналах и сборниках, другая печатается впервые.
Сборник включает три тематических раздела:
1. Исследование древних индоевропейских и древневосточных мифов.
2. Происхождение, формирование и древнейшая история армянского народа.
3. Исследование армянского эпического фольклора.
Чужой компьютер
Рудик Саакашвили
перейти к странице
Рудик Саакашвили запись закреплена
Создайте аккаунт или войдите в него для комментирования
Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий
Создать аккаунт
Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!
Войти
Больше способов поделиться.Наш выбор
Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк" Автор фильма, Виктор Коноплёв
SUM опубликовал запись в блоге в Офис №1, 31 августа
Фильм: "Арцах непокорённый. Дадиванк"Автор фильма Виктор Коноплёв.
В Риме изберут Патриарха Армянской Католической церкви
SUM опубликовал запись в блоге в Офис №1, 31 августа
В сентябре в Риме пройдет епископальное собрание, в рамках которого планируется избрание Патриарха Армянской Католической церкви.
Об этом сообщает VaticanNews.
Ранее, 22 июня, попытка избрать патриарха провалилась, поскольку ни один из кандидатов не смог набрать две трети голосов, а это одно из требований, избирательного синодального устава восточных церквей.
Отмечается, что новый патриарх заменит Григора Петроса, который скончался в мае 2021 года. С этой целью в Рим приглашены епископы Армянской Католической церкви, служащие в епархиях различных городов мира.
Епископы соберутся в Лионской духовной семинарии в Риме. Выборы начнутся под руководством кардинала Леонардо Сантри 22 сентября.
History of Modern Iran
SUM опубликовал запись в блоге в Офис №1, 3 июня
Решил познакомить вас, с интересными материалами специалиста по истории Ирана.
Уверен, найдете очень много интересного.
Edward Abrahamian, "History of Modern Iran".
"В XIX веке европейцы часто описывали Каджарских шахов как типичных "восточных деспотов". Однако на самом деле их деспотизм существовал лишь в виртуальной реальности.
Власть шаха была крайне ограниченной из-за отсутствия государственной бюрократии и регулярной армии. Его реальная власть не простиралась далее столицы. Более того, его авторитет практически ничего не значил на местном уровне, пока не получал поддержку региональных вельмож
Азербайджан и ВОВ
SUM опубликовал запись в блоге в Офис №1, 10 мая
Trivia : Азербайджанцы, которые служили в рядах Вермахта, получили в 8 раз больше наград, чем те азербайджанцы, которые остались в рядах советских войск. Ещё один интересный факт : Азербайджанцы не дали Советскому Союзу ни одного маршала, ни одного адмирала, ни одного контрадмирала. Для сравнения, армяне дали 4 маршала, 1 адмирала и 9 контрадмиралов. Еще один любопытный факт : Весь многомиллионный азербайджанский народ дал меньше героев СССР, чем маленький 150 тысячный армянский Нагорный Карабах. И именно поэтому, когда президент Азербайджана на 9 мая врет, что якобы Азербайджан дал 116 героев СССР, он туда, в это число, включает 48 карабахских армян, а также русских и представителей других национальностей, которые жили в этой искусственно созданной ССР. Ещё один любопытный факт : В Азербайджане, откуда родом 48 карабахских армян - героев СССР, два дважды героя-армянина , 60 генералов советской армии - армян, маршалы и тд армянской национальности, нет ни одного памятника этим героям. А все те памятники, которые были установлены в советские годы, власти Азербайджана снесли. Политика сноса памятникам героям Великой Отечественной, стала нормальной традицией в Азербайджане.Гаро Пайлан предложил закон о признании Геноцида в турецком парламенте
SUM опубликовал запись в блоге в Офис №1, 26 апреля
Гаро Пайлан, депутат от Народно-демократической партии (НДП), предложил закон об официальном признании Геноцида армян, сообщил в субботу новостной сайт Bianet.
Пайлан назвал события 1915 года «великим бедствием» в своей речи в турецком парламенте в субботу, выступая за то, чтобы массовая депортация и смерть около 1,5 миллиона армян в результате Первой мировой войны Османской империи были признаны Геноцидом.
Члены семьи Пайлана лично пострадали от Геноцида.
«Сироты, такие как моя бабушка, умерли, не видя справедливости», - сказал Пайлан.
«Как и второе поколение (выживших), мой отец. Как армянин из Турции в третьем поколении, я добиваюсь справедливости в Турции, в Великом национальном собрании Турции».
«Геноцид армян произошел на этих землях, и справедливость для Геноцида армян может быть достигнута только на этих землях, в Турции», - сказал Пайлан.
Турция, столкнувшаяся с геноцидом, «устранит значение того, что говорит любой другой парламент», добавил он.
«Этот вопрос по-прежнему является темой в других парламентах, для других президентов, потому что на протяжении 106 лет Геноцид армян отрицался».
Читайте также: