Афоризмы метафоры эпитеты это

Обновлено: 25.04.2024

Эпитет – это выразительнейшее средство в литературе, которое используется нами ежедневно. Людям очень повезло, что они не общаются на уровне машин, не обмениваются голой и скудной информацией без каких-либо эмоций.

Обедненная и невыразительная речь мешает восприятию сказанного и нахождению общего языка. И в то же время одно-единственное меткое слово способно не только преподнести слушателю целую увлекательную историю, но и отразить вызванные ей эмоции. И этим словом является «эпитет».

Что такое эпитет

Таким образом, эпитет – это определение при конкретном слове, благодаря которому оно становится более выразительным, вследствие чего усиливается красота его произношения и восприятия.

Эпитет является разновидностью тропов – художественных обогатителей речи, состоящих также из метафор, олицетворений, сравнений, гипербол и некоторых других элементов. Название его берет начало от греческого слова «приложенный».

В целях лучшего понимания термина имеет смысл привести несколько примеров эпитетов:

«крылатые качели»;

«белоснежная зима»;

«горькие слезы»;

«ледяная вода» - посмотрите, как одно только произнесение этого последнего словосочетания передает соответствующие ощущения, эмоции, выразительный образ и ассоциации с колючестью и холодом льда.


Эпитеты могут быть выражены несколькими частями речи, а именно:

прилагательным (что встречается чаще всего), к примеру, «жемчужная роса»;

существительным, используемым как приложение к основному слову, например, «волшебница – зима»;

наречием, отражающим образное определение какого-либо действия, например, «тепло освещаются витрины магазинов»;

деепричастием, если они также образно определяют действия, например, «Блеща средь полей…, вот он льется. Дон..».

Тот предмет, которому дает описание или определение эпитет, всегда находится в одном предложении с ним.

Важный момент! В сети Интернет можно найти удобный онлайн словарь эпитетов. При работе над сочинением, докладом или художественным произведением им можно воспользоваться для подбора удачных вариантов.

Виды эпитетов

Данные выразительные средства классифицируются:

1. По структуре:

простые – одиночные прилагательные: «статная осина»;

сложные либо слитные – имеющие два и более корней, но рассматриваемые как единое: «пшенично-желтые усы, убедительно-быстроногий спортсмен»;

составные, имеющие форму словосочетания: «Всеволод Большое Гнездо, Владимир Красное Солнышко».

2. По степени освоенности:

общеязыковые, употребляемые в повседневной жизни - «каменное сердце»;

народно-поэтические, включающие устоявшиеся фразы из фольклора - «красная девица»;

индивидуально-авторские, которые сложно встретить в повседневной жизни, но они хорошо звучат в литературных произведениях - «край осиротелый»;

эпитеты из устойчивых выражений - «молочная река».

3. По семантическому признаку:

цветовые («алый сумрак»);

оценочные, характеризующие объекты в плане поведения, психологии, портрета, цвета, формы, температуры дающие поведенческую, психологическую портретную характеристику либо по цвету, форме, температуре («грустная голубизна»).

4. По функции:

изобразительные и лирические («золотые листья»);

эмоциональные («очаровательное утро»).

5. По уровню стойкости связи со словом, которое определяют:

свободные («робкая любовь»);

постоянные («добрый молодец», «светлое будущее»).

6. По способу обозначения признака:

с прямым значением («седой старик»);

с переносным значением («седой туман»).

Отличия эпитета от сравнения и метафоры

Если кратко, то сравнение сопоставляет одно явление, понятие либо предмет с другим: «дверь заскрипела как зверь».

Оно может также противопоставлять их, как в этой части стихотворения:

«То не чудо сверкает над нами… то бессмертное Ленина знамя…» (Н. Тихонов).

Эпитет – это, по большому счету, скрытое сравнение. Например:

«оскалился по-волчьи» - сравнение;

«волчий оскал рта» - эпитет.

Грань различия между эпитетом и метафорой еще тоньше, так как они входят в одну группу тропов:

Метафора характеризует слово либо выражение в переносном значении. Кроме того, она придает им большую выразительность. Эпитет же обозначает какую-то важную черту в описываемом им предмете или явлении.

Эпитет может быть несколькими частями речи. В любом случае он находится в рамках одного предложения с определяемым словом. Метафора же – только существительное, и конструкция, в которой она состоит, уже более сложная.

Эпитет – художественный прием, отражающий характеристику предмета или явления и его оценку автором. Метафора отличается тем, что выражает признак, характеризующий только авторскую оценку. Ее роль – в выделении общих черт предмета с каким-либо другим по его свойствам, сравнение и преподнесение в более эффектном варианте.

«тяжелый характер» (эпитет);

«костер рябины красной» (метафора).

Примеры эпитетов в литературе

Без использования эпитетов, как одних из самых выразительных и потому важных средств, невозможно представить русский язык и ни один текст литературного произведения. Без них не составить подробное мнение автора о каком-либо объекте, не создать полноценное признание в любви.

Вот яркие примеры вышесказанного из стихов и романов:

«Как соломинкой, пьешь мою душу.

Знаю, вкус ее горек и хмелен.

Но я пытку мольбой не нарушу.

О, покой мой многонеделен» (А. Ахматова);

«Ночь была свежая и неподвижно – светлая» (Л. Толстой);

«Льстивые ивы и травы поклонные,

Вольнолюбивого юношу – славьте» (М. Цветаева);

«Задумчивый и нежный мой край» (С. Есенин).


Метафора представляет собой скрытое сравнение. Принцип ее применения в русской речи заключается в переносе названия (описания) одного предмета на другое. Опираться при использовании метафор следует на сходства слуховых, зрительных, вкусовых и эмоционально-психологических восприятий. Кроме того, для грамотного применения этого тропа требуется определить внешние и внутренние особенности объекта или явления.

Метафора предполагает сравнение уже известного предмета с каким-либо новым объектом. При этом нужно выявить общие признаки, найти точки соприкосновения. Примеры могут быть следующими:

  • глубокое море (описание уже известного объекта) — море радости (новое явление, имеющие общее эмоционально-психологическое восприятие);
  • человек шепчет (уже известное понятие) — шепот волн (слуховое восприятие нового явления);
  • мрачный человек (существующее описание явления) — мрачная осень (новое эмоциональное восприятие понятия).

Подобных метафорических выражений в литературе огромное количество. При этом часть речи может быть любой: прилагательное, существительное, наречие.

Таким образом, скрытое сравнение — основной критерий, который позволяет установить отличие эпитета и метафоры. Это первый признак, по которому можно распознать рассматриваемый троп в русском языке.

Понятие эпитета

Эпитет является средством выразительности и представляет собой образное определение какого-либо предмета или явления. Ни одно литературное произведение не обходится без применения этой тропы. Эпитет позволяет придать тексту красочный оттенок. В большинстве случаев троп отвечает на вопрос «какой? (предмет, явление, действие)».

Примерами эпитетов могут служить такие словосочетания, как «золотые руки», «синеющие лужи», «строчечный фронт» и так далее. Применение этого тропа чаще можно встретить в стихотворениях, в том числе известных поэтов, например, А. С. Пушкина:

Повеселись, мой верный меч,

Повеселись, мой конь ретивый!

Автор, используя средство выразительности, представляет читателю картину, красочность которой получена посредством его эмоционального восприятия. Эпитет в данном случае делает строки более выразительными и наполненными чувствами.

Сравнительные характеристики

Определение рассматриваемых понятий и их основные характеристики позволяют установить, чем отличаются метафоры от эпитетов. Выделяется несколько отличительных признаков:

  1. Характер и цель средства выразительности. Метафорическое выражение предполагает скрытое сравнение. Это непрямое выражение соотношения двух понятий, действий или явлений. Образное определение не может быть преобразовано в сравнение, оно придает тексту красочности, повышает его эффектность. То есть оба тропа делают речь ярче, но отличаются по способу выражения.
  2. Конкретика. Метафорическое средство выразительности носит ассоциативный характер, связь между сравниваемыми предметами не просматривается, ее может не быть совсем. Эпитет, напротив, описывает конкретный объект, даже если восприятие какого-либо явления открывается с неожиданной стороны.
  3. Части речи. Эпитет чаще всего выражается прилагательным, реже в форме наречия или существительного-приложения. Метафора имеет более широкий диапазон, охватывая все части речи.

Кроме того, метафорические конструкции по строению более сложные. Они могут включать в себя непосредственно эпитетные прилагательные либо состоять сразу из нескольких частей речи.


Когда употребляют старое слово, то часто оно
идет к разуму по каналу, который прорыт еще
азбукой; метафора же пролагает себе новый путь
и часто пробивается по нему. (Г.Лихтенберг)

Для начала небольшое объявление. Я завел блог. Так что все желающие могут высказываться в нем «по существу». Единственная просьба – все благодарности и персональную критику присылайте мне по e-mail-у. А в блоге пишите то, что может быть интересно и полезно для других. Т.е. исправление ошибок и неточностей в выпусках, дополнение, идеи для других выпусков, ссылки на интересные ресурсы, полезные источники, интересные вопросы и т.д. По результатам ведения блога можно будет принимать решение о запуске сайта (если наберется «компания заинтересованных лиц»).

В прошлом выпуске я привел небольшой рассказ Виктора Пелевина «Мост, который я хотел перейти». Вроде бы простая и понятная метафора. Однако реакцию на Пелевина трудно заранее предугадать. У меня к прошлому выпуску были свои претензии – «съехало» форматирование, поэтому часть абзацев «перескочили со своего места». Как говорил В.Черномырдин «хотел как лучше, а получилось как всегда» :). Но «непонимание» Пелевина возникло по другому поводу.

Вот отрывок из письма, которое я получил:

Меня шокировало то, что Виктор Пелевин, а Вы в свою очередь повторили, назвав людей, которые сидели по разным причинам в ГУЛАГАХ - зеками. Что Вы себе позволяете? Или Ваш ограниченный ум "думает", что в местах лишения свободы, подобно ГУЛАГУ, сидели только лица совершившие преступления такие как убийство, кража, воровство и т.д. А не читали ли Вы, узколобые знатоки метафор, что зачастую в ГУЛАГАХ сидели невинные жертвы репрессий палача Сталина, Берия.

У многих людей есть "свои больные темы". Возможно, этот человек в чем-то по-своему прав. Хотя я до этого не сталкивался с тем, что слово "зек" - ругательное. Специально проверил - Солженицын его часто использовал :).

Хотя, честно говоря, мне в творчестве Пелевина не совсем нравится то, что он относительно часто использует «тюремные метафоры». Однако это не сильно сказывается в процессе чтения, но мозг отмечает некоторые моменты. Т.е. я несколько младше Пелевина, меньше прожил «при советской власти», возможно меньше повидал… Но у меня нет ощущения, что «мы все жили в зоне». Может, я просто не сталкивался с этим. Ведь каждый пишет в соответствии со своим жизненным опытом, своими переживаниями, своим взглядом на мир. У Пелевина вообще много метафор. Он любит «поиграть словами». Где-то у него лучше получается, где-то хуже. Почему бы и на «тюремную» тему ему что-то не написать? Он же не документальную повесть пишет, и не исторический роман.

Мне одна читательница писала про «слова, которые действуют как проклятье». Обиженный читатель столкнулся со словами, которые для него являются «табу» или «неполиткорректными». Это немного выбивается из темы нашей рассылки. Но с метафорами так часто бывает – не все могут воспринимать «метафорическое мышление». Тут ведь нужно «домысливать», понимать, что автор совсем не призывает к насилию, как это может показаться в некоторых притчах, например в притчах про наказание невиновного или казнь ребенка у Владимира Тарасова в его «Принципах жизни». С этим непониманием я уже тоже сталкивался.

А сейчас я хочу привести несколько афоризмов про метафоры (примеры и сравнения).

Быть может, всемирная история всего лишь история нескольких метафор. (Борхес, Хорхе Луиc)

Язык не может обойтись без пространственных метафор. (Деррида, Жак)

Метафора гораздо умней, чем ее создатель, и таковыми являются многие вещи. (Лихтенберг, Георг Кристоф)

Метафора или поясняет мысль, или заменяет ее. В первом случае метафора - поэзия, во втором - риторика или красноречие; красноречие есть подделка и мысли, и поэзии. (В.Ключевский)

Родная дочь воображения - метафора, рожденная порою в быстром всплеске интуиции, освященная тревожной и медленной мукой предугаданья. (Г.Лорка)

Сравнение употребляется или чтобы, сравнивая худшую вещь с лучшей, покоазать, как хороша описываемая вещь, или, сравнивая необыкновенную вещь с обыкновенной, чтобы дать о ней ясное понятие. (Л.Толстой)

Примеры полезнее наставлений. (-- )

Слова волнуют, примеры влекут. (--)

Пример действует сильнее угрозы. (Корнель, Пьер)

Люди уходят, примеры остаются.

Два всадника, сидя на одном коне, дерутся друг с другом - прекрасная аллегория государственного устройства!

Сравнивай свои желания с желаниями других и делай для себя выводы - вот простой способ учиться в этом мире. (Хун Цзычэн)

И, напоследок, раз уж всплыл этот разговор про «зеков», я хочу привести стихи А.Розенбаума:

Меня не посадить
Меня не посадить - я это твёрдо знаю,
Пусть отдохнут пока "казённые" дома.
Меня не посадить, хотя давно пугают,
Меня не посадить - я сам себе тюрьма.

Я сам себе тюрьма, нет камеры надёжней,
Давно томится в ней души моей рассказ.
Меня не посадить, хоть это так возможно,
Меня не посадить ни завтра, ни сейчас.

Я сам себе тюрьма, я на воде и хлебе,
И самого себя мне не освободить.
Меня не посадить на суше или в небе,
На море иль в горах - меня не посадить.

Но, как в решётке, вдруг забьётся ночью сердце
О рёбра, что его отринули от дня,
Когда оно болит и дверь открыта смерти,
Я точно знаю, им не посадить меня.

И вспомнив всё тепло, что я собрал по крохам,
И холод остальных беспечно извиня,
Сведённым ртом шепну с последним хриплым вздохом:
"Я всё-таки был прав - не посадить меня".
(А.Розенбаум)

И, совсем напоследок - Омар Хайям:

Не смыслящий в делах аллаха, ты – ничто.
Пылинка на ветрах Аллаха, ты – ничто.
Из пустоты возник и в пустоту вернешься.
Вокруг тебя – ничто. И сам ты в нем – ничто.
(Омар Хайям.)

Немного юмора.

В зоопаpке pебенок, возбужденно тыча пальцем на клетку с обезьянами, кpичит:
- Мама! Мама! Смотpи – программисты!
- Почему ты так решил?
- Они как папа! - не мытые, лохматые и мозоль на попе!!

3-х летний сын у мамы спрашивает
-мам а что это за животное?
-сына-это животное- твой отец ,обросший с момента подключения интернета!

- Любит, не любит, любит, не любит.
- Доктор, оставьте в покое мои зубы.

Другие мои рассылки:

Эта рассылка посвящена Умным мыслям, т.е. разнообразным идеям и мнениям, которые заставляют нас задуматься о важных вопросах и которые помогают нам найти наше место в жизни. Это афоризмы и притчи великих людей, цитаты и высказывания о различных сферах нашей жизни. Плюс - некоторые комментарии, заметки и попытки найти аналогии в психологии, социологии и просто жизненном опыте и в "современной действительности".

Рассылка предназначена для тех, кто любит читать книги, отслеживает появление книжных новинок и часто задает себе вопрос что почитать?

В этой рассылке Вас будут знакомить с лучшими находками на необъятных просторах интернета! Вы сможете оценить сайты, которые показались нам лучшими, интересными и полезными для нас, и возможно они будут интересны и Вам.


Метафоры в афоризмах

Кто я? Кто ты? Что этот мир? Кто и зачем творит зло? Один приходит в мир, другой уходит. Вся жизнь - цепь мгновенных перемен. (Восточная мудрость)

Как две щепки встречаются в великом океане и, встретившись, расходятся, так встречаются и люди. (Восточная мудрость)

Не бойтесь потерять тех, кто не побоялся потерять вас. Чем ярче горят мосты за спиной, тем светлее дорога впереди. (Омар Хайям)

Служить царю - что лизать лезвие меча, обнимать льва, целовать змею. (Восточная мудрость)

Пока вы не научитесь управлять веслами, бесполезно менять лодку. (Шри Шри Рави Шанкар)

Говорить, не думая — это все равно что стрелять, не целясь. (Мигель Сервантес)

Опыт- самый лучший учитель, но плата за обучение чересчур велика. (Томас Карлейль)

Печально опираться на славу других, ибо с падением этих устоев рушится все здание. (Ювенал)

Каждый новый день - это новый предоставленный тебе шанс.

Счастливый шанс - как автобус: упустишь этот - придёт следующий.

Промедление - это могила, в которой хоронят отличные шансы.

Самые лучшие уроки мы получаем когда делаем ошибки, ошибка прошлого — мудрость будущего.

Мы должны использовать время, как инструмент, а не как диван.

Великим идеям нужны крылья - и надежное шасси.

Жизнь как покер, ты можешь выиграть с любым раскладом.

До встречи в следующих выпусках!
Александр.

Предлагаю подписаться на рассылки:

В рассылке публикуются деловые предложения предприятий и предпринимателей России и стран ближнего зарубежья. Деловое сотрудничество, поиск партнеров, представителей, дилеров. Поиск заказчиков и поставщиков. Продажа готового бизнеса. Поиск и предложение инвестиций. Информация о предприятиях и предпринимателях, готовых стать региональными представителями. Эффективные способы привлечения клиентов и увеличения продаж.

- Ты что, совсем без царя в голове?
- Неправда. Там конституционная монархия.
- Как это понимать?
- Царь вроде бы есть, но реальная власть у тараканов.

* * * * *
Демократия это одна из форм олигархической диктатуры.

* * * * *
Разница между российской и западной демократией совсем незначительная. Примерно, как между двумя стульями - твёрдым и жидким.

* * * * *
Социализм — это когда дураки не мешают умным заботиться о них.
Демократия — это когда дураки пытаются управлять умными.

* * * * *
Если шашлык на худых углях никак не зажарится, а кушать очень хочется, то он волею руководителей пикника объявляется готовым. Вот так и демократия в России.

* * * * *
Основателем демократии на Земле является Змей Горыныч, имевший три независимых друг от друга ветви власти.

Читайте также: