Афоризм знание сила акцент на опыт эмпирическое познание реального мира
Обновлено: 14.11.2024
Трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и еще больше таких, которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно. И эти то ложные сведения еще больше нас останавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем. А. И. Герцен
Знание есть сила, и против этой силы не устоят самые окаменелые заблуждения, как не устояла против нее инерция окружающей нас природы. А. И. Герцен
Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память. И. Гёте
Научиться можно только тому, что любишь. И. Гёте
Опыт — вот учитель жизни вечной. И. Гёте
Приобретать познания недостаточно еще для человека, надо уметь отдавать их в рост. И. Гёте
Теория, друг мой, сера, но зелено вечное дерево жизни. И. Гёте
Чего не понимают, тем не владеют. И. Гёте
Человек должен верить, что непонятное можно понять: иначе он не стал бы размышлять о нем. И. Гёте
Человек познает сам себя только в той мере, в какой он познает мир. И. Гёте
Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать. И. А. Гончаров
Доказывать человеку необходимость знания — это все равно, что убеждать его в полезности зрения. М. Горький
Знание — это абсолютная ценность нашего мира. Необходимо учиться, необходимо познавать. Непознаваемого — не существует, мы можем говорить лишь о том, что существует непознанное. М. Горький
Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но для того, чтобы научиться делать. М. Горький
Идя на смену отцам и матерям, на помощь старшим братьям и сестрам в их великом труде, молодежь должна неутомимо вооружаться знаниями. М. Горький
Нет оружия более острого, чем знание, основанное на трудовых процессах. М. Горький
Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооруженный знанием, — непобедим. М. Горький
Чем больше знает человек, тем он сильнее. М. Горький
Чтобы хорошо жить, надо хорошо работать, чтобы крепко стоять на ногах, надо много знать. М. Горький
Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему обществу. А. С. Грибоедов
Умственные занятия оказывают на человека такое благотворное влияние, какое солнце оказывает на природу; они рассеивают мрачнее настроение, постепенно облегчают, согревают, поднимают дух. В. Гумбольдт
Знание — спутник человеку на пути его любом. Д. Гурамишвили
Воспитание — дело совести; образование — дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эги вида познания дополняют друг друга. В. Гюго
Обучать народ — значит делать его лучше; просвещать народ — значит повышать его нравственность; делать его грамотным — значит цивилизовать его. В. Гюго
Истинное лекарство от всех страданий — это увеличение деятельности ума, души, что достигается увеличением образования. Ж. Гюйо
После хлеба самое важное для народа — школа. Ж. Дантон
Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться. Р. Декарт
Многие многознайки не имеют ума. Демокрит
Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. Демокрит
Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения. Демокрит
В духовной жизни, как и в практической жизни, тот, у которого знания держатся, всегда прогрессирует и имеет успех. У. Джеймс
Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства. Д. Дидро
Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. А. Дистервег
Неправильное знание хуже, чем незнание. А. Дистервег
Слабость ума и (обратите внимание) характера многих учеников и взрослых людей зависит от того, что они знают все кое-как и ничего как следует. А. Дистервег
Со знанием должно быть обязательно связано умение. Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое-что знает, но ничего не умеет. А. Дистервег
Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него. А. Дюрер
Образование — лицо разума. Кабус
Социализм — это общество науки и культуры. И чтобы быть достойным членом социалистического общества, надо много и хорошо учиться, надо много знать. М. И. Калинин
Ложная ученость хуже невежества. Невежество — это голое поле, которое можно возделать и засеять; ложная ученость — это поле, поросшее пыреем, который выполоть почти невозможно. Ч. Канту
Опыт берет большую плату за учение, но и учит он лучше всех учителей. Т. Карлейль
Ученость есть сладкий плод горького вина. Катон Старший
Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом зиаешь? Квинтилиан
Знании нужны в жизни, как винтовка в бою. Н. К. Крупская
То, что мы знаем, — ограниченно, а то, чего мы не знаем, — бесконечно. П. Лаплас
Без знания рабочие — беззащитны, со знанием они — сила! В. И. Ленин
Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше. В. И. Ленин
Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. В. И. Ленин
Наша школа должна давать молодежи основы знания, уменье вырабатывать самим коммунистические взгляды, должна делать из них образованных людей. В. И. Ленин
Нельзя себе представить идеала будущего общества без соединения обучения с производительным трудом молодого поколения. В. И. Ленин
Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы. В. И. Ленин
Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок. В. И. Ленин
Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок. Леонардо да Винчи
К знанию нет торных столбовых дорог: тут приходится каждому самому трудиться и взбираться наверх, как бы хорош ни был путеводитель. В. Либкнехт
Равномернее распределение просвещения представляет собой требование культуры. Лишь тогда, когда народ завоюет политическую власть, перед ним раскроются врата знания. Без власти нет знания для народа! Знание — сила! Сила — знание! В. Либкнехт
Быстрое накопление знаний, приобретаемых при слишком малом самостоятельном участии, не очень плодотворно. Ученость также может родить лишь листья, не давая плодов. Г. Лихтенберг
Быть человеком — значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас. Г. Лихтенберг
Великое искусство научиться многому — это браться сразу за немногое. Д. Локк
Ничто так человека не учит, как опыт. А. С. Макаренко
Настоящий конец образования дает только сама жизнь и сознательная самодеятельность каждого. Д. И. Менделеев
Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования. Д. И. Менделеев
И если справедливо, как это часто утверждают, что нельзя жить без веры, то последняя не может быть иной, как верой во всемогущество знания. И. И. Мечников
Я знавал множество людей, обладавших огромными познаниями и не имевших ни единой собственной мысли. У. Мизнер
Не представляю себе, как можно довольствоваться знаниями, полученными из вторых рук; хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью. М. Монтень
Нет стремления более естественного, чем стремление к знанию. М. Монтень
Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Ш. Монтескье
Те, которые любят учиться, никогда не бывают праздными. Ш. Монтескье
Человек стремится к знанию, и как только в нем угасает жажда знания, он перестает быть человеком. Ф. Нансен
Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет. И. П. Павлов
В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии. К. Г. Паустовский
Счастье дается только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями. К. Г. Паустовский
Что пользы в том, что ты многое знал, раз ты не умел применять твои знания к твоим нуждам. Ф. Петрарка
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта. Д. И. Писарев
Знание, и только знание делает человека свободным и великим. Д. И. Писарев
Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на обществе неизмеримо важнее первого. Д. И. Писарев
Общее образование есть скрепление и осмысление той естественной связи, которая существует между отдельной личностью и человечеством. Д. И. Писарев
Очень немногие люди, и притом только самые замечательные, способны просто и откровенно сказать: «не знаю». Д. И. Писарев
Круглое невежество — не самое большое зло; накопление плохо усвоенных знаний еще хуже. Платон
Так как человеческий ум может восторжествовать над слепой необходимостью, только познав ее собственные, внутренние законы, только побив ее собственной силой, то развитие знания, развитие человеческого сознания является величайшей, благороднейшей задачей мыслящей личности. Г. В. Плеханов
Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины. Протагор
Упражнение, друзья, дает больше, чем хорошее природное дарование. Протагор
Знание не есть нечто законченное, закристаллизовавшееся, омертвевшее, оно вечно создается, вечно движется. Д. Н. Прянишников
Лучше совсем не знать чего-либо, чем знать плохо. Публилий Сир
Чем выше человек восходит в познаниях, тем пространнейшие открываются ему виды. А. Н. Радищев
К знанию мы должны относиться так же, как и к пище. Мы не живем для того, чтобы знать, как не живем для того, чтобы есть. Д. Рескин
Главное не в том, чтобы накопить как можно больше знаний, — главное в том, чтобы это знание, великое или малое, принадлежало тебе одному, было вспоено твоей кровью, явилось бы детищем твоих собственных свободных усилий. Р. Роллан
Лучше узнать истину наполовину, но собственными силами, чем узнать ее целиком, но узнать с чужих слов и выучить, как попугай. Р. Роллан
Человека делает образованным лишь его собственная внутренняя работа, иначе говоря, собственное, самостоятельное обдумывание, переживание, перечувствование того, что узнает от других людей или из книг. Н. А. Рубакин
Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования. Н. А. Рубакин
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять в жизни. Н. А. Рубакин
Образованный человек — это человек, имеющий свое собственное миросозерцание, свои мнения о всех сторонах и областях окружающей его жизни. Н. А. Рубакин
Образованный человек видит разные стороны там, где человек темный не видит их, а видит лишь какую-нибудь одну и по ней судит о всех прочих. Н. А. Рубакин
Образованным и интеллигентным человеком можно назвать лишь такого, кто насквозь таков и проявляет свою образованность и интеллигентность и в крупном, и в мелочах, в обыденщине, и в течение всей своей жизни. Н. А. Рубакин
Знания — броня от всех бед. А. Рудаки
Талант и знанья — яркий свет, без них из тьмы исхода нет. А. Рудаки
Знать хорошее важнее, чем знать многое. Ж.-Ж. Руссо
Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев. Саади
Полезнее знать несколько мудрых правил, которые всегда могли бы служить тебе, чем выучиться многим вещам, для тебя бесполезным. Сенека Младший
Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным. К. Симонов
Что может быть вреднее человека, обладающего знанием самых сложных наук, но не имеющего доброго сердца? Он все свои знания употребляет во зло. Г. С. Сковорода
Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим. Сократ
Я знаю только то, что ничего не знаю. Сократ
В деле воспитания процессу саморазвития должно быть отведено самое широкое место. Человечество всего успешнее развивалось только путем самообразования. Г. Спенсер
Если знания человека в беспорядочном состоянии, то чем больше он имеет их, тем сильнее расстраивается его мышление. Г. Спенсер
Просвещение имеет своей целью воспитание характера. Г. Спенсер
Каждым день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания, считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим. К. С. Станиславский
Знание, пассивно усвоенное памятью без умения применять его на практике, — это еще совершенно мертвый балласт в наших плаваниях по житейскому морю. С. Г. Струмилин
Надо знать обо всем понемножку, но все о немногом. К. А. Тимирязев
Никто так не ошибался в своих предсказаниях, как пророки ограниченности человеческого знания. К. А. Тимирязев
Знание — орудие, а не цель. Л. Н. Толстой
Знание без нравственной основы — ничего не значит. Л. Н. Толстой
Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека. Л. Н. Толстой
Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. Л. Н. Толстой
Мудрость не в том, чтобы знать как можно больше, а в том, чтобы знать, какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны. Л. Н. Толстой
Не стыдно и не вредно не знать. Всего знать никто не может, а стыдно и вредно притворяться, что знаешь, чего не знаешь. Л. Н. Толстой
Ошибочно думать, что многознание есть достоинство. Важно не количество, а качество знания. Л. Н. Толстой
Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания. Л. Н. Толстой
Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению. Н. А. Умов
Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь прямо в глаза своему незнанию. К. Д. Ушинский
Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума — в знании. Фалес
Опытность — это школа, в которой уроки стоят дорого, но это — единственная школа, в которой можно научиться. Б. Франклин
Любознательность создает ученых и поэтов. А. Франс
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. А. Франс
Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями. Н. Г. Чернышевский
Не нужно доказывать, что образование — самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны. Н. Г. Чернышевский
Три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова. Н. Г. Чернышевский
Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед. А. П. Чехов
Наше дело — учиться, стараться накоплять возможно больше знаний, потому что серьезные общественные течения там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании. А. П. Чехов
Нужны умные, образованные люди; по мере приближения человечества к лучшей жизни число этих людей будет увеличиваться, пока они не составят большинства. А. П. Чехов
Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитать сердце. Ф. Шиллер
Образование — лучший страж свободы, чем развернутая армия. Э. Эверетт
Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить. Т. Эдисон
Знание существует для того, чтобы его распространять. Р. Эмерсон
Все люди в равной мере имеют право на образование и должны пользоваться плодами науки. Ф. Энгельс
От уз телесных природа освобождает смертью, как от бедности — богатством, но от уз духовных одною добродетелью — знанием, учением и трудом. Эпиктет
Мудр — кто знает нужное, а не многое. Эсхил
Всякое знание лишь тогда имеет ценность, когда оно делает нас энергичнее. Й. Этвеш
Только то знание делается нашим зрелым достоянием, когда мы приходим к нему, добываем его сами. Якуб Колас
Цитата дня
Жизнь человеческая умножается на сумму сбереженного времени. Ф. Коллиер о времени
Познание подобно морю: тот, кто барахтается и плещется на поверхности, всегда больше шумит и потому привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга, без лишнего шума проникающий в поисках сокровищ до самого дна неизведанных глубин.
Автор неизвестен
Чего не знаешь, то всегда преувеличиваешь.
(с) Альбер Камю
Если только знать, но не действовать, то это равносильно неученью.
Всё исследуй, давай разуму первое место.
Ум - бог каждого.
(с) Гераклит
Научитесь говорить "Я не знаю", и это уже будет прогресс.
(с) Маймонид
Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно.
(с) Конфуций
Тот, кто щеголяет эрудицией или учёностью, не имеет ни того, ни другого.
(с) Эрнест Хемингуэй
Мудрость или знание и есть благополучие.
Сколько книг ни читай, а императором не станешь.
(с) Мао Цзэдун
Что есть глаза для тела, то и познание для духа.
Теория без практики и практика без теории есть ничто.
(с) Протагор
Чем более читаете, не размышляя, тем более уверяетесь, что много знаете, а чем более размышляете, читая, тем яснее видите, что знаете ещё очень мало.
Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног.
(с) Жозеф Жубер
Единственное лекарство против суеверия - это знание.
(с) Генри Бокль
Знание. беспредельно. оно совершенно противоположно вере.
Кто больше знает, тот больше страдает. Не есть ли древо науки - древо жизни?
(с) Джордж Гордон Байрон
О человеке нужно судить не по тому, чего он не знает, а по тому, что он знает.
Автор неизвестен
Есть три вида умных людей: первые столь умны, что, когда их называют умными, это выглядит справедливым и естественным; вторые достаточно умны, чтобы отличить правду от лести; третьи скорее глупы, ибо всё принимают на веру.
(с) Джон Фаулз
Книжная учёность - украшение, а не фундамент.
(с) Мишель де Монтень
Правописание не создаёт гениев.
(с) Стендаль
То, что мы знаем, - ограничено, а то, чего мы не знаем, - бесконечно.
(с) Пьер-Симон Лаплас
Вселенная для знаний необъятна.
(с) Д.Г. Байрон
Знания бывают двух видов: мы сами знаем предмет, или же знаем, где найти о нём сведения.
(с) Сэмюэл Джонсон
Для того, кто не знает, всё возможно.
(с) Кристоф Мартин Виланд
Ум, несомненно, первое условие для счастья.
Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума - в знании.
(с) Фалес Милетский
Знание есть сокровище, но хранитель его - разум.
(с) Уильям Пенн
Если в глазах человека светится ум, вам туда не попасть.
(с) Авессалом Подводный
Душа, в которой отсутствует мудрость, мертва. Но если обогатить её учением, она оживёт, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь.
(с) Абу-ль-Фарадж
Наши знания есть сумма того, чему мы научились, и того, что мы забыли.
(с) Мария Эбнер-Эшенбах
Ты никогда не будешь знать достаточно, если не будешь знать больше, чем достаточно.
(с) Уильям Блейк
Если бы ты знал то, что знаю я, ты бы не мог знать того, что ты знаешь.
Знания можно назвать одним из самых сильных инструментов для изменения реальности; применённые в правильном месте и в правильное время они способны помочь вам решить самые разные проблемы, независимо от их величины. К примеру, некоторые знания могут наделить вас властью над теми, кто этими знаниями обделён, особенно если доступ других людей к этим знаниям ограничен, правда, чтобы получить такие знания, вам самим нужно очень постараться. О том, какие возможности дают знания, как получать их и как использовать, вы отчасти сможете узнать из цитат известных людей о знаниях, итак, вот они.
Мудрые цитаты о знаниях:
Конечно, как вы могли понять из цитат о знаниях, сами по себе знания не могут решить все ваши проблемы, ведь это просто информация, которую вы храните в своей голове или на каком-либо носителе. Чтобы знания могли помочь вам в решении стоящих перед вами задач, вам необходимо уметь ими пользоваться, то есть, вам потребуется приложить некоторые усилия, чтобы получить ещё более драгоценный, по сравнению со знаниями, опыт, и, как следствие, начать пожинать плоды своего труда. Успехов вам и всего наилучшего!
Другие цитаты и фразы на сайте:
1. Цитаты и фразы о судьбе
2. Цитаты и фразы о выборе
3. Цитаты и фразы о долголетии
4. Мотивирующие цитаты о тяжёлой работе
5. Сборник вдохновляющих цитат об осознанности
Похожие статьи из раздела "Разное":
1. Подсознание – ключ к максимизации вашего жизненного потенциала
2. Сознание – ключ к вашей силе разума
3. Ясность через контрастность
4. Техники осознания себя во сне
5. Техника прямого осознания себя во сне
Родоначальником эмпиризма, всегда имевшего своих приверженцев в Великобритании, был английский философ Френсис Бэкон (1561-1626).
Ф. Бэкон был уверен, что цель научного познания не в созерцании природы, как это было в Античности, и не в постижении Бога, согласно Средневековой традиции, а в принесении пользы и выгоды человечеству. Прямым виновником разрыва единства между теоретической и практической деятельностью, между философией и естествознанием Бэкон считал теологию. Разрыв науки истеологией - вот главная задача, решению которой Бэкон посвятил свою философскую деятельность. Он считал, что только решительное освобождение научного познания от оков теологии сможет вернуть наукам их действительную силу, вдохнуть в них жизнь, разжечь огонь творческого воодушевления. Наука - средство, а не цель сама по себе. Человек же - властелин природы, таков лейтмотив философии Бекона. “Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом”. Иными словами, чтобы подчинить себе природу, человек должен изучить ее законы и научиться использовать свое знание в реальной практике. Именно Бэкону принадлежит знаменитый афоризм “ЗНАНИЕ - СИЛА!”. Призывая людей, вооружившись знаниями, подчинить себе природу Ф. Бэкон восставал против господствующей в то время схоластической учености и духа самоуничижения человека. В силу того, что основой книжной науки, как уже говорилось, была выхолощенная и абсолютизированная логика Аристотеля, то Бэкон отказывается и от авторитета Аристотеля. “Логика, - пишет он, которой теперь пользуются, скорее служит укреплению и сохранению ошибок, имеющих свое основание в общепринятых понятиях, чем отысканию истины. Поэтому она более вредна, чем полезна”. Он ориентирует науку на поиск истины не в книгах, а в поле, в мастерской, у кузнечных горнов, одним словом, в практике, в непосредственном наблюдении и изучении природы. Знание, не приносящее практических плодов, Бэкон считает ненужной роскошью.
“Опыт” - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. “Самое лучшее из всех доказательства есть опыт”, - пишет Бэкон. Он выделяет главные методы познания, “один воспаряет от ощущений и частностей к более общим аксиомам. Другой же - выводит аксиомы из ощущений “
Это не что иное, как индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному). Заслуга Бэкона в философском обосновании индукции. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция - это идеал познания, она означает, что собраны абсолютно все факты, относящиеся к области изучаемого явления. Нетрудно догадаться, что это задача сложная, если не сказать недостижимая, хотя Бэкон верил, что со временем наука решит эту задачу; поэтому в большинстве случаев люди пользуются неполной индукцией. Это означает, что обещающие выводы строятся на материале частичного или выборочного анализа эмпирического материала, но в таком знании всегда сохраняется характер гипотетичности. Бэкон выдвинул идею составления 3-х таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия, и промежуточных ступеней. Если - возьмем любимый Бэконом пример - кто-то хочет найти формулу тепла, то он собирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять все то, что с теплом не связано. Во второй таблице он собирает вместе случаи, которые подобны случаям в первой, но не обладают теплом. Например, в первую таблицу могут быть включены лучи солнца, которые создают тепло, во вторую лучи, исходящие от луны или звезд, которые не создают тепла. На этом основании можно выделить все те вещи, которые наличествуют, когда тепло присутствует, наконец, в третьей таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в различной степени. Используя эти три таблицы вместе мы можем, согласно Бэкону, выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а именно - по мысли Бэкона - движение. В этом проявляется принцип исследования общих свойств явлений, их анализ.
В конце своей жизни Бэкон написал книгу об утопическом государстве "Новая Атлантида". В этом произведении он изобразил будущее государство, в котором все производительные силы общества преобразованы при помощи науки и техники. В нем Бэкон описывает различные удивительные научно-технические достижения, преображающие жизнь человека: здесь и комнаты чудесного исцеления болезней и поддержания здоровья, и лодки для плавания под водой, и различные зрительные приспособления, и передача звуков на расстояния, и способы улучшения породы животных, и многое. Некоторые из описываемых технических новшеств осуществились на практике, другие остались в области фантазии, но все они свидетельствуют о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума. На современном языке его можно было бы назвать технократом, т.к. он полагал, что все современные ему проблемы можно решить с помощью науки.
Несмотря на то, что он придавал большое значение науке и технике в жизни человека. Бэкон считал, что успехи науки касаются лишь "вторичных причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый Бог. При этом Бэкон все время подчеркивал, что прогресс естествознания, хотя и губит суеверия, но укрепляют веру. Он утверждал, что "легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии". Исследуя вопрос о душе, он разделил её на две части: божественную и чувствующую. «Чувствующая душа» по его мнению, имеет материальное происхождение от вещественных элементов и родственна душе животных. Однако между душой животных и душой человека и душой животных существует качественное различие: материальная чувствующая душа человека - орган сознания, орган ощущения, мысли. Разум, воображение, память, желание, воля - способности чувствующей души. Главное ее местопребывание - голова и нервная система человека. Нервная система представляет проводные пути для деятельности чувствующей души.
Читайте также: