Афоризм и его роль в публичной речи цитирование

Обновлено: 27.11.2024

Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть такие понятия как «афоризм», «крылатое слово», «пословица» и «поговорка», познакомиться с наукой, изучающей данные выражения, установить источники их возникновения, изучить роль афоризмов на основе комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Также мне интересно выяснить, знакомы ли мои одноклассники с терминами «крылатые слова» и «афоризмы», знакомы ли они с такими выражениями из комедии А.С.Грибоедова и употребляют ли афоризмы в своей речи.

ВложениеРазмер
Научно-исследовательская работа «Выразительная роль афоризмов в художественных произведениях и речи современной молодежи» 1019 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Выполнил ученик 9 класса МБОУ ОШ с. Вареж Сергеев Дмитрий « Выразительная роль афоризмов в художественных произведениях и речи современной молодежи»

Цели исследования: рассмотреть такое понятие как «афоризм» познакомиться с наукой, изучающей данные выражения, изучить роль афоризмов на основе комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», выяснить, знакомы ли мои одноклассники с терминами «крылатые слова» и «афоризмы», знакомы ли они с такими выражениями из комедии А.С.Грибоедова и употребляют ли афоризмы в своей речи. Актуальность : изучая афоризмы и зная их значение, человек обогащает свою речь.

Исследую объект предмет Афоризмы из комедии «Горе от ума» Литература по теме Ученики школы Работники школы

Теоретическая часть Афори́зм — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми. Фразеология (от греч. phrasis-выражение, logos-учение) совокупность устойчивых идиоматических выражений, например: работать спустя рукава, зайти в тупик. раздел языкознания, который изучает подобные выражения (они называются фразеологическими единицами или фразеологизмами).

Практическая часть Выборка афоризмов из комедии «Горе от ума» Результаты социологического опроса Их толкование

Афоризмы из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». «Горе от ума» А. С. Грибоедова – выдающееся произведение русской литературы, которое буквально сразу после его создания было разобрано на цитаты. Самые меткие выражения стали крылатыми и используются в качестве поговорок и афоризмов.

Классификация афоризмов из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Социологический опрос 1 группа – учащиеся начальной школы (16 человек), 2 группа – учащиеся 5-8 классов (18 человек), 3 группа – учащиеся 9 класса и работники школы (15 человек). Вопросы: Что такое афоризм? Как называется наука, изучающая устойчивые сочетания речи, в том числе афоризмы? Из произведений какого автора афоризмы «А Васька слушает, да ест», «А воз и ныне там», «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь»? Из какого произведения афоризмы «Счастливые часов не наблюдают», «Шел в комнату, попал в другую», «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?

выборка материала из текстов сравнительный метод обобщение полученных знаний опрос сверстников изучение теоретических источников Методы исследования МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Практическая значимость привлечение внимания к проблеме изучения языка, применения выводов и материалов исследования в жизни, применение на уроках русского языка и факультативах по предмету, а также во внеклассной работе по теме «Культура речи».

СЛОВАРИК афоризмов из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная школа с.Вареж СЛОВАРИК афоризмов из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Автор: Сергеев Дмитрий, ученик 9 класса МБОУ ОШ с.Вареж

Литература Н.С.Ашукин, М.Г.Ашукина Крылатые слова: Литературные цитаты; Образные выражения – М.: Худож. Лит., 1988 В.В.Бабайцева Русский язык. Теория. 5-9кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2008 А. С. Грибоедова «Горе от ума»: Комедия.- М.:Дрофа: Вече, 2002 Т.В.Розе Фразеологический словарь для детей.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014 О.Д.Ушакова Пословицы, поговорки и крылатые выражения: словарик школьника - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009 В.П.Фелицына, Ю.Е.Прохоров Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: лингвострановедческий словарь - М.: Издательство «Русский язык», 1979

Меткие афоризмы и остроумные цитаты можно образно назвать драгоценным строительным материалом публичного выступления. Их задача - мобилизовать внимание аудитории, привлечь ее симпатию. В древности подобный прием именовали captatio benevolentiae, то есть попыткой снискать доброжелательное расположение зала.

Удачная формулировка великого мыслителя, приведенная в нужный момент, избавит выступающего от необходимости подробно объяснять свою мысль. Однако злоупотреблять цитатами опасно: слушатели могут решить, что самому оратору сказать нечего.

Имеются и другие правила успешного цитирования

  • Громоздкие фразы плохо воспринимаются на слух. Чем короче афоризм или цитата, тем легче их поймет каждый сидящий в зале.
  • Даже если фраза крайне уместна и полностью согласуется с темой, повторять ее несколько раз не стоит.
  • Архаичные стихотворные строки и проза, в которой много устаревших слов, непривычны современному уху. "Переваривать" такие цитаты сложно.
  • Не нужно растолковывать аудитории смысл высказывания: людей это может оскорбить. Если оратор сомневается, что фраза будет всем понятна, лучше выбрать менее сложную и более универсальную цитату.
  • Не слишком уместны такие вступления: "Еще великий Демосфен говорил. ". Прокомментировать цитату следует лаконично и без претенциозности: "Как говорил Демосфен. ". Аудитории не должно показаться, что оратор "умничает", кичится собственной образованностью.
  • Если самому лектору приводимая в качестве примера чужая мысль не близка и не особенно понятна, зал сразу же почувствует неискренность.

Нельзя забывать о том, что даже проверенная временем формулировка способна создать в ходе выступления двусмысленную, не совсем деликатную ситуацию.

  • Цитата может быть крайне убедительной, но от нее следует отказаться, если оратору точно не известно, что представляет собой автор высказывания.

Например, речь предназначена дамам, которые занимаются бизнесом, а лектор цитирует Шопенгауэра - известного женоненавистника. Как следствие - неловкое положение, причем для обеих сторон. Гладить аудиторию "против шерсти" опасно: потерять расположение слушателей в подобном случае очень легко.

А вот отказываться от фраз, идущих вразрез с концепцией лекции или доклада, не нужно. Пусть цитата станет контраргументом, а ее автор - оппонентом докладчика. Обыграть чужую мысль можно красиво и грамотно, спор с авторитетным противником поможет оратору оживить речь. "Афоризм, который вызывает живое возражение, - утверждал Йоахим Гюнтер, - почти так же точно бьет в цель, как и тот, который встречает полное согласие".

Итак, подбор удачной цитаты или меткого афоризма, а также их верное использование в своей речи - важные шаги к истинному ораторскому мастерству. Насколько отточенным оно станет, зависит от оратора.

Почему эти выражения запомнились людям? Вовсе не потому, что они были произнесены известными людьми. Этим же ораторам принадлежит много фраз, которые не сохранились в нашей памяти. Видимо, человечество запоминает лишь самые смелые и неожиданные изречения. Кроме того, подобные фразы ярко и метко подчеркивают основную мысль выступления. Чтобы войти в историю, они также должны быть сказаны с неподдельными эмоциями. Большинство из нас не могут сравниться с Черчиллем или Кеннеди, но мы можем украсить нашу речь запоминающейся и уместной фразой, которая оживит наше выступление. Кроме того, цитаты усиливают авторитет оратора, который является одним из компонентов рецепта успеха в ораторском искусстве. Следовательно, любому оратору, особенно начинающему, полезно знать правила цитирования.

1. Определение основной идеи.

Это первое правило цитирования. Запишите одним предложением основную мысль вашего выступления. Так вы сможете сосредоточиться на содержании речи. Конечно, ваша меткая фраза не будет перефразировать смысл речи, но прозвучит более убедительно, если будет тесно с нею связана. Возможно, это поможет сделать выступление более ярким и драматичным. А именно таким оно должно стать после того, как вы закончите курсы ораторского мастерства Спикерклуб.

2. Выбор идеальной формулировки.

Это второе правило цитирования. На этом этапе необходимо подобрать правильные слова, исключить лишнюю информацию и добиться краткости. Фраза должна быть такой, чтобы все запомнили и повторяли, а кроме того, способной пробудить воображение аудитории. Предположим, кто-то выступает с речью о пчеловодстве. Специально подготовленная фраза может быть такой: «Наш мед местного производства, потому что пчелы путешествуют на пять километров во всех направлениях, собирая нектар с растений». Наиболее важным здесь является слово «местный», но оно раскрыто не до конца. Возможно, изменив порядок слов, мы сможем сделать предложение более удачным. Или даже лучше разделить предложение на два, включив во вторую часть основную идею нашей «крылатой» фразы: «Чтобы собрать мед для вашего стола, пчелы путешествуют на пять километров во всех направлениях, собирая нектар растений. Вот почему наш мед действительно местного производства».

3. Выразительность при употреблении цитаты.

Это, пожалуй, главное правило цитирования. Во время своего единственного путешествия в США, Оскар Уайльд сказал офицеру таможни: «Мне нечего декларировать, кроме моей гениальности». Если бы он произнес эти слова тихо и монотонно, высказывание не было бы столь памятным. Поэтому произнесение нашей специальной фразы нужно тщательно продумать. Сделайте паузу и соберитесь с мыслями. После того, как фраза будет произнесена, отделите ее паузой от последующих слов. В это время аудитория сможет оценить смысл сказанного. Переместитесь на другое место на сцене, заполнив собой больше пространства на ней. Подчеркните ключевые слова. Сделайте ваше лицо как можно более выразительным, используйте жесты. Закончить выступление можно словами, которые будут повторять основную мысль речи и специально подготовленной фразы.

Использование цитат – непростая задача, но если вы будете придерживаться описанных выше правил цитирования, слушатель отблагодарит вас за старания и проявленное красноречие.

Речь дается многим, но мудрость редким. Катон Старший

Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно. Ф. Ларошфуко

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить. Вольтер

Сердце и богатое воображение — вот источники красноречия. Элиза Генар

Хорошо говорить — значит просто хорошо думать вслух. Ренан Ж.

Источник красноречия — в сердце. Джон Стюарт Милль

Красноречие есть искусство выражать мысли других. Эдуар Эррио

Красноречие высоко ценится в демократических государствах, сдержанность и благоразумие — в монархиях. Эдмунд Бёрк

Болтливый человек — это распечатанное письмо, которое все могут прочесть. Пьер Буаст

В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов. Франсуа VI де Ларошфуко

Уровень проповеди имеет мало общего с высотой амвона.
Веслав Брудзиньский

Красноречие есть искусство покорять умы. Платон

Кто красноречив от природы, тот иной раз говорит великие истины с такой ясностью и краткостью, что большинство людей не думает, чтобы в них была глубокая основательность. Люк де Клапье Вовенарг

Одно слово, один жест — вот все красноречие полководца. Альфонс де Ламартин

Есть мужчины, красноречием превосходящие женщин, но ни один мужчина не обладает красноречием женских глаз. Карл Юлиус Вебер

Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием. Марк Туллий Цицерон

Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно. Франсуа VI де Ларошфуко

Дар красноречия есть необходимое условие приятного собеседника; но в не меньшей степени ему необходима и способность хорошо слушать. Автор неизвестен

Красноречие есть искусство сказать хорошо только то, что следует. Автор неизвестен

Красноречие, отвлекая внимание на себя, наносит ущерб самой сути вещей. Мишель Эйкем де Монтень

Красноречие — это искусство управлять умами. Тролон Р.

Красноречие — это искусство льстить с достоинством. Шарль Ремюза

Поэтическое творчество есть игра чувства, руководимая рассудком, красноречие — дело рассудка, оживляемого чувством. Иммануил Кант

Говорить кстати лучше, нежели говорить красноречиво. Бальтасар Грасиан

Источник красноречия — в сердце. Джон Стюарт Милль

Красноречие есть искусство покорять умы. Платон

Величайшее из достоинств оратора — не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. Цицерон

Ораторское искусство немыслимо, если оратор не овладел в совершенстве предметом, о котором хочет говорить. Цицерон

Читайте также: