Японская притча о детях

Обновлено: 19.04.2024

— Отец, тебя отвёл в этот монастырь твой отец, не спрашивая тебя, хочешь ли ты учиться именно там. Но являлся ли этот монастырь лучшим для тебя?

Отец нахмурился, не понимая, к чему клонит сын. А он продолжил:

— Я хочу получить лучших учителей, а для этого мне нужно посмотреть, что могут предложить разные монастыри.

Нахмурился отец. Он-то никогда не считал, что у него были плохие учителя. Всю жизнь он был добрым воином. Но случается, что дети не покоряются отцам. Пожал плечами самурай:

— Что ж, ступай, делай по своему усмотрению!

Юноша пришёл в первый монастырь, его приняли в учение. Но спустя всего несколько месяцев он покинул этот монастырь и отправился в следующий. Там юноша честно рассказал о том, что уже кое-чему успел научиться, но ему не понравились особенности техники, которым учили его в оставленном монастыре.

— Я желаю постичь то учение, которому учат у вас! — заявил юноша.

Подумав, монахи приняли его. Но спустя несколько месяцев юноша оставил и этот монастырь, пришёл в третий. Там он уже рассказывал о том, что знает два направления воинского учения, и хотел бы постичь третье.

Надо ли говорить, что через несколько месяцев юноша уже стучался в двери следующего монастыря?

Настоятель этого монастыря внимательно выслушал молодого человека, а потом пригласил его в монастырский двор, где насыпал на дорожку три полосы песка: чёрного, белого и красного.

— Вот — те учения, которым учат в трёх монастырях, которые ты покинул.

Потом настоятель провёл ладонью по насыпанным цветным полоскам песка, смешивая их между собой. Получилась однородная бурая масса.

— А это — то, что осталось у тебя после короткого учения в этих монастырях.

Похожая притча

В одном из горных монастырей обучался маленький мальчик. Был он не только самым юным в монастыре, но и очень небольшого роста, тонкий в кости и лёгкий.

Ребёнок знал, что он слабее остальных своих товарищей, и очень от того переживал. Но это не мешало ему стараться в учении и быть хорошим другом всем тем, кто делил с ним тяготы обучения и молитв.

Однажды наставник решил проверить, насколько хорошо обучаются воспитанники. Было среди испытаний упражнение, в котором ученик должен взобраться на высокую перекладину, установленную между двумя опорами, и сломать её.

Вот в очередной раз треснула перекладина. В очередной раз установили на опоры новую. Ученики переглянулись между собой и начали по одному взбираться на перекладину и повисать на ней на руках. Когда шестеро послушников взобрались на перекладину, они позвали самого маленького:

Самый маленький ослушник удивился, но взобрался на опору и повис на перекладине. Тут-то дерево и треснуло, хотя послушник был самым маленьким и уж точно не сильнее остальных.

Похожая притча

Нельзя сказать, что японцы преуспели в воспитании детей, а мы, россияне, как всегда понадеялись на русский авось, и остались ни с чем. И теперь у них все прекрасно, а мы, как обычно - в яме. Финансовой, культурной.

Каждая семья уникальна, в ней - свой особенный климат. Родители, естественно, вносят вклад в формирование новой личности, но их влияние - не единственное. Есть еще и друзья, соседи, педагоги.

Тем не менее, у японского народа есть 2 категоричные пословицы о том, как следует воспитывать детей. Это ни в коем случае не инструктаж, а скорее, слова, над которыми интересно подумать, проанализировать свою жизнь и судьбы своих знакомых.

О благополучие семьи

На Youtube очень популярны такие ролики: репортер подходит к "золотой молодежи" Питера и Москвы, и просит перечислить бренды и цены их одежды. Звучат миллионные ценники. Сложно поверить в то, что кто-то носит штаны по цене квартиры. Но у богатых свои причуды.

Репортер спрашивает: деньги откуда?

А ребята отвечают: папа карточку дал.

Смотрю на их лица и понимаю, что они кайфуют от жизни, от того, что могут позволить себе то, что не могут другие. Появляется ощущение избранности, элитарности. Но тратить деньги куда проще, чем их зарабатывать. Особенно, рутинным трудом.

Хотя, в нашей стране, штаны за миллион рублей - это явно кто-то у государственной кормушки руки греет, а не живет от зарплаты до зарплаты.

Папа гребет деньги лопатой, а детишки тратят. Для этого много ума не надо. Но сдается мне, что эти детки уже не смогут повторить отцовский триумф. И внуки, действительно, увидят лишь разбитое корыто - отголосок прежней красивой жизни.

Я бы хотела вспомнить еще одно прекрасное высказывание "в тему":

Налови мне рыбы, и я буду сыт день. Научи меня ловить рыбу, и я буду сыт всю жизнь.

Научить чему-то своего ребенка, или, по крайней мере, передать ему свои навыки - крайне важно. Потому что никто, кроме вас, это не сделает. Даже в престижном ВУЗе за огромные деньги.

Современные родители "помогают" отпрыскам закрывать сессии в институтах за деньги, "покупают" проходные баллы. Оказывая тем самым медвежью услугу самым близким людям.

А вот еще одна весьма любопытная пословица:

Я заметила, что лозунг современников звучит как "Жить надо в кайф!". Избегать острые углы, обходиться без конфликтов, и, конечно же, позволять себе все, что только захочется. Жизнь-то одна, второй не будет.

Это распространяется и на детей. Исполняется любой каприз, только чтобы ребенок, не дай Бог, не подумал, что он хуже остальных, и его самооценка всегда была на высоте.

Вот только излишняя любовь и вседозволенность еще неизвестно каким образом отразиться на характере, а строгость и призыв к дисциплине - всегда на пользу.

Вот и сталкиваются люди с дилеммой: стоит ли баловать своих детей? Будет ли ребенок отдавать свои душевные силы в старости своим родителям, или превратится в бездонную бочку, которой всегда и всего мало?

Похожая притча


Притчи как жанр переживают настоящее возрождение. Оказалось, что именно сейчас возникла необходимость в чтении небольших историй, каждая из которых по силе воздействия равна серьезному роману. В этой книге вы найдете лучшие притчи за всю мировую историю, которые легко отвечают на вопросы, на которые не могут ответить ни философия, ни наука, ни религия. На первый взгляд простые рассказы на самом деле могут совершить чудесное превращение в каждом.

Оглавление

  • Китайские притчи
  • Персидские притчи
  • Ассирийские притчи
  • Японские притчи
  • Греческие притчи
  • Библейские притчи
  • Конфуцианские притчи
  • Ведические притчи

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лучшие притчи. Большая книга. Все страны и эпохи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Гора Обасутэ

Был в старину обычай: как только старикам исполнялось шестьдесят лет, покидали их на погибель в дальних горах. Так приказал князь: незачем лишние рты кормить.

Старики при встрече приветствовали друг друга:

— Как время-то бежит! Уж пора мне в этом году отправляться на гору Обасутэ.

— Вот как? Значит, вместе пойдем, и мне пора. Но вот что случилось однажды на рассвете.

Двое братьев несли по очереди своего старого родителя по крутой горной тропе. Тащит старший брат тяжелую ношу на спине и слышит по временам какой-то треск за собой.

Оглянулся он и спросил:

— Что делает наш отец?

— Да так, пустым делом балуется, — ответил младший брат. — Ломает ветки и бросает на дороге.

— Отец, ты зачем ветки ломаешь? Верно, для заметок? Хочешь убежать, когда мы уйдем домой?

Старик ответил так:

В далеких горах

Ветками путь отмечу.

Ради любимых детей,

Что покидают меня.

И после в молчании продолжал ломать ветки и бросать на тропинку.

Обасутэ прячется в самой глубине гор. Братья добрели туда к вечеру, сказать по правде, с легким сердцем, только спинам их пришлось тяжело.

Посадили они отца под большим деревом и начали совещаться, какую дорогу выбрать.

— Идти назад тем же путем скучновато.

— Правда твоя, ничего нового не увидим.

— А зачем долго думать? Пошли вниз с горы куда глаза глядят. Все равно выйдем к деревне.

Так и сделали. Но незнакомая тропинка давай петлять, шла-шла вниз и вдруг начала подниматься вверх. А уже наступила ночь. Кругом слышался волчий вой, уханье сов… Братья сперва храбрились, а потом испугались вконец.

— Вернемся поскорей туда, где мы покинули нашего отца, и найдем верную дорогу. Он ведь оставлял заметы по пути, — взмолился младший брат.

Вот когда братья впервые поняли, как сильно любил их отец, как заботился о них.

— Батюшка! Батюшка! — стали кричать они во весь голос и бегом припустились назад.

Взошла луна и осветила темную чашу. Видят — старик неподвижно сидит под деревом. Братья опустились возле него на землю и перевели дух.

— Что с вами случилось, дети мои?

— Да вот, захотелось нам пойти назад по другой дороге. Но мы заблудились. Просим тебя, вернись с нами и укажи правильный путь.

Отец показал пальцем на тропинку:

— Вот идите по ней, я бросал ветки по дороге. А я останусь здесь.

— Нет, нет, не говори так. Позволь нам отнести тебя домой. Будь что будет, мы больше никогда не покинем тебя! — стали умолять братья.

— Неразумные слова! Хотите вы или нет, а должны оставить меня в горах: на то есть строгий княжеский указ. Ослушников ждет суровая кара.

Но братья поняли, как любит родительское сердце, и твердо стояли на своем. Они понесли отца против его воли.

Дома братья поспешили вырыть под полом глубокий подвал и спрятали там своего отца. Каждый день они приносили еду своему отцу и беседовали с ним.

Так прошло больше года. Вдруг от имени князя объявили указ: «Приказываю свить веревку из пепла, коли найдется такой умелец». Люди в княжеских владениях вконец измучились, пробовали и так и этак, но все без толку: никто не смог свить веревку из пепла. Братья рассказали об этом своему старику-отцу.

— А ведь дело-то нехитрое. Вымочите солому в соленой воде и свейте жгутом, а как высохнет, сожгите на огне, — посоветовал старик.

Сделали братья, как он сказал, и правда, получилась у них веревка из пепла.

Князь похвалил братьев, но задал им новую задачу:

— Коли вы такие хитрые, продерните нить сквозь большую морскую раковину, да так, чтобы прошла внутри по всем завиткам.

Опечалились братья и поспешили к отцу за советом.

— Вот оно как, — призадумался отец, а поразмыслив, сказал сыновьям: — Принеси-ка ты муравья, а ты — длинную нитку и горсточку рисинок.

Принесли сыновья, что велено. Старик привязал нитку к муравью и впустил его в глубь витой раковины, просверлив отверстие на верхушке. Потом повернул раковину открытой стороной к свету и насыпал рисинок. Муравей скоро выполз к приманке, а по дороге продернул нить сквозь все завитки.

Князь остался очень доволен:

— Хотел я узнать, сколь умны люди в моих владениях. Теперь душа моя спокойна. Но скажите мне, сами ли вы догадались, или кто другой научил вас?

Братья поведали обо всем без утайки.

— Поистине старые люди — кладезь премудрости! — воскликнул князь и немедля отдал указ, чтобы стариков отныне не оставляли в горах на погибель. А братьев богато одарил.

Радостные вернулись братья домой. С тех пор они не таясь, без всякой боязни содержали своего отца в доме и заботились о нем.

Разница в возрасте

Давным-давно жил в столице один сват. Целыми днями подыскивал он женихов и невест.

Однажды он просватал пятнадцатилетнюю девушку за тридцатипятилетнего мужчину, скрыв его возраст. Но родители невесты вскоре прослышали, что жених стар.

— Мы ни за что не отдадим дочь: ведь между возрастом жениха и невесты двадцать лет разницы, — сказали они.

Что мог поделать сват? Он решил пожаловаться судье. Судья вызвал обе стороны и спросил родителей девушки:

— Вы дали слово, по какой же причине теперь отказываетесь?

— Сват обманул нас: жених на двадцать лет старше невесты, поэтому мы не согласны. Мы бы отдали ее, если бы он был хотя бы только вдвое старше ее.

— Пусть будет, как вы хотите. Отдайте ему свою дочь через пять лет. Жених обязан это время подождать. Тогда ему исполнится сорок, а ей — двадцать, и жених будет старше невесты как раз вдвое.

Так порешил судья, и обе стороны с извинениями удалились.

Ад и Рай

Воин по имени Нобусигэ пришел к Хакуину и спросил его, есть ли на самом деле Ад и Рай?

— Кто ты? — спросил Хакуин.

— Самурай, — ответил воин.

— Это ты — самурай? — воскликнул Хакуин. — Какой же правитель мог взять тебя в охрану? У тебя же лицо нищего!

Нобусигэ так рассердился, что стал вынимать из ножен меч. Хакуин продолжал:

— А у тебя и меч есть? Небось такой тупой, что им ты мне и голову не срубишь.

Когда же Нобусигэ обнажил меч, Хакуин заметил:

— Вот так открываются двери Ада.

Эти слова открыли самураю учение мастера. Спрятав меч, он поклонился.

— А так открываются двери Рая, — сказал Хакуин.

Рука судьбы

Великий японский воитель Нобунага решил однажды атаковать врага, который десятикратно превосходил числом солдат. Он знал, что победит, но солдаты его уверены не были. В дороге он остановился у синтоистского храма и сказал:

— Когда я выйду из храма, то брошу монету. Выпадет герб — мы победим, выпадет цифра — проиграем сражение.

Нобунага вошел в храм и стал безмолвно молиться. Затем, выйдя из храма, бросил монету. Выпал герб. Солдаты так неистово ринулись в бой, что легко одолели врага.

— Ничего не изменить, когда действует рука судьбы, — сказал ему адъютант после сражения.

— Верно, не изменить, — подтвердил Нобунага, показывая ему поддельную монету с двумя гербами на обеих сторонах.

Притча о великом мастере Идзуми Миямото Мусаси

Путешествуя, Мусаси забрел на постоялый двор. Усевшись в углу, он положил рядом меч и заказал обед. Вскоре в комнату ввалилась подвыпившая компания. Пришельцы были с ног до головы увешаны оружием и выглядели разбойниками с большой дороги. Приметив одинокого посетителя и его великолепный меч в драгоценных ножнах, бродяги сбились в кучу и принялись шептаться. Тогда Мусаси спокойно взял палочки для еды и четырьмя уверенными движениями поймал четырех жужжавших над столиком мух. Бродяги, видевшие эту сцену, бросились наутек, отвешивая низкие поклоны.

Как сороконожку за лекарем посылали

В старину, далекую старину, как-то раз под вечер шло у цикад большое веселье.

Вдруг одна из них жалобно заверещала:

— Ой, больно! Ой, не могу! Ой, голову ломит!

Поднялся переполох. Решили цикады скорее послать за лекарем. Тут заспорили они между собой:

— Пошлем ту, нет, лучше эту…

А самая старая и мудрая цикада посоветовала:

— Надо сороконожку послать. У нее ног много, она скорее всех добежит.

Попросили цикады сороконожку сбегать за лекарем, а сами стрекочут возле больной:

— Потерпи немного, потерпи, потерпи!

Стонет больная, а лекаря все нет как нет. «Где же наша сороконожка? Отчего она до сих пор лекаря не привела?» — тревожатся цикады. Пошли они посмотреть, не вернулась ли сороконожка к себе домой. Видят: сидит сороконожка, обливаясь потом, на пороге своего домика, а перед ней — ворох соломенных сандалий.

Спрашивают ее цикады:

— Что же лекарь так долго не идет?

А сороконожка в ответ:

— Не видите разве, я спешу изо всех сил. Как раз двадцать первую ногу обуваю. Надену сандалии на все свои ноги и сразу же побегу за лекарем.

Тут только догадались цикады, что сороконожка еще только обувается в дорогу. Хорошо, что больная тем временем и без лекаря выздоровела.

Недаром старики говорят: «Первым добежит не тот, кто быстрее всех бегает, а тот, кто скорее всех в дорогу соберется».

Истинная экономия

Это было в эпоху Камакура (эпоха Камакура — название периода в истории Японии, конец XII — середина XIV в). Один чиновник переправлялся однажды ночью через реку Намэри, и его слуга нечаянно уронил в воду десять мон (мон — мелкая монета, грош).

Чиновник немедля приказал нанять людей, зажечь факелы и отыскать все деньги. Некий человек, глядя на это со стороны, заметил:

— Печалясь о десяти монах, он покупает факелы, нанимает людей. Ведь это обойдется гораздо дороже десяти мон.

Услышав эти слова, чиновник сказал:

— Да, некоторые думают так. Многие жадничают во имя экономии. Но потраченные деньги не пропадают: они продолжают ходить по свету. Другое дело, десять мон, которые утонули в реке: если мы их сейчас не подберем, они будут навсегда потеряны для мира.

Чье сокровище лучше

Некий князь имел множество диковинных сокровищ. Чего только у него не было: и рога бородатого льва, и рыбий пуп, и веер тэнгу, и даже набедренная повязка бога грома Каминарисама!

Князь очень гордился своими сокровищами. Но предметом его особой гордости был золотой петух. Хотя он и был сделан из золота, выглядел петух совсем как настоящий. Каждый день, едва лишь начинало светать, он выкрикивал три раза: «Кукареку!»

Самым большим наслаждением для князя было время от времени вынимать свои сокровища и рассматривать их. Драгоценностями, которые ему особенно нравились, он никогда не уставал любоваться.

Было у князя восемь главных слуг, и каждый из них, как и подобало княжеским слугам, тоже имел свое сокровище — какую-нибудь редкость, которой гордился.

И вот однажды князь созвал этих слуг и сказал им:

— Вот что: завтра вечером я устраиваю смотр сокровищ. Приходите все в замок со своими драгоценностями. Тот, чье сокровище окажется лучшим, получит щедрую награду.

— «Смотр сокровищ»! Вот интересно!

— Награду получу я!

Так переговариваясь, разошлись они по домам.

Наступил вечер следующего дня. Князь достал золотого петуха и стал ждать слуг с их редкостями.

Вскоре появился первый слуга. Он принес свое сокровище — «глаз дракона».

Второй слуга принес маленький череп.

— Вот череп теленка, — самодовольно сказал он.

Третий слуга принес ведьмин фонарь. Четвертый — желудок барсука. Пятый — ботинки для воробья. Шестой — крылья и лапки голубя-вертуна. Седьмой — искусственное ухо для глухого.

Один за другим собрались со своими диковинками семеро слуг и стали ждать восьмого, но он все не появлялся.

— Где же он? Что с ним приключилось?

— Ему, наверное, нечего показать!

— Поэтому он и не пришел! Жаль, но… Пока семеро слуг вели такой разговор, появился восьмой слуга. Он почтительно поклонился князю.

— Я опоздал, нет у меня никакого оправдания.

— Потом будешь извиняться. Покажи скорее, какое сокровище ты принес?

— Да, да… Только у меня нет такого сокровища, которое можно назвать особенным. Я не знал, что мне принести сегодня вечером, и взял с собой сокровище самое обыкновенное.

— Хо! Обыкновенное сокровище? Что это еще такое? Показывай скорее!

— Я оставил его перед воротами замка.

— Что же ты, иди скорей за ним!

Восьмой слуга пошел и сразу же вернулся со своим сокровищем. Это были четыре послушных мальчика и четыре прехорошенькие девочки. Дети стали парами и вежливо поклонились.

Весь большой зал посветлел от сияния оживленных детских лиц. А золотой петух князя и диковинки его слуг сразу потускнели.

— М-да… — вздохнув, заговорил князь, — в самом деле, это замечательное сокровище. Прекрасные дети! Чего уж, обыкновенное, — а рядом с ними наши редкости и драгоценности все равно, что мусор. Я завидую тебе, потому что у тебя есть первое сокровище Японии — дети. Ты победил. Первая награда принадлежит тебе. Поздравляю! Поздравляю!

Услышали другие слуги слова князя, и им стало стыдно. Низко опустили они головы и долго не поднимали их.

Лучший день недели

Однажды ученик спросил Учителя:

— Учитель, скажи, какой день недели самый благоприятный?

— День? — кивнул Учитель. — Да, конечно. Этот день — среда, — и хитро посмотрел на учеников. Те схватили свои тетради и стали записывать сказанное Учителем.

— А ты почему не записываешь? — строго спросил он ученика, который сидел прямо и улыбался, глядя на Учителя.

— Потому что я знаю, что ты скажешь дальше, Учитель.

— И что же? — Учитель, нахмурившись, поднял руку, и все ученики замерли. Тогда ученик, который не записывал, сказал:

— Это также вторник, пятница, суббота, понедельник, четверг и воскресенье.

— Ты прав, — сказал Учитель. — Только я хотел назвать сначала пятницу, а потом вторник.

Ученики зашумели, радуясь тому, что их товарищ сказал почти все правильно. А потом один из них спросил:

— Учитель, именно такая последовательность? Учитель внимательно посмотрел на ученика, который дал почти правильный ответ, и сделал ему знак рукой:

— Только один день, — сказал тот. — Этот день — сегодня.

Борьба с привидениями

Молодая женщина тяжело болела и, собравшись умирать, сказала мужу: «Я так тебя люблю, что не хочу тебя покидать. Не уходи от меня к другой женщине. Если ты это сделаешь, я буду возвращаться к тебе привидением и постоянно тебя тревожить».

Вскоре она оставила этот мир. Три месяца соблюдал муж ее последнюю волю, но потом встретил другую женщину и полюбил ее. Они решили пожениться.

Сразу после помолвки к вдовцу стало являться привидение жены. Каждую ночь она упрекала за то, что он не держит слова. Вдобавок она оказалась прозорливой: точно перечисляла ему все, что происходило между ним и его новой возлюбленной. Когда бы он ни дарил невесте подарок, она точно описывала его. Привидение даже повторяло разговоры между ними, и это так раздражало вдовца, что он не мог спать. Кто-то подсказал ему обратиться к мастеру дзен, жившему неподалеку от деревни. Наконец, отчаявшись, несчастный вдовец отправился к нему за помощью.

— Значит, твоя бывшая жена стала привидением и знает все, что ты делаешь, — заключил мастер. — Что говоришь, что даришь любимой — все знает она. Она должна быть очень знающим привидением. Таким привидением гордиться нужно. Как только она появится, заключи с ней договор. Скажи, что раз она все знает и от нее ничего не скрыть, то — если она сумеет ответить тебе на один вопрос — ты обещаешь расторгнуть помолвку и остаться одиноким.

— Какой же вопрос я должен задать? — спросил тот. Монах ответил:

— Возьми полную горсть соевых бобов и спроси ее, сколько именно бобов у тебя в руке. Если она не сможет ответить, то ты поймешь, что она всего лишь плод твоего воображения и больше тебя беспокоить не будет.

Едва только явился дух жены, вдовец польстил ей, сказав, что она знает все.

— И в самом деле, — отвечало привидение, — знаю и то, что ты сегодня был у мастера дзен.

— Ну, если ты столько знаешь, скажи-ка, сколько бобов у меня в руке, — потребовал вдовец.

Читайте также: