Вопросы для обсуждения притчи

Обновлено: 05.05.2024

1)Вступительное слово о том, что данное мероприятие поможет в общении найти конструктивные выходы из сложившихся ситуаций. Ситуации будут в виде притч.

2)Разрешение ситуации, предложенных в притчах.

1. Притчи «Коробочка».

Один человек всю жизнь искал идеальное устройство жизни. Он обошёл много стран. В одном городе на площади он увидел толпу. Все по очереди подходили к стоявшей в середине коробочке и заглядывали в неё.

Странник заглянул в коробочку и нашёл в ней то, к чему стремился всю жизнь.

Вечером на отдыхе у крепостной стены со странником разговорился какой-то бродяга. Он восторгался тем, что увидел в коробочке. Оказалось, что он увидел совсем другое. Странник удивился.

-Ты просто смотрел с другой стороны, - ответил бродяга.

Обсуждаем и делаем вывод.

Вывод из притчи: каждый в желаемом находит то, что ему хочется увидеть. У каждого свои идеалы в жизни.

2 Притча «Как наладить общение».

Юноша и старец пришли к мудрецу зза советом. У них не складывались отношения с людьми.

Юноша раздражался в разговоре с людьми, потом просил прощения. Старец же считал, что он вправе указывать людям на их недостатки, никогда не просил прощения.

Люди избегали общения с ними, хотя ни юноша, ни старец не видели изъянов в своём поведении.

Мудрец согласился помочь и велел им построить красивую изгородь. Когда изгородь была готова, мудрец дал каждому большие гвозди и тяжелый молоток. Каждый раз, когда каждый с кем-нибудь ссорился, он забивал гвоздь в доску на ту глубину, какой силы был конфликт и рассказывал другому подробности ситуации.

Юноша забил много гвоздей,но неглубоко. Старец забил меньше, но глубоко. Но оба удивлялись неразумности своих поступков. Со временем гвоздей забивалось меньше,а потом пошли дни, когда они не забили ни одного гвоздя.

Тогда мудрец дал им клещи, чтобы они выдернули свои гвозди. Юноша вытягивал свои легче, но их было много. У старца гвоздей было меньше, но вытаскивал их с большим усилием. По окончании работы, они увидели, что изгородь покрыта множеством дырок разной глубины.

Мудрец сказал: «Посмотрите на дело рук своих: так обстоят дела в вашей жизни. Сколько сил надо, чтобы построить отношения и сколько усилий, чтобы их разрушить. Дыры-следы обидчика, ранящие чужие души. Не просто выдернуть гвозди обид, поэтому безнадежно испорчены отношения»

С тех пор юноша и старец стали образцом добрых отношений с людьми. И тех, кто просил их построить с людьми теплые и близкие отношения, они приводили к дырявому забору, чтобы люди не причиняли боль окружающим.

Не хотите взглянуть, какая изгородь у вас?

Обсуждаем и делаем вывод.

Выводы: надо учиться строить отношения с людьми,надо вести себя так, чтобы неверными действиями и поступками не причинить боль окружающим людям.

3. Притча «Как перестать обижаться и обижать».

Ученик спросил учителя:

- Вы мудрый, всегда в в хорошем настроении, никогда не сердитесь. Помогите мне стать таким.

Учитель попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет и сказал ученику: «Если ты затаишь обиду на человека, возьми картофелину. На ней с одной стороны напиши свое имя, с другой имя этого человека, затем положи картофелину в пакет. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься или кого-то обидишь, добавлять в него картофель» .Ученик согласился.

Шло время. Пакет ученика пополнялся картошкой и стал тяжелым. Его неудобно было ежедневно носить с собой.

А тут картофель, что он положил в самом начале, стал портиться и приобрёл резкий неприятный запах.

Ученик вновь пришел к учителю и сказал: «Это уже невозможно носить с собой: пакет тяжелый и картофель испортился. Предложите что-нибудь другое».

На это учитель ответил:«Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжелый камень. Потом камней становится все больше и больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Это слишком тяжелый груз для тебя, но он постоянно с тобой. Ты увидел этот процесс со стороны».

Обсуждаем и делаем вывод.

Вывод : когда вы решите обидеться или обидеть кого-то, подумайте, нужен ли вам этот камень.

Проведение с подростками игр и упражнений:

Цель: созданию благоприятной атмосферы, развитие внимания, мышления; воображения; развитие невербальной коммуникации, координации своих действий, умение взаимодействовать в команде. Развитие навыков невербального общения.

1. Игра «Кенгуру»

Цель: создание благоприятной атмосферы, развитие внимания.

Количество участников: до 20 игроков.

Время проведения игры: 10 минут.

Ребята стоят по двое друг за другом,образуя круг. Ведущий «на ухо» каждому участнику, стоящему во внутреннем круге, говорит название разных животных. Те, кто стоит сзади-ловцы зверей. Ведущий называет животного. Участник внутреннего круга, услышав название своего животного, должен выпрыгнуть в круг, а стоящий сзади, поймать его и не пустить. Если участника поймал стоящий сзади игрок, игра продолжается с прежним ведущим. Если игрока не поймали, он становится ведущим и сам продолжает игру.

2. Игровое упражнение «Здравствуйте»

• развитие внимания, мышления;

• создание благоприятной атмосферы.

Количество участников: до 30 игроков.

Время проведения игры: 5 минут.

Дети сидят в кругу и считают до 60. Вместо числа 3 и числа,которое делится на 3 говорят: «Здравствуйте!». Кто ошибся, выходит из игры.

По окончании игры выбывшим дают задание (произнести скороговорку, прочитать четверостишье, одновременно хлопая в ладоши и др, изобразить танцевальное движение и др.)

3. Упражнения «Ищу друга».

• развитие невербальной коммуникации.

Количество участников: до 20 игроков.

Время проведения игры: 5-10 минут.

Ребятам раздать листы бумаги. У вас пропал друг.Каждый пишет: «Ищу друга»и указывает его лучшие качества. Листы не подписываются. Все объявления сдаются ведущему. Ведущий раскладывает по партам объявления. Учащиеся ходят, читают их и выбирают 3 самых лучших, которые больше всего им понравились. После этого зачитываются объявления, которые набрали наибольшее количество голосов. Обсуждается, почему именно эти объявления привлекли внимание, что в них особенного.

Ведущий: каждый человек обладает определёнными качествами, Но в каждом человеке можно найти нечто позитивное. Это и станет фундаментом благоприятного социально-психологического климата.

4 Упражнение «Вавилонская башня»

Материал: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Описание: Ребята делятся на 2 команды. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню, соблюдая требования, описанные индивидуально для каждого участника. Время выполнения ограничено (5-7 минут).Каждое задание сохраняется в тайне и выполняется молча.Каждому члену команды дается индивидуальное задание на листе :

«Башня должна иметь 10 этажей»

«Башня имеет синий контур»

«Над башней развивается зелёный флаг»

«В башне всего 5 окон» и т. д.

Смысл упражнения: В ходе выполнения задания дети учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Упражнение «Поиск сходства»

Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.

Ресурсы: карточки с изображением животных, листы бумаги.

Описание: Класс делится на 2 команды. Первая команда должна написать на листе черты сходства (чем ребята похожи друг на друга, а вторая команда - черты различия (чем не похожи друг на друга).

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Смысл упражнения: работает на сплочение группы, дети начинают более внимательно присматриваться друг к другу, замечать, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Упражнение «Построимся»

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Описание: Ведущий даёт детям определённые инструкции. Ребята должны выполнить всё, о чём говорит ведущий, но при этом,необходимо выполнять одно условие: нельзя при выполнении разговаривать.Задания: построиться в одну линию по росту, построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от школы, по цветам радуги в их одежде…

Смысл упражнения: Ребята лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива.

Ход упражнения: Ведущий даёт указания, при которых ребята должна быстро, молча, без слов, построить, определённые фигуры, используя всех детей в команде.Перечень называемых фигур ведущим:

Смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей среди ребят.

Публикации по теме:

«Право ребенка на дом, семью, любовь и понимание». Информационный проект для детей подготовительной к школе группы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания.

Добрая шутка поможет наладить контакт

Добрая шутка поможет наладить контакт Каждый родитель желает знать как провёл ребёнок день в детском саду. Наглядно-информационные стенды отчасти удовлетворят это желание,если.

Фотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение»

Фотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение» Фотоотчет Традиция «Я дарю тебе общение» В нашей группе продолжается традиция «Я дарю тебе общение». Взрослые, часто пытаясь заработать,.

Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.

Консультация «Общение детей друг с другом»

Консультация «Общение детей друг с другом» "Общение рассматривается как взаимодействие людей,направленное на согласование и обьединение их усилий с целью налаживания отношений и.

Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.

Отчет о мероприятиях, направленных на безопасное поведение на водных объектах в летний период

Отчет о мероприятиях, направленных на безопасное поведение на водных объектах в летний период Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за.

Памятка для родителей «Общение с животными» Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными, потому что даже «свои» собака или кошка могут позволить.

Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся.

Традиция «Я дарю тебе общение»

Традиция «Я дарю тебе общение» Традиция «Я дарю тебе общение» Маме всегда интересно узнать, как же дети ведут себя, когда её нет рядом. Конечно, им хочется видеть своих.

Притча про избалованную доченьку

Маленькая девочка не хотела идти на прогулке пешком. И всю дорогу канючила, чтобы ее взяли на руки. Мама не выдержала: — Да, доченька, наверное, мы тебя избаловали. Придется тебя наказывать! — Как это? Избаловали — вы, а наказывать — меня?

Похожая притча

Выбор сказок или притч должен быть очень тщательным. Перед тем, как включить метафору в процесс обсуждения или прохождения препятствий, Инструктор должен понять для себя, ЗАЧЕМ он рассказывает ту или иную сказку или притчу и к какому результату он хочет привести Группу в диалоге.

Сказки и притчи всегда необходимо включать в работу с Группой в зависимости от ситуации. В Программе сказки и притчи актуально использовать для достижения определенных ЦЕЛЕЙ:

· актуализация у Участников целей прохождения испытаний Программы;

· концентрация внимания Участников на какой-либо значимой для Группы ситуации с целью приобретения нового опыта;

· создание условий для подготовки Группы к прохождению испытаний, обсуждению различных ситуаций, проблем и т.д.

· обеспечение обратной связи Участников друг другу.

Для достижения цели и включения Участников в дискуссию, важно соблюдать следующую структуру сказки или притчи:

· вступление – происхождение истории, основного сюжета;

· история – само содержание истории;

· мораль – основная идея истории.

Для начала рассказа можно использовать следующие фразы-вступления:

· «Мой друг однажды…»

· «Я как-то прочитал о…»

· «Это напомнило мне…»

· «Я знаю человека, который…»

· «Может быть, вы слышали историю о…»

Инструктору важно привлечь внимание Группы и поймать момент, когда конкретная метафорическая история будет наиболее уместна и ценна для обсуждения.

Условия проведения

Сказки и притчи не должны быть слишком долгими, 3 - 5 минут. Не стоит слишком часто использовать метафору в работе с конкретной Группой.

Ниже даны примеры сказок, притч, исторических сюжетов, которые Инструктор может использовать в работе с Группой. Все истории разделены между собой в соответствии с их назначением. Также для каждой истории даны рекомендации по включению ее в работу с Группой и примерные вопросы для начала обсуждения.

СКАЗКИ И ПРИТЧИ: КОМАНДНАЯ РАБОТА, СОТРУДНИЧЕСТВО.

Лисица и козел

Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду - уж так-то она хороша! - и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что есть у нее хорошая мысль, как спастись им обоим: "Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу". И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась о рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить за то, что нарушила их уговор; а лиса обернулась и молвила: "Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти».

Мораль. Будучи умным человеком, не стоит браться за дело, не подумав сначала, к чему оно приведет.

Рекомендации.Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса;

· Участники которой мало знакомы между собой и делают первые шаги по взаимодействию в команде;

· где некоторые Участники личные достижения при прохождении испытаний ставят более приоритетными, нежели командные.

Вопросы для обсуждения. Эта история помогает обсуждать реалистичность целей, успешное планирование, расстановку приоритетов и сотрудничество с другими ради достижения цели.

· Что символизирует колодец, манящий к себе ничего не подозревающего человека?

· Каким образом лиса и козел могли бы сотрудничать более продуктивно?

· Кто из вашей команды, группы может помочь вам выбраться из «колодца»?

· Кому вы сами можете помочь выбраться?

· Чем вы можете помочь другому человеку выбраться из «колодца»?

Отец и сыновья.

У одного человека было несколько сыновей. К его огорчению они постоянно ссорились между собой. Отец никак не мог их помирить и решил наглядно продемонстрировать им опасности разобщенности. Для этого он велел одному из сыновей принести связку веток. Когда сын принес связку, отец стал по очереди передавать ее каждому из сыновей и говорить: «Попробуйте сломать эти ветки».

Как ни пытались сыновья, никто из них так и не смог сломать ветки. Потом отец развязал связку, дал каждому из сыновей по веточку и повторил свою просьбу: «Попробуйте теперь снова сломать эти ветки».

Теперь это оказалось несложно. Каждый из сыновей очень легко переломил ветку на две части. Тогда отец сказал: «Пусть это станет вам уроком; если вы все согласны друг с другом, как ветки в этой связке, ни один враг, ни один доброжелатель со стороны не сможет нанести вам вред. Но если вы разобщены и ссоритесь между собой, сломать вам так же легко, как эти ветки».

Мораль. Вместе мы побеждаем; по отдельности – терпим поражение.

Рекомендации.Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса, «Рубикона»;

· где разобщенность Участников приводит к постоянным неудачам.

Вопросы для размышления.

· Как эта история про братьев похожа на нас с вами?

· Как вы воспринимаете себя: как «отдельную ветку» или как «целую связку»?

· Что может заставить вас объединиться в «связку»?

Гармония

Некоторые - черные, некоторые - белые, есть коричневые и розовые. Но все живут вместе, бок о бок, в мире и согласии. Одни все время заняты, а другие спокойно ждут своей очереди. Хотя в более широкой картине вещей все равны. Некоторые - прямые и круглые, другие - заостренные. Но все знают, в чем состоит их задача. Некоторые очень красивы, у некоторых странные имена. Но каждый совершенно уникален. Сами по себе они могут быть бледными и незаметными. Но вместе способны создать произведение искусства.

Как многому нас может научить Коробка обычных мелков.

Мораль. Можно оставаться уникальной личностью, и в то же время быть частью более широкого целого.

Рекомендации.Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса (ближе к окончанию тренинга);

· во время прохождения испытаний «Рубикона»;

· Участники которой уже достаточно хорошо знаю друг друга и могут оценить вклад каждого человека в общее дело.

Вопросы для размышления.

· Можем ли мы вас сравнить с коробкой мелков? Какие вы?

· Какие «мелки» есть среди вас? Что каждый из вас может привнести в команду?

· Можете ли вы сказать, что все «мелки» работают вместе в мире и согласии?

· Какую общую картину вы создадите все вместе?

О дружбе.

«Жила в лесу стая волков, которая славилась своей смелостью и отвагой. Но однажды вожак стаи, старый волк, не смог повети стаю на охоту и поручил это сыну. После некоторого времени стая вернулась с большой добычей. Сын рассказал отцу, что они напали на семерых охотников и без труда справились с ними. Через некоторое время стая опять отправилась на охоту. Не было никого в течение пяти дней, а на шестой вернулся один волк, еле живой и избитый. Когда вожак спросил, что случилось, волк рассказал, что стая напала на троих человек, но все волки погибли. Вожак очень удивился: «Но ведь в прошлый раз вы смогли победить семерых?» На что волк ответил: «Тогда было просто семь охотников, а в этот раз были три лучших друга!»

Мораль. Сила дружбы, как и сплоченной команды, заключается в единстве людей; и способна выдержать любой напор и испытание.

Рекомендации.Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса (ближе к окончанию тренинга);

· во время прохождения испытаний «Рубикона»;

· где разобщенность Участников приводит к постоянным неудачам.

Вопросы для размышления.

· В чем заключалась сила троих друзей?

· Похожа ли дружба на сплоченную команду?

Репка

Как-то раз посадил дед репку и говорит: «Расти, расти, репка сладкая! Расти, расти, репка крепкая! Расти, расти, репка большая!» И выросла репка сладкая, крепкая и БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ.

Настало время репку дергать. Пришел дед к репке, стал ее тянуть. Тянет-потянет, а вытянуть не может. Позвал дед бабку: «Бабка, помоги мне репку дергать!» Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут. Позвала бабка внучку: «Внучка, помоги нам репку дергать!»

Взялась внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку: «Жучка, помоги нам репку дергать!». Прибежала Жучка, взялась за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку: «Кошка, помоги нам репку дергать!».

Прибежала кошка, взялась за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут. Тут кошка и говорит: «Что ж нам осталось только одно: позвать мышку».

«МЫШКУ? – закричали все, - но чем она нам поможет? Она же такая маленькая!» И все-таки позвала кошка мышку: «Мышка, помоги нам репку дергать!» Прибежала мышка, взялась за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянули-тянули и вытянули репку!

«ОП!» - выскочила репка из земли.

Сварила тогда бабка вкусную-превкусную кашу и всех накормила, а мышка сидела на самом почетном месте.

Мораль. Кроткие унаследуют эту землю, а как минимум – репку. Есть ли в вашей команде «мышки»? Если есть, никогда не недооценивайте их. Возможно, именно их сила нужна для преодоления трудностей.

Рекомендации.Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса, «Рубикона»;

· где разобщенность Участников приводит к постоянным неудачам;

· где явные лидеры не замечают сильные стороны некоторых Участников, которые могли бы внести большой вклад в работу команды.

Вопросы для размышления.

· Как думаете, важна ли была для мышки её заслуга? В чем состоит эта важность?

· Есть ли в вашей команде такие «мышки», чья роль может играть большое значение в работе команды?

· Какой вклад вносит в достижение успеха каждый Участник команды?

Большая мышь.

После Невероятного Приключения с дедкой, бабкой, внучкой, Жучкой, кошкой и рекой, мышка отпарилась путешествовать.

И куда бы она ни приезжала, она везде рассказывала свою историю, и сначала все слушали ее с большим интересом и поражались такому приключению. Но мышка рассказывала свою историю вновь и вновь и постепенно стала надоедать людям. Особенно всех раздражало мнение мышки, что репку удалось вытащить только благодаря ей. Скоро уже никто не верил ее словам о том, что она – «лучший в городе специалист по репкам». Люди стали смеяться и говорить: «Посмотри на себя, как с твоей комплекцией можно вытаскивать репки?»

Шли месяцы, люди продолжали подшучивать над мышкой, и в итоге она уже и сама стала сомневаться в своих силах.

Однажды, в печальном и подавленном настроении, мышка вернулась в родную деревню и улеглась на траву рядом с полем. А это был день ежегодного праздника, и вес жители деревни пели, танцевали и играли в разные игры. ВЫ можете подумать, что мышка просто лежала и наслаждалась всеобщим весельем, но на самом деле она думала о том времен, как прекрасно было работать в такой дружной и успешной команде. Она чувствовала, как одинока сейчас.

И вдруг перед собой мышка увидела дедку, бабку, внучку, Жучку и кошку. Они участвовали в соревновании по перетягиванию каната – и проигрывали! Как раз перед последним рывком они увидели Мышку, лежащую на траве, и закричали:

- Мышка! Это ты! Тебя-то в нашей команде и не хватало! Иди скорей сюда!

И все они побежали к Мышке и обняли ее. Мышка была растрогана таким приемом и снова вспомнила, как прекрасно быть участников команды, а не жить все время самой по себе. И она застенчиво пробормотала, улыбаясь в усы: «Ладно. где там наша репка?»

Все засмеялись, вспомнили свои успехи и уверенно взялись за канат.

Мораль. Празднуйте успех команды и помните: для успеха необходим индивидуальный вклад каждого.

Рекомендации.Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса, «Рубикона»;

· где разобщенность Участников приводит к постоянным неудачам;

· где явные лидеры не замечают сильные стороны некоторых Участников, которые могли бы внести большой вклад в работу команды.

Два совета Притча для детей

Посоветовала лиса ежу в парикмахерскую сходить.
— Такие колючки, – говорит она, а сама облизывается, – больше не носят. Теперь в моде прическа «под черепаху»!
Послушался еж совета и пошел в город.
Хорошо, что вслед за лисой сова мимо него пролетала.
— Ты уж тогда сразу попроси себя огуречным лосьоном и морковной водой освежить! – узнав, в чем дело, сказала она.
— Зачем? – не понял еж.
— А чтобы лисе вкуснее есть тебя было! – объяснила сова. – Ведь до этого ей колючки твои мешали!
И только тут еж понял, что не всякому совету и, уж тем более, не всякому, дающему совет, можно верить!

Божья коровка Притча для детей

Посреди прекрасного, яркого божьего мира жила маленькая серенькая букашка. Все другие насекомые очень гордились своими яркими цветами и не обращали на неё никакого внимания, а колорадский жук даже насмехался над ней. Маленькая букашечка очень горевала. Но однажды утром её погладил по спинке солнечный лучик. Малышка обрадовалась, что её кто-то любит, и подумала с благодарностью: «Я могу сделать доброе дело! Очищу листики от тлей», — и листик за листиком, веточка за веточкой за день очистила целое дерево. И каждый листочек на дереве зашептал ей:

— Спасибо, ты спасла нас!

Серенькая букашечка была так рада и смущена, что покраснела. Это было так красиво!

С тех пор она всегда сияла и излучала такую радость, что все полюбили её и стали называть «божьей коровкой». И теперь, когда люди просят её полететь на небо и исполнить их желание, она с радостью это делает, ведь она — «божья», и она точно знает, что каждый может стать счастливым, нужно просто делать добро другим!

Не обманывай

Говорящая собака

В кафе заходит мальчик с собакой. Он несмело заявляет, что его собака умеет разговаривать и приглашает желающих с ним поспорить на деньги. Многие посетители кафе, услышав такое, подошли ближе, ожидая чуда. Кто-то протянул деньги, соглашаясь на спор. И все уставились на собаку…

Но… собака молчит.

Мальчик проигрывает спор, лишается своих поставленных денег и уходит под общий хохот.

— Ну, зачем ты так? Из-за тебя я проиграл свои деньги! — говорит мальчик собаке. — Почему ты не заговорил?

— Да не переживай! — отвечает пес. — Ты только представь, сколько денег теперь мы сможем заработать завтра.

Поучительные притчи с моралью для детей

Похожая притча

"А как бы вы поступили на их месте? Почему?"- Разные мнения будут высказаны в ходе дискуссий, и все они имеют право на существование- Почему полезны такие обсуждения? 1. Мы все разные, и кадый из нас имеет право на свое собственное мнение. Будем толерантны друг к другу. 2. Может, чьи-то слова заставят меня взглянуть на ситуацию по-новому? Не нужно забывать, что новый опыт в жизни человека- это ступенька в развитии его личности.

ВложениеРазмер
pritchi_kak_situacii_dlya_obsuzhdeniya.doc 743.5 КБ

Поучительные притчи с моралью для детей

Поучительные притчи с моралью для детей и взрослых. Сборник лучших коротких поучительных рассказов.

Притча для детей об умении радоваться

Больше всего Мария любила цветы. У нее был небольшой садик возле дома. Какие только цветы не росли в этом садике! Они цвели с ранней весны до поздней осени и радовали всех вокруг.
Мария жила вместе с больным старым дедушкой. Он еле ходил, опираясь на палочку. Каждое утро дедушка, морщась от боли, с трудом доходил до садика Марии и усаживался там на скамейку. Старик смотрел на цветы, и на его лице появлялась улыбка.
— Спасибо, Мария. Глядя на твои прекрасные цветы, я забываю о боли, — говорил старик внучке.
Мария смеялась в ответ, а цветы еще шире раскрывали свои разноцветные лепестки. Но однажды случилась беда. Налетел ливень с градом и ветром. За несколько минут садик Марии был уничтожен. Одни цветы были словно срезаны ножницами, другие — поломаны. Мария горько плакала, убирая побитые цветы. На следующий день снова светило солнышко. Политая земля прогрелась, и оставшиеся в ней корни цветов пустили новые ростки. Через неделю на них появилось несколько бутонов. Мария хмурилась и даже не заходила в свой садик. К ее удивлению, дедушка каждое утро приходил и садился в саду на скамеечку. Он смотрел на разоренный садик, и на лице его появлялась улыбка.
— Чему вы радуетесь, дедушка? — спросила его Мария. — В моем садике больше нет цветов.
— Если есть цветы — радуйся цветам, если нет цветов — радуйся бутонам, — улыбнулся старик.
Мария посмотрела внимательно на новые ростки и тоже заулыбалась. Вскоре садик Марии снова расцвел на радость всем вокруг.

Поучительные притчи с моралью для детей

Предварительный просмотр:

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.

Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Мы сидели на кухне, и дочка моя

Мне сказала, шутя, между делом:

«Вот, проводим опрос на предмет бытия –

Ты бы бабушкой стать захотела?»

«Я б хотела, но это изменит совсем

Твою жизнь навсегда, кардинально». –

«Да, я знаю. Ну что ж, не досплю, не доем»,-

Мне ответила дочь машинально.

Но, ведь это, ну как бы помягче сказать,

Всё не то, не солдата отвага.

Я искала слова, чтобы ей передать

Всю ответственность этого шага.

Я б сказала ей: «Раны от родов твои

Заживут у тебя очень быстро.

Но появится новая рана – любви,

Что даёт лишь одно материнство.

Это рана эмоций, тревоги, стыда

За ребёнка, что ты сотворила.

И про жизнь ты не скажешь уже «Ерунда!»

Никогда не вернёшь то, что было!»

И, какой бы изысканной ты ни была,

Крик ребёнка встревоженный – «Мама!»

Бросить срочно заставит любые дела,

От простых и до денежных самых.

Я хотела сказать, что карьера её

Пострадает с рожденьем ребёнка.

Ведь не раз она будет впадать в забытьё,

Запах чувствуя детской головки.

Я хотела сказать ей, что набранный вес

Можно сбросить диетой, зарядкой.

Но ещё не случалось на свете чудес,

Материнство чтоб сбросить украдкой.

И такая уж важная жизнь для тебя

Нет, не будет столь значимой вскоре.

Ты забудешь про всё, ласково теребя

Эту кроху и в радость и в горе.

Ты научишься, дочь, забывать о мечте,

Делать выбор, чьё счастье дороже.

Не жалеть об ушедшей давно красоте,

Вопрошать философски: «Быть может. »

Я хочу, чтоб ты знала, что к мужу любовь

Будет та и не та в то же время.

И его ты полюбишь, как будто бы вновь,

Как с тобой разделившим сё бремя.

А ещё я хотела про чувства сказать –

Чувства радости, чувства восторга!

Только женщина-мать может их испытать

И оставить в себе их надолго.

Первый шаг, первый смех, первый радостный взгляд.

Новый день – он как новая эра.

Первый опыт в общении девчонок, ребят,

Непременные поиск и вера!

И скворечник повыше, и мяч во дворе,

Новый Год и поход за грибами.

И рассказы об этом друзьям, детворе,

Как пол-леса протопал ногами.

Я хотела сказать… Но слеза лишь в ответ

У меня на глазах навернулась.

«Ты не будешь жалеть, что взамен слова «Нет»

«Да!» сказала, чтоб жизнь развернулась».

Протянув через стол дочке руку свою,

С нею встретившись, я прошептала:

«За тебя, за себя, за всех женщин молю,

Чьё призвание – просто БЫТЬ МАМОЙ!».

автор Сергей Панчешный

… Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:

- Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?

- Подожди, - остановил его Учитель, - просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.

- Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?

- Да нет, я просто слышал…

- Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

- Значит, продолжал Учитель, - ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?

- Нет, в этом нет никакой необходимости…

- Итак, заключил Наставник, - в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости.

Зачем тогда говорить это?

Однажды один человек сидел около оазиса, у входа в один ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил: «Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?»

Старик ответил ему вопросом: «А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?»

«Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда»

«Здесь ты встретишь точно таких же», ответил ему старик.

Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос: «Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?»

Старик ответил тем же: «А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?»

«О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться».

«Ты найдешь таких же и здесь», – ответил старик.

Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком: «Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и тот же вопрос?»

«Сын мой, каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях, откуда он пришел, здесь и тем более не найдет ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже найдет верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы находим в них.»

Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов.

Тот выслушал его озабоченно и сказал:

- Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя снов, который, выслушав сон сказал:

- Я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных.

Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.

Придворные очень удивились:

- Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они.

На что последовал ответ:

- Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, не что сказать, а как сказать…

Два посла

Отправил царь двух послов с дружеским визитом в соседнюю страну.
— Посмотрите, не замышляют ли соседи против нас войну, — велел царь послам.
Послов приняли хорошо, поселили их в лучших комнатах, кормили роскошными обедами, приглашали на балы.
Вернулись послы и стали рассказывать царю о своей поездке.
— Не бойся, царь. Наши соседи добрые и гостеприимные, — с улыбкой сказал первый посол. — Принимали нас как самых дорогих гостей. Таких блюд, как там, я ни разу в жизни не пробовал: жаркое из морского чудища, райские яблочки, язычки соловьев в винном соусе. По сто блюд нам подавали и по сто вин, как королевским особам.
Долго перечислял посол, что он ел и пил в соседнем царстве. Затем взял слово второй посол:
— Наши соседи замышляют войну. Срочно надо армию собирать и границы укреплять. Во-первых, каждый день нас кормили не по чину. По сто блюд нам подавали и по сто вин, чтобы мы больше ели и поменьше по сторонам смотрели. Во-вторых, всюду нас сопровождала толпа королевских друзей, но это были военные, судя по их выправке. В-третьих, нам показали один новый оружейный завод. Услышал я в разговоре, что этот завод пятый, и понял, что есть еще четыре. Завод был велик, больше, чем любой наш завод.
Долго рассказывал посол обо всем, что он увидел и услышал. Наградил царь второго посла и велел готовиться к войне, а первому послу царь сказал:
— Глупый человек говорит о том, что он пил и ел, умный, что он видел и слышал.

Ложь или правда? Притча для детей

Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Шли домой — боялись: «Попадёт нам дома!» Вот остановились они на дороге и подумали, что лучше: соврать или правду сказать?
— Я скажу, — сказал первый, — будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
— Я скажу, — сказал второй, — что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
— А я правду скажу, — сказал третий. — Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь — лесной сторож идёт.
— Нет, — говорит, — в этих местах волков.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь — вдвое.
Второй про деда рассказал, а дед тут как тут — в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь — вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.

Притча. Как найти друзей

Девочка приехала в деревню, где никого не знала. Она пожаловалась папе:

— Скучно мне. Никто не хочет со мной дружить. Как мне отыскать друзей?
— Друзей вокруг много. Выйди, доченька, на улицу, да внимательно присмотрись, — сказал он.

Вышла девочка на улицу — никого.

Пошла она в поле. Видит — бежит жеребёнок. Кинулась догонять — не догнала. Из-под куста выскочил заяц, она бросился его ловить — не поймала. Видит — летит голубка, побежала за ней — улетела голубка. Увидела девочка божью коровку, протянула руку — и … поймала.

— Отпусти меня! — попросила божья коровка.

— Не отпущу! — говорит девочка. — Я буду с тобой дружить, потому что все другие от меня убегают: и жеребёнок, и заяц, и голубка…

— Понятно, — говорит божья коровка. — Хочешь, я тебе подскажу, как друзей найти.

Похожая притча

Поучительные притчи с моралью для детей

Притчи Содержание

Детская притча про самое трудное дело

Поучительные притчи с моралью для детей

Притча для взрослых о детях

Притча для детей про уважение к матери

Читайте также: