Ведомости о притчах это

Обновлено: 14.11.2024

Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 2. 2464 стб.

Правила заполнения ведомости

Исповедная роспись представляет собой список всех жителей, относившихся к приходу церкви. Они были разделены на социальные группы и писались последовательно: духовные, военные, дворяне / статские, дворовые / городские, крестьяне (у каждой группы указывались домовладельцы и их семьи). Исповедные росписи велись в довольно свободной форме, поэтому могут отличаться даже в соседних уездах, не то что в регионах.

В первом столбце писали номер домовладения по счету. Затем шел список людей. Сначала писался домовладелец (глава семьи), затем его жена (которая жена по счету, если не первая, в случае смерти одного из супругов делась приписка: вдова или вдовец). Следом перечислялись их дети и их семьи, если они проживали одним двором с домовладельцем. Затем указывались более дальние родственники, проживающие во дворе: братья, племянники, мать, теща и т.д.

Исповедная роспись по селу Ейское укрепление 1871 года (Область войска Донского, ныне Краснодарский край). Две семьи домовладельцы Пономаревы: вдова Екатерина и Андрей

У каждого человека в исповедной росписи указывался порядковый номер – отдельно для женщин и для мужчин, возраст и делалась пометка был ли на исповеди и причастии. Если отсутствовал, то писали причину отсутствия.

Часто списки жителей переписывались с прошлого года, изменяя только возраст. В связи с чем иногда допускались новые или сохранялись старые ошибки в именах, возрасте или фамилии.

По раскольникам создавались отдельные списки. Там указывались все те же самые сведения, а также год, в который человек уклонился в раскол. Ниже приведена исповедная роспись Вятской губернии за 1904 год по семьям Коробейниковых, которые уклонились в раскол в 1867 и 1857 году.

Список раскольников за 1904 год Крестовоздвиженской церкви села Белозерье Орловского уезда Вятской губернии. Раскольники Коробейниковы из Даниловской беспоповской секты деревни Арсичи (подле речки Раменки), уклонившиеся в раскол в 1867 и 1857гг.

Для родословной

Таким образом, установить состав семьи и возраст ваших предков из исповедной росписи очень легко. Поскольку этот документ является официальным, то можно всецело полагаться на его достоверность, чтобы составить свою родословную.

Исповедные росписи хранятся в областных (региональных) архивах по месту их составления. В некоторых случаях исповедные ведомости можно найти в районных архивах, там же где и метрические книги. Например, такая ситуация в Краснодарском крае.

Для получения достоверной информации из исповедной росписи необходимо знать временной период и церковных приход, к которому относился населенный пункт.

Похожая притча

Каждый, кто хочет составить родословную, углубившись в 19 век, сталкивается с необходимостью искать сохранившиеся исторические документы, с помощью которых можно узнать состав семьи предков и их возраст. Один из таких важных документов – это исповедные ведомости.

Вторая часть: подробности о причте церкви

  • Кто именно, где родился, из какого звания происходит. Где и чем обечался. Когда и кем в какой чин произведен и в каком месте. Каким проходил и проходит особенности должности. Когда и чем был награждался, и кого имеет в семействе.
  • Годы, месяцы и числа.
  • Есть ли недвижимое имение: у самого, у родителей, или у жены, и какое именно.
  • Как и кто знает чтение, пение, катехизис: изученных, кто сколько в годах проповедей говорил.
  • Какого кто поведения: а дети, обучающиеся в училищах, как вели себя во время отпусков в дом.
  • Кто с кем в каком родстве.
  • Кто, когда за что был судим, и кем штрафован, или не состоит ли под следствием или судом.

О священнике церкви Свято-Покровской местечка Молодечна

Священник сей церкви Иосиф Ильич Недельский, сын псаломщика, студент Литовской духовной семинарии 18 июня 1871 года. Недвижимого имения не имеет.

Послужной список священника
  • В должности надзирателя Жировицкого духовного училища состоял с 7 июля по 15 сентября 1871 г.
  • Правлением того же училища избрание на должность эконома и учителя географии и арифметики, в коих состоял с 15 сентября 1871 г. по 6 января 1876 г.
  • Священником к Воложинской Константино-Еленской церкви и назначение по прошению Высокопреосвященнейшим Макарием, б. Архиепископом Литовским и Виленским, с обязательством оставаться учителем до конца 1-ой учебной трети 11 ноября 1875 года.
  • Рукоположение в священника к той же церкви Преосвященным Евгением, б. Епископом Ковенским 11 января 1876 года.
  • Законоучителем Воложинского народного училища состоял с 22 декабря 1876 г. по 22 декабря 1879г.
  • За обновление Воложинской церкви преподано Архипастырское благословение 16 июня 1877 г.
  • На должность священника к Молодечненской церкви перемещен согласно прошению 19 августа 1882 года.
  • Назначение депутатом следственных дел Молодечненского благочиния 20 августа 1882 г.
  • За отличную усердную службу награждение набедренником 13 ноября 1882 года.
  • Награждение скудовею по указу Святейшего Синода 13 марта 1887 г.
  • Законоучителем Владимирского народного училища 19 октября 1887 года.
  • За особо ревностное и усердное отношение к преподаванию Закона Божьего, преподавание Архипастырского благословения выражена благодарность Совета Виленской дирекции народного училища 1891, 1893, 1895, 1896 и 1897.
  • После ревизии утвержденной Окружным собранием … 1907.
  • Наблюдателем в церковно-приходской школе состоял с 13 июня 1894 по 20 июля 1896.
  • Помощником Молодечного благочиния назначение в 1894.
  • Удостоен награждение камилавкой по указу священного синода 9 апреля 1898 года.
  • Имеет серебряную медаль в память царствования Александра III, грамоту Святительского поучения канавы поставленному иерею.
О семье священника
  • Имеет отроду 51 год.
  • В семействе: жена его Любовь Фёдоровна 45 лет.
  • Дети их: Владимир, 20 лет, обучается в Литовской духовной семинарии. Любовь, 19 лет, окончила Женское духовное училище, находится при родителях. Варвара, 17 лет, обучается в Женском духовном училище.

О псаломщике Иване Юльяновиче Балабушевич

Псаломщик церкви Иван Юльянов Балабушевич, сын священника. Обучался в Высшем отделении Виленского духовного училища. Недвижимое имение не имеется.

Информация о послужном списке псаломщика из клировой ведомости Литовской духовной консистории

  • Назначенный учителем в церковно-приходской училища в селе Волович, Кобринского уезда, 1866 год.
  • Назначение наставником Шумского народного училища 1867 год.
  • Епархиальным начальством назначен на должность псаломщика Рудоминской церкви, Виленского уезда 1868 год.
  • Перемещение на ту же должность в настоящей церкви 1 июля 1888 года.

Часть третья: о прихожанах означенной церкви

  • В каких местах и какого звания прихожане.
  • Число дворов.
  • Число душ: мужского и женского по отдельности.
  • В каком расстоянии от церкви, и нет ли препятствий в соответствии.

Перечисляются все населенные пункты, которые относятся к указанной церкви, указывается количество прихожан, из чего можно сделать о размерах церкви и прихода.

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

Отсутствующие на исповеди

Отсутствовать на исповеди могли по нескольким причинам:

В случае отсутствия по месту жительства более года, человек мог исповедоваться другому священнику, но обязательно должен был подтвердить этот факт документально.

Списки неисповедовавшихся подавались в духовную консисторию. Если человек не был на причастии более трех лет, то по решению епархии его могли причислить к старообрядцам.

Похожая притча

Клировая ведомость – документ, содержащий сведения о службе духовных лиц.

Что такое клировая ведомость

Этот журнал являлся документальным подтверждением службы священников, содержал информацию о наградах и поощрениях. Можно сказать, что клировая ведомость – это трудовая книжка или послужной список.

20 января 1769 года принято решение о введении документа «Именной список всех лиц духовного звания православного исповедания». Несколько раз структура заполения клировой ведомости менялось. Окончательно ее форма утверждена в 1829 г. В 1876 г. добавлена графы о недвижимом имении священнослужителя, его родителей и жены.

Клировые ведомости состоят из трех разделов: о церкви, о причте и о прихожанах.

Первая часть клировой ведомости

В первой части клировой ведомости подробно описывается церковь, ее состояние и оснащение. На основании этого отчета можно было составить прошение о выделении средств на ремонт церкви или колокольни.

Информация из клировой ведомости Свято-Покровской церкви местечка Молодечна, Виленской губернии, Вилейского уезда, Молодечненского благочиния за 1900 год.

О здании церкви

1. Церковь построена в 1869 года на счет казны. Освящена 1 октября 1870 года.

2. Здание церкви кирпичное, с такою же колокольней в одном корпусе. Церковь и колокольня вполне прочны. Кругом церковного погоста есть деревянная ограда. Особой сторожки при церкви нет.

3. Престол в ней один, освящен в честь и память Покрова Пресвятой Богородицы, престольный праздник 1 октября.

Утварью церковь сравнительно достаточна.

Причта при ней положено священник и два псаломщика, ныне состоит священник и два псаломщика. На содержании причта отпускается от казны 595 рублей, содержание это посредственное.

О земле и хоз. постройках

Земли при церкви 66 десятин с саженью, в то числе усадебной 1 десятина 22,75 саженей, пахотной 33 десятины 538 сажени, сенокос 21 десятина 148 саженей, в том числе удобной 12 десятин. Означенной землей причт владеет сам. На землю имеется план с полевыми к нему журналом, составленный по распоряжению Виленского губернского Правления от 15 ноября 1854 года за №29176. Копия плана, составленная по распоряжению 2-й поверечной комиссии от 16 ноября 1865 года за №770, на сенокосную землю в урочище «долгая»: план и межевой журнал хранятся в церкви.

Для жительства членов причта имеются удобные деревянные дома и холодные хозяйственные постройки, коими причт обеспечен по новому закону с 1891 года. Есть постройки застрахованы: священнические в 2000 рублей, а псаломщические в 1000 рублей.

Богадельня

К сей церкви принадлежит деревянная богадельня, устроенная в 1894 году на средства прихожан из старого здания, б. волостного правления, в коей имеется помещение для церковного сторожа. В настоящее время в богадельне состоит 4 лица призреваемы, кои содержатся частию собственным трудом, а частию доброхотные подаяния благотворителей.

О ближайших церквях

9. Расстоянием сия церковь от литовской духовной консистории в 110 верстах, от местного благочинного в 32 верстах, и то уездного города Вилейки в 21 версте.

10. Ближайшие к сей церкви: Носиловская в 5 верстах и Хожевская в 7 верстах.

12. Домовая церковь существует при Молодечненской учительской семинарии устроена в 1862 году содержится на средства Виленского учебного округа, богослужение в ней совершается законоучителем в семинарии.

О документах

13. Опись церковного имущества есть, составленная в 1875 году, утверждена печатью и скреплена Литовской Духовной консисторией.

14. Церковно-приходская расходная книги зашнурованные печатью консистории ведутся исправно и хранятся в целости.

15. Копии метрических книг 1835 года хранятся в целости.

16. В обыскной книге, выданной за шнуром и печатью консистории в 1895 году за №9007, исписанных 194 листа и неписаных 6 листов.

17. Исповедные росписи в 1850 года, кроме книги 1867 г., хранятся в целости.

18. Книги до церковного округа подлежащее имеются все.

19. Церковные деньги хранятся в церкви.

Школы

20. В приходе имеется женская церковно-приходская школа, построена в 1899 году. Школы грамоты две: в деревне Буховщине, а вторая в Волках. Содержится они на средства родителей. В женской церковно-приходской школы обучающихся 77 девочек, а в школе грамоты 22 мальчика. Кроме 2 школ, в приходе имеются две школы Министерства Народного Просвещения: начальное училище при Молодечной учительской семинарии и Владимирское народное училище в деревне Яровщина. В них обучаются в этом году 183 мальчика и 3 девочки.

Кладбище

В местечке Молодечно существует общее приходское кладбище с деревянной на нём церковью. Церковь перестроена в 1870 году из приходской. А котельная обновлена в 1901 году на местные средства.

Кладбище удобное, обнесено в 1895 году новой деревянной оградой. В районе прихода имеются две каменные часовни. Первая часовня в честь святого Александра Невского, построенная в 1861 году усердием благотворителей. Другая – в честь покрова Пресвятой Богородицы и Преображения Господня (время постройки неизвестно). Часовня содержится в благолепном виде, но уже требует ремонта.

Церковный староста

21. При церкви состоит церковный староста, крестьянин местечка Молодечно, Герасим Дмитриев Гулевич. Он утвержден ведомством 15 марта 1901 года на четыре трехлетия. Должность свою проходит аккуратно. Приходское попечение существует при церкви в 1868 года. Деятельность членов его, и то только некоторых, ограничивается прислуживанием в церкви при богослужении.

Похожая притча

Знаменитая притча о мытаре и фарисее является одной из основных в Евангелии от Луки (Лк.18,10-14). Именно эту притчу вспоминают во время литургии в православной церкви накануне великого поста. По этой причине она рассмотрена уже многими и, казалось бы, нет никакой необходимости на ней подробно останавливаться. Всё в ней разобрано от и до. И всё же к ней возвращаются снова и снова. А причина этого – в особой символичности данной притчи. Она хорошо показывает тот особый контраст людей в обществе на примере двух её ярких героев. Не смотря на то, что этой притче уже около двух тысяч лет, звучит она актуально и в наши дни. Ведь тема, затронутая здесь, даёт о себе знать на самом деле во все времена, поскольку касается людей, «которые уверены были в себе, что они праведны, и унижали других» (Лк.18,9). Такова присказка данной притчи, и о таких людях она рассказывает.
Начинается притча так: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь». Храм являлся центром всей духовной жизни древнего Израиля, и, конечно, одним из самых посещаемых мест Иерусалима. Это было довольно крупное здание, фактически вновь возведённое царём Иродом Великим. Место в храме, где могло произойти данное действо, скорее всего, так называемый Двор Израильтян, в непосредственной близости от жертвенника, куда могли войти все мужчины, кроме язычников. Поэтому вряд ли там посетителей было только двое. Скорее всего, были и ещё – мы к этому вернёмся. Но двое из них – особые. Первый, это, конечно, фарисей.
Так называемое движение фарисеев зародилось о II веке до Р.Х. после очищения храма от последствий предыдущего греческого завоевания. Слово «фарисей» по смыслу означало «отделившийся». Тогда встал вопрос о сохранении чистоты веры, подверженной в то время сторонним влияниям. Но в этом, несомненно, благородном деле фарисеи успели отчасти переусердствовать. Ими было установлено немало различных внешних формальностей, которые начинали уже затмевать собой духовную сущность истинной веры. Как говорил о них Иисус Христос: «очищаете внешность чаши и блюда, между тем, как внутри они полны хищения и неправды» (Мф.23,25). Однако ради справедливости следует сказать, что таковыми были не все фарисеи. Некоторые из них разделили и учение Христово, стали впоследствии учениками, как например апостол Павел. Но большая часть, всё-таки, были горды собой, считая себя чуть ли не высшими последователями религиозной истины. Именно один из таких фарисеев и зашёл, согласно притче, в храм помолиться.
«Фарисей, став, молился сам в себе так». «Став» - значит, что он специально встал на видное место, скорее всего для того, что его все видели. Для таковых было вообще характерно «молиться, чтобы показаться перед людьми» (Мф.6,5). Фарисей, при этом, «молился сам в себе». Что это значит? Древние иудеи возносили молитву, подняв вверх голову, устремив свой взгляд к небу, и приподняв руки ладонями вверх. То есть, как бы непосредственно обращаясь к Богу. Несомненно, что фарисей молился именно в такой позе, всю молитву обратив строго на себя. Молитва фарисея начинается со слов «Боже! Благодарю тебя». Толкователи указывают на то, что именно с этих слов начиналась любая молитва фарисеев. И это имело немалый смысл. Фарисей, видимо, понимает, что всё то, чего он достиг, получено им благодаря Богу, а не чисто собственными усилиями. Но хорошее начало молитвы содержит в себе далее неприглядное продолжение: «…что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь». Кто прочие люди? Я уже говорил о том, что фарисей зашёл в храм, вероятнее всего, не один, если, конечно, не считать мытаря. Иначе как бы его молитва была бы показной, если бы там, кроме несчастного мытаря, никого больше бы не было? Вот эти люди и были для него «прочими», которых он не постеснялся назвать грабителями, обидчиками и прелюбодеями. Дескать, он только один среди них праведный. Все остальные ему уже не равны, включая и вошедшего в храм мытаря, которого фарисей сразу приравнял к предыдущим категориям «прочих людей».
Что же такого особенного сказал про себя этот фарисей? Только исключительно о собственных заслугах: «…пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». То, что он начал говорить о соблюдении поста означает, что он взял для соблюдения собственного благочестия больше, чем для этого полагалось. Устав фарисеев такого правила в себе не предусматривал. Тем самым фарисей начал, прежде всего, как бы подчёркивать собственные «сверхзаслуги». А вот дальше он уже говорит об обязательной уплате десятины, как требовал этого Закон (Втор.26,12). Заметим, что в притче не сказано о том, что какие-либо приобретения фарисея не носят какого-то негативного характера. Всё, что данный фарисей заимел, добыто им было, очевидно, вполне честным путём. Впоследствии, как мы увидим, ему это вполне зачтётся.
Мытарь представлен здесь как полная противоположность фарисею. Мытарь – означает сборщик. Но во времена Иисуса Христа мытари были не просто сборщики пошлин. Территория Палестины была тогда завоёванной римской провинцией, а самой Иудеей управлял римский прокуратор, или, как его называли историки, префект. Его власть олицетворяла собой правление как наместника самого императора Рима на данной территории. И мытари собирали пошлины именно в римскую казну. Это обстоятельство неизбежно накладывало своеобразную форму отношения к мытарям со стороны местного населения. Их считали предателями и изменниками собственного народа, сотрудничавших с завоевателями. Многие мытари были «нечисты на руку», то есть собирали с населения больше положенного, обманывая тем самым людей собственной страны, не гнушаясь никакими причинёнными им обидами. Естественно, полученную таким нечестным способом дополнительную мзду, они обычно присваивали себе. Как бы сказали, клали прямо себе в карман. Ведь именно от этого предостерегал мытарей в своей проповеди Иоанн Креститель, чтобы они не брали себе ничего лишнего (Лк.3,13). Но следовали такому совету, конечно же, не все. Неудивительно, что общение с мытарями воспринималось тогда как прямое совершение греха. Ни один фарисей не позволил бы себе даже присесть рядом с мытарем, не говоря уже о дальнейших действиях. Именно поэтому они обвиняли Иисуса Христа в том, что он ел и пил вместе с мытарями и грешниками (Мф.9,11), сочтя это за недостойное поведение. И одного из таких мытарей увидел в храме фарисей, который, несомненно, знал этого человека, раз он его сразу назвал мытарем.
«Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо». «Стоя вдали» - мытарь фактически стоял у входа во Двор, на котором молился фарисей. В отличие от последнего мытарь счёл себя весьма недостойным даже войти на эту территорию, не говоря уже о том, чтобы встать рядом с фарисеем. Тот уж точно не потерпел бы такой «фамильярности». Тем более мытарь «не смел поднять даже глаз на небо». Не смог обратить свой взгляд туда, откуда на людей взирает Сам Господь Бог. Тяжесть грехов, которую, несомненно, ощущал в себе мытарь, не позволяло просто поднять свою голову. Тяжело было смотреть, очевидно, не только в сторону Божьего взгляда, но и, можно сказать, в глаза тех людей, которые тоже находились в храме, включая того же фарисея, который себя, как мы уже сказали, считал чуть ли не сосредоточением высшей нравственности.
«Но, ударяя себя в грудь, говорил». Ударять себя в грудь на Востоке означает искреннее раскаяние, эмоциональное свидетельство того, что человек говорит правду. Можно добавить, что эмоциональные выражения при обращении к Богу имели место в древнем Израиле. В Новом Завете есть эпизод, где исцелённый после неизлечимой болезни, находясь в храме, «ходил и скакал славя Бога» (Деян.3,8). Мытарь, соответственно, тоже делает со своей стороны эмоциональный жест, но только в качестве чувства в понимании собственных грехов. Слова же его были следующие: «Боже, будь милостив мне грешнику». В отличие от фарисея мытарю нечего даже сказать Богу в качестве благодарности. Он не знает, за что же он может благодарить Бога. Разве только за то, что он, мытарь, ещё ходит по этой земле, и что его ещё не постигла жестокая кара. Но он, возможно, понимает, что Бог долготерпелив (2Петр3,9), и не торопится с наказанием, давая время человеку для исправления. Ни одной заслуги своей перед Богом мытарь назвать не в состоянии. Однако, вместе с этим, мытарь не перечисляет и собственных грехов. Видимо, тяжесть их такова, что у него не хватает ни моральных, ни физических сил (как говорят – «язык не поворачивается»), для того чтобы эти грехи хотя бы просто перечислить. Мытарю стыдно за них не только перед стоящими в храме людьми, возможно из которых он тоже кого-то обидел. Ему, в первую очередь, стыдно перед Самим Богом. А ведь Бог, как известно, не смотря на всё, «поругаем не бывает» (Гал.6,7). Мытарь просил только об одном – о милости к нему, которую проявить к нему может только Бог. Признавая себя грешником, и, конечно же, являясь на деле таковым, мытарь мог просить прощения своих грехов только у Всевышнего, у Того, Кто только может отпустить ему их (Мих.7,18).
«Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в свой дом более, нежели тот». Обратим внимание на мысль: мытарь покинул храм более оправданным, нежели находившийся там же фарисей. Здесь выражение «более оправданным» имеет, в сущности, два значения. С одной стороны, оправданы были они оба – фарисей и мытарь. Да, фарисей вёл себя вызывающе, но Бога он не обманывал. Судя по содержанию притчи, фарисей действительно делал всё, что он говорил, соблюдал требования Закона и вёл, как мы уже говорили, вполне добродетельную жизнь. Не будем забывать, что Господь справедлив одинаково ко всем, «нелицеприятно судит каждого по делам» (1Петр.1,17), что «каждый понесёт своё бремя» (Гал.6,3). И фарисей здесь не стал исключением. В то же время, фарисей был оправдан не полностью, но об этом чуть позже.
Но за что же был оправдан мытарь? Ведь грехи его, судя по всему, были явно несопоставимы с грехами того же фарисея. А дело в том, что мытарь сумел проявить крайнее смирение, полностью осознавая всю тяжесть совершённого им греха, с трудом вымаливая у Бога за всё прощения. Фарисей, напротив, даже не пытался вспомнить, был ли он грешен в чём, тем более, просить у Бога за что-либо прощения. Вместо смирения фарисей только возгордился собой, не забыв ещё поставить в уничижительное положение других людей. Мытарь через своё искреннее раскаяние по-настоящему приблизил себя к Богу, тогда как фарисей, через проявленную им гордыню, через непомерное возвышение самого себя, только отдалился тем самым от Всевышнего. Фарисей как бы уже «расквитался» с Богом за свои собственные заслуги, а теперь как бы наступила очередь Самого Бога дарить те или иные блага фарисею. Как и сказано об этом в самой притче: «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Как говорил апостол Пётр, Господь Бог «гордым противится, а смиренным даёт благодать» (1Петр.5,5). Вот почему мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей. Мытарь предстал пред Богом таким, как писал в своё время пророк Исаия: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66,2). То есть, не имело никакого значения, какое место в храме занял фарисей, а какое мытарь. Бог смотрит, в первую очередь, на человеческое сердце, а не на географическое положение молящегося. И это обстоятельство было только на пользу мытарю.
В то же время, ради справедливости следует заметить, что мытарь ушёл именно «более оправданным», но всё же не полностью. Что можно на это сказать? С одной стороны, тяжесть совершённых мытарем грехов не позволяло ему полностью от них освободиться. Но с другой – достаточно ли для прощения грехов только один раз зайти в храм, пусть даже и для искреннего покаяния? Конечно же, нет. Здесь уже нужна постоянная работа над собой. Но если мытарь всё же положил этому начало, то фарисей собственное благочестие своим недальновидным поступком только остановил в своём поступательном развитии. Мытарь же через своё смирение только поднялся, тогда, как фарисей фактически опустил себя однозначно вниз. И в этом итог всей притчи.
Важность данной притчи состоит ещё и в том, что она очень актуальна сама по себе, как я уже говорил, и в наши дни. Нет, конечно, таких фарисеев и подобных мытарей теперь уже нет. Но сейчас, как и в древнем мире, человеческое общество имеет как бы расслоенный характер. Кто-то чувствует в нём себя как фарисей, а кто-то здесь в душе является мытарем. И между этими двумя полюсами общества образуется своего рода прослойка – такие же «прочие люди», как говорил в притче о них фарисей. Но ведь кто-то из них склоняется именно к фарисею, тогда как другие невольно ассоциируются с мытарем, хотя таковыми могут и не являться. По крайней мере, в отличие от мытаря, они вряд ли осознают всю тяжесть своих грехов, но терпят всё, что претерпел уже знакомый нам мытарь. И это расслоение на два полюса всё продолжает и продолжает усиливаться, что бесконечно вот так развиваться, разумеется, не может. А вот когда, как и во что в итоге всё выльется – то это уже совершенно отдельный вопрос.

© Copyright: Павел Луков 2, 2019
Свидетельство о публикации №219052400200 Рецензии

Именно эту притчу вспоминают во время литургии в православной церкви накануне великого поста.

В Вавилонской блуднице много чего вспоминают. А также много чего делают. Например получают печать зверя на лоб и руку во время миропомазывания.

Нет, конечно, таких фарисеев и подобных мытарей теперь уже нет.
===

Ошибаетесь. Псевдохристиане и работники налоговой инспекции.

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Предназначение исповедной росписи

Исповедная роспись – это документ, позволяющий установить состав семьи, возраст и вероисповедание ваших предков. Так называли ежегодный отчет, предоставляемый священником приходской церкви в духовную консисторию, при этом один экземпляр оставался в церкви.

Идея создания исповедной ведомости появилась вместе с церковным расколом и увеличившимся количеством старообрядцев. С помощью исповедки можно было отслеживать «уклонившихся в раскол».

С 1716 года по указу Петра Первого «О хождении на исповедь повсегодно, о штрафе за неисполнение сего правила, и о положении на раскольников двойного оклада» ежегодно перед Пасхой, во время Великого поста, обычно в Святую Четыредесятницу, все прихожане обязаны были явиться в церковь на исповедь и причастие, о чем должна была быть сделана запись в исповедной ведомости. (Подробнее о празднике Пасха)

После революции 1917 года

Исповедные ведомости, как один из важнейших документов учета населения, просуществовал до 1917 года (но в некоторых местностях велся и после этого).

25 мая 1927 года бюллетенем Центрального архива РСФСР было предписано уничтожить все исповедные росписи за период 1865 – 1927 гг., как не представляющие исторической ценности.

В некоторых регионах они действительно были уничтожены, например на территории Терского войска были уничтожены полностью все документы, в связи с чем составление родословной за указанный период весьма затруднено.

Кроме исповедных росписей можно воспользоваться другими историческими документами (об этом можно прочитать в Метрические книги и Ревизские сказки).

Читайте также: