В чем заключается смысл сказки притчи константина ушинского

Обновлено: 07.05.2024

Воспитательное значение сказки в произведениях К. Д. Ушинского.

В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах…»

Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.

Одной из народных форм обучения и воспитания подрастающего поколения выступает сказка.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. "В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы".

По мнению Ушинского, природные русские педагоги - бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную и образовательную силу таит в себе народная сказка. Как известно, педагогическим идеалом Ушинского являлось гармоническое сочетание умственного и нравственно-эстетического развития. По твердому убеждению великого русского педагога, эта задача может быть успешно выполнена при том условии, если в воспитании будет широко использован материал народных сказок. Благодаря сказкам, в душе дитяти с логической мыслью срастается прекрасный поэтический образ, развитие ума идет дружно с развитием фантазии и чувства. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка; он решительно ставил народную сказку выше рассказов. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

В каком возрасте стоит читать с детьми произведения К. Д. Ушинского?

Они написаны для детей дошкольного и самого младшего возраста. Почему? Потому что они невелики по объему. Потому что тематика его произведений разнообразна, а значит, они развивают кругозор ребят. Потому что тематика очень приближена к детской жизни, а значит, они понятны и интересны детям. С художественной точки зрения во всех произведениях сочетается познавательность и поэтичность; есть сюжет, сюжетная занимательность; язык близок к народному, а это значит – прост и доступен детскому восприятию. А это только положительные качества литературы для детей.

Сказка «Два козлика» - о том, как встретились два козлика при переходе реки и не хотели уступать один одному дорогу, а в итоге оба упали в реку. Написана для того, чтобы высмеять упрямство.

Сказка «Ветер и Солнце»- о том, как поспорили они, кто сильнее и пытались снять плащ с человека. Сказка учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева.

Души маленьких детей открыты миру, и наша задача - помочь сделать так, чтобы их доверчивость и открытость не обернулась им во зло. Русские народные сказки – своеобразный «учебник», по которому ребенок начинает учиться жить. С помощью сказки малыш легко усвоит, что в мире, в котором он живет, просто необходимо соблюдать определенные правила.

Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами представить окружающую жизнь, людей, их поступки, судьбы и в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Сказка дает возможность за несколько минут «примерить» на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами образовательной работы с детьми.

Публикации по теме:

Воспитательное значение народных игр Е. А. Покровский писал, что игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера,.

Игры детей и их воспитательное значение Игра – своеобразная самостоятельная деятельность ребёнка дошкольного возраста, особая форма детской деятельности. В игре больше, чем в какой.

Консультация для родителей «Прогулки и их значение» Консультация для родителей на тему: «ПРОГУЛКИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ» Воспитатель Мишина Марина Григорьевна Прогулка в жизни ребенка занимает важное.

Консультация «Значение прогулки в ДОУ»

Консультация «Значение прогулки в ДОУ» Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным.

Консультация «Значение сказки в воспитании дошкольников» «И нельзя без сказки нам прожить друзья, Ведь со сказкой проще верить в чудеса. Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь. В маленькое сердце,.

Семейные традиции, их воспитательное значение для семьи в воспитании детей Воспитание ребенка - это очень сложный трудоемкий процесс, который не терпит пренебрежительного отношения, ведь каждый родитель хочет не.

Консультация «Сказка в жизни ребенка. Воспитательное значение сказки» Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

Значение сказки в развитии субъектности и индивидуальности дошкольника «Значение сказки в развитии субъектности и индивидуальности дошкольника» Value tales in the development of subjectivity and personality.

Значение игры для ребенка. Консультация Игра - главная и ведущая деятельность ребенка дошкольника! “ Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому.

Похожая притча

Были сделаны два одинаковых плуга, один из них попал к земледельцу,а второй остался лежать.

Через некоторое время они встретились: первый был как золотой от работы, а второй от безделья ржавый.

Эти два плуга - два героя рассказа.

Главная мысль произведения можно выразить пословицей:


Т. е. рассказ учит трудиться, чтобы быть сильным и здоровым, ведь безделье, лень портят не только тело, но и душу.

Enot-Nina [76.1K] 1 год назад

В рассказе притче Ушинского "Два плуга" главные герои - это два орудия труда, два плуга. Также упоминаются их хозяева. Оба появились на свет одновременно в одинаковых условиях.


Один плуг - трудяга. Он достался земледельцу. Этот плуг сразу стал работать. От этого он сделался еще краше


Второй плуг - лентяй. Он достался купцу и пролежал все время без дела. Он потерял свой внешний вид, покрылся пылью, ржавчиной.


Главная мысль рассказа "Два плуга" Ушинского в том, что плуг (человека) красит именно труд. лень и безделье портят любого. Плуг от безработья ржавеет, а человек становится толстым, ленивым, неповоротливыми начинает глупеть. Каждая вещь должна работать. приносить пользу. А каждый человек должен трудиться и также быть полезным.

Краткое содержание смотрите здесь.

Ушинский "Два плуга" главные герои, главная мысль

Ninaarc [300K] 1 год назад

В притче Константина Ушинского "Два плуга" повествуется о двух плугах, которые начинали свою жизнь на равных условиях. Они и являются главными героями рассказа, но судьба у них была разная.

Один плуг все время пролежал в лавке, ничего не делал, а потому потерял былой блеск и заржавел. Второй - активно трудился вместе со своим хозяином-землепашцем­ . Он сумел, благодаря постоянной работе, сохранить свой внешний вид, в отличие от своего невзрачного товарища.

Главная мысль притчи состоит в том, что труд продлевает жизнь человека и сохраняет его активность долгие годы. А безделье и лень сказываются на здоровье и состоянии духа человека. Постепенно изнеженный лодырь теряет былой лоск, а его страдающая от скуки душа теряет связь с реальностью.

Рассказ учит нас быть трудолюбивыми и деятельными людьми, что поможет нам сохранить душу и тело молодыми. Человек должен работать и приносить пользу обществу, тогда его будут уважать окружающие. Чтобы сохранить свою активную позицию и здоровье на долгие годы, нужно бороться с ленью и не позволять себе расслабляться.


Бульбозавр [365K] 1 год назад

В этой короткой сказке автор повествует о двух плугах, один из которых использовался в поле для вспашки и блестел своей полировкой, которую совершила земля, а второй, валявшийся в сарае весь поржавел.

Конечно под плугами, Ушинский подразумевает не сельскохозяйственные орудия труда а нас людей, одни из которых трудолюбивые у которых работа спорится и ленивых, которые не пользуются уважением других.

Главная идея и мысль этой сказки заключается конечно в отношении к труду, который красит человека. Человек, любящий и умеющий работать пользуется уважением, а лентяям и бездельникам нет места среди нас.

Эта сказка учит нас любить труд, ведь он облагораживает человека, делает нас красивее не только внешне, но и внутри.

Похожая притча

Константин Ушинский "Кто дерет нос кверху" о чем рассказ?

Как Вы понимаете смысл рассказа?

Ответить Комментировать HopeT [161K] 1 год назад

Короткий рассказ Константина Дмитриевича Ушинского "Кто дерет нос кверху" часто называют басней, потому что он очень поучительный.

Сын обращается к отцу с вопросом о том, почему колосья растут и ведут себя по-разному. Один сгибается, клонится к земля, другой стоит ровно и тянется вверх. Папа объясняет сыну, что согнувшийся колосок тяжелый от зерен и пол тяжестью их веса наклоняется вниз. А вверх, как правило, торчат пустые колосья, в которых мало или совсем нет зерна.

Разумеется, основная мысль басни, применима, в первую очередь, не к растениям, а к людям. В произведении автор завуалированно осуждает и высмеивает зазнайство и чрезмерную гордость. Причем гордость, зазнайство, бахвальство именно у тех людей, которых можно назвать "пустыми", то есть гордиться-то им особенно и нечем. Нос они задирают не потому, что много достигли, а от недалекого ума.

Человек, которому есть чем гордиться, и которого есть ум и другие выдающиеся качества, но ему в то же время присуща скромность, никогда не зазнается и не считает себя лучше других.


Enot-Nina [76.1K] 1 год назад

Рассказ Константина Ушинского "Кто дерет нос кверху" проходят во 2 классе. Он совсем коротки.

Читать текст можно прямо здесь:


Чему учит рассказ:

Произведение показывает разницу между пустым и полным колоском, что в переносном смысле обозначает поведение людей.

  • Полный колос - это умный, полный знаниями и опытом человек. Он никогда не кичится, не хвастается, он всегда умеет поклониться к земле с благодарностью. такие люди отличаются скромностью и кротким нравом, им нет необходимости "выделяться".Их ценность внутри, она не показная, а настоящая.
  • Пустой колос - это пустозвон, хвастун,необразованн­ ый человек. Он изо всех сил пытается показать свое превосходство,доказа­ ть, что он "выше" - лучше всех. Вот только пользы от него никакой. Поэтому он и звенит.
Марина Вологда [165K] 1 год назад

Рассказ Ушинского "Кто дерет нос кверху" очень маленький, но с глубоким смыслом.

На примере колосков автор показывает каким должен быть человек.

Полный колосок - это человек, который знает много, но не выделяется, не хвастается своими знаниями, не старается выделиться из других, его не видно среди других работяг.

А вот пустой человек старается выделиться среди других, но, как говорит автор, пустой - торчит кверху.

Произведение Ушинского учит быть скромным и не зазнаваться, не стоит возносить себя выше остальных.

Я понимаю смысл этого рассказа в том, что не стоит хвастаться и считать себя выше других, необходимо жить спокойно и не выделяться.


Rogneda [382K] 1 год назад

Чему учит рассказ Кто дерет нос кверху К. Д. Ушинского несложно понять, если вдуматься в смысл этого короткого, но назидательного произведения.

В этом рассказе наблюдательный мальчик спрашивает у отца, почему один колос гнется к земле, а другой торчит кверху.

На этот вопрос отец ответил любознательному ребенку так, что полный колос гнется к земле из-за тяжести зерен, а пустой колос тянется вверх.

Этот рассказ основан на аллегории. Так и в жизни бывает, что люди-труженики работают не покладая рук, что их и незаметно. Зато бездельник и лентяй всячески выставляет себя перед другими, а сам никакой пользы никому и не принес и ничего не создал, как этот пустой колос. Нужно стремиться, чтобы тебя за твой труд заметили и оценили, а не гордиться сверх меры собой, не драть нос кверху, ничего путного не сделав.

Мурочка полосатая [244K] 1 год назад

Басня "Кто дерет нос кверху" по содержанию совсем коротенькая.

Мальчик спрашивает у своего сына о колосках, почему один колос гнется вниз, а другой вверх торчит.

На что отец и ответил мальчику, что пустой колос всегда торчит вверх, а полный колос гнется вниз.

Смысл этой фразы заключается в том, что пустые и глупые люди всегда стараются быть громче всех, им важно быть на виду, хотя хвастаться то им особо и ничем, но уж такая натура у этих людей.

Люди, которые обладают знаниями, как правило более скромны и не стараются выделиться.

Басня учит не зазнаваться, не гордиться, высоко не поднимать нос, а быть более скромным.

Илта [275K] 1 год назад

Произведение Ушинского "Кто дерет нос кверху" относится не к рассказу, как многие ошибочно думают, а к басне. Она очень коротенькая и состоит всего лишь из нескольких диалогов между отцом и сыном. Тот спрашивает почему одни колосья к земле гнутся, а другие торчмя стоят вверх. Отец объясняет, что те колосья которые тянутся вверх пустые. Смысл басни в том, что не стоит быть по жизни "пустым" человеком. Басня недаром называется "Кто дерет нос кверху". Тут про людей смысл, что те люди которые не очень умные, любят выделяться среди других, зазнаваться, но стоит помнить, что чем человек умнее, тем он проще. Рассказ учит тому, что зазнайство одно из отрицательных качеств человека, и оно в основном у людей которые пусты духовно.

Go Green [455K] 1 год назад

Поучительный рассказ Ушинского "Кто дерет нос кверху" повествует о небольшом диалоге, который произошел между отцом и сыном.

Наблюдательный мальчик заметил, что некоторые колоски гнутся к земле, другие же стоят ровно и поинтересовался у папы, почему так происходит.

Отец объяснил, что полные колоски гнутся к земле под тяжестью содержащихся в них зерен, а вот те колоски, которые тянутся наверх - пустые, легкие и в них ничего не содержится.

Этот рассказ учит нас тому, что хвастовство - это порок и плохое качество, от которого нужно избавляться, скромность же - это добродетель. Часто тот, кто больше всего хвалится и выставляет себя на показ, на самом деле является пустым и ничего не содержащим в себе колоском.


Trok [35K] 1 год назад

Автор хочет сказать, что не следует хвастаться, выделяться, в плане быть выше других. Это выглядит не красиво со стороны человека. Пустой человек, как пустой колос хочет выделиться среди других людей и торчит кверху, а вот полный колос, как символ человека, который знает много, но не хвастается полученными знаниями. Пустые люди, пытаются всегда казаться выше других и показывать свою натуру. Те, кто знает обычно скромнее и не выделяются из толпы.

Шпиц [32.6K] 1 год назад

Рассказ Константина Ушинского "Кто дерет нос кверху".

Рассказ имеет очень содержательный, и поучительный сюжет.

Немного о рассказе, краткое содержание в пару предложений.

Однажды, маленький мальчик спросил у отца, почему один колос к земле гнет, а другой смотрит вверх. Отец ответил, что тот колос который гнется к земле, он полон тяжестью зерен, а другой колос, который смотрит вверх, он пуст, в нем нет зерен.

Чему учит рассказ.

Рассказ учит тому, что никогда не стоит гордиться и возвышать себя над другими людьми, ведь все мы разные.

-Irinka- [127K] 1 год назад

Рассказ Константина Ушинского "Кто дерет нос кверху" небольшой по размеру, но несмотря на это очень поучительный. В рассказе автор повествует о двух колосках, полном и пустом. Полный колос был опущен вниз, а пустой поднят вверх к небу.

Рассказ на примере колосков учит тому, что нельзя зазнаваться, хвастаться. На примере пустого колоска мы видим, что он пуст и похвалиться ему нечем. Тем не менее колос задиристо поднимается вверх.

Полный колос несмотря на все свои заслуги скромен и покладист, не задирается горделиво вверх.

Рассказ учит тому, что не обязательно быть хвастливым, скромность украшает. А гордиться и хвастаться тем, чего нет не стоит.

В весёлой истории "Клякса" Николай Носов выделил главного героя Фёдора Рыбкина. И автор описывает время, когда не было шариковых ручек и писали пером.

История произошла с Федей и его другом. Они не поделили чернильницу и капли оказались на лице школьника. Услышав переполох класса, учительница решает серьёзным видом припугнуть парнишку.

Мальчик доверчиво верит словам Зинаиды Ивановны. Боится, что лицо покраснеет и начнёт чесаться. Он первым выходит из класса и смывает тушь.

Н. Носов доносит главную мысль детям- не лезть, если не знаешь, что может произойти. К содержанию рассказа подходит пословица



1 год назад

Краткое содержание рассказа Митяева "Землянка" для читательского дневника можно передать так:

Артиллерийский дивизион направлялся в сторону фронта.

В одном из автомобилей находился новобранец Митя Корнев.

Юноше было всего 18 лет и он не знал, что такое фронтовые сражения, это был его первый день на войне.

Пока что ещё он ни о чём не могут думать, кроме того, как же люди могут ночевать в лесу или в поле без крова над головой.

Но дивизион добрался до леса и было понятно, что солдаты будут находиться здесь неделю. Мите дали задание почистить площадку для землянки от снега.

Митя недоумевал, как он сможет копать яму для землянки в заледеневшей земле.


Землянка была оборудована и в бочке разожгли костер.

Было тепло и все легли спать на плащ-палатках.

Митя Корнев перед тем как заснуть, только упел подумать о том, как хорошо спится в землянке.

Главная мысль этого рассказа состоит в том, что автор показывает, как в тяжелые годы войны люди могли приспосабливаться к суровым условиям жизни и выживать.

1 год назад

Интересная история описана Пришвиным в рассказе "Курица на столбах", а произошла она с черной курицей, которую звали Пиковая Дама. Хозяева подложили ей гусиные яйца и курица вскоре обзавелась чудными детками - гусятами. Сначала Пиковая Дама ничего не подозревала и ухаживала за ними, как за родными. И только когда дети подросли и стали выше мамы, курица заподозрила что-то неладное.

Однажды начался дождь и мама-курочка заботливо расправила над детками свои крылья. А когда гроза закончилась, гусятам захотелось на волю и они одновременно вытянули свои длинные шейки. Пиковая Дама оказалась подвешенной на шеях гусят, как на столбах. После этого курица стала сторониться "цыплят" и отныне она гуляла отдельно от них.

Главная мысль рассказа Пришвина состоит в том, что нужно смотреть правде в глаза. Мы часто принимаем желаемое за действительное, но истина всегда побеждает. Рассказ учит, что нужно быть внимательными и стараться правильно оценивать ситуацию, даже если знать правду нам не очень хочется.


1 год назад

Краткое содержание рассказа.

Вот поэтому перепало жителям деревни в экстренном порядке сооружать тюрьму, почту, а также полицейский участок, ну а Тому Рыбаку вообще делаться правонарушителем. Но как этот Том обязан воровать, коли он совершенно не ведает, как это вообще делается? Ведь на прекрасном Новом Дилавере несколько столетий вообще нет никакого криминала!

"Ордер на убийство" меня очень порадовал, так тронул, что когда финальная страница была перевернута, тогда я даже немного пожалел о том, что рассказ так быстро я прочитал. Думаю, что через некоторое время я его перечитаю, но сделаю это медленно, не торопясь, с большим наслаждением!

1 год назад

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина "Обманщик-газетчик и легковерный читатель"

Жил был газетчик, который постоянно обманывал читателя, и жил читатель, который всему верил. Газетчик придумывал разные страхи про жизнь, а читатель верил. А газетчик новые страхи придумывал, и снова читатель верил. И жилось всем легко и весело. Газетчик даже два каменных дома на обмане построил.

Но вот сказали газетчику, что хватит обманывать, надо истину говорить. Газетчик и сам рад, стал истину писать, про то что все вокруг замечательно и хорошо. И читатель рад - и раньше ему весело жилось, а теперь вообще благоденствие. Но случилась ошибка и посадили читателя в кутузку. Посидел он день, схватил дифтерит и умер. А газетчик живет счастливо и все решает, как лучше читателя обмануть - обманом или истиной.

Главная мысль этого рассказа в том, что не следует верить всему, что пишет пресса, потому что если заработок человека зависит от того, что он скажет, то конечно он будет говорить то, что выгодно ему, а не то что есть на самом деле.

Сказка учит не доверять огульно всему, что пишут, а иметь собственное мнение.

Похожая притча

Константин Дмитриевич Ушинский – великий русский педагог или, как говорят, «учитель русских учителей», и мне нет нужды о нем рассказывать.

Если же кто-то из вас с ним незнаком либо вообще впервые о нем слышит, то могу вам посоветовать «великую всесильную Википедию» (там вы сможете ознакомиться с его биографией).

Все его рассказы: реалистические, научно-познавательные, а также сказки отличаются очень сильной дидактикой и имеют педагогический характер. Источником произведений Ушинского является русский фольклор (это пословицы, поговорки, народные сказки и др.). Почему фольклор? Да ведь это те самые произведения, в которых заложена народная мудрость! А именно мудрость и следует передавать детям!

В каком возрасте стоит читать с детьми произведения Ушинского?

Они написаны для детей дошкольного и самого младшего возраста. Почему? Потому что они невелики по объему. Потому что тематика его произведений разнообразна, а значит, они развивают кругозор ребят. Потому что тематика очень приближена к детской жизни, а значит, они понятны и интересны детям. С художественной точки зрения во всех произведениях сочетается познавательность и поэтичность; есть сюжет, сюжетная занимательность; язык близок к народному, а это значит – прост и доступен детскому восприятию.

О произведениях Константина Дмитриевича Ушинского для детей положительно отзывался сам Лев Николаевич Толстой! (Ну о нем, я уверена, точно все наслышаны)

Вот краткий анализ многих произведений Ушинского для детей который, разъяснит, с помощью какого произведения, что можно воспитывать у ребенка. А это проще сделать с помощью интересной литературы, а не занудных лекций «о том о сем»!

Начну я со сказок для воспитания, которые написал Константин Дмитриевич Ушинский детям.

Сказка «Два козлика»— о том, как встретились два козлика при переходе реки и не хотели уступать один одному дорогу, а в итоге оба упали в реку. Написана для того, чтобы высмеять упрямство. Ваш ребенок упрям? Прочитайте с ним эту сказку, посмейтесь вместе над персонажами, а потом спросите у ребенка: «Катя (Слава, Миша и т. д., а не поступаешь ли ты иногда также?» Пусть ребенок осознает, как выглядит это со стороны.

Сказка «Слепая лошадь»— о том, как лошадь спасла жизнь своему хозяину и он пообещал всегда за ней ухаживать. А когда она стала не нужна, он забыл о своем обещании и выгнал лошадь на улицу. С помощью этой сказки можно рассказать о том, что дал слово – держи, показать, как противно предательство. Кроме того, можно показать ребенку, что справедливость всегда восторжествует.

Сказка «Ветер и Солнце»— о том, как поспорили они, кто сильнее и пытались снять плащ с человека. Сказка учит тому, что с помощью ласки и доброты можно добиться гораздо большего, чем с помощью гнева.

Сказка «Два плуга»— о том, как два совершенно одинаковых плуга стали разными: один сверкал, а второй заржавел. Читайте эту сказку специально для того, чтобы воспитывать в детях трудолюбие.

Сказка «Лиса и козел»— о том, как лиса обхитрила козла и вылезла из колодца. Можно научить ребенка анализировать ситуацию и не давать водить себя за нос. НО! Не стоит учить ребенка, что быть хитрым – очень хорошо, а то потом почувствуете это на себе. Хитрить хорошо только для того, чтобы найти выход из тяжелой ситуации. А еще если обратить внимание на начало сказки, можно показать ребенку, что надо быть внимательным, чтобы не угодить в тяжелую ситуацию.

Сказки «Петух да собака», «Плутишка кот», «Лиса и гуси», «Ворона и рак» подходят для тех же целей, что и сказка «Лиса и козел». Так что одной проблеме можно уделить целую неделю. Новая форма, но смысл один. Получается, что истины мы повторяем, но интерес при этом не угасает! А все вы знаете, что Повторенье – мать … Да нет, не печенья, не мученья, а ученья!

Давайте все же обратимся к сюжету перечисленных сказок: в сказке «Петух да собака»рассказывается о том, как эти животные жили у бедных стариков. Но есть им даже нечего было и они решили уйти от хозяев. Пошли петух и собака в лес. На ночь петух взобрался на дерево, а собака закопалась листья. Утром петух, как всегда, приветливо закукарекал солнышку. А это пение услыхала лисица и захотела съесть петуха. Прибежала под дерево и стала его в гости к себе звать. А тот говорит: «Я друга позову». Плутовка обрадовалась, что обед вдвое больше будет и говорит: «Зови!» Прибежала собака и разорвала лисицу.

В сказке «Плутишка кот» рассказывается о хитрости кота, из-за которой все сначала в беду попали, а потом спаслись. Кот часто норовил у хозяев что-либо умыкнуть, за что ему и доставалось. А были еще во дворе козел и баран. Они и говорили, что поделом коту. А тот придумал, что из-за того, что он съел сметану, хозяевам придется козла и барана на еду пустить. Решили они все в лес убежать. Там познакомились с медведем и все вместе спать легли. А ночью к ним волки пришли. Но кот их и тут обхитрил, отправив их к медведю. После этого происшествия все решили домой вернуться, чтобы еще к какую-нибудь беду не попасть.

В сказке «Лиса и гуси» ситуация очень забавная, о том, как гуси лису обхитрили. Она пришла к ним на луг, чтобы съесть, а они ей говорят: «Дай мы напоследок споем!» Лиса разрешила, а гуси как запели так до сих пор поют «га-га-га». Сказка маленькая, и ребенок с удовольствием вместе с вами будет петь гусиную песенку.

Сказка «Ворона и рак» очень похожа на басню «Лиса и ворона», только здесь птицу обманул рак, которым та хотела полакомиться. Рак нахваливал ворону, пока она не согласилась «Ага!» и не раскрыла рот. Сказка тоже очень коротенькая, и ее ребенку будет очень интересно инсценировать

«Охотник до сказок»— о том, как старик любил сказки слушать и пустил к себе человека ночевать за то, что тот будет ему всю ночь сказки рассказывать. Там дальше идет такая интересная небылица, а в итоге дед падает с печи. С помощью такой сказки можно объяснить ребенку, что всему свое время: сказки надо слушать в детстве. А дальше можно перейти на то, что во взрослой жизни должны быть уже другие приоритеты. Или к тому, что делу – время, а потехе… В общем, здесь уже на вас работает ваша фантазия.

Сказки «Козел» и «Петушок с семьей»— о том, как все устроено в семье, как распределены роли между членами семьи. Это глубокий смысл, а читаются эти коротенькие сказочки быстро и легко. Можно показать ребенку, что в семье должен быть мир и порядок, и не надо ссориться. Также показан папин авторитет.

Сказка «Умей обождать»— о том, как курочка предупреждала петушка не есть зеленую смородину, не пить холодную воду, не кататься на тонком льду, а подождать пока смородинка созреет, водичка согреется, а река замерзнет сильнее. Но петушок не слушался и попадал в беду. На примере этой сказки можно показать, что когда мама (папа) что-то не разрешают, на это есть веские причины, что не стоит торопиться там, где лучше подождать. Опять таки поспешишь – людей…

Сказка «Козлятки и волк»— сюжет знают все! Воспитывается послушание. И этим все сказано.

Попробуйте ответить на такие вопросы: Как выглядит заяц? Умеет ли кролик рыть норы? А заяц? Кто охотится на зайца? Как заяц спускается с горки? Где обычно прячутся зайцы?

Если вы не знаете ответа, хоть на один из этих вопросов, откуда узнает ответы на них ребенок? Так что, как видите, и вы можете узнать что-то новенькое из сказок Ушинского. А для того, чтобы знать ответы на эти вопросы, не стоит зарываться с носом в нудные энциклопедии! Стоит всего-то прочитать познавательную сказку Ушинского «Жалобы зайки».

А если вы прочитаете сказку «Лиса Патрикеевна», то узнаете ответы на следующие вопросы: Как выглядит лиса? Как она ходит? Какие норы она роет? Чем лиса любит питаться?

А из сказки «Не ладно скроен, да крепко сшит» дети узнают, для чего ежику колючки. Очень короткое, но написанное с любовью и понятно, описание кота для самых маленьких деток – в сказке «Васька». А из сказки «Бишка» можно будет узнать, чем занимается собака (причем хороша подача: от имени самой собаки). Очень веселая сказка «Храбрая собака», из которой мы узнаем, почему лает собака и почему она поджимает хвост.

О корове ребенок узнает из сказки «Коровка». А если из этой сказки выбросить первое предложение, то это уже не сказка вовсе, а загадка! И так можно поступить со многими перечисленными познавательными сказками Ушинского! Обратите внимание, с какой любовью автор описывает всех героев своих сказок!

Константин Дмитриевич Ушинский писал детям не только воспитывающие сказки и сказки научно-познавательные, но и рассказы.

Рассказ «Дети в роще» —читаем для того, чтобы привить детям привычку сначала выполнять свои обязанности, а потом уже гулять.

В данном произведении рассказывается о том, как двое детей – брат и сестра – решили не идти в школу, а погулять в это время в роще. Но никто с ними не хотел играть: ни пчелка, ни ручеек, ни птичка. И все потому, что каждый был занят своим делом: жучку надо было добыть себе обед, пчелке – собирать мед. Скучно стало детям в роще, но все равно с ними никто не играл. А малиновка их даже пристыдила и сказала, что только тем и будет приятно отдыхать и играть, кто сначала поработал да сделал все, что был обязан сделать. И при этом рассказ заканчивается оптимистично.

Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» —читаем для того, чтобы научить детей играть вместе и не жалеть друг другу свои игрушки. При этом в данном очень маленьком произведении перед ребятами ставится проблемный вопрос, который провоцирует их на то, чтобы задуматься и самим найти решение проблемы.

Рассказ «Гадюка» —это учебно-познавательный рассказ, из которого дети узнают о том, какие ужи и какие гадюки. При этом рассказ не сухой и напичканный фактами, а как будто вырванный из жизни. Рассказывается о том, как собака спасла своего хозяина от гадюки. Читатель вместе с рассказчиком будет переживать за судьбу собаки, что, кстати, учит детей сопереживанию, а в конце все будет хорошо. И детки узнают, почему собакам не страшен укус гадюки.

Рассказ «Утренние лучи» —здесь описывается, как красиво просыпаются все, на кого попадают солнечные лучики, и как ведет себя лентяй, когда такой лучик попадает на него. Понятно, что такой рассказик поможет в борьбе с ленью.

Рассказ «История одной яблоньки» —читаем детям, чтобы проследить судьбу одной яблоньки: как она в лесу из зернышка от кислой яблони выросла, как ее садовник выкопал и в сад пересадил, как он за ней ухаживал, да как на ней вместо кислых яблок стали расти сладкие. Прочитав этот рассказ, можно прийти к следующему умозаключению: не надо никогда думать, что если родители плохие, то и дети такие же будут, потому что важная роль в формировании ребенка отдается уходу и воспитанию. Этот урок будет полезно усвоить и взрослому человеку, а не только ребенку.

Рассказ «Как рубашка в поле выросла» —читаем для того, чтобы показать ребятам, как много стараний человек отдает на то, чтобы что-то сделать. И таким образом ребенок осознает ценность труда и научается ценить человеческие старания. А в итоге – бережно относиться к вещам. Более того, в начале рассказа перед детьми опять-таки ставится проблемный вопрос «как рубашка могла на поле вырасти?». Таким образом, ребенка легко заинтересовать и он будет с удовольствием слушать весь рассказ.

Рассказ «Курица и утята» —о том, как хозяйка захотела утят вывести и подложила утиные яйца под курицу. А курица высидела утят и растила и однажды ради них чуть не погибла. А смысл в этом произведении таков: если принял кого-то как родного, то и будешь с ним как с родным. И за это сердце будет болеть не меньше. И неважно, что это не твои детки…

Рассказ «Проказы старухи-зимы» —в интересной, даже сказочной, форме подается нам информация о зиме, о том, как хотела она всех заморозить и у нее это не получалось, да о том, как она «расплакалась» — так, что стало ясно, что и весна недалеко. Описывается, как проводят время зимой птицы, звери, рыбы и люди, и почему им всем зима не страшна. После прочтения для развития мышления можно задать детям вопрос: «А что это за зимние слезы такие?»

Константина Дмитриевича Ушинского читать детям не только интересно, но и полезно!

Публикации по теме:

Консультация «Место проектной деятельности в образовательном процессе в ДОУ» «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая. Ставя эксперименты, делая.

Использование светового стола для рисования песком в работе воспитателя ДОУ Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Отличие от традиционных форм обучения: Усиливается.

Конспект НОД по речевому развитию. Пересказ художественного произведения К. Д. Ушинского «Лекарство» Конспект занятия (НОД) по речевому развитию. Тема: Пересказ по художественному произведению К. Д. Ушинского «Лекарство». Цель: Закреплять.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в музыкальной работе с детьми» Роль воспитателя в музыкальной работе с детьми Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду, - следовательно,.

Консультация «Индивидуальный подход воспитателя в работе с родителями» Консультация: «Индивидуальный подход воспитателя в работе с родителями» Как отмечают исследователи Л. Ф. Островская, Е. П. Арнаутова участие.

Конспект интегрированного занятия художественной литературе «Чтение произведения К. Ушинского «Слепая лошадь» МБДОУ №41 Воспитатель: Ясупиева И. С. г. Махачкала 2014 г Конспект интегрированного занятия художественной литературе На тему: Чтение произведения.

Отчёт воспитателя о проделанной работе по основам безопасности жизнедеятельности детей средней группы ДОУ

Отчёт воспитателя о проделанной работе по основам безопасности жизнедеятельности детей средней группы ДОУ Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач нашего дошкольного учреждения. С первых дней пребывания ребёнка в детском.

Применении сетевых и дистанционных технологий в работе воспитателя подготовительной группы ДОУ Воспитатель Малыхина М. А. МБДОУ детский сад № 26 «Аленький цветочек» Среди главных задач современного воспитания и обучения детского сада.

Совместная деятельность воспитателя с детьми «Чтение рассказа Ушинского К. Д. «Гадюка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Совместная деятельность.

Читайте также: