В чем смысл рассказанной курдом притчи

Обновлено: 04.05.2024

" Легенда о Великом Инквизиторе " - это притча , вставленная в сюжет романа " Братья Карамазовы " . Притча сочинена Иваном Карамазовым , он рассказывает ее своему брату Алексею в трактире . По сути это мистико-философский трактат , изложенный Достоевским в форме беседы Ивана с целью проверки силы веры в Бога брата Алексея. История случилась в Севилье , в 16 веке , в самое страшное время инквизиции .

Именно в это время и место случилось второе пришествие Христа . Иисус сотворил чудо , оживил мертвую девочку и люди поверили в него . Но Великий Инквизитор приказал арестовать его , Иисуса обвинили в еретичестве и приговорили к смертной казни . Настолько велик был страх людей перед инквизицией , что они не защитили Христа .

Ночью Инквизитор пришел разговаривать с Иисусом .

левая часть триптиха Ильи Глазунова " Великий Инквизитор " левая часть триптиха Ильи Глазунова " Великий Инквизитор "

Выступая от имени Великого Духа, в котором явно угадывался неназываемый прямо Дьявол, великий инквизитор обвинил Христа по трём пунктам . Первым «преступлением» Христа было дарование людям свободы . Ибо, по утверждению инквизитора, ничего и никогда не было для человека и для человеческого общества «невыносимее свободы». Второй ошибкой Христа было названо его нежелание поработить человека чудом . Настаивая на искренней, идущей из души веры в Бога и Сына его, Христос, якобы, слишком усложнил задачу простых смертных, которым достаточно было веры в экстрасенсов в чудеса. Третьим мучением людей, в которое их, якобы, вверг Христос, отказавшись от жезла кесаря стала потребность общего единения . Заронив в душах людей эту страсть, Иисус, по обвинению инквизитора, утвердил лишь братство избранных, а остальных людей сделал несчастными.

Инквизитор признался , что они давно уступили искушению и служат Дьяволу . Выступая от лица Власти , он сказал , что люди преклонятся им и отдадут с удовольствием свою совесть и свободу .

Закончив разъяснение обвинительного приговора, старец-инквизитор замолчал, давая возможность Иисусу сказать последнее слово – слово оправдания, негодования или встречного обвинения. Однако молчавший всё это время Христос, не говоря ни слова, подошёл к старцу и поцеловал его в омертвелые уста. Старик дрогнул и, отворив дверь, сказал Ему: «Ступай и не приходи более… не приходи вовсе… никогда, никогда!». Это кстати Иван скорее всего придумал во время разговора , специально для своего брата гуманиста Алексея .

«Мы убедим их, — с нескрываемым цинизмом вещал инквизитор, — что они тогда только и станут свободными, когда откажутся от свободы и нам покорятся». И далее: «Мы заставим их работать, но в свободные от труда часы мы устроим им телевизор , Интернет и акции в " Пятерочке " жизнь как детскую игру». «Мы разрешим им и грех». «Мы всё разрешим». «И все будут счастливы»

"Никакая наука не даст им хлеба, пока они будут оставаться свободными, но кончится тем, что они принесут свою свободу к ногам нашим и скажут нам: Лучше поработите нас, но накормите нас! Поймут наконец сами, что свобода и хлеб земной вдоволь для всякого вместе немыслимы, ибо никогда, никогда не сумеют они разделиться между собою! Убедятся тоже, что не могут быть никогда и свободными, потому что малосильны, порочны, ничтожны и бунтовщики.»

Христос считает всех людей свободными богами, а Великий инквизитор слабым, вечно порочным и вечно неблагодарным людским племенем.

Так что же получается? Порядок и всеобщее «благоденствие» может осуществить на всей Земле только ЕДИНАЯ ЖЕСТКАЯ власть?

А если прав Христос, то, значит, действительно, он принес «не мир, но меч»?

Властвовать может только тот, кто умеет подчиняться. То есть желание власти есть оборотная сторона внутреннего рабства. Так кто же мы: свободные боги, или цепные рабы, в которых живет неистребимое желание самим стать рабовладельцами?

Похожая притча

В чем смысл истории Платона Каратаева о старичке-каторжнике? том 4, часть 3, глава 13.

В чем заключается "таинственное значение" радости Каратаева?

Лучший ответ

У Платона есть две любимые истории. Одна о том, как его отдали в солдаты за порубку чужого леса и как это получилось хорошо, потому что иначе пришлось бы идти младшему брату, а у того пятеро ребят. Другая - о старом купце, которого обвинили в убийстве и ограблении, а через много лет настоящий убийца, встретив его на каторге, пожалел старичка и признался в своей вине, но пока пришли бумаги об освобождении, старичок уже умер. Обе эти истории вызывают восторг и радость Каратаева, но обе они о смирении, о том, как человек притерпелся к жестокости и несправедливости. Платон Каратаев не высказывает недовольства жизнью, не протестует активно против зла и бедствий окружающей действительности. Он приемлет все, что посылает ему судьба. "От сумы да от тюрьмы не отказывайся; рок головы ищет; наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь ничего нету", - говорил он Пьеру, желая убедить его, что будущее неизвестно и никто не может знать, что с человеком случится.
Отсутствие открытого протеста, пассивность Каратаева объясняются его внутренней верой в то, что в жизни побеждают, в конце концов, добрые, справедливые силы, надо только терпеть, надеяться и верить. Его настроения и взгляды отражают психологию крепостного крестьянства, не умевшего отстаивать свои интересы, которое мирилось с вековой зависимостью от помещика.

Похожая притча

Матрена Тимофеевна проходит через все испытания, в каких только могла побывать русская женщина. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попреки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость. Тяжело пережила она смерть сына Демушки, преследование господского управляющего, голодный год, нищенство. Но в трудные минуты она проявляла твердость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору. Вырвала Федотушку, когда того вздумали наказать розгами. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права. О себе Матрена Тимофеевна говорит:
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!. .
По мне обиды смертные
Прошли неоплаченные.. .
Рассказав о своей многотрудной жизни странникам, она говорит, что “не дело — между бабами счастливую искать! ” — и подводит печальный итог притчей о ключах от женского счастья:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого.
(То есть счастье женское недостижимо, невозможно, по крайней мере, здесь, на этом свете. )
Но Некрасов уверен, что “ключи” должны найтись. Крестьянка дождется и добьется счастья. Поэт говорит об этом в одной из песен Гриши Добросклонова:
Еще ты в семействе покуда — раба,
Но мать уже вольного сына!. .

Похожая притча

Сегодня же мне вспомнился рассказ Ивана Бунина "Молодость и старость" (читали?) и притча, которую поведал старый курд. Перескажу ее вкраце.

Когда Бог создал небо и землю, он создал и человека. И дал ему тридцать лет жизни. Но человеку оказалось этого мало.

После Бог создал ишака, дал и ему тридцать лет. Только предупредил, что будет ишак тяжело трудиться, будут бить его палками. Ишак взмолился, чтобы уменьшили его срок жизни вдвое. Бог услышал его. А человек попросил отдать ему те пятнадцать лет, от которых осел отказался.

Затем создал Бог собаку и сказал, что и она проживёт тридцать лет. Только будет злой, постоянно брехать, защищая имущество хозяев от чужих, и покоя ей не будет. Собака заскулила. И половину своей жизни отдала человеку.

После Бог создал обезьяну. Дал ей тридцать лет беззаботной жизни. Только предупредил, что лицом она будет нехороша: лысая, в морщинах, безбровая, и ко всем лезть будет. А над ней только потешаться будут. Не захотела обезьяна долго жить такой страшной и подарила половину своих лет человеку.

Вот и получается, что свои первые тридцать лет человек прожил по-человечески: "ел, пил, на войне бился, танцевал на свадьбах, любил молодых баб и девок". А следующие пятнадцать лет усердно работал, как ишак. Другие пятнадцать собачьих - никому не доверял, всех отгонял и оберегал заработанное. Но в итоге все равно состарился и превратился в обезьяну.

И если объективно (со стороны) взглянуть на нашу жизнь, подумается, что всё так и есть. Сначала идут беззаботные молодые годы, а дальше постоянный труд, чтобы прокормить себя и детей, приобрести имущество, после мы защищаем свое заработанное, ведь столько сил угробили, чтобы нажить его. Но итог один - старость и лысая голова.

Правда, смысл в притчу старый курд вкладывает другой. Его семь сыновей погибли на войне. А он плывет в Стамбул к самому падишаху, чтобы выразить ему свою благодарность. За что же, казалось бы. А рядом стоял керченский грек, молодой красавец и, услышав о смерти семерых сыновей, сказал старику, качая головой: "Такой старый и один остался!"

Курд ему на это ответил: "Какой глупый. Вот ты будешь старый, а я не старый и никогда не буду". И в конце добавил: "Не был я ишаком, не был собакой, - за что ж мне быть обезьяной? За что мне быть старым?"

А благодарен курд падишаху, видимо, за то, что сыновья его прожили свои человеческие тридцать лет и погибли героями, чем и себя и его прославили.

Читайте также: