В чем смысл притчи
Обновлено: 14.11.2024
Их обсуждают на форумах, выпускают пронзительные видео, делающее канал популярным.
Новые притчи появляются каждый день.
Откуда они берутся?
Трудно ли самим написать притчу?
И как это сделать практически?
Мудрые притчи: что такое притча
Притча родилась в древнем Востоке, этот жанр обязан его историям и легендам.
Там почитался замысловатый стиль речи мудрецов, говоривших загадками и аллегориями.
На простых вещах объяснялся глубокий философский смысл, передававший многовековые традиции.
Притча – это короткий рассказ, заставляющий размышлять над ситуацией, делать самостоятельные выводы.
Простой сюжет и понятные герои обыгрываются неожиданной развязкой.
Это служит толчком к удивлению, анализу услышанного, заставляет думать, примеряя ситуацию к своей жизни.
Прелесть современной притчи
Она не указывает, что делать, а предоставляет жизненный выбор.
Она не приказывает, а лишь намекает.
Она не рубит сплеча, а дарит добрые семена, которые дождутся момента и дадут всходы.
В знаменитой притче «Воробей» старик спрашивает взрослого сына о птичке, многократно повторяя «Кто это?».
Молодой человек раздражённо отвечает, теряя всякое терпение – дряхлеющий отец совсем поглупел.
Знакомая ситуация, правда?
Пожилой мужчина обречённо достаёт потрёпанный, но милый его сердцу дневник, где он фиксировал всё, что происходило с его сынишкой в детстве.
А вот запись – о том, как мальчишка 17 раз спросил о воробье, и отец 17 раз терпеливо ответил, потому что он любил своё дитя и жил для него.
Приходит осознание происходящего – как одиноки пожилые, никому не нужные люди!
Мысли переносят каждого в свою семью.
Слишком поздно мы осознаём, как мало с ними общались и дарили им своего тепла и внимания.
Ненавязчивость, отсутствие готового ответа на трудную ситуацию – это всё, что отличает притчу от басни или рассказа.
Одно и то же произведение можно отнести к разным группам:
краткие детские притчи
новые авторские притчи
посвящённые одно личности
притчи в комиксах
и даже тосты - притчи и др.
Что же общего есть у всех притч
Данный литературный жанр имеет свои отличительные особенности:
Есть понятный всем сюжет (беседа, труд, обед, и др.)
Есть рассказ - повествование со скрытой, глубокой, серьёзной моралью
Объём произведения небольшой (наиболее популярны короткие притчи)
Заложен двойной смысл:
- явная тема: бумажный кораблик в море
- скрытая тема: под корабликом подразумевается человек в жизни
- Нет разъяснения заложенного в притчу смысла, но подтолкнуть к нему надо
- Герои не имеют имён, описания внешности и одежды нет.
Откуда брать идеи для притч
Самый простой ответ – из жизни. Она подкидывает нам готовые сюжеты. Нужно просто наблюдать, запоминать образы, героев, их диалоги.
Жизненные сюжеты – самые лучшие мудрые притчи!
Семья из 5 человек жила в однокомнатной квартире.
Были ссоры, крики, пока к ним не приехал дальний родственник со
странными привычками – вытащит курицу из кастрюли и съест
один, потому что он… не любит суп.
Наденет чужую обувь, потому что своя… промокла.
Когда он уехал, семья поняла, как они любят друг друга и заботятся, только раньше этого никто не замечал.
Ещё вариант: мудрые притчи можно писать, начав с конца.
Например, Вы хотите выразить такую идею – все дети в семье имеют одинаковое право на родительскую любовь.
Подумайте: какая ситуация позволит смоделировать притчу и подвести читателя к данному выводу?
Можно перекроить готовую притчу.
Новая интерпретация для иных условий.
Например, есть версия о том, как золото разрушило дружбу.
В наше время гаджеты - смартфоны затмевают саму жизнь. Чем не сюжет притчи для современных детей?
Мудрые притчи оказывают очень сильное воздействие.
Это – отдельный литературный жанр, можно использовать и как часть в других жанрах: как введение к статье, как иллюстрацию в статье, как пролог в книге, как выразительный литературный приём (например, для описания сна).
Авторство своей притчи можно зафиксировать, через какое-то время Вы услышите её с большими изменениями.
Похожая притча
Иисус Христос часто говорил притчами. Притча - это удивительная форма изложения мысли. В сжатую и, я бы даже сказал, упрощенную форму закладывается глубокий смысл.
«Открою уста мои в притче» (Пс. 77:2). Евангелист Матфей пишет, что слова эти исполнились на Иисусе Христе
Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,
да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. (Мф 13:34,35)
Давайте разберем одну из притч Иисуса Христа – притчу о богатом и Лазаре.
Притча говорит о некоем богатом горожанине и нищем по имени Лазарь. Один жил в роскоши, а другой питался крошками со стола богача. Оба умерли. И богатый попал в место мучений, а бедный – в рай, названный «лоном Аврамовым». И между ними происходит диалог посредством Авраама. Богатый из огня обращается к Аврааму с просьбой послать к нему Лазаря смочить губы хотя бы каплей воды с перста нищего. Но Авраам говорит, что Лазарь получает воздаяние, а богатый получил свое при жизни. Кроме того, между двумя областями существует непроходимая пропасть, которую невозможно преодолеть. Тогда богач просит о своих братьях: «пошли Лазаря в дом к братьям», чтобы они изменили свою жизнь и не попали сюда же. На что ему был ответ: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят». (Лк. 16:19-31)
Здесь можно увидеть несколько смысловых уровней
Очевидный смысл притчи : это указание на необходимость любить ближних. Если ты богат и имеешь возможность помогать другим, нужно это делать, чтобы потом не оказаться в худшем состоянии, чем тот, кого ты сейчас презираешь.
Об этом говорит Христос в другом месте, описывая суд и воздаяние. Разделение происходит на основании следующих факторов: кормил ли ты голодных, одевал ли нищих, посещал ли больных, и находящихся в темнице. (Мф 25:31:46)
По сути то же самое. Богач игнорировал нищего, не кормил, не одевал его и наследовал мучение.
Другой смысл, который как оказалось видят не все, это указание на посмертное состояние души. Душа умершего нищего вознесена ангелами в рай, а богатый душой попал в ад. Хотя их тела покоятся в земле. Правда, сказано лишь о похоронах богача (Лк 16:22). Но вряд ли Лазарь взят с телом на небеса, как Илия или Енох. По всей вероятности, его тело тоже где-то покоится, наверняка не в такой пышной гробнице как у богача. Но это и не важно. Важно, то, что души после смерти продолжают существовать. При этом у них сохраняется память (богач думает о братьях), чувства (богач страдает, а Лазарь наслаждается), они могут общаться. Детали притчи, понятно, не передают реального положения вещей, но в целом притча говорит ясно о том, что после смерти жизнь продолжается. До всеобщего воскресения душа "не выключена", не спит, она живет, чувствует, мыслит.
Следующий смысловой уровень – это указание на реального Лазаря, воскрешенного Христом. Иисус воскрешал умерших и до этого, но воскрешение Лазаря выбивается из этого ряда как нечто особенное. Оно произошло на четвертый день, когда, в организме начались необратимые процессы. Бог повернул их вспять, и вывел из гроба реального Лазаря (Ин 11: 1-53). В чем сходство этих двух случаев? Это имя – Лазарь, и воскрешение, возвращение из мира мертвых в мир живых. В притче воскрешение лишь обсуждается: «что если воскреснет, не поверят». В реальности так и произошло: Лазарь воскрес, но враги Христа не покаялись, не изменили своей жизни, не признали в Иисусе ожидаемого Мессию. Но вместо этого решают убить Иисуса (Ин 11:53)
Мне кажется, что Христос говорил притчами для того, чтобы защитить Свою мысль от искажения. Тексты много раз переводились на разные языки, и при переводе часто происходит замена слов, и даже понятий (какие-то устаревают, и выходят из речевого оборота), но смысл притчи сохранится при переводе на любой язык, даже если некоторые слова изменятся.
Читая притчу о богаче и Лазаре, мы и сегодня понимаем, что нужно помогать малоимущими, что души после смерти продолжают жить, и что место посмертного существования души зависит от дел, поступков и мыслей, которые совершает человек при жизни.
Друзья, пишите, какую притчу или сложное место Писания следует рассмотреть на канале Мефодий+
Похожая притча
Один человек (так могла бы начинаться притча, но у нас все на самом деле), итак, один человек, написал в комментариях, что история, выложенная мною как притча, притчей вовсе не является.
Я задумалась: может, он прав? А что такое притча, как отличить ее от басни, байки, сказки и анекдота?
Ответить на такой обманчиво простой вопрос оказалось не легче, чем поймать отражение луны в воде.
Кано Тосюн «Обезьяны, ловящие отражение луны в воде» Кано Тосюн «Обезьяны, ловящие отражение луны в воде»Поэтому для начала я расскажу анекдот.
"Абрам, ты куда идешь?" - "В публичный дом" - "В публичный дом в семь утра?" - "Да, хочу скорее отделаться!"
Чтобы скорее отделаться, выпишу определения родственных жанров притчи, и покончим с ними, чтобы они больше не путались под ногами.
Басня - краткий, как правило, стихотворный рассказ-аллегория нравоучительной направленности с четко выраженной моралью . То есть, та же притча, но в стихах и с объяснением, какой надо сделать из нее вывод. В девятнадцатом веке басню и притчу особо не различали.
Байка - поучительный или юмористический рассказ, иногда основанный на реальных событиях.
Анекдот - устный короткий рассказ с неожиданным остроумным концом . (так написано в словаре Ефремовой). Во времена Владимира Даля байка и анекдот не разделялись. "Короткий по содержанию и сжатый в изложении рассказ о замечательном или забавном случае, байка, баутка" - так определяется слово "анекдот" в словаре Даля. Слово это, кстати, греческого происхождения. В "Евгении Онегине написано: "И дней минувших анекдоты от Ромула до наших дней хранил он в памяти своей" - не в том смысле, что Евгений ловко анекдотики умел тискать, а что он историю знал по всяким забавным байкам.
Сказка - определить ее не проще, чем притчу. Как вам такое определение: один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера . Что угодно можно под него подвести. На том закончим.
Теперь про притчу . Родом она с Востока, где издревле любили говорить загадками, цветисто и иносказательно, но само слово - греческое, в русский язык пришло через Библию и произошло от двух слов: "παροιμία" - переводится как "попутное", дословно, "указатель на жизненном пути" (кстати, онлайн переводчик переводит это слово как "поговорка", что, в общем, одно другому не противоречит); и "παραβολή" - короткий рассказ (переводчик переводит: "притча"). Таких рассказов о духовных истинах, переданных через образы и события из повседневной жизни, очень много в Евангелии. Евангельские притчи призваны помочь далеким от духовной жизни людям разобраться в высоких материях.
Притча, как правило, не содержит морали - она "информация к размышлению". В ней два плана: внешняя забавная история и внутренний смысл ( а иногда и несколько), ради которого эта история и рассказывается.
Притча очень пластична (как отражение луны в воде). Она может быть политической, социальной, исторической, метафизической, абсурдной и вообще какой угодно. Может быть народной и авторской. Может лечь в основу крупного авторского произведения и наоборот, пересказ романа может сделаться притчей. Есть даже такой жанр "роман-притча". Может вообще состоять из двух фраз.
Персонажи и ситуации притчи, как правило, архетипичны, предельно обобщены: отец, сын, мудрец, царь, крестьянин, старики, лев, козел.
Притчи легко становятся частью более крупного произведения, поскольку по природе своей должны рассказываться к случаю, в контексте, заставляя слушателя по новому взглянуть на ситуацию. Суфии очень не одобряли рассказывание притч ради забавы. Потому что знакомая притча уже не сможет обеспечить инсайт в ситуации, требующей прояснения или изменения.
В общем, вот, что я изыскала про притчу и ее родственников. Итак, притча должна быть
- короткой
- архетипической
- иметь второй план
- как правило, позволять вывести мораль самому слушателю.
Закончу свои растекающиеся речи определением: притча - короткий назидательный рассказ в иносказательной форме .
Под это определение подходит история про старика и змею , усомнившись в жанровой принадлежности которой я и предприняла это мини-исследование.
Но вот странность - у Владимира Даля, который есть "наше все" в том, что касается русского языка, притча определяется как "внезапный, нежданный случай, и притом, дурной, несчастный, роковая помеха", и лишь в конце статьи есть пара строчек про то, что притча - это иносказание, поучение, мудрое слово. Отчего так?
Похожая притча
Притча - эпический жанр; назидательный рассказ, передающий в аллегорической форме какую-либо житейскую мудрость, религиозный или нравственный закон.
В виде притчи сложены некоторые библейские или евангелические повествования. Например, Книга притчей Соломоновых или Притча о блудном сыне.
Жанр притчи появился на Востоке в древности, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями.
В обычном, житейском случае скрывается всеобщий смысл – урок для всех людей. Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому содержит аллегории. Широкое распространение получили притчи с религиозным содержанием ("поучением"), например, "Притчи Соломона", новозаветные притчи о десяти девах, о сеятеле и др.
Притча близка к басне, но отличается от неё широтой обобщения,
значимостью заключённой в притче идеи. Главными героями басен являются люди или животные, наделенные определенными человеческими качествами, обычно помещенные в ситуации бытового характера.
Любимые темы притчи – правда и кривда, жизнь и смерть, человек и бог.
Нельзя понять притчу вне контекста: её смысл обусловлен поводом, по которому притча рассказана.
В русскую литературу притча пришла вместе с христианством, с первыми переводами текстов Священного Писания. В истории русской литературы термин "притча" употребляется главным образом по отношению к библейским сюжетам ("Притчи Соломоновы", "евангельские притчи" и т. п.). Притчами называл свои басни А.П.Сумароков, склонный к "высокому штилю". К числу притч, например, относится стихотворение А.С.Пушкина "Сапожник".
Притча предполагает особую форму построения сюжета:
не линейную, а параболическую. Повествование в ней начинается с отвлеченного предмета, затем следует описание какого-либо назидательного случая, а в конце опять возвращается к исходному; содержание такого рассказа напряженно-выразительно.
Жанровые признаки притчи:
малый объем,
сказовая форма,
кольцевая композиция,
сюжет из обыденной жизни,
иносказание,
отвлеченное понятие,
нравоучение.
Информацию из интернета
подготовила СИрена (Ирина Хазанова)
17.09.20
Читайте также: