В чем смысл притчи совесть без муки

Обновлено: 22.11.2024

Здравствуйте дорогие гости и обитатели моего пространства!

Случилась эта история в далёкие-далёкие времена. Родилась на свет Совесть. Родилась она в ночной тиши, когда всё живое думает. Думает речка, сверкая в лунном свете, думает небо, усыпанное звёздами, думает травинка, замерши в ночной мгле. Куколка думает, с какими бы пёстрыми разводами сотворить ей бабочку. Растения думают о своих прекрасных соцветиях, птицы — о песнях, а звёзды — о будущем. Потому так и тихо ночью. Днём всё шумит и живёт, а ночью всё молчит и думает. Вот в такую-то тихую ночь, когда всё живое думало, и родилась Совесть. Она была прекрасна. В глубине её больших красивых глаз отражался огонь далёких звёзд. Лунный свет окрасил её лик своим сиянием. А ночь укутала в свои таинственные покровы.

И пошла Совесть к людям. Жилось ей среди них наполовину хорошо, наполовину плохо. И жила она, как ночная птица. Ведь днём никто с ней не хотел даже разговаривать. К кому ни подойдёт — всяк отмахивается от неё руками и ногами, мол: «Дел невпроворот, кругом работа кипит, время ли с тобой ещё разговаривать!» Но зато ночью она беспрепятственно заходила и в богатые, и в бедные дома. Тихонько дотрагивалась до спящего, и тот просыпался. Увидев её, спрашивал:

— Что тебе надо, Совесть?

А она тихонько говорила:

— А что ты сегодня сделал?

— Я? Да ничего такого я не делал…

И пока он вспоминал, Совесть уходила к другому. А проснувшийся человек уже не мог заснуть до утра и всё размышлял о том, что он делал днём. И многое, чего он не хотел слышать в шуме дня, слышалось многократным эхом в ночной тишине. И так приходила Совесть к каждому до тех пор, пока на всех людей не напала бессонница.

И решили люди спросить совета у самого премудрого в их провинции Ли-Хан-Дзу, не знает ли он средства от бессонницы. Люди звали Ли-Хан-Дзу премудрым, потому что думали, раз у него больше всего денег, земель, домов, значит у него больше всего ума! Но не знали они, что тот, кого они звали «премудрым», ещё больше других страдал от той же болезни бессонницы и не знал, как от неё избавиться. Ведь все кругом были ему должны. И всю жизнь эти люди только и делали, что отрабатывали ему долг. Так мудрый Ли-Хан-Дзу устроил свою жизнь. Как мудрый человек, он, к примеру, знал, что надо делать, когда кто-нибудь из должников крал у него и попадался. Ли-Хан-Дзу, по своей мудрости, колотил его, да так усердно, чтобы другим было неповадно. Днём у него это выходило очень мудро, так как другие, видя это наказание, боялись его. Но по ночам Ли-Хан-Дзу сам боялся и за жизнь свою, и за своё богатство. И потому по ночам ему приходили совсем иные мысли, чем днём: «А почему бедняк ворует? Потому что ему есть нечего и зарабатывать на еду некогда. Ведь он весь день только и делает, что мне долг отрабатывает». Ли-Хан-Дзу даже спорил с Совестью, оправдывая свои поступки: «Выходит, меня обворовали, я же и не прав?!» Однако, хоть и оправдывался, а заснуть всё равно не мог. И до того его довели эти бессонные ночи, что однажды Ли-Хан-Дзу не вытерпел и, несмотря на свою мудрость, объявил:

— Верну я им все их деньги, все их земли, все их дома!

Но тут уже родня мудрого Ли-Хан-Дзу, услышав это, подняла страшнейший шум и вой, крича людям:

— Это от бессонных ночей на мудрого человека такое безумие напало! А всё «она» виновата — Совесть!

— Если уж на мудрейшего безумие напало, то что же с нами будет?

Испугались и бедные:

— А у нас-то всего меньше всех, значит и ума меньше. Если на мудрейшего от бессонных ночей безумие нападает, что же с нашим умишком будет?

Богатые же, видя страх бедных, держали совет меж собой:

— Видите, как Совесть бедных людей пугает. Надо нам хоть за бедных вступиться и от Совести отделаться!

— Да, можно сделать так, что Совесть даже не будет иметь права к вам приходить! Где же тёмному человеку знать, что он должен делать, чего не должен? Так давайте сочиним законы. Напишем на свитках, что человек должен делать, а чего нет. Мандарины же будут учить законы наизусть. А прочие пусть у них спрашивают: чего можно, чего нельзя. Но сначала, конечно, пусть платят им: ведь недаром же мандарины будут мозги себе законами набивать! А когда Совесть придёт и спросит тёмного человека: «Что ты сегодня делал?», тот ответит: «А то, что полагается делать, что в свитках написано». И все будут спокойно спать.

Обрадовались этому решению все. И в первую очередь мандарины. Ведь всё-таки легче в книжных значках ковыряться, чем землю обрабатывать. И прочие обрадовались. Ведь им лучше мандарину заплатить, чтобы днём с ним минутку поговорить, чем по ночам с Совестью по душам общаться. И принялись писать законы, что человек должен делать, а чего нет. И написали, а мудрого А-Пу-О за такой ценный совет сделали верховнейшим из мандаринов, дабы он своей мудростью помогал умным людям жить спокойно от Совести.

И зажили люди по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О. Нужно что сделать, или спор какой зайдёт, идут люди к мандарину и, щедро оплатив ему ответ, спрашивают:

— Разворачивай свитки. Кто из нас по ним, выходит, прав?

Теперь только самые последние бедняки страдали бессонницей, так как у них даже мандарину за совет нечем было заплатить. А прочие, как только ночью к ним приходила Совесть, говорили:

— Что ты ко мне пристала! Я по законам поступал! Как в свитках написано! Я не сам!

Отворачивался от неё на другой бок и засыпал.

Даже премудрый Ли-Хан-Дзу, который больше всех от бессонницы страдал, теперь только посмеивался, когда к нему ночью Совесть приходила:

— Ну, здравствуй, красавица! Что теперь скажешь?

А Совесть говорила, глядя на него своими глазами, в которых мерцали звёзды:

— Что же ты, хотел имущество бедным вернуть, а не возвращаешь?!

— А имею ли я на это право?! — насмехался над ней Ли-Хан-Дзу. — Ведь что в свитках написано? «Имущество каждого принадлежит ему и его потомству». Как же я буду чужое имущество расточать, если моё потомство на раздачу не согласно? Выходит, я вор, так как у них краду, или сумасшедший, потому что у себя ворую. А в законе сказано: «Вора и сумасшедшего сажать на цепь». Потому оставь меня в покое. Да и тебе советую спать, а не шататься!

Повернулся к ней спиной и сладко заснул.

И повсюду, куда ни приходила Совесть, она слышала одно и то же:

— Почём мы знаем?! Как мандарины говорят, так мы и делаем. У них пойди и спроси! Мы — по закону.

Пошла Совесть по мандаринам и спрашивает у них:

— Почему меня никто слушать не хочет?

А они смеются в ответ:

— Разве можно, чтобы люди тебя слушались и поступали так, как ты советуешь? А законы на что? Ведь тут для всех тушью на жёлтой бумаге написано! Великая вещь! Недаром А-Пу-О за то, что это выдумал, верховнейшим из мандаринов числится.

Пошла тогда Совесть к верховнейшему мандарину, самому мудрейшему во всём Китае А-Пу-О. Дотронулась до него слегка. Проснулся А-Пу-О, вскочил, увидев Совесть и закричал с перепугу:

— Как ты смеешь ночью без спроса в чужой дом являться? Что в законе написано? «Кто является ночью тайком в чужой дом, того считать за вора и сажать его в тюрьму!»

— Да не воровать я пришла у тебя! — отвечала она. — Я Совесть!

— А по закону ты развратная женщина! Там ясно сказано: «Если женщина является ночью к постороннему мужчине, считать её развратной женщиной и сажать в тюрьму!» Значит, если ты не воровка, то развратница!

— Да какая я развратница?! — удивилась она. — Я Совесть!

Но А-Пу-О вскипел ещё больше от гнева.

— Ах, ты, значит, не развратница и не воровка, а просто не хочешь исполнять законов? В таком случае и на это есть закон: «Кто не хочет исполнять законов, считать того беззаконником и сажать в тюрьму». Эй, слуги! Заколотить эту женщину в колодки и посадить за решётку на веки вечные, как развратницу, подозреваемую в воровстве и уличённую в явном неповиновении законам.

Схватили Совесть слуги А-Пу-О, надели на неё колодки и заперли в темнице. С тех пор она уже ни к кому больше не является и никого не беспокоит. Так что даже совсем про неё забыли. Разве что редко, когда какой-нибудь человек, недовольный мандаринами, крикнет:

— Совести у вас нету!

Так ему сейчас же бумагу покажут, что Совесть под замком сидит, да ещё ответят:

— Значит, есть, если мы её под замком держим!

И человек смолкает, смотрит на бумажку мандаринов, исписанную чернилами, и видит, что, действительно, они правы! И живут с тех пор люди без Совести по законам мандаринов и верховнейшего А-Пу-О. А тяжко ли кому от этого или сладко, каждый решает сам, когда наступает ночь и всё живое начинает думать.

Похожая притча

Предметные результаты: усвоение понятий: совесть, стыд, раскаяние, чувства, воля.

Познавательные УУД: понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности, овладение логическими действиями сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Регулятивные УУД : постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, мобилизация сил и энергии к волевому усилию к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов поведения, знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность, формирование моральной самооценки, проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимательности, помощи ,соотношение поступка с моральной нормой.

Метапредметные результаты:

развитие рефлексии «чистая совесть»,

умение ставить коллективную цель и организовать деятельность, согласование принятых решений друг с другом.

Ожидаемые результаты:

Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».

Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

Осознавать, для чего людям нужна совесть.

Самое главное украшение

чистая совесть.
Цицерон

І. Оргмомент. Мотивация.

Добрый день, ребята! Наше занятие мы начинаем в необычном месте – на поляне мудрецов. На ней растет большой развесистый дуб - дерево мудрости.

Вас радушно встречает мудрец. Он все знает о человеческой жизни.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение

ІІ. Актуализация знаний.

Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
- Что главное, скажите в человеке?
- Конечно, разум - первый мне ответил. (прикрепляю карточку со словом «разум» на дерево)
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути,
(прикрепляю карточку)
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

Работа в паре.

Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.
Дослушайте, что строго он ответил!
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку со словом СОВЕСТЬ))

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.

- Сегодня мы будем говорить об очень серьезном и важном нравственном личностном качестве человека, как совесть.

Что такое совесть? Попробуйте дать определение.

«Закон , живущий в нас , называется совестью».
И. Кант

«Совесть — это наш внутренний судья , безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких».
Суворов А. В.

«Совесть — когтистый зверь , скребущий сердце».
Пушкин А. С.

«Совесть – это внутренний голос , предупреждающий о том, что за нами кто-то следит».
Антуан де Сент-Экзюпери

«Совесть – это правильный суд доброго человека».
Аристотель

- С каким чувством связывают совесть? (Со стыдом).

- В нашем сегодняшнем мире, нужна ли людям совесть? Не легче ли жить без неё? Давайте подумаем. (Дети предлагают свои варианты).
Работа с притчей. (В парах)

Прочитайте притчу и ответьте на вопрос «В чем смысл притчи?»

Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Беседа по притче.

- Как поступит герой притчи?

- Почему он вернет кошелек хозяину?

- Что помогает человеку отличить добро от зла?

Конечно же, это совесть.

- В чем смысл притчи?

- Чему она нас учит?

Упражнение «Честный и нечестный сказочный герой»

Кто из перечисленных сказочных героев был честным ( хлопать в ладоши 1раз) , а кто – нет (хлопать в ладоши 2 раза):

- Кот Базилио и Лиса Алиса;

- Маша из сказки «Маша и Медведь»;

Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:

Не берите чужого без разрешения.
Не желайте никому зла.
Не допускайте грубости.
Во всём помогайте ближним.
Будьте добрым человеком.

- Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека.

- Прочтите сами, раздайте друзьям.

VI. Рефлексия. Оценка.

Урок сегодня был удачный,

Не прошёл для вас он зря.

Вы все очень постарались.

Вам понравилось, друзья?

VІІ. Итог занятия.

На совестливых людях держится мир и порядок. Так будем же стремиться к образу совестливого человека!

Совесть без муки.

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Совесть без муки.

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Совесть без муки.

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Совесть без муки.

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Совесть без муки.

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Самое главное украшение – чистая совесть.
Цицерон

«Закон , живущий в нас , называется совестью».
И. Кант

«Совесть — это наш внутренний судья , безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких».
Суворов А. В.

«Совесть — когтистый зверь , скребущий сердце».
Пушкин А. С.

«Совесть – это внутренний голос , предупреждающий о том, что за нами кто-то следит».
Антуан де Сент-Экзюпери

«Совесть – это правильный суд доброго человека».
Аристотель

Похожая притча

Совесть — это то, что Бог вложил в человека, чтобы напоминать ему, что Бог по-прежнему остается Богом. Совесть — венчающая слава человека нравственного. У животных есть инстинкт, но у них нет совести. Собака — это собака. Она не может захотеть стать кошкой. Животные не моральны и не аморальны — они просто не знают, что такое мораль. А человек знает. У него есть воля, есть выбор. Человек может быть “святым” или “дьяволом”. Однако Бог не оставил человека; Он создал в нем внутреннюю систему сигнализации, чтобы она побуждала его на добро и обвиняла в совершенном грехе. Чувство вины — это друг, а не враг. В противоположность убеждениям популярной психологии, первым шагом к спасению должно быть чувство вины. Единственное, что может смыть наш грех и нашу вину, — это кровь Христа.

Подобно Богу, Библии и святой жизни, совесть стала ностальгией, как бы шуткой:

“Совесть — это теща, чей визит затянулся до бесконечности”.

“Совесть заставляет вас рассказать все маме раньше, чем это сделает сестра”.

“Иногда мы трусость называем совестью”.

Совесть нельзя ни забывать, ни низводить до шутки. Если взять трагические случаи стрельбы из оружия, ставшие обычным явлением в последние годы, то отсутствие каких двух слов бросается в глаза? “Грех” и “совесть”. Мы ломаем себе руки от безысходности! “Доброделатели” предлагают всевозможные решения, хотя большинство из них оскорбительны для разума. В стране должно быть больше законов о ношении оружия и металлоискателей. Это “пластыри”, а не лечение! Лечатся симптомы; покупаются голоса; насилие продолжается. Подобное насилие будет делаться только более и более жестоким, пока мы не потребуем понимания того, “что такое хорошо и что такое плохо” (признания греха) и пробуждения совести. Этим принципам не учат дома, и они вне закона в школе! Я многого не знаю, но я знаю две вещи: (1) стрелявших не учили различать добро и зло и (2) у них не развито христианское сознание. Совершенно очевидно, что родители, школа, город должны воспитывать в каждом ребенке добрую совесть — и чем скорей, тем лучше!

Мы “продали наши души психологии”. Нами руководит психология, а не теология. Психология отвергает реальность греха; в психологии нет места для совести. Психология терпит поражение во всех важнейших областях жизни. Для образования и философии совесть — загадка. Нравственность теперь подменяют “ценностями”. Культурные ценности тоже терпят поражение. Нельзя с доброй совестью отрицать совесть! Она есть! Ее нельзя отвергать! Совесть — это представитель Бога в человеке. Очень важно, чтобы свои приказы она брала только у Него. Совесть — это убедительное доказательство существования Бога! Совесть может стать нашим лучшим другом или нашим злейшим врагом. Когда совесть умирает, исчезает и надежда. Источником совести является душа, равно как страстей — тело. Власть совести есть власть души над похотями плоти. Наша повседневная жизнь с Богом — это “жизнь по совести”.

В притче один старый индеец выразил это лучше всего. Он сказал, что в нем сидят две собаки, которые дерутся за контроль над ним. Его спросили: “И кто же побеждает?” Старик ответил: “Та, которой я говорю: «Фас!»”

ЧЕМ СОВЕСТЬ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ

(1) Совесть — это не закон, не норма и не стандарт . Здесь кроется наше самое большое непонимание. Совесть не говорит нам, что правильно и что неправильно. Совесть — не проводник; это “погоняло”! Совесть вдохновляет на добро и мучает нас, когда мы грешим. Давид сказал: “Грех мой всегда предо мною” (Пс. 50:5). Совесть — это “я должен” внутри нас. Совесть говорит нам, что мы должны поступать правильно, но не говорит, что значит правильно. Нормой — законом, стандартом — является Божье Слово (Библия). Ничто так не радует, как одобрение совести; ничто так не осуждает, как нечистая совесть. Совесть — это наша “полиция нравов”. Сделав вывод: “Это было плохо!” — совесть кричит: “Сделай что-нибудь!” Совесть — не закон и не законодатель. Однако совесть предполагает наличие и понимание закона. Когда человек признает обязательность закона, тогда и совесть действует соответственно. Совесть — это факт.

У совести двойная роль — законодательная и судебная. В своей законодательной роли совесть определяет правильность или неправильность поступка. Это основывается на законе, знании и понимании. В судебной роли совесть оправдывает или обвиняет. Это вовлекает наши чувства. Сердцу (совести) Давида стало больно оттого, что он совершил прелюбодеяние и убийство (1 Цар. 24:6; 2 Цар. 11:14, 15; 12:9; 24:10). Давид просил Бога о чистом сердце, о новом и правом духе (Пс. 50:12). Поступать против совести всегда неправильно (Рим. 14:23).

(2) Совесть — не всегда надежный водитель . Павел разорял церковь; он гнал Христа и участвовал в побивании Стефана камнями. И все это он делал с чистой совестью (Деян. 23:1). Совесть не меняется; Павел не изменил свою совесть. Меняется ваша информированность, ваши знания и ваши убеждения. Когда Павел узнал больше, его совесть изменила его. Совесть не может сделать истину заблуждением, как и заблуждение — истиной. Иными словами, совесть может быть очень эффективным водителем, но чистая (добрая) совесть — еще не гарантия правоты. В глубокой вере некоторые мамаши бросают своих маленьких детей крокодилам — с вполне доброй совестью. Совесть не спасает и спасти не может. Чистая совесть — еще не гарантия правоты человека. При том что поступать против совести всегда неправильно, следовать совести не всегда правильно. Совесть находится во власти нашей информированности, наших убеждений. Мы должны надлежащим образом информировать нашу совесть с помощью Писаний и здравого смысла. Давид хранил Божье Слово в своем сердце, чтобы не грешить (Пс. 118:11). Опираясь на Божьи заповеди, вы не нарушите их.

Например, самолетовождение осуществляется с помощью компаса, но стрелка компаса может прыгать, отклоняться вперед или назад. Вести самолет полагается с помощью гирополукомпаса (ГП). Устанавливается ГП по компасу в горизонтальном полете. Каждые пятнадцать минут требуется приводить ГП в соответствие с компасом. Вот так и в жизни: мы живем по своей совести, но каждый день мы должны приводить ее в соответствие с Божьим Словом. Совесть побуждает, но не принуждает. Совесть неподвластна нашей воле.

(3) Совесть — это не “Божий голос в человеке” . Тот голос — Библия. Совесть — это “человеческий голос в человеке”. Не мы повелеваем ею; она повелевает нами. Шекспир сказал: “Совесть делает всех нас трусами”. Мы возвышаемся над ней и все же подчиняемся ей. Суд не может указывать, каким должен быть закон. Это функция законодательной власти. Суд старается определить, что говорит закон, и действовать соответственно. Человеческий разум устанавливает закон; человеческая совесть стремится исполнять его. Суд был бы бессилен без закона; закон был бы в равной степени бессилен без суда.

Всякий призыв к совершенству, если его не соотнести с совестью, напрасен. Даже сатана, и тот знает, что правильно и что неправильно. Никто не обвинит сатану в тупости! Совесть — это “свойство, сила, внутренний принцип человека, с помощью которого он определяет характер своего собственного поступка”. Совесть — это сам человек, разговаривающий с собой с позиции нравственности. Следовательно, человеческая совесть не может влиять на убеждение другого человека, а только на свое собственное. По этому принципу язычники “сами себе закон” (Рим. 2:14). “Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним” (Прит. 28:1). Христианам велено подчинять всякую мысль Христу (2 Кор. 10:5). Совесть отражает отношение человека к Богу и дает ему знать о Божьем отношении к нему. Совесть категорична в своем суждении. Она судит, не давая разъяснений. Совесть абсолютна в своем приговоре. Не может быть ни сделки, ни компромисса.

Совесть индивидуальна в своем суждении. Совесть нельзя подкупить. Никогда ничего не делайте вопреки своей совести. Всегда помните: как у христианина, у вас не бывает выходных.

СОВЕСТЬ И ПИСАНИЯ

В Ветхом Завете нет слова, точно передающего понятие “совесть”. Тем не менее, это часть того, что называется “сердцем”. Давид, Израиль и даже язычники каялись перед Богом, потому что это им подсказывала совесть. Сегодня люди либо игнорируют, либо отрицают совесть. Изучите свой Новый Завет. Вы будете удивлены количеством косвенных ссылок на совесть (тридцать одна). Однако само слово в Евангелиях встречается только один раз (Ин. 8:9). Этот факт тоже примечателен. В данном отрывке речь идет о женщине, “взятой в прелюбодеянии”. Побуждаемые совестью, обвинители молча разошлись под пристальным взглядом Иисуса. Прочтите Нагорную проповедь, особенно заповеди блаженства. Иисус и блаженства — одно и то же. Блаженства — это Иисус, духовность и совесть.

Слово “совесть” в Библии встречается только у трех авторов: Иоанна, Петра и Павла. Павел использовал его двадцать раз (восемь раз в связи с употреблением в пищу мяса). Сказанное Петром в 1 Пет. 3:15-21 поражает нас. Евангелизация идет от совести. Это гарантирует евангелизацию. Крещение есть акт совести, а не дело человека, которое можно вменить в заслугу. Бог хочет, чтобы человек был уверен в своем спасении. Сновидения, ощущения и заявления типа “мне так кажется” не засчитываются. Совесть ратифицирует крещение.

Пожалуй, самое замечательное библейское утверждение находится в Евр. 4:12: “Ибо Слово Божие живо, и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные” . Библия испытывает душу, как ничто другое. Божье Слово приводит Бога к нам, нас к Богу и нас к нам самим.

Библия говорит о:

«. немощной совести» (1 Кор. 8:7)

«. оскверненной совести» (Тит. 1:15)

«…чистой совести» (1 Тим. 3:9)

«…доброй совести» (Евр. 13:18)

«. клейменной совести» (1 Тим. 4:1-3)

«. свидетельствующей совести» (Рим. 2:15)

«. свидетельстве нашей совести» (2 Кор. 1:12)

Вывод очевиден: мерилом для совести должно быть Божье Слово. Это подразумевает как здравое учение, так и святую жизнь.

СОВЕСТЬ В УБЕЖДЕНИИ

Отрицать или обесценивать истину — разрушать убеждение. Если истина ничего не значит, зачем тогда иметь убеждения? Зачем беспокоиться? “И познаете истину, и истина сделает вас свободными” , — сказал Иисус в Ин. 8:32. Ни один человек в здравом уме не станет подвергать сомнению “истину” в этой “истине”. В Библии мы черпаем глубокие убеждения относительно Бога, людей и жизни. Человек живет и умирает со своими убеждениями. Совесть высказывает утверждения, потому что совесть имеет убеждения. Убеждения определяют поведение. Убеждение требует действия и диктует поступки. В Иак. 2:17 сказано: “Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе” (см. также ст. 20, 26). Христиане живут в соответствии с убеждениями, а не “зонами комфорта”. Слишком многое, что делается сегодня в религии, диктуется “зонами комфорта”. Совесть нужно информировать, упражнять. Совесть, как всякая другая способность тела и души, должна развиваться посредством упражнений.

Похожая притча

(притча для детей и взрослых)

Автор притчи Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги "Маленькие притчи для детей и взрослых".

Ярлыки: Притчи

Комментариев нет:

Читайте также: