В чем смысл притчи нарада муни
Обновлено: 14.11.2024
Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42
Нарада рассказывает о вожделении
00:17:00 52. Нарада сказал: О государь, надеюсь, я ответил на твои вопросы. Напоследок я расскажу тебе ещё кое-что.
00:17:16 53. Каждый охотник знает, что олень в пору брачных игр – самая легкая добыча. Олень увлекает подругу в лесную чащу, где воздух напоен хмельным ароматом, а слух ласкает жужжание тучных шмелей. Он беззаботно щиплет травку и в любовной неге забывает, что кроме самок существуют кровожадные тигры и охотники с острыми стрелами.
00:17:51 54. Так и ты, зачарованный женскими ласками, делаешься легкою добычею охотника по имени Смерть. Плененный прелестями, ты устремляешься в манящие объятия, как шмель в сладкие недра цветка. Женщина ублажает твои чувства, язык и плоть, и, завороженный, ты не мыслишь жизни без своей семьи. Но знай, о повелитель, нектар скоро обратится ядом. Отдавшись вожделению, ты становишься не обладателем, но рабом. Жена говорит: "Возьми меня", но думает: "Стань моим". Засыпая в объятиях женщины, ты оказываешься в объятиях смерти; она следует за тобой повсюду и наносит удар, когда ты меньше всего ожидаешь.
00:19:02 55. Чтобы не уподобиться оленю, пасущемуся для заклания, познай свою истинную суть. Отврати слух от советчиков, толкующих о добрых делах, о земных и посмертных удовольствиях, будущих тебе наградой. Отвергни радости жизни и плотские утехи - прими наставником святого, кто научит тебя сдаться на милость Всевышнего покровителя.
Оболочки воплощенной души
00:20:50 59. От ученых мужей мы знаем, что радости и печали есть следствия наших прошлых поступков. Но почему живое существо не расплачивается за свои злодеяния до конца в нынешней жизни, а пожинает их плоды и в следующей?
00:21:10 60. Нарада сказал: Воплощенная душа заключена в две оболочки – грубую из плоти, и тонкую из мысли. Смерть плоти не останавливает деятельность мысли. Душа радуется и страдает в уме, а не в прошлом и будущем.
00:21:35 61. Во сне ум переносит тебя в другие обстоятельства, но ты продолжаешь мыслить самоё себя прежним. Ты пожинаешь плоды своей деятельности – радуешься и тревожишься - независимо от того, в каком теле оказался.
00:21:55 62. Кем душа мыслит себя, тем она и становится в окружающем мире, и согласно своему положению выбирает род занятий. Дела нынешние определяют телесный облик души в следующей жизни.
Внутренняя и внешняя деятельность
00:19:37 56. Царь ответил: О мудрый, твоя притча словно пробудила меня от дурного сна. В самом деле, учители, что предшествовали тебе, учили меня самоутверждению и накоплению земных благ. Они заверяли, что добрыми делами я завоюю все богатства мира от славы до любовных утех, и тем утолю жажду сердца. Никто прежде не говорил мне, что сам мир этот - сон и наваждение.
00:20:19 57. Благодаря тебе я понял, что истинная деятельность происходит внутри меня, а не во внешнем мире чувственного опыта. Она не приносит плодов вовне, и потому не приковывает к внешней иллюзии.
00:20:37 58. Напротив, деятельность, которую живое существо совершает во вне, приносит плоды, и их оно пожинает, получив новое тело.
Похожая притча
Во сне ты видишь образы, хотя твои глаза закрыты, ибо сознание может существовать отдельно от действительности, воспринимаемой чувствами. Более того, внешние чувства препятствуют восприятию реальности, заполняя сознание искаженными образами.
Нарада рассказывает о природе ума
00:22:14 63. По виду тела и органов чувств – глаз, языка, кожи, носа, ушей, конечностей, заднего прохода и детородного члена - можно судить о состоянии ума, а по состоянию ума сегодня можно понять, как ты жил и чем занимался в прошлой жизни.
00:22:36 64. Ум хранит впечатления прошлого, потому порою во сне ты видишь образы, которых не встречал в нынешней жизни.
00:22:46 65. Это означает, что ты сталкивался с ними ранее. Поверь, в уме не может возникнуть образа, о котором у тебя нет прошлого опыта.
00:22:58 66. По мыслям можно судить, кем ты был в прошлой жизни, и кем будешь в следующей. Как сукно хранит запах, так ум хранит образ прошлого и будущего тела.
00:23:14 67. Твоему взору могут предстать очертания, которых ты не видел прежде. Они складываются из разрозненных впечатлений, полученных в разное время, в разных местах, при разных обстоятельствах.
00:23:31 68. Образы, запечатленные в уме, остаются в нем навсегда, так что в одной из жизней тебе может привидеться то, о чем ты не имеешь понятия.
00:23:44 69. Лишь в просветлении, когда ум не обременен образами, Истина воспринимается как Она есть, подобно тому, как в безоблачном небе видно луну во всем её великолепии.
00:24:01 70. Покуда не знаешь своей подлинной сути, ты будешь мыслить себя частью наблюдаемого мира, и для этого понадобятся чувства, ум и рассудок, что составляют твою мысленную оболочку. Как и все во внешнем мире, она подвержена изменениям. Оболочка же из плоти повторяет очертаниями мысленную.
00:24:31 71. Во время сна и обморока, при сильном жаре или потрясении, а также в миг смерти внутри тела прекращается ток жизненного воздуха. Тогда сознание отделяется от грубой оболочки и перестает воспринимать образы внешнего мира.
00:24:51 72. В юности ум и чувства в наибольшей степени восприимчивы к внешнему воздействию, тогда как до освобождения из чрева матери и в младенчестве действительность скрыта точно луна тьмою в ночь новолуния.
00:25:13 73. Во сне ты видишь образы, хотя твои глаза закрыты, ибо сознание может существовать отдельно от действительности, воспринимаемой чувствами. Более того, внешние чувства препятствуют восприятию реальности, заполняя сознание искаженными образами.
00:25:35 74. Пять предметов восприятия, пять орудий восприятия, пять орудий действия и ум суть шестнадцать видоизмененных состояний иллюзии, вещества. Соединяясь с сознанием, они повергают его в состояния помрачения, возбуждения или просветления.
Царь и Нарада направляются в миры пророков
00:27:48 80. Mайтрея сказал: Tак Нарада поведал царю о природе души и Бога – двух лебедей, действующего и созерцающего. Затем святой скиталец пригласил царя вместе с ним посетить миры пророков.
00:28:12 81. В присутствии сановников государь составил наказ сыновьям, в котором поручил им заботиться о подданных. После этого он покинул дворец и направился в ристалище святого Капилы, дабы в покаяниях провести остаток своих дней.
00:28:33 82. Там Бархишад предавался подвижничеству, постигая свою истинную суть. Избавившись от самости, он вручил себя Всевышнему и обрел лучезарный облик, неотличный от Божьего.
Странствие души по Вселенной
00:10:30 29. В иллюзии душа мнит себя то мужчиной, то женщиной, то бесполым существом; то человеком, то небожителем; то птицей, то зверем. Tак странствует она по миру, переселяясь из одного тела в другое в надежде найти родной дом.
00:10:51 30-31. Как бездомный пес душа бродит от двери к двери в поисках еды. В одном доме её бьют и гонят прочь, в другом накормят, прежде чем прогнать. Одержимая бесчисленными желаниями, душа скитается по миру. Порой волею судеб она взбирается на вершину жизни, порой идет ко дну – так рождается она без конца и края то в раю, то на Земле, то в аду.
00:11:25 32. В странствиях душу сопровождают бесчисленные страдания, причиняемые силами природы, другими существами и собственным умом. Цель её жизни сводится к избавлению от мук, но это возможно лишь ценой самой жизни.
00:11:47 33. Как путник, что перекладывает тяжкий груз с головы на плечо, думая этим облегчить свою ношу, душа меняет один вид деятельности на другой в надежде обрести умиротворение.
Три формы самообмана
00:09:26 26-27. Отвернувшись от своего благодетеля, душа отдает себя на попечение иллюзии и ищет в ней своё счастье. Чистое изначально, сознание окрашивается в три цвета самообмана: белый - просветление, красный - возбуждение, и черный - помрачение. Действуя в разных состояниях наваждения, душа определяет свой будущий телесный облик.
00:09:59 28. В состоянии просветления душа чтит закон Всевышнего и как следствие попадает в высшие миры, где жизнь длинна и полна удовольствий. В состоянии возбуждения она тяжко трудится ради земных радостей, и потому рождается среди людей. Действуя в помрачении, душа в следующей жизни воплощается в теле животного.
Похожая притча
Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42
Нарада дает метод пробуждения от сна иллюзорной жизни
00:12:03 34. Добрые поступки не оградят от страданий, ибо причина страданий – иллюзия, а не кара за злые дела. Чтобы прекратить кошмар, нужно очнуться, но не бороться со злом во сне.
00:12:19 35. Во сне ум создает образ врага и заставляет хозяина мучиться страхом. Очнувшись, человек избавляется от образа, но не избавляется от понятия "враг", которое притаилось в уме.
00:12:37 36-37. Дабы избавиться от страха, нужно пробудиться — преодолеть иллюзию, которая вынуждает рождаться и умирать снова и снова. А чтобы освободиться от иллюзии, нужно безропотно предаться Вездесущей Истине и принять Ее в любом облике. Кто не служит Истине, тот не одолеет иллюзию, какими бы разумом, знанием и волшебными силами ни обладал.
00:13:12 38. Кто доверился Непорочной Истине, тот готов слушать о Ней вечно. Чей разум не осквернен корыстью, тот не пресытится Истиной во веки веков. Истина открывается тому, кто не ищет в Ней выгоды.
00:13:32 39-40. О государь, святые, чьих сердец не касается скверна себялюбия, непрестанно прославляют личные свойства Верховного Владыки. Кто пьет ушами нектар повествований, текущий из их благодатных уст, свободен от заблуждений - не ведает телесных голода и жажды, страха и скорби.
00:14:01 41. Сознание, заключенное в теле, слишком занято потребностями плоти, чтобы внимать нектарным сказаниям о Всевышнем, Безусловной Истине.
Нарада разъясняет притчу о Пуранджане
00:00:10 1. Бархишад сказал: О мудрец, я выслушал твою притчу, но смысл её остался мне непонятен. Мирянину, погрязшему в суетных заботах, недоступна мудрость небесных сфер.
00:00:28 2. Нарада ответил: Хорошо, государь, я объясню тебе её смысл. Пуранджана – это душа, странствующая из одного тела в другое. Она может оказаться в теле с одной, двумя, тремя, четырьмя ногами, множеством ног или без таковых.
00:00:52 3. Неизвестный спутник Пуранджаны – Верховный Господь, его вечный друг и хранитель. У Всевышнего нет осязаемых качеств, потому Его называют Неизвестным. Множество Его имен не отражает известных нам свойств, и пути Его непостижимы.
00:01:17 4. Когда душа желает в полной мере насладиться свойствами вещества, она из множества телесных обликов выбирает тот, у которого девять врат, две руки и две ноги, то есть воплощается небожителем или человеком.
00:01:37 5. Юная дева - самомнение, которое порождает понятия "я" и "мое", заставляя душу отождествить себя с приобретенным телом-городом. У тела есть органы чувств, благодаря которым душа наслаждается и страдает, запутываясь в сетях иллюзии.
00:02:03 6. Пять органов действия и пять чувств - слуги самомнения. Они помогают душе приобретать опыт и действовать в созданном мире. Жены друзей - это действия чувств, а пятиглавый змей – жизненная сила, представленная в теле пятью воздушными потоками.
00:02:29 7. Одиннадцатый слуга, ум, руководит познающими и деятельными чувствами. Город девяти врат – тело, в коем душа наслаждается пятью предметами чувств: звуком, запахом, цветом, вкусом и теплом.
00:02:51 8. Шесть врат города расположены парами – глаза, ноздри и уши. Остальные ворота — рот, детородный член и задний проход. Поселившись в теле с девятью вратами, душа действует за его пределами, чтобы наслаждаться предметами ощущений.
00:03:16 9. Пять врат обращены к востоку: два глаза, две ноздри и рот. Правое ухо называют южными, а левое – северными вратами. Двое врат - задний проход и детородный член – именуют западными вратами.
00:03:37 10. Врата Кхадьота и Авирмукхи - два находящихся рядом глаза, через которые душа путешествует в Вибхраджиту - город цвета и очертаний.
00:03:52 11. Одноименные врата Налини - две ноздри. Через них душа с другом Авадхутой, обонянием, путешествует в Саурабху - город запахов. Врата Mукхья - рот, а врата Випана - дар речи. Расагья - способность различать вкусы.
00:04:15 12. Город Апана - речь, а город Бахудана - пища. Правое ухо - врата Питриху, им человек слушает о земном. Левое - врата Деваху, им слушают о божественном.
00:04:32 13. Город Дакшина-панчала - священные писания, ведущие к Истине через пресыщение чувств. Город Уттара-панчала - писания, ведущие к Истине через отречение. Через уши мы получаем разные виды знания, потому одни души попадают в миры предков, другие - в миры богов.
00:04:59 14. Через западные ворота Асури, детородный член, душа путешествует в Грамаку, город сладострастия, любимый город мирян. Способность производить потомство называется Дурмадой, а задний проход именуется Ниррити.
00:05:20 15. Город Вайшаса – адские миры, куда душа попадает с помощью друга по имени Лубдхака, жадность. Два слепых советника - руки и ноги. С их помощью душа творит и передвигается.
00:05:39 16. Антах-пура – сердце, Вишучина – непоседа-ум. Посредством ума существо пробует свойства вещества, отчего впадает то в возбуждение, то в помрачение. Пресыщение этими свойствами неизбежно вызывает отвращение.
00:06:02 17. Царица - это самость, ложное "я". Как спящий проживает чужую жизнь во сне, так душа, обзаведясь самостью, исполняет чуждую себе роль в иллюзии. Пуранджана наблюдал за действиями царицы, и ему казалось, что действует он сам. Так сознание, наблюдая действия самости, мнит себя действующим лицом.
00:07:46 21. Полководец Чандавега - время, его войско – триста шестьдесят дней и столько же ночей. Сменяя друг друга, они укорачивают остаток жизни.
00:08:00 22. Дочь времени - старость. Все боятся встречи с ней, но смерть считает её своею сестрою.
Сила притчи о царе Пуранджане
00:28:53 83. Всякий, кто постигнет притчу о царе Пуранджане и его добром Друге, постигнет свою подлинную природу и без труда разорвет связи с внешним, вещественным миром.
00:29:10 84. Кто пересказывает людям эту притчу о Верховном друге и Спасителе, тот несет в мир свет истины. Спасая ближнего от иллюзии смерти, он спасается сам.
00:29:26 85. Притчу эту мне поведал мой учитель. От него я узнал, что телесная плоть существует лишь в моем воображении, что после разрушения тела я продолжаю существовать. Как предметы появляются и исчезают в пространстве, так плотские оболочки появляются и исчезают в сознании.
00:29:53 86-87. Забота о теле, жене и детях не требует человеческого разума. После многих рождений удачливая душа получает разум и тело человека, и если она не использует эту возможность, дабы освободиться от иллюзии обладания, она снова низвергается в низшие виды жизни, в круговорот перерождений.
00:30:25 88. Обрати свой взор к Кришне, будь милосерден к другим существам, познай свою подлинную суть в связи с Безусловной Красотой, и тогда ты обретешь действительную свободу.
00:30:45 89. Радости и печали приходят и уходят. Прошлое, настоящее и будущее, пролетая как сон, обращаются в прах, и только ты и Истина пребудете вечно.
Похожая притча
Нарада - сын Брахмы, (он появился на свет из его ума). Нарада один из семи великих мудрецов вселенной. Близкий слуга (преданный) и друг господа Вишну. Он обладает уникальной возможностью свободно перемещаться между всеми тремя мирами и имеет доступ даже в высшую сферу Вайкунтху.
Нарада носит с собой музыкальный инструмент «вину», играя на которой поет мантры, гимны вед и истории прославляющие Вишну и Кришну. Если разобрать на части (перевести) его имя то получиться «Нара»-Верховный Господь а «да»-тот кто может дать. Тоесть тот, через кого может произойти откровение.
Он ключевой участник многих пуранических историй. Множество раз по указанию Вишну или по собственной инициативе Нарада давал наставления и объяснял различным героям и мудрецам как достичь просветления, в чем их предназначение, побуждал их на подвиги и покаяния, предостерегал от ошибок, раскрывал устройство вселенной и истинный смысл жизни все живущих. Нарада является наставником Шри Вьясы Двайпаяны. Он же вдохновил Вьясу на написание жемчужины всех ведических писаний «Шримад Бхагаватам».
Шримад Бхагаватам книга 1 Глава 4,5: «Он учитель и ачарья в Брахма-Мадхва-Гаудия-сампрадаи». Истрорию своей жизни Нарада поведал Вьясадэву. В первой книге Шримад Бхагаватам в шестой главе можно прочитать, что в прошлый день Брахмы Нарада воплотился как сын бедной женщины служанки. Однажды, когда Нарада был еще ребенком, в сезон дождей в их доме остановились на четыре месяца мудрецы-странники. Внимая их беседам и служа им, мальчик, которому не было и пяти лет, осознал себя как душу и обрел любовь в Всевышнему. Обретя даршан Всевышнего на берегу лесного озера Нарада весь остаток своих жизней пел и прославлял в сказаниях деяния Всевышнего. По окончанию дня Брахмы он вошел со всеми существами в его тело и по пришествию тысячи эпох небытия когда Брахма вновь проснулся для творения - родился вновь в своем нынешнем духовном теле, способном легко перемещаться по вселенной. Он очень интересно и изящно излагает свои мысли. После прочтения его диалогов и монологов в сознании происходят интересные изменения.
Три вида страданий
00:08:10 23-25. Слуги Ямы, посмертного судьи, - многочисленные болезни. Праджвара – немощь ума и тела. В мнимом мире душа испытывает три вида страданий – причиняемые высшими силами, другими существами и собственным умом. Но, несмотря на тревоги, она не желает расставаться с иллюзией и живет ради удовлетворения телесных потребностей. В иллюзии душа полагает, что цель жизни – продлить как можно дольше агонию плоти. Душа тешит себя надеждами на вечную жизнь, полную удовольствий, в то время как тело угасает с каждым днем. Удерживаемая жаждой стяжательства вечная душа заключает себя в бренное тело и обрекает на страх и страдания. По истечению отведенного времени она в муках расстается со своими "я" и "мое", дабы обзавестись новыми.
Пути постижения Брахмана, Параматмы и Бхагавана
00:14:14 42-44. Прародитель всего живого Брахма, непоколебимый Шива, Mану, Дакша, четверо юных старцев, мудрецы Mаричи, Атри, Ангира, Пуластья, Пулаха, Крату, Бхригу, Васиштха и твой смиренный слуга – все мы постигли единую суть бытия. Одни пришли к истине подвижничеством, другие добрыми делами, третьи мудростью, но никто из нас не знает Всевышнего до конца, даже непрерывно созерцающие Его.
00:14:58 45. Ни мудрость, ни добрые дела, ни верность заповедям не откроют тебе Всевышнего, ибо Он обнаруживает Себя лишь Собственною волею.
00:15:10 46. Пленить Его можно лишь беззаветной, безрассудной верностью. Когда Всевышний заполнит твоё сердце, ты, словно очнувшись, увидишь, что добрые дела, мудрствование, верность заповедям и обрядам были чудовищным наваждением.
00:15:34 47. Плененный Им, ты забудешь о заветах, приличии и обо всем, что ласкало слух и сулило счастье в бренном мире.
00:15:47 48. Писания не откроют тебе Истины жизни, ибо указывают пути к благоденствию в суетном мире. Жизни научит сердце - оно одно освещает дорогу домой.
00:16:02 49. На земле не осталось места, где бы ты, гордец, не принес жертву богам и людям в надежде ублажить Всевышнего. Но будет тебе известно, что угодить Ему можно лишь самозабвенной верностью.
00:16:21 50. Господь Бог – душа всех душ. Ничто не ускользает от Его взора и не происходит против Его воли. Он - лучший друг и учитель каждого, и нет иного счастья, чем сдаться Ему на милость.
00:16:40 51. Кто вручил себя воле Нерожденного, тому нечего бояться, ибо обрел Самого могущественного друга. Постигший эту тайну есть истинный учитель - он постиг волю Вседержителя.
Процесс перевоплощения, реинкарнации
00:25:58 75. Обзаведясь оболочкой из мысленных желаний, сознание придает им плотский облик. Когда плоть обращается в прах, мысль окружает себя новой плотью. Так сознание переселяется из одного тела в другое и испытывает радости, печали и страх.
00:26:22 76-77. Переползая с листка на листок, гусеница цепляется за следующий, и лишь затем оставляет тот, на котором сидела. Так и сознание сначала утверждается в новой мысленной оболочке, и только затем покидает тело из плоти, чтобы получить следующее - скроенное по очертаниям мысленного тела и приспособленное пожинать плоды прошлой деятельности.
00:26:55 78. Всякое наслаждение – плод трудов. Ты вынужден платить трудом и до, и после наслаждения. Так ты попадаешь в плен деятельности, где один поступок влечет за собой другой. Эту цепь не прервать, если полностью не откажешься от желания стяжать и наслаждаться.
00:27:23 79. Вещественный мир создается, существует и уничтожается волею Вседержителя. Он надзирает за всем, что происходит в сотворенном мире. Кто постиг эту истину, тот постиг свою суть и сдается воле Всевышнего.
Читайте также: