Толкование притчи соломона 2 глава

Обновлено: 02.05.2024

В этой главе отец наставляет сына относительно того, что обретение мудрости дается ценой усилий (2:1-6), но что усилия эти - благодатны (стихи 7-10); он говорит, что одно из главных "благодеяний" мудрости в том, что она защищает юношу от людей злых и развратных (стихи 11-22).

1. О СТРЕМЛЕНИИ К МУДРОСТИ И О БЛАГИХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ЕЕ (2:1-10)

Прит. 2:1-4. Троекратно повторенным если (стихи 1,3,4) автор подчеркивает, что мудрость со всеми благами, которые она сулит, не дается человеку легко. Нужна прежде всего готовность принять заповеди отца (старшего), затем - желание прислушаться к словам мудрости, расположить сердце свое к размышлению; необходимо стремление к знанию. Искать его надо с не меньшим усердием чем серебро и всякое другое сокровище (подразумевается, скрытое в земле; сравните с уподоблением "поиска премудрости" тяжелой работе рудокопов в 28 главе книги Иова).

Прит. 2:5-7. Только тогда последуют благие результаты: человек проникнется страхом Господним и найдет познание о Боге, ибо то и другое неразрывно связано с мудростью. Да, верно, что "страх Господень - начало" ее (1:7), но он же и высшее благо, даруемое мудростью, ибо человек, действительно уверовавший в Бога, "не стоит на месте", но возрастает как в благоговейном отношении к Творцу ("страхе" перед Ним), так и в познании Его. Ибо Господь дает мудрость (и возрастание в ней) всем ищущим этого (стих 6 сравните с 3-Цар. 3:9,12; Иов. 32:8; Дан. 2:21); из уст Его - знание и разум (подразумеваются откровения Господни). К поиску мудрости, знаний и благочестия человеку надо стремиться и из чисто практических соображений, ибо боящихся Бога Он Сам хранит и наставляет на всех путях их (стих 7).

Бывает, мудрость не идет дальше головы, но если она войдет в сердце "учащегося", то станет его духовной наградой, источником знания, приятного для души его.

2. МУДРОСТЬ ЗАЩИЩАЕТ ОТ НЕДОСТОЙНЫХ ЛЮДЕЙ (2:11-22)

Прит. 2:11-15. Слово, переведенное на русский язык как рассудительность, в англ. тексте передано как "способность различать" (подразумевается, между добром и злом); соответственное еврейское слово носит именно такой смысловой оттенок. Итак, "рассудительность" как свидетельство мудрости, разума будет оберегать (стих 11) человека, который обладает ею, от соблазна "злых путей", от человека, говорящего ложь (точнее, "говорящего своевольно, наперекор тому, что разумно"). Люди такого рода ходят путями тьмы… радуются, делая зло, и чем более упорствуют во зле, тем большее удовольствие испытывают (так, при более точном прочтении звучит окончание стиха 14). Стихи 12-15 обретают дополнительный смысл при сопоставлении их с предостережением, содержащимся в 1:10-19.

Прит. 2:16-19. Особенно много места уделяет Соломон внушению "сыну" держаться в стороне от развратных женщин, ибо для неопытного юноши они представляют особую опасность. Способность различать между добром и злом ("рассудительность"), другими словами, та же мудрость, которая убережет его от злых людей и порочных путей их, говорит Соломон, "спасет" его и от жены другого (еврейское ишшах зарах), от чужой (нокриях), произносящей обольстительные речи (окончание стиха 16).

В сущности оба слова являлись в древнееврейском языке синонимами, но первое могло означать и "чужеземку" (например, оно употреблено по отношению к Руфи в Руф. 2:10); чаще, однако, им называли прелюбодейку, женщину аморальную, которая своим поведением ставила себя вне общества. В этом смысле оно и употреблено здесь, а также в Прит. 5:3,20; 7:5; 22:14; 23:27. Второй термин - нокриях - полностью синонимичен в этом стихе первому термину; по-русски его переводят и как "негодная женщина" или "блудница" (6:24; 23:27); нокриях, помимо этого стиха, встречаем еще в 5:20 и 7:5.

О жене-прелюбодейке говорится, что она оставила руководителя юности своей, т. е. мужа, и забыла завет (закон) Бога своего (в той его части, которая предписывала чистоту брачных отношений). Тяжесть преступления ею закона усугублялась тем, что в представлении древних евреев идеальный брак, основанный на чувствах любви и дружбы между мужчиной и женщиной, являлся прообразом завета Бога с Израилем.

Прит. 2:20-22. Долгое пребывание на земле (Ханаанской) - знак Божьего благословения (Исх. 20:12; Пс. 36:3,9,11,29), которым отмечены будут праведники, заключает Соломон. А потому он призывает сына ходить их стезей, напоминая, что нарушающие закон будут истреблены с земли (сравните Прит. 10:30).

Г. Благословения мудрости (3:1-12)

После повторения призыва к сыну сердцем принять наставления учителя-отца Соломон произносит четыре заповеди (стихи 5-12). Он заповедует сыну

а) надеяться на Бога и не полагаться на свой разум (стихи 5-6),

б) бояться Бога и "не быть мудрым" в собственных глазах (стихи 7-8),

в) почитать Бога не только в духовном плане, но и от материального достатка своего (стихи 9-10)

г) принимать как должное наказание Господне (стихи 11-12).

Обращает на себя внимание, что стихи 1-12 строятся по принципу чередования наставления и награды, которая обещается в случае исполнения его: наставление (стих 1), награда (стих 2), наставление (стих 3), награда (стих 4), наставление (стихи 5-6а), награда (стих 66), наставление (стих 7), награда (стих 8), наставление (стих 9), награда (стих 10), наставление (стих 11), награда (стих 12). Награды включают в себя долг олетие и мирную жизнь (стих 2), милость со стороны Бога и людей (стих 4), облегчение жизненных путей (стих 6), здоровье (стих 8), процветание (стих 10) и обретение Божией любви (стих 12).

Похожая притча

Во второй главе Соломон убеждает своего сына ходить путями мудрости. Первые четыре стиха содержат условия того, как человек может принять познание Бога: он должен быть ревностен и искренен, ища Бога всем своим сердцем. Остальные стихи главы обещают, что мудрость и проницательность будут даны тому, кто их ищет. Двадцать два стиха соответствуют двадцати двум буквам еврейского алфавита.

2:1 Прежде всего, отец призывает сына прислушаться к его наставлениям и сохранить в своем сердце его заповеди. Притчи были предназначены для того, чтобы, запомнив их наизусть, человек всегда имел их "при себе".

2:2 Необходимым условием являются открытое ухо и открытое сердце, или ум. Сын должен уметь внимательно слушать, а не предаваться безостановочным разговорам. Наставление заключается не в том, чтобы он мог "выговориться" и обсудить все свои проблемы, как учит этому современная психология; наоборот, он должен научиться прислушиваться к мудрым советам окружающих.

2:3, 4 Если его намерения действительно серьезны, то пусть он призывает знания и ревностно взывает к разуму. Серьезность и искренность намерений чрезвычайно важны. Согласно закону жизни, мы находим то, что ищем.

Нам необходимо иметь такое же стремление и побуждение, как у людей, добывающих серебро или разыскивающих скрытые сокровища. Трагедия же заключается в том, что люди часто выказывают большее рвение в поисках материальных сокровищ, нежели в стремлении к духовным богатствам.

2:5 Но те, кто ищут, обязательно находят. Те, кто ревностно стремится к правильным взаимоотношениям с Господом, и старается по-настоящему познать Бога, не будут разочарованы. Именно поэтому один из отцов ранней церкви сказал, что человек, ищущий Бога, уже нашел Его. Христос являет Отца всякому, верующему в Него. Познать Христа означает познать Бога.

2:6 После того, как мы обрели спасение по вере во Христа, мы можем принимать божественную мудрость от Господа. Он учит нас тому, как правильно мыслить, как оценивать, как различать истину и заблуждение, и как развивать в себе божественную проницательность.

2:7 "Господь сохраняет для праведных мудрость" (англ.) Он дарует праведным богатства мудрости и разумения, и становится защитным щитом для ходящих непорочно.

2:8 Он охраняет пути тех, кто живет чистой, благочестивой жизнью. Его святые избегают боли и горечи, которые оставляет на их пути грех. "Избранные друзья Бога в безопасности и невредимы на всех путях своих" (Нокс).

2:9 Этот стих параллелен стиху 5. В оригинале оба стиха начинаются словом "тогда" и перечисляют преимущества искреннего стремления к познанию Бога.

Человек, страстно желающий знать и исполнять волю Бога, познает, как жить в праведности, поступать справедливо, как вести себя честно, – то есть, как избирать правильный путь и "всякую стезю добрую" (англ.).

2:10 Причина этому в том, что мудрость берет контроль над умом или сердцем человека, и знание того, что истинно, становится приятным, а не отвратительным. Для истинного верующего Божьи заповеди не утомительны, иго Христа благо и бремя Его легко.

2:11 Рассудительность, или способность принимать мудрые решения, спасает человека от многих неприятностей. Рассудительность помогает нам избежать связей с нечестивыми людьми. Никто из нас не осознает до конца скольких духовных, нравственных и физических опасностей нам удается избежать ежедневно. Христианин наслаждается хорошо защищенной жизнью, избегая тления, царствующего в этом мире посредством похоти.

2:12 Мы спасаемся от партнерства со злыми людьми (ст. 12-15) и от объятий развращенной женщины (ст. 16-19).

Прежде всего, мы спасаемся от мира людей, отвергающих Бога, искажающих факты и истину. Словам их нельзя доверять.

2:13-15 Это люди, которые оставляют хорошо освещенные пути праведности, скрываясь в темных аллеях преступлений и бесчестности.

Словно дикари, они радуются, делая зло, и им доставляет наслаждение и восхищение видеть, как их грех разрушает все вокруг.

Они ходят кривыми путями, и их поведение хитро и коварно.

2:16 Мудрость спасает не только от общения с подобными людьми, но и от когтей развращенной женщины. В этом образе мы можем видеть настоящую прелюбодейку, или считать ее символом лжерелигии или развращенного мира.

Ее орудие – лесть: "Тебя не ценят дома так, как должны бы. Ты такой привлекательный, такой талантливый. В тебе скрывается такой огромный потенциал. Тебе необходима любовь и сочувственное понимание, и я смогу дать все это тебе".

2:17 Она неверна руководителю юности своей, т.е. своему мужу. Она забыла завет Бога своего, те брачные обеты, которые она произнесла перед Богом. Либо под "заветом Бога" могут подразумеваться Десять Заповедей и, конкретно, седьмая заповедь, запрещающая прелюбодеяние.

2:18 Первую часть стиха 18 можно перевести как "ибо дом ее ведет к смерти" или "она погружается в глубины смерти, которая есть дом ее" (возможное толкование согласно Английскому Исправленному Переводу (ИВ). Параллельная ей вторая часть стиха подтверждает первое истолкование: дом ее ведет к смерти, и поэтому те, кто входят в него, скатываются к могиле. Ее стези ведут к мертвецам, и поэтому те, кто последуют за ней, вскоре окажутся в обители усопших духов. Поскольку каждый человек однажды умрет, вероятнее всего, под смертью здесь подразумевается нечто большее, нежели общая участь всех смертных. Должно быть это моральная смерть, ведущая к смерти вечной.

2:19 Как только человек оказывается уловленным ею, избежать этой участи становится практически невозможно. Стих, как кажется, отвергает всякую надежду на возвращение. Но многие утверждения Библии должны толковаться как общие правила, в которых возможны исключения. Это касается и данного стиха. Когда человек погружается в ее секреты, ему становится чрезвычайно трудно возвратится на истинный путь.

2:20 Сопоставьте стих 20 со стихом 11. Мудрость не только охраняет от нечестивых мужей и развращенных женщин, но, более того, призывает к дружбе с добрыми и праведными.

2:21, 22 Согласно закону Моисееву благочестивые люди – праведные и непорочные – будут вознаграждены безопасной обителью в земле Ханаанской. Когда мы открываем Новый Завет, эти материальные, земные благословения уступают место духовным, небесным благословениям. Однако тот факт, что праведность и благопристойность обретают вознаграждение как в этой жизни, так и в грядущей, остается неизменным.

Ровно настолько же истинно и то, что беззаконные будут истреблены с земли благословений. Для вероломных нет вечного наследия.

Похожая притча

1–5. Учение современных писателю иудеев-вольнодумцев о судьбе человека по смерти и 6–9. о высшей цели земной жизни человека. 10–20. Их отношение к благочестивым истинным израильтянам. 21–22. Оценка их взглядов писателем. 23–24. Происхождение смерти.

Прем.2:1 . Неправо умствующие говорили сами в себе: «коротка и прискорбна наша жизнь, и нет человеку спасения от смерти, и не знают, чтобы кто освободил из ада.

1–5. Излагаются взгляды вольнодумцев на человеческую жизнь и на судьбу человека по смерти.

В греческом тексте 1-й ст. II гл. связан с предшествующим частицей – γαρ – "ибо» ( είπον γαρ …), значит этот стих дает основание для мысли предшествующего 16 ст. и тесно с ним связан. Нечестивые потому достойны смерти ( Прем. 1:16 ), что они на жизнь смотрят, как на случайность и ни в какое бессмертие не верят ( Прем. 2:1 ).

«Неправо умствующие» ( λογίζεσθαι ούκ ορθώς ) – это – не неправильно мыслящие; берется здесь не интеллектуальная сторона, а нравственная: люди превратно настроенные (см. о λογισμός замеч. к I:3 ст.).

«Говорили сами в себе», вернее между собою ( μηδείς ήμών ).

Вольнодумцы высказывают три мысли: 1) о краткости человеческой жизни; 2) о неизбежности смерти и 3) отрицают возможность жизни для человеческого духа по смерти тела.

«Коротка и прискорбна наша жизнь…» Подобные выражения мы находим и в других местах Св. Писания ( Быт. 47:9 ; Иов. 14:1–2 ст.; Пс. 38:6–7 ), но там они сказаны с другим настроением. «Прискорбной» жизнь считается у нечестивцев тогда, когда она не разнообразится чувственными удовольствиями (II:5–9).

«И не знают, чтобы кто освободил из ада». Ад в устах нечестивцев означает вообще состояние по смерти. Своими словами они хотят сказать, что из мертвых никто не возвращается, следовательно, по их мнению, смерть полагает конец всему.

Прем.2:2 . Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших – дым, и слово – искра в движении нашего сердца.

Прем.2:3 . Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух;

2–3. Излагается доказательство высказанной в 1-м ст. нечестивыми мысли о совершенном уничтожении по смерти. Это доказательство выводится из двух оснований: 1) из случайности человеческой жизни и 2) из понятия о существе души, ее материальности.

«Случайно мы рождены и после будем, как небывшие». Мы произошли благодаря простому случаю, без всякой высшей цели, поэтому «после», когда пройдет эта жизнь, наше случайное существование кончится навсегда: «будем, как небывшие». Подобное учение в древности излагалось в философии Демокрита и Эпикура. Весьма возможно, что часть иудейства, усиленно стремившаяся к греческой культуре и образованности, усвоила себе и эти философские воззрения. Писатель ведет борьбу с этими противниками своими из иудеев и для этого детально оттеняя даже тонкости излагает эпикурейское учение.

«Дыхание в ноздрях наших – дым и слово – искра в движении нашего сердца». В этих и последующих словах писатель представляет материалистические воззрения своих противников. По этим грубо материалистическим воззрениям жизнь человека представляется с одной биологической стороны и отождествляется с процессом дыхания. Человек живет, пока дышит, с последним вздохом кончается всякая жизнь.

«Слово» здесь взято для обозначения сознания и вообще мыслительной деятельности человека, и она представляется, как искра, получившаяся от удара сердца. Как от удара металла о камень происходят искры, так точно от удара сердца, как чисто материальной субстанции, происходит мышление; последнее, таким образом, только результат животной жизни.

«Дыхание… – дым, и слово – искра». Эти образы взяты писателем, вероятно, потому, что его противники разделяли какое-нибудь из древних учений (напр., Гераклита, стоика Зенона или Эпикура), которое началом всего считало огонь, эфир или теплоту.

3. 3-й стих является выводом из предшествующего. Если теплота, этот принцип жизни, исчезает, то вместе с ней и тело, равно как и дух, уничтожаются.

«Дух» рассеивается, как «жидкий воздух». Это заключение со стороны материалистов весьма последовательно, раз они дух мыслят не как нечто отличное от тела, а лишь обнаружение той же телесной жизни и в основе его полагают ту же материальную субстанцию, только более тонкую – эфир, «разреженный воздух». В других книгах Св. Писания жизнь человеческая нередко сравнивается с паром, облаком, тенью ( Иак. 4:14 ; Пс. 38:7, 143:4 ; Иов. 7:7, 8:9, 14:2 ), но там эти слова только образы для бренности земной жизни человека и ими не решается вопрос, что такое жизнь духа человеческого по существу.

Прем.2:4 . и имя наше забудется со временем, и никто не вспомнит о делах наших; и жизнь наша пройдет, как след облака, и рассеется, как туман, разогнанный лучами солнца и отягченный теплотою его.

Прем.2:5 . Ибо жизнь наша – прохождение тени, и нет нам возврата от смерти: ибо положена печать, и никто не возвращается.

4–5. В этих стихах содержится три мысли: 1) что память об умерших скоро погибает, 2) что человеческая жизнь быстро и бесследно проходит и 3) что никакого возврата от смерти нет.

«Имя наше забудется». Внимание материалистов обращено на землю и они сожалеют не о том, прежде всего, что со смертью совершенно исчезнут, а о том, что память о них в людях будет кратковременна (подобные мысли см. Еккл. 2:16, 9:5 ). – «Нет нам возврата от смерти, ибо наложена печать…» Мысль та же, что и в конце 1-го ст., только дополнена образом. Как нет выхода из места заключения, на которое наложена печать ( Дан. 6:17 ; Откр. 20:3 ; Мф. 27:66 ), так нет возврата к жизни после смерти.

Раздел 6–20 ст. II-й главы можно разделить на две части: 6–9 ст. и 10–20 ст. В первой части писатель излагает взгляд вольнодумцев его времени на конечную цель и назначение земной жизни человека, во второй – их взгляд на отношения к другим людям, по преимуществу тем, которые не разделяют их воззрений.

Прем.2:6 . Будем же наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью;

6–9. Высшая конечная цель земной жизни есть, по мнению этих людей, чувственное удовольствие. Очевидно, противники писателя кн. Премудрости держались эпикурейской философии. Подобный взгляд на жизнь в Библии осуждается, кроме книги Премудрости, еще у пророка Исаии – Ис. 22:13 ; 1Кор. 15:32 .

6. 6 ст. представляет практический вывод из изложенного выше воззрения на жизнь и судьбу человека: раз со смертью все кончается и жизнь земная скоротечна (3–5 ст.), то остается одно – спешить «настоящими благами наслаждаться». Под «настоящими благами» ( τω v όντων αγαθσών ) можно разуметь блага, которые действительно существуют в противоположность мнимым, или блага, доступные теперь, которые предлагает данный момент, в противоположность благам отдаленным вообще и в особенности благам будущей жизни.

«Будем… спешить пользоваться миром, как юностью». В этих словах последовательно проводится эпикурейский взгляд на мир, как на источник наслаждения. Рекомендуется отовсюду извлекать наслаждения с такой же страстностью, как люди пользуются иногда юностью.

Прем.2:7 . преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни;

Прем.2:8 . увенчаемся цветами роз прежде, нежели они увяли;

7–8. В 7–8 ст. указываются главные предметы чувственных удовольствий, которыми в древности широко пользовались на пирах: вино, благовония, цветы. Всем этим нужно спешить пользоваться, пока есть возможность, «пока розы не увяли», и пользоваться полною мерою – «преисполнимся», «ибо это наша доля и наш жребий» (9 ст.). Слова «доля» и «жребий» ( μερίς , κλήρος ) в Библии употребляются в смысле назначения человека ( Прем. 3:14 ; Еккл. 2:10, 3:22, 5:17, 9:9 ). Отсюда мысль 9 ст. такая: не лишим себя ни одного из доступных нам удовольствий, потому что от жизни ничего более мы не можем ждать: человек определен к тому, чтобы наслаждаться.

Прем.2:9 . никто из нас не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселья, ибо это наша доля и наш жребий.

Прем.2:10 . Будем притеснять бедняка праведника, не пощадим вдовы и не постыдимся многолетних седин старца.

10. «Будем притеснять бедняка праведника». Большинство толковников под праведником ( δίκαιος ), о котором говорится в 10-м и последующих стихах, разумеют израильский народ вообще, в его отношении к притеснявшим его языческим народам, в соответствии с этим под нечестивцами разумеют язычников. Некоторые места первого отдела кн. Премудрости как будто подтверждают такое толкование ( Прем. 3:8, 4:15 ), но более решительно (см. Прем. 2:12, 3:10 ) выясняется тот взгляд, что и под нечестивыми у писателя разумеются иудеи же, отвергнувшие Моисеев закон и увлекшиеся подражанием всему языческому. Тогда «праведник», как коллективное понятие, нужно относить к лучшей части иудейского народа, оставшейся верной Иегове. Что в устах вольнодумцев выражение «праведник» имело иронический смысл, это само собой понятно. Название праведника «бедняком» ( πένητα ) может иметь двоякий смысл: 1) что благочестивому его праведность не приносит пользы, напротив он постоянно ведет борьбу с нуждой и недостатками, 2) или писатель хотел этим выставить в особенно ярком свете нечестие своих противников, говоря, что они свое преследование натравляют на беззащитных бедняков, на вдов и старцев.

Насилие над беззащитными и невинными в Св. Писании всегда представляется, как показатель крайнего нечестия ( Иер. 7:6 ; Зах. 7:10 ; Мал. 3:5 ; Мф. 23:14 ; Мк. 12:40 ). В частности, непочтение к старости порицалось у всех древних народов и было прямым нарушением Моисеева закона ( Лев. 19:32 ). Это требование закона писатель кн. Премудрости старается представить вместе с тем, как и требование естественного человеческого чувства, отсюда его плеоназм «многолетних седин старца». Некоторые толковники в 10 ст. видят намек на 2Мак. 6:18, 7:1 , где описаны случаи жестокости язычников к иудеям.

Прем.2:11 . Сила наша да будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным.

11. «Сила наша да будет законом правды». Нравственное падение выведенных писателем нечестивцев тем большее, что они побуждаются к насилию не раздражением и яростью, а ясно сознанным принципом, что сила – мерило справедливости. Это свое положение они, кажется, противопоставляли Моисееву закону, который справедливость саму по себе считает нормой. Такое превознесение силы, понятно, сопровождалось презрением ко всякого рода бессилию, слабости; это видно из 2-ой половины 11-го стиха.

Нечестивцы побуждаются к преследованию благочестивых не только общим своим принципом, но и особыми причинами: 1) тем, что праведник противодействует им и обличает их (12 ст.); 2) его вера в свою особую близость к Богу представляется им высокомерием (13, 16 ст.); 3) самым благочестием своим он заставляет их чувствовать стыд и уважение (14–15 ст.); 4) они знают, что их образ мыслей и поведения он презирает и, наконец, 5) (16 ст.) они хотят убедиться, действительно ли основательна его надежда на Бога (17–20 ст.).

Прем.2:12 . Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания;

12. «Устроим ковы праведнику…» Речь о тайном умысле, заговоре, в отличие от явного насилия. Здесь писатель, очевидно, вспоминает место из пророка Исаии ( Ис. 3:10 ), и приводит его не по еврейскому тексту, а по переводу LXX. Это обстоятельство дает ценное указание на время происхождения книги Премудрости Соломона.

«Укоряет нас в грехах против закона». Закон ( νόμος ) без дальнейшего определения его в Св. Писании всегда означает закон Моисеев. Только иудею грех против закона Моисеева мог быть поставлен в вину, поэтому эти слова указывают, что описанные здесь противники писателя были иудеи. Виновные против закона, они заслуживали еще упрека "за грехи своего (нашего) воспитания». Здесь писатель очевидно разумеет то языческое воспитание, какое стали получать иудеи его времени, подпав под влияние греческой образованности ( 1Мак. 1:14 ).

Прем.2:13 . объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа;

13 ст. указывает другую причину преследования праведника: он нестерпим для своих врагов потому, что «объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа». Последнее выражение здесь употреблено в нравственном смысле о внутреннем отношении, в каком благочестивые по своему настроению и деятельности стоят к Богу. Праведник, именующий себя сыном Божиим, это верный Богу еврейский народ (см. Прем. 12:19–21 ; Исх. 4:22 ; Ис. 1:2 ).

Прем.2:14 . он пред нами – обличение помыслов наших.

14. «Он пред нами – обличение поступков наших», вероятно, в том смысле, что при сравнении, какое люди делают между праведником и нечестивыми, последние выставляются в худом свете, так что они сами начинают как бы стыдиться своих поступков.

Прем.2:15 . Тяжело нам и смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его:

15. «Жизнь его не похожа на жизнь других…» Нечестивые вольнодумцы религиозность и добродетель считают какою-то непонятною для них странностью в человеке, отделяющею его от всех других. Весьма тонкое у писателя психологическое наблюдение. Выражение «пути его» означает образ, направление жизни.

Прем.2:16 . он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога.

Прем.2:17 . Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его;

Прем.2:18 . ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов.

Прем.2:19 . Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его;

Прем.2:20 . осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нем попечение будет».

17–20. Нечестивые вольнодумцы подвергают праведника испытанию с двоякою целью, чтобы узнать 1) оправдается ли его надежда на помощь Божию (18, 20) и 2) устойчив ли он в своей нравственной жизни (19 ст.). Если надежда праведника не тщетна, если его слова о попечении о нем Бога не были простым самомнением, то Бог его защитит. Он избавит его даже от смерти. Равным образом в страданиях праведник обнаружит свои «смирение и незлобие», если только они у него есть.

Отдел книги Премудрости с 12–20 ст. многими древними и новыми экзегетами понимался как пророчество об отношении к Иисусу Христу Его врагов и об осуждении Его на смерть. Под «праведником» в таком случае разумелся Спаситель. Главное основание для такого толкования брали из 13-го и 16 ст., где враги обвиняют праведника в том, что он «называет себя сыном Господа» (13 ст.) и «Отцом своим тщеславно называет Бога» (16 ст.). Подобный же упрек и в тех же выражениях, по свидетельству Евангелия, бросали иудеи и Господу ( Ин. 5:18, 19:7 ); аналогичное же основание находят в 18 ст., сравнивая его с Мф. 27:40, 43 ; и наконец, в словах 20-го ст.: «осудим его на бесчестную смерть» видят указание на крестную смерть Спасителя. Но имея в виду неканонический характер книги Премудрости Соломона, можно и не усматривать в этом отделе пророчества в собственном смысле, но видеть в нем живое изображение общего для всех времен отношения нечестивых к праведным. Это изображение по силе своей истины оказалось приложимо и к лицу Иисуса Христа, величайшего из всех праведников. Такое понимание находит себе прочное основание в самой книге Премудрости, потому что под именем праведника ( δίκαιος ), изображаемого во II гл. ст. 12–20, писатель этой книги, видимо, разумел не определенное лицо, а родовое понятие (собственно благочестивого израильтянина вообще).

Прем.2:21 . Так они умствовали, и ошиблись; ибо злоба их ослепила их,

21. С этого стиха писатель переходит к обсуждению и оценке того образа мыслей своих противников, который он изложил выше.

«Так они умствовали и ошиблись». Их мысли – заблуждение. Причина этого заблуждения двоякая: она кроется с одной стороны, в нравственной испорченности иудеев-вольнодумцев: «злоба их ослепила их», с другой – в их незнании божественного предопределения судьбы праведных по смерти (22 ст.).

Прем.2:22 . и они не познали тайн Божиих, не ожидали воздаяния за святость и не считали достойными награды душ непорочных.

22. «Они не познали тайн Божиих». На основании контекста речи и по сравнению данного места с Прем. 4:17, 3:9 – здесь речь идет о тайне Божественного предопределения судьбы праведника по смерти. Незнание этой тайны происходило не оттого, что нечестивым было недоступно это знание, а оттого, что они не признавали воздаяния за гробом. Отрицая бессмертие, противники писателя, естественно, отрицали и идею воздаяния.

Прем.2:23 . Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего;

Прем.2:24 . но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его.

23–24. Мысль о воздаянии чистым душам в будущей жизни дает повод писателю высказаться о происхождении смерти (23–24) и вместе с тем противопоставить судьбу нечестивых (24) судьбе праведных ( Прем. 3:1–3 ). Получение «воздаяния за святость», которое состоит в блаженном бессмертии, доступно всякому, потому что (23–24) смерть не входила в первоначальные планы творческой деятельности Божией и не проникла в существо природы человеческой, но составляет нечто, вошедшее в мир в силу постороннего воздействия, поэтому будущая судьба каждого зависит от него самого. – «Бог сделал человека образом вечного бытия Своего», поэтому определение бессмертия вложено в самую природу человеческую: «Бог создал человека для нетления».

24. О смерти см. замечание к 12 ст. I гл. Смерть, о которой здесь идет речь, не телесная, а духовная, это видно уже из того, что ее испытывают не все (см. 24 ст. и Прем. 3:1 ст.). Причина ее в зависти диавола к совершенству первозданного человека. По зависти он ввел человека в грех, а грех приводит человека к смерти духовной ( Прем. 1:12 ).

«Испытывают ее принадлежащие к уделу его». Таким образом, смерть есть только возможность (а не необходимость), ее испытывают не все, она вошла в мир как что-то постороннее.

Похожая притча

Постоянное, серьезное искание мудрости, как путь к страху Божию и добродетели. Частнее. 1–9. После краткого увещания к вниманию (1–2), изображаются плоды мудрости, внутренние и внешние. 10–19. Из последних выделяется доставляемое мудростью предохранение от опасностей со стороны преступных людей, в частности от прелюбодейной жены. 20–22. Только удел добродетели – прочное счастье.

Притч.2:1 . Сын мой! если ты при­мешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои,

Притч.2:2 . так что ухо твое сделаешь вниматель­ным к мудрости и накло­нишь сердце твое к раз­мышле­нию;

Притч.2:3 . если будешь при­зы­вать знание и взы­вать к ра­зу­му;

Притч.2:4 . если будешь искать его, как серебра, и отыски­вать его, как сокровище,

Притч.2:5 . то ура­зу­меешь страх Го­с­по­день и найдешь по­знание о Боге.

Притч.2:6 . Ибо Го­с­по­дь дает мудрость; из уст Его – знание и ра­зу­м;

Притч.2:7 . Он сохраняет для праведных спасе­ние; Он – щит для ходящих непорочно;

Притч.2:8 . Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Сво­их.

Притч.2:9 . Тогда ты ура­зу­меешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.

Ст. 1–4 представляют повышение (протазис) имеющего в ст. 1–9 места условного периода, ст. 5 и дал. – понижение (аподозис) его. Высокое значение мудрости, как высшего блага, служащего предметом человеческих исканий, Премудрый выражает сравнением ее, ст. 4 (ср. Притч 8.11 ), с серебром (Вульг.: peсunia, деньги вообще) и вообще сокровищем (евр. маммон ; по Гезениусу, от этого слова происходит греческое μαμμωνᾶς , мамона, богатство), а настойчивое искание премудрости с неустанной работой рудокопов – этот образ в отношении Премудрости и искания человеком заключается и в книге Иова ( Иов 28 ). Если и искатели земных сокровищ не жалеют никаких усилий и жертв, чтобы обогатить себя, хотя обладание этими сокровищами непрочно, то тем больших усилий и жертв достойно приобретение мудрости, особенно потому, что с мудростью тесно соединено, отчасти в качестве источника мудрости ( Притч 1.7, 9.10 ) отчасти же в качестве венца и завершения ее, – еще высшее благо страх Божий и познание Бога (ст. 5). Проникнутый страхом Божиим и имея веру в Бога и познание Его, но все это пока только в начатках – ревнитель мудрости, по мере преуспевания в ней, преуспевает и в страхе Божием, или благочестии, и в Богопознании. Источник такой, по существу религиозной, мудрости заключается в откровении. Сам Господь дает мудрость всякому ищущему ее, ст. 6 (ср. 3Цар 3.9,12 ; Иов 32.8 ; Дан 2.21 ; Прем.7:15 ) мудрость знание и разум исходит из уст Божиих (ср. Иов 22.22 ; Прем.7:25 ), т. е. заключены в Откровенном слове Божием; в исключительных же случаях мудрость сообщается человеку через таинственное прикосновение к его уму и сердцу просвещающей благодати Святого Духа (LXX, слав. во второй половине ст. 6 вместо «из уст» имеют: « от лица» , ( ἀπὸ προσώπου – вследствие смешения евр. миллив , «из уст» , со сл.: милланав , «от лица»; оба слова в евр. начертании отличаются лишь одной буквой нун стоящею во втором слове. Библейские параллели: Иов 22.22 ; Прем.7дают основание предпочесть чтение евр. масоретского текста ст. 6).

Божественное происхождение мудрости и та близость к Богу, какую доставляет человеку обладание мудростью, тем более должны делать ее предметом постоянного стремления человека, что с нею неотделимо соединены благословение в земной жизни, хранение среди опасностей: Господь есть щит и хранитель для благочестивых искателей мудрости. Он хранит их за их непорочность на всех путях жизни (ст. 7–8, сн. Пс 83.12, 90.11–12 ). Плодом следования путями Божественной премудрости явится для человека преуспевание во всех видах правды и праведности (сн. Притч 1.3 ).

Притч.2:10 . Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет при­ятно душе твоей,

Притч.2:11 . тогда рас­суди­тель­ность будет оберегать тебя, ра­зу­м будет охранять тебя,

Притч.2:12 . дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,

Притч.2:13 . от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;

Притч.2:14 . от тех, которые радуют­ся, делая зло, восхищают­ся злым раз­вратом,

Притч.2:15 . которых пути кривы, и которые блуждают на стезях сво­их;

Притч.2:16 . дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои,

Притч.2:17 . которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.

Притч.2:18 . Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам;

Притч.2:19 . никто из вошедших к ней не воз­вращает­ся и не вступает на путь жизни.

Мудрость и знание для ищущего и любящего их становятся как бы друзьями и советниками, которые, утверждая человека в добром направлении мысли и жизни, предохраняют его вместе с тем от злых путей человека развращенного (10–12), для которого делать зло – привычка и удовольствие (14, сн. Притч 6.14, 10.31–32, 16.30, 23.33 ). Пути последнего рода людей – пути тьмы (ст. 13 сн., Еф 5.11 ), так как тьма – родная стихия для порока ( Ин 3.19 ); эти пути вместе с тем – пути кривые (ст. 15), полные козней и ухищрений на счет людей неопытных.

Особенную опасность для юношей представляет обольстительное, но пагубное влияние со стороны развратных женщин (16–19, сн. Притч 5.3, 6.24, 7.17 и дал.). Жена прелюбодейная, оставляя руководителя (Вульг. ducem) или друга (евр. аллуф ) юности своей, нарушает тем завет Бога своего (ст. 17): воззрение это весьма характерно для библейского представления, прежде всего, брака, а затем и завета с Богом ( беритэлогим ). В отношении брака Ветхий Завет проводит то идеальное воззрение, что брак есть теснейший союз, союз дружбы и любви, заключенный между мужем и женой ( Иоиль 1.8 ; Мал 2.14 ), – заключенный притом пред Богом, т. е. с соблюдением известных религиозных обрядов (как справедливо утверждает Эвальд к ст. 17). Но затем этот союз, в силу нравственной высоты, в силу почивавшей на нем освящающей силы Божией, служит по библейскому представлению образом союза или завета Бога с Израилем (ср. Иер 3.1 ; Ос 1.1 – Ос 3.1 ).

Законный брак, таким образом, есть союз, заключенный не только пред Богом, но – в смысле таинственном и с Богом. Всем этим пренебрегает прелюбодейная жена (17), а потому удел ее и всех обольщенных ею – преждевременная гибель (вследствие истощения сил, от неумеренных плотских наслаждений и под.)

Притч.2:20 . Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,

Притч.2:21 . потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пре­будут на ней

Притч.2:22 . а беззакон­ные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.

Тем настойчивее и убедительнее взывает Премудрый к здравому смыслу (ср. Притч.2:11 ) и к совести слушателя – идти в жизни путем правды и добра (ст. 20). Из следования по этому пути для праведников проистекает истинное и высшее благо, обозначаемое Премудрым (ст. 21), как и в псалмах ( Пс 36.9 ), – согласно общей ветхозаветному библейскому еврейству любви к Обетованной земле или Ханаану – Палестине, – пребыванием или обитанием на земле (этот образ выражения из Ветхого Завета и в Евангелии – Мф 5.5 ). Напротив, ожидающая нечестивых гибель представляется в конкретном образе истребления с земли (ср. Пс 36.9 ; Иов 18.17 ).

Читайте также: