Толкование притчей соломоновых даниил сысоев

Обновлено: 14.11.2024

Ну как песня, понравилась? Поделись с друзьями! (vk) (ok) (fb) (tw)

Похожая притча

Тол­ко­ва­ние Книги Прит­чей Соло­мо­но­вых свя­щен­ника Дани­ила Сысо­ева, насто­я­теля мос­ков­ского храма свя­того апо­стола Фомы на Кан­те­ми­ров­ской. Год записи: 2013.

Похожие песни

(бесконечная прокрутка)

Священник Даниил Сысоев - Толкование на Притчи Соломона 1-10

Похожая притча

Краткие изречения — один из древнейших методов обучения. Во времена, когда книг было мало, а философия была не развита, такой подход к наставлению приносил ощутимую пользу. Человеческий ум, не привыкший к пространным рассуждениям, гораздо быстрее откликался на краткие сентенции, выражавшие интересную мысль несколькими словами. Сам мудрец, автор книги, дает наилучшее определение таким афористическим изречениям. Он описывает их как «золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах» (Прит.25:11).

Книга притч — это кладезь божественной мудрости. Описания Бога исполнены священным трепетом. В ней человеческая природа исследована точно и подробно. Эта книга поощряет к добру. Мистер Скотт замечательно подметил: «Мы сумеем понять значение и полезность Книги притч в меру истинности нашей веры, знакомства со своим сердцем и человеческой природой, а также в меру широты и точности наблюдений за характером и делами человека». Евсевий утверждал, что в Книге притч находится «мудрость, исполненная всякого рода добродетелями ».

Я разделил Книгу притч на три части. Первая часть охватывает 1:1—9:18. Она, как заметил доктор Гуд, «в основном посвящена поведению в молодости». Мудрость здесь уподобляется дереву жизни, предлагающему освежающую прохладу и восхитительные плоды.

Вторая часть — это 10:1—24:34. Стиль и содержание второй части достаточно сильно отличается от первой. Она предназначается для людей, достигших зрелости. В ней нравственные принципы выражены при помощи афоризмов, которые легко понять и запомнить. Здесь представлено разнообразие стилей: иногда очень прямолинейный (10:19; 16:3; 22:2), иногда очень возвышенный (15:11; 21:16, 22), иногда загадочный (16:24; 17:8; 18:20), а иногда изречения содержат противопоставление (14:10; 16:16; 17:10; 18:4; 19:12; 20:14).

Третья часть — это 25:1—31:31. Главы 25—29 были написаны Соломоном и спустя несколько веков, во время правления Езекии, отредактированы царскими писцами. Последние две главы написаны разными людьми и сохранены благодаря божественному провидению: они вполне достойны быть частью богодухновенного канона Писания.

Дата написания этой книги точно не установлена. Мы можем не сомневаться, что часть изречений взята из 3000 притч Соломона (3Цар.4:32), которые царь произнес до своего прискорбного падения. Служители церкви должны заметить, что Соломон, как и св. Павел, учит нас, что проповедь другим не спасает самого проповедника.

Книгу следует толковать весьма осторожно. Поскольку принципы, изложенные в Ветхом и Новом Заветах, по сути, одинаковы, будет разумно объяснять малопонятные места более ясными. Основная задача толкователя заключается в том, чтобы найти буквальное и точное значение каждой притчи. Другими словами, духовное значение притч — это значение, вложенное в них Духом. Нужно использовать здравое суждение, а не воображение для того, чтобы толковать отдельно взятую притчу. Там, где подразумевается только буквальный смысл, неверно искать некий новый духовный смысл, а, скорее, следует выяснить практическое значение притчи.

Однако нужно отличать толкование от иллюстрации. Использованные в Книге притч риторические приемы, после того как установлено их буквальное значение, вполне можно применить для иллюстрации других истин, которые автором притч не подразумевались. Священнописатели применяли такой прием, хотя он требует вдумчивости, ибо, используя его, можно легко исказить значение Писания и уподобиться людям, о которых доктор Саут говорит, что они «из чего угодно могут извлечь все, что угодно».

Прилагая все старания, чтобы предложить здравое толкование, мы не должны забывать, что Книга притч является частью целого — частью «слова Христова» (Кол.3:16). Такое название настолько метко описывает Книгу притч, что сразу же раскрывает главную мысль этой книги. Оно поощряет нас исследовать Ветхий Завет (Ин.5:39), который есть ключ к божественной сокровищнице. Мистер Сесил заметил: «Если мы не видим золотую нить, проходящую через всю Библию и символизирующую Христа, мы читаем Писание без ключа». Августин сказал: «Ветхий Завет теряет свою прелесть, если в нем не видеть Христа». Эти замечания, однако, не преуменьшают ценность обширного исторического материала и практических наставлений. Но, вне всякого сомнения, Христос есть Солнце всего Писания, и в Его свете мы видим свет (Пс.35:10). Этот свет дает жизнь на протяжении всего пути христианина. Профессор Фрэнк напоминает нам: «В Ветхом Завете нам открывается много радости, покоя и наслаждения (особенно при чтении тех мест, которые ранее казались скучными и почти раздражающими), когда мы видим в нем восхитительно изображенного Христа».

О Мэри Джейн Грэм писали, что «она с наслаждением изучала Книгу притч, потому что постоянно видела в ней Христа». Но очевидно, что не всегда Книгу притч оценивают по достоинству. Часто спрашивают, как с пользой читать ее. Вполне возможно, что ответ на этот вопрос заключается в наставлении, изложенном в первых четырех стихах второй главы. Первое, что следует сделать, прежде чем вы прочтете страницу или стих из Библии, — помолиться. Начинайте с молитвы. Потом сплотите пытливый ум с молящимся сердцем. Старательно ищите спрятанное сокровище. Драгоценности никогда не лежат на поверхности. Вы должны исследовать Писание (Ин.5:39). Но как прилагать сердце, чтобы понять Книгу притч? Использовать все доступные вспомогательные материалы. Затем, найдя сокровище Слова Божьего, впитать в себя эту животворящую пищу, чтобы она стала радостью нашего сердца (Иер.15:16).

Верное представление об основной цели книги поможет лучше понять ее. А цель ее — научить правильно жить. Настоящий муж Божий с равным интересом относится как к богословским рассуждениям, так и к нравственному наставлению. Истина, которая в Иисусе, которой Он нас научает, — практична (Еф.4:20—24). Тогда как другие части Писания показывают славу нашего высшего звания, Книга притч подробно объясняет, как нам следует жить, чтобы быть достойными этого звания. Мы смотрим в нее как в микроскоп и видим мельчайшие детали своей христианской жизни. Любым состоянием духа, взглядом, жестом, действием мы либо искажаем, либо украшаем образ нашего Господа. Ценность Книги притч заключается уже в том, что она смиряет даже самого верного служителя Божьего, привлекая его внимание к многочисленным недостаткам. Мэттью Генри сказал, что последняя глава — это «зеркальце для дам», а я скажу, что вся книга — зеркало для каждого из нас.

И это не просто зеркало, отражающее наши недостатки, но и путеводитель для благочестивой жизни. Здесь даются подробные наставления о том, как нужно вести себя в различных ситуациях, и эти наставления основаны на очень точном знании человеческой природы. Как заметил лорд Бэкон, «кроме кодекса сугубо религиозных законов, прекрасные правила бьют ключом из глубоких тайников мудрости». В книге говорится о самых разных людях. Она дает царям мудрость (8:15—16), излагает принципы процветания и гибели народа (11:14; 14:34), предостерегает богатых о постоянно грозящих им искушениях (18:11; 23:4—5; 28:20, 22), утешает бедных, униженных в этом мире (15:16—17; 17:1; 19:1, 22), дает правила самовоспитания (4:23—37; 16:32). Все эти разнообразные наставления основаны на принципах истинного благочестия (31:10, 30). Итак, если Псалтирь разжигает огонь в сердце, то Книга притч заставляет сиять лицо. Эта книга должна считаться ценнейшим «правилом веры». Мистер Скотт сказал: «Очень полезно прочитывать каждый день несколько изречений и размышлять над ними, стараясь применить их к своим повседневным делам». Без сомнения, если бы мир жил по законам мудрости, изложенным в этой книге, мы бы жили на новой земле, где обитает праведность.

Книга притч — этокнига для юношей. Она дает полный ответ на вопрос, как юноше содержать в чистоте путь свой, — хранением себя «по слову Твоему» (Пс.118:9). Автор подчеркивает, что эта книга была написана для того, чтобы научить молодых людей (Прит.1:4; 4:1). Он словно берет их за руку и предупреждает о грозящих опасностях и подстерегающих искушениях, указывая на Божьи пути выхода из подобных ситуаций. Сегодня эта книга актуальна как никогда. Наша молодежь растет во время, когда основания земли потрясены. В сердце юношей вливается смертельный яд. Нет ничего важнее, чем вложить в них здравые принципы. Эта бесценная книга учит их важности двух основополагающих принципов — самовоспитания и подчинения всей жизни Слову Божьему. Она также учит читателей сравнивать мирскую и небесную мудрость и отдавать предпочтение нетленным благам, отказываясь от утех этого мира. Благочестие дарует радость в мире печали, утешение — в страдании. Оно неизменно призывает к миру и обещает непоколебимость (Пс.118:165).

Я завершу свое введение словами Гира, автора одного из лучших толкований: «Не книга, а писатель доставляет читателю удовольствие; не лампа, а масло дает свет, не кисть, а художник рисует картину, не грешный проповедник, а щедрый Бог дает дары благодати».

Похожая притча

1—4. Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского. Книга начинается кратким описанием ее автора. Соломон назван мудрейшим из живущих. Он мудр, поскольку был мужем молитвы (3Цар.3:12; ср. Прит.2:1—9). Его исключительной мудрости удивлялся весь мир (3Цар.3:28; 4:34). Будь он сыном Иеровоама, его бы уважали, но, как сын Давида, чьи благочестивые молитвы (Пс.71:1) и наставления (Прит. 4:1—4; 3Цар.2:1—4; 1Пар.28:9) воспитали его, он снискал куда большую честь. Если люди, как правило, хранят даже не имеющие большой ценности высказывания обычных царей, то мудрые речения царя Израиля (Еккл.1:1; 12:9—10) должны вызывать у нас особый интерес.

Сколь бы высоко ни ценились притчи Соломона и насколько бы ни превосходили они мудрость мыслителей, живших во времена царя, либо в любое другое время (3Цар.4:29—31), они требуют нашего внимания по более веской причине. В них виден Великий (Мтф. 12:42). В книге мудрость часто олицетворяется (Прит.1:20; 8:1—36; 9:1—18), она всегда богодухновенна (2 Тим. 3:16), поэтому, поистине, в устах царя — слово вдохновенное (Прит.16:10).

2. Чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума. Цель этой бесценной книги заключается не в том, чтобы научить нас мирской мудрости, хотя она учит нас и этому (6:1—11; 27:23—27), а в том, чтобы дать нам познание Бога (1:7), которое умудряет нас во спасение и наделяет способностью жить благочестиво (2Тим.3:15—17; Тит. 2:11—12). В книге также описаны удивительные благословения, которые мудрость дает людям (3:13—18), там подчеркивается, что мудрость — важнейшее приобретение для них, она — сама наша жизнь (4:5—9, 13).

3. Автор книги указывает нам на необходимость усвоить правила благоразумия и правосудия, которые станут залогом суда и правоты. Здесь речь идет как о принципах мудрого поведения, так и об их практическом применении в повседневной жизни.

4. Здесь простыелюди, которых так легко ввести в заблуждение (14:15; Иез.14:20), учатся смышлености,совершенно необходимой для того, чтобы отличать истину от заблуждения (1 Фес. 5:21) и стоять на страже, опасаясь лжеучителей (Пс. 16:4; 1 Ин.4:1). Юношам, как никому другому, нужна эта книга, ибо их рвение, не уравновешенное опытом, растрачивается на пустяки, а их разуму угрожают многочисленные мирские убеждения. Они чрезвычайно нуждаются в проверенных принципах поведения. Здесь они найдут знание и рассудительность, которые являются не плодом веры, основанной на человеческих домыслах, озарениях и чувствах, а результатом веры, основанной на чистой истине Писания.

5. Послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы. Не только простыеи юноши, но и мудрые находят много поучительного в этой книге. Ибо истинно мудрый человек — это не человек, постигший все, а человек, знающий, что ничего еще не достиг, человек, стремящийся к совершенству (Флп.3:12). Давид, сознававший многие свои достижения, все же стремился к высшему свету (Пс. 118:98—100). В самом деле, самые полные хранилища опустеют, если их своевременно не пополнять.

Для того чтобы приобрести знание, необходимо умение слушать. Послушает мудрый. Иофор наставлял Моисея (Исх. 18:17—26), наш Господь — Своих учеников (Мтф. 13:11—16; Ин.16:12 — 13). Петр наставлял братьев-апостолов (Деян.11:2—18). Прискилла и Акила «точнее объяснили Аполлосу путь Господень» (Деян.18:24—26). Поистине, если мы хотим стать учителями, нужно прежде стать слушателями. Епископ Холл хорошо сказал: «Тот, кто слушает, — собирает; тот, кто учит, — расточает. Если мы станем тратить прежде, чем накопили, мы обанкротимся». Чем больше мы учимся, тем больше мы ощущаем потребность учиться и тем больше готовы слушать и умножать познания (ср. 9:9; 18:15).

6. Мудрец объяснял свои притчи и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их, тем самым доставляя удовольствие своему царственному ученику и, кроме того, наставляя его (3Цар.10:1—5). Точно так же глубины Божьи могут быть открыты учительному слушателю (1Кор.2:9—10). Отсюда и ценность служителя Божьего, через которого Бог созидает нашу веру (Еф.4:11—15; 1 Фес. 3:10). Церковь избежала бы многих ересей, если бы люди меньше прислушивались к сомнительным мнениям, а оказывали большую честь Божьим посланникам и смиренно искали наставления у них (Мал.2:7).

7. Глупцы только презирают мудрость и наставление[1].В предисловии к своей книге, то есть в первых шести стихах, Соломон описывает цель ее написания. А сама книга начинается в седьмом стихе глубокомысленным утверждением[2]. «Ни в одной нехристианской книге, — говорит епископ Патрик, — нет столь мудрого наставления, которое помещено первым у Соломона и которое стало краеугольным камнем всей его мудрости».

Начало мудрости — страх Господень. Иов говорил об этом задолго до Соломона (Иов.28:28). Это было известно и отцу Соломона (Пс.110:10). Эта истина настолько важна, что Соломон еще раз повторяет ее (9:10). В благоговении перед Богом заключается все счастье и весь долг человека (Еккл.12:13). Поэтому, принимаясь наставлять нас словом Божьим, Соломон начинает с начала, с самого важного вопроса. Вся языческая мудрость — сплошная глупость. Из всякого познаниязнание Бога остается основополагающим. Не может быть истинного знания без благочестия.

Что же такое страх Господень? Это то обожающее благоговение, с которым дитя Божье смиренно и радостно подчиняется закону Отца. Божий гнев так страшен, а любовь Его столь сладостна, что нас переполняет желание угодить Ему. Мы боимся Его, чтобы не согрешить против Него (Евр.12:28—29).

Почему же многие презираютмудрость и наставление? Потому что начала мудрости, страха Господнего перед ними нет (Пс.35:2). Они не сознают его ценности, насмехаясь над предлагаемым им водительством. Они стали мудрыми в собственных глазах. Справедливо назвать их глупцами, ибо они презирают такие благословения. Любящий Господь, пусть детский страх перед Тобой будет моей мудростью, моей уверенностью и счастьем!

Такие же обязанности несут духовные отцы и их духовные дети. По такому же принципу строилось апостольское служение церквам в Филиппах и Фессалониках. Смирение, нежность, общение и добровольное подчинение создавали основу христианской любви и счастья (Флп.4:9—19; 1 Фес. 2:7—13).

10. Как только сатана пал, он превратился в искусителя. У него хорошо получается готовить своих подручных к подобной работе (16:29; Быт.11:4; Числ.31:16; Ис.56:12).Если будут склонять тебя грешники. Это не возможная ситуация, а неизбежность. Не соглашайся. Согласие — уже грех. Ева согласилась сорвать плод. Давид сдался, прежде чем впасть в грех (2Цар.11:2—4). А вот Иосиф оказал сопротивление и устоял. Когда вы впадаете в искушение, не обвиняйте Бога или даже дьявола. Худшее, что может дьявол — это искушать нас, но заставить нас согрешить — не в его силах. После того как он представит свои самые убедительные аргументы, мы сами выбираем соглашаться или сопротивляться.

11. Приглашение кажется довольно безобидным: «иди с нами».

14. Но требование участвовать в их злодеяниях скоро последует: «жребий твой ты будешь бросать вместе с нами».

Совесть теряет свою чуткость каждый раз, когда соглашается с подобными приглашениями. Кто же может остановиться, начав движение по наклонной вниз? Один грех мостит дорогу следующему. Давид совершил убийство ради того, чтобы скрыть свое прелюбодеяние (2Цар.11:4, 17, 25). Единственный безопасный путь — бежать от искушения. Даже самый святой Божий может совершить самый тяжкий грех, если будет полагаться на себя (Рим.11:20).

18—19. Понимание опасности дает возможность уклониться от нее. Инстинкт управляет птицей, разум — человеком. Однако человек настолько поглощен грехом, что в своей надменности не желает делать то, что птица совершает инстинктивно. Она улетает подальше от силков, если видела, как их расставляли, а человек спешит в расставленную западню. Такие люди хотят погубить других, но в конечном итоге погибнут сами.

20—21. Отец в своем наставлении предостерегал нас против сатанинского соблазна. Мудрость— сам Сын Божий — теперь обращается к нам во всей полноте своей божественной власти и милости. Полный любви к грешникам, он возглашает,не в храме, а на улице, на площадях возвышает голос свой; в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою.

22. Невеждой называют глупого человека. Невежды — это те, кто не боится Бога. Они не взвешивают свои слова и дела. Живут, как будто нет ни Бога, ни вечности. Их разум ослеплен любовью к греху. Хотя на самом деле человек должен радоваться не своему невежеству, а избавлению от него. Однако эти невежды,не понимающие ни ценности своей души, ни опасностей, ее подстерегающих, любят свое невежество. Все попытки просветить их они считают вторжением в свой беспечный покой. Они ведут бурную, распутную и ленивую жизнь, при этом полностью забывают и о том, что Бог помнит их нечестие, и о грядущем суде (Ос.7:2; Еккл.11:9).

Их подначивают люди, худшие, чем они сами, — насмешники. Такие люди бесстыдны, они услаждаются насмешками[3].Они направляют свои ядовитые стрелы на благочестие (Пс. 63:4-5), считая серьезное отношение к вере слабостью, недостойной мыслящего человека. Они ненавидят слова Писания. «Святым» в Писании называется человек, освященный Божьим Духом, а для них «святой» — глупец и лицемер. Они слишком высоко о себе думают, чтобы снизойти к размышлениям о Благой вести Христа. В этом смысле невежды и насмешники демонстрируют свою ненависть к знанию. В попытках оградить себя от всего, что может вызвать неудобство, эти люди отстраняются от того, что могло бы сделать их мудрыми и счастливыми. В своем же состоянии потерянности они ненавидят знание, они отвергают все, что может умудрить их ко спасению. Их разум настолько занят другим, что они возненавидели свет и не стремятся к нему (Ин.3:19—20).

23. Нам часто говорят, что просветление может прийти к нам только через записанное Слово, которую мы изучаем, как и любую другую книгу, при помощи своего разума, а учение Духа — это обман, которому подвергаются чрезмерно восторженные люди. Возможно, это касается невежд и насмешников, потому как они не сознают слепоты своего сердца и силы врожденного предубеждения против истины, которые может победить только божественная благодать. Но человек, замечающий, что живет в темноте, и знающий, что ничто, кроме Божьего могущества, не может его научить, должен обратить свое ухо к мудрости (2:3). Не потому, что Слово покрыто мраком — ведь оно есть свет, а потому, что он находится во тьме и таким образом совершенно неспособен принимать наставления (1Кор.2:9—14). Такие люди не реагируют на Божье обличение и не могут извлечь никакой пользы из того, что Он предлагает. Они отказываются слушать, и именно поэтому Бог говорит: «Вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои».

24. Я звала. Спаситель зовет Словом Своим, провидением, с помощью служителей и через совесть. Но они не послушались. Бог не начинает претворять в жизнь Свои угрозы до тех пор, пока Его зов не отвергли. Если человек отказывается от такой ценной благодати, его вина становится безмерна. Человек сам отвергает Божье иго. Бог простер Свою руку (Ис.5:25), чтобы предложить помощь, даровать благословение, хотя бы привлечь наше внимание к Своему призыву. Но мы отвергли Его.

25. Мудрыесоветы Бога были отвергнуты. Но, грешник, настанет день, когда Тот, кто тосковал, умолял, плакал и умирал, не помилует тебя (Иез.5:11; 8:18)!

26. В тот день Он посмеется вашей погибели. Он скажет: «Порадуюсь, когда придет на вас ужас». Тогда Бог с удовлетворением произведет Свой суд над вами.

27. Тогда придет на вас ужас, как буря. Вы будете в полном отчаянии, когда беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.

28. Таково Божье твердое решение. Он не может больше терпеть этих насмешников. В отместку за то, что они не слушали Его призыва, Он говорит: «Тогда будут звать меня, и я не услышу, они не слушали гласа Моего, теперь Я не услышу воплей их». Епископ Рейнольдс по этому поводу писал так: «Наступил последний суд перед самым последним — это уже внутренний двор преисподней». Такова печальная участь оставленных душ. Страшно, когда Бог оставляет в обычный день (Ос.9:12), но куда страшнее, когда это происходит в день бедствия (1Цар.28:15). Когда Он не просто отворачивает Свое лицо от нас, а поворачивается к нам спиной, когда вместо Его улыбки мы видим Его недовольство — это ад вместо неба.

29. Как такой безграничный гнев можно сообразовать с любовью Бога? Но ведь Бог есть огонь поядающий (Втор.4:24). Подумайте о познании Бога. Вместо того чтобы получать от познания Бога удовольствие, они возненавидели знание и не избрали страха Господня.

30. Ни одного Божьего совета не приняли. Все Его обличения презрели.

31. Разве это несправедливо, когда грешники вкушают от плодов путей своих и насыщаются от помыслов их?

Безнравственность греха — уже ад, не говоря о самом адском наказании за грех. Чемберс как-то заметил: «Плод греха во времени, когда он совершенно и полностью созреет, становится плодом греха навечно. В вечности грешник просто пожинает то, что посеял. Плод греха вырастает из греха также естественно и закономерно, как обычный плод появляется из цветка. Грешники „будут вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их“».

Мы видим отчаяние. Но мы же переживали чудеса Божьей благодати, поэтому отчаиваться не стоит. Однако мы не должны и преуменьшать серьезность слова Божьего. Разве мы никогда не видели, как умирает грешник? Он презирал Благую весть и насмехался над ней, и теперь, умирая, не может попросить Бога о помиловании своей души. Разве знания о том, что Божье спасение не будет предлагаться вечно, мало, чтобы обратиться? Стук когда-то обязательно прекратится. Грешник может погибнуть еще по эту сторону ада. Его можно умолять со слезами, но он все равно погибнет! Поразмыслите над Евр. 10:26—27, 29, 31.

33. Завершим Божьим обетованием, которое греет душу: «А слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла». А ты, читатель, слушаешь ли Его, стал ли Божьим чадом? Тогда ты под Божьей защитой, и никакое зло не сможет коснуться тебя. Ты живешь безопасно, ты можешь быть уверенным в своей безопасности. Даже страха зла в тебе не останется. Ты можешь чувствовать себя как Ной в своем ковчеге, которому ничего не угрожало в то время, когда мир вокруг него погибал. Точно так же Давид был полон бесстрашия в моменты смертельной опасности, потому что знал: Бог — его прибежище. День тьмы станет для тебя светлым, как солнечный день, когда ты войдешь в радость вечную (Мал.4:1—2; Лк. 21:28; 2Пет.3:10—13).

Похожая притча

1—2. Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними, потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их. Подобный совет уже недавно звучал (23:17). Но в фальшивом блеске мирской славы очень непросто ходить верой, которая есть уверенность в невидимом. Нас повсюду окружает нетерпение и неверие, мы завидуем миру в душе. А зависть, если и не становится источником открытого греха, все равно навлекает проклятие на наши благословения, ослабляет наши добродетели, разрушает мир, подрывает уверенность и порочит христианское исповедание. У нечестивых дом — полная чаша, мы смотрим на них, и нам хочется того же, делать так же, как они. Но уберите обманчивую завесу, и кто станет им завидовать? Я бы хотел пребывать только с человеком Божьим. В этом мире нужно завидовать только христианину. Мнимые благословения, которыми обладают злые люди, — это Божье проклятие. Если мы праведны перед небом, каждый крест становится благословением, и каждое благословение — залогом будущего счастья. Если же Бог не благоволит нам, все благословения — Его суд, а суд — это путь в вечную погибель.

3—6. Зачем нам завидовать благоденствию нечестивцев? Даже построив дом, они не могут утвердить его, потому что строят его на преступлении. «Этот дворец изо льда, построенный зимой, тает на весеннем солнце» (Гир). Разумная женщина созидает свой дом на набожности и благоразумии, которые гораздо долговечнее.

Обратите внимание, как Бог положил основание духовного дома. Мудростью Своей Он создал строительные материалы, наполнил комнаты драгоценным и прекрасным имуществом. «О великая слава храма из живых камней, — восклицал Мартин. — Он есть само совершенство, куплен и построен Богом».

Кроме того, мудрый человек силен. Он обладает необыкновенной силой. Прав был Бэкон, когда говорил: «Знание — сила». Открытие законов механики и силы пара усилило мощность машин в сотни раз. Интеллектуальное знание, если его мудро применять, обладает невероятной нравственной силой. Оно удерживает царя от неразумных войн. Человек, приобретший духовноезнание, — могучий великан. Осознание своего невежества — вот первый шаг к знанию. «Я всего лишь ребенок», — сказал мудрейший из людей. Такое смирение мудрости только укрепило его царство. Ибо люди, знающие своего Бога, — сильны.

7. Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих. Соломон продолжает нахваливать мудрость. Человек, щедро наделенный мудростью,обладает властью: он может говорить у ворот посреди мудрых. Глупый же, обделенный мудростью, лишен такой чести. Простые, но трудолюбивые люди жизнью доказывают, что и они могут обрести это богатство, но для глупого мудрость слишком высока. Его приземленный разум не способен подняться достаточно высоко. Глупый не ценит мудрость, не желает ее приобрести и не в силах ее сохранить. Ее священная духовность слишком высока для него. Никто не ищет совета у глупого. На его мнение никто не обращает внимания. Он болтает на улице, но у ворот не откроет он уст своих — сказать ему нечего. Он неспособен высказать свое мнение в присутствии мудрых и здравомыслящих людей. И это результат не врожденного изъяна, а сознательной порочности. Господь дал ему, по крайней мере, один талант, но он его растратил, не отдав в рост. Мудрость следует искать, пока она в пределах досягаемости, пока она дается бесплатно.

8—9. Человеческая порочность изображена здесь в мрачных тонах. Мы видим, как она проявляется, откуда она берется и к чему приводит. Таланты, воображение, разум стали орудиями сатаны.

Замыслы и помыслызлых людей греховны. Но разве мысль можно винить? Она ничего не значит, ничего не делает, никому не причиняет вреда, не обкрадывает. Почему считается, что злая мысль опасна? Если бы мы судили человека, возможно, мы бы не принимали в расчет мысли. Но поскольку мысль является причиной действия, Бог судит мысли так же, как и дела, считая нас ответственными за них. Самый незначительный грех делает нас преступниками всего закона (Иак.2:10-11).

10. Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя. Пусть это слово укрепит и ободрит нас. Удивительно то, что незнающие, где искать убежище в день бедствия, не всегда оказываются слабыми. Прирожденная смелость или сосредоточенность на других могут на время дать силы, чтобы пережить беду, но после человек еще больше удаляется от Бога.

В душе каждый христианин знает, что он слаб. «Самый сильный и непорочный святой на земле подвержен приступам страха» (епископ Холл). Не опасность вызывает страх, а слабость веры. Запомните, что когда мы надеемся на свою силу, когда вера уступает место недоверию, хвала — ропоту, а надежда — отчаянию, тогда мы в день бедствия оказываемся слабыми.

Верующий человек может устать от своего бремени, но скоро он отдохнет в объятиях Отца. Бог не пошлет ему испытание муками, если у него не будет веры мученика. «Не смущайся, — сказал епископ Ридли епископу Латимеру накануне казни на костре, — Бог либо угасит ярость пламени, либо укрепит нас, чтобы мы смогли претерпеть его». Жезл наказания — это знак вечной любви. Та же рука, что возлагает на нас крест на миг, одевает нам на голову венец навечно. Христианин, «никогда не верь, что твой Спаситель, познавший слабость плоти, подмешает хоть каплю яда в чашу страданий» (Резерфорд). Ежедневно предавай себя Ему, ибо достаточно тебе Его благодати. Итак, иди вперед, одновременно и в слабости и в силе. Будь слабым, чтобы быть сильным в своей слабости.

11—12. Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение. Скажешь ли: «Вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душою твоею знает это, и воздаст человеку по делам его. Представьте себе человека, которому грозит смерть. Мы всегда найдем предлог отказать ему помощи. Мы оправдываем себя, говоря: «Вот, мы не знали этого!» Но настоящая причина в том, что «нам не хватает любви, хотя самолюбия нам не занимать. Наша порочность очевидна: мы не желаем исполнить свой долг перед ближним, находя при этом блестящее оправдание себе» (Сандерсон). Но разве Бог, знающий состояние каждого сердца, не ведает о потребностях твоего брата, печаль его сердца и горе, гнетущее его душу? Он знает, что ваши самооправдания и притворное незнание проблем ближнего — это скрытый эгоизм. Неужели вы думаете обмануть всезнающего Бога?

Как же нам реагировать на такие отговорки, как «у нас нет права судить», «разве я сторож брату своему», «это не мое дело»? Наверняка многие избежали бы гибели, если бы знали об опасности заранее. Люди хотят, чтобы мы заботились о теле ближнего, но Бог поручил нам заботиться о его душе.

13—14. Мед был изысканным лакомством у жителей Ханаана. Он сладок для гортани. «Когда духовные чувствования совершенствуются, познание мудрости приносит неописуемое наслаждение душе» (епископ Холл). Знание Христа, без которого мы беспомощны, делает нас в высшей степени счастливыми.

15—16. Мудрец прерывает свое ласковое увещевание чад Божьих строгим предупреждением нечестивому. Нужно ли нам наставлять нечестивого? Если он не обратится, вина останется на нем. Но если мы его не предостерегли, нас обвинят в том, что не помогли ему.

Ненависть к праведникуглубоко укоренилась в нечестивых людях. Особенно власть имущие нечестивцы с удовольствием представляют себе, как они безнаказанно будут притеснять праведников. Но помните, что коснувшийся Божьего чада, прикасается к зенице Божьего ока (Зах.2:8). Бедная, несчастная душа, будь смелей. Взгляни врагу в лицо и пой о том, что, хотя ты можешь упасть, ты обязательно поднимешься. Многочисленные испытания не могут одолеть праведника.А вот для полного падения нечестивца достаточно одного бедствия. Он впадет в погибель и никогда не оправится. Он лежит там, где упал, погибает там, где лежит. Но, грешник, каким бы ни было твое нечестие, Господь может спасти тебя от гнета осуждения за преследование святых Божьих.

Этот стих, где сказано, что праведник поднимается после падения, иногда используется как доказательство учения о верности святых до конца. Однако слово «падать», нередко встречающееся в Книге притч, всегда обозначает бедствие, а не грех (11:5, 14; 13:17; 17:20; 26:27). Именно в таком смысле употребляется это слово и в данных стихах. «В Библии достаточно ясных и недвусмысленных высказываний, чтобы доказать любое библейское учение. Изменив однажды очевидный смысл отрывка, мы, во-первых, даем повод для обольщения невежд, а во-вторых, позволяем утвердиться в собственной правоте тем, кто с этим учением не согласен. Это подобно тому, как если бы в суд вызвать в качестве свидетелей по одному и тому же делу несколько человек с сомнительной репутацией и несколько человек, достойных доверия. Сомнительная репутация одних заставит судью и присяжных усомниться и в свидетельстве честных людей» (Скотт).

17—18. Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой. Но разве не ликовал Божий избранный народ, когда их враги утонули в Чермном море? Нет, эта радость была вызвана победой праведников. Она украсила небеса при явлении Божьей славы. Как отличается возвышенная радость Церкви от злорадного торжества мстящего за себя человека! Как естественно для человека тайно или даже открыто радоваться падению врага! Но разве в нас благодать не победила врожденные инстинкты?

19—20. Видимо, зависть — серьезная болезнь, раз требует неоднократного лечения (ст. 1; 23:17). Стоит задуматься на мгновение, и мы вспомним, что Бог посылал нам множество незаслуженных благословений. Воспоминания об этих благословениях мы должны изгнать из своей души всякую зависть и устыдиться своего отчаяния.

Злой не имеет будущности, напоминает нам автор. Оставьте его Судье. Его светильник все равно угаснет. Иногда люди осмеливаются погасить свою собственную свечу. Безбожный Гоббс говорил: «Отдаю свое тело праху, а душу — великому Возможно. Я прыгаю в темноту». Увы, этот прыжок во тьму стал для него роковым.

Смотрите на все с точки зрения вечности. Не следует переоценивать благополучие нечестивых и недооценивать свое подлинное счастье. Не завидуй нечестивым. «Свеча его горит, и он благоденствует лишь до тех пор, пока не зажжется пламя ада. Светильник же праведного будет тогда сиять, как звезда на небе» (Джермин).

21—22. Мудрец еще раз проникновенно призывает бояться Господа (см. 23:17). И это неудивительно, поскольку страх Господень суть нашей святости и счастья! Благоговейте пред Его величием. Признайте свою зависимость от Него. Столь же осмотрительно ходите пред Ним в своих тайных помыслах, как и в открытых взору людей делах.

Мудрец не случайно ставит страх перед Господом и перед царем в один ряд. Наш Господь и Его апостолы также связывали престол Его владычества на небе с престолом величия на земле (Мтф. 22:21; 1Пет.2:17). Из одного правила вытекает другое. Благочестие часто считается изменой царю. Однако христианин всегда верен власти, потому что благочестив. Понятно, что страх Господень находится на первом месте. Соломон «ставит Бога перед царем, потому что в первую очередь нужно служить Богу, а наше послушание царю возможно только тогда, когда мы подчиняемся Богу. Оно бессмысленно, если противоречит воле Божьей» (Пул).

Однако любовь человека к независимости мешает покорности. Люди стремятся к переменам ради перемен. Чтобы возглавить партию, они нарушают общественный покой проектами бесполезных изменений. «Возмутитель общественного спокойствия никогда не останется без внимания благосклонных слушателей» (Хукер). Опасайтесь погибели, которую Господь и царь могут навлечь на тех, кто презирает их власть.

23—26. В этом отрывке содержится строгое увещевание мудрых людей. Главное — истина, а не лица. Это правило касается как церкви, так и государства. Как важно в церковной жизни все делать без лицеприятия! «Почтение и благоговение перед церковнослужителями, коих Христос поставил на место выше моего, возможно будет только тогда, когда епископ будет соблюдать древнее правило: не руководствоваться человеческими чувствами при раздаче Божьих благословений» (Хукер). Даже испорченный человек часто питает отвращение к неправедному суду. Плохой судья сводит на нет хорошие законы.

С другой стороны, нет большего благословения для страны, чем правительство, которое осуждает нечестивых. Но мы не правители. Но и у нас есть власть. Кто-то из нас родитель или глава семьи, или наставник, или душепопечитель. Честность и постоянство оказывают благоприятное влияние. А когда духовный руководитель объявляет виноватого невиновным, он жестоко обманывает бессмертные души. Он скрывает истину, которую Бог желает открыть, и исполняет роль служителя сатаны, рядясь служителем Христовым. Даже люди, которые ненавидят его Господа и его проповедь, почтят того, кто отвечает словами верными. Им придется признать, что он говорит правду.

27. Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устраивай и дом твой. Это благоразумное правило применимо ко всем мирским делам. Вера не только не запрещает, но даже требует осмотрительности и планирования. Пренебрежение этим принципом создает множество проблем. Действуя согласно этому мудрому указанию, разумный строитель сначала заканчивает всю работу вне дома. Сначала он готовит строительные материалы, а потом возводит сам дом. Приготовления для великолепного храма Соломонова делались до того, как был построен его дом. Так и дом духовный созидается из материалов, заготовленных заранее. Из них человек строит святой храм в Господе (Еф.2:21—22).

Эта великая работа требует аккуратности. Положите крепкое основание на Скале. Всегда молитесь о Божьей силе. Избегайте показного хвастовства, не уподобляйтесь глупому строителю, который начинает строить не подготовившись. Созидайте свой духовный дом так, чтобы ваши домочадцы чтили Бога и служили церкви.

28—29. Ради благополучия общества иногда нам приходится свидетельствовать против ближнего, но наше свидетельство должно быть истинным. Если уж вы обязаны исполнить этот неприятный долг, то, какими бы ни были последствия, не обманывайте устами своими. Говорите просто, правдиво, только истину.

Нажива — это приманка для вора, похоть прелюбодея, самообман убийцы. Но что выигрывает свидетель, наговаривающий против своего ближнего? Это сатанинский грех, поскольку человек совершает грех ради самого греха.

Как легко поддаться чувству обиды и жажде мести: «Как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его». Но неужели мы посмеем взять меч из Божьей руки и встать на Его судейское место? Возмездие принадлежит Господу. «Требуется добродетель и мудрость, чтобы погасить пламя ада до того, как оно разгорится» (Мэттью Генри). Намного сладостнее вспоминать о прощенных нежели об отмщенных обидах. Только благодать делает нас способными простить от сердца. «Обязанность, которую накладывает на нас Евангелие от Матфея 18:35, трудно выполнить. Ибо человеку очень трудно отказаться от сладостного отмщения, когда страсти кипят, а чувство обиды становится все сильнее» (Саут). Слишком часто люди позволяют своим природным инстинктам одерживать верх. Однако мудрец дает нам правило, которому следовал сам Господь. Если христианин хорошо знает себя, то он мало прощает себе, а ближнему — почти все.

30—34. Вдумчивый человек везде найдет себе пищу для размышления. Каждая частица творения может дать нам знание. Извлечь доброе можно даже из злого. Можно собрать виноград с терновника. Соломон описывает обычную ситуацию: поле человека ленивого все заросло терном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда обрушилась. Соломон проходил мимо этого места, обратил на него внимание, посмотрел и получил урок. Разруха заставила его подумать о несчастном владельце виноградника. Он представил себе, что сейчас он лежит дома, на постели и мечтательно восклицает: «Немного посплю, немного подремлю, немного, сложив руки, полежу». Соломон уверен в его судьбе: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя — как человек вооруженный.

По какому-то странному обольщению ленивец считает себя мудрым (26:16). Но обратим внимание на ленивца духовного. Если вид заброшенного поля нагоняет тоску, то каково же смотреть на заброшенную душу! Она наслаждается своим бесплодием и не собирается предложить себя семенам благодати, она зарастает тернами и крапивой. Время, способности и возможности ей предоставлены. Но она продолжает свой сон, закрывая и глаза, и уши. Все заканчивается разорением и разрухой.

Христианин, не может ли подобное зло пробраться и в твою жизнь веры? Нет более губительной привычки. Она ослабляет, а потом прерывает голос молитвы. Она мешает размышлять. Она не позволяет бодрствовать. Путь на небеса крут и неровен, по нему нелегко идти, он долог и полон трудностей. А лень делает каждый шаг еще труднее. Душа остается пустыней, не превращается в цветущий сад. Она открыта каждому искушению и нередко становится жертвой плотских похотей.

Смотрите вперед, а не назад. Не жалуйтесь, а принимайте решения. Не только молитесь, но и трудитесь. Пользуясь правами, не забывайте об обязанностях. Не сходите с прямого пути.

Еще песни Священник Даниил Сысоев

(бесконечная прокрутка)

Священник Даниил Сысоев - Проповедь на послание к Римлянам святого апостола Павла, главу XIII, стих 11 - главу XIV, стих 4 (за

Читайте также: