Ткачев притча о блудном сыне
Обновлено: 14.11.2024
Делюсь с Вами еще одной чудесной и очень актуальной, (как и все, впринципе) проповедью отца Андрея, которая меня вдохновила сегодня…
Слава Богу и Иисусу Христу!
Дай Бог здоровья отцу Андрею!
Его проповеди, как глоток чистого воздуха и как лекарство для больной и страдающей души…
Похожая притча
Плохо жить вдалеке от Отца. Горько пасти свиней, заглядывая с жадностью в их корыто. Контраст между преступными мечтами и жесткой реальностью разрывает сердце. Очень худо, прямо до смерти худо быть в подчинении у «жителя той страны», что вдалеке от отчего дома (так в притче выведен бес, у которого на службе находится самовольник). И горше всего понимать, что сам виноват. Но раз сам начудил, значит, сам и возвращайся. Возможность есть. В этом и заключается Благая весть.
Опозоренный свинопас сочиняет молитву: «Отче, я согрешил на небо и пред Тобою. Я недостоин называться сыном. Прими меня хотя бы как одного из наемников».
И – в путь. С понурым лицом и разбитыми в кровь ногами.
Но составленная молитва до конца не была произнесена. Отец заключил сына в объятья, и прозвучать успела только часть: «Отче, я согрешил. Недостоин назваться сыном…» Дальше – стоп. Слова о наемнике не прозвучали. Это ненужные слова. Сын ушел, и сын же вернулся. Без понижения в статусе. Если хотите, это и есть недоговоренная исповедь. Дело сделано. Сын вернулся. К чему лишние фразы?
Возвращение домой – это не речевые обороты, приготовленные заранее и точно произнесенные, хоть бы и по бумажке. Подлинное возвращение, согласно Евангелию, – это отеческие объятия и обоюдные слезы радости. Никаких ведь слов не хватит, чтобы обо всем рассказать. Да и не надо этого. Это судья бы исписал долгие протоколы допросов, а Отец просто обнял. Отец знает невысказанное.
Но дальше должен быть пир, новая одежда, перстень и сапоги.
Проверяйте, обуты ли вы, во что одеты, был ли пир и есть ли перстень. Если этого нет, то и возврата не было. Притча касается всех.
Пир с заколотым теленком – это Причастие, Литургия, Евхаристия. «Вкусите и видите, как благ Господь». Через таинственную еду согрешили прародители, и через еще более таинственную Еду должно совершиться примирение. Жертвенный Телец должен собрать вокруг трапезы всех, кто умеет радоваться чужому покаянию. Телец, Он же и Агнец. Он же и Небесный Хлеб, и Манна, и Живая Вода. Все святое и подлинно спасительное венчается Евхаристией.
Перстень – знак царского достоинства. Знак возвращенного благородства. Христиане редко чувствуют себя царями, словно это не им сказано верховным Петром, что они «царственное священство». Видно, не до конца покаялись. Вернуться вернулись, но все еще оглядываются в сторону леса, из которого вышли. А возвращаться нужно навсегда. Раз и навсегда. Просто очень худо за пределами Дома.
Сапоги – это против змея. Того, что ползает на брюхе со времен проклятия, прозвучавшего в Раю. Змей, как сказано, жалит в пяту. И босоногий юноша, видимо, был однажды укушен. Яд укуса разлился по крови, заразил ее, родил в душе преступные замыслы, и оттуда именно родилось в заболевшей душе желание уйти и пожить на отцовские деньги в свое полное удовольствие. Повторяться это не должно.
И не всех змей в округе, кстати, нужно вытравить (зло остается, и его много), а нужно ноги свои обуть. Битый, по пословице, в два раза лучше небитого. И теперь юноша защищен. И горьким вкусом сделанной ошибки, и благодатной помощью, которую подал Отец. А те, кто любит спрашивать, отчего это Бог не лишит Сатану всякой силы, пусть лучше просто обуются по возвращении домой и не гневят Небо лишними вопросами.
Новая одежда – это то, во что одевал престарелый Иаков любимого Иосифа. В новой одежде нужно быть на пиру. Одетых в лохмотья оттуда выбрасывают, связав им предварительно руки и ноги, как негде сказано.
Так странно и торжественно завершается история о человеке, которого по справедливому суду (с чем и сам сын заранее был согласен) стоило бы поселить с рабами на конюшне. Так ежедневно и происходит с кающимся и через покаяние возвращающимся Домой человеком. Много таких человеков. Каждый из нас – такой человек.
Теперь у нас, покаявшихся и вернувшихся, всегда есть о чем поговорить.
«А ты сколько был вдали от Дома? Я лет двадцать. А ты?»
«Ты каких свиней пас (то есть каким грехом на жизнь зарабатывал)?»
«Твой путь к Отцу долгим был, или ты сразу решил и сразу вернулся?»
«Тебе кто дорогу Домой показал?»
Мы даже можем вместе с Отцом, пока Тот стоит на дороге в ожидании очередного сблудившего чада, выглядывать любопытно и сострадательно из окон: не идет ли кто? Ведь возвращаются не чужие нам люди, а братья.
Такая серьезность на языке Церкви называется «трезвением». И рождается оно, как и вообще все доброе, от страха Божия.
Проповедь на всенощном бдении в храме Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в субботу 11 февраля 2017 года
Блудный сын. Художник: Гелий Коржев
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Какие удивительные слова мы слышали сейчас в церковном песнопении: «Утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен…» В этих словах истина о нашем падении, осознанная человеческой душой: с раннего утра, с первой мысли после пробуждения, мой дух стремится к Твоему святому храму, к святому дому Божию; но этот мой дух пребывает и томится в оскверненном грехами храме моего тела…
В этих словах осознание себя, своего места в мире, в них покаяние, которое Бог ожидает от каждого Своего сына, от каждой Своей дочери. Но далеко не все поднимаются до тех духовных высот, на которых приходит осознание, что ты виновник осквернения храма Божия. Того самого храма, который именно твоей душе доверил Бог: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога?» (1 Кор. 6: 19).
Завтра на Божественной Литургии вновь для нас будет читаться притча об отце и двух сыновьях. Один из сыновей был отцу внешне послушен. Второй сбежал от отцовской любви наслаждаться грехом и страстями. Но так получилось, что именно этот последний смог остановиться и содрогнуться в осознании всей чудовищности соделанного им перед Небом и перед отцом. Его дух вознесся до самых высот, на которые способен человек: он вошел в осознание, что храм его души чудовищно осквернен: сам он разграбил и осквернил отцовское наследство, имя которому – жизнь, любовь, забота, доброта, нежность. Все лучшее, что было у него, им самим попрано, разорено, выброшено на поругание.
Блудный сын осознаёт все это. И здесь призвание каждого человека. После грехопадения, после того, как каждый из нас без исключения стал блудным сыном, осознаёт ли он это или в самодовольстве не замечает, что Бог Отец ждет от нас лишь одного – осознания нашего ослепления и ошибок? Без этого мы просто-напросто не сможем остановиться в своем стремительном падении в бездну вечной смерти.
Второй сын в притче ногами своими никуда не уходил от отца. Но духом так же, как и младший сын, он осознанно пребывал на стране далече. Только, в отличие от блудного сына, сын-«праведник», духовно покинув отца, так к нему и не вернулся. Он, вместе со своим единомышленником – праведным в своих глазах фарисеем, оказался не способен к главному для человека делу на земле – подняться на высоту покаяния, рождающего общение с Богом и мир с Ним. Примерного поведения «праведник» из притчи вместе с фарисеем душевно благодарен, что он не такой, как его не годный ни на что брат – вот этот блудный сын, расточивший имение отца с блудницами! Но почему же ты, отец, так несправедливо снисходителен и добр к нему? Почему ты смеешь его прощать? И это после того, что он расточил твое богатство, которое могло бы принадлежать и мне! После того, как он вдоволь насладился грехом, который я все это время воспрещал для себя! Почему ты обращаешь внимание на него, а не лишь на меня – достойного твоего внимания?
Этот старший, праведный и безвозвратно потерявшийся, – он тоже блудный сын, тоже несчастный ребенок. Наш собрат, грозный пример для всех, кто по видимому исправно пребывает в доме отца.
К нашему счастью, в притче есть и еще один Сын. Тот, Который рассказывает нам эту притчу. Тот, Кого Отец посылает для спасения и тех, и других блудных детей, для спасения каждого из нас. Тот, в Ком полнота Божества: Отец, и Сын, и Святой Дух, приносящий Себя за нас в жертву.
Блудный сын нашел путь из своей погибели. Из духовного же состояния старшего сына есть только один выход – его подсказывают нам святые отцы Церкви. Это – искреннее осознание того, что «хуже меня никого нет». Наверное, каждый из нас знает это высказывание. Но и тут мы зачастую умудряемся удачно конвертировать крестное мужество пребывания в духе этой истины на комфортабельную лицемерность бесплодного знания правильных формулировок.
Наступает Великий пост. У него одна цель – достичь того, чего от нас ждет Бог: будем исправлять свою жизнь покаянием.
Похожая притча
Похожая притча
Притча о блудном сыне
Читайте также: