Старик и море как философская притча

Обновлено: 14.11.2024

Повесть-притча – это произведение, в котором сочетаются признаки двух жанров - повести и притчи.

Тема произведения

Главной темой повести «Старик и море» является испытание на прочность человеческого характера, силы воли, веры. Кроме того, автор в своем произведении затрагивает следующие темы:

  • Тема мечты;
  • Тема духовной победы;
  • Тема человеческого предназначения;
  • Тема одиночества.

Главная мысль повести «Старик и море» заключается в том, чтобы показать человека в борьбе с природой, с ее стихиями и созданиями, борьбу человека со своими слабостями. В повести четко и ясно прорисовывается большой пласт авторской философии: человек рождается для чего-то определенного, и он будет всегда спокоен и счастлив, если овладеет этим. В природе у всего есть душа, и человек должен это ценить и уважать, ведь земля вечна, а человек – нет.

Э. Хемингуэй удивительно мудро сумел показать достижение человеком своей мечты, а также то, что следует за этим. Гигантский марлин – главный трофей в жизнь Сантьяго, доказательство того, что человек победил в схватке с природой. Лишь то, что дается с трудом, что заставляет пройти тяжкие испытания, приносить главному герою удовлетворение и счастье. Самая большая награда для старика Сантьяго – мечта, доставшаяся кровью и потом. Несмотря на то, что марлина съели акулы, никто не отменяет моральной и физической победы над обстоятельствами. И личное торжество рыбака, признание в обществе «коллег» - это лучшее, что могло произойти в его жизни.

В жизненной позиции старика, в его речах, а также в имени мальчика и образе рыбы-гиганта прослеживаются скрытые библейские мотивы. Рыба – воплощение мечты старика, который терпеливо и смиренно встречает все испытания, не ругается, не жалуется, а только тихо молится. Жизненная философия, духовная сторона существования – это своеобразная личная религия, напоминающая христианство.

Именно глубокий духовный смысл делает повесть «Старик и море» исключительной, выходящей за рамки традиционной повести.

Похожая притча

Загрузить презентацию (299 кБ)

ВВЕДЕНИЕ

Повесть “Старик и море” - о смысле жизни. Литературоведы называют это произведение философской притчей. Почему?

Притча - иносказательный рассказ с нравоучительным выводом. Идеал, мудрость всегда содержатся в притче.

Что такое смысл жизни?

Это то, ради чего человек живет, во что он верит, к чему стремится. Хочется вспомнить слова А.П.Чехова. Именно этим писателем Хемингуэй восхищался и старательно учился у него краткости и содержательности, мастерству подтекста. У Чехова есть рассказ “На пути”, один из героев которого говорит: “Если русский человек не верит в Бога, то это значит, что он верит во что-нибудь другое”.

В драме “Три сестры” одна из сестер - Маша размышляет: “Мне кажется, что человек должен быть верующим или искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста”.

Вера человеку необходима. Но во что ему верить? Ответ - решение Хемингуэя содержится в повести “ Старик и море”.

В произведении есть все, чего не хватает современному миру, а особенно молодежи. Не случайно ведь в телеинтервью после вручения Нобелевской премии Хемингуэй назвал свое произведение “посланием молодому поколению”.

Цель работы – доказать многогранность и многомерность повести “Старик и море”.

  • понять, почему повесть называется притчей?
  • прийти к ответу через аналитическое чтение эпизодов, связанных с образом-символом, и сочинения учащихся 7 класс;
  • осознать, что слово или образ не рождаются символами, но становятся ими в соответствующем контексте;
  • подумать над тем, какие важные “вечные” вопросы поднимаются в повести, и как их решает для себя главный герой;
  • поразмышлять над проблемой, возможна ли полная гармония человека с природой.

По содержанию и структуре текст работы – логическое умозаключение: на основе анализа, синтеза, абстрагирования, сопоставления, оценки информации первоисточников получены обобщения (аналитическая часть), которые образуют “посылки”, позволившие сделать нравственный вывод: “Жить и верить в свои силы, в человека”.

ГЛАВА 1

  1. понять, почему повесть называется притчей?
  2. какие значимые образы-символы есть в повести и как их можно истолковать?
  3. почему Хемингуэй редко пользуется собственными именами героев: Сантьяго, Манолин?
  4. подумать над тем, какие важные “вечные” вопросы поднимаются в повести и как их решает для себя главный герой;
  5. рассмотреть произведение с точки зрения религиозной и христианской, определить его религиозные мотивы и их значение для раскрытия идейного содержания произведения;
  6. сосредоточить свое внимание на описании моря и его обитателей;
  7. проанализировать взаимоотношения старика с природой;
  8. поразмышлять над проблемой, возможна ли полная гармония человека с природой;
  9. установить, какая связь существует между стариком и мальчиком, чему хочет научиться мальчик у старика и чему он уже у него научился.

Великий американский писатель. Вырос в семье врача. Литературное дарование проявилось ещё в школьные годы. Во время Первой Мировой войны служил шофером скорой помощи. Был ранен на австро-итальянском фронте. После войны целиком посвятил себя литературе. Много путешествовал, увлекался горными лыжами, охотой, рыбалкой.

Военная тема была одной из любимых в творчестве Хемингуэя. С началом Второй Мировой войны он возобновил свою журналистскую деятельность, переехав в Лондон. Писатель всегда оказывался в самых горячих точках, был свидетелем событий, которые позже стали хрестоматийным материалом. Его записи имеют не только литературную, но и историческую ценность.

После окончания войны Хемингуэй уехал на Кубу и возобновил свою творческую деятельность. Он продолжал путешествовать и в 1953 году в Африке попал в авиакатастрофу.

Стал лауреатом Пулитцеровской и Нобелевской премий по литературе.

Был четырежды женат. После прихода к власти на Кубе Фиделя Кастро вернулся в США, в Айдахо.

Последние годы жизни страдал тяжелыми депрессиями, а позже - серьезным заболеванием печени. 2 июля 1961 г. покончил с собой.

В 1950 - 1951 гг. Эрнест Хемингуэй написал небольшое произведение - повесть-притчу “Старик и море”, посвященную жизни кубинского рыбака. В 1952 году она была опубликована в журнале “Лайф” и тогда же вышла отдельной книгой.

Известный американский прозаик Уильям Фолкнер назвал её лучшим творением писателя.

Но. (звучит музыка)

. Прошли столетия. Цивилизация на Земле достигла пика своего развития. Опыт человечества, заключенный в научных трудах, трактатах, художественных произведениях, мемуарах, письмах, сконцентрирован в компьютерных программах и дайджестах, библиотеки превратились в книжные заповедники.

Читая дайджесты, общаясь с машинами больше, чем с себе подобными, человек перестает думать, он лишь потребляет информацию и выбрасывает её тут же, как только она становится ему ненужной - зачем загружать и напрягать мозг?

Переставая думать, перелагая эту функцию на машины, человек оказывается у последней черты. Исчезают животные и птицы, пересыхают реки, труднее становится дышать, потому что Земля из живого организма превращается, скорее, в прибор для получения материальных благ или в объект для нескончаемых экспериментов.

Человек больше занят потреблением и развлечением. Еще немного и. мир на пороге гибели.

Как спасти его? Может быть, надо вернуться к тем самым первоисточникам, в которых заключена жизненная мудрость, может, там найдется рецепт спасения? Может, надо обратиться к книге, например, к повести “Старик и море”.

Уже 85 дней старый рыбак безрезультатно пытается поймать большую рыбу. Удача отвернулась от него, тем более что рыбачить приходится одному, без мальчика, который раньше помогал ему. Но старик не сдается и продолжает свое дело. Упорство вознаграждено: гигантский марлин взял его приманку. Три дня продолжается поединок старика с долгожданной большой рыбой. Он одерживает победу: рыба загарпунена и убита. Теперь предстоит доставить её домой. Во время обратного пути на лодку с привязанным к ней марлином нападают акулы. Старик мужественно сражается с ними, но что он может сделать со стаей стервятников?! Акулы оставляют от прекрасной рыбы лишь огромный скелет. Старик, обессиленный борьбой, но не сломленный, возвращается домой. Мальчик утешает его и говорит, что они снова будут рыбачить вместе.

Автор не ставил перед собой задачи создать притчу или параболу.

Парабола - иносказательный образ, тяготеющий к символу. Символ не просто допускает бесчисленное множество толкований, он провоцирует на поиск всё новых значений, скрытых за одним вроде бы конкретным образом.

Безусловно, сегодня наивно-философских разговоров не избежать. Поэтому вопросный ряд выстраивался таким образом, чтобы от самых приземленных и гипотетических положений мы пришли к стройной концепции более высшего порядка.

Старик-это символ старости, мудрости, жизненного опыта и в то же время приближающейся смерти.

Мальчик – образ юности, начала жизни.

Рыба неразделима с морем, а море (вода) всегда было источником жизни и впоследствии стало ассоциироваться с морем(рекой) жизни.

Греческое слово рыба символизировало Христа.

В Евангелии от Луки рассказывается:

“Увидел Он две лодки, стоявшие на озере, а рыболовы, вышедшие из них, вымывали сети.

Вошед в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть от берега, и, сев, учил народ из лодки.

Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова.

Симон сказал ему в ответ: Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали. Но по слову Твоему закину сеть Сделавши это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них порвалась” (Лк 5:2-7).

Поймать рыбу – в христианстве значить обратить веру, принять крещение, а скрещением приходит и воскресенье, и бессмертие души.

Старику каждую ночь снятся львы. Лев в христианстве тоже один из символов воскресения, восстановления жизненных сил.

Жизнь старого рыбака - ежедневная драма гармонии и разрушения, оба эти начала в одном человеке.

В чем смысл жизни? Герой Хемингуэя чётко определяет свою миссию на земле. “Ты родился затем, чтобы рыбаком стать”, - убеждает он себя. Хотя иногда и его, как любого человека, одолевают сомнения: “Может, зря я стал рыбаком. Но ведь на то я родился”. Он должен ловить больших рыб и кормить ими людей.

И хотя он и жалеет этих рыб, все же думает и о своей добыче: “Сколько людей можно ею накормить!” Но тут же в душу его снова закрадывается сомнение: “Вот только заслужили ли они право есть её?” “Никогда прежде не видел он такой рыбы, не слышал даже, что такие бывают. Но все равно мне придется её убить. Хорошо ещё, что нам нет нужды звёзды убивать”.

Только старик для мальчика – учитель, наставник, старший товарищ; мальчик для старика – помощник и собеседник, ученик, которому он хочет передать свой богатый опыт, мудрость жизни, которая заключается в том, чтобы принять мир в его данности, научиться жить в нем так, чтобы не причинять лишней боли окружающим.

Спасти мир и остаться достойным звания человека можно любовью к этому миру, мудрым отношением к нему, основанном на доброте и разуме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Писательскую задачу Э. Хемингуэй видит не в том, чтобы навязать свой взгляд на жизнь, а в том, чтобы как можно чаще заставлять читателя думать.

В самые тяжелые, напряженные моменты старик вспоминает о Боге.

Почему старик, не веруя, молится? Каждая душа имеет потребность в Боге, каждая тянется к Нему, особенно когда тяжело. Даже неверующая душа. Когда-то средневековый мыслитель сказал, что каждая душа по природе христианка.

Измученный старик возвращается. Он мечтал: “Сколько людей накормлю!” - но привозит всего лишь остов рыбы.

Так кто же старик? Победитель или побежденный?

Читаем самые последние строки повести – сны о львах: “Снятся львы. Старик, как и в юности, вновь молод и непобедим”.

Вот она, разгадка жизни для Хемингуэя и гипотеза нашего исследования: “Жить и верить в свои силы, в человека. Это и есть нравственный вывод писателя. Ради него и была написана притча “Старик и море”.

За эту повесть в 1954 году Хемингуэю была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой: “За повествовательное мастерство, в очередной раз показанное в “Старике и море”, а также за влияние на современную прозу”.

“Человека, верящего в себя, нельзя победить” - вот правда о жизни в повести.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хемингуэй Э. Стари и море: повесть / Э.Хемингуэй. – Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1982.

2. Грибанов Б. Хемингуэй / Б.Грибанов – М.: Худ.лит., 1970.

3. Энциклопедия литературных героев / сост. А.И.Лебедев. – М.: Педагогика, 1997.

4. Пас О. Диалектика одиночества / О.Пас; пер. В.Резник. – М.: Дрофа, 2001.

5. Нартов К.М. Зарубежная литература в школе / К.М.Нартов. – М.: Просвещение, 1976

6. Смирнова О.В. Литературные направления // Лит. В шк. – 2011. – №7. – Стр.11-12

Жанровая специфика повести «Старик и море»

Произведение Э. Хемингуэя «Старик и море» называют повестью-притчей.

Определение 2

Повесть – это эпическое произведение, для которого характерен однолинейный сюжет.

Определение 3

Притча – это произведение, в котором в иносказательной, аллегорической форме содержится поучение.

Притча своей аллегорической формой и поучительностью похожа на басню, но в отличие от нее, притча настраивает читателя на поиск морали, а не предлагает ее в готовом виде. Кроме того, по объему притча может быть значительно больше басни. В древности притча существовала в основном как рассказ религиозно-философского смысла. Позже писатели стали использовать притчевость как средство выражения определенной идеи, морально-философских размышлений.

«Старик и море» - повесть, в которой воплощена пережитая, выстраданная автором истина. И истина эта касается не только автора, но и каждого из нас. В образе старика Сантьяго многие узнают себя, свои переживания, мысли, надежды, разочарования.

Читателя особенно поражает то, как Сантьяго преодолевает жизненные неурядицы. Возраст никуда не денешь, невозможно вернуть годы назад, и лекарства от старости пока не придумали. Но если Человек не подчиняется обстоятельствам, не жалуется, не опускает рук, это заслуживает уважения. Именно так поступил и старик Саньяго. Он не опускает руки, пусть даже все вокруг уверены, что больше никогда не удастся ему поймать добычу. Окружающие считают, что Сантьяго уже пережил свой звездный час, и теперь ему осталось лишь надеяться на чью-то милость или смерть. Кто-то говорит об этом сочувственно, но есть и те, кто злорадствует.

Сантьяго видит, что в него верит мальчик, который помогал ему и учился у него до тех пор, пока родители не запретили ему ходить к старому рыбаку, считая его неудачником.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Сантьяго вышел на охоту, пренебрегая непогодой, чьими-то сплетнями, предварительными удачами. Он вышел бороться за свое человеческое достоинство, и в результате победил. И даже если кажется, что эта победа сомнительна, это все же победа. В первую очередь, это победа над собой – старик боролся с рыбой, соревновался с акулами и морем, со своим отчаянием, одиночеством, но сумел добраться до берега живым. У лодки был скелет рыбы – доказательство бесспорного таланта старика. И чего стоит гордость мальчика, уже потерявшего надежду увидеть Сантьяго живым.

Человеку приходится делать выбор – смириться с обстоятельствами или же попытаться доказать, в первую очередь себе, что способен на поступок и потому достоин уважения. Повесть «Старик и мое» - это произведение о каждом из нас.

Похожая притча

1 слайд Описание слайда:

ГПОУ ЯО «Ярославский колледж управления и профессиональных технологий» Ярославль, 2018 г. Выполнила студентка группы 1-21 Савинская Анна Геннадьевна Преподаватель: Завгородняя А. С. Эрнест Хемингуэй «Старик и море»

2 слайд Описание слайда:

Эрнест Миллер Хемингуэй (Ernest Miller Hemingway) Родился 21 июля 1899 года, Ок-Парк, Иллинойс, США — умер 2 июля 1961 года, Кетчум, Айдахо, США) — американский писатель, журналист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1954 года. Широкое признание Хемингуэй получил благодаря как своим романам и многочисленным рассказам — с одной стороны, так и своей жизни, полной приключений и неожиданностей, — с другой. Его стиль, краткий и насыщенный, значительно повлиял на литературу XX века.

3 слайд Описание слайда:

История создания повести «Старик и море» Повесть посвящена Чарли Скрибнеру и литературному редактору Хемингуэя Максу Перкинсу и была издана в журнале «Life» 1 сентября 1952 г. Пять миллионов экземпляров журнала были распроданы за два дня. «Клубом Книги месяца» «Старик и море» назван лучшей книгой. Книжная версия издания также вышла 1 сентября 1952 г., она имела тираж в 50 000 экземпляров и содержала чёрно-белые иллюстрации Чарльза Танниклиффа и Реймонда Шеппарда. В мае 1953 года Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за своё произведение, в 1954 году — Нобелевскую премию по литературе. Успех «Старика и моря» сделал Хемингуэя всемирно знаменитым. Повесть изучают в школах, и она продолжает приносить гонорар со всего мира.

4 слайд Описание слайда:

С момента выхода повесть была переведена на многие языки, художники постоянно ее вспоминают, и все, что на эту тему было нарисовано, невозможно собрать вместе – можно только привести несколько примеров.

5 слайд Описание слайда:

Повесть «Старик и море» вернула Хемингуэю литературную репутацию и привела к пересмотру всего его творчества. Она с самого начала стала очень популярной и вернула во многих читателях уверенность в способностях Хемингуэя как писателя.

6 слайд Описание слайда:

Сантьяго является главным героем повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море». Это опытный кубинский рыбак, живущий в деревне на берегу моря. Мужчина уже очень стар, «худ и изможден». На голове его имеются глубокие морщины, а от длительного пребывания на солнце щеки и шея старика покрылись коричневыми пятнами «неопасного кожного рака».­ Руки героя изрезаны глубокими шрамами от бечевы, многократно ранившей их в тот момент, когда он вытаскивал из моря крупную рыбу. Несмотря на это, у старика по-прежнему могучие плечи и такая же несгибаемая воля, а глаза его все еще молоды и своим цветом «похожи на море». Это глаза человека, который никогда не сдается. Старик Сантьяго. Портретное и характерное описание героя

7 слайд Описание слайда:

О биографии Сантьяго мы знаем очень немного. Известно лишь, что в молодости он плавал на паруснике юнгой к берегам Африки. В то время мужчина был очень крепок физически, о чем говорит эпизод из его воспоминаний, в котором он меряется силой с могучим негром и побеждает его.­ Некогда у Сантьяго была жена, которая теперь уже даже не снится мужчине, как не снятся ему больше и другие женщины, а также великие события, рыбы, бури или драки. Теперь герой видит во сне только Африку с ее белыми берегами. Старый рыбак очень беден. У него на обед не бывает даже миски риса с рыбой, поэтому он вместе со своим другом — мальчиком Манолином выдумывает ее, так же как и несуществующую рыболовную сеть, которую мужчине пришлось продать уже очень давно. Рубашка у Сантьяго вся в заплатах, а спать мужчине приходится на кровати, покрытой лишь старыми газетами.

8 слайд Описание слайда:

В море герой проявляет небывалую выносливость, стойкость и силу духа. Поймав крупную рыбу, он несколько дней подряд практически без отдыха держит ее на крючке, пока та, наконец, не всплывает, и старику не удается убить ее гарпуном. Потом он также бесстрашно и отчаянно сражается с акулами, пытающимися отнять его добычу.

9 слайд Описание слайда:

Несмотря на то что вся жизнь старика заключается в том, что он ловит и убивает рыбу, он очень уважает ее и всех других обитателей моря. Находясь в походе на своей лодке, мужчина чувствует единство с природой: он, как с живыми, разговаривает с рыбами и птицами, восхищается ими, любит и жалеет их.­ Сантьяго ощущает свою старость и свое одиночество, которое, как он считает, неизбежно в его возрасте. В то же время он понимает, что «человек в море никогда не бывает одинок».

10 слайд Описание слайда:

«Старик и море»: философский смысл повести, сила характера старика Прежде всего, стоит обратить внимание на главный образ в повести – на старика Сантьяго, который терпит постоянные неудачи на протяжении всего повествования. Парус его лодки старый и недееспособный, а сам герой - это измождённый жизнью старик с веселыми глазами. Глазами человека, который не сдается. В этом и заключается философский символизм повести. Когда читатель наблюдает за тем, как старик борется с рыбой, в действиях и словах главного героя он видит фатализм извечной борьбы человека. Сантьяго напрягает все свои силы и несмотря ни на что продолжает поединок, в конце которого он побеждает. Именно в этом моменте раскрывается одно из основных философских задумок произведения, которая заключается в том, что «человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

11 слайд Описание слайда:

Поединком старого Сантьяго и большой рыбы Хемингуэй обращает наше внимание на истинную натуру человеческой души и смысл человеческой жизни. Символическая борьба личности Сантьяго продолжается тогда, когда акулы нападают на его рыбу. Герой не отчаивается, не сдается, и несмотря на усталость и изнеможенность, продолжает бороться, защищать то, что он добыл таким большим трудом. Ни раны на его руках, ни поломанный нож не мешает ему в этом. И в момент, когда становится очевидно, что Сантьяго не смог спасти рыбу, раскрывается ключевой символ философии писателя. Герой не сберег рыбу, но герой не проиграл, потому что – он боролся до последнего.

12 слайд Описание слайда:

Обессиленный и ослабевший герой все-таки возвращается в порт, где его дожидается мальчик. Хемингуэй показывает нам старика, как победителя и раскрывает силу его характера. Ведь образ Сантьяго вобрал в себя черты настоящего героя, человека, который никогда не изменяет самому себя и своим принципам. Задумкой писателя было показать философскую сторону принципов человеческого существования, и он делает это на примере единственного персонажа и его отношении к жизни.

13 слайд Описание слайда:

Смысл человеческой жизни в повести В этой повести отсутствует трагическая концовка, финал можно назвать полностью открытым для воображения читателей. В этом и заключена сокрушительная сила философии Хемингуэя, он предоставляет нам возможность самостоятельно подвести моральный итог повести. Личность Сантьяго – это символ силы героического начала в человеке и символ настоящей человеческой победы, которая не зависит от обстоятельств и событий. Используя этот образ, писатель раскрывает смысл человеческой жизни, которую можно назвать борьбой. Главный герой несокрушим, благодаря силе своего характера, духа и жизненных позиций, именно эти внутренние качества помогают ему побеждать, несмотря на старость, убыток физических сил и неблагоприятные обстоятельства.

14 слайд Описание слайда:

Почему повесть называется «Старик и море»? Хемингуэй – замечательный сочинитель. Он смог написать историю так, что восхитил специалистов и уже не одно поколение читателей, а это дорогого стоит. В произведении писатель поднял вечную тему человека и стихии. «Старик и море»– это история прежде всего о борьбе дряхлого, старого человека и вечно молодой, сильной и мощной стихии. В повести важна не только рыба, но и природа в целом. Именно с ней сражается человек и в этой схватке не проигрывает

15 слайд Описание слайда:

Особые приемы Хемингуэя, погружающие читателя в атмосферу повести В книге американского классика нет захватывающего развития событий. В произведении почти отсутствует динамика, зато оно насыщено внутренним драматизмом. Кому-то может показаться, что повествование Хемингуэя скучное, но это совсем не так. Если бы писатель не уделял столько внимания деталям и так подробно не расписывал мучения старика в море, то читатель не смог бы в полной мере почувствовать страдания моряка собственным нутром. Другими словами, если бы не было этой «вязкости и клейкости» текста, то «Старик и море» не было таким проникновенным сочинением.

16 слайд Описание слайда:

Старик Сантьяго и мальчик Манолин – история дружбы двух поколений Помимо главной темы в книге, написанной Эрнестом Хемингуэем, присутствуют и дополнительные поводы для размышлений. Один из них – дружба старика и мальчика. Как трогательно волнуется Манолин за Сантьяго, как он подбадривает его во время неудач. Бытует мнение, что старики и дети так хорошо ладят потому, что одни недавно вышли из небытия, а другие скоро туда попадут. Эта общая Родина, откуда одни приезжают, а другие вот-вот уедут, на бессознательно-интуитивном уровне их сближает. Если же говорить конкретно о двух героях, кажется, мальчик просто чувствует, что старик - мастер своего дела, матерый моряк. Манолин, вероятно, считает, что у него действительно есть чему поучиться, и, пока он жив, не стоит упускать эту возможность.

17 слайд Описание слайда:

«Человека можно уничтожить, но нельзя победить» Для старика это не просто работа. Для него борьба в море – это способ доказать себе и обществу, что он все еще в обойме, а значит, не имеет права «отключаться» из-за голода и жажды, солнца и даже онемения конечностей, а уж тем более умирать. Да, моряк не довез свою рыбу в этот раз, но он все равно совершил подвиг. И мы твердо верим, что у какого-то другого старика (необязательно покорителя морских далей) непременно будет возможность так же поквитаться с судьбой, как у его собрата, и сотворить что-то выдающееся. Замечательный и популярный автор Эрнест Хемингуэй. «Старик и море»– сочинение многогранное и бездонное.

18 слайд

Похожая притча

Произведение Эрнеста Хемингуэйя «Старик и море» входит в школьную программу. Его читают школьники, его читали и вы, но рассказывали ли вам на уроках зарубежной литературы о том, что «Старик и море» – не просто произведение, но повесть-притча, и что в ней есть библейские мотивы? А они есть.

«Старик и море» (The Old Man and the Sea) — повесть американского писателя Эрнеста Хемингуэя, которую он написал в Бимини, на Багамских островах. «Старик и море» была опубликована в 1952 году и стала последним известным художественным произведением Хемингуэя, опубликованным при его жизни.

Повесть Хемингуэя «Старик и море», отмеченная Пулитцеровской премией, — одна из вершин американской и мировой словесности XX столетия.

Повесть-притча

По своей стилистике и образному стилю повесть «Старик и море» близка к литературному жанру притчи, которая строится на аллегориях и предусматривает некоторую моральную науку. Много критиков так и приняли ее как притчу и попробовали толковать всю историю старика как символическое изображение борьбы добра и зла, борьбы человека с природой.

Сам Хемингуэй протестовал против такого одностороннего и упрощенного трактования его произведения, отстаивая реалистическую основу повести. Он говорил: «Ни одна красивая книга никогда не будет написана так, чтобы символы в ней были продуманы заранее, а потом вставлены в нее. Такие символы вылазят наверх, как изюминки в хлебе с изюмом. Хлеб с изюминками красивый, но простой хлеб лучше. В «Старике и море» я старался создать реального старика, реальное море, реальную рыбу и реальных акул. Но если я сделал их довольно хорошо и довольно правдиво, они могут означать много».

100-летний кубинский рыбак Грегорио Фуэнтес, ставший одним из прототипов главного героя повести (фото 1998 года)

Эта книга с ее универсальной проблематикой, казалось бы, никак не связана с тогдашней злобой дня. Описанное здесь могло произойти в любой стране — на любом морском или океанском побережье — и в любое время. Тем не менее, появление ее именно в эту эпоху вполне закономерно. Она удивительно вписывается в тенденцию нонконформизма в американской литературе 50-х. Только молодые бунтари оперируют броскими фактами, а Хемингуэй — философскими категориями. Его небольшая повесть — это не протест против существующего миропорядка, а его философское отрицание.

О символах и аллегориях​

«Старик и море» и Псалом Давида

На уровне художественной идеи «Старик и море» тесно связан со 103 псалмом Давида, воспевающим Бога как Творца неба и земли, и всех тварей, населяющих нашу планету. Библейские реминисценции прослеживаются в повести в образах главных героев. Мальчика зовут Манолин – уменьшительно-ласкательное сокращение от Эммануила, одного из имён Иисуса Христа

Для героя повести «Старик и море» рыболовство было не прихотью, а насущной необходимостью в его ежедневной борьбе за выживание, но, тем не менее, его терзают сомнения в допустимости убийства живых существ и правильности его жизненного выбора. Поскольку старик испытывает к пойманной им рыбе уважение как к достойному сопернику и любовь как к брату, мотив греха конкретизируется здесь в мотиве братоубийства. После нападения акул, почти полностью уничтоживших его добычу, Сантьяго все острее начинает понимать трагичность и непоправимость случившегося. Он осознает возможную греховность своего поступка, размышляет о том, меньший или больший грех убить того, кого любишь, и неоднократно просит у рыбы прощения.

Но в душе Сантьяго нет опоры на Бога, вера в которого заменяется верой в самого себя: «Глупо терять надежду, – думал он. – К тому же, кажется, это грех. Не стоит думать о том, что грех, а что не грех. <…> пусть грехами занимаются те, кому за это платят. Пусть они раздумывают о том, что такое грех <…> ты убил рыбу не только для того, чтобы продать ее другим и поддержать свою жизнь, – думал он. – Ты убил ее из гордости и потому, что ты – рыбак. Ты любил эту рыбу, пока она жила, и сейчас любишь. Если кого-нибудь любишь, его не грешно убить. А может быть, наоборот, еще более грешно?»

Только в минуты отчаяния и смертельной опасности Сантьяго старается заручиться поддержкой Всевышнего, читая молитвы. Однако этот порыв вызван исключительно страхом перед опасностью, но не искренней верой. Старик далек от истинного понимания религии, в трудный момент ловли он также обращается с молитвой к Деве Марии и обещает молиться ещё, если Пресвятая Дева сделает так, чтобы рыба умерла.

В заключении

В книге действительно имеются евангельские ассоциации, ибо Библия — источник, питающий всю американскую литературу, и обращение к ней не только усиливает поэтическое звучание произведения и укрупняет его масштаб, но и многое проясняет отечественному читателю, знакомому с ней с детства. И, наконец, «Старик и море» — это действительно притча. О человеке, о его сущности, о его месте на земле. Но, думается, не о тщетности человеческих усилий, а о неисчерпаемости его возможностей, о его стойкости и силе духа. «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить», — кредо Хемингуэя.

Старик не чувствует себя побежденным: ему все-таки удалось поймать рыбу. Не случайно повесть заканчивается на мальчике. Манулино опять отпустят со стариком в море, и тогда усилия Сантьяго окажутся не напрасными — ни в практическом, ни в общечеловеческом плане, потому что мальчик — это и реальная помощь и продолжение дела жизни старого рыбака, возможность передать свой опыт.

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Повесть "Старик и море" притча о сильном духе человека

"Старик и море" - произведение Э. Хемингуэя, в котором воплощена выстраданная и пережитая автором истина. И эта истина касается не только самого писателя, но и каждого из нас. Почему это так?

Прежде всего, потому, что в образе старого Сантьяго много узнают себя, свои мысли и переживания, надежды и разочарования. Что же так поражает в обычной, казалось бы, истории старого рыбака, который из-за возраста, болезни и еще обездоленности не мог заработать себе на кусок хлеба? Пожалуй, то, как он преодолевал все свои проблемы. Никуда не денешь возраст, годы назад не вернешь, и лекарств от старости нет. Но когда человек не подчиняется обстоятельствам, скулит и не опускает рук, то это достойно уважения. А Сантьяго поступил именно так. И пусть все вокруг решили, что ему уже никогда не удастся поймать добычу, что он уже пережил свой звездный час, а теперь (об этом говорят кто сочувственно, кто злорадно) ему только и осталось надеяться на чужую милость или смерть. И Сантьяго видел: у него верит мальчик, помогал старому и учился у него, пока родители не запретили ему ходить к рыбалке, потому что он неудачник.

Разве люди могут сказать, что их никогда не постигнет такая судьба? Никто этого не знает. Однако в той или иной степени все мы порой чувствуем неудачу. И время на нас так же, как и на старого рыбака, цепляет ярлык неудачника. И как ни горько, и надо сделать выбор - смириться или попытаться доказать хотя бы себе, что ты достоин уважения, так как способен на поступок. Поэтому это касается каждого. Поэтому мы так хорошо понимаем Сантьяго, вышел на охоту сам, пренебрегая предварительным неудачами, чьими то сплетнями, непогодой. Он вышел бороться за свое человеческое достоинство и победил. Кажется, что победа эта сомнительная, ведь от рыбы остался лишь скелет, саму же рыбу съели акулы. И все же это была победа. Прежде всего - над собой: он боролся с рыбой, соревновался с морем, с акулами, со своим отчаянием и одиночеством и все же добрался до берега живым. А у лодки был скелет огромной рыбы - доказательство его бесспорного таланта, потому что не каждому случалось поймать такую рыбу. А как гордился им мальчик, уже и не надеялся дождаться старого живым.

Итак, повесть "Старик и море" (анализ) имеет притчевый характер. Это произведение не только о старом рыбаке, но и о каждом из нас. Поэтому "Старик и море" по праву считается притчей о человеке.

Похожая притча

История создания произведения

Замысел повести «Старик и море» появился у Э. Хемингуэя в 30-х годах 20-го века. В 1936 году вышел очерк «На голубой воде. Гольфстримское письмо», в котором автор описывает приблизительную фабулу повести: пожилой рыбак выходит в море и на протяжении нескольких дней без отдыха и еды «сражается» с огромной рыбой, но добычу съедают акулы. Старика в полубезумном состоянии находят рыбаки, а вокруг его лодки кружат акулы.

Эта история, которую Хемингуэй когда-то услышал от кубинских рыбаков, и легла в основу легендарной повести.

В 1951 году писатель закончил работу над своим масштабным произведением. Он считал, что «Старик и море» - это главный труд в его жизни.

Повесть вышла в печать 1951 году. «Старик и море» - последнее произведение Э. Хемингуэя, опубликованное при жизни писателя.

Э. Хемингуэй с детства увлекался рыбалкой. Он был профессионалом, знал жизнь и быт рыбаков до мельчайших деталей, включая приметы, легенды, суеверия. И этот ценный материал не мог не отразиться в творчестве Хемингуэя. Повесть-притча «Старик и море» - это легенда, исповедь, учебник жизненной философии человека, живущего плодами своего труда.

Хемингуэй в диалогах с критикой уклонялся от комментариев о главной идее произведения. Кредо Хемингуэя – показать «настоящего рыбака, настоящего мальчика, настоящую рыбу и настоящих акул». Так высказался писатель в интервью, тем самым давая понять, что главным его стремлением была реалистичность, уклоняясь от трактовки смысла своего произведения.

В 1953 году Э. Хемингуэй за повесть «Старик и море» получил Нобелевскую премию.

Читайте также: