Спас смоленский с притчами

Обновлено: 26.04.2024

Реставрация: Реставрирована в 1992 году во Всесоюзном научно-исследовательском интитуте реставрации А.Н. Агарковым.

Размер: 150 х 112 см

Автор: Нет данных

Материал: Дерево, темпера

Персоналии: Спаситель

Уточняющая датировка: 17 в. Середина

Век: 17

Страна: Россия

Место хранения: Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Похожая притча

Первой русской иконой типа «Спас с припадающими» считается образ Спаса Смоленского, написанный в благодарность за взятие Смоленска в 1514 году и помещенный над Фроловскими воротами Кремля. В 1521 году в память об избавлении Москвы от осады войска хана Махмет-Гирея прямо на стене над Фроловскими воротами со стороны Красной площади была написана фреска, заменившая икону[6]. Первое описание этого образа содержится у Павла Алеппского, посетившего Москву в середине XVII в[7]. На надвратной фреске Спас Смоленский изображён Спаситель в полный рост с раскрытым Евангелием на словах «Рече Господь… Аз есьмь дверь, Мною аще кто внидет, спасется» в левой руке, с припадающими к его ногам святыми преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Образ Спаса Смоленского, почитавшийся чудотворным, украсили золоченой ризой, поместили в киот, а перед киотом повесили фонарь. За огнем лампады следил причт храма Василия Блаженного. Сохранилось предание, что когда французы в 1812 году пытались похитить драгоценный оклад, икона явила чудотворную силу: приставленная лестница опрокинулась, святыня осталась невредима[8]. В 1895 году надвратную икону реставрировали, нанеся новый слой.

До 11 мая 2010 года надвратный образ Спаса Смоленского считался утраченным, так как не существует никаких официальных документов о том, что произошло с ним в годы советской власти. В 2000 году по старым фотографиям были сделаны мозаичные иконы, которые патриарх Алексий II передал избранному президенту В. Путину для размещения их на кремлевских башнях, однако в достоверности изображений новых икон усомнились и дело отложили. Ещё оставалась надежда, что где-то сохранились оригинальные образа. В 2007 году с инициативой восстановления надвратных икон выступил фонд Андрея Первозванного. Ввиду того, что тогда точно не знали, что иконы написаны прямо на стенах, а не являлись отдельными элементами, специалисты два года искали образ в запасниках Третьяковской галереи, Музея Рублева и других крупнейших музеев России. Всё, что видели москвичи и гости столицы до 2010 года — это заштукатуренный белый прямоугольник ниши иконы над Спасскими воротами. Наконец, после долгих согласований, в штукатурке были сделаны шурфы и образ Спаса Смоленского спустя 73 года вновь увидел свет.

Похожая притча

Уточняющая датировка: 16 в., 1550-1560-е гг.

Век: 16

Страна: Россия

Место хранения: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"

Похожая притча

Образ благословляющего Христа, изображенного в рост, с раскрытым Евангелием в левой руке, с ангелами, держащими орудия страстей, по сторонам от Него, с припадающими к Его ногам Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским получил в русской традиции назва­ние «Спаса Смоленского».

История и смысловое наполнение, а также этапы развития данной иконографии исследо­ваны И.Л. Бусевой-Давыдовой1. Источником иконографии считается известный в византий­ском искусстве образ стоящего благословляющего Христа с закрытым Евангелием, получивший наименование «Христа Халкитиса» — по несохранившейся мозаике, украшавшей главные во­рота константинопольского императорского дворца (Халки). Это был весьма распространен­ный тип изображения Спасителя, но в русском искусстве самостоятельные иконы Спасителя, представленного в рост, нечасты и, как правило, сопровождаются образами припадающих в мо­лении святых.

Вероятно, первая икона или фреска Спаса с припадающими святыми и ангелами с орудиями страстей была помещена над Фроловскими2 воротами Московского Кремля в память о взя­тии Смоленска 1 августа 1514 г.3 Скорее всего, на Фроловских воротах Спаситель был изобра­жен с припадающими к Его стопам женами-мироносицами. Этот образ, дополненный ангелами с орудиями Страстей Господних, видимо, ассоциировался с праздниками Всемилостивого Спаса и Происхождения Честных Древ Креста Господня, на день которых (1 августа) и пришлось взятие Смоленска4.

Очевидно, что образ не мог включать преподобных Сергия и Варлаама, так как чудо, послу­жившее основанием для помещения этих святых в композицию, произошло позднее — в 1521 г., когда к Москве неожиданно подошли объединенные крымско-казанские отряды под предводи­тельством хана Махмет-Гирея. Царь Василий III Иоаннович укрылся в Волоколамске, ожидая подкрепления. В это страшное время, согласно «Повести о нашествии Махмет-Гирея», слепая старица Вознесенского монастыря «видела», как уходят из Кремля повелением Господа и Его Пре­чистой Матери, разгневанных за грехи на жителей Москвы, русские святители, взяв с собой палла­диум Московской Руси — Владимирскую икону Божией Матери. Покровителей города «умолили» вернуться преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский. Благодаря заступничеству

святых Махмет-Гирей покинул Москву без боя. Тем не менее были разорены города и села, взяты в плен тысячи христиан5.

Видимо, вскоре образ на Фроловских воротах был видоизменен: на нем были написаны при-падаюшие к ногам Спасителя святые Сергий и Варлаам. Этот образ стал одной из самых чтимых московских святынь, а Флоровские ворота в 1658 г. по указу царя Алексея Михайловича пере­именовали в Спасские, соответственно, и сама башня получила новое название6. Едва ли не са­мое раннее описание этой надвратной иконы есть в сочинении Павла Алеппского о путешествии патриарха Антиохийского Макария в Россию в середине XVII в. После 1917 г. образ на Спасской башне был замурован. В 2010 г. при реставрации Спасских ворот стенопись с изображением Спаса Смоленского, которая считалась утраченной, была раскрыта и реставрирована.

Древнейший, датируемый серединой — третьей четвертью XVI в. образ Спаса Смоленского с этими преподобными находится в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля7. В кремлевском произведении сделан акцент на искупительной жертве, отсюда изображение ан­гелов с орудиями Страстей Господних; этот же смысловой оттенок несут текст на Евангелии и ука­зующий жест Христа.

С конца XVI в. сюжет получает широкое распространение, но часто используется с существен­ными изменениями: на Евангелии помещаются разные тексты, состав припадающих и их позы варьируются, благословение Спасителя может быть обращено к молящимся подвижникам. Об­разы Спаса Смоленского, близкие иконе из Благовещенского собора, нередко размещались в мест­ных рядах иконостасов и в них включались местночтимые святые, что особенно характерно для середины XVII в. Так, для местного ряда Успенской Богородицкой церкви Владимира была напи­сана икона Спаса с благоверными князьями Александром Невским и Георгием Владимирским8. В описи начала XVIII в. эта икона названа «образ Всимилостивого Спаса».

В публикуемой иконе, сохраняющей все главные черты данного иконографического типа, также есть некоторые отличия от образов из иконостаса Благовещенского собора и со Спасских ворот. Иисус Христос именословно благословляет преподобного Сергия, представленного одес­ную, в левой руке — раскрытое Евангелие. Слева от Спасителя изображен преподобный Варлаам. Коленопреклоненные старцы обращают к Господу Вседержителю молитвы о милости к стра­ждущим и взыскующе взирают на Него. По сторонам от Иисуса Христа — ангелы с орудиями Страстей.

На странице раскрытого Евангелия — редкий текст: «Всякъ оубо// иже испове//сть мя пред// человеки и//сповемъ его// и азъ предъ //отцемъ мои//мъ иже на// нбесехъ а иже//отвержется» (Мф. 10: 32—33), который помогает уточнить замысел произведения. Он входит в общие службы мученикам и преподобномученикам. Это евангельское чтение — одно из наиболее значимых в службе Всем святым (Неделя всех святых — праздник, который отмечается в воскресенье после Пятидесятницы). В песнопениях Недели всех святых прославляются апостолы и мученики как со­ставившие основу Церкви Христовой, а также святители, преподобные и др.: «С пророки апостоли, с преподобными учителие, со священномученики вси праведнии, и жен пострадавшее, и любо-вию постившееся святых множество, и праведных чинове, да восхвалятся священными песньми, яко горняго Царствия наследницы, яко рая житилие» (Утреня. Ины стихиры всем святым, глас 4). Составное евангельское чтение этого дня (Мф. 10: 32—33, 10: 37—38, 19: 27—30) раскрывает «критерии» святости, определенные Самим Спасителем9. Преподобные отцы, Сергий и Варлаам,

оставившие все «ради имени» Христова, принявшие свой крест и последовавшие за Ним, испове­довавшие всей своей жизнью Иисуса «пред людьми», есть истинные праведники и «горняго Цар­ствия наследницы». Их молитв просят христиане, так как, по словам псалмопевца Давида, «Воз-зваша праведнии, и Господь услыша их» (Пс. 33: 17).

Это произведение связано с одной из ярких страниц русского иконописания Нового вре­мени — иконописью барокко, развивавшейся на основе традиций школы Оружейной палаты, но в значительной мере использовавшей и новые веяния, проникавшие в церковное искусство из светской культуры. Интенсивный колорит, построенный на сочетании синих, розовых и крас­ных цветов, в сочетании с серебром надписей, нимба, пробелов, «живоподобное» письмо лич­ного, изящные, выверенные пропорции, пышные облака характерны для иконописи середины — третьей четверти XVIII в.

Читайте также: