Соотнесенность притчей соломона с притчами христа спасителя
Обновлено: 14.11.2024
Еврейское слово «машал» (משׁל māšāl), переводимое как «притча», изначально применялось к любому афоризму, содержание которого шире, чем его буквальный смысл. Для иллюстрации той или иной мысли «машал» может включать в себя сравнение, пример или метафору. Со временем термин стал употребляться для обозначения басни или притчи, построенной по принципу аллегории или подобия: та или иная истина в «машале» разъясняется с использованием образов из иной сферы. В частности, для описания качеств или действий человека используются образы из мира растений или животных. В Септуагинте термин «машал» чаще всего (в двадцати восьми случаях из тридцати) переводится как παραβολή («сравнение», «сопоставление», «подобие», «притча»). Элемент сравнения имеет ключевое значение для формы притчи.
В Ветхом Завете термин «машал» применяется в первую очередь к притчам царя Соломона, собранным в единую книгу. Эти притчи представляют собой краткие наставления; некоторые из них имеют аллегорическую форму. В частности, те или иные качества или поступки человека сравниваются с качествами животных или явлениями природного мира:
Некоторые притчи Соломона представляют собой афоризмы, построенные по принципу противопоставления. Глупости противопоставляется мудрость, лени — трудолюбие, нечестию — праведность:
Целый ряд афоризмов содержит сравнения между отдельными качествами человека и животными, явлениями природного мира или изделиями человеческих рук:
О Соломоне как мастере притч, основанных на тщательных наблюдениях за жизнью природы, пишет Иосиф Флавий:
Мудростью своею Соломон значительно превосходил даже тех славившихся в его время у евреев за свою проницательность лиц, имена которых я не могу обойти молчанием… Он сочинил в стихах и в виде песен тысячу пять книг и три тысячи книг притч и уподоблений: при виде каждого дерева, от иссопа до кедра, он умел сообщить какую-нибудь притчу, равным образом как и относительно всех диких зверей и ручных животных, рыб и птиц. Не было ни одной черты их образа жизни, которая осталась бы неизвестною ему или которую он оставил бы без внимания; напротив, о всех их он умел сообщить что-нибудь и при этом обнаруживал основательнейшее знакомство с мельчайшими их особенностями 6 Иосиф Флавий. Иудейские древности. 8, 2, 5. С. 320. .
Наиболее существенным отличием притч Соломона от тех, что мы встретим в речах Иисуса, является их содержательное наполнение. По сути они представляют собой «афоризмы житейской мудрости», направленные на то, чтобы оградить человека от дурных поступков, подсказать правильные нравственные ориентиры, задать систему координат, по которой он должен выстраивать жизнь в земном мире. Религиозная составляющая в этих притчах присутствует лишь эпизодически; основные же смысловые линии связаны не с темой взаимоотношений между человеком и Богом, между миром дольним и горним, а с тематикой отношений людей друг с другом или же отношения человека к своей деятельности, к окружающему миру.
Притчи Соломона отличаются от притч Иисуса также своей краткостью. Лишь некоторые краткие изречения Иисуса по форме подобны притчам Соломона, например: Если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего (Мф. 24:43). Единственным ветхозаветным аналогом полноценных притч Иисуса является наставление, которое пророк Нафан преподал царю Давиду после того, как тот взял себе в жены Вирсавию, жену Урии Хеттеянина, а мужа ее поставил на самый опасный участок битвы, чтобы он погиб:
В данном случае перед нами развернутая аллегория, в которой несколько героев: богатый человек, странник, бедняк, овечка бедняка. Трое из героев символизируют персонажей из реальной жизни: богатый человек — Давида, овечка — Вирсавию, бедняк — Урию; лишь странник, как кажется, никого не символизирует. Адресат притчи призван распознать в описанном в ней поступке совершённый им грех, чего, однако, не происходит. Тогда сам автор притчи кратким и прямым обращением к адресату изъясняет ее смысл, указывая на значение лишь одного из образов; в свете этого разъяснения получают истолкование прочие образы.
Важным элементом притчи является цель, с которой она произносится: слушатель должен узнать в герое притчи самого себя, спроецировать описанную в ней историю на свою жизненную ситуацию. «Цель притч, в отличие от фольклорных историй, заключается не в том, чтобы развлечь. Их цель гораздо важнее: вызвать в слушателе изменение ума или, лучше, изменение сердца, привести его к покаянию» 7 Boucher M. I. The Parables. P. 18. . Притча Нафана достигла цели, хотя и не сразу.
Похожая притча
В данной статье мы обсудим с вами Притчи Соломона - почему это важно?
Царь Соломон был пророческим образом нашего Господина Христа (Сына Давида), - и на это указывают многие места Писания (2Цар.7:8,12-14. Исаия.53:10,4,5. Псал.71:2-13,17. Евр.1:5 ). Наш Учитель Христос в Своё время сказал фарисеям: ''Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона'' (Матф.12:42.). Далее, в Писании повествуется: ''и приступивши ученики сказали Ему; для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ; для того, что вам дано знать тайны Царства Небесного, а им не дано; ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат'' (Матф.13:10,11,16.). '' . прочим в притчах, так - что они видя не видят и слыша не разумеют '' (Луки.8:10.). И как Сын Божий, Христос, в котором сокрыта вся мудрость (Колос. 2:3) - так и обладающий мудростью от Всевышнего, Соломон, в учениях использовали притчи. Но, Притчи Соломона - это и есть притчи , их нельзя воспринимать буквально. И сам Соломон предупреждал об этом в начале своей книги: ''послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы уразуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их'' (Прит.1:5,6).
Что общего было между Соломоном и Христом, и их притчами? (Матф.12:42.).
Читая книгу, составленную мудрейшим человеком дохристианских времён, и воспринимая её буквально, мы можем и не заметить, что в ней заложены какие-то особые сокровища знаний. При поверхностном чтении, может казаться, что подобное, способны, написать немало талантливых людей, и некоторые места этой книги, могут смотреться, в общем даже банально. Но, когда мы понимаем суть притч, (так же, как и суть притч нашего Учителя и Господа Христа), мы начинаем понимать то, что Соломону, в самом деле, была дана гениальная и пророческая мудрость.
Итак, приглашаем вас в этот удивительный мир, и предлагаем вашему вниманию некоторые из примечательных мест книги: Притчи Соломона.
Притчи1:10-19
Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;11 если будут говорить: "иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины,12 живых проглотим их, как преисподняя, и - целых, как нисходящих в могилу;13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею;14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас", -15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их,16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть,18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души.19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.
- данная притча говорит О главах Израиля:
У Навуфея Изреелитянина в Изреели был виноградник подле дворца Ахава, царя Самарийского. И сказал Ахав Навуфею, говоря: отдай мне свой виноградник; из него будет у меня овощной сад, ибо он близко к моему дому; а вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или, если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит. Но Навуфей сказал Ахаву: сохрани меня Господь, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих! . И сделали мужи города его, старейшины и знатные, жившие в городе его, как приказала им Иезавель, так, как писано в письмах, которые она послала к ним. Объявили пост и посадили Навуфея во главе народа; и выступили два негодных человека и сели против него, и свидетельствовали на него эти недобрые люди пред народом, и говорили: Навуфей хулил Бога и царя. И вывели его за город, и побили его камнями, и он умер (3Цар.21:1-3,11-13).
Это есть тень будущего, а тело - во Христе (Кол.2:17).
Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили (Матф.21:33-39.).
Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас. . Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника; Он не противился вам (Иак.5:1,4-6).
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. . Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну? Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником (Матф.23:14,15,29-35).
Притчи1:20-33
Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, 21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: 22 "доколе, невежды, будете любить невежество? [доколе] буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои. 24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; 25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. 26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; 27 когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. 28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. 29 За то, что они возненавидели знание и не избрали [для себя] страха Господня, 30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои; 31 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. 32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, 33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла".
На самом деле, притча говорит о Христе и Его противниках:
Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, [так] и ходите в Нем, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол.2:6,3).
Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним (Иоан.12:19). . и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. С этого дня положили убить Его (Иоан.11:47-53).
. некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лук.13:1-5). . а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения (Дан.9:26(б)).
Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи (Матф.7:24-29).
Похожая притча
Человеку, впервые открывшего Книгу Притчей, может показаться, что это не более, чем сборник не связанных между собой поучений, на темы, далекие друг от друга. Однако, мудрость афоризмов, парадоксальность суждений, красота метафор постепенно сплетаются в сложный, но естественный узор. Настолько же сложно и многогранно само мироустройство, природа, жизнь отдельного человека и человеческого сообщества. В Притчах представлены не только многообразие и широта, но и Божественная глубина Бытия.
1 Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.
2 Гроза царя - как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя.
3 Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.
4 Ленивец зимою не пашет: поищет летом - и нет ничего.
Ст.1-4 тематически никак между собой не связаны. Ст.1 - затрагивает отношение человека с алкоголем, а ст.2 - отношения с царем. Тема ст.3 - ссора, ст. 4 - незавидная судьба ленивого землепашца.
Но все эти постулаты неразрывно связаны с основными Темами Книги Притчей: Премудростью и глупостью, которые, в свою очередь определяют отношение человека с Всевышним.
Последовательно из ст.1-4 перед читателем предстает жизнь глупца.
5 Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.
Образ жизни глупца неизбежно приведет его к краю бездны.
Мудрость - Дар Господа. Этот дар можно получить по личной просьбе, как это было в жизни самого Соломона.
«Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, – и дастся ему». (Иак.1:5).
Нести этот дар - как любой талант, данный Свыше, - великий труд. Но этот труд способен приносить бессмертные плоды. Мудрому человеку под силу даже вычерпать «воды» , скрывающиеся в темных глубинах человеческого сердца.
6 Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?
7 Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!
Репутация родителей влияет на жизнь их детей, а их праведность служит для них примером.
8 Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое.
9 Кто может сказать: "я очистил мое сердце, я чист от греха моего?"
Апостол Иоанн Богослов также предупреждал верующих: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас». (1Инн.1:8).
Преувеличение собственной праведности - фарисейство, облеченное Спасителем. (Мф.6.2; Лк.18:8)
10 Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое - мерзость пред Господом.
11 Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его.
12 Ухо слышащее и глаз видящий - и то и другое создал Господь.
Уже в отрочестве прослеживается жизненный путь человека.
Приклонивший ухо к Премудрости будет мудр. (Сир.6:34).
Поднять глаза «на высоту небес» призывал пророк Исаия . (Ис.40:26).
13 Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.
14 "Дурно, дурно", говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится.
15 Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь - уста разумные.
«Утварь» - предмет обихода. « Уста» - то, чем человек пользуется постоянно, обнажая тем самым свое сердце. Разумные уста - разумное сердце. В системе ценностей Господа они драгоценнее золота и жемчуга.
«Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе». (Матф.12:34-35).
16 Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог.
Соломон часто предостерегает от необдуманного поручительства, и
советует спасаться из этой кабалы «как серна из руки и как птица из руки птицелова». (Пр.6:1-5).
17 Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится дресвою.
Первородный грех также сопровождался первоначальной сладостью запретного плода, но имел трагические последствия. (Быт.3).
«Дресва» - согласно «Горной энциклопедии» - рыхлые продукты выветривания горных пород, размером 1-10 мм.
18 Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну.
Похожую притчу предложил своим слушателям Спаситель: «Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?» (Лук.14:31).
19 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.
20 Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
Ст.20 метафорически повторяет 5-ю Заповедь Моисея: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». (Исх. 20:12)
21 Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии.
Тема наследства, затребованного преждевременно, была развита Спасителем в Притче о блудном сыне. (Лук.15:11-20)
22 Не говори: "я отплачу за зло"; предоставь Господу, и Он сохранит тебя.
«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию . Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». (Рим.12:19).
23 Мерзость пред Господом - неодинаковые гири, и неверные весы - не добро.
В ст.23, как и в ст.10, Мудрец напоминает об одной из статей Закона, данного Богом через Моисея: «да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный». (Лев.19:36).
24 От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?
Царь и пророк Давид дерзал обращаться напрямую к Господу: «Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день». (Пс.24:4-5).
25 Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать.
26 Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо.
27 Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца.
Профессор А.П.Лопухин, комментируя ст.27, советует обратить внимание на Книгу Иова, 32.8: «Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение». (Толкование на Книгу Притчей Соломоновых).
28 Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой.
Ст.28, как до этого ст.2;8,26 - подчеркивают положение царя в теократическом государстве, каким был Израиль. Власть царя-помазанника была священна.
29 Слава юношей - сила их, а украшение стариков - седина.
30 Раны от побоев - врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева.
Телесные наказания, о которых идет речь в Законе, в Новозаветное время отцы церкви интерпретировали, как телесные скорби. Святитель Григорий Двоеслов писал: «. какой это дар - скорби телесные, которые и содеянные нами грехи омывают, и от могущих быть допущенными воздерживают… Так и у Премудрого сказано: «Раны от побоев - врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева (Прит.20:30), . Потому что, когда отвне поражают нас несчастья, тогда мы с сокрушенным и смиренным сердцем приводим себе на память наши поступки, и сознаем все содеянные нами прегрешения, и насколько велики внешние наши страдания, тем более будем огорчаться от наших дел». (Пастырское правило).
Похожая притча
Еще при жизни Давид передал царский престол своему сыну Соломону.
Было это в середине Хв. до Р.Х.
Соломон построил в Иерусалиме прекрасный царский дворец, возвел величественный Храм.
«И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего».
Господь явился «Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе».
Соломон попросил не богатство и славу, «а сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло; ибо кто может управлять этим многочисленным народом Твоим?» Это «благоугодно было Господу».
За это дал Господь Соломону не только «сердце мудрое и разумное», но и «богатство и славу».
Но Премудрость Соломон ценил превыше всего.
«И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря. И была мудрость Соломона выше мудрости всех сынов востока и всей мудрости Египтян. и имя его было в славе у всех окрестных народов. И изрек он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах.
И приходили от всех народов послушать мудрости Соломона, от всех царей земных, которые слышали о мудрости его». (3Цар.4:29-34).
В Книгу Притчей вошло около тысячи мудрых изречений. Не все они принадлежат Соломону. Считается, что окончательная редакция Книги Притчей сложилась во времена царя Езекии.
В 1-й же главе, как в современной научной работе, определяются цели и задачи Сборника. Их пять:
1. Познать мудрость и наставление.
2. Понять изречения разума.
3. Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты.
4. Простым дать смышленость, юноше - знание и рассудительность;
5. Мудрый - умножит познания, разумный найдет мудрые советы;
чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.
В самом начале подчеркивается, что Соломон был сыном царя Давида.
Давид передал своему сыну сильное царство, но он также оставил своему народу великое сокровище - богодухновенные Псалмы.
На первый взгляд может показаться, что в отличие от Псалмов, Притчи - «низкий» жанр.
Притчи, как краткие наставления, в древности служили одним из основных методов устного обучения. Они легко запоминались благодаря лаконичности и выразительности.
Притчи Соломона, в отличии от подобных ему собраний народной мудрости многих древних народовов, отличаются тем, что не теряют своей связи с Мудростью Творца. Основу нравоучений составляет закон Моисея и Божественные откровения. Даже когда речь идёт исключительно о делах житейских, связь народа со своим Богом остается первостепенным условием.
Это позволило включить Книгу Притчей Соломоновых в состав Библии, вслед за Книгой Псалмов.
1:7. Начало мудрости – страх Господень.
Мудрость не отделима от Творца. Только «глупцы» «презирают мудрость и наставление».
Обозначив источник мудрости автор обращается к своему сыну.
У царя было много сыновей, но доверительное обращение: «Сын мой» для каждого нового поколения обучающихся позволяло воспринимать Притчи как личные наставления.
1:10-16. Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся;
если будут говорить: «иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, живых проглотим их, как преисподняя, и – целых, как нисходящих в могилу; наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас», – сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.
Переход от общих целей и задач происходит решительно и обращает на себя внимание своей категоричностью. Речь сразу идет об угрозе вступления на преступный путь. Никакие другие наставления не будут иметь значения для человека преступившего Закон, данный через пророка Моисея народу Израиля.
Чтобы предостеречь молодого человека, автор подробно обличает методы преступников, которые используются для совращения неокрепших душ.
1:17-19. В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души. Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.
Птицы, на виду у которых расставляют силки, тут же улетают. Им в этом помогает инстинкт и обучение родителей. Птицы, как доказано, прекрасно обучаемы. В отличие от мудрых птиц, человек, ослеплённый алчностью, не замечает расставленных силков. Завладевший чужим добром находит смерть.
1:20-21 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:
Темные дела совершаются в темноте. Премудрость, напротив, доступна и повсеместна. Казалось бы, так просто овладеть Премудростью Божией, но не для глупцов и невежд. И не для «буйных», т.е., одержимых страстью.
1:22 «доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?
1:23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.
Премудрость не перестает призывать всех без исключения. « Изолью на вас дух мой». Что может быть отраднее? « Возвещу вам слова мои». А «слова» мудрые - «золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах». (Прит.25:11).
1:24-25 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.
Отношения между Премудростью и невежеством окончательно определились.
Премудрость открыта, доступна и бескорыстна. Она «звала», «простирала руку». Но ее снова «отвергли» .
1:26-28 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.
Для Христианского мировоззрения привычно осознание действенности покаяния, даже в последний миг перед кончиной. Но Премудрость, о которой говорит Соломон, непреклонна. На самом деле тут нет противоречия:
1:29 За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня,
Без «страха Господня» нет истинного покаяния.
1:30-31 не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.
«Невежды» «упорствуют» и «глупцы» проявляют «беспечность» :
1:32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их,
1:33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».
Спаситель сказал ученикам: «Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам». (Лук.21:15).
Читайте также: