Смысл притчи перо и чернильница

Обновлено: 19.04.2024

У: Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

У: Ребята, сегодня мы с вами пишем изложение по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница».

У: Давайте мы с вами вспомним, что такое изложение ?

Д: Изложение – это письменный пересказ текста.

У: Пересказ может быть подробным (близким к тексту), выборочным и сжатым.

(на доске открывается схема)

У: Ребята, сегодня мы будем учиться писать сжатое изложение. Как вы думаете, почему изложение называется сжатым?

Д: Потому что объем текста сокращен.

У: Сжатое изложение – это письменный пересказ, при котором текст сжимается до минимума, но без потери смысла и авторского стиля.

У: Как вы думаете, где в жизни пригодятся умения говорить кратко?

Д: Когда срочно надо сообщить о каких-либо событиях полиции, скорой помощи… и т.д.

У: Хорошо. Вторая цель нашего урока – научиться сжимать текст.

Двадцать пятое февраля.

У: Ребята, откройте рабочие тетради, запишите число и тему. Но перед этим скажите, почему в слове «сжатое» мы пишем приставку С?

Д: В слове «сжатое» мы пишем приставку «с», так как приставки «з» не бывает.

У: Правильно. А почему в слове «изложение» мы пишем корень -лож- ?

Д: В корне «изложение» мы пишем корень -лож-, так как перед «ж» пишем «о».

У: Молодцы. А теперь внимательно спишите число и тему в тетради.

У: Сегодня мы будем работать по тексту Евгения Андреевича Пермяка «Перо и чернильница ». Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Этот город сыграл и большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов - предпочел псевдоним Пермяк. Евгений Андреевич был знаком с Павлом Петровичем Бажовым. Это знакомство имело сильное воздействие на творчество Пермяка.

У: Давайте вспомним, какие книги написал Пермяк?

У: Герои его книг – обычные люди. Он выхватывает факты из жизни.

Основная тема, которая проходит через всё его творчество - тема труда. Произведения Евгения Пермяка утверждают торжество добра над злом.

У: Наш текст называется «Перо и чернильница». Я сейчас буду читать этот текст, а вы внимательно слушайте. Попытайтесь понять, о чем этот текст. Насколько соотносится содержание с заглавием? На сколько микротем можно разделить текст?

Первое прочтение текста учителем.

У: Ребята, сложный ли текст? Как вы поняли, о чем он? Как вы понимаете смысл заглавия? Какой жанр этого текста?

У: По жанру это произведение – притча. Что такое притча?

Д: Притча это краткий иносказательный поучительный рассказ.

У: Ребята, когда мы используем иносказание?

У: Мы используем иносказание, когда хотим рассказать об нравственных общечеловеческих правилах, но не прямо, а так, чтобы наш собеседник подумал, поразмыслил над сказанным сам. Это общечеловеческое понимание. Но иносказание – это термин в литературе и в русском языке. У него есть синоним аллегория.

У: Давайте приведем словарное объяснение термина «иносказание».

Д: Иносказание – это изображение нравственного понятия или явления через конкретный образ.

У: У кого из писателей мы встречаем иносказание?

У: Хорошо. Какие предметы названы в тексте?

Д: Перо и чернильница.

У: Совершенно верно, и автор выносит их в заглавие текста. Давайте и мы с вами напишем название нашего изложения.

У: Давайте вспомним, кто вводит эти предметы в свой рассказ.

У : Почему он вводит их в свою речь?

У: Ребята, а что такое чернильница?

Д: Чернильница – там, где хранятся чернила.

У: Чернильница — небольшой сосуд для хранения жидких чернил, использующийся при письме пером.

Чернильницы, в зависимости от страны, эпохи и назначения, изготовлялись разного размера и из различных материалов (камня, стекла, фарфора, металлов, полимеров), в том числе драгоценных. Могли (не обязательно) иметь крышку и подставку.

Особой разновидностью чернильницы является чернильница-непроливайка, которая, благодаря особой конструкции, препятствующей вытеканию чернил при наклоне или переворачивании (горлышко снабжено направленной внутрь ёмкости конусообразной воронкой), позволяла носить готовые к использованию чернила при себе, что являлось весьма важным до изобретения поршневых (заправляемых чернилами) и шариковых авторучек.

У: О чем этот текст? Как бы вы сформулировали эту тему?

Д: О том, как Сережа учился пером из чернильницы сказки добывать.

У: На сколько частей можно разделить этот текст?

У: Давайте откроем учебники и убедимся в этом.

Откройте учебники на странице 191 и найдите упражнение 496.

У: Я даю вам 1 минуту. Посмотрите текст. Настраиваемся. Я читаю, а вы внимательно следите и отмечаете части текста. Это нам необходимо для составления плана.

У: Откуда начинается и где заканчивается 1 часть?

Д: Первая часть начинается со слов «скажи деда» и заканчивается словами «милый внук, ручкой с перышком».

У: О чем говорится в этой части?

Д: В этой части говорится о том, что …

У: Как мы можем озаглавить эту часть?

Д: «Откуда берутся сказки»

(Запись плана учеников в тетради + план дается на доске).

У: Хорошо. А теперь запишите в свои тетради первый пункт нашего плана ( пункт плана открывается на доске).

У: 1 часть – это диалог. Наша с вами задача сократить эту часть не изменяя смысла.

Весь диалог мы можем перевести в одно сложное предложение. Если мы это сделаем, то наш текст сократится в 2 раза.

На доске (запись открывается после обсуждения): Как-то Серёжа поинтересовался у дедушки, откуда тот сказки берёт. Дедушка ответил, что из чернильницы.

У: Если мы посчитаем количество слов первой части в учебнике, то их будет 32, а у нас с вами 14 слов, то есть мы сократили его в два раза.

У: Где начинается и заканчивается 2 часть?

Д: Вторая часть заканчивается Сережиным вопросом «почему это, дедушка, так?».

У: Как вы понимаете эту часть?

У: Что значит глагол «добывать»? Давайте посмотрим, какие синонимы к данному слову использует писатель в данном тексте?

Д: Добывать – беречь, достаешь, вытащишь, не зацепляется.

У: Правильно. Скажите, как нужно понимать сказанное? Неужели на дне чернильницы лежат буквы, слова, сказки?

У: Здесь у нас с вами идет иносказание. А на самом деле Сережа в школе учился самому простому. Вспомните, как вы учились в школе писать?

У: Как мы назовем эту часть?

Д: « Почему сказка не зацепляется?»

У: Молодцы. Посмотрите, какое здесь подробное перечисление. Нам нужно убрать лишние детали. Давайте карандашом из распечатки вычеркнем все лишнее.

На доске: Серёжа в школе стал из чернильницы сказку добывать. Много тетрадок исписал, а сказка не зацепляется. Тогда он спросил деда: «Почему это, дедушка, так?»

У: Совершенно верно. Молодцы.

Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил?

У: Скажите, в какой части текста содержится ответ дедушки?

У: Назовите границы этой части.

Д: От слов «не горюй» до слов «перо острее».

У: Хорошо. Как мы назовем эту часть?

Д: « Совет дедушки».

У: Молодцы. Ребята, чему мудрый старый человек хочет научить Сережу?

Д: Тому, что надо приобретать опыт, что нельзя быть эгоистом – нужно и в другие человеческие судьбы заглядывать. Необходимо смотреть на людей, слушать их. Нужно быть открытым миру.

У: Молодцы, ребята. Правильно. А чтобы все это уметь необходимо много и хорошо учиться.

У: Что главное в этой части, а что мы можем не включать в изложение?

(в распечатке подчеркиваем то, что важно)

У: Часть сложная. Совет дедушки – аллегория. Мы будем думать и рассуждать над лексикой.

Какое лексическое средство автор использует в этой части?

Д: Антонимы. Например, жидкие – гуще, тупое – острее и т.д.

У: Мало научиться писать букву. Что нужно сделать, чтобы получилась сказка?

Д: Опыта набраться, тогда и слова обретут смысл.

У: Как вы поняли: « не в одну чернильницу глядеть будешь»

У: А что значит: «чернила будут гуще, чернильница глубже, перо острее?»

У: Нам нужно сократить эту часть, поэтому пересказывать ответ дедушки мы будем не иносказательно, а в простом смысле, как поняли.

Дедушка ответил, что чернильница и перо не главное. Нужно уметь с людьми общаться, быть внимательным к ним.

У: Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся к словам дедушки?

У: Как понимаете выражение «на ус мотай»?

У: Это Фразеологизм? Какое у него значение?

Д: Это устойчивое выражение, которое означает принять во внимание.

У: Молодцы. Как мы назовем 4 часть?

Д: «Дедова притча».

У: Что нужно оставить в последней части, чтобы нам изложение можно было закончить?

Серёжа дедову притчу запомнил и другим пересказал.

У: Теперь перед нами текст сжатого изложения, который состоит из 59 слов.

Вывод: Ребята, благодаря тому, что мы убрали прямую речь и оставили только главное, важное наш текст стал в два раза короче, чем изначальный, но при этом он не потерял своей идеи.

У: Ребята, сколько мы с вами сделали «фотографий» иллюстрирующих содержание текста?

У: Правильно, 4. То есть то количество микротем и те пункты плана, которые были обозначены вначале.

Какой можно сделать вывод о типе речи этого текста?

У: Верно. Что за тип речи повествование?

Д: Повествование – это когда последовательно рассказывают о событиях, которые происходят с героями. Это доказывает последовательность смены кадров.

У: к какому стилю речи можно отнести этот текст и почему?

Д: Художественный, так как это притча, вымысел, иносказание.

У: Хорошо. А теперь мы с вами отработаем пунктуацию и орфографию в тексте, чтобы не допускать ошибок при написании.

Работа по орфографии и пунктуации

Как – то Серёжа поинтересовался у дедушки,

откуда тот сказки берёт. Дедушка ответил, что

из чернильницы с помощью пёрышка.

Серёжа в школе стал из чернильницы сказку

добывать. Много тетрадок исписал, но сказка

не зацепляется. Тогда он спросил у деда:

«Почему это, дедушка, так?»

Дедушка ответил, что перо и чернильница не

Главное. Нужно уметь с людьми общаться, быть

внимательным к ним.

Серёжа запомнил дедову притчу и другим

У: А теперь начинаем писать первый вариант изложения на листочках. После написания внимательно проверьте.

У: Если первый вариант изложения написан и проверен, то открывайте свои тетради и начинайте переписывать изложение. Будьте пожалуйста внимательны.

У: А теперь начинаем писать первый вариант изложения на листочках. После написания внимательно проверьте.

У: Если первый вариант изложения написан и проверен, то открывайте свои тетради и начинайте переписывать изложение. Будьте, пожалуйста, внимательны.

Похожая притча


Рассказ-притча «Перо и чернильница» Евгения Пермяка был опубликован в 1959 году.

Описание книги для читательского дневника

Автор: Евгений Андреевич Пермяк
Название произведения: «Перо и чернильница»
Жанр: рассказ
Год написания: 1959
Издательство: Стрекоза
Год издания: 2010

Главные герои и их краткая характеристика

Краткое содержание и сюжет

Внук Сережа расспрашивает дедушку, откуда тот берет свои сказки. Дедушка объясняет, что все они из чернильницы. Но только сначала нужно научиться извлекать из не всякие крючочки да палочки (буквы). Когда мальчик отправился в школу, он научился все эти элементы писать. Буквы хоть и получались, но сказка из них не складывалась. Тогда дедушка объяснил Сереже, что для сказок (мудрости) нужно не только в чернильницу заглядывать. А еще с людьми нужно ладить.

План пересказа

  • Сказки из чернильницы
  • Сказка не зацепляется
  • Дедова притча. Жить с людьми, а не самому по себе
  • Дедову притчу запомнил

Основная мысль

Для творческой деятельности инструменты, такие, как чернильница и перо играют далеко не главную роль. Для творчества более важными являются способности человека, его терпение и настойчивость.

Чему учит

Притча учит тому, что нельзя без знаний, азов что-либо сделать хорошо, профессионально. Нужно быть старательным и внимательным, но не зацикливаться только на теории.

Отзыв и что понравилось

В любом деле, в том числе и в творческом, нужно быть терпеливым и настойчивым. В рассказе мне понравился дедушка Сережи, который совершенно необычным способом описал внуку творческий процесс создания сказки.

Вывод и мое мнение

Нельзя жить для себя, надо жить для людей, тогда и перо станет острым, а чернила густыми, и сказка сложится. Рассказ содержит в себе глубокую мысль о человеческом творчестве, о творчестве писателя. Сказки и другие произведения рождаются на самом деле, конечно, не из чернильницы, а из таланта, умения, труда, общения с людьми и жизненного опыта.

Похожая притча


Дедушка сказал Сереже, что сказки он достает из чернильницы при помощи пера. Когда мальчик спросил, похоже ли это на ловлю рыбы удочкой, дедушка ответил, что добывание сказки из чернильницы проходит совсем по-другому.

Сначала человек должен научиться доставать из чернильницы палочки, потом – закорючки. Накопив побольше опыта, можно научиться доставать из чернильницы буквы и слова. И только после этого на перо может и сказка зацепиться.

Когда Сережа пошел в школу, он стал учиться доставать из чернильницы все то, о чем ему рассказывал дедушка. Но сказка никак у него не выходила. Сережа снова стал выяснять у дедушки, почему так происходит? Он решил, что у него жидкие чернила и тупое перо.

Но дедушка сказал, что не только чернильница и перо помогают сказку доставать. Надо еще научиться быть самостоятельным, чтобы не зависеть от других людей. И тогда можно не только сказку достать, но и более крупное произведение.

Таково краткое содержание рассказа

Главная мысль рассказа Пермяка «Перо и чернильница» заключается в том, что для творческой деятельности инструменты, такие, как например, перо и чернильница, играют далеко не главную роль. Для творчества более важным являются способности человека, а также такие его качества, как самостоятельность, настойчивость и терпеливость.

Рассказ учит: в любом деле, в том числе и в творческом, нужно быть терпеливым и настойчивым.

В рассказе мне понравился дедушка Сережи, который совершенно необычным способом описал внуку творческий процесс создания сказки.

Какие пословицы подходят к рассказу «Перо и чернильница»?

Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Искусство без мысли, что человек без души.
Всему свое время.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.

Рубрика: Родное слово Метки: отзыв Постоянная ссылка

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Похожая притча

Обучать лингвистическому и содержательному анализу текста:

учить соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте;

определить систему языковых средств, использованных в тексте

помочь понять его идею, композицию, характер персонажей, детали.

Развивать творческие возможности школьников.

Образовательные:

Обогащать речь учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, фразеологическими, стилистическими средствами языка.

Показать школьникам закономерности функционирования существительных в речи, возможности использования их грамматических особенностей.

Воспитательные:

Формировать нравственные представления учащихся.

Ход урока

I. Вводное слово учителя о целях и задачах урока.

Сегодня на уроке вы должны подготовиться к сжатому изложению текста: определить его идею, тему, его структурные особенности (как он построен); провести языковой анализ текста, т.е. изучить его языковые особенности (лексические, синтаксические, морфологические). Не будем забывать, что мы изучаем сейчас грамматические признаки имени существительного. А в названии текста как раз - имена существительные.

II. Знакомство с содержанием.

Чтение текста по ролям: автор, дедушка, Сережа.

Учитель: В задании к тексту в учебнике есть вопрос: "Как вы поняли притчу деда?"

Что такое притча?
(Предварительное домашнее задание: посмотреть в толковом словаре лексическое значение слова притча )

Ученики отвечают, затем учитель открывает запись на доске:
Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме ( По школьному "Словарю литературоведческих терминов". У Ожегова: иносказательный рассказ с поучением.)

Учитель: Мы прибегаем к иносказанию, когда хотим сообщить о каких-то общечеловеческих, нравственных правилах, но не прямо, не в лоб, а так, чтобы наш собеседник или читатель подумал, поразмышлял сам.

Запись на доске:
Иносказание, аллегория - изображение отвлеченного нравственного понятия или явления через конкретный образ (По школьному "Словарю литературоведческих терминов")

III. Анализ содержания.

Какие конкретные, наглядно представляемые предметы названы в тексте? (Перо и чернильница)
Учитель: Автор выносит названия этих предметов в заглавие.

Кто их вводит в эту ситуацию? /Дедушка/

Почему в его речи возникают эти слова? /Он отвечает на вопрос Сережи, своего внука:
1. "Откуда ты сказки берешь?"
(Этот вопрос учитель записывает на доску, а ученики в тетради, пропустив после темы урока три строчки - на четвертой).

О чем этот текст? Как бы вы сформулировали его тему?

2. (О том, как Сережа пером из чернильницы учился сказки добывать).
(Учитель записывает эту фразу под предыдущей на доске, а ученики - в тетрадях)

Что значит добывать? Какие синонимы этого слова использует писатель в тексте?
(Учитель записывает синонимы на доске, а ученики в тетрадях под глаголом добывать:

Как нужно понимать сказанное? На дне чернильницы лежат и ждут своего часа палочки, крючки, буквы, слова и даже сказки? Чем их Сережа зацепляет и вытаскивает?
(Ответы учеников о том, что делал Сережа в школе - их понимание иносказания).
Обобщение: Значит, на самом деле он учился в школе самому простому - учился писать.

Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил?
3. (Сказка получится, если Сережа без людей, сам по себе жить не начнет).
(Учитель записывает эту фразу на доску под две предыдущие, а ученики - в тетради)

Как понимать дедушкины слова? Чему мудрый старый человек хочет научить маленького?
(Ученики с помощью учителя, дополняя друг друга, дают ответ на вопрос, тем самым определяют идею текста: Нельзя быть эгоистом, думать только о себе, нужно смотреть на людей, на мир, доверять миру, быть открытым ему и утверждать себя в нем. Для этого нужно много и хорошо учиться).
Учитель: Значит, вот в чем смысл поучения деда, нравственной идеи, которую хочет донести до читателя автор.

Какой заголовок вы предложите, чтобы он отражал не тему ("Перо и чернильница"), а идею текста?
(-Как сложить сказку?
- Если сам по себе читать не начнешь . и др.)
(Выбранный заголовок записывается на первой пропущенной после темы строке).

Какое лексическое средство использует автор в этой части текста (в вопросе внука и в ответе деда), чтобы быть убедительнее?
Автор использует антонимы: жидкие - гуще (о чернилах);
мелкая - глубже (о чернильнице);
тупое - острее (о пере);
(Это прилагательные в разных формах);
(Учитель выписывает пары антонимов на доску, а ученики - в тетради).

Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся к словам дедушки?
4. (На ус намотал - другим пересказал)
(Учитель записывает эту фразу на доске под тремя предыдущими, а ученики - в тетрадях)

Как понимать это выражение: на ус намотал?

Где можно попытаться найти его значение? Можно ли в данном случае "оторвать" слова друг от друга и рассматривать их значения отдельно, чтобы понять, что сказал дедушка?

В словарной статье какого слова в толковом словаре вы будете искать значение этого словосочетания?
Учитель: Это устойчивое словосочетание - фразеологизм, поэтому "отрывать" в нем одно слово от другого нельзя: только вместе они имеют определенное ЛЗ, закрепленное в языке. Толковый словарь Ожегова дает нам значение этого фразеологизма, мы его найдем в словарной статье слова ус - усы. Оно сопровождается пометой "разг." (разговорное, т.е. принадлежащее разговорному стилю). ЛЗ фразеологизма таково:
На ус намотать - принять во внимание, запомнить с какой-либо целью, принять в соображение.
(Учитель показывает словарную статью с толкованием фразеологизма (в толковом словаре), обращает внимание на условие обозначения).

III. Анализ содержания.

Какие конкретные, наглядно представляемые предметы названы в тексте? (Перо и чернильница)
Учитель: Автор выносит названия этих предметов в заглавие.

Кто их вводит в эту ситуацию? /Дедушка/

Почему в его речи возникают эти слова? /Он отвечает на вопрос Сережи, своего внука:
1. "Откуда ты сказки берешь?"/
(Этот вопрос учитель записывает на доску, а ученики в тетради, пропустив после темы урока три строчки - на четвертой).

О чем этот текст? Как бы вы сформулировали его тему?

2. (О том, как Сережа пером из чернильницы учился сказки добывать).
(Учитель записывает эту фразу под предыдущей на доске, а ученики - в тетрадях)

Что значит добывать? Какие синонимы этого слова использует писатель в тексте?
(Учитель записывает синонимы на доске, а ученики в тетрадях под глаголом добывать: берешь, достаешь, зацепляется, вытащишь)

Как нужно понимать сказанное? На дне чернильницы лежат и ждут своего часа палочки, крючки, буквы, слова и даже сказки? Чем их Сережа зацепляет и вытаскивает?
(Ответы учеников о том, что делал Сережа в школе - их понимание иносказания).
Обобщение: Значит, на самом деле он учился в школе самому простому - учился писать.

Как дедушка успокоил своего внука? Что он ему объяснил?
3. (Сказка получится, если Сережа без людей, сам по себе жить не начнет).
(Учитель записывает эту фразу на доску под две предыдущие, а ученики - в тетради)

Как понимать дедушкины слова? Чему мудрый старый человек хочет научить маленького?
(Ученики с помощью учителя, дополняя друг друга, дают ответ на вопрос, тем самым определяют идею текста: Нельзя быть эгоистом, думать только о себе, нужно смотреть на людей, на мир, доверять миру, быть открытым ему и утверждать себя в нем. Для этого нужно много и хорошо учиться).
Учитель: Значит, вот в чем смысл поучения деда, нравственной идеи, которую хочет донести до читателя автор.

Какой заголовок вы предложите, чтобы он отражал не тему ("Перо и чернильница"), а идею текста?
(-Как сложить сказку?
- Если сам по себе читать не начнешь . и др.)
(Выбранный заголовок записывается на первой пропущенной после темы строке).

Какое лексическое средство использует автор в этой части текста (в вопросе внука и в ответе деда), чтобы быть убедительнее?
Автор использует антонимы: жидкие - гуще (о чернилах);
мелкая - глубже (о чернильнице);
тупое - острее (о пере);
(Это прилагательные в разных формах);
(Учитель выписывает пары антонимов на доску, а ученики - в тетради).

Чем завершается рассказ? Как Сережа отнесся к словам дедушки?
4. (На ус намотал - другим пересказал)
(Учитель записывает эту фразу на доске под тремя предыдущими, а ученики - в тетрадях)

Как понимать это выражение: на ус намотал?

Где можно попытаться найти его значение? Можно ли в данном случае "оторвать" слова друг от друга и рассматривать их значения отдельно, чтобы понять, что сказал дедушка?

В словарной статье какого слова в толковом словаре вы будете искать значение этого словосочетания?
Учитель: Это устойчивое словосочетание - фразеологизм, поэтому "отрывать" в нем одно слово от другого нельзя: только вместе они имеют определенное ЛЗ, закрепленное в языке. Толковый словарь Ожегова дает нам значение этого фразеологизма, мы его найдем в словарной статье слова ус - усы. Оно сопровождается пометой "разг." (разговорное, т.е. принадлежащее разговорному стилю). ЛЗ фразеологизма таково:
На ус намотать - принять во внимание, запомнить с какой-либо целью, принять в соображение.
(Учитель показывает словарную статью с толкованием фразеологизма (в толковом словаре), обращает внимание на условие обозначения).

IV. Определение типа речи

Сколько вы сделали "фотографий", иллюстрирующих содержание текста? (Четыре)

Какие это фотографии?
Запись на доску и в тетради:

Разговор дедушки и внука о сказках

Сережа учится в школе

Разговор героев: дедушка утешает внука

Какой вы сделаете вывод о типе речи этого текста?
(Ответы учеников:
Это повествование, так как здесь последовательно рассказывается о событиях, происходящих с героями. Проверка способом "фотографирования" (получилось 4 фотографии) показала, что это действительно повествование. Текст условно отвечает на вопрос что делает предмет?)
Учитель: Сопоставьте наши записи на доске. Видите ли вы в них какое-то соответствие?
(Получилось два варианта плана. В первом мы записали опорные фразы, на которые при работе над изложением можно нанизать другие слова и предложения. Второй план отражает последовательность событий).

V. Определение типа речи.

К какому стилю речи отнесете текст и чем вам подсказывается ваш выбор?
Вспомогательные вопросы, помогающие рассуждению, в том случае, если учащиеся не могут дать полный ответ:

Есть ли у текста автор? Кто он? Какова его задача?
(Автор написал текст для своих читателей, он в иносказательной форме хочет донести до читательской аудитории свою идею - не живи только для себя, иначе ничего в жизни не добьешься. В тексте есть герои, о которых ведется повествование. Это художественное произведение , написанное в жанре притчи ).

Продумал ли писатель тему и идею произведения? Обдумана ли речь ?
(Тема и идея продуманы в художественной форме. Речь подготовленная, т.е. выбраны осмысленно лексические и синтаксические средства. Автор тщательно отбирает слова (синонимы, антонимы, устойчивые выражения), строит предложения).

VI. Языковой анализ текста (синтаксические средства)

1. Какая форма речи преобладает в тексте? /Диалог/

Давайте посмотрим на первую часть текста.

Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.

А как ты их оттуда достаешь, дедушка?

Ручкой с перышком, милый внук, ручкой с перышком.

Переведите из прямой речи в косвенную первое предложение. / Сережа спросил как-то у дедушки, откуда тот сказки берет./

Три оставшиеся реплики (вопрос Сережи и дедушкины ответы) заключите в одну.
/ « Из чернильницы ручкой с перышком», - ответил дедушка /.

Посчитайте количество слов в первой части в авторском тексте и в нашем - сжатом /80 слов - 16 слов/.
Значит, требование сжать текст мы с вами сумеем выполнить.

2. Давайте посмотрим, как построены предложения во второй части текста.

Поступил Сережа в школу.

/- Что нам уже известно?

Что здесь является темой?

Правилен ли порядок слов в предложении?

Зачем автор его нарушил?

Стал из чернильницы сказки добывать.

/-Что в этом предложении не подчиняется законам синтаксиса? (Нет темы).
- Почему? (И так ясно, что это Сережа. Главное - действие).

Сначала палочки.
Потом крючки.
Потом буквы.

/- Какая особенность в этих 3-х предложениях? (Нет ни темы, ни ремы. Автор сосредоточивается на главном: что добывает Сережа и в к акой последовательности . Все лишнее убрано, предложения стали неполными./

В синтаксисе текста нет шаблона. Предложения построены по-разному.

Вам нужно сократить эту часть текста тоже почти в два раза. Попробуйте это сделать.
/Устная попытка: Стал Сережа в школе из чернильницы добывать сначала палочки, крючки, буквы, потом слова. А сказка не зацепляется./

Посчитайте количество слов у автора и в вашем варианте. /27 слов - 17 слов/.

Давайте подведем итог сделанному на уроке по следующему плану:

/Итог урока (ответ ученика)

Текст написан в художественном стиле речи.

Тип речи - повествование в жанре притчи.

Тема - о том, как Сережа учился "добывать сказку пером из чернильницы"

А идея заключена в словах дедушки: если будешь не в одну чернильницу смотреть, если сам по себе жить не начнешь - "зацепишь" сказку./

Домашнее задание: написать первый вариант изложения (для обсуждения недочетов и достоинств на

Притча Иносказание Синонимы
Антонимы
Идея
Устойчивое словосочетание
Диалог
Тема
Рема
Обратный порядок слов в предложении

Стиль речи
Тип
речи
Жанр
Тема

Подготовка к сжатому изложению по тексту Е.А.Пермяка "Перо и чернильница"

Заголовок, отражающий идею:
Как добывается сказка?

Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. Иносказание - изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

Откуда ты сказки берешь?

Сережа учился пером из чернильницы сказки добывать.

Сказка получится, если Сережа без людей, сам по себе жить не начнет.

На ус намотал - другим пересказал.

Разговор дедушки и внука о сказках.

Сережа учится в школе.

Разговор героев: дедушка утешает внука.

добывать берешь достаешь зацепляется вытащишь

жидкие - гуще
мелкая-глубже
тупое - острое

Закрытая часть доски

Скажи, дедушка, - как-то спросил Сережа, - откуда ты сказки берешь?

Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.

А как ты их оттуда достаешь, дедушка?

Ручкой с перышком, милый внук, ручкой с перышком.

Поступил Сережа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать.

Сначала палочки.
Потом крючки.
Потом буквы.

Сережа спросил у дедушки, откуда он сказки берет. « Из чернильницы ручкой с перышком», - ответил тот . (15)

Поступил Сережа в школу. Стал из чернильницы сказки добывать. Сначала палочки, крючки, буквы, потом слова. А сказка не зацепляется. (19)
Серёжа задумался почему это так. Дедушка ответил, что надо не только в чернильницу смотреть, а учиться и набираться знаний . (Самому по себе жить).

Читайте также: