Родительское собрание на тему духовно нравственное развитие притча
Обновлено: 14.11.2024
Один ребенок, готовый появиться на свет, спросил Бога:
- Мне говорят, что завтра я должен родиться, но как я смогу там жить - такой маленький и беспомощный?
Господь отвечал:
- Среди множества ангелов я выбрал для тебя двоих. Они будут ждать тебя и позаботятся о тебе.
Ребенок продолжал спрашивать:
- Господи, ответь мне. Здесь, на небесах, чтобы быть счастливым, мне не нужно ничего делать, только петь и смеяться. А как я буду жить на Земле?
Бог сказал:
- Твои ангелы будут каждый день радоваться и петь для тебя. Ты будешь счастлив, чувствуя их любовь.
Дитя снова спросило:
- Как я смогу понимать людей, не зная их языка?
Господь отвечал:
- Твои ангелы скажут тебе самые прекрасные слова, которые когда-либо можно услышать, и научат тебя произносить их.
- Я слышал, что на Земле есть плохие люди. Кто защитит меня?
- Твои ангелы защитят тебя, даже когда это будет угрожать им самим.
В этот момент на Небесах было очень тихо и мирно. Дитя в спешке спросило:
- Господь, мне пора покинуть Тебя. Пожалуйста, скажи мне имена моих ангелов.
И Господь ответил:
- Имя не имеет значения. Ты будешь просто называть их - МАМА и ПАПА !
Семью по праву называют первой школой интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания, где особую роль играют все члены семьи: отец, мать, старшие братья, сестры, дедушка и бабушка. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
В семье закладываются основы развития личности, физического, нравственного и духовного ее здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и принятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект. Вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества.
Если спросить любого из вас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок вырос высоконравственным, духовно богатым человеком?», то, наверняка, все ответят утвердительно. Но у одних родителей, казалось бы, вопреки их стараниям ничего не выходит. У других, напротив, без особых усилий получается все как надо. В чем же дело? Дело во многом, в том числе — в силе, разрушающем или созидающем смысле родительского слова. Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Говорит народная мудрость.
Старость – неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь. Хорошие дети – спокойная старость, плохие дети – старость превращается в ад.
Главное, что бросается в глаза. Когда смотришь на детей счастливых родителей – это то, что дети сознательно стремятся к тому, чтобы не принести горя, тревоги, печали своим родителям – это то, что вложили отец и мать своей сердечной заботой друг о друге, взаимной преданностью, чуткостью. Мы, родители, воспитываем, прежде всего, своими взаимоотношениями, своими словами.
И если ребенок становится непослушным, до него не доходят добрые слова. В таких случаях надо посмотреть прежде всего на себя. Где – то есть трещинка, вначале маленькая и незаметная.
2.Основные пути формирования нравственности ребёнка в семье.
- Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро.
- Разъяснение, воздействие словом. Не надо говорить ребёнку то, что он хорошо знает и без нас. Необходимо задумываться над тоном, манерой разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей», ни то, ни другое не задевает душу ребёнка. Необходимо обязательно продумывать, как связать слова с жизнью, какого практического результата хотим добиться.
Дети младшего школьного возраста требуют примеров из жизни.
Притча "Деревянная кормушка"
Когда-то, может давно, а может не очень, жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавать в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.
Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.
- Что ты хочешь сделать? - спросил отец.
- Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.
- Какой вывод можно сделать?
Мы в ответе за пример, который подаём своим детям
Большой ошибкой являются упрёки. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. Упрёки в свою очередь вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
Альтернативой упрёкам является порицание. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действий. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании видел не только строгость, но и заботу о себе.
Не следует забывать и о запрещении. Оно предотвращает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относится к своим желаниям. Нужно соблюдать одно правило: каждое запрещение должно иметь разумное объяснение
3.Советы родителям:
Дом для ребенка - школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств ребенка включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого требует поддержки со стороны родителей - и не только словом, но и примером. Ребенок должен видеть, как мы на практике проявляем свою любовь к ближнему.
Принимать ребенка таким, какой он есть;
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
Предоставлять возможность ребенку самостоятельно принимать решения;
Не давать обещаний, которые вы не можете исполнить;
4.Памятки для родителей:
1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте назойливо каждый его шаг, ведь есть много других способов.
4. Оценивайте отдельный поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельный поступки – не одно и тоже.
5. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что любите его, сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
«Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени»
Один мальчик спросил свою маму:
-Мама, а ты меня любишь?
-Когда ты хороший люблю, а когда- плохой-нет.
-А я тебя всегда люблю,-сказал малыш.
-Дорогие родители, любите своих детей такими, какие они есть, ведь они вас любят уже потому, что вы их мама и папа. И. главное, верьте в них!
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в форме круглого стола «Духовно-нравственное воспитание»
Тема : «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Задачи : обсудить с родителями роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей ; способствовать формированию у родителей желания работать над приобретением внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности.
Форма проведения : круглый стол .
Предварительная работа : анкетирование родителей .
Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!
Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.
С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.
Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.
Не он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.
Но вот взошла Утренняя Звезда.
Люди уставились на дорогу – где Путник?
Где-то запел жаворонок.
Где-то заржал жеребенок.
Где-то заплакал ребенок.
А Путника Вечности на дороге люди не увидели.
Пришли к мудрецу с жалобой :
Где же обещанный Путник Вечности?
А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.
Но это плачь новорожденного! – ответили люди.
- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!
Так люди увидели ребёнка – свою надежду.
Беседа с родителями .
- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?
- Ведь именно ему жить в будущем.
И от нас с вами зависит, каким он будет и какую жизнь он проживет. Представьте себе, что солнышко – это душа ребенка, а лучики – качества его характера. Каким вы хотите его видеть? Какими чертами характера он должен, по- вашему, обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?
У вас на столах лежат «солнечные лучики» , на которых вы должны написать черты характера. Выберите то качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка.
Перечисляю качества, которые написали родители (- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым)
- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!
К сожалению, не все дети обладают такими чертами характера и духовно -нравственными ценностями.
Сегодня мы с вами и поговорим на тему : « Духовно — нравственное воспитание ребенка , через семейные традиции и досуг в семье».
Для начала я хотела бы вам задать такие вопросы :
1. Как вы понимаете нравственное воспитание ?
2. Что такое духовное воспитание ?
3. Почему они объединены через дефис?
Воспитание - навыки поведения , привитые семьёй, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества , необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность , не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания
« Духовность - свойство , состоящее в преобладании духовных , нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».
Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка . Формирование долга , ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает . Основной вклад родителей в подготовку подрастающего поколения к семейной жизни заключается в формировании у ребенка отношения к семье, осознания ее личностной значимости.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно -нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Семейные традиции - это основное средство формирования духовных ценностей , норм семьи.
Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи) . (Словарь русского языка С. И. Ожегова) . Если Вы перенесетесь в свое детство, то наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие.
Скажите, пожалуйста, какие традиции - в ваших семьях?
У каждого это свое : совместные чтения интересной книги; парадный сервиз на семейном празднике; сказка на ночь; семейный выход на парад в День Победы; яблочный пирог, испеченный бабушкой; вечер, когда все собирались к чаю и рассказывали друг другу о событиях дня; подарки, сделанные своими руками для членов семьи.
Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь детство ваших детей намного богаче.
- Дорогие родители , сегодня мы выяснили, какую роль играет семья и любовь родителей в воспитании детей . Чтобы вырастить духовно богатого человека , культурную, нравственно зрелую личность, ребятам необходим родительский пример . Им нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее родительское собрание "Нравственное воспитание детей через культурные традиции семьи"
Цель собрания - помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека.Задачи:1. Способствовать соблюдению имеющихся семейных традиций и появлению новых; .
Общее родительское собрание "Нравственное воспитание детей через культурные традиции семьи "Цель собрания: помочь родителям осознать значимость семьи в жизни человека.Задачи: активизировать внимание уставших родителей, создать атмосферу праздника, доброжелательный настрой и взаимоп.
Родительское собрание "Нравственное воспитание детей 3-4 лет" (конспект,презентация, приложение)
Нравственное воспитание детей 3-4 лет.
Родительское собрание "Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста"
Цели:1) Познакомить родителей с задачами нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;2) помочь родителям в воспитании культуры поведения у детей.
Родительское собрание НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина.Умение п.
Конспект родительского собрания «Нравственное воспитание в семье»
Цель:• Развивать интерес родителей об образовательном процессе, содействовать взаимодействию педагогов и родителей.• Заинтересовать родителей проблемой, приобщить родителей к .
Конспект родительского собрания «Нравственное воспитание в семье»
Цель:• Развивать интерес родителей об образовательном процессе, содействовать взаимодействию педагогов и родителей.• Заинтересовать родителей проблемой, приобщить родителей к .
Похожая притча
Жил на свете садовник. Точнее, родился-то он не садовником, а простым человеком, да и долгое время себя таковым не считал. Был он всю свою жизнь мужичком добродушным и всеми уважаемым.
Началось с того, что он посадил у себя под окном яблоню. Она прижилась, выросла, стала весной цвести, осенью - плодоносить. Посадил он грушу. И она через какое-то время стала приносить плоды.
Теперь мужичек мог именовать себя садовником, а место под окном - садом. Насажал в своем саду еще яблонь и груш. Те разветвились, раскустились под ласковым солнцем и бескорыстными дождями. Мужик только успевал урожай снимать. Как и у всех специалистов в своей области, стал же он садовником, деятельность его на этом не прекратилась. Он стал сажать редкие для своей местности растения. Для этой цели соорудил теплицу. Так появился в его саду виноград.
Виноград прижился. Однажды позаботившись о тепле, садовнику не приходилось утеплять его каждую зиму. Солнце также ласково и безвозмездно дарило теплоту и свет. А вот дождь со своей бескорыстностью уже сюда не попадал, теплица была крытой. Будет несправедливо сказать, что садовник совсем не заботился о виноградной лозе. Время от времени он поливал ее, когда вспоминал о ней между всеми уважаемыми делами, и когда оставалось то самое время от этих важных дел.
Лоза выросла и стала приносить плоды. Но такие неказистые, мелкие, так как сама была жиденькой, бледной, едва выделяясь из толпы окружавших ее сорняков. Она тихо шуршала своей полузасохшей листвой. Наверное, она хотела попросить посадившего ее садовника немного внимания, сердечной теплоты или, хотя бы, воды.
Но садовник не слышал ее, так как был занят своими многоуважаемыми делами. В это время он помогал попросившим его людям сажать яблони и груши. Он не мог им отказать.
Кто не знает, что ветви многолетней лозы сохраняют то самое расположение, которое им придает садовник в первые три года. По природе так и бывает, что каким растение стало образовываться с самого начала, таким останется до конца. Следовательно, и ребенок должен быть создан таким, каким он должен быть в течение всей жизни. Поэтому родители не должны откладывать воспитание своих детей до обучения воспитателями и учителями (так как невозможно уже выросшее кривое дерево сделать прямым). Они сами должны найти способы обращения со своими сокровищами с учетом и значимостью их ценности, чтобы под их руководством дети начали возрастать в любви у Бога и окружающих людей.
Как показывает практика, регулярный уход за растениями порою осуществлять гораздо сложнее, чем произвести сами посадки. И дело даже не в том, что порой не хватает нужных знаний - иногда на это просто не остается ни сил, ни времени. Однако уход за растениями начинается сразу же после их высадки. Работы по уходу за растениями заключаются в поливе, рыхлении, прополке, подкормке, обрезке и формировании кроны, защите от вредителей, лечении и восстановлении посадок, подготовке растений к зиме.
Вот несколько правил садовника по уходу за «культурным растением».
1. Умеренность
– детей нужно научить потреблять пищу сообразно с требованиями природы и не более.
2. Опрятность
– детей необходимо научить соблюдать приличие при еде, в одежде и в попечении о теле.
3. Почтительность к старшим
– дети должны относиться с уважением к их действиям, словам и взглядам.
4. Предупредительность
– дети должны уметь по знаку и слову старших немедленно выполнить все.
5. Говорить правду
– крайне необходимо, чтобы дети не лгали, а взрослые не давали повода для лжи. Дети редко перевирают слова родителей, они удивительно точно повторяют все то, чего им не следовало говорить.
6. Справедливость
– важно научить детей не трогать ничего чужого, не брать тайно, не прятать и не причинять кому-либо вреда.
7. Благотворительность
– учить детей быть щедрыми, а не скупыми и не завистливыми.
8. Приучать детей к труду, чтобы они избегали ленивого досуга.
Каждого ребенка следует побуждать к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой, но не за успех, а за усилие, проявленное в труде.
9. Приучать детей молчать, когда говорят другие.
Говорить они научатся сами.
10. Терпение
– дети не должны думать, что все будут являться по их мановению. С раннего возраста дети должны учиться обуздывать страсти, дабы у родителей не появилось чувство, что дети позорят их, когда на людях ведут себя так, как родители ведут себя дома.
11. Деликатность
– дети должны уметь приветствовать, подавать руку, наклонять колено, благодарить, приносить извинения.
12. Во всем вести себя сдержанно и скромно!
Дорогие родители, не смотря на многоуважаемую работу, желаю Вам всегда находить время для возделывания благодатной почвы и заботы о Вашем садике, дабы он не потерялся в сорняках.
Мать спросила у мудреца, когда лучше начинать воспитание ребенка.
- Сколько ему лет? - спросил мудрец.
-Три года! Беги скорей домой! Ты уже на три года опоздала.
Публикации по теме:Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей дошкольного возраста» УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТЫНДИНСКОГО РАЙОНА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ. МДОУ ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» П. ВОСТОЧНЫЙ Единство требований в.
Родительское собрание «Когда в ответе родители, или Роль семьи в воспитании детей» Тема: Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей. Форма проведения – круглый стол. Цель. Активизировать и обобщить воспитательные.
Родительское собрание «Безопасность ребенка» БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКАЦели:сохранение жизни и здоровья детей; формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка;.
Родительское собрание «Авторитет родителей. Его роль в воспитании детей» План проведения собрания: 1. Подготовка к выступлению на собрании 2. Изучение методической литературы 3. Изготовление вместе с детьми пригласительных.
Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании детей» Тема: «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей» на родительском собрании определяются следующие группы: «Добрые родители»;.
Родительское собрание: «Роль семьи в Воспитании ребенка (деловая игра)» РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА (деловая игра) Цели: расширение профессиональной компетентности учителей на основе упражнений по выработке.
Родительское собрание «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка» Цель: 1. Помочь познакомиться друг с другом и специалистами, снять психологические барьеры. 2. Установить более тесный контакт между сотрудниками.
Родительское собрание «Значение игрушки в жизни ребенка» Форма проведения: семейная гостиная Возраст: средний Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности.
Тема: Родительское собрание в форме круглого стола. Тема: «Баю-бай, детка засыпай!» План собрания: 1. Открытие клуба «Мой малыш!» 2. Колыбельная песня – особый жанр русского фольклора. а). Историческая справка о колыбельной.
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
в условиях ФГОС
Подготовила Е.В. Девяткова, воспитатель подготовительной группы №7 «Морозко», МКДОУ д/с «Березка», с.п. Горноправдинск.
«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус детской жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».
В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности и процветания во взрослой самостоятельной жизни. Мы все хотим видеть наших детей здоровыми и счастливыми, для этого нужно заложить духовно-нравственные основы.
Недаром говорится: «Дети – наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Цель духовно-нравственного воспитания – формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры.
- интеллектуальное и духовное обогащение детей;
- элементарное знакомство с православной верой;
- формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
- возрождение русских национальных традиций и обычаев;
- сохранение нравственных семейных ценностей.
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру.
Все начинается с детства. Мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и белоствольные березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье родника.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых (быть примером), от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
В нашей группе мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении.
Формы работы по духовно - нравственному воспитанию в нашей группе, применимые также дома, в семье :
- фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, в устном народном творчестве сохранены особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности (пословицы и поговорки, заклички, пестушки). В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом;
- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений, сказки о материнской любви: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка и др.;
- циклы занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей: «Жил-был я», «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать», «Где добрые люди, там беды не будет», «Доброе дело делай смело», «Что мы Родиной зовем?», «Дом, в котором мы живем», включающие в себя чтение и обсуждение с детьми подобранного в соответствии с темой занятия небольшого литературного произведения, игры, ситуативные задачи, рассматривание дидактического материала;
- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха,8 марта, День Победы, 23 февраля и др.)
- тематические выставки детского творчества;
- знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской; из рассказов взрослых, литературы, видеофильмов, художественных исторических фильмов дети узнают о былинном Илье Муромце не только как о реальном историческом лице, но и как о святом Русской православной церкви; о Дмитрии Донском молодом московском князе, победившем огромное войско Мамая, на Куликовом поле; Александре Невском – храбром защитнике Руси от немецких и шведских завоевателей; Федоре Ушакове, Александре Суворове, Кутузове, которые совершали не только воинский, но и духовный подвиг, «Три богатыря» «Никита Кожемяка и др., как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма; приобщаем к истокам русской национальной культуры «Как жили люди на Руси»; «Декоративно-прикладное искусство»; «Устное народное творчество»; «Народная игра»;
- воспитываем любовь к родной природе, родному краю, через реализацию проекта «Сказки народов Югры», презентации «Коренные народы земли Югорской», «Хлебушек душистый» и др.
- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;
- нравственные беседы (о прощении, скромности, трудолюбии, сострадании к ближнему, об умении терпеть, об уважении старших и др.)
- экскурсии в природу, как относиться к природе, какие правила в природе надо знать и соблюдать;
- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом - ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому работу по духовно-нравственному воспитанию мы в группе начинаем с воспитания любви к матери, своей семье, своим родным: «Расскажи о своей маме», заучивания стихов о маме «Посидим в тишине» и др., изготовление подарков для мам, бабушек; творческие работы – портреты мам или всей семьи совместные мероприятия детей и мам «Дни открытых дверей», чаепития и посиделки с мамами.
Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.
Итак, духовно-нравственное воспитание чувств будет эффективнее, если между детским садом и семье й установится тесная связь. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
Памятка для родителей
«Рекомендации по организации
семейного чтения по духовно-нравственному воспитанию»
- при выборе взрослым сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес и на проблему семьи и своего ребёнка (например: болезнь члена семьи, появлении е второго ребёнка, семейный разлад) ;
- читать детям нужно регулярно, в специально отведённом для этого месте.
- кто именно будет читать ребёнку – определите сами исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обратиться ребёнок за советом в случае появления житейских затруднений;
- если после прочитанного у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, спросите, как он сам понимает слово или ситуацию, возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания много в его поведении и эмоциональном состоянии;
- если у ребёнка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировать это, чтобы на досуге разобраться, что на самом деле озадачило ребёнка и каких именно объяснений он ждал от вас, по видимому его что-то беспокоит, он нуждается в вашей помощи;
- порой в вопросах ребёнка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор, если ребёнок «застрял» на чём-то – это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять;
- если в ритуале семейного чтения принимают участие старшие члены семьи (дедушка или бабушка, окажите им уважение и выслушайте их вместе с ребёнком, даже если их рассуждения будут расходиться с вашим, родительским мнением;
- если ребёнок попросил вас и назавтра повторить ту же сказку или главу из книги – это не случайно, выполните его просьбу и постарайтесь понять, что именно заставляет вашего ребёнка ёщё и ещё раз переживать события из произведения, что его так глубоко затронуло?
Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечёт» в семью ваших повзрослевших детей.
Примерный список художественной литературы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников:
- русские народные сказки нашего детства;
- В. Осеева Рассказы о детях: «Синие листья», «Плохо», «Чего нельзя, того нельзя», «Три сына», «Сторож», «Печенье», «Обидчики», «Волшебное слово» и др.;
- Л. Толстой «Лев и собачка», «Лгун», «Косточка», «Старый дед и внучек»;
- В.В. Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо?»;
- Н.Носов юмористические рассказы и повести для детей: «Заплатка», «Находчивость», «Огурцы», «Фантазеры» и др.;
- Э.Успенский его книги и мультфильмы
1. Повышение педагогической культуры родителей и пополнение арсенала их знаний по вопросам духовно-нравственного воспитания личности ребёнка.
2. Осознание родителями важности домашнего семейного чтения, как одного из средств духовно-нравственного становления личности ребёнка дошкольника.
3. Продолжение сотрудничества родителей и ДОУ.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.
2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
3. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
4. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004.
5. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с.
6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-168с.
7. Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 96с.
8. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004.-80 с.
9. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005. -72 с.
10.Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128с.
11.Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект/авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В. Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013.-103с.
12.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост.В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.-166с.
Похожая притча
Задачи: обсудить с родителями роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей; способствовать формированию у родителей желания работать над приобретением внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности.
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_duhovnoe_vospitanie.docx | 16.92 КБ |
Похожая притча
Цель духовно-нравственного воспитания - это формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры русского народа.
Вложение | Размер |
---|---|
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Духовно - нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОС" | 29.54 КБ |
Читайте также: