Рембрандт притча о работниках на винограднике
Обновлено: 14.11.2024
Данный лот является благотворительным. Продавец перечисляет 1% от стоимости лота на помощь больным детям. Подробнее о благотворительной программе аукциона.
Мф 20.1-16 ПРИТЧА О РАБОТНИКАХ В ВИНОГРАДНИКЕ
Parable of the landowner hiring labourers for his vineyard
Artist: UNKNOWN; Master Connected to the Protestant Reformation Era Writings
Date: Published 1516
Technique: Woodcut
Иисус сказал:
1 Царство Небес можно сравнить вот с чем:
один хозяин пошел рано утром нанимать работников к себе в виноградник.
(2) Сговорившись с работниками о том, что он заплатит им за день по одной серебряной монете, он послал их в виноградник.
(3) Придя в девять часов утра на рыночную площадь, он увидел, что там стоят еще люди без дела. (4) Он сказал им: «Ступайте и вы в виноградник. Я заплачу вам, что будет причитаться». (5) Они пошли.
И в двенадцать часов, и в три часа дня он делал то же самое.
(6) И уже около пяти часов он еще раз пришел на площадь, увидел стоявших там людей и говорит им: «Что вы стоите весь день без дела?»
(7) - Никто нас не нанял», - отвечают они.
Он говорит им: «Ступайте и вы в виноградник».
(8) Когда настал вечер, хозяин говорит своему управляющему: «Созови работников и расплатись с ними. Начни с тех, кого наняли последними, и закончи первыми». (9) Пришли нанятые в пять часов вечера, и каждый получил по серебряной монете. (10) Первые, придя, решили, что они получат больше. Но и они получили по денарию. (11) И, получив, стали негодовать на хозяина: (12) «Эти последние час один проработали, ты же приравнял их к нам, а мы ведь целый день надрывались под палящим солнцем». (13) Но он ответил одному из них: «Я тебя не обидел, приятель. Разве ты сговорился со мной не за один денарий? (14) Получай свое и уходи. А я хочу и этому, последнему, дать столько же, сколько тебе. (15) Разве я не вправе поступать со своими деньгами, как хочу? Или тебе завидно, что я щедр?»
16 Так последние станут первыми, а первые – последними.
16 В некоторых рукописях стих заканчивается словами: «Ведь много званых, но мало избранных».
1 Мф 21.28, 33 2 Тов 5.15 8 Лев 19.15; Втор 24.15 16 Мф 19.30; Мк 10.31; Лк 13.30
Из комм. В.Кузнецовой:
Parable of the workers in the vineyard
Artist: UNKNOWN; Master Connected to the Protestant Reformation Era Writings
Date: Published 1547
Technique: Woodcut
Jesus Mafa
привычное название притчи не отражает ее смысла и цели, поэтому иногда предлагается новое: «Притча о добром (или щедром) господине». Кроме того, нельзя не увидеть ее родства, при внешнем несходстве, с притчей о блудном сыне (Лк 15.12-32).
Ст. 1-2 – Царство Небес можно сравнить вот с чем (дословно: «Царство Небес подобно человеку») – как и раньше, Царство сравнивается не с человеком, а с целой ситуацией (см. коммент. на 13.24). Рано утром – то есть на рассвете, в шесть часов утра. Серебряная монета, или денарий – средняя плата за один рабочий день.
Ст. 3-6 – В девять часов (дословно: в третьем часу») – исчисление времени в притче ведется по римскому счету: часы отсчитываются с рассвета. Что будет причитаться – вероятно, работники поняли это так, что плата будет соответствовать количеству проработанного времени, и не рассчитывали на оплату за полный день. В двенадцать часов – дословно: «в шестом часу»; в три часа – дословно: «в девятом часу». Хотя не сказано, о какой оплате договорился хозяин с позднее нанятыми работниками, но подразумевается, что оплачено будет лишь время их работы. В пять часов – дословно: «в одиннадцатом часу», то есть за час до конца рабочего дня.
Ст. 7 – То, что в горячую пору уборки винограда этих людей никто не нанял, вероятно, значит, что в небольшом селении, где все друг друга знают, было известно, что это не очень хорошие работники. Но хозяин виноградника зовет и их.
Story of the daily wage, The
Artist: UNKNOWN; Illustrator of Jerome Nadal's 'Evangelicae Historiae Imagines', 1593
Date: Published 1593
Technique: Woodcut
Ст. 8 – Когда настал вечер – Закон Моисея обязывал расплачиваться с работниками в конце дня: «Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра» (Лев 19.13) и «В тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того» (Втор 24.15). Если бы расчеты начались с первых, то они ушли бы, не узнав о том, что проработавшим меньшее время тоже заплатили по денарию.
Ст. 9-12 – Вопреки всем предположениям, пришедшие в виноградник позже получили плату за целый рабочий день. Об этом тут же стало известно всем остальным, и они решили, что по какой-то причине хозяин решил проявить щедрость и заплатить им больше. Но их ждало разочарование: они тоже получили по денарию. Их охватили негодование и зависть, чувства негодные, но они понимают их как жажду справедливости. С их точки зрения, хозяин поступил с ними несправедливо.
Ст. 13-15 – Хозяин восстанавливает истину: он никого не обидел, заплатив столько, сколько было обговорено. Если он решил проявить щедрость к работавшим меньше, это никого не касается, потому что он волен распоряжаться своими деньгами так, как ему заблагорассудится. Тебе завидно (дословно: «у тебя завистливый глаз») – эти слова хозяина ставят вечный диагноз человечеству, объясняющий ненависть, распри, войны. Все это зависть, упорно маскируемая под жажду справедливости. Я щедр – дословно: «я добр». Эти слова перекликаются с 19.17.
Таким образом, притча уничтожает идею заслуги . В ней нет и намека на то, что последние работали лучше первых, как, например, в очень похожей талмудической притче. Там человек, проработавший меньшее количество времени, сделал больше остальных и поэтому получил и похвалу царя, и б`ольшую плату. По мнению некоторых ученых, рабби, рассказавший эту притчу, сознательно изменил притчу Иисуса, введя туда идею заслуги.
Ст. 16 – Притча – это ответ Петру на его вопрос, предполагавший, что те, кто последовал за Иисусом раньше других, получат большую награду. Поэтому цель причти – «научиться у Него смотреть глазами Бога, а не своим собственным “завистливым глазом”»*
1. Artist: ZUCCARO, Federico
Andrea del Sarto, Inspired by
Date:
Technique: Pierre noire
Location: Louvre, Paris
2. Parable of the workers in the vineyard, The
Artist: RUBENS, Peter Paul
Technique: Pen, brown wash, brown ink, white, pierre noire
Location: Louvre, Paris
REMBRANDT Harmenszoon van Rijn
Date: 1637
Technique: Oil on panel
Location: State Hermitage Museum, St. Petersburg
Похожая притча
Многое Иисус Христос говорил иносказательно, сообщал в притчах.
Это было необходимо, потому что люди того времени не могли постичь истинный смысл сказанного.
Вот и приходилось тогда прибегать к языку символов, в надежде на то, что придет время, когда тайное станет явным, когда человек, наконец-то, сможет понять то великое, что скрывается в простых притчах.
Притча о работниках виноградника
Об этой притче, что рассказал Иисус Христос сказано в начале 22 главы Евангелия от Матфея.
Хозяин дома решил «нанять работников в виноградник свой».
Отсчет часов в Израиле начинался с восходом солнца, так что для того, чтобы примерно знать наше время, следует прибавить время его восхода, что соответствует 6 часам.
Начал их нанимать ранним утром, затем нанимал около третьего, шестого и девятого часа, а завершил прием на работу около одиннадцатого часа.
С каждым он договаривался, что заплати за работу один динарий. Эта плата, которую получал в то время за день римский легионер.
Через час после последнего приема на работу рабочий день завершился, и хозяин стал расплачиваться с работниками.
«Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: «позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых».
«И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
и, получив, стали роптать на хозяина дома
и говорили: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной».
Он же в ответ сказал одному из них: «друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;
разве я не властен в своём делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр?»
Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных». Евангелие от Матфея 20 глава 20.9-16.
Истинный смысл притчи
Этой притчей Иисус Христос рассказал о Царствии Небесном, о награде, которую получит каждый праведник, который в День Страшного Суда будет спасен и сохранен в раю.
«Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой» Евангелие от Матфея глава 20.1.
Главная и единственная цель каждого из нас – спастись и сохраниться в раю, попасть в Царствие Небесное, достичь жизни вечной.
Только к этому следует стремиться, только этой награды стоит просить у Бога.
На пути к этой цели одни из нас совершают большие, великие дела, другие малые.
Кто-то совершает подвиг, кто-то просто живет в ладах со своей совестью и в соответствии с заповедями Божиими.
Похожая притча
Да, я знаю правильное толкование данной известной притчи, но… ум мой еретический другое смущает – правильно ли выбран сюжет для притчи? Что если рассматривать притчу с точки зрения работника, ведь большинство из нас именно работники, на «виноградниках» за денарии пребывающие. А уж среди «хозяев дома» вот таких по рембрандтовски жирненьких и довольных жизнью фарисеев не мало. Что если пофантазировать, как среди работников нашелся поэт, вития, странствующий философ, который смог бы достойно ответить зарвавшемуся жирдяю, невесть с чего возомнившему себя привратником врат господних?
«Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, дам вам. Они пошли.
Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то́ же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что́ вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что́ следовать будет, полу́чите.
Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе; разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных.»
Саломон Конинк. Саломон Конинк.Какой могла бы речь работника – философа?
Что же, хозяин, спасибо тебе за доброту и ласку твою. Спасибо, что о договоре напомнил, слышал я о том, кто договорами людей смущает по букве верными, а по духу лукавыми, не от него ли мудрость твоя лукавая проистекает? Говорю с тобой без страха я, ибо пойду сегодня же дорогой дальней, в отличии от добрых товарищей своих, кои здесь останутся. Им и завтра работать нужно, хотя сдается мне к тебе последнему придут они. Но кто знает, вдруг по душе им сладкие речи и мудрость твоя, и потекут работники к тебе зная, что сверх денариев ты речами платишь, которые в мыслях твоих золота дороже!
Ты ведь и о завтрашнем дне подумал, не только сегодняшним живешь и речи у тебя на завтра готовы и… денарии, сколько платить будешь один денарий или больше? Скажи в чем доброта твоя – в том, что тех, кто жен и детей своих накормить чтобы, с утра вышел, сравнял ты с теми, кто пьянствовал до зари и к полудню на торжище явился? Мудрость ли то? Или в том мудрость что первые сочли несправедливым тебя, а последние глупцом, и пошли одни негодуя, а другие смеясь над добротой твоей?
Завистлив глаз мой? А может быть зорок? Много званных, а мало избранных? Но кто наделил тебя правом судить и рядить, звать и избирать? Господь? Или телец златой? Ибо что ты значишь без тельца златого? Разве виноградник ты сам создал, а не от деда и отца твоего, как от добрых людей я слышал, он тебя достался? Поднял ли хоть раз корзину с плодами ты вместо кошеля с денариями? Не будь трудов отца твоего, разве не стоял бы ты с нами на торжище и не внимал потом словам велеречивым?
Прощай добрый господин, но смотри как бы от мудрости твоей не засох виноградник твой, и не пошли бы сыновья твои на торжище как мы сегодня…
Если данная статья найдет отклик, я с удовольствием приму замечания о том, где я ошибаюсь.
Похожая притча
Войти
Нет аккаунта? ЗарегистрироватьсяАвторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Нет аккаунта? Зарегистрироваться since 2005Читайте также: