Прочитайте притчу л н толстого какие жанровые особенности притчи вы можете отметить

Обновлено: 22.11.2024

Базовый учебник: Л.М. Рыбченкова. «Русский язык. 6 класс».

Тип урока: урок открытия нового знания

Дидактическая цель урока: создание условий для изучения блока новой информации (урок открытия нового знания)

Цели урока: создать условия для усвоения понятий приемы сжатия текста - исключение, обобщение – и применения их на практике.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные: воспроизводить текст в сжатом виде в устной и письменной форме

Регулятивные: удерживать учебную задачу и выбирать эффективные способы её решения

Коммуникативные: вести отбор адекватных языковые средств при работе в группе и создании текста и соблюдать нормы русского литературного языка

Личностные: продолжить работу по формированию базовых национальных ценностей «искусство (художественная литература)» и «наука (ценность знания)»

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая

Оборудование: учебники, тетради, рабочие листы группы и варианты сжатого текста о мечте для каждого учащегося, фломастеры, презентация, рабочая и дополнительная доска.

Проверка готовности к уроку, запись в тетрадях числа.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- Эпиграфом к нашему уроку будет пословица: Хорошая речь коротка

Запись эпиграфа на доске и в тетрадях.

- О какой важной стороне речи говорит нам искусство слова? (Утверждается ценность краткой и ясной речи)

-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

-Что значит «написать изложение»?

-Написать изложение – трудная или легкая задача? Почему?

-Давайте сформулируем тему урока в соответствии с теми нерешёнными задачами, которые перед нами встали (Ответы детей)

-Тема урока: Работа с текстом. Написание сжатого изложения .

Запись темы на доске и в тетрадях

- Чтобы мы могли сегодня работать над сжатием текста, давайте вспомним, ЧТО мы знаем о тексте. На слайдах презентации всплывают термины, учащиеся дают определения, затем сверяют с образцом.

особенности, которые отражают индивидуальность автора

работа с текстом, пересказ текста подробно, сжато или выборочно

Ключевые слова

опорные слова, по которым можно восстановить текст

тема части, фрагмента, абзаца текста

Способы связи предложений в тексте

лексические повторы, синонимы, антонимы, местоимения, союзы

Изобразительно-выразительные средства

эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, антитеза…

-Что мы сейчас делали? Для чего нам понадобятся эти знания? (Ответы детей)

- А теперь попробуем ПРИМЕНИТЬ свои знания на примере.

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Исходный текст (на слайде презентации)

Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств.

Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь.

Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни.

В этом её ценность.

Фронтальная беседа

- Перед вами варианты сжатия этого текста учащимися. Обсудите в паре, какой из вариантов сжатого изложения этого текста можно считать образцом? Почему?

Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она не даёт нам успокоиться и показывает иную жизнь, заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

Мечта вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали. Она тревожит. В этом её ценность.

«Защита» выбора (3-4 ответа)

- Почему нам трудно определить, какой из сжатых текстов лучше? (Ответы детей)

- Можете объяснить, почему вы выбрали 1 вариант сжатого текста? (Ответы детей)

Выявление места и причины затруднения.

Почему у нас возникла проблема? Что мы не знаем? Сформулируйте ПРОБЛЕМУ. (Ответы детей)

- ПРОБЛЕМА: мы не знаем, как объяснить, по каким критериям оценивать текст, мы не умеем это делать

Целеполагание

-Какой будет ЦЕЛЬ нашего урока? (Ответы детей)

- ЦЕЛЬ: узнать критерии сжатия текста, научиться самим правильно сжимать текст

Построение проекта выхода из затруднения.

-Как мы будем идти к поставленной цели? Где мы можем узнать интересующую нас информацию о правилах сжатия текста? (В учебнике, из дополнительной литературы к уроку, от учителя, из Интернета…)

-Как потом мы воспользуемся этой информацией? (Будем сами сокращать текст, пользуясь определенными правилами, критериями)

-Давайте проговорим наши шаги. Итак:

1 шаг- знакомство с теорией в учебнике о сжатии текста;

2 шаг - учимся вместе применять полученные знания, пользуясь инструкцией;

3 шаг- работаем самостоятельно .

План действий вывешивается на дополнительной доске

Реализация построенного проекта.

-1 шаг. Найдите информацию о том, как можно сжать текст (воспользуйтесь «Советами помощника» на с. 64 учебника)

- Что нужно сделать, чтобы кратко пересказать текст ?

- Что необходимо сохранить при сжатии теста? (Основную мысль, последовательность событий, характеры действующих лиц)

-2 шаг. Сегодня мы попробуем применить свои знания о приемах сжатия текста и потренируемся сами сжимать текст на основе притчи. Что такое притча? ( Короткий рассказ, нравственное поучение, не содержащее прямого вывода или наставления, «поучение примером»)

Работа с текстом. Автор и название

- Текст, с которым мы будем работать, написал Л. Толстой - русский писатель, работавший в жанре притчи для детей.

- Название притчи: «Равное наследство». По названию предположите, о чем будет рассказ? (Ответы детей)

Чтение текста учителем (У каждого учащегося текст)

Предварительная беседа на восприятие и понимание текста

- Какова тема данного текста?

- К какому стилю речи принадлежит текст? (Художественный стиль)

- Определите тип речи в тексте (Повествование с элементами рассуждения)

- Назовите ключевые слова в каждом абзаце.

- Как связаны предложения в тексте? (Вводные слова, лексические повторы, местоимения)

- Какова основная мысль текста?

- Сколько смысловых частей в тексте? (На 4)

- Назовите одним предложением, о чем идет речь в каждой части.

На доске в таблице записывается план

Решение купца о разделе наследства.

Разговор матери со старцем.

Сыновья узнали о наследстве.

Что стало с сыновьями.

Сжатие текста

- Помните, что изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным по содержанию!

Так как текст художественный, перед нами стоит речевая задача: при сжатии текста сохранить стиль притчи, изобразительно-выразительные средства, которые помогают передать настроение и идею текста.

На дополнительной доске:

Работа с 1 частью притчи. Работа под руководством учителя. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Внимание! В рабочем листе нужно работать 2 фломастерами: красным всю лишнюю информацию зачеркивать (прием исключения), синим – объединять (прием обобщения).

План работы (на слайде презентации):

Находим ключевые слова.

Обдумываем задания по сжатию текста и сжимаем текст.

Устраняем речевые и грамматические недочеты.

Воспроизводим варианты-образцы (2-3 человека).

Оформляем записи на доске в таблицу:

Сжатое изложение 1 части текста.

Эталон (1 часть текста):

(1) Один купец все свое наследство хотел отдать старшему, любимому сыну. (3) Мать жалела меньшого сына.

- Над каким шагом мы сейчас работали? Что нам предстоит сделать теперь?

2 ШАГ. Самостоятельная работа в группах с проверкой по эталону .

Работа в группах. Отчет групп.

Распределение ролей в группе: (проговорить с детьми)

Командир - отвечает за работу группы в целом следит за тем, чтобы работа шла быстро, следит за временем; следит за соблюдением правил групповой работы

Секретарь – записывает от лица группы; делает записи у доски при необходимости

Чтец – читает вслух; проверяет, все ли поняли принятое решение.

Критик – задает уточняющие вопросы, высказывает противоположную точку зрения, провоцирует возражения;

Докладчик – выступает с отчетом группы, рассказывает, что решила группа

Отчет групп у доски

Отвечают по 2 человека от группы: один (докладчик) рассказывает, что делали ; второй (чтец) читает сжатое изложение.

Остальные группы слушают, делают комментарии, исправляют речевые и грамматические ошибки (при их наличии)

- Соблюдали ли вы условия речевой задачи: при сжатии текста сохранить стиль автора, изобразительно-выразительные средства, которые помогают передать настроение и идею текста?

Физминутка (после отчета 3 группы) Музыка для релаксации.

Эталон (2 часть текста):

(5) Один раз мать сидела у окна и плакала; подошел странник и спросил, о чем она плачет? (6) Она сказала, что оба сына ей равны, а отец хочет одному сыну все отдать, а другому ничего. Женщина не знала, как помочь горю. (7) Странник посоветовал женщине объявить сыновьям, что старшему достанется все богатство, а меньшому ничего; и у них будет поровну.

Включение в систему знаний и повторение

- Над каким шагом мы сейчас работали? Что нам предстоит сделать теперь?

3 ШАГ. Самостоятельная работа (3-4 абзац)

Эталон (3 часть текста):

(8) Меньшой сын ушел в чужие страны и выучился мастерствам и наукам, а старший ничему не учился, потому что знал, что будет богат.

(9) Когда отец умер, старший разорился, а младший обогатился.

Проговаривание всего сжатого текста

Сжатое изложение (эталон):

(1) Один купец все свое наследство хотел отдать старшему, любимому сыну. (3) Мать жалела меньшого сына.

(5) Один раз мать сидела у окна и плакала; подошел странник и спросил, о чем она плачет? (6) Она сказала, что оба сына ей равны, а отец хочет одному сыну все отдать, а другому ничего. Женщина не знала, как помочь горю. (7) Странник посоветовал женщине объявить сыновьям, что старшему достанется все богатство, а меньшому ничего; и у них будет поровну.

(8) Меньшой сын ушел в чужие страны и выучился мастерствам и наукам, а старший ничему не учился, потому что знал, что будет богат.

(9) Когда отец умер, старший разорился, а младший обогатился. (101 слово)

- К какому жанру относится текст Л. Толстого? Как вы думаете, почему автор определяет жанр этого короткого рассказа притча? ( см. признаки притчи: малый объем, кольцевая композиция, сюжет из обыденной жизни, иносказание, нравоучение)

Идея текста

- Какие мысли и чувства вызвал у вас эта притча? (Ответы детей)

- Для чего автор написал эту притчу? Что он хотел сказать людям? Что услышали вы?

- Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). (Идея: если захочешь и будешь учиться - сам всего добьешься в жизни)

- Вернемся к эпиграфу урока. Как вы думаете, почему данная пословица отражает тему нашей работы на уроке? (Ответы детей)

-Вернемся к пробному заданию о вариантах сжатия текста о мечте. Можете объяснить, какой вариант сжатого текста лучше и почему? (Ответы детей о применении приемов сжатия текста)

Домашнее задание

Написать текст сжатого изложения по притче Л. Толстого в чистовик.

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Что узнали на уроке? Какие цели мы перед собой ставили? Достигли ли мы целей? Как мы это делали?

Выбираем начало фразы и высказываемся одним предложением (фразы на слайде презентации):

Сегодня я узнал…

Я выполнял задания…

У меня получилось …

Урок дал мне для жизни…

Л.М. Рыбченкова. «Русский язык. 6 класс».

Л.Н. Толстой «Равное наследство».

Урок развития речи в 6 классе по притче Л. Н. Толстого «Равное наследство»

Рабочий лист группы

(1) У одного купца было два сына. (2) Старший был любимец отца, и отец все свое наследство хотел отдать ему. (3) Мать жалела меньшого сына и просила мужа не объявлять до времени сыновьям, как их разделят: она хотела как-нибудь сравнять двух сыновей. (4) Купец ее послушал и не объявлял своего решения.

(5) Один раз мать сидела у окна и плакала; к окну подошел странник и спросил, о чем она плачет? (6) Она сказала:

– Как мне не плакать: оба сына мне равны, а отец хочет одному сыну все отдать, а другому ничего. Я просила мужа не объявлять своего решения сыновьям, пока я не придумаю, как помочь меньшому. Но денег у меня своих нет, и я не знаю, как помочь горю.

(7) Странник сказал:

– Твоему горю легко помочь; поди объяви сыновьям, что старшему достанется все богатство, а меньшому ничего; и у них будет поровну.

(8) Меньшой сын, как узнал, что у него ничего не будет, ушел в чужие страны и выучился мастерствам и наукам, а старший жил при отце и ничему не учился, потому что знал, что будет богат.

(9) Когда отец умер, старший ничего не умел делать, прожил все свое имение, а младший выучился наживать на чужой стороне и стал богат. (191 слово)

Учимся писать сжатое изложение

Какая информация будет главной, а какая – второстепенной?

Объедините предложения 1-2 , заменив их простым предложением.

Сократите предложение 2 , убрав второстепенную информацию.

Можно ли убрать предложение 4, не нарушив логики построения текста?

Удалите лексические повторы в предложении 5.

Перестройте предложение 6 в несколько простых или сложное предложение без прямой речи.

Перестройте предложение 7 в сложное предложение без прямой речи, используя глагол речи посоветовал.

Сократите предложение 8 , убрав второстепенную информацию.

Сократите предложение 9 , воспользуйтесь синонимами (см. информацию ниже*)

Прочитайте получившийся текст. Сколько слов у вас получилось?

* Прожить имение – разориться , обеднеть

* Наживаться - обогатиться, накопить большое состояние

Работа над авторским стилем произведения

Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.

Жанровые признаки притчи:

1. Малый объем.
2. Форма сказа.
3. Кольцевая композиция.
4. Сюжет из обыденной жизни.
5. Иносказание.
6. Отвлеченное понятие
7. Нравоучение.

Похожая притча

1 слайд Описание слайда:

Язык художественной литературы. Притча. У притчи, как у любого литературного произведения, есть свои жанровые особенности. Выберите те, которые , на ваш взгляд, соответствуют жанру притчи. Малый объем, иносказание, сюжетная линия чаще сосредоточена вокруг одного персонажа, широкое изображение жизни, много героев, их индивидуальные характеристики, сюжет из обыденной жизни, в основе сюжета реальный случай, сказочная форма.

2 слайд Описание слайда:

Притча Притча – краткий рассказ в прозаической или поэтической форме, иллюстрирующий назидательную историю, поучение, нравственный урок. В.И. Даль рассматривал притчу как «поучение в примере». Притча всегда иносказательна: рассказ о простых, обыденных вещах становится рассказом о том, как жить человеку. При этом притча не навязывает мнение или оценку, оставляя человеку возможность самому сделать выводы.

3 слайд Описание слайда:

Задание: Прочитать притчу Толстого и назвать ее жанровые особенности. Л.Н. Толстой. Притча «Ровное наследство» У одного купца было два сына. Старший был любимец отца, и отец всё своё наследство хотел отдать ему. Мать жалела меньшого сына и просила мужа не объявлять до времени сыновьям, как их разделят: она хотела как-нибудь сравнять двух сыновей. Купец её послушал и не объявлял своего решения. Один раз мать сидела у окна и плакала; к окну подошёл странник и спросил, о чём она плачет. Она сказала: — Как мне не плакать: оба сына мне равны, а отец хочет одному сыну всё отдать, а другому ничего. Я просила мужа не объявлять своего решения сыновьям, пока я не придумаю, как помочь меньшому. Но денег у меня своих нет, и я не знаю, как помочь горю. Странник сказал: — Твоему горю легко помочь; поди объяви сыновьям, что старшему достанется всё богатство, а меньшому ничего; и у них будет поровну. Меньшой сын, как узнал, что у него ничего не будет, ушёл в чужие страны и выучился мастерствам и наукам, а старший жил при отце и ничему не учился, потому что знал, что будет богат. Когда отец умер, старший ничего не умел делать, прожил всё своё имение, а младший выучился наживать на чужой стороне и стал богат.

4 слайд Описание слайда:

О притче В определенном смысле притча есть метафора. Притча является, конечно, рассказом особого типа – это повествование, которое помещает знакомое в незнакомый контекст, что и есть, по существу, метафора, которая призвана как стилистический прием заставить нас увидеть привычный мир другими глазами. (К. Шпетный) Запишите высказывание как предложение с прямой речью и ответьте, согласны ли вы с автором.

Похожая притча

Цель : познакомить с языковыми особенностями притчи.

Предметные: познакомить учащихся с понятием притчи, с опознавательными признаками притчи; формировать умение находить однородные члены предложения, учить выделять их

Метапредметные:

Личностные: уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности. Учиться воспитанию интереса к изучению языка и литературы, ценностного и внимательного отношения к слову, художественного вкуса.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им.

Познавательные: у читься умению видеть отличительные признаки языка художественной литературы, понимать, в чем заключается особая роль слова в художественном тексте; учиться восприятию и интерпретации художественного произведения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ведущая технология: технология развития критического мышления.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Демонстрационный и раздаточный материал : экран, проектор, презентация, наглядный материал.

1. Стадия вызова.

- Здравствуйте, ребята! Как приятно находиться в теплом уютном классе, когда за окном так холодно и морозно. А вокруг уже царит атмосфера Нового года, и так хочется чуда…

Начать урок мне хотелось бы с небольшой истории.

Один человек очень хотел увидеть чудо. Так хотел, что отправился в далекое и опасное путешествие.

Где он только не был! В безводной пустыне и штормящем море, в плену у разбойников и на вершине проснувшегося вулкана. Однажды едва льву в пасть не попал, но ни одного, даже самого маленького чуда так и не увидел.

Так ни с чем и вернулся домой.

Переступил родимый порог и, оглянувшись, сказал:
- Это просто чудо, что я вернулся живым.

Сказал и ахнул. Потому что вдруг понял, что чудеса всегда вокруг нас.

Только мы их почему-то не замечаем. [1]

- Как вы считаете, о чем эта история?

(Предполагаемые ответы учащихся: Это история о том, что мы часто не замечаем и не ценим того, чем обладаем)

- Как вы думаете, каков жанр этой истории? (Среди высказываний детей вероятнее всего прозвучит слово «притча»)

- Как вам кажется, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке? (Будем говорить о жанре притчи, о ее особенностях).

2. Стадия осмысления

- Вы правы, это притча. Ее автор – современный российский писатель, поэт, драматург Евгений Георгиевич Санин (родился в 1954 г.). Детство и юность Евгения Георгиевича прошли в нашем родном городе Буденновске. [2]

Притча – один из самых древних жанров в мировой литературе. Возник этот жанр на Востоке, в этом таинственном краю, где издавна любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. Притчи легко запоминаются, прочно держатся в памяти, сфера проблематики притч неисчерпаема.

Учащимся предлагается работа с учебным пособием с целью дать более полное определение жанра притчи.

Откроем учебное пособие и прочтем определение притчи на с. 109.[3]

Притча – краткий рассказ в прозаической форме, иллюстрирующий назидательную историю, поучение, нравственный урок.

- Какие признаки притчи мы можем отметить, исходя из определения О.М. Александровой? (малый объем, прозаическая форма, нравоучительный характер).

- Предлагаю вам составить кластер на тему «Притча», заполняя который мы определим основные особенности притчи как жанра.

См. Приложение 1.

- Посмотрите на ваш кластер. Какой жанр сходен с притчей? (Басня)

- Какие басни вы можете назвать? Кто их авторы?

- Верно, басни, как и притчи, имеют небольшой объем, могут иметь прозаическую форму и содержат в себе мораль. Но в чем же отличие басни от притчи?

- Перед вами 2 текста. Попробуйте определить их жанровую принадлежность.

Ворона и ворон.

Вороне было завидно, что ворон дает людям знаменья при гаданиях, предсказывает будущее, и за это люди даже в клятвах его поминают; и решила она добиться того же и для себя.

И вот, увидев прохожих на дороге, села она на дерево и начала громко каркать. Обернулись путники и удивились, но один из них воскликнул:

«Идемте, друзья: это ворона, а от ее крику — никакого толку».

Так и люди, когда тягаются, чтобы сравняться с сильнейшими, терпят неудачи и становятся посмешищем. (Эзоп) [4]

Глупый Щенок и Мудрая Ворона.

- Ты чего скулишь и лаешь на кустарник? — спросила Ворона Щенка.

— Потому что он постоянно цепляется ко мне, когда прохожу мимо.

— А ты его обходи и не нарывайся на неприятности. — Усмехнулась Мудрая Ворона и упорхнула в рощу. (Николай Бутенко) [5]

(Учащиеся высказывают предположение, что « Ворона и ворон » - это басня, а « Глупый Щенок и Мудрая Ворона» - это притча).

- Верно. Знакомо ли вам имя автора басни « Ворона и ворон » ? Чем он знаменит? (Эзоп - древнегреческий поэт-баснописец).

- А что вы знаете о Николае Бутенко? ( Поэт, прозаик, переводчик, детский писатель)

- Попробуем выяснить, чем похожи и чем отличаются данные тексты. Вам необходимо заполнить таблицу, объединившись в группы.

Притча Басня

- Предлагаю представителям групп выступить с результатами работы.

Притча Басня

- краткость (малый объем);

- мораль мыслится, выражена менее четко, чем в басне;

- имеет преимущественно поэтическую форму;

- имеет преимущественно прозаическую форму;

- ведущий прием – аллегория;

- ведущий прием – метафора;

- основное предназначение - показать и высмеять людские пороки.

- притча ставит человека перед нравственным выбором.

- Своеобразие притчи в том, что в ней события не имеют ни времени, ни места. В отличие от басни, которая предлагает четкий вывод-мораль, притча более открыта для размышлений. Читатель должен сам сделать вывод, приоткрыть завесу тайны. Это роднит притчу с загадкой.

Одна и та же притча может быть истолкована по-разному, и в этом ее прелесть и необычность.

Притчу мы пересказываем, что-то упуская или добавляя, а басни часто «разбираем» на цитаты и крылатые выражения.

- На основе ваших таблиц и моих комментариев дополним наш кластер.

См. Приложение 2.

- Обратимся к учебному пособию. Работаем с упражнением № 159. Перед нами притча Л.Н. Толстого «Ровное наследство». Прочтем ее и отметим жанровые признаки притчи. [3]

У одного купца было два сына. Старший был любимец отца, и отец всё своё наследство хотел отдать ему.

Мать жалела меньшого сына и просила мужа не объявлять до времени сыновьям, как их разделят: она хотела как-нибудь сравнять двух сыновей. Купец её послушал и не объявлял своего решения.

Один раз мать сидела у окна и плакала; к окну подошёл странник и спросил, о чём она плачет.

Она сказала:
— Как мне не плакать: оба сына мне равны, а отец хочет одному сыну всё отдать, а другому ничего. Я просила мужа не объявлять своего решения сыновьям, пока я не придумаю, как помочь меньшому. Но денег у меня своих нет, и я не знаю, как помочь горю.

Странник сказал:
— Твоему горю легко помочь; поди объяви сыновьям, что старшему достанется всё богатство, а меньшому ничего; и у них будет поровну.

Меньшой сын, как узнал, что у него ничего не будет, ушёл в чужие страны и выучился мастерствам и наукам, а старший жил при отце и ничему не учился, потому что знал, что будет богат.

Когда отец умер, старший ничего не умел делать, прожил всё своё имение, а младший выучился наживать на чужой стороне и стал богат.

- Какова мораль данного текста? Как она выражена? (ответы детей)

3. Стадия рефлексии.

Средневековый сирийский историк Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. «Пусть они послужат целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного», - говорил он.[6]

- Что же мы узнали сегодня на уроке? (ответы детей)

- Предлагаю вам составить синквейн на тему «Притча». Вспромним структуру синквейна:

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Примерный синквейн.

Учит, воспитывает, развивает

Мудрость в словах

Домашнее задание. Опираясь на материал урока, сочинить собственную притчу на любую тему.

Использованные источники:

3. Русский родной язык. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2019. – 112 с.: ил.

Похожая притча

Деньги и справедливость - понятия диаметрально противоположные. Богатство и бедность - эфемерная материя, которую нельзя потрогать, но можно ощутить это состояние.

Совершенно случайно я нашла в сети интернет притчу писателя Льва Толстого, которая заставила меня задуматься о воспитании детей и отношению к материальным благам.

"Равное наследство"

У одного купца было двое сыновей. Один из них - старший - напоминал отцу себя в молодости, видимо, гены передались сполна. Младший же походил на мать. Понятное дело, что старший стал любимчиком и кандидатом в преемники - со временем он должен был перенять дело своего отца и преумножить капитал.

Когда юношам не исполнилось и 15 лет, купец случайно проговорился своей жене, что все свое наследство он оставит своему любимому первенцу, так как возлагает на него надежду. Женщина стала заливаться слезами, так как одинаково сильно любила своих детей. Она ломала голову и не понимала, как уговорить своего супруга поступить по-справедливости. Ведь иначе ее младший сын навсегда останется в бедняках.

Шли дни и месяцы, женщина так и не нашла верного решения. И обратилась за помощью к мудрому старцу.

Тот предложил ей странный выход из положения:

"Пойди и расскажи сыновьям о воле отца. Пусть каждый из них уже сейчас знает, что его ожидает".

Женщина не посмела спорить с мудростью. И исполнила волю старца.

Ее младший сын принял новость как данность. В 17 лет ушел из дома, поселился в другой стране и овладел навыками нескольких ремесел.

А старший сын со временем промотал все наследство, так и не научившись зарабатывать деньги. Зачем? Ведь он и так был богат. Родителей не стало. Младший брат стал жить зажиточно. А старший перебивался с воды на хлеб.

Мое мнение

Сторонников идеи "Дать ребенку удочку, а не рыбу" и по сей день много. Но, как показывает практика, все не так однозначно. И Толстой недаром делает акцент на том, что старший был любимчиком. Его отец не оставил деньги тому, кто бы мог ими грамотно распорядиться. Вмешались эмоции и симпатия.

Да и можно ли предугадать нашу жить на годы вперед? Посмотреть на мальчиков-сыновей и понять, кто из них приложит усилия, а кто поплывет по течению? Хотел ли такой участи купец для своего любимого старшего сына? Почему он не научил его купеческому ремеслу, а лишь вручил ему семейный капитал?

Притча учит не полагаться на текущие материальные блага, сегодняшние деньги - это завтрашняя иллюзия. Толстой хотел донести до современников мысль о том, что нужно не довольствоваться тем, что у тебя уже есть. А думать на перспективу.

Читайте также: