Притчи соломона про жену

Обновлено: 22.11.2024

Глупый сын - сокрушение для отца своего, и сварливая жена - сточная труба.
Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа (19:13-14).

Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме (21:9).

Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою (21:19).

Из разных глав Книги Притчей Соломона .

Жена разумная - от Бога,
Венец для мужа. Только жаль,
Что на земле таких немного.
Нашедшему её, ей-богу,
На грудь положена медаль.

Да что медаль, скорее орден.
Ведь благонравная жена -
Царица Савская на троне,
Генералиссимуса вроде
Супругу славу даст она.

А та, что ненавидит правду,
Есть верх бесчестия, коль врёт.
Супруг отчаявшийся рад бы
Вернуть отцу её обратно,
Да кто ж назад её возьмёт?

Дом мудрая жена устроит,
Чтоб муж не жил в нём как в гостях.
А глупая жена, не скрою,
Даров данайцев хуже втрое
И мужу гниль в его костях.

Семейный дом собственноручно
Она разрушит. Всё не так
В её руках. С ней жить нескучно:
Закрутит овощи - их вспучит,
Что муж ни скажет - всё дурак.

Всевышнего не без участья
Мужья находят добрых жён.
Изгнать такую - это счастье
Своё прогнать, разбить на части
Часы ценой за миллион.

Семьёй нельзя назвать семейку,
Где из того, что сам блудлив,
Содержит муж прелюбодейку.
Сомнений здесь ни на копейку -
Безумен он и нечестив.

Когда жена плаксива, лжива,
Сварлива так, хоть волком вой,
В углу на кровле лучше жить вам
Или в клопином общежитье,
Чем в пятистенке с бабой той.

То, как дождю и днём, и ночью
По крышам бить не надоест,
Так каплями, что камень точат,
В цель попадающими точно
Жена супругу плешь проест.

Капель в дождливый день, ненастье
С женой сварливою равны.
Не в многожёнстве, значит, счастье,
Где жёны мужа рвут на части,
А лучше вовсе от жены

Сердитой дёрнуть в Кара-Кумы.
Советом я таким сражён.
Про Соломона я подумал -
Раз царь в пески с тоски не дунул,
То в общей сумме добрых жён

Побольше было, чем злобливых.
Бог наказал нас поделом.
Мужьям в России просто вилы
От жён сердитых и сварливых,
А вот с пустынями - облом.

Подписывайтесь на наш канал, ставьте лайки, комментируйте. и вам воздастся!

Если вы нашли в наших материалах нечто для себя интересное или важное для общества, не держите это в себе, а делитесь с посетителями соцсетей и любых порталов, где вы представлены.

Свт. Филарет (Дроздов)

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов

Опытный Соломон, видно, почитал не очень обыкновенным явлением доблестную жену, когда сказал: «жену доблю кто обрящет?» Слова сии дают разуметь, что ее надобно искать; и как желательно найдти ее, так сомнительно, чтобы она была найдена удобно. Если такой отзыв неприятным покажется дщерям Евы: то да поревнуют девы и жены христианские, чтобы в них не была редкостью доблесть, которая редкостью была в глазах Соломона; потому что он имел пред глазами жен иудейских и языческих; и потому что не ясно видел в дали времен Благодатную Деву Матерь, и «приводимых Царю» небесному «дев» и жен «в след Ея» ( Пс. 44:15 ) , хотя и слышал о них от своего родителя Пророка, и сам был Пророк: «отчасти бо разумеваем, и отчасти пророчествуем» ( 1Кор. 13:9 ) .

Но если Соломон в одной черте своего изображения соединяет и свет и тень: зато как чисто светла у него другая черта! Если он не щедро уделяет женскому полу доблесть: зато как высоко ценит доблестную жену! «Дражайша есть камения многоценнаго таковая». Почему премудрый судитель обращает особенное внимание на женскую доблесть, и ее превозносит? – Думаю, потому, между прочим, что видит ее в немощной части человечества. Когда видите высокую и сильную доблесть в лице мужа: вы не столько удивлены, сколько удовлетворены, найдя вполне то, чего можно было требовать от сей природы. Но когда такую же доблесть встречаете в немощном естестве жены: ваше ожидание превышено, и вы не только довольны, но и удивлены. Например, смотря на Иакова, который, чтобы угасить несправедливую вражду брата, добровольно осуждает себя на изгнание из родительского дома, и, не взяв ничего из наследства богатого отца, с одним странническим посохом, идет в отдаленную страну, без сомнения, с чувством удовольствия, скажете вы: это великодушно, это достойно сына Исаакова, внука Авраамова. Но если посмотрите на Руфь, которая по любви к свекрови, беспомощной иноплеменнице, и по уважению к ее добродетели и благочестию, решается оставить свое родство и отечество, и, будучи самою Ноемминью удерживаема от сего трудного и, по-видимому, безнадежного подвига, не колеблется и говорит Ноеммини: «идеже идеши ты, и аз пойду, и идеже водворишися ты, водворюся и аз, людие твои людие мои, и Бог твой Бог мой» ( Руф. 1:16 ) : при виде сей мужеской в жене крепости духа, сего восторга добродетели, думаю, вы не только довольны, но и удивлены, и тронуты.

Довольно пока сих воззрений на Соломоново изображение доблестной жены. Оно мне представилось, как зеркало, отражающее в себе образ высоко доблестной жены, который, не кистью на полотне, не письменами на хартии, но живыми воспоминаниями начертанный, светит ныне в наших мыслях и сердцах.

«Жену доблю кто обрящет? –» Не редким ли подлинно и неудобно обретаемым явлением была та, которая, произшед от светлого рода вне православной Церкви и России, правым рассуждением и рассудительною любовию переродила Себя в приискреннюю дщерь православной Церкви и нового Своего отечества, – которая, привившись посредством супружества к оскудевавшему отраслями древу царского в России рода, оставила оное по себе обильные цветущие и плодоносные ветви простирающим далее пределов России, – которая венценосною главою и «дражайшими камения многоценнаго» доблестями сердца сияла в трех последовательных царствованиях, – явилась великою матерью двух великих царей? И кто же обрел для сей высокой судьбы высоко доблестную Марию? Прозорливый ум Екатерины? Чистый взор Павла? Это верно. Но это не все. Ее обрело и даровало России особенное, благодеющее России, Провидение Божие. Но я должен удержать порывы слова, немогущего следовать за многообразными доблестями приснопамятной Императрицы, и стеснить оное в пределы, указуемые местом, временем и предметом настоящего торжества.

Когда Павел Первый восприял самодержавие России: тогда, зная, чего для блага ее может ожидать от своей супруги, он отделил в ее управление и попечение особую область человеколюбия. Не обширна была сия область, когда приняла ее в свою власть Мария: но Мария постепенно расширила ее, создала в ней новые учреждения, благоустроила их, упрочила. Одним из первых созданий ее была сия обитель воспитания благородных дев, которые не имели бы средств получить достаточное образование в семействах, и которые, получив оное здесь, были бы способны внести оное в семейства, устроить свое благосостояние и вспомоществовать своим родителям. При сем ее человеколюбивое чувство объяло весь державный дом, и все его члены оказали ей содействие в сем благотворном учреждении. Двадцать пять лет возделывала и возращала она сей насажденный ею вертоград: и вот, двадцать пять уже лет после нее, он продолжает являться цветущим и приносящим нравственный плод, в ознаменование того, что его насадила искусная и благословенная рука, и что дух человеколюбивой попечительности, одушевлявшей Благочестивейшую Марию, почил и на преемнице ее, благочестивейшей Александре.

Итак, праведно, чтобы мы с благоговейным вниманием остановились на пределе совершившегося ныне полувекового бытия сего учреждения, и, взирая на его прошедшее и настоящее оком радости, на его будущее оком надежды, наипаче «возвели очи наши» и благодарные сердца «к… Живущему на небесах» ( Пс. 122:1 ) , «к… Отцу, …из Него же всяко отечество на небесех и на земли именуется» ( Еф. 3:14-15 ) , к Царю, из Него же всякое царство на небесех и на земли именуется. Благословен еси, Дающий в Царе отца народу Своему, и в Царице матерь сынам и дщерям людей Своих! «Боже сил, обратися убо, и призри с небесе, и виждь, и посети виноград сей» ( Пс. 79:15 ) и не престани посещать Твоим благословением и Твоею благодатию! Да всегда «радуются сынове» России «о Царе своем» ( Пс. 149:2 ) ! Да всегда пребывают Царь и Царица России отцом и матерью о чадах веселящимися!

Да подвизаются же и дщери России с своей стороны, чтобы оправдывать царские о них попечения и благие чаяния!

Свт. Кесарий Арелатский

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов

Кафолическая Церковь, братья возлюбленные, не только после пришествия Господа и Спасителя нашего, предсказана, но и от начала мира обозначена многими образами и сокровеннейшими таинствами. Ведь была кафолическая Церковь и в святом Авеле, и в Ное, и в Аврааме, и в Исааке, и в Иакове, и в остальных святых до самого пришествия Господа Спасителя. Ведь о ней самой говорит Соломон: Кто найдет добродетельную жену? ( Притч 31:10 ) . Что же значит: Кто найдет? Надлежит понимать, что отыскать ее трудно, но не невозможно. Эта добродетельная жена есть Церковь.

Похожая притча

Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме. Притчи Соломона (гл. 21, ст. 9)

Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Притчи Соломона (гл. 14, ст. 1)

11 16 Благонравная жена приобретает славу, а трудолюбивые приобретают богатство.

Премудрость Иисуса сына Сирахова:

25 15 Можно перенести всякую рану, только не рану сердечную, и всякую злость, только не злость женскую,

24 Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем.

25 Сердце унылое и лице печальное и рана сердечная — злая жена.

26 Опущенные руки и расслабленные колени — жена, которая не счастливит своего мужа.

28 Не давай воде выхода, ни злой жене — власти;

29 если она не ходит под рукою твоею, то отсеки ее от плоти твоей.

26 Счастлив муж доброй жены, и число дней его — сугубое. 2 Жена добродетельная радует своего мужа и лета его исполнит миром; 3 добрая жена — счастливая доля: она дается в удел боящимся Господа; 4 с нею у богатого и бедного — сердце довольное и лице во всякое время веселое.

6 Любезность жены усладит ее мужа, и благоразумие ее утучнит кости его. 17 Кроткая жена — дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе. 18 Благодать на благодать — жена стыдливая, 19 и нет достойной меры для воздержной души. 20 Что солнце, восходящее на высотах Господних, 21 то красота доброй жены в убранстве дома ее; 22 что светильник, сияющий на святом свещнике, то красота лица ее в зрелом возрасте; 23 что золотые столбы на серебряном основании, то прекрасные ноги ее на твердых пятах.
40 19 Дети и построение города увековечивают имя, но превосходнее того и другого считается безукоризненная жена.

Свт. Григорий Богослов

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов

Кто найдет добродетельную жену? ( Притч 31:10 ) - говорит, как слышу, Божественное Писание. Это дар Божий, и Господь устраивает доброе супружество. Так рассуждают даже язычники; их изречение таково: «Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете. Но ничего не бывает ужасней жены нехорошей». И нельзя сказать, чтобы в этом отношении был кто-нибудь счастливее отца моего. Думаю, что если бы кто, ища для себя совершеннейшего супружества, обошел все концы земли и весь род человеческий, то не нашел бы лучшего и согласнейшего. В нем так соединились все превосходные и мужские и женские качества, что брак был не только плотским союзом, но не менее того, и союзом добродетели. Супруги, превосходя других, не могли превзойти друг друга, потому что в обоих добродетель была одинаковой силы и цены.

Похвальное слово отцу.

Божественный Соломон в книге детоводственной мудрости, то есть в Притчах, хвалит жену за то, что она сидит дома и любит мужа; и жене, которая блуждает вне дома, невоздержна, бесчестна, наружностью и языком блудницы уловляет честных, противопоставляет жену, которая усердно занимается домашними делами, неутомима в делах женских, протягивает руки свои к прялке, двойные одежды приготовляет мужу ( Притч 31:19-21 ) , благовременно приобретает поле ( Притч 31:16 ) , хорошо кормит слуг, угощает друзей обильным столом и исполняет все прочее, что Соломон восхвалил в жене целомудренной и трудолюбивой. Но если бы я стал хвалить за такие качества сестру; то это значило бы хвалить статую за ее тень.

Лопухин А.П.

Ст. 10-22 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее

Добродетельная жена (ср. XII:4 ) изображается сначала со стороны домашней ее деятельности (ст. 11-22), а затем со стороны содействия и помощи ее мужу в общественной деятельности его (ст. 23 и дал.). Первое достоинство добродетельной жены - полное доверие ей ее мужа (ст. 11); при этом здесь, как и в последующей речи, на первом плане стоит хозяйственная деятельность жены. По любви к мужу (ст. 12), жена-хозяйка дома берет на себя все разнообразные хозяйственные обязанности и исполняет их совершеннейшим образом. Прежде всего, по обычаю древности, собственноручно приготовляет материалы - шерсть и лен - для одежды членам семьи (ст. 13), как затем - изготовляет ткани и для продажи за границу (ст. 24). Равным образом, предметом особой заботливости жены является добывание и раздача членам семьи пищи, пищу служанкам заботливая хозяйка раздает еще в глубокое утро (ст. 14-15), давая им собственный пример деятельности и трудолюбия. Xoзяйственнaя дeятeльнocть доблестнoй жeны, не ограничиваясь пределами дома, простирается и далее - на приобретение новых участков земли для насаждения хлеба и виноградника (ст. 16). В своем труде она чувствует себя крепкой, и имеет во всем успех (ст. 17-18). Работа, напр., прядение, у жены-хозяйки нередко идет и ночью (ст. 19). Всем своим достатком доблестная жена удовлетворяет не только домашних, но делится и с бедными, протягивая руку помощи всякому нуждающемуся в ней; так что и в отношении благотворительности, как и в других отношениях жена добродетельная является образцовой. Домашним такой хозяйки не страшна зима и стужа, так как все члены семьи у нее одеты не только достаточно тепло, но и красиво (ст. 21-22).

Ст. 10-31 Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и - светильник ее не гаснет и ночью. Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур - одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота - одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, - муж, и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее

Алфавитная речь этих 22 стихов, содержащая похвалу добродетельной жене, матери семейства и хозяйке дома, составляет, по удачному выражению одного исследователя (Дедерлейна) «золотую грамоту женщин». И, действительно, здесь полнее всего и типичнее выразился возвышенный взгляд библейских евреев на достоинство и положение женщины в семье, на отношение ее к мужу, детям и домочадцам. Параллельной или подобной этой похвале мы не найдем во всей всемирной литературе древности, образ «добродетельной жены» Притчей превзойден лишь в Новом Завете образом жены-христианки. Как и в других алфавитных библейских произведениях ( Пс XXXIII , CXVIII и др. Плач. гл. I-IV ), в рассматриваемом отделе отдельные стихи не тесно примыкают друг к другу, однако все объединены общею темой: совершенства жены добродетельной здесь раскрываются с определенных сторон - неутомимой деятельности, всеобъемлющей заботливости, милосердия, разумности.

Похожая притча

Жена благочестивая благословенна; да хвалит же она страх Господень. Дайте ей от плодов уст её, и да хвалим будет во вратах муж её. И опять: Добродетельная жена - венец для мужа своего ( Притч 12:4 ) . И опять: Мудрая жена устроит дом свой ( Притч 14:1 ) . Выслушали вы, какие похвалы получает от Господа-Бога жена целомудренная и любящая мужа.

Похожая притча

3. ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;
4. но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;
5. ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.
(Притчи 5:3-5)

15. Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
(Притчи 5:15)

23. ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни,
24. чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.
25. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими;
26. потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.
27. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?
28. Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?
29. То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.
(Притчи 6:23-29)

32. Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:
33. побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится…
(Притчи 6:32,33)

21. Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им.
22. Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, и как олень — на выстрел,
23. доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и не знает, что они — на погибель ее.
(Притчи 7:21-23)
25. Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее,
26. потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею:
27. дом ее — пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти.
(Притчи 7:25-27)

14. Глубокая пропасть — уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда.
(Притчи 22:14)

27. потому что блудница — глубокая пропасть, и чужая жена — тесный колодезь;
28. она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников.
(Притчи 23:27,28)

3. Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение.
(Притчи 29:3)

Читайте также: