Притчи соломона лучше блюдо с зеленью

Обновлено: 15.04.2024

1–7. Против грехов слова. 8–15. Бог отвращается и ненавидит всякое злое сердце. 16–33. С точки зрения истинной мудрости говорится о различных добродетелях и пороках, преимущественно в религиозной жизни.

Притч.15:1 . [Гнев губит и ра­зу­мных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорби­тель­ное слово воз­буждает ярость.

Притч.15:2 . Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.

Притч.15:3 . На всяком месте очи Го­с­по­дни: они видят злых и добрых.

Притч.15:4 . Кроткий язык – древо жизни, но необуздан­ный – сокруше­ние духа.

Притч.15:5 . Глупый пре­небрегает наставле­нием отца своего; а кто внимает обличе­ниям, тот бла­го­ра­зу­мен. [В обилии правды великая сила, а нечестивые искоренят­ся из земли.]

Притч.15:6 . В доме праведника – обилие сокровищ, а в при­бытке нечестивого – расстрой­с­т­во­.

Притч.15:7 . Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.

Предлагается наставление о кротости и осторожности в славе (ст. 1, 4), а вместе дается предостережение против гнева и безумной злобы (ст. 1–2), причем то и другое обосновывается указанием на всеведение Божие, от которого не может укрыться ни добро, ни зло (ст. 3), а затем развивается общая мысль о благотворности мудрости и вреде безумия (ст. 5–7).

Притч.15:8 . Жертва нечестивых – мерзость пред Го­с­по­дом, а молитва праведных бла­го­угодна Ему.

Притч.15:9 . Мерзость пред Го­с­по­дом – путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.

Притч.15:10 . Злое нака­за­ние – укло­ня­ю­щемуся от пути, и не­на­видящий обличе­ние по­гибнет.

Притч.15:11 . Преисподняя и Аваддон открыты пред Го­с­по­дом, тем более сердца сынов человеческих.

Притч.15:12 . Не любит распутный облича­ю­щих его, и к мудрым не пойдет.

Притч.15:13 . Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.

Притч.15:14 . Сердце ра­зу­много ищет знания, уста же глупых питают­ся глупостью.

Притч.15:15 . Все дни несчаст­ного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.

В ст. 8–9 высказывается весьма часто повторяемая священными писателями мысль о том, что необходимым условием богоугодности жертвы, молитвы и всего внешнего богопочтения является чистое нравственное настроение и искреннее расположение человека, что, напротив, при отсутствии этих условий, жертвы и молитвы отвратительны пред Богом ( Притч 21.27 ; Ис 1.11, 66.3 ; Иер 6.20 ; Ос 5.6, 8.13 ; Ам 5.21–22 и др.). Бог любит только ищущего правды, нечестивцев же и презрителей мудрости отвращает, и их постигает гибель (ст. 9–10). Для предупреждения злых дел и даже нечистых помышлений, человеку надо всегда помнить о всеведении Божием, пред которым открыты недоступные человеческому глазу области: преисподняя, ад, евр. шеол и гибель, евр. Аваддон (ст. 11), т. е. область гибели и смерти (сн. Притч 27.20 ; Иов 26.6, 28.22 ); в Апокалипсисе именем Аваддона, по-гречески Аполлиона (т. е. губителя) назван Ангел – царь бездны ( Откр 11.9 ). Тем более открыты всеведению Божию все тайны человеческого сердца (ср. Пс 11.1 ). Далее указано несколько нравственно-психологических черт характеристики мудрого и нечестивого (ст. 13–15).

Притч.15:16 . Лучше немногое при страхе Го­с­по­днем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.

Притч.15:17 . Лучше блюдо зеле­ни, и при нем любо­вь, нежели откормлен­ный бык, и при нем не­на­висть.

Притч.15:18 . Вспыльчивый человек воз­буждает раз­дор, а терпеливый утишает распрю.

Притч.15:19 . Путь ле­нивого – как терновый плетень, а путь праведных – гладкий.

Притч.15:20 . Мудрый сын радует отца, а глупый человек пре­небрегает мать свою.

Притч.15:21 . Глупость – радость для мало­умного, а человек ра­зу­мный идет прямою дорогою.

Притч.15:22 . Без совета пред­приятия рас­строят­ся, а при множе­с­т­ве советников они состоят­ся.

Притч.15:23 . Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово во­время!

Притч.15:24 . Путь жизни мудрого вверх, чтобы укло­ниться от пре­исподней внизу.

Притч.15:25 . Дом надмен­ных разо­рит Го­с­по­дь, а межу вдовы укрепит.

Притч.15:26 . Мерзость пред Го­с­по­дом – помышле­ния злых, слова же непорочных угодны Ему.

Притч.15:27 . Корысто­любивый рас­стро­ит дом свой, а не­на­видящий подарки будет жить.

Притч.15:28 . Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.–

Притч.15 :28a. –[Приятны пред Го­с­по­дом пути праведных; чрез них и враги делают­ся друзьями.]

Притч.15:29 . Далек Го­с­по­дь от нечестивых, а молитву праведников слы­шит.

Притч.15:30 . Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

Притч.15:31 . Ухо, вниматель­ное к уче­нию жизни, пре­бывает между мудрыми.

Притч.15:32 . Отверга­ю­щий наставле­ние не радеет о своей душе; а кто внимает обличе­нию, тот при­обретает ра­зу­м.

Притч.15:33 . Страх Го­с­по­день научает мудрости, и славе пред­ше­с­т­ву­ет смире­ние.

Указывается на превосходство нравственных благ, мира и любви перед материальным довольствием, соединенным с отсутствием страха Божия и с ненавистью к ближним (ст. 16–17, сн. Пс 36.16 ); в связи с последним осуждается сварливость и восхваляется миролюбие (ст. 18, сн. Притч 26.21 ), а также показывается вред праздности и польза трудолюбия и мужества (ст. 19). Далее приводится не раз повторяемая мысль о том что дети, мудрые или неразумные – источник гордости или огорчения для своих родителей (ст. 20, сн. Притч 10.1, 17.25 ), указывается различие, с точки зрения целесообразности, путей мудрого и нечестивого (ст. 21), и оттеняется благотворность совета многих мудрых людей (ст. 22, сн. Притч 11.14 ) и сила обдуманного слова (ст. 23). Затем поведение истинного мудреца освещается высшим светом веры в загробную жизнь (ст. 24. сн. Притч 11.7, 14.32 ), а в самой жизни его различаются: черты внутренней его настроенности (мысли и слова, ст. 26, неподкупность, ст. 27, молитва, ст. 29, внимательность к урокам мудрости, ст. 32–32, особенно же страх Божий, ст. 33) и внешнего жизненного жребия, противоположного судьбе нечестивых (ст. 25, 27, 30).

Похожая притча

1 Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.

2 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.

3 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.

4 Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.

5 Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен.

6 В доме праведника — обилие сокровищ, а в прибытке нечестивого — расстройство.

7 Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.

8 Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.

9 Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путём правды Он любит.

10 Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.

11 Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более — сердца сынов человеческих.

12 Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдёт.

13 Веселое сердце делает лицо веселым, а при сердечной скорби дух унывает.

14 Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.

15 Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.

16 Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нём тревога.

17 Лучше блюдо зелени, и при нём любовь, нежели откормленный бык, и при нём ненависть.

18 Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.

19 Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий.

20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.

21 Глупость — радость для малоумного, а человек разумный идёт прямою дорогою.

22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.

23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!

24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.

25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.

26 Мерзость пред Господом — помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.

27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.

28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.

29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.

30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.

31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.

32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.

Словарь старых слов:

18 утишает — заставляет успокоиться; укрощает, унимает утихомиривает; не путать с утешает.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Притчи Соломона, 15 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Public Domain — общественное достояние.
Синодальный перевод, 66 канонических книг.
© 1876, 1912, 1917, 1956, 1968, . 1998 .

Похожая притча

Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Похожая притча

1–6. Против самохвальства, ревности и лицемерия. 7–14. Похвала умеренности истинной дружбе и разумности. 15–16. О сварливой жене. 17–32. О проницательности, заботливости; об алчности. 22–27. Увещание к разумному и бережливому ведению хозяйства.

Притч.27:1 . Не хвались завтрашним днем, по­тому что не знаешь, чтó родит тот день.

Притч.27:2 . Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой.

Притч.27:3 . Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обо­их.

Притч.27:4 . Жесток гнев, неукротима ярость; но кто усто­ит про­тив ревности?

Притч.27:5 . Лучше открытое обличе­ние, нежели скрытая любо­вь.

Притч.27:6 . Искрен­ни укоризны от любящего, и лживы по­целуи не­на­видящего.

Мысль ст. 1 о неуместности со стороны человека всяких решительных предположений о завтрашнем дне подробнее выражена у Апостола Иакова ( Иак 4.13–15 ). Нравоучение ст. 2 о непристойности собственной похвалы сделалось ходячею истиной даже житейской мудрости. В ст. 3–4 явления нравственного мира – гнев и ревность – сравниваются то с физическими предметами (камень, песок), то с моральным же (гнев, ревность). Мысль ст. 5–6 о превосходстве искреннего обличения любви перед лицемерными ласками скрытой ненависти встречается еще ниже в Притч 28.23 .

Притч.27:7 . Сытая душа по­пирает и сот, а голодной душе все горькое сладко.

Притч.27:8 . Как птица, по­кинув­шая гнездо свое, так человек, по­кинув­ший место свое.

Притч.27:9 . Масть и куре­ние радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом сво­им.

Притч.27:10 . Не по­кидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали.

Притч.27:11 . Будь мудр, сын мой, и радуй сердце мое; и я буду иметь, что отвечать злословящему меня.

Притч.27:12 . Благора­зу­мный видит беду и укрывает­ся; а неопытные идут вперед и наказывают­ся.

Притч.27:13 . Возьми у него платье его, по­тому что он по­ручил­ся за чужого, и за сторон­него возьми от него залог.

Притч.27:14 . Кто громко хвалит друга своего с ран­него утра, того сочтут за злословящего.

Притчи данного отдела не раз повторяют уже ранее высказанные Премудрым мысли, сн. ст. 11 с Притч 23.15 ; ст. 13 с Притч 20.16 .

Притч.27:15 . Непрестан­ная капель в дождливый день и сварливая жена – равны:

Притч.27:16 . кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, да­ю­щую знать о себе.

Сравнение ст. 15 для сварливой жены встречалось уже выше Притч 19.13 , а ст. 16 усиливает мысль новым сравнением.

Притч.27:17 . Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего.

Притч.27:18 . Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее; и кто бережет го­с­по­дина своего, тот будет в чести.

Притч.27:19 . Как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку.

Притч.27:20 . Преисподняя и Аваддон – ненасытимы; так не­на­сытимы и глаза человеческие.–

Притч.27 :20a. –[Мерзость пред Го­с­по­дом дерзко поднима­ю­щий глаза, и нера­зу­мны невоз­держан­ные языком.]

Притч.27:21 . Что плавильня – для серебра, горнило – для золота, то для человека уста, которые хвалят его.–

Притч.27 :21a. –[Сердце беззакон­ника ищет зла, сердце же правое ищет знания.]

Притч.27:22 . Толки́ глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделит­ся от него глупость его.

Изречение ст. 18 имеет широкий смысл но ближе всего может обозначать проницательность и энергию во взаимных отношениях друзей (ср. Евр 10.24 ). В ст. 18–19 взаимные отношения людей рисуются с новой стороны. Ст. 20 имеет то же сравнение, какое и ранее ( Притч 15.11 ) было употреблено, но оно имеет здесь более частный смысл, означая страстность, особенно алчность человеческого сердца (ср. Сир 14.9 ). Равным образом сравнение ст. 21 встречалось уже в Притч 17.3 . Ст. 22 представляет полушуточное выражение той мысли, что глупость обычно как бы срастается с самим существом человека, имевшего несчастие подпасть ее влиянию.

Притч.27:23 . Хорошо наблюдай за скотом тво­им, имей по­пече­ние о стадах;

Притч.27:24 . потому что богат­с­т­во­ не навек, да и власть раз­ве из рода в род?

Притч.27:25 . Прозябает трава, и являет­ся зелень, и собирают горные травы.

Притч.27:26 . Овцы – на одежду тебе, и козлы – на по­купку по­ля.

Притч.27:27 . И довольно козьего молока в пищу тебе, в пищу домашним тво­им и на про­доволь­ствие служанкам тво­им.

В заключительных словах главы даются советы прилежать двум главным родам занятий древних евреев – скотоводству (ст. 23, 24) и земледелию (ст. 25), а вместе ввиду текучести и изменяемости богатства (ст. 24), советуется простота и умеренность пищи и образа жизни (ст. 27).

Читайте также: