Притчи соломона лучше блюдо с зеленью
Обновлено: 20.12.2024
1–7. Против грехов слова. 8–15. Бог отвращается и ненавидит всякое злое сердце. 16–33. С точки зрения истинной мудрости говорится о различных добродетелях и пороках, преимущественно в религиозной жизни.
Притч.15:1 . [Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
Притч.15:2 . Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.
Притч.15:3 . На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.
Притч.15:4 . Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа.
Притч.15:5 . Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен. [В обилии правды великая сила, а нечестивые искоренятся из земли.]
Притч.15:6 . В доме праведника – обилие сокровищ, а в прибытке нечестивого – расстройство.
Притч.15:7 . Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.
Предлагается наставление о кротости и осторожности в славе (ст. 1, 4), а вместе дается предостережение против гнева и безумной злобы (ст. 1–2), причем то и другое обосновывается указанием на всеведение Божие, от которого не может укрыться ни добро, ни зло (ст. 3), а затем развивается общая мысль о благотворности мудрости и вреде безумия (ст. 5–7).
Притч.15:8 . Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.
Притч.15:9 . Мерзость пред Господом – путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит.
Притч.15:10 . Злое наказание – уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.
Притч.15:11 . Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.
Притч.15:12 . Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.
Притч.15:13 . Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.
Притч.15:14 . Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.
Притч.15:15 . Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.
В ст. 8–9 высказывается весьма часто повторяемая священными писателями мысль о том, что необходимым условием богоугодности жертвы, молитвы и всего внешнего богопочтения является чистое нравственное настроение и искреннее расположение человека, что, напротив, при отсутствии этих условий, жертвы и молитвы отвратительны пред Богом ( Притч 21.27 ; Ис 1.11, 66.3 ; Иер 6.20 ; Ос 5.6, 8.13 ; Ам 5.21–22 и др.). Бог любит только ищущего правды, нечестивцев же и презрителей мудрости отвращает, и их постигает гибель (ст. 9–10). Для предупреждения злых дел и даже нечистых помышлений, человеку надо всегда помнить о всеведении Божием, пред которым открыты недоступные человеческому глазу области: преисподняя, ад, евр. шеол и гибель, евр. Аваддон (ст. 11), т. е. область гибели и смерти (сн. Притч 27.20 ; Иов 26.6, 28.22 ); в Апокалипсисе именем Аваддона, по-гречески Аполлиона (т. е. губителя) назван Ангел – царь бездны ( Откр 11.9 ). Тем более открыты всеведению Божию все тайны человеческого сердца (ср. Пс 11.1 ). Далее указано несколько нравственно-психологических черт характеристики мудрого и нечестивого (ст. 13–15).
Притч.15:16 . Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.
Притч.15:17 . Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.
Притч.15:18 . Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.
Притч.15:19 . Путь ленивого – как терновый плетень, а путь праведных – гладкий.
Притч.15:20 . Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
Притч.15:21 . Глупость – радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою.
Притч.15:22 . Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
Притч.15:23 . Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
Притч.15:24 . Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
Притч.15:25 . Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.
Притч.15:26 . Мерзость пред Господом – помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.
Притч.15:27 . Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
Притч.15:28 . Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.–
Притч.15 :28a. –[Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.]
Притч.15:29 . Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
Притч.15:30 . Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.
Притч.15:31 . Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
Притч.15:32 . Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
Притч.15:33 . Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
Указывается на превосходство нравственных благ, мира и любви перед материальным довольствием, соединенным с отсутствием страха Божия и с ненавистью к ближним (ст. 16–17, сн. Пс 36.16 ); в связи с последним осуждается сварливость и восхваляется миролюбие (ст. 18, сн. Притч 26.21 ), а также показывается вред праздности и польза трудолюбия и мужества (ст. 19). Далее приводится не раз повторяемая мысль о том что дети, мудрые или неразумные – источник гордости или огорчения для своих родителей (ст. 20, сн. Притч 10.1, 17.25 ), указывается различие, с точки зрения целесообразности, путей мудрого и нечестивого (ст. 21), и оттеняется благотворность совета многих мудрых людей (ст. 22, сн. Притч 11.14 ) и сила обдуманного слова (ст. 23). Затем поведение истинного мудреца освещается высшим светом веры в загробную жизнь (ст. 24. сн. Притч 11.7, 14.32 ), а в самой жизни его различаются: черты внутренней его настроенности (мысли и слова, ст. 26, неподкупность, ст. 27, молитва, ст. 29, внимательность к урокам мудрости, ст. 32–32, особенно же страх Божий, ст. 33) и внешнего жизненного жребия, противоположного судьбе нечестивых (ст. 25, 27, 30).
Похожая притча
1 Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
2 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.
3 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.
4 Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.
5 Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен.
6 В доме праведника — обилие сокровищ, а в прибытке нечестивого — расстройство.
7 Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.
8 Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.
9 Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путём правды Он любит.
10 Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет.
11 Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более — сердца сынов человеческих.
12 Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдёт.
13 Веселое сердце делает лицо веселым, а при сердечной скорби дух унывает.
14 Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.
15 Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.
16 Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нём тревога.
17 Лучше блюдо зелени, и при нём любовь, нежели откормленный бык, и при нём ненависть.
18 Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.
19 Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий.
20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
21 Глупость — радость для малоумного, а человек разумный идёт прямою дорогою.
22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.
26 Мерзость пред Господом — помышления злых, слова же непорочных угодны Ему.
27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло.
29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.
31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
Словарь старых слов:
18 утишает — заставляет успокоиться; укрощает, унимает утихомиривает; не путать с утешает.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Притчи Соломона, 15 глава
Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.
Public Domain — общественное достояние.
Синодальный перевод, 66 канонических книг.
© 1876, 1912, 1917, 1956, 1968, . 1998 .
Похожая притча
Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Похожая притча
1–6. Против самохвальства, ревности и лицемерия. 7–14. Похвала умеренности истинной дружбе и разумности. 15–16. О сварливой жене. 17–32. О проницательности, заботливости; об алчности. 22–27. Увещание к разумному и бережливому ведению хозяйства.
Притч.27:1 . Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, чтó родит тот день.
Притч.27:2 . Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой.
Притч.27:3 . Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих.
Притч.27:4 . Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?
Притч.27:5 . Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь.
Притч.27:6 . Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего.
Мысль ст. 1 о неуместности со стороны человека всяких решительных предположений о завтрашнем дне подробнее выражена у Апостола Иакова ( Иак 4.13–15 ). Нравоучение ст. 2 о непристойности собственной похвалы сделалось ходячею истиной даже житейской мудрости. В ст. 3–4 явления нравственного мира – гнев и ревность – сравниваются то с физическими предметами (камень, песок), то с моральным же (гнев, ревность). Мысль ст. 5–6 о превосходстве искреннего обличения любви перед лицемерными ласками скрытой ненависти встречается еще ниже в Притч 28.23 .
Притч.27:7 . Сытая душа попирает и сот, а голодной душе все горькое сладко.
Притч.27:8 . Как птица, покинувшая гнездо свое, так человек, покинувший место свое.
Притч.27:9 . Масть и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим.
Притч.27:10 . Не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали.
Притч.27:11 . Будь мудр, сын мой, и радуй сердце мое; и я буду иметь, что отвечать злословящему меня.
Притч.27:12 . Благоразумный видит беду и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются.
Притч.27:13 . Возьми у него платье его, потому что он поручился за чужого, и за стороннего возьми от него залог.
Притч.27:14 . Кто громко хвалит друга своего с раннего утра, того сочтут за злословящего.
Притчи данного отдела не раз повторяют уже ранее высказанные Премудрым мысли, сн. ст. 11 с Притч 23.15 ; ст. 13 с Притч 20.16 .
Притч.27:15 . Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена – равны:
Притч.27:16 . кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, дающую знать о себе.
Сравнение ст. 15 для сварливой жены встречалось уже выше Притч 19.13 , а ст. 16 усиливает мысль новым сравнением.
Притч.27:17 . Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего.
Притч.27:18 . Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее; и кто бережет господина своего, тот будет в чести.
Притч.27:19 . Как в воде лицо – к лицу, так сердце человека – к человеку.
Притч.27:20 . Преисподняя и Аваддон – ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие.–
Притч.27 :20a. –[Мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза, и неразумны невоздержанные языком.]
Притч.27:21 . Что плавильня – для серебра, горнило – для золота, то для человека уста, которые хвалят его.–
Притч.27 :21a. –[Сердце беззаконника ищет зла, сердце же правое ищет знания.]
Притч.27:22 . Толки́ глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его.
Изречение ст. 18 имеет широкий смысл но ближе всего может обозначать проницательность и энергию во взаимных отношениях друзей (ср. Евр 10.24 ). В ст. 18–19 взаимные отношения людей рисуются с новой стороны. Ст. 20 имеет то же сравнение, какое и ранее ( Притч 15.11 ) было употреблено, но оно имеет здесь более частный смысл, означая страстность, особенно алчность человеческого сердца (ср. Сир 14.9 ). Равным образом сравнение ст. 21 встречалось уже в Притч 17.3 . Ст. 22 представляет полушуточное выражение той мысли, что глупость обычно как бы срастается с самим существом человека, имевшего несчастие подпасть ее влиянию.
Притч.27:23 . Хорошо наблюдай за скотом твоим, имей попечение о стадах;
Притч.27:24 . потому что богатство не навек, да и власть разве из рода в род?
Притч.27:25 . Прозябает трава, и является зелень, и собирают горные травы.
Притч.27:26 . Овцы – на одежду тебе, и козлы – на покупку поля.
Притч.27:27 . И довольно козьего молока в пищу тебе, в пищу домашним твоим и на продовольствие служанкам твоим.
В заключительных словах главы даются советы прилежать двум главным родам занятий древних евреев – скотоводству (ст. 23, 24) и земледелию (ст. 25), а вместе ввиду текучести и изменяемости богатства (ст. 24), советуется простота и умеренность пищи и образа жизни (ст. 27).
Читайте также: