Притчи соломона глава 28 толкование

Обновлено: 22.12.2024

Прит. 28:2. Когда в стране разгорается мятежный дух, то один правитель сменяет в ней другого: то и дело происходят дворцовые перевороты, и один узурпатор власти следует за другим. Печальный пример этого являет древний Израиль, или Северное царство (после разделения еврейского государства на два), в котором сменилось 20 царей, принадлежавших к 9 династиям. История Иудеи, напротив, характеризовалась твердым правлением законных царей, которые, как правило, обеспечивали в стране порядок и связанное с ним благосостояние.

Прит. 28:3. В английских переводах Библии в первой строке этого стиха, вместо и, стоит «который». В еврейском оригинале слову бедный соответствуют два слова, которые означают «сильный человек» и «нуждающийся» («голодный»). Существует предположение, что речь тут идет о человеке, выдвинувшемся из народа, но еще не успевшем обогатиться.

Из истории известно, что таковые нередко спешили сделать это за счет тех, которые доверились им и вознесли их на высоту. Сравнение «нового начальника» с «дождем, смывающим хлеб», объясняется характером проливных дождей в жарких странах: они стремительны, и за коротким, но разрушительным действием их следует засуха, так что урожаю эти дожди никак не способствуют.

Прит. 28:4-5. Противопоставление отступников от закона Моисеева (то же, что злые люди) и соблюдающих закон, т. е. ищущих Господа. Первые страдают таким притуплением нравственного чувства, что справедливости просто не разумеют (т. е. не умеют отличить доброе от дурного), потому и хвалят они нечестивых. Вторым же разумение вещей дается Господом.

Прит. 28:6. Стих почти идентичен 19:1. Возможно, и здесь подразумевается, что ходящий в жизни кривыми, сомнительными путями — человек лживый и при том не умный, ибо в противном случае избрал бы пути благочестия (непорочности).

Прит. 28:7 Часто повторяющаяся в книге сентенция о сыне разумном и благочестивом, который радует родителей, и о таком, который своим поведением лишь срамит отца своего.

Прит. 28:8. Наживающий богатство неправедно (наживающийся на чрезмерных процентах) в конце-концов лишится его в пользу человека честного, который станет благотворить бедным, а не грабить их. Здесь одна из многих в книге Притчей иллюстраций закона возмездия и конечного торжества справедливости над несправедливостью.

Прит. 28:9. Отказывающийся подчиняться закону, который дал Бог, не может рассчитывать на милость Его. Молитвы такого человека не могут не быть лицемерны, и, следовательно, в глазах Божиих есть мерзость. Господь не отвечает на них (сравните 15:8; Пс. 65:18; Ис. 59:2).

Прит. 28:10. Мысль о воздаянии за зло (тут — совращающим праведны: па путь зла). Их незавидной судьбе противопоставляется судьба непорочных, которым воздастся добром.

Прит. 28:11. Наличие денег не обязательно сопутствует наличию ума и разумения, и человек богатый нередко лишь мнит себя мудрецом. Напротив, бедняк обладает порой острой проницательностью, позволяющей ему видеть насквозь мнимого мудреца и его замыслы (толкование на Прит. 17:5).

Прит. 28:12. Под «торжествующими» тут подразумеваются утвердившиеся у власти. Если они праведники, то правление их сулит их подданным порядок и благополучие (28:2 и комментарий на этот стих), но когда возвышаются нечестивые, людям (в первую очередь порядочным, не руководствующимся корыстью и не способным на сделки с совестью, но и просто бедным, беспомощным людям) не остается ничего другого, как «уйти в подполье» (сравните стих 28а), затаиться, чтобы не стать объектом безжалостных притеснений (сравните стихи 15-16).

Прит. 28:13-14. Между этими двумя стихами очевидная смысловая связь. В стихе 13 выражается та непреложная библейская истина, что нет иного способа очиститься от греха (преступлений своих), как сознаться в нем пред Богом, и «оставить» его (Пс. 31:3-5 сравните с 1Иоан. 9; также Пс. 50:3-12). «Благоговение» в стихе 14 — это благоговейный страх перед Богом и (как органическая часть его) — страх перед последствиями греха (преступлений). Счастлив человек, имеющий этот страх, ибо самая мысль о сознательном нарушении Божиих заповедей отталкивает его. Тот же, который Бога не боится, ожесточает сердце свое; такому беды не избежать.

Прит. 28:15-16. В этих стихах можно видеть развитие мысли, выраженной в стихе 12. Продолжит дан в стихе 16 означает «будет жить долго» (подразумевается, что «дни» тирана («неразумного правителя») долгими не будут).

Прит. 28:17. О мухах нечистой совести и страхе наказания, которые преследуют убийцу до могилы (сравните с первой фразой в стихе 1).

Прит. 28:18. Непорочным, которые под охраной Господа, противопоставляются «любители кривых путей», на одном из которых им неизбежно предстоит упасть (закон возмездия). Тождественные или схожие сентенции звучат в Прит. 10:9 и 28:6,10.

Прит. 28:19. Стих почти идентичен 12:11 (толкование на него).

Прит. 28:20. Верный (здесь в значении «заслуживающего доверия»; один из синонимов «праведного») обильно благословляется Богом, и в этом его богатство. Оно противопоставляется тому, сугубо материальному богатству, которое вожделеющий к нему наживает спешно, не стесняясь средствами. Он не останется не наказанным. Либо суд покарает его, либо бедность, которой завершатся все его махинации.

Прит. 28:21. Тут осуждается корыстный человек, готовый и за мелкую взятку (символизируется «куском хлеба») «сделать неправду», к примеру, выступить с ложным, лицеприятным свидетельством в суде (сравните Прит. 28:5; 24:23).

Прит. 28:22. По смыслу этот стих созвучен стиху 20. комментарий на него.

Прит. 28:23. Обличающий в недостатках и ошибках человека мудрого (подразумевается) вызовет у него больше симпатии чем тот, кто льстит ему.

Прит. 28:24. Обкрадывающий отца своего и мать не лучше грабителя, обкрадывающего посторонних. Это грех и позор, заклейменные прежде в Прит. 19:26. Преступление того же рода совершают и те, которые отказывают старикам-родителям в материальной поддержке. Оно недвусмысленно было осуждено Иисусом Христом (Матф. 15:5-6; Мар. 7:11-13).

Прит. 28:25. Первая фраза этого стиха повторяется (с небольшими вариациями) в Прит. 13:10; 15:18; 29:22. Надменный приравнивается к нечестивому в 21:4. Ссоры он разжигает потому, что творить зло доставляет ему удовольствие. Но принести ему благоденствие оно не может. Напротив, праведник, надеющийся на Господа, будет благоденствовать.

Прит. 28:26. Ему противопоставляется глупец, надеющийся на себя. Подразумевается, что мудрый уповает на Бога и потому будет цел.

Прит. 28:27. О добром воздаянии тому, кто сострадателен и щедр (сравните 11:24-25; 19:17; 22-9; Втор. 15:10). На голову жадного и бессердечного падут проклятия тех. кому он мог, но не захотел помочь.

Прит. 28:28. Первая часть стиха идентична сказанному в стихе 12б. Но имеется здесь и добавочная мысль: с падением нечестивых в обществе, в котором они подавляли всякое доброе чувство и душили каждую светлую мысль, возрастает число праведников. Точнее, их «открывается» в этом обществе все больше, ибо прежде им приходилось скрываться…

Похожая притча

1–5. О контрастах праведных и нечестивых (насильников). 6–12. Против угнетения бедных и всякого вообще беззакония. 13–18. Против тайного служения греху насилий власти и кровожадности. 19–28. Против страсти к приобретению, насильничества и проч.

Притч.28:1 . Нечестивый бежит, когда никто не гонит­ся за ним; а праведник смел, как лев.

Притч.28:2 . Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при ра­зу­мном и зна­ю­щем муже она долговечна.

Притч.28:3 . Человек бедный и при­тесня­ю­щий слабых то же, что про­ливной дождь, смыва­ю­щий хлеб.

Притч.28:4 . Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюда­ю­щие закон негодуют на них.

Притч.28:5 . Злые люди не ра­зу­меют справедливости, а ищущие Го­с­по­да ра­зу­меют всё.

Во главе изображения нечестивого и праведного ставится противоположное душевное состояние того и другого: совесть нечестивого всегда мучит его, преследует при отсутствии всякой внешней опасности (ст. 1а, сн. Лев.26:36 ; Втор 28.25 ). Ст. 2. высказывает опытно оправданную, напр., в истории Израильского и Иудейского царства, истину, что крепость и благосостояние государства возможны лишь при твердой власти одного законного царя (как было в Иудейском царстве), а не при множестве узурпаторов царской власти (в Израильском царстве). В ст. 3 стремление нового народного начальника быстро обогатиться на счет народа приравнивается к гибельному действию проливного дождя, от которого в тропических странах обычно образуются чрезвычайно стремительные потоки, быстро затем исчезающие и оставляющие за собой гибельную засуху. В ст. 4–5 заключается резкое противоположение нарушителей и хранителей закона (ср. Ис 5.20 ).

Притч.28:6 . Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат.

Притч.28:7 . Хранящий закон – сын ра­зу­мный, а зна­ю­щийся с расточителями срамит отца своего.

Притч.28:8 . Умножа­ю­щий име­ние свое ростом и лихвою соберет его для бла­го­творителя бедных.

Притч.28:9 . Кто откло­няет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость.

Притч.28:10 . Совраща­ю­щий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро.

Притч.28:11 . Человек богатый – мудрец в глазах сво­их, но умный бедняк обличит его.

Притч.28:12 . Когда торже­с­т­ву­ют праведники, великая слава, но когда воз­вышают­ся нечестивые, люди укрывают­ся.

Ст. 6 повторяет мысль Притч 19.1 ; ст. 7 сн. Притч 23.20, 29.3 ; ст. 8 сн. Притч 13.22 ; Иов 27.16–17 ; ст. 9 сн. Притч 15.8 ; ст. 10 сн. Притч 26.27 ; ст. 11 сн. Притч 26.16 . Мысль ст. 12 о благотворности возвеличения праведников и гибельности возвышения грешников повторяется и ниже Притч 29.2 .

Притч.28:13 . Скрыва­ю­щий свои преступле­ния не будет иметь успеха; а кто сознает­ся и оставляет их, тот будет по­милован.

Притч.28:14 . Блажен человек, который всегда пре­бывает в бла­го­гове­нии; а кто ожесточает сердце свое, тот по­падет в беду.

Притч.28:15 . Как рыка­ю­щий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом.

Притч.28:16 . Нера­зу­мный правитель много делает при­тесне­ний, а не­на­видящий корысть про­должит дни.

Притч.28:17 . Человек, виновный в про­литии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его.

Притч.28:18 . Кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них.

В ст. 13 высказывается та, общая Ветхому и Новому Завету ( Пс 31.5; I Ин 1.9 ) истина, что свободное чистосердечное исповедание человеком своих грехов приносит ему прощение грехов от Бога, тогда как упорное сокрытие человеком грехов своих или непризнание их такими ведет лишь к осуждению. Ст. 14 высказывает в качестве побуждения к покаянию и исповеданию грехов пред Богом – страх и благоговение пред Богом, боязнь прогневить Его правосудие нарушением Его воли. Ст. 15–16, как и ст. 2–3, говорит об отрицательном и положительном типах носителей власти; очевидно, что здесь уже не идеальная точка зрения на царскую власть, а заимствованная из наблюдений опыта. Ст. 17–18 говорят о нечистой запятнанной и чистой, непорочной совести, и о различных путях и судьбах той и другой.

Притч.28:19 . Кто воз­делывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праз­дным, тот насытит­ся нищетою.

Притч.28:20 . Верный человек богат благо­слове­ниями, а кто спешит раз­богатеть, тот не останет­ся не­на­ка­за­н­ным.

Притч.28:21 . Быть лицеприятным – нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду.

Притч.28:22 . Спешит к богат­с­т­ву завистливый человек, и не думает, что нищета по­стигнет его.

Притч.28:23 . Облича­ю­щий человека найдет по­сле бóльшую при­язнь, нежели тот, кто льстит языком.

Притч.28:24 . Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот – сообщник грабителям.

Притч.28:25 . Надмен­ный раз­жигает ссору, а надеющийся на Го­с­по­да будет бла­го­ден­ство­вать.

Притч.28:26 . Кто надеет­ся на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел.

Притч.28:27 . Да­ю­щий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много про­клятий.

Притч.28:28 . Когда воз­вышают­ся нечестивые, люди укрывают­ся, а когда они падают, умножают­ся праведники.

Предлагаемые в ст. 19 похвала труду и порицание праздности высказывались уже в Притч 11.11 . В ст. 20 восхваляется истинность и справедливость человека и, по контрасту с тем, осуждается излишнее стремление человека к быстрому обогащению, как само по себе, так и потому, что такое стремление обычно соединяется с нравственно не безупречными средствами приобретения (ср. Притч 20.21, 21.5 ). Лицеприятие на суде осуждалось не раз и прежде: Притч 18.5, 24.23 , осуждается и здесь – ст. 21. Ст. 22 восполняет сказанное в ст. 21, указывая на последствия неумеренной страсти к приобретению. Указываемое в ст. 24 преступление заклеймено, как позорнейшее, еще в Притч 19.26 , а особенно в словах Спасителя ( Мф 15.5 ; Мк 7.11 ). Высокомерие и самонадеянность ст. 25 – осуждались еще в Притч 21.4 ; сн. Притч 13.10, 15.18, 24.22 . Ст. 26 в противоположность тому указывает мудрость в отсутствие самонадеянности и в надежде на Бога. Ст. 27 осуждает немилосердие к бедным (ср. Втор 15.7 ; 2Кор 9.9 ). Ст. 28 повторяет мысль ст. 12.

Похожая притча

Прит. 28:2. Когда в стране разгорается мятежный дух, то один правитель сменяет в ней другого: то и дело происходят дворцовые перевороты, и один узурпатор власти следует за другим. Печальный пример этого являет древний Израиль, или Северное царство (после разделения еврейского государства на два), в котором сменилось 20 царей, принадлежавших к 9 династиям. История Иудеи, напротив, характеризовалась твердым правлением законных царей, которые, как правило, обеспечивали в стране порядок и связанное с ним благосостояние.

Прит. 28:3. В английских переводах Библии в первой строке этого стиха, вместо и, стоит "который". В еврейском оригинале слову бедный соответствуют два слова, которые означают "сильный человек" и "нуждающийся" ("голодный"). Существует предположение, что речь тут идет о человеке, выдвинувшемся из народа, но еще не успевшем обогатиться.

Из истории известно, что таковые нередко спешили сделать это за счет тех, которые доверились им и вознесли их на высоту. Сравнение "нового начальника" с "дождем, смывающим хлеб", объясняется характером проливных дождей в жарких странах: они стремительны, и за коротким, но разрушительным действием их следует засуха, так что урожаю эти дожди никак не способствуют.

Прит. 28:4-5. Противопоставление отступников от закона Моисеева (то же, что злые люди) и соблюдающих закон, т. е. ищущих Господа. Первые страдают таким притуплением нравственного чувства, что справедливости просто не разумеют (т. е. не умеют отличить доброе от дурного), потому и хвалят они нечестивых. Вторым же разумение вещей дается Господом.

Прит. 28:6. Стих почти идентичен 19:1. Возможно, и здесь подразумевается, что ходящий в жизни кривыми, сомнительными путями - человек лживый и при том не умный, ибо в противном случае избрал бы пути благочестия (непорочности).

Прит. 28:7 Часто повторяющаяся в книге сентенция о сыне разумном и благочестивом, который радует родителей, и о таком, который своим поведением лишь срамит отца своего.

Прит. 28:8. Наживающий богатство неправедно (наживающийся на чрезмерных процентах) в конце-концов лишится его в пользу человека честного, который станет благотворить бедным, а не грабить их. Здесь одна из многих в книге Притчей иллюстраций закона возмездия и конечного торжества справедливости над несправедливостью.

Прит. 28:9. Отказывающийся подчиняться закону, который дал Бог, не может рассчитывать на милость Его. Молитвы такого человека не могут не быть лицемерны, и, следовательно, в глазах Божиих есть мерзость. Господь не отвечает на них (сравните 15:8; Пс. 65:18; Ис. 59:2).

Прит. 28:10. Мысль о воздаянии за зло (тут - совращающим праведны: па путь зла). Их незавидной судьбе противопоставляется судьба непорочных, которым воздастся добром.

Прит. 28:11. Наличие денег не обязательно сопутствует наличию ума и разумения, и человек богатый нередко лишь мнит себя мудрецом. Напротив, бедняк обладает порой острой проницательностью, позволяющей ему видеть насквозь мнимого мудреца и его замыслы (толкование на Прит. 17:5).

Прит. 28:12. Под "торжествующими" тут подразумеваются утвердившиеся у власти. Если они праведники, то правление их сулит их подданным порядок и благополучие (28:2 и комментарий на этот стих), но когда возвышаются нечестивые, людям (в первую очередь порядочным, не руководствующимся корыстью и не способным на сделки с совестью, но и просто бедным, беспомощным людям) не остается ничего другого, как "уйти в подполье" (сравните стих 28а), затаиться, чтобы не стать объектом безжалостных притеснений (сравните стихи 15-16).

Прит. 28:13-14. Между этими двумя стихами очевидная смысловая связь. В стихе 13 выражается та непреложная библейская истина, что нет иного способа очиститься от греха (преступлений своих), как сознаться в нем пред Богом, и "оставить" его (Пс. 31:3-5 сравните с 1-Иоан. 9; также Пс. 50:3-12). "Благоговение" в стихе 14 - это благоговейный страх перед Богом и (как органическая часть его) - страх перед последствиями греха (преступлений). Счастлив человек, имеющий этот страх, ибо самая мысль о сознательном нарушении Божиих заповедей отталкивает его. Тот же, который Бога не боится, ожесточает сердце свое; такому беды не избежать.

Прит. 28:15-16. В этих стихах можно видеть развитие мысли, выраженной в стихе 12. Продолжит дан в стихе 16 означает "будет жить долго" (подразумевается, что "дни" тирана ("неразумного правителя") долгими не будут).

Прит. 28:27. О мухах нечистой совести и страхе наказания, которые преследуют убийцу до могилы (сравните с первой фразой в стихе 1).

Прит. 28:18. Непорочным, которые под охраной Господа, противопоставляются "любители кривых путей", на одном из которых им неизбежно предстоит упасть (закон возмездия). Тождественные или схожие сентенции звучат в Прит. 10:9 и 28:6,10.

Прит. 28:19. Стих почти идентичен 12:11 (толкование на него).

Прит. 28:20. Верный (здесь в значении "заслуживающего доверия"; один из синонимов "праведного") обильно благословляется Богом, и в этом его богатство. Оно противопоставляется тому, сугубо материальному богатству, которое вожделеющий к нему наживает спешно, не стесняюсь средствами. Он не останется не наказанным. Либо суд покарает его, либо бедность, которой завершатся все его махинации.

Прит. 28:21. Тут осуждается корыстный человек, готовый и за мелкую взятку (символизируется "куском хлеба") "сделать неправду", к примеру, выступить с ложным, лицеприятным свидетельством в суде (сравните Прит. 28:5; 24:23).

Прит. 28:22. По смыслу этот стих созвучен стиху 20. комментарий на него.

Прит. 28:23. Обличающий в недостатках и ошибках человека мудрого (подразумевается) вызовет у него больше симпатии чем тот, кто льстит ему.

Прит. 28:24. Обкрадывающий отца своего и мать не лучше грабителя, обкрадывающего посторонних. Это грех и позор, заклейменные прежде в Прит. 19:26. Преступление того же рода совершают и те, которые отказывают старикам-родителям в материальной поддержке. Оно недвусмысленно было осуждено Иисусом Христом (Матф. 15:5-6; Мар. 7:11-13).

Прит. 28:25. Первая фраза этого стиха повторяется (с небольшими вариациями) в Прит. 13:10; 15:18; 29:22. Надменный приравнивается к нечестивому в 21:4. Ссоры он разжигает потому, что творить зло доставляет ему удовольствие. Но принести ему благоденствие оно не может. Напротив, праведник, надеющийся на Господа, будет благоденствовать.

Прит. 28:26. Ему противопоставляется глупец, надеющийся на себя. Подразумевается, что мудрый уповает на Бога и потому будет цел.

Прит. 28:27. О добром воздаянии тому, кто сострадателен и щедр (сравните 11:24-25; 19:17; 22-9; Втор. 15:10). На голову жадного и бессердечного падут проклятия тех. кому он мог, но не захотел помочь.

Прит. 28:28. Первая часть стиха идентична сказанному в стихе 12б. Но имеется здесь и добавочная мысль: с падением нечестивых в обществе, в котором они подавляли всякое доброе чувство и душили каждую светлую мысль, возрастает число праведников. Точнее, их "открывается" в этом обществе все больше, ибо прежде им приходилось скрываться…

Похожая притча

28:1 Нечистая совесть заставляет человека вздрагивать при каждом шорохе. Людям с чистой совестью нет необходимости постоянно оглядываться по сторонам, праведник смел, как лев.

28:2 Когда страна виновна в процветающем беззаконии, она страдает от частых перемен власти. Когда же страной правит честный и разумный человек, она пребывает в спокойном, устойчивом положении.

В Северном Царстве (Израиле) на протяжении 200 лет сменилось 19 царей, то есть, в среднем правление каждого длилось около десяти лет.

28:3 Бедный человек, поднявшийся в положение власти, зачастую оказывается более жестоким по отношению к бедным и слабым, чем был бы человек из более состоятельного слоя общества. Он — как проливной дождь, который смывает поля, уничтожая урожай, вместо того, чтобы способствовать его росту.

28:4 Люди, которые отбрасывают ограничения Божьего и гражданского закона, часто хвалят нечестивых. Делается это, несомненно, с намерением оправдать себя.

Те, кто соблюдает закон, противостоят законопреступникам, и выступают на стороне праведности.

28:5 Злые люди не разумеют справедливости; отказываясь поступать в соответствии с нею, они теряют способность понимать ее.

Те, кто ищет Господа и Его воли, получают необходимое понимание и способность различения. Нравственность и разумение тесно связаны между собой (см. Пс. 118:100).

28:6 Бедный человек, живущий чисто и честно, лучше, чем богатый, но ходящий извращенными путями, который притворяется, что живет хорошей жизнью, в то же время предаваясь обману и лжи.

28:7 Законопослушный сын — разумен. Тот, кто связывается с расточителями и пьяницами, позорит своего отца.

28:8 Согласно закону Моисея, иудей не имел права взымать проценты (рост) с другого иудея. Он мог брать проценты с язычника, но не со своего собрата-иудея (Втор. 23:19, 20). В наше время рост означает чрезмерно завышенную процентную ставку.

Те,кто обогащает себя ростовщичеством или другими способами незаконной наживы, потеряют свое богатство; оно будет забрано у них и передано тому, кто знает, как правильно использовать его, и как помогать бедным.

28:9 Если человек не желает слушать и исполнять Божий закон, Бог не услышит его молитву. Более того, его молитва омерзительна для Бога.

Что на коленях опускаться пред
И поклоняться идолам из камня,
То возносить Живому Богу
Молитву только лишь из слов.
Джон Буртон

28:10 Тот, кто искушает праведных ко греху, сам упадет в яму наказания. Иисус предостерегал: "кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской" (Мф. 18:6).

А непорочные наследуют добро. Под "непорочными" могут подразумеваться те, кто наставляет других на пути святости, а не греха. Либо, здесь может говориться о тех, кто отказывается подвергнуться обольщению греха.

28:11 Богатый человек, гордящийся своим богатством, считает себя чрезвычайно умным. Восхищаясь своей собственной деловой хваткой и проницательностью, он — мудрец с его точки зрения. Он путает богатство и мудрость.

Бедный, но разумный человек, быстро распознает такой самообман. Чарльз Лэмб однажды обратился к одному из таких самодовольных людей с вопросом: "Извините, пожалуйста, вы действительно представляете собой кого-то особенного?"

28:12 Когда праведники поднимаются ко власти, это вызывает радость и ликование. Когда торжествуют нечестивые, страх заставляет людей укрываться.

28:13 Существуют два вида прощения — судебное и родительское. Когда мы доверяемся Иисусу Христу, принимая Его нашим Господом и Спасителем, мы получаем прощение от наказания за грехи — это судебное прощение. Когда мы, как верующие, исповедуем наши грехи, мы получаем родительское прощение (1 Ин. 1:9); это позволяет нам поддерживать отношения с Богом как нашим Отцом.

Человек, скрывающий свои преступления, — то есть тот, кто отказывается вытащить свои грехи на свет и исповедать их перед Богом и перед теми, кому он причинил вред, — не будет благословлен. Но всякий, кто сознается и оставляет свои грехи, может быть уверен в том, что Бог не только прощает, но и забывает (Евр. 10:17).

28:14 Одна из составляющих настоящего счастья заключается в том, чтобы иметь мягкое сердце перед Богом. Ожесточившийся человек, в котором не осталось места для раскаяния, попадает в беду. Бог может противостоять гордым и ожесточенным, но Он не может противостоять кроткому и сокрушенному сердцу.

28:15 "Звероподобный" и "нечеловеческий" — таких описаний достоин тиран, который железной рукой правит над бедными, слабыми и беззащитными. Он напоминает рыкающего льва и голодного медведя.

28:16 Очевидно, правитель, описываемый здесь, неразумен в том смысле, что он пытается обогатиться любой ценой. Он также является и притеснителем, потому что наживает свое богатство за счет других. Правитель же, который ненавидит корысть и живет неэгоистично, ради блага его народа, продлит свои дни.

28:17 Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его. Совершивший намеренное убийство становится беглецом, спешащим к роковому концу. Никто не должен пытаться помешать или воспрепятствовать исполнению правосудия. Бог сказал: "Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека" (Быт. 9:6).

28:18 Первая часть стиха относится к спасению от вреда в этой жизни, не от осуждения в вечности. Вечное спасение от наказания за грех не приобретается непорочной жизнью, оно основывается на вере в Господа Иисуса Христа. Непорочная жизнь является плодом этого спасения, хотя тот, кто ходит непорочно, тот спасется от многих бед в этой жизни.

Человек, который колеблется от одного рода бесчестности к другому, в конце концов, падет.

28:19 Писание здесь противопоставляет насыщение пищей и насыщение нищетой. Усердный земледелец обретает первое. Тот, кто предается пустым, непродуктивным занятиям, — второе.

28:20 Верный человек здесь — это тот, кто честен, и не жаждет великого богатства. Такой человек обретет богатые благословения. Тот же, кто стремится к быстрому обогащению любыми средствами, будет наказан.

28:21 Проявлять лицемерие является омерзительной несправедливостью для судьи, и, тем не менее, многие делают это за кусок хлеба, то есть, за самое пустяковое вознаграждение.

28:22 Скупой, завистливый, скаредный человек гонится за богатством, не осознавая того, что нищета вскоре одолеет его.

28:23 Когда друг с любовью обличает вас, возможно, его обличение сразу трудно принять. Оно ранит вашу гордость. Но после вы осознаете, что этот друг, должно быть, по-настоящему любит вас настолько, что даже указал на ваши ошибки, и вы благодарны ему.

Лесть может показаться приятной на какое-то время, но, в конце концов, вы осознаете, что это все равно не правда, и что льстящий вам человек лишь пытался обрести ваше расположение. Он, вероятно, льстит каждому, кого он встречает.

28:24 Сын, который обкрадывает своих родителей, может оправдывать это тем, что это имущество потом все равно будет принадлежать ему, или что он посвятил украденное Господу (Мк. 7:11). Но Бога не обманешь — для Него такой человек равен грабителю или убийце.

28:25 Высокомерный, честолюбивый человек разжигает ссору, возможно, расталкивая в стороны всех, кто стоит на пути его тщетной гонки за богатством, властью или превосходством (см. Иак. 4:11). Только человек, боящийся Бога, преуспеет, обретя покой и удовлетворение.

28:26 Кто надеется на свою собственную мудрость в том, что она будет направлять его в жизни, тот глуп. Он бросает свой якорь внутри лодки, и поэтому будет постоянно дрейфовать. Тот, кто обращается за водительством к Господу, тот поступает мудро (см. Иер.

28:27 Бог вознаградит тех, кто проявляет милость к нищим. Человек, отводящий глаза от настоящей нужды, потерпит много несчастий.

28:28 Когда нечестивые возвышаются и приходят к власти, население укрывается в страхе. Но когда нечестивые правители свержены, праведники умножаются.

Читайте также: