Притчи соломона глава 25

Обновлено: 14.11.2024

25:1 Притчи, содержащиеся в главах с 25 по 29, были составлены Соломоном, но собраны, или переписаны, много лет спустя слугами Езекии, царя Иудейского. Всего в этих главах содержится 140 притч, согласно численному значению букв в еврейской форме имени Езекия.

25:2 Слава Божия – облекать тайною дело. Задумайтесь обо всех секретах, скрытых в Его природном творении, в Его записанном Слове и Его делах провидения! "Он не был бы Богом, – сказал Томас Картрайт, – если бы Его помыслы и дела не превосходили бы человеческое понимание".

Слава царей – исследовать дело. В данном контексте это, вероятно, означает, что мудрый царь будет всегда находится в курсе самых новейших открытий, способных повлиять на жизнь его царства, и проведет полное расследование для того, чтобы вынести справедливое сужение и сформулировать здравую политику правления.

Для нас применение этой притчи заключается в том, что мы должны быть усердны в исследовании духовных сокровищ, содержащихся в Библии.

25:3 Высота небес кажется безграничной, и глубины земли кажутся не-исследимыми. Точно так же есть что-то непостижимое в сердце благородных царей, – никто не знает точно, что у них на уме.

25:4, 5 Когда серебро расплавляется в плавильне, примеси или нечистоты поднимаются на поверхность в виде шлаковой накипи. Когда эта накипь удаляется, серебренник получает жидкий металл, пригодный для изготовления драгоценных изделий. Примесь здесь символизирует неправедных советников при царском дворе. Когда они будут удалены, царство утвердится на праведном основании.

Первое, что сделает Христос, когда вернется, чтобы установить Свое правление, – Он очистит Его царство от непокорности, беззакония, и всего, что неугодно Богу.

25:6, 7 Весьма мудро поступает тот, кто не пытается протолкнуться в первые ряды царского двора, и не стремится занять место среди именитых людей. Намного лучше быть приглашенным на почетное место, чем занять его самому, а потом быть публично униженным в присутствии царя.

Окончание стиха "которого видели глаза твои" может также относиться к следующему стиху, который в Исправленном Стандартном Переводе (ИСВ) звучит как "То, что видели глаза твои, не торопись выносить перед судом. "

Спорные вопросы лучше решать частным образом (см. Мф. 18:15), и не рассказывать о них всем окружающим, как советует неизвестный автор:

25:11 Уместное, подобающее слово – как золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах. Правильное слово также прекрасно с моральной точки зрения и подходяще для ситуации, как сочетание драгоценных и красивых металлов.

25:12 Золотая серьга и украшение из чистого золота усиливают физическую привлекательность. Так же и мудрый обличитель добавляет нравственную красоту тому, кто желает выслушать и научиться.

25:13 Обычно снег во время жатвы был бы великим бедствием. Однако здесь подразумевается снег, добавленный в воду, подаваемую жнецу на поле.

Так же, как охлажденный льдом напиток освежает человека в жаркий день, так и верный посол доставляет освежение тем, кто посылает его.

25:14 Человек, обещающий подарок, но не держащий своего обещания, подобен тучам и ветру, которые заставляют людей надеяться на приближение дождя, но проходят мимо, не принеся его.

Хотя эта притча не говорит о духовных дарах, тем не менее, она имеет важное применение для нас. Человек может выдавать себя за одаренного учителя или проповедника, но лишь разочаровывает своих слушателей, когда оказывается, что он не может оправдать их ожиданий. У индейцев существовало особое определение для такого рода людей: "нагоняет сильный ветер, но не приносит дождя".

25:15 Кротость и терпение часто оказываются более убедительными для вельможи, чем если человек начинает раздражаться и сердиться. Точно также, мягкий, добрый язык может переломить кость, то есть, может совершить больше, чем укус сильных зубов и челюстей.

26:16 Мед полезен, когда употребляется в умеренном количестве, но слишком большая доза даже чего-то очень полезного может привести к плачевным результатам. Мы должны есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Лэрри Кристенсон приводит пример этого: "В семье наших друзей растет восемь детей, все из которых очень любят мороженное. Однажды жарким летним днем одна из младших дочерей заявила, что ей бы очень хотелось, чтобы они могли всю жизнь питаться только мороженым! Остальные дети дружно поддержали ее слова, и, к их удивлению, отец сказал: "Хорошо. Завтра вы получите столько мороженого, сколько захотите, и ничего больше, – только мороженое!" Дети громко закричали от восторга и с трудом дождались наступления следующего дня. К завтраку они сбежались шумной гурьбой, с криком требуя своего любимого вида мороженого – шоколадного, клубничного, ванильного – по полной глубокой тарелке! В качестве перекуса они снова ели мороженое. И на обед тоже, только в немного меньшем количестве. Когда же они снова собрались дома на полдник, их мама как раз доставала из духовки свежеиспеченные кексы, аромат которых разносился по всему дому. "Здорово!" – сказал маленький Тедди. ""Свежие кексы! Обожаю!" Он, было, направился к шкафу за вареньем, но мать остановила его. "Разве ты не помнишь? Сегодня день мороженого – только мороженого, и ничего больше".

"Хочешь тарелочку мороженого?" "Нет, спасибо. Просто положи мне немного в вафельную трубочку". К ужину энтузиазм по поводу мороженого заметно угас. Когда все собрались вокруг стола, молча уставившись на тарелки, полные мороженого, Мэри, – чьи слова положили начало всему произошедшему, – взглянула на отца и сказала: "А нельзя ли нам поменять это мороженое на корочку хлеба?"

25:17 Умеренность применима не только к меду, но и к посещению друзей. Очень важно знать, когда нужно уйти. Вы можете исчерпать гостеприимство хозяев.

"Насколько лучше Божья дружба, чем дружба человека", – говорит Карт-райт. "Чем чаще мы приходим к Богу, тем с большей радостью Он принимает нас".

25:18 Вот три уместных сравнения для человека, произносящего ложное свидетельство против своего ближнего: Молот – калечащий и разбивающий на мелкие кусочки. Меч – остро заточенный с двух сторон.

Острая стрела – пронзающая и ранящая.

25:19 Если вы сильно кусаете что-то сломанным зубом, то потом сильно об этом пожалеете. Если вы поместите весь свой вес на вывихнутую ногу, она подведет вас. Так же неразумно полагаться на ненадежного человека во время нужды – это принесет лишь боль и разочарование.

25:20 Пение песен печальному сердцу вызывает у слушающего раздражение, досаду и неприятие. Это также неуместно, как забирать у человека одежду в холодный день, и вызовет такую же боль и раздражение, как и уксус, пролитый на рану.

Кит Уэстон рассказывал о служителе, который впервые посещал человека в больнице. "Он обнаружил бедного пациента с обеими ногами на растяжках, обеими руками в гипсе, и с капельницей в одной из них. Вытаскивая свою большую евангелическую Библию, он сказал с огромной евангелической улыбкой на лице: "Брат мой, радуешься ли ты?"" Уэстон заметил: "Служитель так и не сказал мне, что ответил ему больной, но это было не очень вежливо".

25:21, 22 Апостол Павел цитирует эти стихи в Послании к Римлянам 12:20. Мы можем преодолевать зло добром, вознаграждая всякую обиду или оскорбление добротой.

Раздраженная соседка позвонила новообращенной верующей и разразилась гневной тирадой по поводу пятилетней дочки этой женщины, потоптанных ею цветов, разбитого окна и других проступков. Когда же та остановилась, чтобы набрать воздух, христианка попросила соседку зайти к ней, чтобы обсудить эту проблему.

Когда та пришла, в комнате уже был накрыт стол с кофе и сладкими булочками. "Простите, я не знала, что вы ждете гостей". "Дет, – ответила верующая, – я подумала, что мы могли бы поговорить о моей дочери за чашкой кофе". Она поблагодарила Бога за еду и попросила Его дать им мудрости, чтобы решить проблему. Когда она открыла глаза, то увидела, что ее гостья плачет. "Дело совсем не в вашей дочери, а в моей", – выпалила соседка. "Я даже не знаю, почему я так сорвалась на вас. Я просто больше не могу справляться со своими детьми, своим мужем, и своим домом!"

Как только у соседки вырвалось это признание, новообращенная христианка начала свидетельствовать ей о Боге. В течение последующих шести недель соседка и вся ее семья обрели рождение свыше.

25:23 Северный ветер производит дождь; так же язык, тайно злословящий окружающих, производит недовольные лица. Недовольство, несомненно, исходит от жертвы сплетен, и также должно исходить от всякого, кто слышит их. Если бы люди упрекали сплетника за его сплетни, ему вскоре пришлось бы прекратить делать это.

25:24 Данный стих практически идентичен 21:9, и повторяется для того, чтобы подчеркнуть то, насколько неприятно жить с придирчивой женой.

25:25 Евангелие есть Божья добрая весть из дальней страны – с небес. Как холодная вода для жаждущей души, Евангелие приносит освежение и утоляет жажду.

25:26 Когда хороший человек склоняется перед нечестивым, когда праведник идет на компромисс, поддается давлению или перестает отстаивать правду, – это подобно источнику с возмущенной, замутненной водой, или загрязненному роднику. Люди ищут в нем чистоты, но находят лишь разочарование.

25:27 Нехорошо слишком пресыщаться медом. "За пределами Божественного "достаточно" лежит тошнота, – пишет Киднер, – а не экстаз".

Точное толкование еврейского оригинала второй строки неясно. Оно может означать, как говорится об этом в Новом Переводе Короля Иакова (НКИ), "домогаться собственной славы не есть слава", или "исследовать весомые вопросы есть бремя" (ДжНД), или "исследовать весомые вопросы есть слава" (ДжНД, заметки на полях). Любой из этих вариантов достаточно разумен.

25:28 Человек, который не научился владеть собой, подобен незащищенному городу: открыт для всякого нападения, подвержен любому искушению.

Похожая притча

1 Притчи Соломона о царе; 8 тяжба; 11 приличные слова; 17 друзья; 21 голодный враг: горящие угли; 23 острый язык; 25 другие притчи.

1 И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского.

2 Слава Божия — облекать тайною дело, а слава царей — исследывать дело.

3 Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей — неисследимо.

4 Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд:

5 удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою.

6 Не величайся пред лицом царя, и на месте великих не становись;

7 потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои.

8 Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?

9 Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай,

10 дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твоё не отойдет от тебя.

11 Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично.

12 Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха.

13 Что прохлада от снега во время жатвы, то верный посол для посылающего его: он доставляет душе господина своего отраду.

14 Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками.

15 Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость.

16 Нашёл ты мёд — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его.

17 Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя.

18 Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего.

19 Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного человека в день бедствия.

20 Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу.

21 Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою:

22 ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.

23 Северный ветер производит дождь, а тайный язык — недовольные лица.

24 Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

25 Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны.

26 Что возмущенный источник и поврежденный родник, то праведник, падающий пред нечестивым.

27 Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава.

28 Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Притчи Соломона, 25 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Public Domain — общественное достояние.
Синодальный перевод, 66 канонических книг.
© 1876, 1912, 1917, 1956, 1968, . 1998 .

Похожая притча

1. Надписание новой группы притчей. 2–5. О царях их необходимых качествах и обязанностях. 6–7. Предостережение от высокомерия в обращении с царями и знатными. 8–10. Против сварливости и болтливости. 11–15. О мудрости в слове, верности долготерпении. 16–20. Против неумеренности, навязчивости, лжесвидетельства, легковерия и легкомыслия. 21–22. О благотворительности врагам. 23–28. Против страсти к раздорам, недостатка самообладания, и проч.

Притч.25:1 . И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского.

Группа притчей, обнимаемая главами XXV-XXIX, обозначается (ст. 1), как собрание, произведенное трудами некоторых "муж ей царя Езекии» (ст. 1); под последними, очевидно, разумеются мудрецы – законоведы времен этого царя Иудейского: в этих мужах Езекии раввины видели членов так наз. «великой синагоги».

Притч.25:2 . Слава Божия – облекать тайною дело, а слава царей – исследы­вать дело.

Притч.25:3 . Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей – неисследимо.

Притч.25:4 . Отдели при­месь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд:

Притч.25:5 . удали неправедного от царя, и пре­стол его утвердит­ся правдою.

О царской власти Премудрый и здесь, как во многих других местах, говорил с идеальной точки зрения и вместе с тем дает практические советы для укрепления власти царя.

Притч.25:6 . Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись;

Притч.25:7 . потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда по­выше», нежели когда по­низят тебя пред знатным, которого видели глаза твои.

В связи с этим здесь говорится о благоприличии пред царями и вельможами, причем требуемая скромность на званых пиршествах здесь (ст. 17) мотивируется тем же соображением, какое приводится и в Евангелии ( Лк 14.8–10 ) по аналогичному же поводу.

Притч.25:8 . Не вступай по­спешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?

Притч.25:9 . Веди тяжбу с соперником тво­им, но тайны другого не открывай,

Притч.25:10 . дабы не укорил тебя услы­шав­ший это, и тогда бес­честие твое не отойдет от тебя.–

Притч.25 :10a. [Любовь и дружба освобождают: сбереги их для себя, чтобы не сделаться тебе достойным по­ноше­ния; сохрани пути твои бла­го­устроен­ными.]

Ввиду вредных последствии сварливости и болтливости, делается предупреждение против обеих.

Притч.25:11 . Золотые яблоки в серебряных про­зрачных сосудах – слово, ска­за­н­ное при­лично.

Притч.25:12 . Золотая серьга и украше­ние из чистого золота – мудрый обличитель для вниматель­ного уха.

Притч.25:13 . Что про­хлада от снега во время жатвы, то верный по­сол для по­сыла­ю­щего его: он доставляет душе го­с­по­дина своего отраду.

Притч.25:14 . Что тучи и ветры без дождя, то человек, хваста­ю­щий ложными подарками.

Притч.25:15 . Кротостью скло­няет­ся к милости вельможа, и мягкий язык пере­ламывает кость.

В ст. 11–12 та же мысль раскрывается в образной и притом положительной форме. Затем в образах же палестинской природы – обычай приготовлять прохладительное питье при помощи снега или льда летом и обычные в Палестине безводные облака летом (ст. 13–14) – изображаются верный посол и человек лживый. В ст. 15 замечание о силе кротости напоминает Притч 15.1 .

Притч.25:18 . Что молот и меч и острая стрела, то человек, про­износящий ложное свиде­тель­ство про­тив ближнего своего.

Притч.25:19 . Что сломан­ный зуб и рас­слаблен­ная нога, то надежда на не­на­дежного [человека] в день бедствия.

Притч.25:20 . Что снима­ю­щий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то по­ющий песни печальному сердцу.–

Притч.25 :20a. –[Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека.]

Образно характеризуются три рода людей: ложные свидетели, ложные друзья, покидающие друзей в несчастии, и люди безучастные к бедствию ближних.

Притч.25:21 . Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою:

Притч.25:22 . ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Го­с­по­дь воз­даст тебе.

Увещание благотворить нуждающемуся врагу есть развитие мысли законодателя Исх 23.4–5 , в несколько сокращенной форме оно приводится и у Апостола ( Рим 12.20 ; сн. Мф 25.35 ).

Притч.25:23 . Северный ветер про­изводит дождь, а тайный язык – недовольные лица.

Притч.25:24 . Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в про­стран­ном доме.

Притч.25:25 . Что холодная вода для истомлен­ной жаждой души, то добрая весть из дальней страны.

Притч.25:26 . Что воз­мущен­ный источник и по­врежден­ный родник, то праведник, пада­ю­щий пред нечестивым.

Притч.25:27 . Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава.

Притч.25:28 . Что город раз­рушен­ный, без стен, то человек, не владеющий духом сво­им.

В ст. 23 неприятные последствия тайных разговоров и сплетен – подозрения и под. – сравниваются с действием северного, точнее северо-западного (в Палестине) ветра, приносящего тучи. Ст. 24, сн. Притч 21.9 ; ст. 25, сн. Притч 15.30. 26 ст. говорит о нравственной слабости праведного пред нечестивым, напр., в виде уступчивости первого в отношении суждений второго, – или о физическом страдании праведника со стороны грешника: то и другое, как явление печальное, Премудрый сравнивает с мутным, только обманывающим путника, источником. Ст. 27 труден для понимания и вызвал много толкований. По-видимому, здесь следует видеть указание на то, что даже в таком почтенном деле, как искание истины, исследование высоких предметов, должно соблюдать меру. Подобный смысл дает перевод Вульгаты: qui scrutator est majestatis, opprimetur a gloria. Ст. 28, резюмируя сказанное в предыдущих стихах, в отрицательной форме высказывает мысль о необходимости и пользе самообладания для человека: не владеющий собою человек, не могущий полагать узду своим страстям, открыт всем внешним влияниям и соблазнам для его свободы и нравственности, и в этом отношении подобен городу с разрушенными стенами (ср. 2Пар 32.5 ; Неем 2.13 ).

Похожая притча

И это притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя Иудейского.

Слава Божия — облекать тайною дело, а слава царей — исследовать дело.

Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей — неисследимо.

Отдели примесь от серебра, и выйдет у серебряника сосуд: удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою.

Не величайся пред лицом царя, и на месте великих не становись; потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои.

Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?

Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай, дабы не укорил тебя услышавший это, и тогда бесчестие твое не отойдет от тебя.

Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично.

Золотая серьга и украшение из чистого золота — мудрый обличитель для внимательного уха.

Что прохлада от снега во время жатвы, то верный посол для посылающего его: он доставляет душе господина своего отраду.

Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками.

Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость.

Нашел ты мед — ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его. Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя.

Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего.

Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного человека в день бедствия.

Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу.

Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напои его водою: ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе.

Северный ветер производит дождь, а тайный язык — недовольные лица.

Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.

Что холодная вода для истомленной жаждой души, то добрая весть из дальней страны.

Что возмущенный источник и поврежденный родник, то праведник, падающий пред нечестивым.

Читайте также: