Притчи соломона 7 глава толкование
Обновлено: 22.12.2024
7:1 Глава 7 продолжает предостерегать молодых людей от подчинения своей жизни аморальности. Они должны хранить эти богодухновенные заповеди, видя в них большую ценность, чем в земных, материальных сокровищах.
7:2 Послушание Божьему Слову есть путь к жизни с избытком. Поэтому, его необходимо хранить как зрачок глаз (зеницу ока). В отношении этого выражения Интернациональная Стандартная Библейская Энциклопедия говорит:
"Глазное яблоко со зрачком получило это название за свою округлую форму. Его огромная ценность и тщательная защита веком, которое опускается при малейшем намеке на опасность, сделали его символом самого драгоценного и наиболее охраняемого достояния".
7:3 Поэтическим языком этот стих призывает нас позволить Божьему Слову контролировать все наши действия (навяжи их на персты твои), сделав его объектом нашего беспрекословного послушания (напиши их на скрижали сердца твоего).
7:4 Мы должны относиться к Мудрости с почтением и уважением, свойственными отношению к сестре, и сделать разум нашим ближайшим родственником. Мудрость в данном отрывке противопоставляется блуднице, общение с которой необходимо избегать всеми силами.
7:5 Следование Мудрости и ее наставлениям сохраняет человека от жены другого и защищает от лести чужой. Для описания этой блудницы здесь используются два различных слова. Первое означает "прелюбодейка", женщина, неверная своим брачными обетам. Второе — "блудница, чужеземка, дерзкая, рискованная".
7:6 Стихи 6-23 являются ярким описанием блудницы, занимающейся своим ремеслом, и молодого человека, которого она заманила в свои сети. Эта трагическая сцена разворачивается перед глазами автора, который наблюдает за происходящим в окно своего дома.
7:7 Легкомысленный юноша бессмысленно шатается по городу. Возможно, он из порядочной семьи, но сейчас им движет только желание хорошо провести время. Возможно, он солдат или курсант, которому не дают покоя похвальбы его приятелей. Он не зачерствелый грешник, а просто неопытный провинциальный парень.
7:8 И вот, он забредает в "район красных фонарей", в квартал публичных домов. Он переходит площадь неподалеку от ее угла. Он медленно бредет по улице бесцельной походкой. В этом-то и заключается главная проблема. Если бы у него было какое-то достойное, конструктивное занятие, он не оказался бы здесь. Если бы его ноги были обуты в готовность проповедовать мир, у него не было бы лишнего времени, которое можно было бы потратить впустую! Жизнь, полностью преданная Богу, предоставляет человеку настоящую защиту от греха. С другой стороны, как сказал Исаак Уоттс, "для бездейственных рук сатана всегда найдет какое-нибудь дурное занятие".
7:9 Он бродил вокруг весь вечер — от заката солнца до сумерек, до полуночной тьмы. Барнс пишет: "В картине надвигающегося мрака есть особое символичное значение. Вместе со сгущающимися тенями, на жизнь молодого человека надвигается ночь".
Он подобен мотыльку, летящему на свет. Ужасный момент опасности становится все ближе, когда искушение греха и возможность согрешить совпадают по времени. Мы должны постоянно молиться о том, чтобы такие искушения и возможности никогда не сходились вместе в нашей жизни.
7:10 На сцене появляется проститутка, одетая в сногсшибательные наряды голливудского стиля, накрашенная, напудренная, надушенная. Под ее обворожительной внешностью скрывается сладострастное, скрытное, коварное сердце.
7:11, 12 Это не скромная, миловидная женщина! Она дерзкая, шумливая и агрессивная. Быть домохозяйкой — не для нее! Она, как хищница, поджидает своих клиентов на улице.
Она почти вездесуща: то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы. Таков грех — его легко найти. Доступным должно быть и Евангелие, но, к сожалению, мы не делаем его настолько широко распространенным.
7:13 Первый ее прием — метод шока. Она бросается к юноше, обвивает его шею своими руками, осыпая его поцелуями. Ничего себе! Он просто сражен таким поразительным выражением любви. Он не знает, что это не любовь, а похоть.
7:14 Далее в дело вступает религиозное притворство. Она говорит: "мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои". Юноша вспоминает свою мать и Библию на журнальном столике в гостиной комнате, и говорит себе: "С этой женщиной проблем не будет. Она религиозная. С человеком, который приносит мирные жертвы и обеты, я не ошибусь". Петля затягивается.
Помимо этого, мирная жертва представляет собой дополнительную приманку. Приносящий мирную жертву должен был съесть ее в тот же день или на следующий (Лев. 7:15 и далее), а значит у нее достаточно хорошей еды для угощения. Она придерживается того мнения, что по крайней мере один путь к сердцу мужчины лежит через его желудок.
7:15 Потом она притворяется, что он и есть именно тот мужчина, которого она искала. Какая ложь! Она бы ухватилась за первого попавшегося ей на пути. Но теперь он с ликованием считает себя важным: она по-настоящему ценит его, он ей не безразличен.
7:16, 17 Ее описание своего ложа — больше, чем просто намек на предложение: "коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями Египетскими; спальню мою надушила смирною, алоем и корицею". Все спланировано так, чтобы увлечь его плотские желания. Даже его обоняние пленяется экзотическими ароматами.
7:18 Теперь маска сброшена. Она открыто приглашает его переспать с ней. Тщательно подобранными словами она делает это предложение особенно приятным и привлекательным.
7:19, 20 Она разоружает его, объясняя, что главы семьи нет дома, и он не скоро вернется, потому что уехал в дальнее путешествие. Его отсутствие будет долгим, потому что он взял с собой большое количество денег. Он не приедет домой до полнолуния (ст. 20б). Тьма, описанная в стихе 9, указывает на то, что до полнолуния еще далеко.
7:21 Чем больше она говорит, тем больше тает его сопротивление. Ласковыми словами и лестью она овладела им.
7:22 Он принимает скоропалительное решение последовать за нею в ее дом.
Неторопливо шагая рядом с ней, он напоминает вола, который не осознает того, что его ведут на убой.
Еврейский текст последней строчки стиха не ясен, что нашло свое отражение во множестве различных переводов: "Как глупец на исправительные колодки. " (КИ, НКИ) "Как скованный колодками на исправление для глупцов. " (АСВ) "Как пойманный в ловушку олень" (ИСВ)
"Как пес, обманом облаченный в намордник" (Моффат) "Как резвый ягненок" (Нокс) "Как глупец в оковах к своему наказанию" (перевод Беркели) Однако общий смысл остается неизменным: очевидно, что жертва неуклонно движется к оковам и наказанию.
7:23 Выражение "доколе стрела не пронзит печени его" может означать:
1. Метод, которым совершается убийство вола в предыдущем стихе, т.е. когда нож пронзает его внутренности.
2. Полное воспламенение плотских страстей юноши.
3. Последствия прелюбодеяния в теле мужчины. Юноша входит к искусительнице, как птица, влетающая в силок, не осознавая, чего это будет ему стоить (например, венерические заболевания или СПИД).
7:24, 25 Неудивительно, что автор умоляет детей внимательно прислушаться к его словам! Они должны охранять свое сердце от всякого желания иметь какие-либо отношения с подобными женщинами. Они должны хранить ноги свои, не позволяя им уклониться на пути ее.
7:26, 27 Перечень ее жертв длинен. Она уничтожила и повергла в поражение великое множество.
Всякий, кто входит в дом ее, становится на широкую дорогу в преисподнюю. Он направляется во внутренние жилища смерти.
Похожая притча
7:1 Глава 7 продолжает предостерегать молодых людей от подчинения своей жизни аморальности. Они должны хранить эти богодухновенные заповеди, видя в них большую ценность, чем в земных, материальных сокровищах.
7:2 Послушание Божьему Слову есть путь к жизни с избытком. Поэтому, его необходимо хранить как зрачок глаз (зеницу ока). В отношении этого выражения Интернациональная Стандартная Библейская Энциклопедия говорит:
"Глазное яблоко со зрачком получило это название за свою округлую форму. Его огромная ценность и тщательная защита веком, которое опускается при малейшем намеке на опасность, сделали его символом самого драгоценного и наиболее охраняемого достояния".
7:3 Поэтическим языком этот стих призывает нас позволить Божьему Слову контролировать все наши действия (навяжи их на персты твои), сделав его объектом нашего беспрекословного послушания (напиши их на скрижали сердца твоего).
7:4 Мы должны относиться к Мудрости с почтением и уважением, свойственными отношению к сестре, и сделать разум нашим ближайшим родственником. Мудрость в данном отрывке противопоставляется блуднице, общение с которой необходимо избегать всеми силами.
7:5 Следование Мудрости и ее наставлениям сохраняет человека от жены другого и защищает от лести чужой. Для описания этой блудницы здесь используются два различных слова. Первое означает "прелюбодейка", женщина, неверная своим брачными обетам. Второе – "блудница, чужеземка, дерзкая, рискованная".
7:6 Стихи 6-23 являются ярким описанием блудницы, занимающейся своим ремеслом, и молодого человека, которого она заманила в свои сети. Эта трагическая сцена разворачивается перед глазами автора, который наблюдает за происходящим в окно своего дома.
7:7 Легкомысленный юноша бессмысленно шатается по городу. Возможно, он из порядочной семьи, но сейчас им движет только желание хорошо провести время. Возможно, он солдат или курсант, которому не дают покоя похвальбы его приятелей. Он не зачерствелый грешник, а просто неопытный провинциальный парень.
7:8 И вот, он забредает в "район красных фонарей", в квартал публичных домов. Он переходит площадь неподалеку от ее угла. Он медленно бредет по улице бесцельной походкой. В этом-то и заключается главная проблема. Если бы у него было какое-то достойное, конструктивное занятие, он не оказался бы здесь. Если бы его ноги были обуты в готовность проповедовать мир, у него не было бы лишнего времени, которое можно было бы потратить впустую! Жизнь, полностью преданная Богу, предоставляет человеку настоящую защиту от греха. С другой стороны, как сказал Исаак Уоттс, "для бездейственных рук сатана всегда найдет какое-нибудь дурное занятие".
7:9 Он бродил вокруг весь вечер – от заката солнца до сумерек, до полуночной тьмы. Барнс пишет: "В картине надвигающегося мрака есть особое символичное значение. Вместе со сгущающимися тенями, на жизнь молодого человека надвигается ночь".
Он подобен мотыльку, летящему на свет. Ужасный момент опасности становится все ближе, когда искушение греха и возможность согрешить совпадают по времени. Мы должны постоянно молиться о том, чтобы такие искушения и возможности никогда не сходились вместе в нашей жизни.
7:10 На сцене появляется проститутка, одетая в сногсшибательные наряды голливудского стиля, накрашенная, напудренная, надушенная. Под ее обворожительной внешностью скрывается сладострастное, скрытное, коварное
7:11, 12 Это не скромная, миловидная женщина! Она дерзкая, шумливая и агрессивная. Быть домохозяйкой – не для нее! Она, как хищница, поджидает своих клиентов на улице.
Она почти вездесуща: то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы. Таков грех – его легко найти. Доступным должно быть и Евангелие, но, к сожалению, мы не делаем его настолько широко распространенным.
7:13 Первый ее прием – метод шока. Она бросается к юноше, обвивает его шею своими руками, осыпая его поцелуями. Ничего себе! Он просто сражен таким поразительным выражением любви. Он не знает, что это не любовь, а похоть.
7:14 Далее в дело вступает религиозное притворство. Она говорит: "мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои". Юноша вспоминает свою мать и Библию на журнальном столике в гостиной комнате, и говорит себе: "С этой женщиной проблем не будет. Она религиозная. С человеком, который приносит мирные жертвы и обеты, я не ошибусь". Петля затягивается.
Помимо этого, мирная жертва представляет собой дополнительную приманку. Приносящий мирную жертву должен был съесть ее в тот же день или на следующий (Лев. 7:15 и далее), а значит у нее достаточно хорошей еды для угощения. Она придерживается того мнения, что по крайней мере один путь к сердцу мужчины лежит через его желудок.
7:15 Потом она притворяется, что он и есть именно тот мужчина, которого она искала. Какая ложь! Она бы ухватилась за первого попавшегося ей на пути. Но теперь он с ликованием считает себя важным: она по-настоящему ценит его, он ей не безразличен.
7:16, 17 Ее описание своего ложа – больше, чем просто намек на предложение: "коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями Египетскими; спальню мою надушила смирною, алоем и корицею". Все спланировано так, чтобы увлечь его плотские желания. Даже его обоняние пленяется экзотическими ароматами.
7:18 Теперь маска сброшена. Она открыто приглашает его переспать с ней. Тщательно подобранными словами она делает это предложение особенно приятным и привлекательным.
7:19, 20 Она разоружает его, объясняя, что главы семьи нет дома, и он не скоро вернется, потому что уехал в дальнее путешествие. Его отсутствие будет долгим, потому что он взял с собой большое количество денег. Он не приедет домой до полнолуния (ст. 20б). Тьма, описанная в стихе 9, указывает на то, что до полнолуния еще далеко.
7:21 Чем больше она говорит, тем больше тает его сопротивление. Ласковыми словами и лестью она овладела им.
7:22 Он принимает скоропалительное решение последовать за нею в ее дом.
Неторопливо шагая рядом с ней, он напоминает вола, который не осознает того, что его ведут на убой.
Еврейский текст последней строчки стиха не ясен, что нашло свое отражение во множестве различных переводов: "Как глупец на исправительные колодки. " (КИ, НКИ) "Как скованный колодками на исправление для глупцов. " (АСВ) "Как пойманный в ловушку олень" (ИСВ)
"Как пес, обманом облаченный в намордник" (Моффат) "Как резвый ягненок" (Нокс) "Как глупец в оковах к своему наказанию" (перевод Беркели) Однако общий смысл остается неизменным: очевидно, что жертва неуклонно движется к оковам и наказанию.
7:23 Выражение "доколе стрела не пронзит печени его" может означать:
1. Метод, которым совершается убийство вола в предыдущем стихе, т.е. когда нож пронзает его внутренности.
2. Полное воспламенение плотских страстей юноши.
3. Последствия прелюбодеяния в теле мужчины. Юноша входит к искусительнице, как птица, влетающая в силок, не осознавая, чего это будет ему стоить (например, венерические заболевания или СПИД).
7:24, 25 Неудивительно, что автор умоляет детей внимательно прислушаться к его словам! Они должны охранять свое сердце от всякого желания иметь какие-либо отношения с подобными женщинами. Они должны хранить ноги свои, не позволяя им уклониться на пути ее.
7:26, 27 Перечень ее жертв длинен. Она уничтожила и повергла в поражение великое множество.
Всякий, кто входит в дом ее, становится на широкую дорогу в преисподнюю. Он направляется во внутренние жилища смерти.
Похожая притча
Стихи 1-5. Эти стихи представляют собой предисловие автора к предостережению против плотских похотей, содержание которого совпадает по смыслу с Притчей 6 (ст. 20 и далее), а окончание (ст. 5) – со ст.24 той же притчи: «…чтобы они охраняли тебя от жены другого». Это является его целью; только в предыдущей притче он говорил: «…храни заповедь отца твоего», а здесь (что сводится к тому же): «Храни заповеди мои», так как автор обращается к нам как к сыновьям. Он говорит от имени Бога, ибо именно Божьи заповеди мы должны хранить – Его слова и Его закон. Мы должны относиться к слову Божьему (1) с чрезвычайной внимательностью; хранить его, как свое сокровище – сокрыть Божьи заповеди у себя, надежно сокрыть их, чтобы нечестивый не мог ограбить и лишить нас их (ст. 1). Мы должны хранить его, как свою жизнь: «Храни заповеди мои и живи» (ст. 2);
не только: «Храни их – и ты будешь жить», но и «Храни их, как свою жизнь, без которой не можешь жить». Если благочестивого человека лишить слова Божьего, то он умрет, ибо он живет им, а не хлебом единым.
(2) С величайшей нежностью: «Храни учение мое, как зрачок глаз твоих». Даже соринка может повредить глаз, поэтому природа так хорошо охраняет его. Вместе с Давидом мы молимся, чтобы Бог хранил нас как зеницу ока (Пс 16:8), чтобы в Его глазах наша жизнь и утешения были драгоценны; и это исполнится (Зах 2:8), если мы будем подобным образом бережно относиться к Его закону и бояться в наименьшей мере нарушить его. Кто оговаривает строгий и осмотрительный образ жизни, как ненужное пуританство, тот не задумывается о том, что закон нужно хранить как зеницу ока, ибо он действительно является зрачком глаз наших. Закон – это свет; закон в сердце – это глаз души.
(3) С гордостью и постоянно размышлять о нем (ст. 3): «Навяжи их на персты твои; пусть они станут драгоценными для тебя; смотри на них, как на украшение, как на кольцо с бриллиантом, как на перстень на правой руке своей. Носи их постоянно, как обручальное кольцо – знак твоего союза с Богом. Взирай на слово Бога как на то, что облачает тебя честью, как на эмблему своего достоинства. Навяжи их на персты твои, чтобы они постоянно напоминали о твоем долге, чтобы всегда были в поле твоей видимости как то, что начертано у тебя на дланях твоих».
(4) С любовью, как к тому, о чем мы постоянно думаем: «…напиши их на скрижали сердца твоего», как имена друзей, которых мы очень любим и говорим, что они записаны в наших сердцах. Слово Христово да вселяется в вас обильно, и пусть оно будет написано там, где всегда будет под рукой, чтобы его можно было прочитать. Там, где написан грех (Иер 17:1), пусть будет написано слово Бога. Именно суть обетования «напишу законы Мои на сердцах их» (Евр. 8:10) делает заповедь практически выполнимой и легкой.
(5) Как к тому, с кем мы хорошо знакомы и близко общаемся (ст. 4): «Скажи мудрости: «Ты сестра моя!», которую я сильно люблю и общением с которой наслаждаюсь; разум назови родным твоим, с которым ты крепко соединен родственными узами и к которому испытываешь чистую привязанность; назови разум своим другом, расположения которого ты ищешь». Мы должны сделать слово Божье близким для нас, советоваться с ним, принимать во внимание его славу и наслаждаться общением с ним.
(6) Как к оружию, которое мы используем для своей защиты, чтобы оно охраняло нас от жены другого и от греха – этой блудницы, которая льстит, но разрушает (более точно – от греха нечистоты, ст.5). Пусть слово Божье укрепит страх перед этим грехом и решимость противостоять ему; пусть оно раскрывает нам его хитрости и предлагает ответы на все его льстивые предложения.
Стихи 6-23. Чтобы усилить предостережение против греха нечистоты, в этих стихах Соломон рассказывает историю о юноше, который практически погиб, соблазнившись чарами блудницы. Такая история послужила бы распутным мирским поэтам нашего времени в качестве сюжета для пьесы, где блудница была бы героиней. Ничто так не развлекло бы аудиторию и не доставило бы так много удовольствия, как ее искусство вводить в заблуждение молодых джентльменов и завлекать деревенских помещиков. Ее победы прославлялись бы, как триумф остроумия и любви, комедия считалась бы очень удачной, а каждый увидевший ее юноша желал, чтобы его обольстили подобным образом. Так глупые смеются над грехом. На самом деле Соломон здесь описывает, а все мудрые и благочестивые люди читают, очень печальную историю. Все, в ком есть хоть искорка благочестия, смотрят на бесстыдство блудницы с величайшим негодованием, а на доверчивость юноши – с нежнейшим состраданием. История заканчивается грустными размышлениями, достаточными, чтобы все читающие и слышащие ее боялись попасть в сети плотских похотей и старались держаться подальше от них. Предполагается, что это притча или придуманный рассказ, но мне он кажется слишком правдивым, и что еще хуже: несмотря на ее предостережения о фатальных последствиях таких нечестивых путей, она и в наше время остается слишком правдоподобной, а слуги ада продолжают разыгрывать ту же игру и с тем же успехом.
Соломон представлял собой гражданскую власть и в этой должности ожидал определенного поведения от своих подданных. Он часто наблюдал за ними через оконные створки (так как хотел видеть собственными глазами) и делал замечания в адрес тех, кто не подозревал, что его глаз наблюдает за ними, чтобы научиться лучше использовать меч, который носил, и сделать его ужасом для злодеев. Но здесь он пишет как служитель, пророк, который по своей обязанности является стражником, предупреждающим о приближении врагов, а особенно о тех местах, где они лежат в засаде, чтобы мы не оставались в неведении об умыслах сатаны и знали, где нужно удвоить стражу. Это и делает Соломон, а мы можем обратить внимание на приведенное им описание:
I. Искушаемого юноши, на то, как он подверг себя искушению и поэтому должен винить самого себя, если все это закончится его гибелью.
1. Он был юношей (ст. 7). Плотские похоти называются юношескими похотями (2Тим 2:22), но мы не должны оправдывать их, как юношеские шалости, и прощать на этом основании, а, скорее, усугублять их, так как они обворовывают Бога и лишают Его первого и наилучшего нашего времени, разлагая разум, когда он еще нежен, и закладывая основание для дальнейшей нечестивой жизни. Мы должны знать, что молодым людям следует вооружиться решимостью противостоять этому греху.
3. Он вращался в плохом сообществе и был замечен между молодыми людьми – неразумный юноша среди неопытных. Если бы, зная о своей слабости, он общался с теми, кто был старше и мудрее, то у него была бы надежда. Христос в возрасте двенадцати лет общался с учителями, чтобы подать пример молодым людям. Если же неопытные выбирают для общения подобных себе, то останутся такими же неопытными, ожесточившимися в своем невежестве.
4. Он прогуливался, и ему нечего было делать, переходил площадь и имел вид человека, не знавшего, чем бы заняться. Один из грехов нечестивого Содома заключался в пресыщении и праздности (Иез 16:49). Он чопорно прогуливался с важным видом (подчеркивается значение этого слова) и производил впечатление обычного, приятного на вид щеголя, верхом достижений которого была красивая одежда и прогулка на свежем воздухе – достойное занятие для добычи, чтобы напасть на нее.
5. Он был любителем ночных прогулок, ненавидел и презирал работу, которую нужно было сделать днем и от которой люди с приходом вечера отдыхали. Имея общение с бесплодными делами тьмы, он начинает передвигаться в сумерки, в вечер дня (ст. 9). Он выбирает ночную темноту и мрак, так как они наиболее подходят для его целей, а не лунные ночи, когда он может быть раскрыт.
6. Направляя свой путь к дому с надеждой развлечься и повеселиться, он оказался близ угла ее, по дороге к дому ее (ст. 8), вопреки совету Соломона не подходить близко к дверям дома ее (Прит 5:8). Возможно, он не знал, что это был путь к дому, имеющему дурную репутацию. Как бы там ни было, это была дорога, где у него не было дел; а когда нам нечего делать, то сатана быстро найдет, чем нас занять. Мы должны остерегаться не только праздных дней, но и праздных вечеров, чтобы они не оказались дверью, открытой для искушения.
II. Искушающей личности, которая была не обычной блудницей, а замужней женщиной (ст. 19) и, насколько мне известно, имела хорошую репутацию у соседей, не подозревавших ее в подобной порочности. Тем не менее в сумерки, в вечер дня, когда мужа не было дома, она вела себя отвратительно и бесстыдно. Вот как она описывается.
1. Ее одеяние. Она была в наряде блудницы (ст. 10), ярком и кричащем, выставляющем напоказ ее красоту. Возможно, она была разрисована, как Иезавель, с обнаженной шеей и грудью – en deshabille. Чистота сердца демонстрирует себя в скоромности одеяния, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
2. Ее хитрость и уловки. Она была с коварным сердцем, владела всеми видами искусства обольщения и знала, как ласками добиться своих низменных целей.
3. Ее характер и поведение. Она шумливая и необузданная, болтливая и самовольная, шумная и беспокойная, своенравная и упрямая, настаивающая на своих словах, правильные они или нет, нетерпимая к контролю и проверке, не терпящая советов, тем более порицаний со стороны мужа, родителей, служителей и друзей. Она – дочь Велиала, не терпящая ярма.
4. Место, где она находится. Это не ее дом; она ненавидит его границы и домашние занятия; ноги ее не живут в доме ее более, чем это необходимо. Она все время шатается от одного места к другому, меняя при этом компании. То она на улице, за городом, притворяясь, что дышит свежим воздухом, то на площадях города, притворяясь, что рассматривает, как идут дела на базаре. Она то здесь, то там и в то же время везде, но не там, где должна быть. У каждого угла строит она ковы, чтобы подцепить того, кто может стать ее добычей. Добродетель – это наказание для того, кому дом – тюрьма.
III. Самого искушения и хитростей, с помощью которых оно воздействует. Она встретилась с молодым щеголем; возможно, она была знакома с ним раньше; как бы там ни было, по его внешнему виду она узнала, что это и есть тот, кого она искала. Она схватила его, целовала, вопреки всем правилам скромности (ст. 13), и, не ожидая от него комплиментов или ухаживаний, с бесстыдным лицом пригласила не только в свой дом, но и в свою постель.
1. Она соблазнила его поужинать вместе (ст. 14,15): «Мирная жертва у меня». Тем самым она дает ему понять, (1) что процветает, что облагодетельствована многими благословениями и имеет повод принести мирную жертву в знак радости и благодарности; что живет довольно благополучно и ему не нужно бояться покушений на свой кошелек.
(3) Тем самым она усиливает искушение.
[1] Она притворяется, что испытывает к нему большее влечение, чем к любому другому мужчине: «Так как на столе у меня стоит хороший ужин, поэтому и вышла навстречу тебе, ибо ни один друг в мире не будет таким желанным гостем, как ты (ст. 15). Именно тебя я вышла искать – искать усердно, вышла сама, а не послала слугу». Конечно, он не мог отказаться от ее общества, раз она так высоко оценила его и приложила огромные усилия, чтобы обрести его благоволение. Грешники прилагают старания, чтобы причинить зло, и похожи на рыкающего льва, который ходит, ища, кого поглотить, притворяясь, что стремятся сделать одолжение.
[2] Она хочет его убедить, что само Провидение благоволит к выбору его в качестве сообщника, ибо как быстро ей удалось найти того, кого она искала!
2. Она завлекает его, чтобы он лег с ней. Они будут сидеть за столом, выпивая и закусывая, затем поднимутся, чтобы поиграть в распутные игры, и там окажется приготовленная для них постель, где он найдет то, что во всех отношениях приятно ему. Чтобы было приятно его глазам, она коврами убрала постель свою, разноцветными тканями, исключительно красивыми; он никогда не видел ничего подобного. Чтобы угодить его осязанию, она постелила не обычные домотканые простыни, а привезенные издалека, которые дорого стоили и были сделаны из тонкого египетского полотна (ст. 16). Чтобы угодить его обонянию, она надушила свою спальню приятными ароматами (ст. 17). Поэтому приходи и будем упиваться нежностями, насладимся любовью (ст. 18). Любовью, сказала она? Она имела в виду похотью, низменной похотью; жаль, что словом «любовь» так злоупотребляют. Истинная любовь приходит с небес, а эта из ада. Как могут притворно утешать и притворяться во взаимной любви те, кто в действительности разрушает себя и другого?
3. С его стороны она предвидит возражение об опасности. Разве не является она женой другого мужчины и что будет, если муж застанет их в прелюбодеянии, во время самого действия? Он может заставить их дорого заплатить за это развлечение, и что тогда будет с их наслаждением любовью? «Не бойся, - говорит она, - потому что доброго человека нет дома (англ. пер., ст.19)». Она не называет его своим мужем, ибо оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего, а называет его добрым человеком, живущим в этом доме, от которого она устала». Подобным образом жена Потифара, рассказывая о своем муже, не называла его мужем, а говорила «он» (Быт. 39:14). Поэтому на добром основании к чести Сарры отмечается, что она уважительно относилась к своему мужу, называя его господином. Она довольна, что его нет дома, но испытывает грусть, оставшись одна, и поэтому рада любой компании и может свободно вести себя с мужчинами, так как он не видит и никогда не узнает. Но не вернется ли он вскоре? «Нет, он отправился в дальнюю дорогу и не может внезапно вернуться. Он придет домой ко дню полнолуния, так как никогда не возвращается раньше назначенного срока. Он кошелек серебра взял с собою, (1) чтобы торговать и купить товар, поэтому не вернется, прежде чем не потратит все». Печально, что с таким честным и трудолюбивым мужем так плохо обращаются, что время, когда он отсутствует и занят работой для блага своей семьи, используется подобным образом.
(2) «Чтобы растратить и прокутить их». Справедливо или нет, но она внушает, что он плохой муж. Она представляет его плохим человеком, так как сама решила быть плохой женой, и это послужило бы ей оправданием. Часто это является безосновательным предположением, но никогда не становится достаточным оправданием. «Он ищет удовольствий и растрачивает свое богатство в другой стране, -говорит она, - так почему я не могу делать то же самое дома?»
IV. Об успешности искушения. Обещая юноше всевозможные наслаждения и убеждая его в безнаказанности, она достигает своей цели (ст. 21). Похоже, что молодой человек, хотя и был весьма неопытным, но не имел плохих намерений, в противном случае он выдал бы себя словом, кивком, подмигиванием, и тогда не было бы необходимости во всех этих уговорах. Но так как он не планировал ничего подобного, более того, что-то в его совести противилось этому, то множеством ласковых слов она увлекла его. Порочность наконец одержала победу над его обличениями, а решительность не была достаточно сильной, чтобы устоять против таких искусных атак, и мягкостью уст своих она овладела им. Он не мог закрыть свои уши и не слушать ее уговоров, а подчинился ее плену. К мудрым девам, которые стараются поступать благоразумно и могут предложить мужчинам истинные и божественные наслаждения, поворачиваются глухим ухом, и они, используя все свое красноречие, не могут побудить мужчин прийти к ним, в то время как владычество греха в мужских сердцах настолько сильно, что его соблазны с помощью лжи и лести вскоре добьются своей цели. С каким состраданием в данный момент Соломон смотрит на этого неразумного юношу, видя его следующим за прелюбодейной женщиной!
(1) Он предупреждает его о гибели, но, увы, тот гибнет и идет на убой (ибо дома нечистоты для драгоценных душ являются бойней);
сейчас стрела пронзит его печень, пройдя сквозь его броню, и он получит смертельную рану (ст. 23). В этот момент он невозвратимо отказывается от своей драгоценной жизни и перестает существовать для всех благ; его совесть развращена, а грех открывает дверь для всевозможных пороков, и все это несомненно закончится вечным осуждением.
(2) Его ситуация становится более жалкой от того, что он сам не осознает собственное бедственное положение и опасность. Он двигается с завязанными глазами, более того, смеясь идет к собственной гибели. Вол думает, что его ведут на пажить, в то время как его ведут на бойню; глупец (т.е. пьяница, ибо из всех грешников пьяницы являются наибольшими глупцами) отправляется к позорному столбу для наказания, не подозревая о навлекаемом им стыде, словно идет поиграть. Птичка кидается в силки, видя только приманку и надеясь ухватить хороший кусочек, но не задумываясь, что они – на погибель ее. Так и этот легкомысленный юноша мечтает лишь о наслаждениях, которые получит в объятиях блудницы, когда на самом деле он стремительно несется к собственной гибели. Хотя Соломон не сообщает, что он против этой низменной блудницы привел в исполнение закон, в то же время у нас нет повода сомневаться в этом, так как он сам был глубоко поражен причиненным ею злом, и это вызвало в нем негодование.
Стихи 24-27. Данные стихи говорят, как мы должны применять рассказанную выше историю: «Поэтому слушайте меня, а не таких соблазнительниц (ст. 24);
приклоните ухо к отцу, а не ко врагу».
1. «Воспользуйтесь данным вам добрым советом. Да не уклоняется сердце твое на пути ее (ст. 25);
никогда не оставляй благочестивый путь, хотя он труден и узок, проходит в уединенных местах и идет под гору, и не становись на путь прелюбодейки, хотя он широк, живописен и заполнен компаниями. Не только удерживай свои ноги от этих путей, но и не позволяй своему сердцу склоняться к ним; никогда не давай прибежище подобного рода мыслям, а лишь с омерзением думай о подобных порочных поступках. Пусть благоразумие, совесть и страх Божий, царствующий в твоем сердце, контролируют склонности твоих чувственных аппетитов. Если же ты пойдешь ее путями или станешь на какой-либо из путей, ведущих к этому греху, то уйдешь прочь с правильного и безопасного пути. Поэтому остерегайся и не блуждай, чтобы тебе не пришлось вечно скитаться».
2. «Прими честное предостережение, если оно дается тебе».
(1) Оглянись и посмотри, какое зло причинил этот грех. Прелюбодейка погубила не одного или двух, а многих повергла она ранеными». Из-за этого греха в разное время погибли тысячи людей, и не только слабые и неопытные юноши, как тот, о котором рассказывалось, но и много сильных убиты ею (ст. 26). Возможно, он имел в виду Самсона, который был убит этим грехом, а также Давида, навлекшего этим грехом меч на свой дом, хотя Господь решил его самого не лишать жизни. Эти мужи обладали не только великой физической силой, а и выделялись мудростью и отвагой, но даже их одолели плотские похоти. Рыдай, кипарис, ибо упал кедр. Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
(2) Загляни в будущее глазом веры и посмотри, чем все это закончится (ст. 27). Хотя ее дом богато украшен и обставлен и называется домом наслаждений, в действительности является путем в преисподнюю, а ее покои – лестницей, ведущей вниз во внутренние жилища смерти и вечной тьмы. Чаша прелюбодеяния очень скоро сменится чашей трепета, а пламя похоти, если только оно не погасится покаянием и умерщвлением, будет сжигать до самого низкого ада. Поэтому благоговейте и не согрешайте.
Похожая притча
1–6. Вступительное увещание к хранению заповедей Божиих и вообще к стяжанию мудрости, как оплоту против обольщения женою прелюбодейною. 6–9. Образ неразумного юноши. 10–20. Блудница ласками и лукавыми обещаниями прельщает неразумного. 21–23. Последствия обольщения. 24–27. Заключительное увещание. h5 Притч.7:1 . Сын мой! храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя.–
Притч.7 :1a. –[Сын мой! чти Господа, – и укрепишься, и кроме Его не бойся никого.]
Притч.7:2 . Храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих.
Притч.7:3 . Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего.
Притч.7:4 . Скажи мудрости: «ты сестра моя!» и разум назови родным твоим,
Притч.7:5 . чтобы они охраняли тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает слова свои.
Общее введение к последующему увещанию против увлечений соблазнами распутной жены имеет и в содержании и в форме много общего с прежними подобными же вводными замечаниями Премудрого ( Притч 1.8, 2.1, 6.20 ; частнее ср. ст. 2 и Притч 4.4 ; ст. 3 и Притч 3.3 ). В тексте LXX слав. в начале ст. 2 есть добавление: ύιέ , τίμα τόν Κύριον , καί ὶσχύσεις , πλὴν δέ αύτοῦ μὴ φοβοῦ ἄλλον , «сыне, чти Господа, и укрепишися! кроме же Его не бойся иного» . Хотя эти слова и не встречаются в других переводах, и, на первый взгляд, как бы несколько прерывают течение речи, однако, ввиду аналогичных мест книги Притчей ( Притч 1.7, 3.7 ), возможно что эти слова были и в еврейском оригинале, бывшем у LXX.
Наставление в ст. 4 – назвать мудрость сестрою, а разум – родным (свойственником) характерно как вообще для семитического образа представления отношений между лицами и предметами (напр., Иов 17.14, 30.29 ); но и особенно для ветхозаветно-библейского учения о премудрости (сн. Прем.8:2 ; Сир 15.2 ): мудрость должна стать возлюбленным другом искателя ее, предметом его любви и вожделения. Цель мудрости, – без сомнения, благоустроение всей жизни человека, но здесь (ст. 5) указывается лишь одна из целей и одно из проявлений мудрости: мудрость дает возможность ревнителю ее устоять против обольщений прелюбодейной жены.
Притч.7:6 . Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою,
Притч.7:7 . и увидел среди неопытных, заметил между молодыми людьми неразумного юношу,
Притч.7:8 . переходившего площадь близ угла ее и шедшего по дороге к дому ее,
Притч.7:9 . в сумерки в вечер дня, в ночной темноте и во мраке.
Совершенно противоположен правилам мудрости образ действий юноши безумного: он вовсе не держится предписываемых мудростью правил – удалять путь свой от жены прелюбодейной и не приближаться к двери дома ее ( Притч 5.8 ), или – изгонять из сердца всякое похотливое увлечение красивой внешностью блудницы ( Притч 6.5 ); напротив, он намеренно направляется к дому ее ( Притч 7.8 ), видимо исполненный похоти к ней и преступных намерений, удовлетворению которых содействует случай предвиденной, быть может, встречи (ст. 9, по-видимому, указывает на то, что юноша усиленно искал приключений) с женой блудницею, обольстительные приемы которой сейчас изображаются, ст. 10–20.
Притч.7:10 . И вот – навстречу к нему женщина, в наряде блудницы, с коварным сердцем,
Притч.7:11 . шумливая и необузданная; ноги ее не живут в доме ее:
Притч.7:12 . то на улице, то на площадях, и у каждого угла строит она ковы.
Притч.7:13 . Она схватила его, целовала его, и с бесстыдным лицом говорила ему:
Притч.7:14 . «мирная жертва у меня: сегодня я совершила обеты мои;
Притч.7:15 . поэтому и вышла навстречу тебе, чтобы отыскать тебя, и – нашла тебя;
Притч.7:16 . коврами я убрала постель мою, разноцветными тканями Египетскими;
Притч.7:17 . спальню мою надушила смирною, алоем и корицею;
Притч.7:18 . зайди, будем упиваться нежностями до утра, насладимся любовью,
Притч.7:19 . потому что мужа нет дома: он отправился в дальнюю дорогу;
Притч.7:20 . кошелек серебра взял с собою; придет домой ко дню полнолуния».
Если в Притч.5 беспорядочной прелюбодейной любви противопоставлялись блага любви к единой законной жене: если в Притч 6.20–35 преподавались увещания о подавлении главным образом внутренних нечистых сердечных движений, как корня и начала греха нецеломудрия, то здесь, гл. 10–20, дается подробное, конкретное изображение отвне приходящих соблазнов к нарушению седьмой заповеди десятословия, особенно же подробно изображается сама виновница мужских падений – прелюбодейная жена. Чрезвычайно конкретный образ ее смущал и еврейских и христианских толкователей книги Притчей, из которых первые даже склонялись, ввиду этого, к исключению книги Притчей из канона, а некоторые древние христианские толкователи пытались объяснять образ блудницы Притч 7.1 в аллегорическом смысле – безумия, нечестия, в противоположность изображаемой в Притч.8–9 Премудрости Божией. Но хотя и нельзя отрицать возможности этого аллегорического понимания, однако, и непосредственное буквальное понимание рассматриваемого отдела вполне согласимо с боговдохновенностью книги Притчей, ибо цель картины, ст. 10–20 гл. VII – поучительная: Премудрый путем этого конкретного образа желает возбудить в ученике своем отвращение к соблазнам прелюбодеяния и внушить стойкость в целомудрии.
Прелюбодейная жена является на улице в одежде блудницы, с покрывалом (LXX: εῖδος ἔχουσα πορνικόν , Vulg.: omatu meretricio, ст. 10), чтобы не приняли за замужнюю женщину (ср. Быт 38.14 сл.; Толков. Библ. т. I, с. 216). Бесстыдство, коварство лукавство обнаруживаются во всех действиях и жестах жены (ст. 11–13); особенно же в словах ее. Желая придать приглашению своему невинный вид, она поводом к приглашению выставляет (ст. 14) религиозное торжество – принесение у нее мирной жертвы всегда соединявшейся с пиршеством (Лев.7сл.). Затем, завлекая юношу в свои сети, говорит (ст. 15–18) о роскошной обстановке предстоящего пиршества и плотских удовольствий, а последнее возможное колебание юноши побеждает упоминанием о долговременной отлучке своего мужа из дома (ст. 19–20).
Притч.7:21 . Множеством ласковых слов она увлекла его, мягкостью уст своих овладела им.
Притч.7:22 . Тотчас он пошел за нею, как вол идет на убой, [и как пес – на цепь,] и как олень – на выстрел,
Притч.7:23 . доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и не знает, что они – на погибель ее.
Хитрые речи блудницы, хорошо рассчитанные на податливость чувственной природы человека, особенно юноши, увенчиваются успехом; после некоторых колебаний юноша безвольно отдается в руки губительницы и предается животным наслаждениям, губящим и тело и душу.
Притч.7:24 . Итак, дети, слушайте меня и внимайте словам уст моих.
Притч.7:25 . Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее,
Притч.7:26 . потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею:
Притч.7:27 . дом ее – пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти.
Тем убедительнее являются заключительные увещания избегать соблазна всякого вообще вида прелюбодеяния, конечные результаты которого всегда одни и те же; временная и вечная гибель.
Читайте также: