Притчи соломона 5 глава
Обновлено: 14.11.2024
Ветхий Завет
1 Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, 2 чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. [Не внимай льстивой женщине;] 3 ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; 4 но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; 5 ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.
6 Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.
7 Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.
8 Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, 9 чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; 10 чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.
11 И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены,- 12 и скажешь: "зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, 13 и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: 14 едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!"
15 Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
16 Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; 17 пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.
18 Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, 19 любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.
20 И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?
21 Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.
22 Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: 23 он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.
Похожая притча
1 Сын мой, слушай мои мудрые поучения, будь внимателен к моим словам.
2 Тогда ты узнаешь как правильно жить, и речи твои докажут мудрость твою.
3 Уста жены другого человека могут быть слаще мёда и поцелуй её – нежнее масел.
4 Но в итоге она принесёт тебе только горечь и боль, которые будут горче отравы и острее меча.
5 Она идёт по тропе смерти, она и тебя сведёт в могилу.
6 Не следуй за ней, она сбилась с правильного пути и сама не ведает этого. Будь осторожен, следуй путём жизни.
7 Теперь, сын мой, послушай меня и не забывай слов моих.
8 Будь в стороне от женщины, которая в замужестве грешит, даже не приближайся к дверям её дома.
9 Если ты сделаешь это, то потеряешь уважение людей, и другие извлекут пользу из потерянной тобой чести. Кончится тем, что другим людям достанется всё, для чего ты трудился всю свою жизнь.
10 Люди, тебе незнакомые, заберут всё твоё богатство, получат всё, что ты заработал.
11 И ты будешь страдать в конце своей жизни.
12 Тогда ты скажешь: "Почему я не слушал родителей моих?
13 Почему я не слушал учителей моих? Я противился наказанию, не желал, чтобы меня поправляли.
14 Теперь я вижу, что жизнь моя погублена и все видят позор мой".
15 Пей воду, которая течёт только из твоего колодца,
16 и не давай твоей воде вливаться в другие ручьи. (Ты должен делить любовь только со своей женой, не становись отцом детей вне твоего дома.)
17 Дети твои должны принадлежать тебе одному.
18 Поэтому будь счастлив со своей женой. Наслаждайся той, на которой женился ты, будучи молодым.
19 Она прекрасна, как лань, очаровательна, словно косуля. Пусть её любовь полностью удовлетворит тебя, та любовь, которая покорила тебя однажды.
20 Не позволяй жене другого пленить тебя, тебе не нужна её любовь.
21 Господь воистину видит всё, что ты делаешь, и следит, куда идёшь ты.
22 Грехи злобного человека будут ему ловушкой. Они, как верёвки, опутают его.
23 Он умрёт, поскольку отказался от послушания, он угодит в ловушку собственных желаний.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Книга Притчи Соломона, 5 глава
Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.
Похожая притча
1–6. Общее и предварительное предостережение против соблазнов нецеломудрия. 7–14. Нарочитое и подробное предостережение от обольщений нецеломудренности с изображением гибельных ее последствий. 15–20. Столь же подробное увещание к противоположной добродетели – супружеской верности и целомудрию вообще. 21–23. В заключение указывается на всеведение и высочайшее правосудие и мздовоздаяние Божие от которого не может безнаказанно сокрыться никакое преступное деяние.
Притч.5:1 . Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему,
Притч.5:2 . чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. [Не внимай льстивой женщине;]
Притч.5:3 . ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее;
Притч.5:4 . но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;
Притч.5:5 . ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней.
Притч.5:6 . Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их.
Переходя теперь к новой группе увещаний, главным образом к убеждению бегать распутства и влияния распутных женщин, Премудрый здесь (ст. 1–2), как и ниже ( Притч 6.20, 7.1 ), где снова и снова возвращается к этому же предмету, с особенной напряженностью отеческой любви и доброжелательства, требует от слушателей особенного внимания к своим наставлениям и особенной тщательности в хранении дорогих и священных заветов, которые должны быть основой благоденствия слушателей. Стоящие в скобках слова «не внимай льстивой женщине» (ст. 2, по слав. т. – начало ст. 3) имеются только у LXX-ти и в Вульгате (в некоторых кодд. LXX отсутствуют) и, по-видимому, являются позднейшею глоссой, поставленной в начале главы в качестве как бы указания темы речи гл. V. В ст. 3–6 Премудрый делает пока лишь косвенное предостережение своих слушателей от пагубного влияния «чужой жены» , т. е. блудницы ( Притч 2.16 ), изображая, с одной стороны, внешнюю привлекательность и обольстительность ее, с другой же – конечную бесславную гибель ее. Внешняя привлекательность этой женщины, увлекательность ее речи выражается сравнением ее речей (как и невесты в книге Песнь Песней Песн 4.11, 5.16 ) с каплями лучшего сотового меда (3а) и с елеем (3б, ср. Пс 54.22 ), но последствия увлечения ее ласками крайне пагубны: увлекшийся ими будет испытывать такое же горькое и мучительное чувство, какое испытывает вкусивший горькой полыни (евр. лаана. Vulg.: abstinthtum, – так назыв. в ботанике artemisia abstintium – обычный в Ветхом Завете образ горечи ( Втор 29.18 ; Иер 9.15 ; Ам 5.17, 6.12 ; Иер 9.14 ), у LXX слав. не точно: χολὴ , желчь) или получивший глубокую и широкую рану от обоюдоострого меча (ст. 4). Тем естественнее и понятнее неизбежная конечная гибель самой жены распутной: удел ее – смерть (ст. 5), сначала духовная, поскольку духовное начало в ней окончательно подавляется плотским, а затем ранняя и бесславная смерть телесная с последующими мучениями в шеоле – аде. Однако, при свойственном такой жене коварстве, увлекающемуся юноше нелегко бывает открыть истинное свойство и надлежащую цену ее поступков (ст. 6), так как она всегда умеет придать благовидную форму.
Притч.5:7 . Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих.
Притч.5:8 . Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее,
Притч.5:9 . чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю;
Притч.5:10 . чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома.
Притч.5:11 . И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, –:
Притч.5:12 . и скажешь: «зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением,
Притч.5:13 . и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим:
Притч.5:14 . едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества!»
Имея в виду свойственные юноше – способность увлечения и легкую возбудимость его чувственности со стороны всяких чувственных соблазнов, Премудрый советует своему слушателю ученику всячески избегать сколько-нибудь близкой встречи с распутной женой (ст. 6), так как всякий вид прелюбодеяния неизбежно ведет для виновника его – Премудрый говорит только о мужчине, виновнике прелюбодеяния, а не о женщине поскольку вообще обращает свои наставления главным образом даже почти исключительно только к мужской половине Израильского общества, – двоякого рода тяжелым последствиям: 1) к материальным потерям – частью из-за особенной требовательности самой жены распутной, частью вследствие вынужденной рабской службы в доме мужа обольстившей данного юношу женщины: удовлетворить гневу и жажде мщения оскорбленного мужа (ср. Притч 6.34 ) юноша мог рабской службой в его доме (ст. 9–10) 3 , так что юноше пришлось бы работать на чужой дом (ст. 10); 2) к форменному общественному суду (ст. 14), результатом которого могла быть даже смертная казнь для виновников (ст. 14, сн. Лев.20:10 ; Втор.20:11 , Втор.22 ; Иез 16.40 ). Тогда на долю несчастного юноши остается лишь позднее и бесплодное, и потому особенно мучительное раскаяние. Для человека, предававшегося разгулу и разврату, «наступит время, когда уже нельзя будет продолжать разгульную жизнь, когда истощенное распутством тело износится от времени и от болезней, сопровождающих разврат и жар плотской похоти потухнет» (еп. Виссарион, с. 62). Тогда начнется пора самообличения грешника (ст. 11–12).
Притч.5:15 . Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
Притч.5:16 . Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям;
Притч.5:17 . пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.
Притч.5:18 . Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей,
Притч.5:19 . любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно.
Притч.5:20 . И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?
В противовес искажениям семейного и полового инстинкта, Премудрый убеждает ученика своего довольствоваться благами супружеского союза с единой законной женой причем сравнивает ее с собственным домашним водоемом и родниковыми источниками. Для каждого домовладельца, особенно в бедных водой восточных странах, служит предметом особенного удовольствия иметь для своего житейского обихода собственный колодезь или цистерну и не обращаться за водой к соседям. С подобным удовольствием Премудрый сравнивает (ст. 15–16) обладание одной, законной женой, без нарушения чистоты супружества, своего или чужого. По связи речи с предыдущим ( Притч 5.3 сл., Притч 5.8 дал.), сравнение это имеет прежде всего такой же смысл, как изречение Апостола: « лучше бо есть женитися, нежели разжизатися» ( 1Кор 7.9 ). Но это же сравнение (ст. 16–17) имеет и другую сторону: оно обозначает многочисленное потомство от законного, целомудренного супружества, поскольку и в других библейских местах ( Чис 24.7 ; Ис 48.1, 51.1–2 ) дети изображаются под образом вод, текущих из источника, т. е. от родителей. LXX, по-видимому, понимали и ст. 16 только в первом смысле – о пользовании удовольствиями супружества с одной женой, и потому прибавили в начале ст. 16 отрицание μὴ – μῆ ὑπερεκχείσθω . Но многие греч. кодд. (29, 109, 147, 157, 161, 248, 252, 253, 254, 260, 295, 297 у Гольмеса, также Алекс., Альд. Комплют. ) не имеют отрицания, нет его и в Вульгате и в славян. Поэтому, кажется, следует предпочесть чтение евр. масор., хотя понимание ст. 16, даваемое у LXX-ти, согласуется с общим контекстом рассматриваемого места (ср. Притч 7.12 ). В ст. 18 повторяется наставление ст. 15, но с прибавлением совета «утешайся женою юности твоей» ; образ выражения прямо напоминает место из законодательства Втор 24.5 о новобрачных. Законная жена при этом выразительно сравнивается (ст. 19) с ланью или серною: обычный в восточной поэзии образ грациозности и миловидности женщины (ср. Песн 2.9, 17, 8.14 ). Напоминая мужу о долге супружеской верности Премудрый выражает желание, чтобы нежные отношения между мужем и женой установившиеся на первых порах их совместной жизни, не ослабевали с течением времени, чтобы взаимная привязанность супругов длилась всю жизнь, и для супруга не было надобности искать супружеских удовольствии на стороне (ст. 19–20).
Притч.5:21 . Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его.
Притч.5:22 . Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится:
Притч.5:23 . он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.
В качестве высшего и последнего мотива к избежанию всякого вида нецеломудренности указывается на всеведение Божие и на всеобъемлемость мироправящего промысла Божия (ср. Иов 24.23, 34.21, 31.4 от которого тщетно бы думал укрыться предающийся распутству: по суду Божию, распутство, как всякое преступление вообще, влечет за собой частью естественные, частью нарочито посылаемые Богом гибельные последствия (ср. Притч 1.31–32, 9.5, 18.7 ; Пс 7.16 и мн. др.).
Нужно, впрочем, заметить, что принятое некоторыми западными учеными комментаторами (Эвальд, Умбрейт, Берто), это мнение о наказании виновника нарушения целости супружества, рабством оскорбителя оскорбленному не подтверждается никаким свидетельством закона Моисеева и библейской истории и является лишь предположением, против которого основательно возражает, напр., Делич (s. 97).
Похожая притча
Содержание: 1–14 – приточник предостерегает сына от увлечения чужой распутной женой и указывает печальные последствия для тела и души от распутства; 15–19 – советуется жить в любви со своею женою; 20–25 – тяжкие последствия распутства и других грехов.
Притч.5:1 . Сын мой! Внимай мудрости моей и к моим словам приклони ухо твое,
Притч.5:2 . Чтобы сохранить добрую мысль, знание моих уст заповедует 30 (это) тебе:
Притч.5:3 . Не внимай злой женщине, ибо мед каплет с уст жены-блудницы, которая на время услаждает твою гортань,
Притч.5:4 . После же найдешь горче желчи и острее обоюдоострого меча,
Притч.5:5 . Ибо ноги безумия низводят пользующихся ею со смертию во ад, стопы ее не тверды,
Притч.5:6 . Ибо на путь жизни не вступает, обманчивы стези ее и не разумны.
Притч.5:7 . Итак, сын мой, ныне слушай меня и не пренебрегай моими словами.
Притч.5:8 . Держи дальше от нее путь твой, не приближайся к дверям домов ее,
Притч.5:9 . Чтобы не предала жизни твоей другим и твоего достояния безжалостным,
Притч.5:10 . Чтобы не насытились силою твоей чужие и труды твои не перешли в чужие дома.
Притч.5:11 . И покаешься при конце своем, когда истощится плоть тела твоего, и скажешь:
Притч.5:12 . Зачем я возненавидел наставление и сердце мое уклонилось от обличений,
Притч.5:13 . Я не слушал голоса моего наставника и не приклонял к моему учителю уха моего.
Притч.5:14 . Едва не подверг себя всякой беде среди народного собрания и общества.
Притч.5:15 . Сын 31 мой! Пей воду из своих сосудов и из источника своих колодцев.
Притч.5:16 . Пусть переливаются у тебя воды из твоего источника, и на твоих площадях пусть расходятся твои воды;
Притч.5:17 . Пусть принадлежит тебе одному собственность, и пусть никто чужой не участвует с тобою.
Притч.5:18 . Источник твоей воды да будет у тебя свой собственный, и веселись с женою юности твоей.
Притч.5:19 . Пусть беседует с тобою лань любви и жребя твоих наслаждений 32 , но пусть руководит тобой собственная 33 и да будет с тобою во всякое время: пребывая с ней в любви, ты будешь иметь во всем обилие.
Притч.5:20 . Не будь долго с чужой и не поддайся объятиям не своей,
Притч.5:21 . Ибо пред очами Бога пути человека и все пути его Он наблюдает.
Притч.5:22 . Беззакония уловляют мужа, сетями собственных грехов каждый затягивается.
Притч.5:23 . Таковой умирает с ненаученными; лишившись всего своего имущества, он погибает за безумие.
В ват. αἴσθησις. ἐντέλλεται, а в алекс. αἴσθησιν. ἔντέλλομαι. Следуем ват. и согласному с ним слав. пер.
Соответствие слав. слову сыне в греч. т. υἱός μου находится в 68, 103, 161, 248, 297, компл., альд. и остр. В др. спп. – нет.
Т. е. законная жена.
Источник: Книга притчей Соломоновых в русском переводе с греческого текста LXX, с славянским переводом, введением и примечаниями / [Пер.] П. Юнгеров. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1908. - 154 с.
Читайте также: