Притчи соломона 2 глава

Обновлено: 13.05.2024

Постоянное, серьезное искание мудрости, как путь к страху Божию и добродетели. Частнее. 1–9. После краткого увещания к вниманию (1–2), изображаются плоды мудрости, внутренние и внешние. 10–19. Из последних выделяется доставляемое мудростью предохранение от опасностей со стороны преступных людей, в частности от прелюбодейной жены. 20–22. Только удел добродетели – прочное счастье.

Притч.2:1 . Сын мой! если ты при­мешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои,

Притч.2:2 . так что ухо твое сделаешь вниматель­ным к мудрости и накло­нишь сердце твое к раз­мышле­нию;

Притч.2:3 . если будешь при­зы­вать знание и взы­вать к ра­зу­му;

Притч.2:4 . если будешь искать его, как серебра, и отыски­вать его, как сокровище,

Притч.2:5 . то ура­зу­меешь страх Го­с­по­день и найдешь по­знание о Боге.

Притч.2:6 . Ибо Го­с­по­дь дает мудрость; из уст Его – знание и ра­зу­м;

Притч.2:7 . Он сохраняет для праведных спасе­ние; Он – щит для ходящих непорочно;

Притч.2:8 . Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Сво­их.

Притч.2:9 . Тогда ты ура­зу­меешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю.

Ст. 1–4 представляют повышение (протазис) имеющего в ст. 1–9 места условного периода, ст. 5 и дал. – понижение (аподозис) его. Высокое значение мудрости, как высшего блага, служащего предметом человеческих исканий, Премудрый выражает сравнением ее, ст. 4 (ср. Притч 8.11 ), с серебром (Вульг.: peсunia, деньги вообще) и вообще сокровищем (евр. маммон ; по Гезениусу, от этого слова происходит греческое μαμμωνᾶς , мамона, богатство), а настойчивое искание премудрости с неустанной работой рудокопов – этот образ в отношении Премудрости и искания человеком заключается и в книге Иова ( Иов 28 ). Если и искатели земных сокровищ не жалеют никаких усилий и жертв, чтобы обогатить себя, хотя обладание этими сокровищами непрочно, то тем больших усилий и жертв достойно приобретение мудрости, особенно потому, что с мудростью тесно соединено, отчасти в качестве источника мудрости ( Притч 1.7, 9.10 ) отчасти же в качестве венца и завершения ее, – еще высшее благо страх Божий и познание Бога (ст. 5). Проникнутый страхом Божиим и имея веру в Бога и познание Его, но все это пока только в начатках – ревнитель мудрости, по мере преуспевания в ней, преуспевает и в страхе Божием, или благочестии, и в Богопознании. Источник такой, по существу религиозной, мудрости заключается в откровении. Сам Господь дает мудрость всякому ищущему ее, ст. 6 (ср. 3Цар 3.9,12 ; Иов 32.8 ; Дан 2.21 ; Прем.7:15 ) мудрость знание и разум исходит из уст Божиих (ср. Иов 22.22 ; Прем.7:25 ), т. е. заключены в Откровенном слове Божием; в исключительных же случаях мудрость сообщается человеку через таинственное прикосновение к его уму и сердцу просвещающей благодати Святого Духа (LXX, слав. во второй половине ст. 6 вместо «из уст» имеют: « от лица» , ( ἀπὸ προσώπου – вследствие смешения евр. миллив , «из уст» , со сл.: милланав , «от лица»; оба слова в евр. начертании отличаются лишь одной буквой нун стоящею во втором слове. Библейские параллели: Иов 22.22 ; Прем.7дают основание предпочесть чтение евр. масоретского текста ст. 6).

Божественное происхождение мудрости и та близость к Богу, какую доставляет человеку обладание мудростью, тем более должны делать ее предметом постоянного стремления человека, что с нею неотделимо соединены благословение в земной жизни, хранение среди опасностей: Господь есть щит и хранитель для благочестивых искателей мудрости. Он хранит их за их непорочность на всех путях жизни (ст. 7–8, сн. Пс 83.12, 90.11–12 ). Плодом следования путями Божественной премудрости явится для человека преуспевание во всех видах правды и праведности (сн. Притч 1.3 ).

Притч.2:10 . Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет при­ятно душе твоей,

Притч.2:11 . тогда рас­суди­тель­ность будет оберегать тебя, ра­зу­м будет охранять тебя,

Притч.2:12 . дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,

Притч.2:13 . от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;

Притч.2:14 . от тех, которые радуют­ся, делая зло, восхищают­ся злым раз­вратом,

Притч.2:15 . которых пути кривы, и которые блуждают на стезях сво­их;

Притч.2:16 . дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои,

Притч.2:17 . которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.

Притч.2:18 . Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам;

Притч.2:19 . никто из вошедших к ней не воз­вращает­ся и не вступает на путь жизни.

Мудрость и знание для ищущего и любящего их становятся как бы друзьями и советниками, которые, утверждая человека в добром направлении мысли и жизни, предохраняют его вместе с тем от злых путей человека развращенного (10–12), для которого делать зло – привычка и удовольствие (14, сн. Притч 6.14, 10.31–32, 16.30, 23.33 ). Пути последнего рода людей – пути тьмы (ст. 13 сн., Еф 5.11 ), так как тьма – родная стихия для порока ( Ин 3.19 ); эти пути вместе с тем – пути кривые (ст. 15), полные козней и ухищрений на счет людей неопытных.

Особенную опасность для юношей представляет обольстительное, но пагубное влияние со стороны развратных женщин (16–19, сн. Притч 5.3, 6.24, 7.17 и дал.). Жена прелюбодейная, оставляя руководителя (Вульг. ducem) или друга (евр. аллуф ) юности своей, нарушает тем завет Бога своего (ст. 17): воззрение это весьма характерно для библейского представления, прежде всего, брака, а затем и завета с Богом ( беритэлогим ). В отношении брака Ветхий Завет проводит то идеальное воззрение, что брак есть теснейший союз, союз дружбы и любви, заключенный между мужем и женой ( Иоиль 1.8 ; Мал 2.14 ), – заключенный притом пред Богом, т. е. с соблюдением известных религиозных обрядов (как справедливо утверждает Эвальд к ст. 17). Но затем этот союз, в силу нравственной высоты, в силу почивавшей на нем освящающей силы Божией, служит по библейскому представлению образом союза или завета Бога с Израилем (ср. Иер 3.1 ; Ос 1.1 – Ос 3.1 ).

Законный брак, таким образом, есть союз, заключенный не только пред Богом, но – в смысле таинственном и с Богом. Всем этим пренебрегает прелюбодейная жена (17), а потому удел ее и всех обольщенных ею – преждевременная гибель (вследствие истощения сил, от неумеренных плотских наслаждений и под.)

Притч.2:20 . Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников,

Притч.2:21 . потому что праведные будут жить на земле, и непорочные пре­будут на ней

Притч.2:22 . а беззакон­ные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.

Тем настойчивее и убедительнее взывает Премудрый к здравому смыслу (ср. Притч.2:11 ) и к совести слушателя – идти в жизни путем правды и добра (ст. 20). Из следования по этому пути для праведников проистекает истинное и высшее благо, обозначаемое Премудрым (ст. 21), как и в псалмах ( Пс 36.9 ), – согласно общей ветхозаветному библейскому еврейству любви к Обетованной земле или Ханаану – Палестине, – пребыванием или обитанием на земле (этот образ выражения из Ветхого Завета и в Евангелии – Мф 5.5 ). Напротив, ожидающая нечестивых гибель представляется в конкретном образе истребления с земли (ср. Пс 36.9 ; Иов 18.17 ).

Похожая притча

6 ибо ГОСПОДЬ дарует мудрость,
из уст Его — знание и здравомыслие.

7 Честным Он уготовал спасение,
Он — крепкий щит для живущих непорочно.

8 Оберегает Он путь справедливых, 7
охраняет стези всех, кто верен Ему.

9 Тогда ты познаешь праведность,
справедливость и честность —
каждую стезю добра изведаешь,

10 ибо мудрость войдет в твое сердце,
станет знание сладостно твоей душе.

11 Рассудительность будет оберегать тебя,
здравомыслие — охранять, где бы ты ни был,

12 чтобы уберечь тебя от злого пути,
от людей, говорящих мерзость,

13 от тех, кто сошел с прямой стези,
чтобы ходить путями тьмы,

14 от тех, кто предается злу с наслаждением,
кому сладок разврат и порок,

15 чьи пути кривы,
кто блуждает на стезях своих.

16 Рассудительность оградит тебя 8
от чужой жены,
от замужней с ее обольстительной речью, 9

17 от той, что оставила наставника юности своей
и забыла клятву, данную пред Богом. 10

18 Дом ее ведет к смерти,
и ее пути — к мертвецам. 11

19 Кто вошел к ней, тому не вернуться,
не ступить на стезю жизни.

20 Потому ходи путями добра, 12
стези праведников держись,

21 ибо лишь честные будут населять землю
и лишь непорочные останутся на ней.

22 Нечестивцы же истреблены будут,
исторгнуты с земли,
и вероломные будут искоренены.

Примечания:

1 [1] — Букв.: у себя.

1 [2] — Стих почти дословно совпадает с 7:1.

2 [3] — Букв.: склонишь сердце свое.

2 [4] — Друг. возм. пер.: к разуму; то же в ст. 3, 6, 11.

4 [5] — Или: словно денег.

4 [6] — Или: скрытому сокровищу / кладу; ср. Мф 13:44.

8 [7] — Или: путь тех, кто (стремится к) правосудию.

16 [8] — Букв.: чтобы избавить.

16 [9] — Стих почти дословно совпадает с 7:5.

17 [10] — Букв.: от завета, союза пред Богом — имеется в виду клятва верности мужу, которую давала женщина перед Богом, вступая в брак, ср. Мал 2:14.

18 [11] — Букв.: к рефаимам; евр. рефаим обычно переводится как покойники, усопшие; известно также, что рефаимами называли исполинов, древнейших жителей Палестины (Втор 2:10, 11).

20 [12] — Или: добрых людей.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Притчи Соломона, 2 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Похожая притча

5 то поймешь, что такое страх перед Господом,
и обретешь познание Бога.

6 Потому что Господь дает мудрость,
и из уст Его — знание и понимание.

7 Он бережет победу для праведных;
щит Он для тех, чей шаг непорочен.

8 Он хранит стези справедливых
и оберегает путь верных Ему.

9 Тогда ты поймешь, что такое праведность,
справедливость и честность — всякий добрый путь.

10 Мудрость войдет в твое сердце,
и знание будет приятно твоей душе.

11 Рассудительность охранит тебя,
и понимание тебя сохранит.

12 Мудрость спасет тебя от пути злодеев,
от тех, чьи слова превратны,

13 кто оставляет стези прямые,
чтобы ходить по путям тьмы;

14 от тех, кто веселится, делая зло,
и радуется извращенности зла,

15 чьи дороги кривы, и кто плутает по своим путям.

16 Так убережешься от чужой жены,
от жены другого с ее обольщающими словами,

17 которая оставила супруга своей юности
и забыла союз, что она заключила пред Богом. 5

18 Дом ее ведет к смерти,
и пути ее — к духам умерших.

19 Никто из идущих к ней не возвращается
и не выходит уже на стези живых.

20 Так ты будешь ходить по пути добрых
и хранить стези праведников,

21 ведь праведные будут жить на земле,
и непорочные останутся на ней;

22 а нечестивые будут истреблены с земли,
и неверные будут искоренены.

Похожая притча

Содержание: 1–6 – приглашение изучать заповеди мудрости и следовать ее советам; 7–9 – награда от Господа за исполнение советов мудрости; 10–17 – характер поведения добрых и злых людей; 18–22 – последствия их поведения для сей и будущей жизни.

Притч.2:1 . Сын мой! Если ты, приняв слова моей заповеди, скроешь в себе,

Притч.2:2 . Послушает мудрости ухо твое, приложишь сердце твое к разумению и предложишь ее 19 в научение сыну твоему,

Притч.2:3 . И если призовешь мудрость и разуму подашь голос твой, а разумения поищешь громким голосом,

Притч.2:4 . И если будешь искать ее, как серебра, и, как о сокровище, выведывать о ней,

Притч.2:5 . То уразумеешь страх Господень и обретешь познание о Боге,

Притч.2:6 . Потому что Господь дает мудрость и от лица Его познание и разум;

Притч.2:7 . Он хранит содевающих спасение, защищает шествие их,

Притч.2:8 . Охраняя пути правды, и путь благоговеющих пред Ним оберегает.

Притч.2:9 . Тогда ты уразумеешь правду и правосудие и будешь направлять себя на все добрые стези.

Притч.2:10 . Ибо если мудрость войдет в твой разум и познание будет казаться душе твоей благом,

Притч.2:11 . Совет добрый охранит тебя, мысль святая соблюдет тебя,

Притч.2:12 . Чтобы спасти тебя от пути злого и от мужа, не говорящего ничего истинного.

Притч.2:13 . О оставляющие пути правые, чтобы ходить путями тьмы!

Притч.2:14 . О веселящиеся о зле и восхищающиеся злым развратом!

Притч.2:15 . Стези их кривы, и изрыты колеи их. Они удалят тебя от пути правого

Притч.2:16 . И отчуждят от истинного знания. Сын мой! Да не постигнет тебя злой совет,

Притч.2:17 . Оставляющий учение юности и забывший божественный завет.

Притч.2:18 . Ибо он (совет) поставил при смерти дом свой и при аде с земнородными деяния свои.

Притч.2:19 . Все поступающие по нему не возвратятся (на добрый путь), даже не найдут правых путей и не достигнут долголетия.

Притч.2:20 . Ибо если бы ходили добрыми путями, нашли бы пути правды гладкими: добрые будут жить на земле, и непорочные останутся на ней.

Притч.2:21 . Потому что праведные населят землю и святые пребудут на ней;

Притч.2:22 . Пути же нечестивых погибнут с земли, и беззаконные будут удалены с нее.

В слав. пер. слово ее отнесено к слову сердце, но по смыслу греч. т. можно отнести и к слову мудрость.

Источник: Книга притчей Соломоновых в русском переводе с греческого текста LXX, с славянским переводом, введением и примечаниями / [Пер.] П. Юнгеров. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1908. - 154 с.

Читайте также: