Притчи соломона 19 глава

Обновлено: 14.11.2024

1–15. Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии и глупости и т. д. 16–29. Притчи, по содержанию своему относящиеся к благотворительности, воспитанию и проч.

Притч.19:1 . Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и при­том глупый.

Притч.19:2 . Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступит­ся.

Притч.19:3 . Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Го­с­по­да.

Притч.19:4 . Богат­с­т­во прибавляет много друзей, а бедный оставляет­ся и другом сво­им.

Притч.19:5 . Лжесвидетель не останет­ся не­на­ка­за­н­ным, и кто говорит ложь, не спасет­ся.

Притч.19:6 . Многие заискивают у знатных, и всякий – друг человеку, дела­ю­щему подарки.

Притч.19:7 . Бедного не­на­видят все братья его, тем паче друзья его удаляют­ся от него: гонит­ся за ними, чтобы по­говорить, но и этого нет.

Притч.19:8 . Кто при­обретает ра­зу­м, тот любит душу свою; кто наблюдает бла­го­ра­зу­мие, тот находит бла­го­.

Притч.19:9 . Лжесвидетель не останет­ся не­на­ка­за­н­ным, и кто говорит ложь, по­гибнет.

Притч.19:10 . Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу го­с­по­д­с­т­во над князьями.

Притч.19:11 . Благора­зу­мие делает человека медлен­ным на гнев, и слава для него – быть снисходи­тель­ным к про­ступкам.

Притч.19:12 . Гнев царя – как рев льва, а благо­воле­ние его – как роса на траву.

Притч.19:13 . Глупый сын – сокруше­ние для отца своего, и сварливая жена – сточная труба.

Притч.19:14 . Дом и име­ние – наслед­с­т­во от родителей, а ра­зу­мная жена – от Го­с­по­да.

Притч.19:15 . Леность по­гружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.

Ст. 1 почти дословно повторяется в Притч 28.6 – с тем отличием, что в этом последнем месте во второй половине стиха стоит слово «богатый» – ашир , а не «глупый» – кесил , как здесь. Контексту речи соответствует только чтение Притч 28.6 , почему и чтение данного места Притч 19.1 должно быть исправлено соответственно ему, как и делают LXX, Vulg., слав. 2–3 ст. оттеняют ту мысль, что благосостояние возможно для человека лишь при благоразумии и рассудительности. Ст. 4, 6–7 отмечают всегда и везде имеющееся явление житейского опыта – факт всеобщего преклонения людей пред богатством и богатыми и пренебрежения к бедным (сн. Притч 14.20 ). Ст. 5 содержит вставочную мысль о преступности лжесвидетельства (ср. Притч 6.19, 14.5 ); о том же – и ст. 9. Ст. 10 имеет в виду нередкие, на древнем и новом востоке случаи мгновенного возвышения раба до положения властелина; такое явление Премудрый осуждает не само по себе, но постольку, поскольку рабство физические легко может соединяться с рабством духа, в частности с глупостью; мысль та, что к обладанию благами – богатства, власти и подобного – необходимо должна быть подготовка в виде воспитания. Ст. 11–15 содержат ряд опытных наблюдений из области частной, общественной и политической жизни.

Притч.19:16 . Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях сво­их по­гибнет.

Притч.19:17 . Благотворящий бедному дает взаймы Го­с­по­ду, и Он воз­даст ему за бла­го­деяние его.

Притч.19:18 . Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не воз­мущайся криком его.

Притч.19:19 . Гневливый пусть терпит нака­за­ние, по­тому что, если по­щадишь его, при­дет­ся тебе еще больше наказы­вать его.

Притч.19:20 . Слушайся совета и при­нимай обличе­ние, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.

Притч.19:21 . Много замыслов в сердце человека, но состо­ит­ся только определен­ное Го­с­по­дом.

Притч.19:22 . Радость человеку – бла­го­твори­тель­ность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.

Притч.19:23 . Страх Го­с­по­день ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не по­стигнет его.

Притч.19:24 . Ле­нивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.

Притч.19:25 . Если ты накажешь кощун­ника, то и про­стой сделает­ся бла­го­ра­зу­мным; и если обличишь ра­зу­много, то он поймет наставле­ние.

Притч.19:26 . Разоря­ю­щий отца и выгоня­ю­щий мать – сын срамной и бес­чест­ный.

Притч.19:27 . Перестань, сын мой, слушать внуше­ния об укло­не­нии от изрече­ний ра­зу­ма.

Притч.19:28 . Лукавый свидетель издевает­ся над судом, и уста беззакон­ных глотают неправду.

Притч.19:29 . Готовы для кощун­ству­ю­щих суды, и по­бои – на тело глупых.

Во главе всех правил ставится хранение заповедей закона (Моисеева), в чем, согласно самому законодателю ( Втор 31.15 ), указывается истинная жизнь, истинное благо и спасение для человека (ст. 16). Главной же заповедью, главной добродетелью является милосердие и благотворение бедным, в котором человек делает как бы должником себе самого Бога (ст. 17, ср. Пс 40.1 ; Мф 10.42 ; Мф 25.40 ). Вторым по важности – после милостыни и благотворения – делом долга для человека служит воспитание детей (ст. Притч 1.8–20 ), о чем нередко говорит Премудрый и в других местах ( Притч 13.25, 23.13 ). Соответственно духу древности и Ветхого Завета, в системе воспитания Премудрым допускаются телесные наказания, но от крайностей и злоупотреблений в этом отношении Он предостерегает родителей (ст. 18) – подобным же образом делает это и апостол ( Еф 6.4 ); тем настойчивее увещание к детям-воспитанникам (ст. 20). Ст. 21 обращает мысль человека, стремящегося к благоустроению своей жизни всеми мерами и средствами, к единому Владыке мира и жизни – Богу: человеческим планам, самым продуманными, свойственна изменчивость, неустойчивость; непреложно, неизменно лишь веление Божие (ср. Чис 23.19 ), которым Он управляет всем (ср. Притч 16.1 ). Ст. 22 изображает внутреннюю сторону благотворения – чувство искреннего расположения благотворителя к бедному, тогда как выше (ст. 17) говорилось лишь о воздаянии за благотворение. Ст. 23 еще раз представляет напоминание об основной (в Ветхом Завете) добродетели – страхе Божием и его спасительности для человека (ср. Притч 16.27 ). Ст. 24 почти буквально повторяется ниже в Притч 26.15 (ср. Притч 12.27 ) и имеет в виду обычай востока – не употреблять вилок и ножей при принятии пищи. Заключительные стихи (25–29) говорят о нравственно неспособных воспринять учение мудрости слушателях и содержат предостережение от увлечения их примерами (ст. 27).

Похожая притча

1 Лучше бедняк, чей путь беспорочен,
чем глупый с лукавой речью.

2 Нехорошо усердие без знания,
а тот, кто спешит, оступится.

3 Человек своей же глупостью губит себе жизнь,
а сердце его злится на Господа.

4 Богатство приводит много друзей,
а бедняка и его друг оставляет.

5 Лживый свидетель не останется безнаказанным,
и лгун не уйдет от расплаты.

6 Многие заискивают перед правителем,
и дающему подарки всякий друг.

7 Бедняка ненавидят все его родственники,
сколь же больше друзья его избегают!
Когда он зовет их, нет их нигде. 74

8 Приобретающий мудрость любит душу свою;
хранящий разум преуспеет.

9 Лживый свидетель не останется безнаказанным,
и лгун погибнет.

11 Разум человека умеряет его гнев;
слава его — оставить оскорбление без внимания.

12 Царский гнев львиному реву подобен,
а милость его — как роса на траве.

13 Глупый сын — гибель для отца,
а вздорная жена — несмолкающая капель.

14 Дома и богатство — наследство от родителей,
а разумная жена — от Господа.

15 Леность наводит глубокий сон,
и ленивый будет ходить голодным.

16 Исполняющий повеление бережет свою жизнь,
а небрежный к пути своему — погибнет.

17 Милосердный к бедным одалживает Господу,
и Он наградит его за сделанное.

18 Наказывай сына, пока есть надежда;
не делайся виновным в его гибели.

19 Гневливый должен быть наказан;
если ты отпустишь его, тебе придется наказывать его снова.

20 Послушай совета и прими наставление,
чтобы обрести мудрость на будущее.

21 Много замыслов в сердце человека,
но исполнится только намерение Господа.

22 В человеке желанна верность 75 ;
лучше быть бедным, чем лгуном.

23 Страх перед Господом ведет к жизни:
исполненный им спит спокойно,
и зло его не коснется.

24 Запустит лентяй руку в блюдо,
но ленится даже до рта донести.

25 Накажи 76 глумливого, и образумятся простаки;
укори разумного, и он усвоит знание.

26 Обирающий отца и выгоняющий мать —
сын срамной и бесславный.

27 Прекратив слушать наставления, сын мой,
ты от слов познания уклонишься.

28 Негодный свидетель глумится над правосудием,
и уста нечестивого пожирают грех.

29 Уготованы наказания глумливым
и побои — спинам глупцов.

Примечания:

7 [74] — Смысл этого места в еврейском тексте неясен; также в ст. 19.

22 [75] — Это предложение можно понимать двояко. Второе значение: «Жадность — позор человеку».

25 [76] — Букв.: «Побей».

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Притчи Соломона, 19 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Похожая притча

29 Припасены для бесстыдного плети 20
и побои — для спин глупцов.

Примечания:

1 [1] — Первое полустишие этого стиха почти дословно совпадает с первым полустишием 28:6. Вторые полустишия разнятся (ср. вторую часть 28:6): чем злодей, хоть и богач. Многие комментаторы и переводчики предлагают и в 19:1 вместо «глупец» читать «богач», как в некоторых древних переводах.

7 [2] — Смысл масоретского текста неясен.

8 [3] — Или: любит душу свою.

11 [4] — Ср. 14:29; 15:18; 16:32.

11 [5] — Или: проступки / грехи.

12 [6] — Эта часть стиха повторяется в первой части 20:2.

13 [7] — Ср. 17:25.

13 [8] — Или (ближе к букв.): непрестанная капель.

16 [9] — Ср. 7:2.

16 [10] — Пер. по друг. чтению. Масоретский текст: ненавистны собственные пути.

18 [11] — Масоретский текст не совсем ясен.

20 [12] — Букв.: в конце концов.

21 [13] — Ср. Ис 7:7, 14:24, 46:10.

22 [14] — Друг. возм. пер.: верная любовь делает человека желанным.

24 [15] — Эта часть стиха повторяется в первой части 26:15. На Востоке ели руками, ср. Мк 14:20.

26 [16] — Или: будет притеснять.

26 [17] — Или: матери навредит.

27 [18] — Друг. возм. пер.: сын мой! Перестань внимать (злому) учению, из-за которого ты будешь блуждать, — в нем нет слов мудрости.

28 [19] — Или: развратные.

29 [20] — Пер. по друг. чтению, которое подтверждается LXX. Масоретский текст: ждет бесстыдного суд / наказание.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Притчи Соломона, 19 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Похожая притча

Содержание: 1–9 – ложь, злоба и коварство свойственны глупым и порочным и будут наказаны, алюбовь к разуму есть любовь к душе и благу; 10—17— благоразумие, милость к бедным, исполнение заповедей свойственны мудрым, и за это им должна быть честь, неприличная глупым; 18– 29 – наказания детям и глупым необходимы, а для мудрых страх Божий – охрана от зла.

Притч.19:1 . Лучше бедный, ходящий в своей честности, нежели богатый 111 , лукавый в речах и глупый.

Притч.19:2 . Если нет знания в душе, то нет добра, а кто тороплив ногами, тот спотыкается.

Притч.19:3 . Неразумие человека губит пути его; а в сердце своем он обвиняет Бога.

Притч.19:4 . Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и настоящим другом.

Притч.19:5 . Лжесвидетель не останется ненаказанным, а неправедно обвиняющий не избежит (сего) 112 .

Притч.19:6 . Многие лицеприятствуют царям, а всякий нелицеприятствующий бывает неприятен человеку.

Притч.19:7 . Всякий, ненавидящий бедного брата, удалится и от содружества. Добрая мысль приближается к познающим ее, и мудрый муж найдет ее. Много делающий зла приводит в исполнение (свою) злобу, а кто раздражает словами, не спасется.

Притч.19:8 . Кто приобретает благоразумие, тот любит себя, а кто сохраняет благоразумие, тот найдет благо.

Притч.19:9 . Лжесвидетель не останется ненаказанным, а кто разжигает злобу, погибнет от нее.

Притч.19:10 . Неприлична глупому пышность, равно как и рабу – надменное господство.

Притч.19:11 . Милостивый человек долготерпелив и проходит мимо законопреступ-ных 113 – составляет его похвалу.

Притч.19:12 . Угроза царя подобна рыканью льва, а благоволение его – как роса на траву.

Притч.19:13 . Стыд отцу – сын неразумный, и нечисты обеты из платы блудницы 114 .

Притч.19:14 . Дом и имение родителей делят между детьми, но от Господа соединяется жена с мужем.

Притч.19:15 . Страх обнимает женоподобного, душа же праздного будет терпеть голод.

Притч.19:16 . Кто хранит заповеди 115 , хранит свою душу, а нерадеющий о своих путях погибнет.

Притч.19:17 . Милующий нищего дает взаймы Богу, и Он воздаст ему за благодеяния его.

Притч.19:18 . Наказывай сына своего, ибо чрез это он будет благонадежен, но не приходи в ярость душою своею.

Притч.19:19 . Зломыслящий человек много потерпит, а если будет вредить, то и душою своею пожертвует.

Притч.19:20 . Слушай, сын, наставление отца твоего, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.

Притч.19:21 . Много помыслов в сердце человека, а совет Господень во век пребывает.

Притч.19:22 . Плод для человека – милостыня, и бедный праведник лучше, нежели богач-лжец.

Притч.19:23 . Страх Господень (ведет) человека к жизни, а неимеющий страха будет скитаться в местах, где и не заметно разума 116 .

Притч.19:24 . Скрывающий руки свои в пазуху без нужды до рта своего не донесет их 117 .

Притч.19:25 . Когда наказывается вредный человек, то неразумный сделается внимательнее, а если обличишь мужа разумного, то он поймет наставление.

Притч.19:26 . Бесчестящий отца и изгоняющий мать свою будет посрамлен и опозорен.

Притч.19:27 . Сын, перестающий хранить наставление отца, научится худым речам.

Притч.19:28 . Ручающийся за неразумного отрока оскорбляет правосудие, и уста нечестивых поглощают суд 118 .

Притч.19:29 . Для своевольных уготовляются бичи, а равно и муки для глупых.

Слова богатый нет в греч. т. ват., [син.] и алекс., [поскольку в этих ркпп. отсутствует весь фрагмент 18:24 – 19:2 (см. выше в ред. предисл., с. XXII),] а есть (πλούσιον) в 106 и остр.

Слав. ея нет соответствия в греч. т.

Т. е. не обращая внимания на их мнение.

В греч. спп. ед. ч. ἐντολήν, в слав. – мн. ч. Следуем слав. пер.

Т. е. где разумные не бывают, а одни безумцы.

Разумеется ленивый человек, по праздности и лености своей страдающий от голода (ср. 21:25).

Ложно ручающийся и нечестивец вредят отправлению правосудия и нарушают правду на суде и в жизни.

Источник: Книга притчей Соломоновых в русском переводе с греческого текста LXX, с славянским переводом, введением и примечаниями / [Пер.] П. Юнгеров. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1908. - 154 с.

Читайте также: