Притчи соломона 19 глава
Обновлено: 21.12.2024
1–15. Притчи разнообразного содержания о богатстве и бедности, о благоразумии и глупости и т. д. 16–29. Притчи, по содержанию своему относящиеся к благотворительности, воспитанию и проч.
Притч.19:1 . Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый.
Притч.19:2 . Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится.
Притч.19:3 . Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.
Притч.19:4 . Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим.
Притч.19:5 . Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.
Притч.19:6 . Многие заискивают у знатных, и всякий – друг человеку, делающему подарки.
Притч.19:7 . Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.
Притч.19:8 . Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.
Притч.19:9 . Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.
Притч.19:10 . Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями.
Притч.19:11 . Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам.
Притч.19:12 . Гнев царя – как рев льва, а благоволение его – как роса на траву.
Притч.19:13 . Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба.
Притч.19:14 . Дом и имение – наследство от родителей, а разумная жена – от Господа.
Притч.19:15 . Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.
Ст. 1 почти дословно повторяется в Притч 28.6 – с тем отличием, что в этом последнем месте во второй половине стиха стоит слово «богатый» – ашир , а не «глупый» – кесил , как здесь. Контексту речи соответствует только чтение Притч 28.6 , почему и чтение данного места Притч 19.1 должно быть исправлено соответственно ему, как и делают LXX, Vulg., слав. 2–3 ст. оттеняют ту мысль, что благосостояние возможно для человека лишь при благоразумии и рассудительности. Ст. 4, 6–7 отмечают всегда и везде имеющееся явление житейского опыта – факт всеобщего преклонения людей пред богатством и богатыми и пренебрежения к бедным (сн. Притч 14.20 ). Ст. 5 содержит вставочную мысль о преступности лжесвидетельства (ср. Притч 6.19, 14.5 ); о том же – и ст. 9. Ст. 10 имеет в виду нередкие, на древнем и новом востоке случаи мгновенного возвышения раба до положения властелина; такое явление Премудрый осуждает не само по себе, но постольку, поскольку рабство физические легко может соединяться с рабством духа, в частности с глупостью; мысль та, что к обладанию благами – богатства, власти и подобного – необходимо должна быть подготовка в виде воспитания. Ст. 11–15 содержат ряд опытных наблюдений из области частной, общественной и политической жизни.
Притч.19:16 . Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.
Притч.19:17 . Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.
Притч.19:18 . Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
Притч.19:19 . Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.
Притч.19:20 . Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
Притч.19:21 . Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.
Притч.19:22 . Радость человеку – благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.
Притч.19:23 . Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.
Притч.19:24 . Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.
Притч.19:25 . Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.
Притч.19:26 . Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамной и бесчестный.
Притч.19:27 . Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.
Притч.19:28 . Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду.
Притч.19:29 . Готовы для кощунствующих суды, и побои – на тело глупых.
Во главе всех правил ставится хранение заповедей закона (Моисеева), в чем, согласно самому законодателю ( Втор 31.15 ), указывается истинная жизнь, истинное благо и спасение для человека (ст. 16). Главной же заповедью, главной добродетелью является милосердие и благотворение бедным, в котором человек делает как бы должником себе самого Бога (ст. 17, ср. Пс 40.1 ; Мф 10.42 ; Мф 25.40 ). Вторым по важности – после милостыни и благотворения – делом долга для человека служит воспитание детей (ст. Притч 1.8–20 ), о чем нередко говорит Премудрый и в других местах ( Притч 13.25, 23.13 ). Соответственно духу древности и Ветхого Завета, в системе воспитания Премудрым допускаются телесные наказания, но от крайностей и злоупотреблений в этом отношении Он предостерегает родителей (ст. 18) – подобным же образом делает это и апостол ( Еф 6.4 ); тем настойчивее увещание к детям-воспитанникам (ст. 20). Ст. 21 обращает мысль человека, стремящегося к благоустроению своей жизни всеми мерами и средствами, к единому Владыке мира и жизни – Богу: человеческим планам, самым продуманными, свойственна изменчивость, неустойчивость; непреложно, неизменно лишь веление Божие (ср. Чис 23.19 ), которым Он управляет всем (ср. Притч 16.1 ). Ст. 22 изображает внутреннюю сторону благотворения – чувство искреннего расположения благотворителя к бедному, тогда как выше (ст. 17) говорилось лишь о воздаянии за благотворение. Ст. 23 еще раз представляет напоминание об основной (в Ветхом Завете) добродетели – страхе Божием и его спасительности для человека (ср. Притч 16.27 ). Ст. 24 почти буквально повторяется ниже в Притч 26.15 (ср. Притч 12.27 ) и имеет в виду обычай востока – не употреблять вилок и ножей при принятии пищи. Заключительные стихи (25–29) говорят о нравственно неспособных воспринять учение мудрости слушателях и содержат предостережение от увлечения их примерами (ст. 27).
Похожая притча
1 Лучше бедняк, чей путь беспорочен,
чем глупый с лукавой речью.
2 Нехорошо усердие без знания,
а тот, кто спешит, оступится.
3 Человек своей же глупостью губит себе жизнь,
а сердце его злится на Господа.
4 Богатство приводит много друзей,
а бедняка и его друг оставляет.
5 Лживый свидетель не останется безнаказанным,
и лгун не уйдет от расплаты.
6 Многие заискивают перед правителем,
и дающему подарки всякий друг.
7 Бедняка ненавидят все его родственники,
сколь же больше друзья его избегают!
Когда он зовет их, нет их нигде. 74
8 Приобретающий мудрость любит душу свою;
хранящий разум преуспеет.
9 Лживый свидетель не останется безнаказанным,
и лгун погибнет.
11 Разум человека умеряет его гнев;
слава его — оставить оскорбление без внимания.
12 Царский гнев львиному реву подобен,
а милость его — как роса на траве.
13 Глупый сын — гибель для отца,
а вздорная жена — несмолкающая капель.
14 Дома и богатство — наследство от родителей,
а разумная жена — от Господа.
15 Леность наводит глубокий сон,
и ленивый будет ходить голодным.
16 Исполняющий повеление бережет свою жизнь,
а небрежный к пути своему — погибнет.
17 Милосердный к бедным одалживает Господу,
и Он наградит его за сделанное.
18 Наказывай сына, пока есть надежда;
не делайся виновным в его гибели.
19 Гневливый должен быть наказан;
если ты отпустишь его, тебе придется наказывать его снова.
20 Послушай совета и прими наставление,
чтобы обрести мудрость на будущее.
21 Много замыслов в сердце человека,
но исполнится только намерение Господа.
22 В человеке желанна верность 75 ;
лучше быть бедным, чем лгуном.
23 Страх перед Господом ведет к жизни:
исполненный им спит спокойно,
и зло его не коснется.
24 Запустит лентяй руку в блюдо,
но ленится даже до рта донести.
25 Накажи 76 глумливого, и образумятся простаки;
укори разумного, и он усвоит знание.
26 Обирающий отца и выгоняющий мать —
сын срамной и бесславный.
27 Прекратив слушать наставления, сын мой,
ты от слов познания уклонишься.
28 Негодный свидетель глумится над правосудием,
и уста нечестивого пожирают грех.
29 Уготованы наказания глумливым
и побои — спинам глупцов.
Примечания:
7 [74] — Смысл этого места в еврейском тексте неясен; также в ст. 19.
22 [75] — Это предложение можно понимать двояко. Второе значение: «Жадность — позор человеку».
25 [76] — Букв.: «Побей».
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Притчи Соломона, 19 глава
Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.
Похожая притча
29 Припасены для бесстыдного плети 20
и побои — для спин глупцов.
Примечания:
1 [1] — Первое полустишие этого стиха почти дословно совпадает с первым полустишием 28:6. Вторые полустишия разнятся (ср. вторую часть 28:6): чем злодей, хоть и богач. Многие комментаторы и переводчики предлагают и в 19:1 вместо «глупец» читать «богач», как в некоторых древних переводах.
7 [2] — Смысл масоретского текста неясен.
8 [3] — Или: любит душу свою.
11 [4] — Ср. 14:29; 15:18; 16:32.
11 [5] — Или: проступки / грехи.
12 [6] — Эта часть стиха повторяется в первой части 20:2.
13 [7] — Ср. 17:25.
13 [8] — Или (ближе к букв.): непрестанная капель.
16 [9] — Ср. 7:2.
16 [10] — Пер. по друг. чтению. Масоретский текст: ненавистны собственные пути.
18 [11] — Масоретский текст не совсем ясен.
20 [12] — Букв.: в конце концов.
21 [13] — Ср. Ис 7:7, 14:24, 46:10.
22 [14] — Друг. возм. пер.: верная любовь делает человека желанным.
24 [15] — Эта часть стиха повторяется в первой части 26:15. На Востоке ели руками, ср. Мк 14:20.
26 [16] — Или: будет притеснять.
26 [17] — Или: матери навредит.
27 [18] — Друг. возм. пер.: сын мой! Перестань внимать (злому) учению, из-за которого ты будешь блуждать, — в нем нет слов мудрости.
28 [19] — Или: развратные.
29 [20] — Пер. по друг. чтению, которое подтверждается LXX. Масоретский текст: ждет бесстыдного суд / наказание.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Притчи Соломона, 19 глава
Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.
Похожая притча
Содержание: 1–9 – ложь, злоба и коварство свойственны глупым и порочным и будут наказаны, алюбовь к разуму есть любовь к душе и благу; 10—17— благоразумие, милость к бедным, исполнение заповедей свойственны мудрым, и за это им должна быть честь, неприличная глупым; 18– 29 – наказания детям и глупым необходимы, а для мудрых страх Божий – охрана от зла.
Притч.19:1 . Лучше бедный, ходящий в своей честности, нежели богатый 111 , лукавый в речах и глупый.
Притч.19:2 . Если нет знания в душе, то нет добра, а кто тороплив ногами, тот спотыкается.
Притч.19:3 . Неразумие человека губит пути его; а в сердце своем он обвиняет Бога.
Притч.19:4 . Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и настоящим другом.
Притч.19:5 . Лжесвидетель не останется ненаказанным, а неправедно обвиняющий не избежит (сего) 112 .
Притч.19:6 . Многие лицеприятствуют царям, а всякий нелицеприятствующий бывает неприятен человеку.
Притч.19:7 . Всякий, ненавидящий бедного брата, удалится и от содружества. Добрая мысль приближается к познающим ее, и мудрый муж найдет ее. Много делающий зла приводит в исполнение (свою) злобу, а кто раздражает словами, не спасется.
Притч.19:8 . Кто приобретает благоразумие, тот любит себя, а кто сохраняет благоразумие, тот найдет благо.
Притч.19:9 . Лжесвидетель не останется ненаказанным, а кто разжигает злобу, погибнет от нее.
Притч.19:10 . Неприлична глупому пышность, равно как и рабу – надменное господство.
Притч.19:11 . Милостивый человек долготерпелив и проходит мимо законопреступ-ных 113 – составляет его похвалу.
Притч.19:12 . Угроза царя подобна рыканью льва, а благоволение его – как роса на траву.
Притч.19:13 . Стыд отцу – сын неразумный, и нечисты обеты из платы блудницы 114 .
Притч.19:14 . Дом и имение родителей делят между детьми, но от Господа соединяется жена с мужем.
Притч.19:15 . Страх обнимает женоподобного, душа же праздного будет терпеть голод.
Притч.19:16 . Кто хранит заповеди 115 , хранит свою душу, а нерадеющий о своих путях погибнет.
Притч.19:17 . Милующий нищего дает взаймы Богу, и Он воздаст ему за благодеяния его.
Притч.19:18 . Наказывай сына своего, ибо чрез это он будет благонадежен, но не приходи в ярость душою своею.
Притч.19:19 . Зломыслящий человек много потерпит, а если будет вредить, то и душою своею пожертвует.
Притч.19:20 . Слушай, сын, наставление отца твоего, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
Притч.19:21 . Много помыслов в сердце человека, а совет Господень во век пребывает.
Притч.19:22 . Плод для человека – милостыня, и бедный праведник лучше, нежели богач-лжец.
Притч.19:23 . Страх Господень (ведет) человека к жизни, а неимеющий страха будет скитаться в местах, где и не заметно разума 116 .
Притч.19:24 . Скрывающий руки свои в пазуху без нужды до рта своего не донесет их 117 .
Притч.19:25 . Когда наказывается вредный человек, то неразумный сделается внимательнее, а если обличишь мужа разумного, то он поймет наставление.
Притч.19:26 . Бесчестящий отца и изгоняющий мать свою будет посрамлен и опозорен.
Притч.19:27 . Сын, перестающий хранить наставление отца, научится худым речам.
Притч.19:28 . Ручающийся за неразумного отрока оскорбляет правосудие, и уста нечестивых поглощают суд 118 .
Притч.19:29 . Для своевольных уготовляются бичи, а равно и муки для глупых.
Слова богатый нет в греч. т. ват., [син.] и алекс., [поскольку в этих ркпп. отсутствует весь фрагмент 18:24 – 19:2 (см. выше в ред. предисл., с. XXII),] а есть (πλούσιον) в 106 и остр.
Слав. ея нет соответствия в греч. т.
Т. е. не обращая внимания на их мнение.
В греч. спп. ед. ч. ἐντολήν, в слав. – мн. ч. Следуем слав. пер.
Т. е. где разумные не бывают, а одни безумцы.
Разумеется ленивый человек, по праздности и лености своей страдающий от голода (ср. 21:25).
Ложно ручающийся и нечестивец вредят отправлению правосудия и нарушают правду на суде и в жизни.
Источник: Книга притчей Соломоновых в русском переводе с греческого текста LXX, с славянским переводом, введением и примечаниями / [Пер.] П. Юнгеров. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1908. - 154 с.
Читайте также: