Притчи и рассказы читать

Обновлено: 14.11.2024

Это могло произойти либо из-за того, что с Вашего адреса идут некорректные обращения к сайту, либо по ошибке. Чтобы восстановить доступ к сайту, свяжитесь пожалуйста с нами через эту форму и укажите там свой ip-адрес: 178.186.77.42

А Сам Иисус объ­яс­нял, почему Он выбрал ино­ска­за­тель­ную форму для Своей про­по­веди?

Спа­си­тель Сам объ­яс­нил, почему Он учит прит­чами: чтобы дать пони­ма­ние истины тем, кто верит, и скрыть его от тех, кто не верит: «И, при­сту­пив, уче­ники ска­зали Ему: для чего прит­чами гово­ришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Цар­ствия Небес­ного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и при­умно­жится, а кто не имеет, у того отни­мется и то, что имеет; потому говорю им прит­чами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разу­меют» ( Мф.13:10-13 , см. также Мк.4:10-12 ).

Похожая притча

При́тчи – крат­кие поуче­ния, выска­зан­ные в образ­ной, ино­ска­за­тель­ной форме. Притча может исполь­зо­ваться в каче­стве иллю­стра­ции духов­ной истины, для рас­кры­тия тре­бо­ва­ний нрав­ствен­ного харак­тера. Нередко при­точ­ные образы заим­ству­ются из обла­сти чело­ве­че­ского опыта, но бывает, что они созда­ются вооб­ра­же­нием. Как пра­вило, притча объ­яс­няет непо­нят­ное или мало понят­ное при помощи хорошо понят­ного.

Содер­жатся ли притчи Иисуса Христа во всех четы­рех Еван­ге­лиях?

Боль­шин­ство притч содер­жится в синоп­ти­че­ских Еван­ге­лиях, в то время как в Еван­ге­лие от Иоанна вошла только одна притча (Притча о добром Пас­тыре) и раз­вер­ну­тые мета­форы, несколько напо­ми­на­ю­щие притчи.

Можно ли раз­де­лить притчи Иисуса Христа по вре­мени?

Да, притчи Иисуса Христа можно раз­де­лить в соот­вет­ствии с тремя пери­о­дами Его обще­ствен­ного слу­же­ния.

К первой группе отно­сятся притчи, рас­ска­зан­ные Спа­си­те­лем вскоре после Нагор­ной про­по­веди, в период между второй и тре­тьей Пасхой Его обще­ствен­ного слу­же­ния. В этих началь­ных прит­чах гово­рится об усло­виях рас­про­стра­не­ния и укреп­ле­ния Цар­ства Божия или Церкви среди людей. Сюда отно­сятся притчи о сея­теле, о пле­ве­лах, о неви­димо рас­ту­щем семени, о зерне гор­чич­ном, о дра­го­цен­ной жем­чу­жине и другие.

Вторая группа притч рас­ска­зана Гос­по­дом к концу тре­тьего года Его обще­ствен­ного слу­же­ния. В этих прит­чах Гос­подь рас­ска­зал о бес­ко­неч­ном мило­сер­дии Божием к каю­щимся людям и изло­жил раз­лич­ные нрав­ствен­ные пра­вила. Сюда отно­сятся притчи о заблуд­шей овце, о блуд­ном сыне, о неми­ло­серд­ном долж­нике, о мило­серд­ном сама­ря­нине, о без­рас­суд­ном богаче, о мудром стро­и­теле, о судье непра­вед­ном и другие.

В Своих послед­них прит­чах (тре­тьего пери­ода), рас­ска­зан­ных неза­долго до крест­ных стра­да­ний, Гос­подь гово­рит о Бла­го­дати Божией и об ответ­ствен­но­сти чело­века перед Богом, а также пред­ска­зы­вает о нака­за­нии, име­ю­щем постичь неве­ру­ю­щих евреев, о Своем втором при­ше­ствии, о страш­ном суде, о награде пра­вед­ным и о вечной жизни. В эту послед­нюю группу входят притчи о бес­плод­ной смо­ков­нице, о злых вино­гра­да­рях, о зван­ных на вечерю, о талан­тах, о десяти девах, о работ­ни­ках, полу­чив­ших равную плату и другие.

Гово­ри­лось ли в Ветхом Завете о том, что Хри­стос будет учить прит­чами?

Да, что в Ветхом Завете было пред­ска­зано, что Иисус Хри­стос будет учить прит­чами [ Пс.77:2 ]: «Открою уста мои в притче и про­из­несу гада­ния из древ­но­сти». Свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий пишет в тол­ко­ва­нии на этот стих [ Пс.77:2 ] так: «Еван­ге­лист [Матфей] ясно про­тол­ко­вал [ Мф.13:35 ], что это испол­ни­лось, когда Гос­подь изрек многие притчи в Еван­ге­лиях». Надо также отме­тить, что хотя притчи были известны еще в вет­хо­за­вет­ные вре­мена, особое совер­шен­ство и кра­соту они полу­чили в устах Бого­че­ло­века.

Похожая притча

Эти удивительные короткие рассказы одновременно просты и не просты. И чем больше вопросов порождает притча, тем она значимее, – и именно притчи Христовы и наследующие им притчи православных старцев остаются для нас и вечным вопросом, и вечным ответом.

Источник: Притчи православных старцев/ Составитель Е.В. Тростникова. - Издательство Борисова, 2012. - 232 с.

Сколько всего притчи Иисуса Христа содер­жится в Еван­ге­лиях?

Число притч Иисуса Христа затруд­ни­тельно для под­счета, так как иногда к ним отно­сят и крат­кие изре­че­ния в форме мета­фор, напри­мер: «Вы — соль земли» ( Мф.5:13 ). Притч, пред­став­ля­ю­щих собой закон­чен­ные новеллы, насчи­ты­вают более трид­цати.

Чему учат притчи: короткие притчи, мудрые притчи

Короткие и мудрые притчи — это концентрат мудрости. То, чему они учат, часто можно до конца понять только после долгого времени, посвящённого их переосмыслению. Но, даже прочитав первый раз, мы всегда извлекаем для себя большую пользу, потому что притча – это учитель жизни, которого не встретишь лицом к лицу, но он всегда рядом, на страницах книги притч. Иногда с течением лет мы смотрим на произведение совершенно по-иному: то, что в юности мы понимали одним образом, в середине жизни переосмысливается, и наши взгляды коренным образом меняются, а ещё через какое-то время даже то, что уже было переоценено, рассматривается снова под другим углом. Этот процесс переоценки ценностей говорит нам только о том, что даже взгляды человека на бытие не могут быть неизменны в течение всей его жизни.

Один из мудрецов когда-то сказал, что тот, кто не меняет мнений, либо умер, либо дурак. Человек растёт, и его мировоззрение не стоит на месте. Взгляды становятся шире, во многом он становится терпимее, потому что жизненный опыт раскрывает глаза на то, что раньше воспринималось только с точки зрения максимализма, как чёрное или белое. Чем больше человек познаёт в жизни, чем с большим количеством людей встречается, тем более расширяется и его кругозор. Он принимает и понимает различные стили жизни других без осуждения, потому что начинает действительно понимать, что личность на Земле — это часть всеобщей мозаики. Но для того, чтобы эта мозаика получилась многоцветной и разнообразной, нужны все цвета, т. е. не обойтись и без тёмных оттенков.

Когда мы рассматриваем узор вблизи, мы оцениваем его по-другому. Мы слишком увлечены деталями, чтобы ухватить целый образ, а он виден только со стороны. То, что человеку, находящемуся рядом с фрагментом, кажется неприглядным и нелепо расположенным, на расстоянии будет выглядеть как занимающее своё место, только ему предназначенное.

Это так же, как любоваться метровыми полотнами Тициана или Рембрандта, стоя на расстоянии вытянутой руки от них. Чтобы оценить красоту творения, нужно сделать шаг назад и тогда целостность и выстроенность композиции откроется взгляду, потому что вы перестали смотреть лишь на небольшой фрагмент, отдалившись физически, вы приблизились мысленно и духовно. Это во многом сходно и с постижением произведений иносказательного характера, таких как басни и притчи.

Для того чтобы воспринять их во всей полноте, нужно отойти от них, отложить на время их чтение, но потом вновь к ним вернуться. Кто-то возвращается по случайному стечению обстоятельств через годы, кто-то целенаправленно делает вторую и третью попытки через определённое время и находит для себя совсем новые аспекты, казалось бы, давно понятого произведения.

Как понимать поучительные притчи

В том, как понимать поучительные притчи, многое зависит от восприятия. Наша психология – ключ хоть и не ко всем в мире вещам (т. к. есть и более высокие понятия, которыми заправляют не психические процессы), но к большей их части, и восприятие одно из них. В зависимости от того, на какой ступени психо-духовного развития вы находитесь, с той позиции вы и будете подходить к осмыслению притчи, такой смысл вы в ней и увидите. Необычность и уникальность притчи состоит в том, что она всем возрастам покорна, и вы, находясь на новом отрезке своей жизни, с каждым разом обращаясь к своим любимым притчам, будете открывать в них для себя что-то новое. Однако это будет происходить не по причине того, что в прошлый раз вы невнимательно читали. Притча тем и привлекательна, что это не парочка томов великих русских классиков, которые можно осилить только в течение некоторого времени, просто в её ёмкой форме заложено настолько много, что этой смысловой нагрузки хватило бы и на более масштабную литературную форму.

Притча не требует от читателя больших временных инвестиций. Она, своего рода, полезный «фастфуд», но в том смысле, что на её освоение не нужно тратить много времени, зато её «коэффициент полезности» для ума и души будет повыше самого лучшего витаминно-минерального комплекса. Притча — еда концентрированная. Много за раз употребить не удастся, а если и получится, то нужно всё это усвоить, обдумать и осознать. Вот на это и нужно время. Одну прочитал, и пища для ума есть на весь день, а может быть и дольше. Перечитал — и опять нашёл что-то новое, потому что посмотрел с другой стороны, а может быть под воздействием иных обстоятельств. Притча хоть и проста, но вместе с тем многогранна, однако грани её скрыты от глаз. Их не увидеть невооружённым глазом. Тут нужен навык. Нужно научиться видеть ценность алмаза, когда он ещё не огранён, потому что, когда он уже в оправе, восхититься сможет каждый, а вот рассмотреть и понять, что за самородок вы держите в руках, сможет только истинный знаток и ценитель.

Так и притча открывает свою подлинную суть и смысл только пытливому и умному читателю, который задумается и полностью осознает скрытый смысл, таившийся за нехитрым сюжетом повествования, а на деле оказавшийся самоцветами мудрости, подчас рассыпанными всего на одной печатной странице.

Интересные притчи, или параболы, в литературе

Парабола, или по-русски — «притча», пользовалась популярностью в XIX веке, но выделилась в отдельный жанр несколько позже, в XX-м веке, во многом благодаря произведениям Ф. Кафки и Б. Брехта. Из короткого произведения, каким считалась парабола, она стала больше походить на крупную литературную форму. «Повелитель мух» Голдинга, «Старик и море» Хэмингуэя, «Скотный двор» Оруэлла и другие произведения прошлого века пополнили сокровищницу романов-притч, иначе говоря, романов-парабол.

Однако по-прежнему наибольшей популярностью пользуются интересные фольклорные притчи. Народная мудрость, пронесённая через века, мало кого оставит равнодушным, а принимая во внимание то, что парабола многослойна, в подтексте есть несколько уровней, которые к тому же можно интерпретировать по-разному. Иногда приходится долго думать над поставленным в параболе вопросом, потому что всё не так однозначно, как кажется, и бывает очень интересно взглянуть и перечитать одну и ту же притчу через какое-то время, чтобы понять скрытое значение, которое она в себе несёт.

Если мы обратимся к фольклорной традиции, то перед нами предстанет огромный выбор притч народов мира: западные и восточные, греческие, индийские, христианские и суфийские, древние и современные. Каких только нет! Этот жанр действительно не остался незамеченным, пожалуй, ни одним народом, у которого было развито литературное творчество.

Каково про­ис­хож­де­ние слова «притча»?

«Каса­тельно сло­во­про­из­вод­ства и зна­че­ния сла­вяно-рус­ского назва­ния «Притча» нужно заме­тить, что оно обычно про­из­во­дится от корня течь (идти) или ткнуть (встре­титься) в том и другом случае оно, по выра­же­нию Св. Васи­лия Вели­кого, озна­чает при­пут­ное (соотв. греч. παροιμὶα ­ παρά οῖμος) изре­че­ние, т. е. такое, кото­рое служит ука­за­те­лем пути, руко­вод­ствует чело­века на путях жизни, давая ему сред­ства к бла­го­по­луч­ному тече­нию по этим путям.

Подоб­ным обра­зом объ­яс­няют смысл назва­ния «Притча» Свв. Афа­на­сий Вели­кий и Иоанн: «Назва­ние «Притчи» (παρᾶμοι) про­изо­шло от того, что подоб­ные изре­че­ния писа­лись на всяком пути для вра­зум­ле­ния и нази­да­ния про­хо­дя­щих по пути, писа­лись же при пути для того, чтобы люди, не могу­щие зани­маться словом истины, по край­ней мере, мимо­хо­дом, заме­чали напи­сан­ное, вни­кали в него, полу­чали настав­ле­ния. Посему неко­то­рые и опре­де­ляют их так: Притчи есть при­до­рож­ное (παρόδιον) изре­че­ние, пере­но­ся­щее мысль от чего-нибудь одного ко мно­гому. В послед­них словах ука­зана одна из основ­ных осо­бен­но­стей притчи: при­ло­жи­мость выска­зы­ва­е­мой в притче мысли ко многим (ана­ло­гич­ным) слу­чаям, типич­ность этой мысли».

По дру­гому мнению, русско-сла­вян­ское «притча» про­ис­хо­дит от гл. «при­ты­кать», «при­та­чи­вать» (напр., при тканье – на конце полосы раз­ными по цвету нитями), – в таком случае назва­ние это будет ука­зы­вать на укра­ша­ю­щий, образ­ный внеш­ний способ выра­же­ния мысли в прит­чах»…

Похожая притча

Хорошая притча, как мелодия, которую услышав однажды, уже невозможно забыть. Она остаётся в памяти надолго, а быть может даже навсегда. Такое сильное влияние имеют на человеческий разум эти творения фольклора или авторской мудрости. Особенность притч состоит в том, что они мало кого оставляют равнодушным. Притчи полезны и интересны людям разных возрастов, потому что они хранят в себе и передают мудрость тысячелетий.

Что такое притча в литературе. Значение слова «притча»

Притча – это небольшой нравоучительный рассказ в иносказательной форме, где героями могут выступать животные или представители растительного мира. Важный элемент притчи – это её подтекст. Как и в басне, у притчи всегда есть другая сторона, что и роднит эти два жанра, также у них есть ещё один объединяющий фактор – это нравоучительный вывод и мораль. Нравоучительность более сродни басне, подтекст в ней обычно ясно выражен и изначально понятен всем, в то время как в притче читатель не всегда может найти вывод, представленный автором, он ещё должен его сам поискать и домыслить.

Притча открывает большую свободу для интерпретации. Она более философская по своему складу. В ней меньше однозначности по сравнению с басней. По смысловой направленности она может быть гораздо сложнее, а по форме — проще; также в притче не всегда присутствует чётко выявленный сюжет. Можно сказать, что иногда его нет вообще. Этим отличаются «минималистичные» притчи. Однако у многих коротких притч есть сюжет, но в сжатой форме, что позволяет читателю максимально сосредоточиться на смысловом подтексте литературной формы, нежели на филигранной проработке образов персонажей или ситуаций.

Что означает притча

Παροιμία (с греческого переводится как ‘припутное’) являлась кратким изречением, в котором выражалось жизненное правило, мудрость в сконцентрированной форме. Обычно это греческое слово применялось к библейским историям в виде таких притч, как притчи Соломона.

Другое слово Παραβολή уже означает более объёмное по форме сочинение, где за основу взяты ситуации из повседневной жизни, но через них иносказательным образом выражены высокие духовные понятия. Такие произведения были прежде всего предназначены для простых людей, чтобы облегчить им понимание умозрительных концепций, и через притчу-параболу сделать их доступными для восприятия. Притча в какой-то мере «снисходит» до уровня неподготовленного к философским понятиям читателя.

Иначе притчу ещё называют параболой, что и означает второе определение, представленное на греческом языке выше. Есть несколько гипотез по поводу происхождения слова. Тут и ассоциации с фигурой, т. е. рассказ, как «фигура». Есть и прямые указания на то, что строение литературного жанра притчи или параболы напоминает форму математической параболы. Начинается будто бы ниоткуда, издалека, затем повествование быстро приходит к критической точке, где происходит ключевой момент притчи, и затем идёт возвращение к тем мотивам, с которых начинали.

Слово «парабола» стали употреблять со времён Аристотеля, и в дохристианские времена её значение было близко аллегории и загадке. Многие из тех литературных терминов, которые мы сейчас разделяем, воспринимались как одно понятие. Под параболой подразумевались такие понятия, как басня, пословица, афоризм, эпиграмма. То, что объединяло эти понятия между собой, так это краткость изложения или включение сравнения во внутреннюю структуру композиции.

Откуда Иисус Хри­стос брал при­меры для Своих притч?

Гос­подь Иисус Хри­стос нередко про­по­ве­до­вал Еван­гель­ское учение в форме ино­ска­за­тель­ных рас­ска­зов, для кото­рых брал при­меры из при­роды или совре­мен­ной обще­ствен­ной жизни. У евреев учить прит­чами и загад­ками было дело самое обык­но­вен­ное и общее.

Почему Иисус Хри­стос изла­гал Свое учение в форме ино­ска­за­тель­ных рас­ска­зов?

Во-первых, Он гово­рил о глу­бо­ких духов­ных исти­нах, постичь кото­рые было трудно Его слу­ша­те­лям. А кон­крет­ный и яркий рас­сказ, почерп­ну­тый из жизни, мог запом­ниться на многие годы, и чело­век, ста­ра­ю­щийся понять смысл этого рас­сказа, мог раз­мыш­лять о нем, углуб­ляться в его содер­жа­ние и, таким обра­зом, посте­пенно понять скры­тую в нем муд­рость.

Во-вторых, люди, не вполне пони­ма­ю­щие учение Спа­си­теля, могли бы по своему пере­тол­ко­вать его, рас­про­стра­няя его в иска­жен­ном виде. Притчи сохра­няли чистоту учения Хри­стова тем, что обле­кали его содер­жа­ние в форму кон­крет­ного повест­во­ва­ния.

В‑третьих, притчи имеют то пре­иму­ще­ство перед прямым поуче­нием, что они не только содер­жат в себе общий Боже­ствен­ный закон, но демон­стри­руют его при­ме­ни­мость, как в част­ной, так и в обще­ствен­ной жизни. Хри­стовы притчи заме­ча­тельны еще тем, что, несмотря на про­шед­шие века, они нисколько не утра­тили своей нагляд­но­сти и оча­ро­ва­тель­ной кра­соты. Притчи явля­ются живыми сви­де­те­лями того тес­ного един­ства, кото­рое суще­ствует между духов­ным и физи­че­ским миром, между внут­рен­ней при­чи­ной и ее про­яв­ле­нием в жизни.

Читайте также: