Притчи 9 глава толкование

Обновлено: 21.12.2024

Содержание: 1–9 – речь Премудрости к людям разумным и приглашение следовать Ее советам; 10–12 – земные последствия мудрого поведения; 13–18 – распутная женщина и ее обманчивые и пагубные речи к людям.

Притч.9:1 . Премудрость построила себе дом и утвердила (для него) семь столбов.

Притч.9:2 . Заколола свои жертвы, растворила в чаше свое вино и приготовила свою трапезу;

Притч.9:3 . Послала своих рабов сзывать громким голосом на чашу, говоря:

Притч.9:4 . «Кто неразумен, пусть уклонится ко мне», –

Притч.9:5 . И скудоумным она сказала: «Идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, которое я растворила вам.

Притч.9:6 . Оставьте безумие и будете живы 49 , чтобы вам воцариться на веки, и взыщите разума, дабы вам жить, и усовершенствуйте разум знанием».

Притч.9:7 . Поучающий злых получит себе бесчестие, обличающий же нечестивого опорочит себя самого, ибо обличение нечестивому – раны ему 50 .

Притч.9:8 . Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя, обличай мудрого, и он возлюбит тебя.

Притч.9:9 . Дай мудрому наставление, и он будет мудрее; вразуми праведного, и он с охотою послушает.

Притч.9:10 . Начало мудрости – страх Господень, и совет святых – разум, потому что знание закона свойственно доброму помыслу.

Притч.9:11 . Ибо (живя) таким образом ты проживешь долгое время и прибавятся тебе лета жизни твоей.

Притч.9:12 . Сын мой! Если ты будешь мудр, то будешь мудр для себя и для ближних твоих 51 , а если зол будешь 52 , то один почерпнешь злое: сын наученный будет мудр, а безумным воспользуются, как слугою 53 . Кто утверждается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за птицами летающими. Ибо он оставил пути своего виноградника и заблудился с тропинок своего поля; проходит чрез безводную пустыню и землю, обреченную на жажду, собирает руками бесплодие.

Притч.9:13 . Женщина безрассудная и дерзкая нуждается в куске хлеба – она не знает стыда;

Притч.9:14 . Садится у дверей дома своего и на седалище явно на площади,

Притч.9:15 . Приглашая проходящих, идущих прямо своими путями:

Притч.9:16 . «Кто из вас самый глупый, пусть уклонится ко мне, и скудоумным повелеваю, говоря:

Притч.9:17 . Утаенных хлебов с удовольствием коснитесь и сладкой краденой воды испейте» 54 .

Притч.9:18 . И таковой не знает, что земнородные у нее погибают, и сходит 55 на дно ада. Но ты отскочи, не медли на месте ее 56 , не останавливай твоего взгляда на ней; ибо таким образом ты пройдешь воду чужую и перейдешь реку чужую. От чужой воды удаляйся и из чужого источника не пей, чтобы пожить многое время и прибавились тебе лета жизни.

В син. [вместо след. придаточного предложения после испр.] и альд. ἵνα ζήσεσθε, в др. спп. – нет, только в слав. живи будете. Во мн. спп. – 68, 103, 106 и др., у Кир. Алекс., компл., арм. – поставлено ζήσεσθε после βασιλεύσητε.

Оскобленные в слав. пер. слова обличение нечестивому – раны ему находятся в греч. ркпп. 23, 68, 109, 147, 157, 161, 251, альд. В ват., [син.] и алекс. нет их.

Слово σου находится в 23, 68, 252, 295, 297, у Вас. Вел. и Кир. Алекс., альд.

По-греч. κακὸς ἀποβῇς – будешь ходить злым. Оставляем слав. пер. зол будеши.

Слова сын наказан премудр будет, безумный же слугою употребится находятся в греч. ркпп. 23, 68, 161, 252, остр. и слав. пер. В ват., [син.] и алекс. нет их.

Слову пиите есть соответствие πίετε в греч. ркпп. 23, 68, 106, 109, 147, 157, компл., альд. и арм.

Слав. обретаются – по-греч. συναντᾷ (ед. ч.) – во всех спп. и согласовано с ὁ. Мн. ч. есть лишь в Итале и толковании бл. Иеронима на 13 гл. пророка Осии.

В греч. αὐτῆς в [син. после испр.,] 23, 68, 103, 106, 252, 253, у Климента Алекс, и сщмч. Киприана, альд.; в ват. и алекс. – нет. В слав. ея.

Источник: Книга притчей Соломоновых в русском переводе с греческого текста LXX, с славянским переводом, введением и примечаниями / [Пер.] П. Юнгеров. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1908. - 154 с.

Свт. Лев Великий

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его

Мы суть Его плоть - плоть, происшедшая от утробы Девы. Если бы Его плоть не была такой же, как у нас, то есть не была бы истинно человеческой, Слово не обитало бы среди нас. Он истинно обитал с нами ( Ин 1:14 ) , ибо Он соделал природу нашего тела своей собственной. Премудрость построила себе дом ( Притч 9:1 ) не из чего-либо, но из нашей собственной сущности. То, что Он воспринял ее, видно из сказанного: Слово стало плотию, и обитало с нами ( Ин 1:14 )

Свт. Иоанн Златоуст

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его

Премудрость - Сын Божий, сделавшийся человеком. Он приготовил Себе дом - плоть от Девы. Семь столбов - Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия ( Ис 11:2 ) , дух страха Божия, говорит Исаия. Или, дом - Церковь, а столпы - апостолы. Или говорит о мудром муже, потому что он тверд, имеет нужное для себя и не нуждается в чем-либо. Дом премудрости - Церковь, столпы - почитаемые столпами в Церкви.

Блж. Августин

Ст. 1-2 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу

И скудоумному премудрость сказала: идите, ешьте хлеб мой, и пейте вино, мною растворенное ( Притч 9:5 ) . В этих словах мы действительно узнаем Божию Премудрость, то есть совечное Отцу Слово, создавшее Себе в девственном чреве дом - тело человеческое, и к этому телу, как члены к главе, присоединившее Церковь, заклавшее жертвы мучеников, приготовившее трапезу из вина и хлебов, в которых проявилось и священство по чину Мельхиседека, призвавшее безумных и бедных смыслом.

Похожая притча

1–11. Божественная Премудрость как устроительница Царства Божия на земле. 12–18. Противоположная тому деятельность нечестия, олицетворяемого в образе блудницы.

Притч.9:1 . Премудрость по­стро­ила себе дом, вытесала семь столбов его,

Притч.9:2 . заколола жертву, ра­с­т­во­рила вино свое и при­готовила у себя трапезу;

Притч.9:3 . послала слуг сво­их про­воз­гласить с воз­вышен­ностей городских:

Если в гл. VIII говорилось об участии Премудрости в деле миротворения и промышления Божия ( Притч.8:27–31 ), и люди вообще призывались к послушанию Премудрости, то здесь в гл. IX говорится – под образом основанного Премудростью дома (ст. 1) – об устроении Ипостасной Премудростью Царства Божия или Церкви среди людей для их духовного питания, просвещения и освящения, и все люди нарочито приглашаются в этот дом Премудрости на приготовленную Ею трапезу. Премудрость божественная – эта великая художница или строительница ( Притч 8.30 ) с момента начала миротворения, – в исторические времена основала на земле великий дом Свой (там же Притч.8:34 ), который, конечно, вместе есть дом Божий ( Пс 83.11 ). Дом Премудрости Божией есть, очевидно, Царство Божие или Церковь, основание которой Божественным Домостроительством было положено еще в раю; это Царство Божие, затем во многообразии священных библейских событий и лиц, теократических установлений и учреждений, под руководством Закона и пророков, раскрывалось в течение всего Ветхого Завета вплоть до явления Христа Спасителя, когда оно сменилось новозаветной Церковью или новозаветным Царством Божием ( 1Тим 3.15 ; Евр 3.6 ; Откр 3.12 ). Дом премудрости основан на семи столбах (ст. 1), т. е. согласно общему библейскому значению числа 7 в смысле полноты, законченности, совершенства ( Быт 4.24 ; Пс 11.7 ; Мф 18.21–22 ). Царство Божие или Церковь Премудростью Божией снабжена многоразличными дарами и дарованиями – всем, что нужно для ее благоустройства, процветания и славы. Толкование числа семи столбов в точном значении дало большею частью неудачные опыты, таково древне-иудейское толкование – в смысле 7 небес, с которых сошла Тора и дарована людям (Midr. S. 25), еще менее в смысле 7 свободных искусств (Heidenheim) или 7 первых глав книги Притчей (Hitzig), наконец, 7 свойств вышней мудрости по исчислению Иакова ( Иак 3.17 ). Заслуживает лишь внимания христианско-церковное толкование семи столбов в смысле семи даров Св. Духа ( Ис 11.2–3 , сн. Откр 1.4, 12, 3.1, 4.5 ), затем – семь таинств и под.

Блага царства Божия, основанного Премудростью, изображаются здесь (ст. 2) под образом приготовленной Ею трапезы мяса мирной жертвы (евр.: тебах , LXX: θύματα , Vulg.: victimas) и растворенного – водой или пряностями – вина (ср. Ис 5.22 ; Притч 23.30 ), как и в Евангелии Господь изображал блага Царства Божия на земле и Царства Небесного под образом трапезы ( Мф 22.1 ; сл. Лк 14.16 ; сл. Лк 22.30 ). Частнее, при свете Нового Завета, под этой трапезой Премудрости, можно разуметь Евхаристию или таинство тела и крови Христовой. К этой Божественной трапезе Премудрость призывает людей через посланных Ею рабов (ст. 3), как и в евангельских притчах о званных на царскую вечерю гости приглашаются через рабов царских ( Мф 22.1 сл.; Лк 14.16 сл.). Под этими рабами-глашатаями надо разуметь всех когда-либо посланных Богом и Его Премудростью – проповедников истины Божией для созидания среди людей Божественной теократии, в Ветхом Завете – пророков, в Новом Завете – апостолов ( Ис 52.7 ; Рим 10.15–18 ).

Притч.9:4 . «кто нера­зу­мен, обратись сюда!» И скудо­умному она сказала:

Притч.9:5 . «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною ра­с­т­во­рен­ное;

Притч.9:6 . оставьте нера­зу­мие, и живите, и ходите путем ра­зу­ма».

Люди, к которым обращается призыв посланников Премудрости, именуются здесь (ст. 4, 6) неразумными или скудоумными – не в абсолютном смысле, а в относительном – в смысле ненаученности высшим истинам и, главнее, нравственной неустойчивости и бесхарактерности (ст. 6, ср. Притч 7.7, 19.25, 21.11 ). Такие люди, каких особенно много среди юношей, еще доступны научению и педагогическому воздействию (ср. Пс 18.8, 118.130 ). А во время насаждения христианства именно такие, простые умом и сердцем люди, оказались особенно восприимчивыми к проповеди Евангелия ( Мф 11.25 ; Лк 10.21 ; 1Кор 1.27 ). Потому-то Премудрость и призывает их на свою духовную трапезу (ст. 5), в свет истинного разумения и благочестия.

Притч.9:7 . По­уча­ю­щий кощун­ника наживет себе бесславие, и облича­ю­щий нечестивого – пятно себе.

Притч.9:8 . Не обличай кощун­ника, чтобы он не воз­ненавидел тебя; обличай мудрого, и он воз­любит тебя;

Притч.9:9 . дай наставле­ние мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он при­умножит знание.

Здесь делается вводное замечание, имеющее целью ограничить круг людей, к которым обращена проповедь посланников Премудрости: бесцельно и напрасно учить мудрости людей, презрительно издевающихся над истиной, ненавистно относящихся к ней и к ее проповедникам (ср. Мф 7.6 ). Вместо бесполезной и небезопасной траты слов на вразумление кощунника, проповедник лучше должен обращать свое внимание на мудрого, т. е., по крайней мере, стремящегося к мудрости, которому проповедь мудрости всегда принесет существенную пользу (ср. Мф 13.12 ). Понятно, впрочем, само собой, что и указанное ограничение, ст. 7–8, имеет лишь относительное и условное значение: им внушается не безусловное запрещение учить нечестивых истине, а лишь осмотрительность в обращении с хулителями истины. Любовь, высшее начало истинной жизни, обязывает всех обладателей истины всюду распространять добро и истину, заботясь о спасении всех, по образцу Самого Бога, хотящего спасения всех, не исключая и грешных ( Иез 18.32, 33.11 ; 2Пет 3.9 ; 2Тим 2.4 ).

Притч.9:10 . Начало мудрости – страх Го­с­по­день, и по­знание Святаго – ра­зу­м;

Притч.9:11 . потому что чрез меня умножат­ся дни твои, и при­бавит­ся тебе лет жизни.

Речь Премудрости заканчивается указанием того главного основания, на котором зиждется серьезное искание мудрости (ст. 10), – и благодатных плодов или спасительных последствий истинной мудрости для стяжавшего ее (ст. 11).

Началом мудрости является страх Божий (10а, сн. Притч 1.7 ) и благоговейное познавание Бога: «познание Святаго – разум» (10б). (Этот перевод следует, по закону параллелизма, предпочесть греческому LXX: Βουλὴ αγίων σύνεσίς , слав.: «совет святых разум» . Скорее можно бы принять перевод Вульг.: scientia sanctorum prudentia); LXX, слав. в конце ст. 10 имеют добавление: τὸ γάρ γνῶναι νόμον διανοίας ἐστίν ἀγαθῆς ; слав.: «разумети бо закон помысла есть благаго» . Добавление это отсутствует во многих греческих кодексах (23, 68, 106, 109, 248, 252, 295 у Гольм., в Альд. Алекс., у Климента Александр.), не имеется и в Вульгате: по-видимому – позднейшая глосса, хотя и отвечающая контексту речи. Ст. 11 представляет одно из нередких в Книге притчей обещаний долголетия за исполнение уроков мудрости (сн. Притч 3.2, 16, 21, 4.10, 15, 10.27 ).

Рассмотренный отдел Притч 9.1–11 читается в храмах в качестве паримии на Богородичные праздники, поскольку здесь предизображается Ипостасная Премудрость не в предвечном бытии Своем, а в состоянии воплощения; мысль же о воплощении Сына Божия неотделима от мысли о Богоматери, послужившей орудием воплощения Сына Божия (см. у еп. Виссариона, с. 103–104).

Притч.9:12 . [Сын мой!] если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних тво­их]; и если буен, то один по­терпишь.

Притч.9 :12a. –[Кто утверждает­ся на лжи, тот пасет ветры, тот гоняет­ся за птицами лета­ю­щими:–

Притч.9 :12b. –ибо он оставил пути своего виноградника и блуждает по тропинкам по­ля своего;–

Притч.9 :12c. –проходит чрез безводную пустыню и землю, обречен­ную на жажду; собирает руками бес­плодие.]

В качестве побуждения к исполнению наставлений мудрости и к избежанию (изображаемых ниже) соблазнов безумия и распутства, Премудрый указывает здесь на то, что полезные следствия мудрости имеют силу собственно для самого держащегося мудрости, а не для Бога (мысль, аналогичная выраженной в Иов 22.2–3 ), и не для ближних. LXX, слав., однако, добавляет: καί τοῖς πλησίον , «и искренним твоим» . Кроме того LXX и еще имеют трехстрочное добавление к ст. 12, имеющееся также в сирск. и арабск. переводах, а также в славянск. и русск. синод. (в последнем эти добавления заключены в скобки). По-видимому, это позднейшие глоссы, хотя имеющие признаки происхождения из еврейского подлинника, перенесенные сюда из других мест кн. Притчей и других свящ. книг.

Притч.9:13 . Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не зна­ю­щая

Притч.9:14 . садит­ся у дверей дома своего на стуле, на воз­вышен­ных местах города,

Притч.9:15 . чтобы з­вать про­ходящих дорогою, идущих прямо сво­ими путями:

Притч.9:16 . «кто глуп, обратись сюда!» и скудо­умному сказала она:

Притч.9:17 . «воды краденые сладки, и утаен­ный хлеб при­ятен».

Притч.9:18 . И он не знает, что мертвецы там, и что в глубине пре­исподней зазван­ные ею.–

Притч.9 :18a. –[Но ты отскочи, не медли на месте, не останавливай взгляда твоего на ней;–

Притч.9 :18b. –ибо таким образо­м ты прой­дешь воду чужую.–

Притч.9 :18c. –От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей,–

Притч.9 :18d. –чтобы по­жить многое время, и чтобы при­бавились тебе лета жизни.]

Для усиления впечатления от увещаний Премудрости здесь подробно изображаются соблазны неразумия, идущие от жены распутной. По внешности призыв последней напоминает призыв мудрости, но отличающие жену распутную дерзость, безрассудство и подобные отрицательные качества (ст. 13–17), а главным образом гибельный конец увлекающихся ее соблазнами (ст. 18, сн. Притч 7.27 ), должны, по мысли Премудрого, раз и навсегда предохранить ученика его от всяких увлечений распутства и безумия, как бы ни были подчас велики соблазн и искушение следовать им. – В конце ст. 18 у LXX имеется добавление, имеющее характер позднейшей глоссы (ее нет в Комплютенск. изд.).

Свт. Григорий Двоеслов

Ст. 1-2 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу

Также не отступя от подобающего образа, мы можем представить столбы неба и как сами церкви, которые, будучи многими, одну всеобщую [Церковь] распространяют по всей окружности земель. Потому и апостол Иоанн писал семи церквам, что Духом предназначено быть одной всеобщей [Церкви], исполненной семиобразной благодатью. И известно нам, что от Господа говорил Соломон: Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его ( Притч 9:1 ) . Чтобы сделать понятным, что он говорит о седмице церквей, он следом приобщает самые таинства, утверждая: заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу ( Притч 9:2 ) .

Сщмч. Ипполит Римский

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его

Он имеет в виду Новый Иерусалим, или святую плоть. Под семью столбами он подразумевает семикратное единение со Святым Духом, почивающим на ней…

Что есть Премудрость, что построила себе дом? Христос - премудрость и сила Бога и Отца, [воздвиг Себе дом -] собственную плоть. Ибо Слово стало плотию, и обитало с нами ( Ин 1:14 ) . Вытесала семь столбов ( Притч 9:1 ) . [То есть,] седмицу Святого Духа, как говорил Исаия: «И почиет на нем седмица духов Божиих» ( Ис. 11:2 ) .

Похожая притча

9:1 Здесь мы вновь видим Мудрость. На этот раз она строит себе дом и готовит огромное пиршество для тех, кто примет ее приглашение. Пир особенно уместен как картина радости, общения и удовлетворения, которые она предоставляет своим гостям.

Семь столбов находят самые различные истолкования. Некоторые комментаторы обращают нас к книге Исаии 11:2 и видят в этих семи столбах семь даров Святого Духа, пребывающих на Мессии, однако, на самом деле, явно там перечислены только шесть. Альтернативное истолкование основывается на Иакова 3:17, где о мудрости, сходящей свыше, сказано, что она: (1) чиста, (2) мирна, (3) скромна, (4) послушлива, (5) полна милосердия и добрых плодов, (6) беспристрастна и (7) нелицемерна.

9:2, 3 Мясо и вино подаются в изобилии. Приготовлена роскошная трапеза. Царственная хозяйка посылает слуг провозгласить приглашение с возвышенностей города. Поручение, данное слугам, должно напоминать нам, тем кто уже пришел к познанию Божьей Мудрости, т.е. Господа Иисуса, делиться этой Мудростью с другими, приглашая их прийти, найти и насладиться радостью общения с Ним лично.

9:4-6 Приглашение приводится дословно. Оно адресовано неразумным, иначе говоря, впечатлительным людям, склонным следовать любому заблуждению и сбиваться с пути, таким образом постоянно нуждаясь в помощи и водительстве. Оно не предназначено для мудрых, потому что они уже находятся внутри ее дворца.

Меню включает в себя лучшие яства и самое изысканное вино, растворенное самой Мудростью.

От пришедших ожидается, что они распрощаются с неразумием, и покажут, что в их жизни произошли нравственные изменения.

9:7-9 Последовательность повествования здесь нарушается, но, возможно, эти стихи разъясняют, почему приглашение не распространяется на кощунников, либо почему гости Мудрости должны избегать общения с ними.

Если вы поучаете кощунника, в обмен на это вы обретете лишь брань. Если вы обличаете нечестивого, он обратится против вас, и вы наживете себе оскорбления и ругательства.

То, как человек реагирует на обличение, является свидетельством о его характере. Кощунник возненавидит вас, в то время, как мудрый человек поблагодарит вас. Как вы реагируете на то, когда вас исправляют или обличают родители, учителя, начальники или друзья?

Вместо того, чтобы обижаться на критику, мудрый человек принимает ее во внимание и, благодаря этому, становится еще мудрее. Правдивый человек приносит себе пользу, приумножая полезные знания.

9:10 И снова Писание напоминает нам о том, что началом и источником любой истинной мудрости является страх Господень. "Истинное знание заключается в познании Бога" (Моффат). Обладая познанием Святого, истинный верующий видит больше, стоя на коленях, чем остальные видят, стоя на цыпочках.

Святой (во множественном числе) может означать множество величия, совершенства и всеобъемлющего величия, либо может являться измененной формой "Элохим" — множественного числа слова "Бог".

9:11 Мудрость приумножает дни и прибавляет годы жизни. Она дарует не просто долгую жизнь, но делает ее хорошей и продуктивной, и потом — за ее пределами — открывает жизнь, не имеющую конца.

9:12 Быть мудрым человеком — для его собственной выгоды; тем самым он приносит пользу себе самому более, чем кому-либо еще. С другой стороны, если он избирает кощунствовать, он сам пострадает от последствий этого, хотя вовлеченными в них, конечно, могут оказаться и другие люди. В конечном итоге он один оказывается победителем или проигравшим.

9:13 Те, кто отвергает приглашение на пир Мудрости, становятся главными кандидатами для поста Глупости. Обратите внимание на очевидный контраст между элегантным предложением Мудрости (ст. 1-6) и безвкусным предложением Глупости (ст. 13-18).

Безрассудная женщина громкоголоса, пустоголова и бесстыдна.

9:14-16 Она сидит перед своим домом или на подозрительных высотах города, не как уважаемая госпожа, а как бесстыдная блудница, какой она и является.

Она вышла на охоту, чтобы соблазнить мужчин, которые легко сбиваются с пути, глупых простаков, у которых не хватает разумения.

9:17 Ее доводы: "воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен". Иначе говоря, она утверждает, что незаконные половые сношения привлекательны именно своей недозволенностью, будучи окружены таинственностью и секретностью.

Когда падшей человеческой природе что-либо запрещается, это запрещение пробуждает желание творить запретное в еще большей мере (см. Рим. 7:7, 8). Блудница апеллирует именно к этому порочному инстинкту человека. Она приглашает к себе доверчивых и податливых.

9:18 Но она не открывает им другую сторону истории. За мгновениями удовольствия и страсти следует целая жизнь сожаления и вечность в глубинах преисподней.

Даже мир иногда соглашается с истинностью этого стиха. Популярная французская песня прошедшего столетия, описывая представление мира о "любви", дает ей весьма уместное определение (перевод с английского):

Лопухин А.П.

Ст. 1-3 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских

Если в гл. VIII говорилось об участии Премудрости в деле миротворения и промышления Божия (ст. 27-31), и люди вообще призывались к послушанию Премудрости, то здесь в гл. IX говорится - под образом основанного Премудростью дома (ст. 1) - об устроении Ипостасной Премудростью Царства Божия или Церкви среди людей для их духовного питания, просвещения и освящения, и все люди нарочито приглашаются в этот дом Премудрости на приготовленную Ею трапезу. Премудрость божественная - эта великая художница или строительница ( Притч VIII:30 ) с момента начала миротворения, - в исторические времена основала на земле великий дом Свой (там же ст. 34), который, конечно, вместе есть дом Божий ( Пс LXXXIII:11 ) . Дом Премудрости Божией есть, очевидно, Царство Божие или Церковь, основание которой Божественным Домостроительством было положено еще в раю; это Царство Божие, затем во многообразии священных библейских событий и лиц, теократических установлений и учреждений, под руководством Закона и пророков, раскрывалось в течение всего Ветхого Завета вплоть до явления Христа Спасителя, когда оно сменилось новозаветной Церковью или новозаветным Царством Божием ( 1Тим III:15 ; Евр III:6 ; Откр III:12 ) . Дом премудрости основан на семи столбах (ст. 1), т. е. согласно общему библейскому значению числа 7 в смысле полноты, законченности, совершенства ( Быт IV:24 ; Пс XI:7 ; Мф XVIII:21-22 ) . Царство Божие или Церковь Премудростью Божией снабжена многоразличными дарами и дарованиями - всем, что нужно для ее благоустройства, процветания и славы. Толкование числа семи столбов в точном значении дало большею частью неудачные опыты, таково древне-иудейское толкование - в смысле 7 небес, с которых сошла Тора и дарована людям (Midr. S. 25), еще менее в смысле 7 свободных искусств (Heidenheim) или 7 первых глав книги Притчей (Hitzig), наконец, 7 свойств вышней мудрости по исчислению Иакова (Иак III:17) . Заслуживает лишь внимания христианско-церковное толкование семи столбов в смысле семи даров Св. Духа ( Ис XI:2-3 , сн. Откр I:4 , 12; III:1; IV:5) , затем - семь таинств и под.

Блага царства Божия, основанного Премудростью, изображаются здесь (ст. 2) под образом приготовленной Ею трапезы мяса мирной жертвы (евр.: тебах, LXX: θύματα, Vulg.: victimas) и растворенного - водой или пряностями - вина (ср. Ис V:22 ; Притч XXIII:30 ), как и в Евангелии Господь изображал блага Царства Божия на земле и Царства Небесного под образом трапезы ( Мф XXII:1 ; сл. Лк XIV:16 ; сл. XXII:30 ). Частнее, при свете Нового Завета, под этой трапезой Премудрости, можно разуметь Евхаристию или таинство тела и крови Христовой. К этой Божественной трапезе Премудрость призывает людей через посланных Ею рабов (ст. 3), как и в евангельских притчах о званных на царскую вечерю гости приглашаются через рабов царских ( Мф XXII , сл. ; Лк XIV:16 сл.). Под этими рабами-глашатаями надо разуметь всех когда-либо посланных Богом и Его Премудростью - проповедников истины Божией для созидания среди людей Божественной теократии, в Ветхом Завете - пророков, в Новом Завете - апостолов ( Ис LII:7 ; Рим X:15-18 ) .

Похожая притча

Поскольку о вечности божества Христа сказано достаточно, Соломон прибавляет об усвояемом [Им] человечестве. Итак, Премудрость построила себе дом, потому что Сын Божий человека, которого в единство Своего лица принял, Сам сотворил. Вытесала семь столбов. Она семивидной благодатью Духа воздвигнула в мире церкви, которые дом ее, то есть таинство воплощения ее, держат, как бы подпирая, чтобы злобой неверных не упразднилось воспоминание верой, поклонением и проповедью. И конечно, дом Премудрости - это Церковь Христа, столбы - учителя святой Церкви, исполненные семивидным Духом, такие как Иаков, Кифа и Иоанн. Премудрость вытесала эти семь столбов, без сомнения, потому что воздвигла умы проповедников, удаляя от любви к веку сему ради попечения об устроении этой Церкви.

Свт. Феофан Затворник

«Премудрость, Бог-Слово, построила себе дом, св. Церковь, и в нем «приготовила… трапезу», – слово Божие и св. таинства, особенно же таинство Тела и Крови. И «послала слуг своих», св. апостолов и их преемников, звать всех к себе на вечерю.

Много уже созвано, но и еще продолжается звание, да наполнится весь дом. И вечеряние идет безостановочно. Слава Господу, столько к нам милосердому! Пойдемте же все! Войдем внутрь, никто не оставайся за дверью. В эти дни поста особенно усилено звание и обильно вечеряние. Но тем непростительнее лишиться вечери. Заруби всякий на памяти своей следующие слова Премудрости: «согрешающий против Меня наносит вред душе своей» ( Прит.8:36 ) , и пожалей себя.

Блж. Феодорит Кирский

Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его

Мы говорим поэтому, что, когда он сказал в его предыдущей речи, что премудрость построила себе дом ( Притч 9:1 ) , он говорит загадочно о созидании плоти Господа. Ибо истинная Мудрость не может жить в каком-то ином строении, но строит дом себе в плоти Девы.

Сщмч. Киприан Карфагенский

Ст. 1-2 Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу

Также через Соломона Дух Святой предначертал образ жертвоприношения Господня, указав не только на закланную жертву, на хлеб и вино, но и на жертвенник и апостолов. Премудрость, - говорит, - построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу ( Притч 9:1-2 ) . <…> Говорится о вине растворенном, то есть пророчески предвозвещается о чаше Господней, растворенной водою и вином.

Читайте также: