Притчи 6 глава толкование

Обновлено: 21.12.2024

Следует помнить Соломона, который отсылает нас к мудрости муравья и побуждает ленивые умы следовать его примеру. Я начинаю тяготиться своими узами, тосковать по обителям монастыря и желаю уподобиться тем муравьям, у которых каждый трудится вместе со всеми, и вследствие того, что ничто не является чьей-либо собственностью, все принадлежит всем.

Житие Малха.

Сооружай ульи для пчел, к которым отсылают тебя притчи Соломона, и научайся у этих крошечных тварей устроению монастырей и государственному порядку.

Свт. Климент Александрийский

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым

Пойди к муравью, ленивец, и будь мудрее, чем он ( Притч 6:6 ; LXX), ибо во время жатвы он заготавливает множество различных припасов, обеспечивая себя на зиму. Иди к пчеле и познай, как она трудолюбива ( Притч 6:9 ) , ибо, собирая нектар с целого луга, она делает соты.

Похожая притча

Наставления о целомудрии и предостережение против распутства, начатые Премудрым в V-й главе, продолжаются и в VI-й гл. ст. 20–35, и в VII-й. Только в ст. 1–19 одна связная речь прерывается другого содержания и характера наставлениями: 1–5. Зло необдуманного поручительства. 6–11. Гибельность лености и призыв к трудолюбию и прилежанию. 12–19. Богопротивность лукавства и коварства нечестивого в отношении ближних. Следующий раздел ст. 20–35 распадается на два меньших отдела: 20–24 – увещание к целомудрию, и 25–35 – предостережение от соблазнов прелюбодейной жены.

Притч.6:1. Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, –

Притч.6:2. ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих.

Притч.6:3. Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;

Притч.6:4. не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим;

Притч.6:5. спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.

Но в данном случае Премудрый со всею настоятельностью предупреждает ученика своего собственно от необдуманного, поспешного и безрассудного принятия поручительских обязательств, что без сомнения было не редкостью у юношей того времени (охота принимать на себя поручительство за другого могла у юношей обращаться в особую страсть и превращаться в азарт, наподобие дуэли у европейских народов). Самое поручительство совершалось через рукобитие: поручитель давал руку заимодавцу и кредитору (ср. Притч 11.15; Иов 17.3).

Указав, ученику своему великую опасность поручительства (ст. 1–2), Премудрый далее (ст. 3–5) советует ему всеми мерами освободиться от возможных неприятных последствии своего необдуманно принятого обязательства. В качестве такой меры рекомендуется (ст. 3) усиленно, даже униженно умолять должника немедленно возвратить долг заимодавцу; а затем – советуется с неослабной бдительностью – не давая сна глазам и веждам дремания (ст. 4 – по-видимому, древнееврейская пословица, ср. Пс 11.4), во что бы то ни стало, хотя бы с затратой величайших усилий, освободиться, как иногда освобождается серна или птица из ловушки (ст. 5, сн. Пс 123.7), из своего тягостного положения, созданного неблагоразумным поручительством. Вся речь о поручительстве имеет характер чисто житейской мудрости, указывая в качестве главного мотива деятельности – чувство самосохранения.

Притч.6:6. Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.

Притч.6:7. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;

Притч.6:8. но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.–

Притч.6:8a. –[Или пойди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит;–

Притч.6:8b. –ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна;–

Притч.6:8c. –хотя силою она слаба, но мудростью почтена.]

Притч.6:9. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?

Притч.6:10. Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:

Притч.6:11. и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.–

Притч.6:11a. –[Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]

То же чувство самосохранения, по мысли Премудрого, должно побуждать человека к трудолюбию и отвлекать от лености, причем в 6–8 в пример трудолюбия указывается муравей (по LXX ст. 8 – еще и пчела), а в ст. 9–11 приводятся гибельные последствия для человека от лености его. Муравей, трудящийся во всякое время по собственному, инстинктивному побуждению – без внешнего принуждения (ст. 7) и мудро собирающий себе запасы летом для зимы (ст. 8), является весьма пригодным и внушительным символом и уроком трудолюбия; в качестве такого символа или образца муравей весьма нередко встречается в поэзии арабской и персидской, а также в классической письменности (у Аристотеля, Вергилия, Горация, см. Zockler. Die Spruche Salomionis, s. 69). LXX (также слав. и русск. синод. ) в ст. 8, кроме муравья, приводят в качестве образца трудолюбия и искусства еще пчелу (в Комплютенском изд. греч. текста речь о пчеле опущена): мед пчелы собираемый ею с величайшим искусством, употребляют во здравие не одни простолюдины, но и цари, и у всех пчела в почете. Хотя о пчеловодстве, как промысле, в Ветхом Завете не упоминается (только уже у Филона и в Мишне), под именем меда (евр. дебаш) (напр., в выражении: земля текущая молоком и медом) разумеется, главным образом, фруктовый мед (и теперь еще называемый в Сирии дибс), но и о пчелином меде библейские евреи несомненно знали (см. Втор 1.44; Суд.14:8; Пс 117.12; Ис 7.18), и потому LXX могли в имевшемся у них еврейском подлиннике читать это другое сравнение или олицетворение трудолюбия. От сравнения Премудрый переходит (ст. 9 и сл.) к прямому обличению ленивца, беспечно почивающего непробудным сном. На приглашение проснуться (ст. 9, сн. Еккл 4.5; сн. Еф 5.14), ленивец отвечает просьбой дать ему еще несколько поспать или подремать (ст. 10, сн. Притч 24.33). Но Премудрый угрожает ему неизбежными последствиями беспечности и лености: нищетой бедностью, которая приходит быстро, нежданно, как прохожий как вооруженный разбойник (LXX: ὥσπερ κακος ὀδοὸπόρός ὤσπερ ὰγὰθος δρομευύς, Vulg.: quasi viator, quasi vir armatus), см. 11. В конце ст. 11 LXX, Vulg. (слав., русск. ) имеют прибавку, выражающую обратную мысль той, какая высказана в первой половине стиха (в Комплют. Библ. прибавка отсутствует): прибавка имеет вид распространительной глоссы. В Притч 24.33-34 повторяются стихи 10–11 рассматриваемой главы, но данной прибавки там не имеется.

Притч.6:12. Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,

Притч.6:13. мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;

Притч.6:14. коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.

Притч.6:15. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит – без исцеления.

Притч.6:16. Вот шесть, чтó ненавидит Господь, даже семь, чтó мерзость душе Его:

Притч.6:17. глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную,

Притч.6:18. сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству,

Притч.6:19. лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями.

В стихах 12–15 Премудрый предостерегает ученика своего от всех видов и проявлений лукавства и коварства, а в ст. 16–19 эти пороки и некоторые другие представляются особенно богопротивными. Уже и ранее (Притч 4.24-25) предостерегал от лукавства и призывал к прямому и открытому образу действий. Здесь он делает то же, но при этом подробно обрисовывает хитрую мимику – глаз, ног, пальцев – коварного и лукавого человека (ст. 13), всегда замышляющего в сердце зло на ближнего и на общество (ст. 14, сн. Притч 2.12:14, 3.29): но конечная, неисцельная гибель злодея неизбежна (ст. 15. Притч 1.27:3.25, 24.22).

Затем, для возбуждения в ученике большего отвращения к порокам злобы, лукавства, коварства, Премудрый называет, ст. 17–19, семь (собственно 6) пороков, составляющих проявления общей порочности и испорченности сердца человеческого. У LXX (и в слав. ) мысль о шести пороках в ст. 15 отсутствует. И в других местах кн. Притчей обличаются: гордые глаза (Притч 30.13), руки, проливающие кровь (Притч 1.11) и под., но здесь обличения эти сгруппированы полнее и выражены в особенной свойственной языку притчей форме числового параллелизма.

Притч.6:20. Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;

Притч.6:21. навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.

Притч.6:22. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:

Притч.6:23. ибо заповедь есть светильник, и наставление – свет, и назидательные поучения – путь к жизни,

Притч.6:24. чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.

Притч.6:25. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами твоими,] и да не увлечет она тебя ресницами своими;

Притч.6:26. потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.

Притч.6:27. Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?

Притч.6:28. Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?

Притч.6:29. То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины.

Притч.6:30. Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;

Притч.6:31. но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего.

Притч.6:32. Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:

Притч.6:33. побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится,

Притч.6:34. потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения,

Притч.6:35. не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров.

Предполагая теперь возобновить нить рассуждений и наставлений о целомудрии и о вреде распутства, Премудрый здесь (ст. 20), как и в начале книги (Притч 1.8) делает нарочитое увещание к ученику – помнить заповеди и наставления родителей, которые по закону Моисееву (Втор 6.7) не только сами должны были хранить и исполнять заповеди Божии, но и детям возвещать о них. Такое общее вступление пред увещаниями к целомудрию совершенно аналогично подобным же введениям в Притч 5.1-2, a Притч 7.1-5 к рассуждению о том же предмете. Ввиду особенной важности заветов о целомудрии, Премудрый настоятельно советует ученику своему – всегда неотложно иметь в мысли, как бы на сердце и шее (ст. 21, ср. Притч 3.3:7.3) родительские заветы, которые и должны охранять юношу от соблазнов во всех положениях и отношениях житейских (ст. 22, сн. 23–24), ибо таково свойство, переданных родителями, заповедей Закона Божия, всегда служащего истинным светом и руководящим началом жизни человека (ст. 23, сн. Пс 123.105), а потому, в частности, заповеди эти всегда сильны удержать неопытного юношу от преступного сближения со злой, т. е. прелюбодейной женой (ст. 24, сн. Притч 2.16:7.5). Теперь, в ст. 25–35, с целью более решительного предохранения юноши от соблазнов прелюбодеяния Премудрый изображает внутреннюю – психологическую и внешнюю – фактической сторону прелюбодеяния, с указанием гибельных последствии последнего. Прежде всего, Премудрый предостерегает (ст. 25) от самого начала или корня греха прелюбодеяния: нужно остерегаться возникновения похоти или страстного влечения в сердце к блудной и вообще посторонней женщине под впечатлением красоты или кажущейся привлекательности ее наружности. В этом указании Премудрого на необходимость охранять первее всего сердце свое от похотения нельзя не видеть дальнейшего раскрытия заповеди десятословия «не пожелай жены» (Исх 20.17; Втор 5.21) и подготовления евангельского возвышенного понимания этой исповеди (Мф 5.28). Упомянув далее (ст. 26) о том, что блудница, существо презренное и ничтожное, однако, может погубить человека почтенного, который, впадая в распутство, теряет не только имущество (ср. Притч 29.3; Сир 9.6), но и честь и доброе имя, Премудрый далее (ст. 27–29) выражает ту мысль, что всякое соприкосновение с женой ближнего, совершаемое с нечистой целью, никоим образом не может оставаться невинным: подобно тому как невозможно сохранить в целости одежду, если взять в пазуху огонь, равным образом нельзя уберечь от обжога ноги, если пройти по горящим угольям (оба вопроса в ст. 27 и 28 предполагают безусловно отрицательный ответ, как и у Ам 3.4-6), так немыслимо сохранить мужчине невинность, незапятнанное имя и безответственность по суду – при неосмотрительно и непозволительно близком общении с неверной женой другого.

В ст. 30–32 предлагается другой бытовой пример из которого выводится та же мысль о неизбежной ответственности человека, подпавшего греху жены любодейной: если вору не прощают его поступка, даже и при наличности смягчающих обстоятельств (голод), – напротив взыскивают всемеро (по закону Моисееву (Исх 22.1-2), собственно впятеро или вчетверо; «всемеро» здесь ст. 31, как и в Быт 4.15 – круглое число вместо неопределенного множества, ибо во второй половине стиха штраф определяется еще шире, т. е., даже все имение его дома, то тем более не заслуживает пощады участник прелюбодеяния, к которому ничто его не вынуждало. 33–35. Бесчестие, срам, побои от оскорбленного им мужа будут его уделом; позор останется незагладим тем более, что обесчещенный им муж неверной жены не захочет взять от него и денежного штрафа или выкупа. Но высшим и чувствительнейшим наказанием прелюбодея, по воззрениям Соломона, как и Сираха, является презрение со стороны общественного мнения, несмываемый позор пред обществом.

Свт. Кирилл Александрийский

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым

Посему приди, и будем мы вновь, как некогда, гуляя по лугу духовному, собирать росу, излитую Духом Святым в божественное послание Писания, и так, обогащаясь умом нашим, мы сможем приносить духовный мед и слово, благое и полезное для всякого жаждущего общения Божественного учения, будь он знатен и славен или безвестен и незнатен. Ибо сказано: Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей ( Притч 16:24 ) .

Евагрий Понтийский

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым

Под муравьем Соломон, вероятно, обозначает для нас путь делания, а под пчелой - созерцание тварного и Самого Творца, что чистые и нечистые, мудрецы и невежды используют во здравие души. Мне кажется, что соты от этих пчел соотносятся с самими вещами, а имеющийся в них мед - символ созерцания этих вещей. И соты прейдут, ибо небо и земля прейдут ( Мф 24:35 ) , но мед не прейдет, ибо не прейдут слова Спасителя нашего Христа, о которых Соломон говорит: Приятная речь - сотовый мед, сладка для души ( Притч 16:24 ) ; также Давид говорит: Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим ( Пс 118:103 ) .

Лопухин А.П.

Ст. 6-11 Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник

То же чувство самосохранения, по мысли Премудрого, должно побуждать человека к трудолюбию и отвлекать от лености, причем в 6-8 в пример трудолюбия указывается муравей (по LХХ ст. 8 - еще и пчела), а в ст. 9-11 приводятся гибельные последствия для человека от лености его. Муравей, трудящийся во всякое время по собственному, инстинктивному побуждению - без внешнего принуждения (ст. 7) и мудро собирающий себе запасы летом для зимы (ст. 8), является весьма пригодным и внушительным символом и уроком трудолюбия; в качестве такого символа или образца муравей весьма нередко встречается в поэзии арабской и персидской, а также в классической письменности (у Аристотеля, Вергилия, Горация, см. Zockler. Die Spruche Salomionis, s. 69). LXX (также слав. и русск. синод. ) в ст. 8, кроме муравья, приводят в качестве образца трудолюбия и искусства еще пчелу (в Комплютенском изд. греч. текста речь о пчеле опущена): мед пчелы, собираемый ею с величайшим искусством, употребляют во здравие не одни простолюдины, но и цари, и у всех пчела в почете. Хотя о пчеловодстве, как промысле, в Ветхом Завете не упоминается (только уже у Филона и в Мишне), под именем меда (евр. дебаш) (напр., в выражении: земля текущая молоком и медом) разумеется, главным образом, фруктовый мед (и теперь еще называемый в Сирии дибс), но и о пчелином меде библейские евреи несомненно знали (см. Втор I:44 ; Суд XIV:8 ; Пс CXVII:12 ; Ис VII:18 ), и потому LXX могли в имевшемся у них еврейском подлиннике читать это другое сравнение или олицетворение трудолюбия [Впрочем, по филологическим основаниям, Лагард, Гитциг Евальд, Делич и др. считают всю речь о пчеле собственно греческой интерполяцией]. От сравнения Премудрый переходит (ст. 9 и сл.) к прямому обличению ленивца, беспечно почивающего непробудным сном. На приглашение проснуться (ст. 9, сн. Еккл IV:5 ; сн. Еф V:14 ), ленивец отвечает просьбой дать ему еще несколько поспать или подремать (ст. 10, сн. XXIV:33 ). Но Премудрый угрожает ему неизбежными последствиями беспечности и лености: нищетой бедностью, которая приходит быстро, нежданно, как прохожий как вооруженный разбойник (LXX: ὥσπερ κακος ὀδοὸπόρός ὤσπερ ὰγὰθος δρομευύς, Vulg.: quasi viator, quasi vir armatus), см. 11. В конце ст. 11 LXX, Vulg. (слав., русск.) имеют прибавку, выражающую обратную мысль той, какая высказана в первой половине стиха (в Комплют. Библ. прибавка отсутствует): прибавка имеет вид распространительной глоссы. В гл. XXIV ст. 33-34 повторяются стихи 10-11 рассматриваемой главы, но данной прибавки там не имеется.

Похожая притча

Наставления о целомудрии и предостережение против распутства, начатые Премудрым в V-й главе, продолжаются и в VI-й гл. ст. 20–35, и в VII-й. Только в ст. 1–19 одна связная речь прерывается другого содержания и характера наставлениями: 1–5. Зло необдуманного поручительства. 6–11. Гибельность лености и призыв к трудолюбию и прилежанию. 12–19. Богопротивность лукавства и коварства нечестивого в отношении ближних. Следующий раздел ст. 20–35 распадается на два меньших отдела: 20–24 – увещание к целомудрию, и 25–35 – предостережение от соблазнов прелюбодейной жены.

Притч.6:1 . Сын мой! если ты по­ручил­ся за ближнего твоего и дал руку твою за другого, –

Притч.6:2 . ты опутал себя словами уст тво­их, пойман словами уст тво­их.

Притч.6:3 . Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты по­пал­ся в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего;

Притч.6:4 . не давай сна глазам тво­им и дремания веждам тво­им;

Притч.6:5 . спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова.

Частые наставления книги Притчей о вреде поручительства Притч 6.1, 11.15, 13.18, 20.16, 22.26 ) объясняются тем, что, по воззрениям обычного (в законе Моисеевом не записанного) древнееврейского права, поручившийся за несостоятельного должника трактовался юридически заменявшим последнего и, при обычном жестокосердии кредиторов, нередко платился за своего клиента не только собственным имуществом ( Сир 8.16, 29.18–25 ), но и личной свободой ( 4Цар 4.1 ; Мф 18.25 . См. у Ewald'a Die Alterthummer des Volkes Israel. 3 A (1866), s. 246).

Но в данном случае Премудрый со всею настоятельностью предупреждает ученика своего собственно от необдуманного, поспешного и безрассудного принятия поручительских обязательств, что без сомнения было не редкостью у юношей того времени (охота принимать на себя поручительство за другого могла у юношей обращаться в особую страсть и превращаться в азарт, наподобие дуэли у европейских народов). Самое поручительство совершалось через рукобитие: поручитель давал руку заимодавцу и кредитору (ср. Притч 11.15 ; Иов 17.3 ).

Указав, ученику своему великую опасность поручительства (ст. 1–2), Премудрый далее (ст. 3–5) советует ему всеми мерами освободиться от возможных неприятных последствии своего необдуманно принятого обязательства. В качестве такой меры рекомендуется (ст. 3) усиленно, даже униженно умолять должника немедленно возвратить долг заимодавцу; а затем – советуется с неослабной бдительностью – не давая сна глазам и веждам дремания (ст. 4 – по-видимому, древнееврейская пословица, ср. Пс 11.4 ), во что бы то ни стало, хотя бы с затратой величайших усилий, освободиться, как иногда освобождается серна или птица из ловушки (ст. 5, сн. Пс 123.7 ), из своего тягостного положения, созданного неблагоразумным поручительством. Вся речь о поручительстве имеет характер чисто житейской мудрости, указывая в качестве главного мотива деятельности – чувство самосохранения.

Притч.6:6 . Пойди к муравью, ле­нивец, по­смотри на действия его, и будь мудрым.

Притч.6:7 . Нет у него ни начальника, ни при­ставника, ни по­велителя;

Притч.6:8 . но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.–

Притч.6 :8a. –[Или пойди к пчеле и по­знай, как она трудо­любива, какую по­чтен­ную работу она про­изводит;–

Притч.6 :8b. –ее труды употребляют во здравие и цари и про­столюдины; любима же она всеми и славна;–

Притч.6 :8c. –хотя силою она слаба, но мудростью по­чтена.]

Притч.6:9 . Доколе ты, ле­нивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?

Притч.6:10 . Немного по­спишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, по­лежишь:

Притч.6:11 . и при­дет, как про­хожий, бедность твоя, и нужда твоя, как раз­бойник.–

Притч.6 :11a. –[Если же будешь не ле­нив, то, как источник, при­дет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.]

То же чувство самосохранения, по мысли Премудрого, должно побуждать человека к трудолюбию и отвлекать от лености, причем в 6–8 в пример трудолюбия указывается муравей (по LXX ст. 8 – еще и пчела), а в ст. 9–11 приводятся гибельные последствия для человека от лености его. Муравей, трудящийся во всякое время по собственному, инстинктивному побуждению – без внешнего принуждения (ст. 7) и мудро собирающий себе запасы летом для зимы (ст. 8), является весьма пригодным и внушительным символом и уроком трудолюбия; в качестве такого символа или образца муравей весьма нередко встречается в поэзии арабской и персидской, а также в классической письменности (у Аристотеля, Вергилия, Горация, см. Zockler. Die Spruche Salomionis, s. 69). LXX (также слав. и русск. синод. ) в ст. 8, кроме муравья, приводят в качестве образца трудолюбия и искусства еще пчелу (в Комплютенском изд. греч. текста речь о пчеле опущена): мед пчелы собираемый ею с величайшим искусством, употребляют во здравие не одни простолюдины, но и цари, и у всех пчела в почете. Хотя о пчеловодстве, как промысле, в Ветхом Завете не упоминается (только уже у Филона и в Мишне), под именем меда (евр. дебаш ) (напр., в выражении: земля текущая молоком и медом) разумеется, главным образом, фруктовый мед (и теперь еще называемый в Сирии дибс ), но и о пчелином меде библейские евреи несомненно знали (см. Втор 1.44 ; Суд.14:8 ; Пс 117.12 ; Ис 7.18 ), и потому LXX могли в имевшемся у них еврейском подлиннике читать это другое сравнение или олицетворение трудолюбия 4 . От сравнения Премудрый переходит (ст. 9 и сл.) к прямому обличению ленивца, беспечно почивающего непробудным сном. На приглашение проснуться (ст. 9, сн. Еккл 4.5 ; сн. Еф 5.14 ), ленивец отвечает просьбой дать ему еще несколько поспать или подремать (ст. 10, сн. Притч 24.33 ). Но Премудрый угрожает ему неизбежными последствиями беспечности и лености: нищетой бедностью, которая приходит быстро, нежданно, как прохожий как вооруженный разбойник (LXX: ὥσπερ κακος ὀδοὸπόρός ὤσπερ ὰγὰθος δρομευύς , Vulg.: quasi viator, quasi vir armatus), см. 11. В конце ст. 11 LXX, Vulg. (слав., русск. ) имеют прибавку, выражающую обратную мысль той, какая высказана в первой половине стиха (в Комплют. Библ. прибавка отсутствует): прибавка имеет вид распространительной глоссы. В Притч 24.33–34 повторяются стихи 10–11 рассматриваемой главы, но данной прибавки там не имеется.

Притч.6:12 . Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами,

Притч.6:13 . мигает глазами сво­ими, говорит ногами сво­ими, дает знаки пальцами сво­ими;

Притч.6:14 . ковар­с­т­во в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раз­доры.

Притч.6:15 . Зато внезапно при­дет по­гибель его, вдруг будет раз­бит – без исцеле­ния.

Притч.6:16 . Вот шесть, чтó не­на­видит Го­с­по­дь, даже семь, чтó мерзость душе Его:

Притч.6:17 . глаза гордые, язык лживый и руки, про­лива­ю­щие кровь невин­ную,

Притч.6:18 . сердце, ку­ю­щее злые замыслы­, ноги, быстро бегущие к злодей­с­т­ву­,

Притч.6:19 . лжесвидетель, наговарива­ю­щий ложь и сеющий раз­дор между братьями.

В стихах 12–15 Премудрый предостерегает ученика своего от всех видов и проявлений лукавства и коварства, а в ст. 16–19 эти пороки и некоторые другие представляются особенно богопротивными. Уже и ранее ( Притч 4.24–25 ) предостерегал от лукавства и призывал к прямому и открытому образу действий. Здесь он делает то же, но при этом подробно обрисовывает хитрую мимику – глаз, ног, пальцев – коварного и лукавого человека (ст. 13), всегда замышляющего в сердце зло на ближнего и на общество (ст. 14, сн. Притч 2.12, 14, 3.29 ): но конечная, неисцельная гибель злодея неизбежна (ст. 15. Притч 1.27, 3.25, 24.22 ).

Затем, для возбуждения в ученике большего отвращения к порокам злобы, лукавства, коварства, Премудрый называет, ст. 17–19, семь (собственно 6) пороков, составляющих проявления общей порочности и испорченности сердца человеческого. У LXX (и в слав. ) мысль о шести пороках в ст. 15 отсутствует. И в других местах кн. Притчей обличаются: гордые глаза ( Притч 30.13 ), руки, проливающие кровь ( Притч 1.11 ) и под., но здесь обличения эти сгруппированы полнее и выражены в особенной свойственной языку притчей форме числового параллелизма.

Притч.6:20 . Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставле­ния матери твоей;

Притч.6:21 . навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.

Притч.6:22 . Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда про­будишься, будут беседо­вать с тобою:

Притч.6:23 . ибо заповедь есть светильник, и наставле­ние – свет, и назидатель­ные по­уче­ния – путь к жизни,

Притч.6:24 . чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой.

Притч.6:25 . Не по­желай красоты ее в сердце твоем, [да не уловлен будешь очами тво­ими,] и да не увлечет она тебя ресницами сво­ими;

Притч.6:26 . потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу.

Притч.6:27 . Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не про­горело платье его?

Притч.6:28 . Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног сво­их?

Притч.6:29 . То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто при­коснет­ся к ней, не останет­ся без вины.

Притч.6:30 . Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден;

Притч.6:31 . но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имуще­с­т­во дома своего.

Притч.6:32 . Кто же пре­любо­дей­с­т­ву­ет с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это:

Притч.6:33 . побои и по­зор найдет он, и бес­честие его не изгладит­ся,

Притч.6:34 . потому что ревность – ярость мужа, и не по­щадит он в день мще­ния,

Притч.6:35 . не при­мет никакого выкупа и не удоволь­ствует­ся, сколько бы ты ни умножал даров.

Предполагая теперь возобновить нить рассуждений и наставлений о целомудрии и о вреде распутства, Премудрый здесь (ст. 20), как и в начале книги ( Притч 1.8 ) делает нарочитое увещание к ученику – помнить заповеди и наставления родителей, которые по закону Моисееву ( Втор 6.7 ) не только сами должны были хранить и исполнять заповеди Божии, но и детям возвещать о них. Такое общее вступление пред увещаниями к целомудрию совершенно аналогично подобным же введениям в Притч 5.1–2 , a Притч 7.1–5 к рассуждению о том же предмете. Ввиду особенной важности заветов о целомудрии, Премудрый настоятельно советует ученику своему – всегда неотложно иметь в мысли, как бы на сердце и шее (ст. 21, ср. Притч 3.3, 7.3 ) родительские заветы, которые и должны охранять юношу от соблазнов во всех положениях и отношениях житейских (ст. 22, сн. 23–24), ибо таково свойство, переданных родителями, заповедей Закона Божия, всегда служащего истинным светом и руководящим началом жизни человека (ст. 23, сн. Пс 123.105 ), а потому, в частности, заповеди эти всегда сильны удержать неопытного юношу от преступного сближения со злой, т. е. прелюбодейной женой (ст. 24, сн. Притч 2.16, 7.5 ). Теперь, в ст. 25–35, с целью более решительного предохранения юноши от соблазнов прелюбодеяния Премудрый изображает внутреннюю – психологическую и внешнюю – фактической сторону прелюбодеяния, с указанием гибельных последствии последнего. Прежде всего, Премудрый предостерегает (ст. 25) от самого начала или корня греха прелюбодеяния: нужно остерегаться возникновения похоти или страстного влечения в сердце к блудной и вообще посторонней женщине под впечатлением красоты или кажущейся привлекательности ее наружности. В этом указании Премудрого на необходимость охранять первее всего сердце свое от похотения нельзя не видеть дальнейшего раскрытия заповеди десятословия "не по желай жены» ( Исх 20.17 ; Втор 5.21 ) и подготовления евангельского возвышенного понимания этой исповеди ( Мф 5.28 ). Упомянув далее (ст. 26) о том, что блудница, существо презренное и ничтожное, однако, может погубить человека почтенного, который, впадая в распутство, теряет не только имущество (ср. Притч 29.3 ; Сир 9.6 ), но и честь и доброе имя, Премудрый далее (ст. 27–29) выражает ту мысль, что всякое соприкосновение с женой ближнего, совершаемое с нечистой целью, никоим образом не может оставаться невинным: подобно тому как невозможно сохранить в целости одежду, если взять в пазуху огонь, равным образом нельзя уберечь от обжога ноги, если пройти по горящим угольям (оба вопроса в ст. 27 и 28 предполагают безусловно отрицательный ответ, как и у Ам 3.4–6 ), так немыслимо сохранить мужчине невинность, незапятнанное имя и безответственность по суду – при неосмотрительно и непозволительно близком общении с неверной женой другого.

В ст. 30–32 предлагается другой бытовой пример из которого выводится та же мысль о неизбежной ответственности человека, подпавшего греху жены любодейной: если вору не прощают его поступка, даже и при наличности смягчающих обстоятельств (голод), – напротив взыскивают всемеро (по закону Моисееву ( Исх 22.1–2 )), собственно впятеро или вчетверо; «всемеро» здесь ст. 31, как и в Быт 4.15 – круглое число вместо неопределенного множества, ибо во второй половине стиха штраф определяется еще шире, т. е., даже все имение его дома, то тем более не заслуживает пощады участник прелюбодеяния, к которому ничто его не вынуждало. 33–35. Бесчестие, срам, побои от оскорбленного им мужа будут его уделом; позор останется незагладим тем более, что обесчещенный им муж неверной жены не захочет взять от него и денежного штрафа или выкупа. Но высшим и чувствительнейшим наказанием прелюбодея, по воззрениям Соломона, как и Сираха, является презрение со стороны общественного мнения, несмываемый позор пред обществом.

Впрочем, по филологическим основаниям, Лагард, Гитциг Евальд, Делич и др. считают всю речь о пчеле собственно греческой интерполяцией.

Похожая притча

Содержание: 1–5 – приточник предостерегает от поручительства и его печальных последствий; 6–11 – леность и ее последствия; 12–19 – коварство и ложь и их обнаружения; 20–24 – советы следовать мудрости и ее благам; 25–35 – последствия распутства.

Притч.6:1 . Сын мой! Если поручишься за друга твоего, то предашь руку твою врагу 34 .

Притч.6:2 . Ибо крепкая сеть мужу – собственные уста, и уловляется словами 35 уст своих.

Притч.6:3 . Делай, сын мой, что я тебе заповедаю, и спасайся: ты попался в руки злых за друга твоего, не ослабевай, поддержи своего друга, за которого ты поручился.

Притч.6:4 . Не давай сна твоим глазам и дремания твоим веждям,

Притч.6:5 . Чтобы спастись, как серна от петли и как птица от сети.

Притч.6:6 . Иди к муравью, ленивец, и поревнуй, видя пути его, и будь мудрее его;

Притч.6:7 . Ведь он не земледелец, не имеет ни приставника, ни повелителя.

Притч.6:8 . В жатву (однако) заготовляет себе пищу и летом делает себе большой запас. Или иди к пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды во здравие употребляют и цари, и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но за мудрость пользуется почетом.

Притч.6:9 . Доколе, ленивец, будешь лежать? Когда ты встанешь от сна?

Притч.6:10 . Немного поспишь, немного посидишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, подержишь на груди;

Притч.6:11 . Потом придет к тебе, как злой прохожий, бедность и нужда, как добрый скороход. Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя, скудость же, как злой скороход 36 , убежит (от тебя) 37 .

Притч.6:12 . Муж неразумный и беззаконный ходит недобрыми путями;

Притч.6:13 . Он мигает глазом, показывает ногою, дает знаки пальцами.

Притч.6:14 . Развращенное сердце кует зло, таковой (человек) во всякое время готовит городу мятежи.

Притч.6:15 . Посему внезапно приходит погибель его, разрушение и неисцельное сокрушение.

Притч.6:16 . Ибо он радуется всему, что ненавидит Бог, ниспровергается же по нечистоте души:

Притч.6:17 . Потому что глаза гордые, язык лживый, руки, проливающие кровь праведного,

Притч.6:18 . И сердце, кующее злые замыслы, и ноги, спешащие на злодейство, потребятся 38 .

Притч.6:19 . Несправедливый свидетель разжигает ложь и возбуждает распри между братьями.

Притч.6:20 . Сын мой! Храни заповеди отца твоего и не отвергай заветов матери твоей.

Притч.6:21 . Навяжи их навсегда на душу твою и обвяжи ими 39 шею твою,

Притч.6:22 . Когда ты пойдешь, веди ее 40 , и она будет с тобою, а когда будешь спать, она охранит тебя, чтобы, когда пробудишься, беседовать с тобою.

Притч.6:23 . Потому что заповедь закона – светильник и свет, а обличение и научение – путь жизни,

Притч.6:24 . Чтобы охранить тебя от замужней женщины и от лукавства языка чуждого.

Притч.6:25 . Сыне 41 ! Да не победит тебя пожелание красоты, да не уловлен будешь очами твоими и да не увлечен будешь ресницами ее.

Притч.6:26 . Ибо цена блудницы есть цена одного хлеба, а замужняя жена уловляет драгоценные души мужей 42 .

Притч.6:27 . Возьмет ли кто огонь в пазуху, и не сожжет ли он (своей) 43 одежды?

Притч.6:28 . Или пройдет ли кто по горячим углям, и не обожжет ли он ног?

Притч.6:29 . Так вошедший к замужней женщине не останется без вины, а равно и всякий прикасающийся к ней.

Притч.6:30 . Неудивительно, если пойман будет какой-либо вор: он ворует, чтобы насытить алчущую душу;

Притч.6:31 . Но если будет пойман, то заплатит всемеро и все свое имущество отдаст, чтобы избавить себя.

Притч.6:32 . Прелюбодей же, по скудости ума, готовит погибель душе своей,

Притч.6:33 . Болезни и бесчестие понесет он, а позор его во веки не загладится,

Притч.6:34 . Потому что ярость мужа ее полна ревности и не пощадит в день мщения,

Притч.6:35 . Не обменяет вражды ни на какой выкуп и не примирится за большие дары.

Т. е. власть над собою отдашь врагу.

Греч. χείλεσι – ват., [син., алекс.] и слав. пер. – устнами; в алекс. [?] и 147, 252, 297, у Климента Алекс., компл. ῥήμασι – словами. По-русски, кажется, только и можно перевести словами.

В ват. δρομεύς, алекс. и мн. ркпп. ἀνήρ, слав. течец.

Оскобленных в слав. пер. слов нет в греч. т.

Слову потребятся (ἐξολοθρευθήσονται) соответствует чт. греч. ркпп. 23, 68, 109, 147, 161, 252, 254, 295, а также альд., остр. и арм. В ват. и алекс. нет этого чт.

Слав. слову их нет соответствия в греч.

Под словом ее, слав. ю – греч. αὐτήν, очевидно, разумеется здесь мудрость – σοφία или заповедь – ἐντολή, упоминаемая в 23 ст.

В греч. нет соответствия слав. сыне.

Блудница довольствуется материальным (иногда небольшим) вознаграждением, а замужняя (прелюбодейка) губит духовно людей, увлекающихся ею.

Оскобленному в слав. пер. слову своих (у нас своей) нет соответствующего чт. в греч. т.

Источник: Книга притчей Соломоновых в русском переводе с греческого текста LXX, с славянским переводом, введением и примечаниями / [Пер.] П. Юнгеров. - Казань : типо-лит. Имп. ун-та, 1908. - 154 с.

Шенуте

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым

Лишь пчела все собирает и почитается, как Божественная Премудрость говорит: любима же она всеми и славна ( Притч 6:9 ; LXX). <…> Более того, пчелу по заслугам любят, ибо труды ее - во услаждение царей и всех людей.

Свт. Василий Великий

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым

И какое зло - праздность, нужно ли говорить об этом, когда апостол ясно повелевает не работающему даже и не есть? Поэтому как необходимо каждому ежедневно вкушение пищи, так же необходимо и дело по мере сил. <…> И Господь сочетал леность с лукавством, сказав: лукавый раб и ленивый ( Мф 25:26 ) . Также и премудрый Соломон не только хвалит занимающегося делом за упомянутое выше, но и обличает ленивого сравнением с самыми малыми животными, говоря: Пойди к муравью, ленивец ( Притч 6:6 ) . Поэтому надо бояться, чтобы и нам в день суда не сказано было то же самое, когда Давший нам силы заниматься делом потребует и делания, соразмерного с силами.

Свт. Иоанн Златоуст

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым

Не хочешь, говорит, понять из Писания, что трудиться - доброе дело и что не трудящийся не должен и есть; не хочешь выслушать этого от учителей - научись же от бессловесных [животных]. <…> Так и ты прими от муравья величайший урок трудолюбия и подивись твоему Господу - не в том только, что Он создал солнце и небо, но и в том, что создал и муравья: это животное хоть и малое, но представляет собой великое доказательство премудрости Божьей. Поразмысли же, как оно умно, и подивись, как Бог в таком малом теле мог поместить такую неутомимую охоту к трудолюбию. Итак, у муравья учись трудолюбию, а у пчелы любви - и к чистоте, и к труду, и к ближним. Она каждодневно трудится и работает не столько для себя, сколько для нас. И христианину более всего свойственно искать пользы не себе, но другим. Как пчела облетает все луга, чтобы приготовить трапезу другому, так делай и ты, человек.

К народу антиохийскому.

Пойди к муравью ( Притч 6:6 ) . Обратись к Церкви и поучись совершающимся в ней делам света - ее деятельности, достойной уважения; ее управлению, столь мудрому и чистому; ее труды прославляют цари и простые граждане; ее заповеди принимают богатые и бедные для своего спасения, хотя она не богата внешней силою, хотя в глазах мира не имеет значения. Но, веруя во Христа, она преуспевает: Ему предлежит богатая и разнообразная трапеза на то время, какое назначает. Но смотрит не на настоящее, а прилагает большую заботу о будущем.

Заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою ( Притч 6:8 ) . Смотри, как насекомое заботится о будущем. И ты наслаждаешься безопасностью в настоящей жизни, - но смотри, чтобы не оказался у тебя дом, когда настанет зима, пустым, без запасов пищи. Обрати внимание на правомерность ее: не так, что полезна царям, а простым людям бесполезна; ее врачевство помогает разным образом многим и из тех, и из других; она служит природе, а не почестям. Таким будь и ты, цени не лицо, а существо дела. И что особенно хорошее заключает в своем теле? Ничего. Для того чтобы ленивый не сослался на слабость, писатель книги избрал слабейшее из животных, отнимая у него возможность оправдания. Любима же и не имеющими, и не обладающими; каждый день и в деревнях, и городах мы слышим бесчисленные похвалы этому роду насекомых.

Свт. Кирилл Иерусалимский

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым

Трудолюбивейший муравей пробуждает ленивого и беспечного. Ибо кто проводит юные лета в праздности, тот вразумляется животными бессловесными, будучи обличаем словами божественного Писания: Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрее, чем он ( Притч 6:6 ; LXX). Ибо видя, как он заблаговременно собирает для себя пищу, подражай ему и собирай для себя плоды добрых дел на будущую жизнь. Обличаешься и этими словами: иди к пчеле и познай, как она трудолюбива ( Притч 6:9 ; LXX). Она, облетая все цветы, составляет для пользы твоей мед, чтобы и ты, перечитывая все божественные Писания, достигал своего спасения.

Читайте также: