Притчи 3 6 сравнение переводов

Обновлено: 22.11.2024

Прит. 3:1-2. Слову наставления здесь соответствует евр. торах, означавшее как Моисеев закон, так и обучение ему. Человек, который почитает отца и учителя, а то, чему он «наставляет его», т. е. заповеди закона, хранит в сердце, другими словами, постоянно руководствуется ими в жизни, будет награжден долголетием, миром и покоем.

Награда эта понималась и как знак Божьего благоволения и как следствие воздержанной, благоразумной жизни. Еврейское шалом, обычно (и тут) переводимое как «мир», включает в себя более чем наши понятия мира и процветания, предполагая и жизнь, чуждую раздвоенности, в здоровьи и гармонии. В сущности шалом — это пожелание полноты бытия.

Прит. 3:3-4. Фраза Милость и истина нередко употребляется на страницах Библии как «устойчивое словосочетание», причем евр. ве-эмет, переводимое на русский язык как «истина», означает и неизменную правдивость и вытекающую из нее «верность» (обычно верность Господа Его завету с людьми). Вообще же это словосочетание может относиться и к людям, подтверждением чему служит стих 3: прибегая к этому выражению, Соломон наставляет сына всегда быть милосердным (милостивым), правдивым и верным — своему слову и обязательствам, как и людям, доверившимся ему.

2. ПРИЗЫВ (ЗАПОВЕДЬ) НАДЕЯТЬСЯ НА ГОСПОДА, БОЯТЬСЯ ЕГО И НЕ ПОЛАГАТЬСЯ НА СВОЙ РАЗУМ (3:5-8)

Познавай в стихе 6 предполагает не простое признание того факта, что Бог существует, а познание Его как Того, Кто близок каждому человеку, открывающему Ему сердце, Кто, невидимый, всегда рядом с таким человеком («соучаствуя» во всей жизни его — Во всех путях твоих познавай Его). Самонадеянный (полагающийся па разум свой) сам отдаляет от себя Бога; к смиренному же Он близок. К смирению и призывает Соломон сына в стихе 5, обещая ему, что в награду Господь направит стези его (стих 6). Это означает более чем руководство, но предполагает и удаление излишних препятствий, помощь в достижении цели, облегчении жизни как таковой (сравните 3:10, 16, 24-25).

Прит. 3:7-8. Первая фраза стиха 7 повторяет в иных словах мысль, выраженную во второй фразе стиха 5 «Боязнь» Господа, т. е. благоговейное отношение к Нему, несовместимо с тяготением ко злу. А «удаление от зла», в свою очередь, есть залог крепкого здоровья как физического, так и душевного.

3. ЧТИ ГОСПОДА ОТ ИМЕНИЯ ТВОЕГО (3:9-10)

Прит. 3:9-10. В Израиле «почтить» Господа от имения своего (т. е. ежегодно посвящать Ему десятину от своих стад и всех произведений земли) и от начатков всех прибытков своих (т. е. приносить Ему первые плоды от всякого урожая и первородных от скота своего; Втор. 26:1-3,9-11; сравните Прит. 3:6) означало выразить Ему благодарность за попечение Его о людях. «Чтущему Господа» Соломон напоминает, что «взамен» житницы его наполнятся зерном, и в точилах его не будет недостатка в новом вине (стих 10 сравнитесо стихом 4). В принципе это верно, что благочестие и смирение благословляются свыше (стих 2; Втор. 28:1-14; Матф. 6:33).

Но обобщение такого рода, характерное для книги Притчей, не означает, что Богу «не позволительны исключения». Ведь если бы это было так, то пришлось бы вести речь о людях, которые приходят к Господу не с тем, чтобы «почтить» Его, а стем, чтобы «с выгодой вложить свой капитал». Может быть, не случайно стих 10 «уравновешивается» в этом смысле стихами 11-12.

4. НАКАЗАНИЯ ГОСПОДНЯ… НЕ ОТВЕРГАЙ (3:11-12)

Прит. 3:11-12. Бог, на Которого мы можем полагаться как на Того, Кто облегчает или устраняет препятствия на нашем пути и ведет нас к осуществлению благих целей (стихи 5-6), Кто заботится об удовлетворении наших материальных нужд, Свою любовь к нам являет и в наказании (евр. мусор, употребленное здесь, подразумевает и физическое воздействие на наказуемого).

Наказанием и обличением Божиими Соломон называет здесь любые страдания, несчастья, которые попускаются в жизни человека свыше — с педагогической целью; на основании других мест в Притчах (к примеру, 19:18; 23:13) можно говорить о сопоставлении Соломоном наказания Господня с тем, которое строгая система древнеизраильского воспитания предусматривала в семье; выразительное подтверждение этому находим (помимо 2-ой части стих 12) во Втор. 8:5, где сказано: «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего».

Отсюда призыв Соломона к разумному и терпеливому восприятию жизненных бедствий. потому что порой они служат знаком особой Божией любви к наказуемому, которого Господь посредством их вразумляет еще более и укрепляет в осознании им своей нужды в Господе, в любви к Нему. Да не озлобится он! «Тяготиться» подобными испытаниями, думать, может быть, что они посылаются Богом потому, что Ему доставляет удовольствие причинять людям боль, возможно лишь в случае упорного непонимания (и неприятия!) благих последствий этих Божиих «обличений». Мысль Соломона, выраженная в этих стихах, более подробно развивается автором послания к Евреям (Евр. 12:7-8).

Д. Высокая цена мудрости (3:13-20)

Прит. 3:13-15. Можно видеть смысловую связь между стих 13 и двумя предыдущими стихами, ибо в мудрости человек черпает терпение и смирение, с которыми переносит испытания, принимая их как волю Господню. Счастлив (блажен) такой человек, мудрость (хокма) и разум (в значении «благоразумия») которого основаны на его опыте — как житейском, так и духовном: приобретение его дороже серебра и потому, что обретший богатство далеко не всегда обретает с ним и счастье (стих 14 сравните с Еккл. 5:10-12). Мудрость дороже драгоценных камней (стих 15), которые служат внешним украшением, тогда как она украшает интеллект человека и содействует его духовному возрастанию.

Прит. 3:16-18. Мудрость выступает в роли женщины, обеими руками раздающей дары тем, которые стремились к ней и, вот, обрели и хранят. В правой руке ее главный дар — долгоденствие, а в левой — дары «вторичные» (по сравнению с главным): богатство и слава. Вспомним, что, вступив на царство, Соломон и сам в первую очередь просил у Бога мудрости и, радуясь этой просьбе его, Господь дал ему и то, чего он не просил: богатство и славу (3Цар. 3:6-13).

Пути жизни, определяемые мудростью, приятны и в том, вероятно, смысле, что ведут к успехам и к достижению поставленных целей; они мирны, потому что мудрому человеку свойственно умение разрешать возникающие разногласия и противоречия мирным путем, не вступая в конфликты. Древо жизни, впервые упоминаемое в книге Бытия (Быт. 2:9; 3:22), являлось источником здоровья и бессмертия. Мудрость-источник здоровой полноценной жизни в страхе Божием. Отсюда сравнение, к которому Соломон прибегает в стихе 18.

Прит. 3:19-21. Здесь еврейское бехокма — «премудрость». Она была движущей силой всего процесса творения, говорит Соломон, облекая свою речь в красочные образы. Их в стихе 21 относится к «здравомыслию рассудительности», являющимся атрибутами той же мудрости. Соломон призывает сына постоянно руководиться ими.

Е. О значении мудрости во взаимоотношениях с другими людьми (3:22-35)

Прит. 3:22-26. В иносказательно-образной речи перечисляются блага, которые ожидают «здравомыслящего и рассудительного» на его жизненном пути: это безопасность, чувство покоя и защищенности (стихи 24-25), свобода от страха. Они — достояние всех уповающих на Господа (стих 26).

Прит. 3:27-35. В стихах 27-31 содержится пять лаконичных сентенций, начинающихся с Не; все они касаются взаимоотношений «мудрого» с другими людьми и определяют характер его действий, поступков и поведения в целом на тех «направлениях», которым в древнеизраильском обществе придавалось особое значение. Это милосердие, благотворительность, доброжелательность к ближним, отвращение к насилию и своеволию.

В смысловом отношении стихи 27-32 связаны «попарно»: стихи 27-28; стихи 29-30 и стихи 31-32. Благотворительность как моральная добродетель ставилась древними евреями настолько высоко, что «нуждающийся» выступал в глазах «благотворящего» как тот, кому милостыня принадлежит по праву (это отражено в евр. слове баал, которое переведено как «нуждающийся» (не отказывай… нуждающемуся), если только ты в состоянии помочь ему (смысл второй фразы в стихе 27). Звучание этого наставления усиливается в следующем стихе: подай ему милостыню тотчас, не откладывай исполнения этого своего долга (подразумевается) до следующего дня (стих 28).

Не делай зла ближнему своему, который доверяет тебе (это могло быть и предостережением против нарушения 9-ой заповеди; Исх. 20:16), не ссорься с человеком, не сделавшим зла тебе. Сказанное в стихах 29-30 можно резюмировать в трех словах: будь доброжелателен к ближнему. Соблазном, особенно для неокрепшей юной души, могло служить видимое преуспевание всякого рода злодеев. Не соревнуй (т. е. не завидуй) таковым, предостерегает Соломон.

Не соблазняйся ни одним из путей их (сравните 23:17; 24:1,19), ибо это мерзость пред Господом, Который поддерживает общение только с праведными. В трех последних стихах этой главы как бы сформулирован неизменно действующий нравственный закон: Проклятие Господне тяготеет над нечестивым, благословения Его — удел благочестивых; эта мысль весьма созвучна словам Иакова и Петра (частично она цитируется обоими): Иак. 4:6; 1Пет. 5:5.

Похожая притча

Во всех путях 1870 твоих познавай 3045 Его, и Он направит 3474 стези 734 твои.

Масоретский текст | HSB3, Вестминстерский Ленинградский Кодекс

Септуагинта | LXX, перевод семидесяти

ἐν 1722 PREP πάσαις 3956 A-DPF ὁδοῖς 3598 N-DPF σου 4771 P-GS γνώριζε 1107 V-PAD-2S αὐτήν, 846 D-ASF ἵνα 2443 CONJ ὀρθοτομῇ 3718 V-PAS-3S τὰς 3588 T-APF ὁδούς 3598 N-APF σου, 4771 P-GS (ὁ 3588 T-NSM δὲ 1161 PRT πούς 4228 N-NSM σου 4771 P-GS οὐ 3364 ADV μὴ 3165 ADV προσκόπτῃ.) 4350 V-PAS-3S

Похожая притча

Прит. 3:1-2. Слову наставления здесь соответствует евр. торах, означавшее как Моисеев закон, так и обучение ему. Человек, который почитает отца и учителя, а то, чему он «наставляет его», т. е. заповеди закона, хранит в сердце, другими словами, постоянно руководствуется ими в жизни, будет награжден долголетием, миром и покоем.

Награда эта понималась и как знак Божьего благоволения и как следствие воздержанной, благоразумной жизни. Еврейское шалом, обычно (и тут) переводимое как «мир», включает в себя более чем наши понятия мира и процветания, предполагая и жизнь, чуждую раздвоенности, в здоровьи и гармонии. В сущности шалом — это пожелание полноты бытия.

Прит. 3:3-4. Фраза Милость и истина нередко употребляется на страницах Библии как «устойчивое словосочетание», причем евр. ве-эмет, переводимое на русский язык как «истина», означает и неизменную правдивость и вытекающую из нее «верность» (обычно верность Господа Его завету с людьми). Вообще же это словосочетание может относиться и к людям, подтверждением чему служит стих 3: прибегая к этому выражению, Соломон наставляет сына всегда быть милосердным (милостивым), правдивым и верным — своему слову и обязательствам, как и людям, доверившимся ему.

2. ПРИЗЫВ (ЗАПОВЕДЬ) НАДЕЯТЬСЯ НА ГОСПОДА, БОЯТЬСЯ ЕГО И НЕ ПОЛАГАТЬСЯ НА СВОЙ РАЗУМ (3:5-8)

Познавай в стихе 6 предполагает не простое признание того факта, что Бог существует, а познание Его как Того, Кто близок каждому человеку, открывающему Ему сердце, Кто, невидимый, всегда рядом с таким человеком («соучаствуя» во всей жизни его — Во всех путях твоих познавай Его). Самонадеянный (полагающийся па разум свой) сам отдаляет от себя Бога; к смиренному же Он близок. К смирению и призывает Соломон сына в стихе 5, обещая ему, что в награду Господь направит стези его (стих 6). Это означает более чем руководство, но предполагает и удаление излишних препятствий, помощь в достижении цели, облегчении жизни как таковой (сравните 3:10, 16, 24-25).

Прит. 3:7-8. Первая фраза стиха 7 повторяет в иных словах мысль, выраженную во второй фразе стиха 5 «Боязнь» Господа, т. е. благоговейное отношение к Нему, несовместимо с тяготением ко злу. А «удаление от зла», в свою очередь, есть залог крепкого здоровья как физического, так и душевного.

3. ЧТИ ГОСПОДА ОТ ИМЕНИЯ ТВОЕГО (3:9-10)

Прит. 3:9-10. В Израиле «почтить» Господа от имения своего (т. е. ежегодно посвящать Ему десятину от своих стад и всех произведений земли) и от начатков всех прибытков своих (т. е. приносить Ему первые плоды от всякого урожая и первородных от скота своего; Втор. 26:1-3,9-11; сравните Прит. 3:6) означало выразить Ему благодарность за попечение Его о людях. «Чтущему Господа» Соломон напоминает, что «взамен» житницы его наполнятся зерном, и в точилах его не будет недостатка в новом вине (стих 10 сравнитесо стихом 4). В принципе это верно, что благочестие и смирение благословляются свыше (стих 2; Втор. 28:1-14; Матф. 6:33).

Но обобщение такого рода, характерное для книги Притчей, не означает, что Богу «не позволительны исключения». Ведь если бы это было так, то пришлось бы вести речь о людях, которые приходят к Господу не с тем, чтобы «почтить» Его, а стем, чтобы «с выгодой вложить свой капитал». Может быть, не случайно стих 10 «уравновешивается» в этом смысле стихами 11-12.

4. НАКАЗАНИЯ ГОСПОДНЯ… НЕ ОТВЕРГАЙ (3:11-12)

Прит. 3:11-12. Бог, на Которого мы можем полагаться как на Того, Кто облегчает или устраняет препятствия на нашем пути и ведет нас к осуществлению благих целей (стихи 5-6), Кто заботится об удовлетворении наших материальных нужд, Свою любовь к нам являет и в наказании (евр. мусор, употребленное здесь, подразумевает и физическое воздействие на наказуемого).

Наказанием и обличением Божиими Соломон называет здесь любые страдания, несчастья, которые попускаются в жизни человека свыше — с педагогической целью; на основании других мест в Притчах (к примеру, 19:18; 23:13) можно говорить о сопоставлении Соломоном наказания Господня с тем, которое строгая система древнеизраильского воспитания предусматривала в семье; выразительное подтверждение этому находим (помимо 2-ой части стих 12) во Втор. 8:5, где сказано: «И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего».

Отсюда призыв Соломона к разумному и терпеливому восприятию жизненных бедствий. потому что порой они служат знаком особой Божией любви к наказуемому, которого Господь посредством их вразумляет еще более и укрепляет в осознании им своей нужды в Господе, в любви к Нему. Да не озлобится он! «Тяготиться» подобными испытаниями, думать, может быть, что они посылаются Богом потому, что Ему доставляет удовольствие причинять людям боль, возможно лишь в случае упорного непонимания (и неприятия!) благих последствий этих Божиих «обличений». Мысль Соломона, выраженная в этих стихах, более подробно развивается автором послания к Евреям (Евр. 12:7-8).

Д. Высокая цена мудрости (3:13-20)

Прит. 3:13-15. Можно видеть смысловую связь между стих 13 и двумя предыдущими стихами, ибо в мудрости человек черпает терпение и смирение, с которыми переносит испытания, принимая их как волю Господню. Счастлив (блажен) такой человек, мудрость (хокма) и разум (в значении «благоразумия») которого основаны на его опыте — как житейском, так и духовном: приобретение его дороже серебра и потому, что обретший богатство далеко не всегда обретает с ним и счастье (стих 14 сравните с Еккл. 5:10-12). Мудрость дороже драгоценных камней (стих 15), которые служат внешним украшением, тогда как она украшает интеллект человека и содействует его духовному возрастанию.

Прит. 3:16-18. Мудрость выступает в роли женщины, обеими руками раздающей дары тем, которые стремились к ней и, вот, обрели и хранят. В правой руке ее главный дар — долгоденствие, а в левой — дары «вторичные» (по сравнению с главным): богатство и слава. Вспомним, что, вступив на царство, Соломон и сам в первую очередь просил у Бога мудрости и, радуясь этой просьбе его, Господь дал ему и то, чего он не просил: богатство и славу (3Цар. 3:6-13).

Пути жизни, определяемые мудростью, приятны и в том, вероятно, смысле, что ведут к успехам и к достижению поставленных целей; они мирны, потому что мудрому человеку свойственно умение разрешать возникающие разногласия и противоречия мирным путем, не вступая в конфликты. Древо жизни, впервые упоминаемое в книге Бытия (Быт. 2:9; 3:22), являлось источником здоровья и бессмертия. Мудрость-источник здоровой полноценной жизни в страхе Божием. Отсюда сравнение, к которому Соломон прибегает в стихе 18.

Прит. 3:19-21. Здесь еврейское бехокма — «премудрость». Она была движущей силой всего процесса творения, говорит Соломон, облекая свою речь в красочные образы. Их в стихе 21 относится к «здравомыслию рассудительности», являющимся атрибутами той же мудрости. Соломон призывает сына постоянно руководиться ими.

Е. О значении мудрости во взаимоотношениях с другими людьми (3:22-35)

Прит. 3:22-26. В иносказательно-образной речи перечисляются блага, которые ожидают «здравомыслящего и рассудительного» на его жизненном пути: это безопасность, чувство покоя и защищенности (стихи 24-25), свобода от страха. Они — достояние всех уповающих на Господа (стих 26).

Прит. 3:27-35. В стихах 27-31 содержится пять лаконичных сентенций, начинающихся с Не; все они касаются взаимоотношений «мудрого» с другими людьми и определяют характер его действий, поступков и поведения в целом на тех «направлениях», которым в древнеизраильском обществе придавалось особое значение. Это милосердие, благотворительность, доброжелательность к ближним, отвращение к насилию и своеволию.

В смысловом отношении стихи 27-32 связаны «попарно»: стихи 27-28; стихи 29-30 и стихи 31-32. Благотворительность как моральная добродетель ставилась древними евреями настолько высоко, что «нуждающийся» выступал в глазах «благотворящего» как тот, кому милостыня принадлежит по праву (это отражено в евр. слове баал, которое переведено как «нуждающийся» (не отказывай… нуждающемуся), если только ты в состоянии помочь ему (смысл второй фразы в стихе 27). Звучание этого наставления усиливается в следующем стихе: подай ему милостыню тотчас, не откладывай исполнения этого своего долга (подразумевается) до следующего дня (стих 28).

Не делай зла ближнему своему, который доверяет тебе (это могло быть и предостережением против нарушения 9-ой заповеди; Исх. 20:16), не ссорься с человеком, не сделавшим зла тебе. Сказанное в стихах 29-30 можно резюмировать в трех словах: будь доброжелателен к ближнему. Соблазном, особенно для неокрепшей юной души, могло служить видимое преуспевание всякого рода злодеев. Не соревнуй (т. е. не завидуй) таковым, предостерегает Соломон.

Не соблазняйся ни одним из путей их (сравните 23:17; 24:1,19), ибо это мерзость пред Господом, Который поддерживает общение только с праведными. В трех последних стихах этой главы как бы сформулирован неизменно действующий нравственный закон: Проклятие Господне тяготеет над нечестивым, благословения Его — удел благочестивых; эта мысль весьма созвучна словам Иакова и Петра (частично она цитируется обоими): Иак. 4:6; 1Пет. 5:5.

Похожая притча

И 2532 язык 1100 - огонь, 4442 прикраса 2889 неправды; 93 язык 1100 в 2525 таком 3779 положении 2525 находится между 1722 членами 3196 нашими, 2257 что оскверняет 4695 все 3650 тело 4983 и 2532 воспаляет 5394 круг 5164 жизни, 1078 будучи 5394 сам воспаляем 5394 от 5259 геенны. 1067

Textus Receptus | Stephanus 1550, Общепринятый текст

καὶ 2532 ἡ 3588 γλῶσσα 1100 πῦρ 4442 ὁ 3588 κόσμος 2889 τῆς 3588 ἀδικίας 93 οὕτως 3779 ἡ 3588 γλῶσσα 1100 καθίσταται 2525 ἐν 1722 τοῖς 3588 μέλεσιν 3196 ἡμῶν 2257 ἡ 3588 σπιλοῦσα 4695 ὅλον 3650 τὸ 3588 σῶμα 4983 καὶ 2532 φλογίζουσα 5394 τὸν 3588 τροχὸν 5164 τῆς 3588 γενέσεως 1078 καὶ 2532 φλογιζομένη 5394 ὑπὸ 5259 τῆς 3588 γεέννης 1067

Читайте также: