Притчи 12 глава толкование
Обновлено: 21.11.2024
12:1 Всякий, кто открыт для обличения и наставления, тем самым показывает, что он действительно желает научиться. Человек, которого возмущает, когда его исправляют, и который отвергает обличение, тот невежда.
12:2 Нравственный, этичный человек может быть уверен в благоволении Господа. Человек с коварными намерениями может ровно настолько же быть уверен в Его осуждении. "Задумайтесь, — писал Форман, — высшая Сила во вселенной против деяний нечестивого определила, что все его усилия окажутся безуспешны! Высшая Сила оставляет человека наедине с самим собой в безмолвном пренебрежении".
12:3 Жизни, над которыми властвует беззаконие, не имеют стабильности. Они подобны семени, которое падает в каменистых местах (Мф. 13:5, 6), где слой почвы неглубок, и, не имея корня, семя вскоре засыхает.
Корень же праведника покоится глубоко в Боге. Он способен устоять даже тогда, когда на него обрушиваются сильнейшие жизненные бури. Такого человека описывает Псалом 1:3.
12:4 Добродетельная жена доставляет радость и веселье своему мужу. Но та, кто порочит своего мужа, разочаровывает и подводит его — как если бы кости его разрушила гниль.
12:5 Цели праведного достойны похвалы, и ровно настолько же планы нечестивых коварны и обманчивы. Иначе говоря, цели человека являются отражением его характера.
12:6 Своими словами грешники раскладывают смертельные ловушки перед наивными и неосмотрительными. Праведные же спасают себя и других, говоря истину.
12:7 Когда правосудие настигает нечестивых, это становится для них концом. Благочестивые люди стоят на прочном основании, и им не страшны бедствия и несчастья.
12:8 Люди хорошо отзываются о том, кто обладает проницательностью и поступает мудро, но не питают ничего, кроме презрения, к тому, кто живет без моральных принципов.
12:9 Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. Даже низкое положение и еда на столе лучше, чем мнимый высокий ранг и голод.
12:10 Доброта праведного распространяется даже на животных, а нечестивый человек жесток, даже тогда, когда считает, что поступает мягко.
Хотя Бог превосходит Своим положением всех, Он не считает ниже своего достоинства заботиться о животных, и даже устанавливает законы о них (Исх. 20:10; 23:4, 5). Он даже установил заповедь о птичьих гнездах (Втор. 22:6).
12:11 Человек, который занимается позитивным, созидательным трудом, например, сельским хозяйством, будет насыщен, и его нужды будут обеспечены. А тот, кто тратит свое время на бесполезные занятия, — у того пусты не только кладовые, но и голова.
12:12 Нечестивый стремится уловить ближнего своего своими сетями, стремясь к неправедной наживе. Иначе говоря, нечестивый желает того, что принадлежит другому.
В противоположность этому, праведник довольствуется тем, что сам обеспечивает свои нужды.
12:13 Нечестивые люди часто оказываются пойманными в ловушку своими собственными словами. Они претыкаются о свои собственные рассказы, которые подчас не соответствуют тому, что они говорили ранее. Лжецу необходимо иметь выдающуюся память, иначе он сам запутается в своих историях. А для того, чтобы поддерживать существование одной лжи, ему придется выстроить целую цепочку других.
Праведник выйдет из беды. Бог не обещает Своим детям, что они избегут всех неприятностей, но что они выйдут из них победителями.
12:14 Добрые слова и добрые поступки несут в себе свое собственное вознаграждение. Мудрая, добрая и чистая речь вознаграждается любовью, благосклонностью и уважением. Добрые дела возвращаются к человеку благословениями.
12:15 Глупца невозможно в чем-либо убедить. Он сам все знает, и не желает прислушиваться к советам. Мудрый же человек принимает наставление. Он понимает, что один человек никогда не сможет увидеть все стороны вопроса сразу.
12:16 Глупец не контролирует свой гнев. Он взрывается в ответ на малейшую провокацию. Благоразумный человек знает, как проигнорировать оскорбление, и умеет владеть собой.
12:17 Свидетель, говорящий в суде истину, представляет праведные показания. А свидетель ложный говорит обман.
12:18 Некоторые люди пользуются своим языком как мечом, "рубят с плеча", нанося окружающим боль и раны. Слова же мудрого врачуют, то есть, исцеляют раны, нанесенные болтуном.
12:19 Истина вечна. Почему? Потому что истина — это то, что Бог говорит о чем-либо, поэтому она неизменна.
Лживый язык недолговечен, как мгновение ока.
12:20 Коварство наполняет сердце тех, кто замышляет нечестие. Сердце же тех, кто ищет мира, исполнено радостью.
12:21 Утверждение, что с праведником не приключится никакого смертельного зла, истинно в общем смысле. Тем не менее, и у этого правила есть исключения. Истиной без исключений является то, что праведным не грозят те ужасные последствия, которые влекут за собой деяния нечестивых.
На нечестивых же обрушивается великое множество подобных бед.
12:22 Бог ненавидит лжецов. Мы должны с великой тщательностью избегать преувеличений, "белой лжи", или лжи во спасение, искажения истины, и полуправды! Верный способ обрести Божье благоволение и доставить радость Его сердцу — это быть абсолютно честным и верным в словах.
12:23 Рассудительный человек не выставляет напоказ то, сколько он знает. Он скромно скрывает свою ученость. Однако и краткого пребывания в обществе глупых достаточно для того, чтобы они проявили свою глупость.
12:24 При обычном течении жизни преданные, прилежные люди поднимаются на руководящие позиции так же, как сливки поднимаются на поверхность молока. Лень приводит к нищете, а нищета вынуждает человека находиться в подчинении у других.
Освальд Чемберс сказал, что небрежность является оскорблением Святого Духа. Он мог бы сказать то же и о лености.
12:25 Тоска . подавляет человека. Доброе, ободряющее или утешающее слово может самым чудесным образом помочь человеку воспрянуть духом.
12:26 В противоположность бытующему мнению, праведник все же находится в лучшем положении, нежели его нечестивый сосед. Иногда создается впечатление, что все наоборот: что грешники всегда получают лучшую долю, и это приводит людей к заблуждению, что запретный плод действительно слаще. Поэтому христианин должен выбирать друзей осторожно.
12:27 Этот ленивый бездельник либо не ходит на охоту, либо не жарит ту дичь, которую ему удалось поймать. В первом варианте ему не хватает мотивации для того, чтобы начать что-либо делать; во втором — стремления, чтобы закончить начатое.
Вторая часть стиха на иврите так же неясна, как и первая, но можно быть уверенным в том, что прилежный человек ценит то, что он заработал, и использует это наилучшим образом. Такой была Руфь: она вымолотила то, что насобирала (Руфь 2:17). Изучая Библию мы должны постоянно стремиться углубить свои познания, что можно сделать через размышление над Писанием, молитву и практическое послушание:
Твоим Священным Словом мы кормимся, живем, растем,
Идем вперед в познании Христа, и исполняем, то, что уже познали.
12:28 Узкая стезя праведности дарует жизнь на пути, и приводит к жизни в конце путешествия. На ней нет смерти, которая подстерегает каждого, идущего широкой дорогой, ведущей к погибели. "Жизнь" здесь подразумевает будущее за порогом смерти — жизнь вечную. В Новом Интернациональном Переводе (НМВ) этот стих звучит следующим образом: "На пути праведности — жизнь; на ее стезе — бессмертие".
Похожая притча
12:1 Всякий, кто открыт для обличения и наставления, тем самым показывает, что он действительно желает научиться. Человек, которого возмущает, когда его исправляют, и который отвергает обличение, тот невежда.
12:2 Нравственный, этичный человек может быть уверен в благоволении Господа. Человек с коварными намерениями может ровно настолько же быть уверен в Его осуждении. "Задумайтесь, – писал Форман, – высшая Сила во вселенной против деяний нечестивого определила, что все его усилия окажутся безуспешны! Высшая Сила оставляет человека наедине с самим собой в безмолвном пренебрежении".
12:3 Жизни, над которыми властвует беззаконие, не имеют стабильности. Они подобны семени, которое падает в каменистых местах (Мф. 13:5, 6), где слой почвы неглубок, и, не имея корня, семя вскоре засыхает.
Корень же праведника покоится глубоко в Боге. Он способен устоять даже тогда, когда на него обрушиваются сильнейшие жизненные бури. Такого человека описывает Псалом 1:3.
12:4 Добродетельная жена доставляет радость и веселье своему мужу. Но та, кто порочит своего мужа, разочаровывает и подводит его – как если бы кости его разрушила гниль.
12:5 Цели праведного достойны похвалы, и ровно настолько же планы нечестивых коварны и обманчивы. Иначе говоря, цели человека являются отражением его характера.
12:6 Своими словами грешники раскладывают смертельные ловушки перед наивными и неосмотрительными. Праведные же спасают себя и других, говоря истину.
12:7 Когда правосудие настигает нечестивых, это становится для них концом. Благочестивые люди стоят на прочном основании, и им не страшны бедствия и несчастья.
12:8 Люди хорошо отзываются о том, кто обладает проницательностью и поступает мудро, но не питают ничего, кроме презрения, к тому, кто живет без моральных принципов.
12:9 Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе. Даже низкое положение и еда на столе лучше, чем мнимый высокий ранг и голод.
12:10 Доброта праведного распространяется даже на животных, а нечестивый человек жесток, даже тогда, когда считает, что поступает мягко.
Хотя Бог превосходит Своим положением всех, Он не считает ниже своего достоинства заботиться о животных, и даже устанавливает законы о них (Исх. 20:10; 23:4, 5). Он даже установил заповедь о птичьих гнездах (Втор. 22:6).
12:11 Человек, который занимается позитивным, созидательным трудом, например, сельским хозяйством, будет насыщен, и его нужды будут обеспечены. А тот, кто тратит свое время на бесполезные занятия, – у того пусты не только кладовые, но и голова.
12:12 Нечестивый стремится уловить ближнего своего своими сетями, стремясь к неправедной наживе. Иначе говоря, нечестивый желает того, что принадлежит другому.
В противоположность этому, праведник довольствуется тем, что сам обеспечивает свои нужды.
12:13 Нечестивые люди часто оказываются пойманными в ловушку своими собственными словами. Они претыкаются о свои собственные рассказы, которые подчас не соответствуют тому, что они говорили ранее. Лжецу необходимо иметь выдающуюся память, иначе он сам запутается в своих историях. А для того, чтобы поддерживать существование одной лжи, ему придется выстроить целую цепочку других.
Праведник выйдет из беды. Бог не обещает Своим детям, что они избегут всех неприятностей, но что они выйдут из них победителями.
12:14 Добрые слова и добрые поступки несут в себе свое собственное вознаграждение. Мудрая, добрая и чистая речь вознаграждается любовью, благосклонностью и уважением. Добрые дела возвращаются к человеку благословениями.
12:15 Глупца невозможно в чем-либо убедить. Он сам все знает, и не желает прислушиваться к советам. Мудрый же человек принимает наставление. Он понимает, что один человек никогда не сможет увидеть все стороны вопроса сразу.
12:16 Глупец не контролирует свой гнев. Он взрывается в ответ на малейшую провокацию. Благоразумный человек знает, как проигнорировать оскорбление, и умеет владеть собой.
12:17 Свидетель, говорящий в суде истину, представляет праведные показания. А свидетель ложный говорит обман.
12:18 Некоторые люди пользуются своим языком как мечом, "рубят с плеча", нанося окружающим боль и раны. Слова же мудрого врачуют, то есть, исцеляют раны, нанесенные болтуном.
12:19 Истина вечна. Почему? Потому что истина – это то, что Бог говорит о чем-либо, поэтому она неизменна.
Лживый язык недолговечен, как мгновение ока.
12:20 Коварство наполняет сердце тех, кто замышляет нечестие. Сердце же тех, кто ищет мира, исполнено радостью.
12:21 Утверждение, что с праведником не приключится никакого смертельного зла, истинно в общем смысле. Тем не менее, и у этого правила есть исключения. Истиной без исключений является то, что праведным не грозят те ужасные последствия, которые влекут за собой деяния нечестивых.
На нечестивых же обрушивается великое множество подобных бед.
12:22 Бог ненавидит лжецов. Мы должны с великой тщательностью избегать преувеличений, "белой лжи", или лжи во спасение, искажения истины, и полуправды! Верный способ обрести Божье благоволение и доставить радость Его сердцу – это быть абсолютно честным и верным в словах.
12:23 Рассудительный человек не выставляет напоказ то, сколько он знает. Он скромно скрывает свою ученость. Однако и краткого пребывания в обществе глупых достаточно для того, чтобы они проявили свою глупость.
12:24 При обычном течении жизни преданные, прилежные люди поднимаются на руководящие позиции так же, как сливки поднимаются на поверхность молока. Лень приводит к нищете, а нищета вынуждает человека находиться в подчинении у других.
Освальд Чемберс сказал, что небрежность является оскорблением Святого Духа. Он мог бы сказать то же и о лености.
12:25 Тоска . подавляет человека. Доброе, ободряющее или утешающее слово может самым чудесным образом помочь человеку воспрянуть духом.
12:26 В противоположность бытующему мнению, праведник все же находится в лучшем положении, нежели его нечестивый сосед. Иногда создается впечатление, что все наоборот: что грешники всегда получают лучшую долю, и это приводит людей к заблуждению, что запретный плод действительно слаще. Поэтому христианин должен выбирать друзей осторожно.
12:27 Этот ленивый бездельник либо не ходит на охоту, либо не жарит ту дичь, которую ему удалось поймать. В первом варианте ему не хватает мотивации для того, чтобы начать что-либо делать; во втором – стремления, чтобы закончить начатое.
Вторая часть стиха на иврите так же неясна, как и первая, но можно быть уверенным в том, что прилежный человек ценит то, что он заработал, и использует это наилучшим образом. Такой была Руфь: она вымолотила то, что насобирала (Руфь 2:17). Изучая Библию мы должны постоянно стремиться углубить свои познания, что можно сделать через размышление над Писанием, молитву и практическое послушание:
Твоим Священным Словом мы кормимся, живем, растем,
Идем вперед в познании Христа, и исполняем, то, что уже познали.
12:28 Узкая стезя праведности дарует жизнь на пути, и приводит к жизни в конце путешествия. На ней нет смерти, которая подстерегает каждого, идущего широкой дорогой, ведущей к погибели. "Жизнь" здесь подразумевает будущее за порогом смерти – жизнь вечную. В Новом Интернациональном Переводе (НМВ) этот стих звучит следующим образом: "На пути праведности – жизнь; на ее стезе – бессмертие".
Похожая притча
1–3. О внутренней и внешней противоположности добра и зла вообще. 4–11. О счастье и несчастье домашней жизни и о причинах того и другого. 12–22. О положительных и отрицательных явлениях в жизни общественной, преимущественно в связи с должным или недолжным употреблением языка 23–26. О мудрости, правде и прилежании с их противоположностями.
Притч.12:1 . Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда.
Притч.12:2 . Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит.
Притч.12:3 . Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен.
Мысль о том, что путь к мудрости заключается в наставлении и тщательном внимании к нему (ст. 1), представляет повторение высказанного в Притч 10.17 ; а мысль о прочности единой лишь праведности (ст. 3) выражена была ранее в Притч 10.25 .
Притч.12:4 . Добродетельная жена – венец для мужа своего; а позорная – как гниль в костях его.
Притч.12:5 . Промышления праведных – правда, а замыслы нечестивых – коварство.
Притч.12:6 . Речи нечестивых – засада для пролития крови, уста же праведных спасают их.
Притч.12:7 . Коснись нечестивых несчастие – и нет их, а дом праведных стоит.
Притч.12:8 . Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении.
Притч.12:9 . Лучше простой, но работающий на себя, нежели выдающий себя за знатного, но нуждающийся в хлебе.
Притч.12:10 . Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко.
Притч.12:11 . Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен.–
Притч.12 :11a. –[Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие.]
На первом месте в ряду благ домашней жизни человека поставляется доблестная жена, именуемая венцом мужа своего (4а) – так как ее труд, прилежание, толковость и под. приносят мужу богатство, честь и славу (ср. Притч 31.10 след.); напротив, неизмеримо велик вред для мужа от злой жены: как червь подтачивает дерево, и оно сохнет и гибнет, так и злая жена подтачивает здоровье и благосостояние мужа и всей семьи (ср. Сир 25.11 и след.). Затем, после общего противоположения благотворности мыслей, намерений, слов и дел праведников и зловредности всего этого у нечестивых (ст. 5–6) и указания противоположности внешней конечной судьбы нечестивого и праведного (ст. 7, ср. Притч 10.25 ), а также не одинакового отношения общественного мнения к словам и речам того и другого (ст. 8), похваляется трудолюбие незнатного бедняка и осуждается презрение к труду и бездеятельность человека тщеславного своим происхождением (ст. 9), частнее, похваляется труд земледельца и осуждается всякая праздность, приводящая к разным порокам, напр., к пьянству (ст. 11 по LXX-ти). К характеристике праведника принадлежит (ст. 10) и то, что он оказывает милосердие и к животным, повинуясь внушениям естественного чувства сострадания и следуя прямым предписаниям закона ( Исх 20.10 ; Исх 22.4–5 ; Лев.22:28 ; Втор 25.4 ), предписывавшего еврею гуманное обращение и с животными.
Притч.12:12 . Нечестивый желает уловить в сеть зла; но корень праведных тверд.
Притч.12:13 . Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды.–
Притч.12 :13a. –[Смотрящий кротко помилован будет, а встречающийся в воротах стеснит других.]
Притч.12:14 . От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку – по делам рук его.
Притч.12:15 . Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр.
Притч.12:16 . У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
Притч.12:17 . Кто говорит то, что знает, тот говорит правду; а у свидетеля ложного – обман.
Притч.12:18 . Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует.
Притч.12:19 . Уста правдивые вечно пребывают, а лживый язык – только на мгновение.
Притч.12:20 . Коварство – в сердце злоумышленников, радость – у миротворцев.
Притч.12:21 . Не приключится праведнику никакого зла, нечестивые же будут преисполнены зол.
Притч.12:22 . Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему.
Желания, слова и дела нечестивого и праведного существенно различны, различен и плод, последствие их для того и другого, неудача и прямая гибель для нечестивого, и спасение для праведного (ст. 12–14, сн. Притч 18.7 ; Пс 61.13 ).
Затем противополагаются самомнение и нетерпеливость безумного и скромность (в принятии советов от ближних) и терпеливость и осторожность (при получении обид) мудрого (ст. 15–16), а также правдивость и истинность свидетельства мудрого и ложь, коварство и злоба свидетельства безумного и нечестивого (ст. 17–22). Будучи само по себе злом, которое всегда болезненно отзывается в сердце ближнего, как бы нанося ему рану (ст. 18), свидетельство или лжесвидетельство нечестивого и самому ему приносит гибель (ст. 19–20), главное – лишение милости Божией, которая неразлучна с правыми сердцем, словами и делами (ст. 22).
Притч.12:23 . Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость.
Притч.12:24 . Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
Притч.12:25 . Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его.
Притч.12:26 . Праведник указывает ближнему своему путь, а путь нечестивых вводит их в заблуждение.
Притч.12:27 . Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно.
Притч.12:28 . На пути правды – жизнь, и на стезе ее нет смерти.
Похваляются сдержанность в слове, присущая мудрому (ст. 23а), умение его – утешить словом печального (25а) и вообще преподаваемое им руководство ближнему (ст. 26), прилежание и трудолюбие (24а, 27б); напротив осуждаются противоположные пороки нечестивого. Общее заключение главы: путь правды ведет к истинной жизни и бессмертию (ст. 28).
Свт. Иоанн Златоуст
Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко
Упражнением в человеколюбии служит то, чтобы на бессловесных животных приучать себя к состраданию одноплеменникам. Милующий их тем более бывает милостив к брату, при этом вместе со скотами разумеются и ленивые по природе; милующий их поучает и помогает; но излишек в справедливости - беспокоиться о том, что не приносить пользы. Что говоришь? Праведный жалеет жизнь скота своего? Подлинно так. И здесь необходимо проявлять большую заботливость, чтобы приучиться к тому же и по отношению к одноплеменнику. Не напрасно Бог повелел и павший скот поднимать, и заблудившийся возвращать, и не связывать уст вола. Он хочет, чтобы мы оказывали скоту всякую пощаду, во-первых, ради нас самих, а во-вторых, чтобы он был в состоянии оказывать нам услуги в телесных нуждах. Это самое служит упражнением в человеколюбии и служении другим, так как милующий чужое тем более милует собственное; милующий тех, кто ему служат, тем более милостив к брату. Но тот приносит пользу тебе служением, а этот какую? Тем большую в деле Божьем. Видишь, как мы служим скоту и не считаем бесчестием? Мы служим не ему, а себе.
Похожая притча
Человеку праведному, т.е. благочестивому и добродетельному, свойственно милосердие не только к людям, но и к домашним рабочим животным (скотам). Он не забывает, что и безсловесныя твари имеют душу, способную чувствовать скорбь и радость, выражать привязанность к хозяину или отвращение, благодарность и неблагодарность. Он помнит также законы Моисеевы относительно обращения с животными, повелевающие давать рабочему скоту отдых в субботу ( Исх. 20:10 ) , не заграждать рта молотящему волу ( Втор. 25:4 ) , ни коровы, ни овцы не закалять в один день с порождениями их ( Лев. 22:28 ) , чтобы не быть матерям свидетелями крови порождений своих. Добросовестно исполняя эти законы, он и по собственному состраданию жалостлив к скоту (милует души скотов), не изнуряет рабочих животных непосильною работою, не морит голодом и жаждою, не мучит побоями. Не так поступает со скотом нечестивый. В нем нет ни чувства сострадания к безсловесной твари, ни уважения к положительным законам о кротком обращении с нею. Нечестивый, Бога не боящийся, несправедлив и немилостив к людям: можно ли ожидать от него, чтобы он лучше относился к безсловесным, работающим на него, животным? Людей он может еще бояться и страхом наказания за неправду и жестокосердие удерживаться от оскорбления их. Но безсловесныя — существа беззащитныя, их он может безнаказанно сколько угодно мучить и зрелищем их мук даже потешать себя.
Лопухин А.П.
Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко
См. Толкование на Притч. 12:4
Читайте также: